Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

Жизнь господина весомее тысячи гор.
Моя же – ничтожна
Даже в сравнении с волосом.
Оиси Кураносукэ – глава 47 преданных самураев.
Перевод: М. Успенского


У многих народов есть предания о героях, честно выполнявших свой долг. Однако вспомним, что главный долг самурая – в случае нужды умереть за своего господина. То есть и отвага, и тот же самый героизм для них, конечно, были важны и даже очень важны, но преданность ставилась гораздо выше. И вот о том, к чему это иной раз приводило в Японии, повествует хотя бы известная всем японцам история 47 самураев. Причем, кто прав, а кто нет и в чем именно, даже сами японцы не могут прийти к единому взгляду на это событие даже спустя столько лет.

Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

47 верных самураев, переходящих мост Регоку на пути к усадьбе Кира. Гравюра Утагава Куниеси.

А было так, что в предрассветных сумерках пятнадцатого дня – пятнадцатого года Гэнроку (1702) группа самураев в количестве сорока семи человек взяла штурмом дом некоего царедворца Кира Ёсинака в столице Эдо. Там эти люди убили хозяина дома и некоторых защищавших его слуг, тогда как другие были ими ранены. Об этом они немедленно уведомили власти города и самого сегуна, предоставили список участников нападения и объяснили его причину: Кира они убили, чтобы выполнить свой долг – отомстить за смерть Асано Наганори – их сюзерена, погибшего по его вине. Причина же смерти Асано была та, что ровно за год и восемь месяцев до этого, будучи на приеме во дворце сегуна он совершил нападение на Кира, несколько раз ударил его мечом викидзаси (большой меч в покоях сегуна носить запрещалось!), но только лишь ранил, а не убил.

По закону Асано совершил очень серьезный проступок: он извлек оружие из ножен в покоях сегуна, что было категорически запрещено. Власти посовещались и решили, что Асано достоин смерти через сэппуку, а вот Кира постановили похвалить за его сдержанность. Однако уже тогда многие указывали на то обстоятельство, что существовало судебное правило кэнка ресэибаи или равная ответственность участников одного преступления. К тому же Кира был жадным пройдохой и вымогателем, и что он, пользуясь своим положением придворного высокого ранга, не брезгует получать деньги со всех тех, кто должен был предстать перед сегуном за знакомство их с правилами дворцового этикета. Асано – человек молодой и горячий напал на Кира из-за того, что тот оскорбил его, и, следовательно, вынудил так поступить. Поэтому по правилам к смерти нужно было приговорить обоих, однако по непонятной причине приговорили лишь только одного!

В итоге Асано должен был совершить сэппуку, которую он и сделал, написав следующие предсмертные стихи:
С ветром играя, цветы опадают,
Я ещё легче с весной прощаюсь
И все же – почему?*

Многим такое решение сегуна не понравилось. Говорили, что законы одинаковы для каждого и сам Кира виноват тут не меньше, чем Асано, так как это он его спровоцировал своим недостойным поведением. Однако, что было делать, когда несправедливость уже совершилась?! Семья Асано имело 300 вассалов, и, понятно, что по традиции смерть их господина означала смерть также и для них. Понятно, что любой самурай мог после этого остаться в живых и жить, превратившись в ронина. Но тогда они были бы опозорены перед всеми навсегда. И многие из самураев Асано так и поступили – то есть сразу же после его самоубийства разбежались из замка кто куда. Но нашлись и те, что решили для вида покориться сегуну, притвориться, что жизнь им дороже чести, а уже после этого любой ценой убить Кира и осуществить предписанную кодексом самурая месть.

Договорившись обо всем, сорок семь самых верных самураев Асано расстались, и разошлись кто куда, притворяясь, что выбрали для себя путь бесчестья. Поскольку за ними могли бы следить, одни самураи предались пьянству, другие стали завсегдатаями веселых домов, а один так и вовсе стал изображать из себя помешанного. Зато когда через год и ровно восемь месяцев подозревать вассалов Асано в дурных намерениях перестали и за ними перестали следить, они собрались все вместе и решили исполнить задуманное. Для этого они переоделись пожарными (только им можно было расхаживать по улицам столицы ночью и с оружием в руках), отправились в Эдо и напали на дом Кира, где обезглавили его самого, ранили его сына и убили множество слуг. После этого они отправились в Сиба, где в храме Сэнгаку положили голову Кира у могилы своего господина. Они также отправили письмо губернатору провинции и заявили, что будут ждать решения сегуна. Перед властями встала непростая задача: с одной стороны их поступок в точности соответствовал бусидо; но это был пример непослушания приказу сёгуна. Они проникли в Эдо вооруженными и убили придворного чиновника вопреки его запрещению его убивать! Пока сегун раздумывал, как поступить, он получил много прошений за них, но, как этого и следовало ожидать, вынес им смертный приговор. Но хотя сегун и решил, что они виноваты в неуважении к его власти, им позволили покончить жизнь самоубийством, как и надлежало самураям, и, разумеется, все они тут же совершили сэппуку. И это была действительно милость, потому что иначе они были бы все казнены как обычные уголовные преступники.

Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

Оиси Юраносукэ Ёсио – глава сорока семи сидит на раскладном стуле, держа в руках барабан с палочкой и поддерживая плечом копье. Первая гравюра в серии работ Утагава Куниеси, посвященных этому легендарному событию.

Интересно, что после мести Кира сдаться властям пришли только 46 человек, тогда как о судьбе последнего, Тэрасака Китиэмоно, точной информации нет. Одни говорят, что он вроде бы испугался и убежал, едва только его товарищи вошли в дом Кира, другие – что их вождь Оиси дал ему особые указания и что покинул отряд 47-ми уже потом, когда акт мщения был уже совершен, чтобы в случае чего восстановить истину о своих товарищах.

То есть месть свою они совершили, и, несмотря на это, об этом поступке в Японии люди спорят еще и сегодня! Ведь обстоятельства дела таковы, что Асано совершил нападение на Кира, будучи при дворе сегуна и этим самым нарушил закон. Он стоял позади Кира и нанес ему удар сзади, и так неловко, что только ранил. Некоторые поэтому утверждают, что это проявление малодушия и поэтому наказание, постигшее его, было вполне заслуженным. Что касается Кира, то он меч не обнажил, и хотя оставался в сознании, с побелевшим лицом упал на пол. То есть то, как он отреагировал на это нападение – это позор, который для настоящего самурая хуже смерти.

Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

Урамацу Кихэй Хидэнао изображен в одной из комнат особняка, где на специальной подставке развешаны женские кимоно.

Что до того, как люди оценивают этот поступок сорока семи, то одни считают их героями. Другие, напротив, считают, что долг самурая следует понимать буквально, мстить за господина им нужно было немедленно же, а не ждать для этого многие месяцы, а после этого покончить с собой, не дожидаясь вердикта сегуна. Неужели не ясно, говорят те, кто придерживается подобной точки зрения, что если закон нарушен, то нечего ждать указаний сверху, ведь эти люди не дети. Значит они поступили так специально, рассчитывая на милость, так как этот Кира был человек недостойный, и тогда возможно их действия посчитали бы оправданными. Правда, все единогласны во мнении, что, так как он стал причиной столь многих смертей, а в Эдо произошло смятение, то он поистине заслуживает презрения и ненависти. Но, продолжают они, ведь есть кодекс Бусидо, и в нем четко сказано, что слуга господина должен отомстить за него немедля. Поэтому и Оиси и другие самураи Асано должны были действовать сразу, не раздумывать, и не искать хитроумных способов, достойных презренных торговцев, но не настоящих самураев. А так получается, что вассалы Асано, прежде всего думали о том, чтобы доказать свою хитрость и этим самым добиться славы, и что это очень бесцеремонно с их стороны. Потом, когда они все же убили Кира и выполнили свой долг, они, наверное, думали так: «Если нам суждено умереть, то мы умрем по закону. Но вдруг за исполнение столь трудного убийства нас решат оставить в живых, и зачем же нам тогда умирать раньше времени?» То есть японцам не нравится в их поступке европейский подход к делу – «цель оправдывает средства». Это не их принцип, не их философия.

Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

Кацута Синэмон Такэтака с фонарем в руке обнаружил следующую за ним комнатную собачку.

Но эти воины все же успокоили прах своего господина, и уже только за это их действия достойны похвалы, утверждают другие. Кстати, сын Оиси и его жена также совершили сэппуку, посчитав, что им следует последовать примеру отца и мужа. А вот какова история надгробной эпитафии Ядзама Мотооки – самурая, которому выпала честь лично расправиться с Кира. На его могилу жена принесла бумажную полоску тандзаку с написанными на ней следующими стихами:
За господина
Ты – воин, чуждый сомнений, –
Отдал жизнь,
Но оставил
Доброе имя.

И тоже совершила сэппуку – вот как!. Так что крови из-за Кира и Асано пролилось действительно очень много… Ну, а сами сорок шесть ронинов были погребены там же, где был похоронен и Асано. Их могилы являются объектом поклонения, а одежда и оружие и сейчас еще хранятся монахами Сэнгаку как реликвии. Доброе имя Асано в итоге было восстановлено, а его семье вернули даже часть прежних владений.

Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

Усиода Масанодзё Таканори, затягивающий обшлаг кольчуги.

Интересно другое – верность долгу и даже смерть из-за невозможности исполнить свои обязанности перед господином были характерны и для рыцарства, а затем и дворянства Европы, но там мало кто, выходя на смертный бой, слагал прощальные стихи, тогда как в данном случае их оставили очень многие из этих сорока семи. Так один из самураев – Обоси Канэхидэ в ночь нападения проявил себя самым доблестным воином, а потом отправился вместе с остальными в храм Сэнсэй-дзи, где они решили отпраздновать совершенное. На пиру он сложил следующие стихи:
Как радостно!
Печальные мысли уходят:
Покинув тело, превращусь в облако
Плывущее в этом призрачной мире
Рядом с луной.

Другой самурай – Киура Садаюки – и вовсе отличился тем, что на рукавах написал китайское стихи собственного сочинения, причем отмечалось, что складывать их умели лишь немногие:
Душа моя в холодном облаке движется к Восточному морю.
В этом мире тлена и суеты жизнь оправдана лишь преданностью.
Сколько лет тащился по жизни, созерцая цветы, вкушая вино!
Время настало! – Ветер, иней и снег на заре.
Знал я и прежде:
Встав на путь воина,
Встречусь, по воле Будд,
С такой судьбой!

Впрочем, слабости этим мстителям также не были чужды, по крайней мере, некоторым из них. Так, в своей предсмертной записке, написанной самураем Урамацу Хидэнао, говорилось: «Отдать жизнь за господина – это долг самурая. И хотя в ста случаях из тысячи хотелось бы избежать этого, но долг велит не дрожать над своей жизнью». Для человека 62 лет, а именно столько в тот момент было этому самураю, вполне разумная мысль, не так ли? Однако потом он устыдился этих своих слов, и сложил вот такие мрачные, проникнутые пессимизмом стихи:
Судьбы не изменишь!
Ничего избежать
Невозможно!

Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?

Могилы сорока семи…

Одним словом понять всех этих людей до конца могут только лишь сами японцы, да и то не все. Такая вот у самураев была странная на наш сегодняшний взгляд и в высшей степени самобытная культура!

*Перевод всех приведенных в тексте стихов 47 самураев принадлежит – М. Успенскому.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. sichevik 12 августа 2015 06:19
    Когда это было. Дела давно минувших дней... Как по мне, так в Японии уже давным давно нет самурайского духа. Япы, особенно их молодежь, настолько американизированы, что в них уже японского ничего не осталось.
    1. kalibr 12 августа 2015 07:54
      Нет, Вы знаете, японского осталось как раз очень много. Это мне рассказывали мои студенты, которые там по три месяца находились в качестве участников волонтерских программ. Единственно в чем американизация преуспела так это кино. Тут 100% культ Голливуда. Если в разговоре с японцем Вы поругаете Голливуд, то... он сразу посмотрит на Вас, как на недалекого человека.Голливуд - это супер! Непонятно, откуда взято, что ВСЕ говорят, что сбросил бомбы СССР. Такие, наверно, есть, как и у нас - неучи, но в учебниках четко написано: кто, когда, как! Есть популярный мультик - "Босоногий Ген" и "Босоногий Ген-2". Очень рекомендую посмотреть - есть русскоязычная версия. Другое дело, что рассуждают они примерно так: "Была война, а на войне главное победить и спасти жизни своих людей!" Но как и что было они не забывают!
      1. Telakh 12 августа 2015 09:14
        Один из лучших фильмов японского кинематографа посвящён этой итории - "Падение замка Ако". Рекомендую к просмотру. Так сказать, чтобы голливуд не считать за образец.
        1. Cat Man Null 12 августа 2015 10:20
          Ну, и еще тогда - "Семь самураев" Акиро Куросава.

          Цитата: Telakh
          Рекомендую к просмотру. Так сказать, чтобы голливуд не считать за образец.

          Именно, чтобы "не считать" yes
      2. Telakh 12 августа 2015 10:06
        Кстати говоря, японцы попробовали передать свой дух, сняв ещё один фильм - Ямато, в противодействие перл-харбору. И, надо сказать, фильм удался. В пользу него также говорит то, что в штатах его к показу запретили.
      3. Rakti-Kali 12 августа 2015 14:57
        Цитата: kalibr
        Непонятно, откуда взято, что ВСЕ говорят, что сбросил бомбы СССР. Такие, наверно, есть, как и у нас - неучи, но в учебниках четко написано: кто, когда, как!

        В том то и дело, что в большинстве учебников для старшей школы для описания бомбардировки Хиросимы и Нагасаки используется оборот "были сброшены атомные бомбы", без конкретизации, кто их сбросил. В колледжах и университетах таких проблем к счастью нет, там в учебных пособиях исполнители ядерных бомбардировок указанны.
        1. Rastas 12 августа 2015 20:59
          Японцы знают кто сбросил. У нас это перевирают. Нас самом деле в некоторых японских учебниках говорится, что американцы сбросили бомбы по просьбе СССР. Мол Сталин попросил об этом Трумэна и заявил, что иначе в войну не вступим.
    2. Проводник 12 августа 2015 10:32
      Цитата: strelets
      Что тут говорить о средневековье, если события 70-летней давности они уже не помнят. Думают, что атомные бомбы на них сбросил СССР.

      Вот такие как вы этот бред распространяют и в него верят.Уже давно слышал эти байки, но внятного доказательства не было и не будет)
      1. Ирбис 12 августа 2015 11:01
        А мне поверите как человеку, который тесно проработал с японцами десять лет?
    3. Rakti-Kali 12 августа 2015 14:54
      Цитата: sichevik
      Япы, особенно их молодежь, настолько американизированы, что в них уже японского ничего не осталось.

      В Японии тоже не все одинаковые, в крупных городах, конечно, чувствуется сильное влияние американской культуры, даже в речи огромное количество американизмов, но в небольших городах и сёлах это влияние уже не столь заметно и имеет скорее вид молодёжного увлечения, моды, которое является скорее элементом молодёжной субкультуры, чем реальным влиянием.
    4. Rastas 12 августа 2015 20:55
      Японского ничего не осталось??? Товарищи-дальневосточники были в Японии не раз. Так они говорили, что япы это еще те нацики, иностранцу-постояльцу там тяжеловато придется, не примут, хотя, как гостей, встречают доброжелательно. Не дай Бог этого самурайского духа снова. Пусть уж лучше в узде сидят, им только дай волю.
  2. народник 12 августа 2015 06:25
    Да, ничего странного.
    Каждый народ вырабатывает свои представления об " уме чести и совести нашей эпохи"
    Или заимствует, или навязывают со стороны. Это называется идентичностью.
  3. satris 12 августа 2015 06:44
    "Свой ум - царь в голове". А если его нет, можно следовать традициям...
  4. Барсук 12 августа 2015 07:00
    Может поклонникам и любителям японской истории это интересно,а по мне так чепуха. Хоть 47 хоть 57 плевать хотел на этих самураев.
    1. Glaaki 12 августа 2015 12:51
      Действительно, зачем кругозор-то расширять, быть всесторонне развитым человеком... Японцы какие-то... Неинтересно.
      Можно поинтересоваться, вы историей-то увлекаетесь? Хоть как-нибудь? Или все, что было раньше, чем неделю назад, тоже автоматом неинтересно и неактуально?
  5. strelets 12 августа 2015 07:01
    Что тут говорить о средневековье, если события 70-летней давности они уже не помнят. Думают, что атомные бомбы на них сбросил СССР.
  6. василий50 12 августа 2015 07:03
    Самураи много рассуждают и рассказывают о чести и прочем, вот только реальные дела как-то не очень сочетаются с этими повестями. Трудно у японцев с героизмом, вот и сказки о героизме и *бусидо* очень развиты, отсюда и все эти фильмы и воспоминания о подвигах, для воспитания послушности как высшей доблести. При аварии на Фукусиме *добровольцам* приказали начать аварийные работы, а потом тиражировали подвиг и самоотверженность именно как *самопожертвование*.
    1. 4-тыйПарасенок 24 августа 2015 11:56
      Цитата: василий50
      Самураи много рассуждают и рассказывают о чести и прочем, вот только реальные дела как-то не очень сочетаются с этими повестями.

      полностью согласен. Бусидо Соблюдалось только тогда когда были живые свидетели (будущие трупы не в счет) и это было выгодно. В остальных случаях можно и лживые клятвы давать- военная хитрость, да итруп ничего не докажет, можно было и в спину бить- спас друга от смерти, а труп никому не расскажет о нарушении закона, и т.д. ... Культура храбрых трусов и клятвопреступников.
  7. parusnik 12 августа 2015 07:35
    Стихи очень понравились..
  8. cth;fyn 12 августа 2015 07:49
    Мрачноватая история и статья мрачноватой получилась... Мдя...
  9. Игарр 12 августа 2015 07:57
    Вячеслав, с признательностью.
    Как всегда - блестяще!
    А теперь - про самураев. И Японию.
    По крайней мере, очень понятно, что в то время действовал принцип - "Вассал моего вассала - не мой вассал".
    Из-за чего происходят многие неприятности. В частности, валят кого ни попадя, кто ни попадя. Мало того, жены и дети также поддаются на суицидальный психоз - и начинают самих себя кончать.
    Печально.
    Т.е. возникает мысль, что сегун пытался таким образом централизовать свою власть. И избавиться от психованных, неуправляемых ронинов.
    Как державник - я только - ЗА. Валить всех. Кто против.
    ....
    Впрочем, все эти заморочки Японии не помогли. И в результате вассал Великобритании всех остальных не только ...обо...лл, но и на этом материале штампует свои фильмы. Поднимает свой бизнес.
    А остальные - рукоплещут.
    Прискорбно.
    1. kalibr 12 августа 2015 20:28
      Спасибо! Я старался отойти от того, что об этом написал С.Тёрнбулл. Удивительно, но японцы спорят о том, "как надо было" даже сегодня. Когда моя студентка рассказала японцам у которых жила, что знает про 47 и в чем там суть дела, они только рты пораскрывали и сказали: "Какое у вас в России хорошее образование!" Очень им это польстило...
      1. Игарр 12 августа 2015 21:08
        Впечатлило....про студентку.
        а моя дочь, замужем в Германии, сама там преподает английский немецким детишкам - жалуется....дескать, как хорошо у них образование поставлено, они каждую травинку знают название, каждого кузнечика по имени назовут.
        Мои примеры и отсылки на Варфоломеевскую ночь и другие варианты - почему спикер Великобритании сидит на мешке с овечьей шерстью, к примеру - мало действенны.
        Разница сказывается...я формировался в Союзе, я мальчишка.
        А дочь - ....ну дочь. И этим все сказано.
        ...
        Нет пророка в своем отечестве....вещие слова.
  10. Карабанов 12 августа 2015 08:30
    Мне кажется что это все уже из области фольклора, и стала неким трендом. Видимо порастеряли японцы свою самобытность. Последующие войны наоборот показали их коварство и пренебрежение к чтимому ими кодексу чести.
    1. Чёрный Полковник 12 августа 2015 16:56
      По моему разумению, у японцев кодекс чести связан исключительно с самими японцами. Остальные - гои, не имеющие понятия чести самураев. ИМХО.
  11. Ирбис 12 августа 2015 08:36
    То есть японцам не нравится в их поступке европейский подход к делу – «цель оправдывает средства». Это не их принцип, не их философия.

    Не верное утверждение. "Цель оправдывает средства" у японцев возведено в ранг абсолюта. Это не касается межличностных отношений внутри клана, этот принцип целиком и полностью принят как основной в межклановых отношениях. Поэтому в истории Японии вы редко встретите предательство простого самурая своего господина. А вот кланы целиком перебегали со стороны в сторону в зависимости от своих интересов.

    Японцев на самом деле мало интересует вопрос с чего всё началось, их интересует сам факт того что 47 самурае выполнили свой долг перед господином и всё. Что они думали, чем мотивировали свои поступки. Всем абсолютно пофигу. Выполнили? Выполнили.! За что их и помнят. А является ли это преступлением, не является; сразу сделали, не сразу - всем в реальности пофигу.

    Ну и маленькая ремарка, быть ронином в Японии не считалось позорным. Многие самураи специально спрашивали разрешение у своего господина и уходили куда глаза глядят. Типичный пример Миямото Мусаси.

    п.с. Если бы все самураи каждый раз при оскорблении или доказательства своей провоты совершали сеппуку, то самураи сами себя вырезали уже давным давно. Не стоит делать выводы по нескольким историям, хотя они поучительны с определённой стороны.
    1. Rakti-Kali 12 августа 2015 15:02
      Цитата: Ирбис
      Ну и маленькая ремарка, быть ронином в Японии не считалось позорным. Многие самураи специально спрашивали разрешение у своего господина и уходили куда глаза глядят. Типичный пример Миямото Мусаси.

      Совершенно верно! Более того - зачастую оябун приказывал своим самураям на какой то срок стать ронинами.
    2. kalibr 12 августа 2015 20:32
      Да, всяко там было помнится будущий квампаку Хидеёси начал с того, что присвоил деньги своего господина, которые тот дал ему купить доспехи, купил их самому себе и... записался к другому хозяину. Т.е. украл, обманул и нарушил клятву верности и все в один день! И ничего! Был сыном дровосека - в итоге стал канцлером!
      1. saygon66 12 августа 2015 20:47
        О! Господин Обезьяна Хидэёши... Человек, положивший начало Охоты-за-Мечами!
    3. 4-тыйПарасенок 24 августа 2015 12:02
      Цитата: Ирбис
      Не верное утверждение. .............

      наконец-то непредвзятое мнение о самураях построенное на знаниях, а не на мифах.
    4. Комментарий был удален.
  12. Dragon-y 12 августа 2015 09:40
    У них там перенаселение, поэтому тема смерти очень популярна.

    Вот пример японского юмора:
    Девушка при входе на мост дает стражнику только одну монетку. Стражник кричит ей:
    -За проход нужно платить две монеты!
    -А я дойду только до середины моста, а потом брошусь в реку!..
    (это типа японский анекдот такой, не знаю, настоящий или нет, но суть передает)
    1. Ирбис 12 августа 2015 09:50
      Ни разу не слышал что бы японцы анекдоты рассказывали. У них вообще юмор своеобразный
  13. alex1402 12 августа 2015 10:02
    Самопожертвование и нашей культуре не чуждо, но только не за господина какого-то, а за свою землю! Подвиг Евпатия Коловрата мне гораздо более понятен!
  14. LMaksim 12 августа 2015 10:14
    Они исполнили свой долг и это было главное.
    LMaksim
    1. npzh 12 августа 2015 12:08
      Про самурайский долг есть японский фильм - «Повесть о жестокости бусидо».
      С кинопоиска описание:
      Фильм повествует об истории самурайской семьи Иигура в Японии на протяжении трех с половиной столетий — с начала 17 века и по 60-е годы ХХ века. Современный потомок рода Иигура ведет своё повествование от первого лица, рассказывая о судьбе своих предков и их приверженности самурайскому кодексу бусидо. Это страшная история о чести, верности и тяжелой судьбе самураев, вынужденных жертвовать своей жизнью и счастьем близких во имя долга преданности своему господину
      Можно и посмотреть, для понимания, но это для небрезгливых.
      http://animevid.ru/video/video163233678_56254454.html
    2. npzh 12 августа 2015 12:08
      Про самурайский долг есть японский фильм - «Повесть о жестокости бусидо».
      С кинопоиска описание:
      Фильм повествует об истории самурайской семьи Иигура в Японии на протяжении трех с половиной столетий — с начала 17 века и по 60-е годы ХХ века. Современный потомок рода Иигура ведет своё повествование от первого лица, рассказывая о судьбе своих предков и их приверженности самурайскому кодексу бусидо. Это страшная история о чести, верности и тяжелой судьбе самураев, вынужденных жертвовать своей жизнью и счастьем близких во имя долга преданности своему господину
      Можно и посмотреть, для понимания, но это для небрезгливых.
      http://animevid.ru/video/video163233678_56254454.html
  15. Казак Ермака 12 августа 2015 11:00
    Так вот что. Фильм 47 Ронинов имеет историческую подоплёку. Хотя там наплетено куча мифов. )))
    1. Александр72 12 августа 2015 12:25
      К слову о ронинах, самураях и кино:
      На протяжении уже трех столетий японское юношество воспитывается на примере сорока семи ронинов - отражение европейского рыцарского кодекса в японской интерпретации. Даже в современной Японии наверное нет человека, который не знал бы этой истории, которая ярко и образно иллюстрирует принципы, которыми руководствовались самураи: вассальная верность, кровная месть и честь. Влияние истории о 47 ронинах на японцев безмерно. "Она помогает нам понять другую сторону нашей жизни: как далеко в прошлом все еще живут японцы, и почему во время войны они будут вести себя подобно людям предыдущих столетий. Я не сомневаюсь, что многие солдаты помнят те старые средневековые образы, пикируют ли они в облаках или идут ко дну" - характеризовал японцев в годы Второй мировой войны один из современников. Я не знаю имя японца, которому принадлежит эта фраза, которую я позаимствовал из книги Юрия Иванова "Камикадзе: Пилоты-смертники". Смоленск. Изд-во "Русич". 2004 г.
      Японским кинематографом снято множество фильмов о 47 ронинах:
      «Chûshingura» — Япония, 1916 г.
      «Тюсингура: Правдивая история»— Япония, 1928 г., режиссёр Сёдзо Макино
      «Chûshingura: Kôhen» — Япония, 1939 г., режиссёр Кадзиро Ямамото
      «Верность в эпоху Гэнроку» / «47 ронинов»— Япония, 1941 г., режиссёр Кэндзи Мидзогути
      «Dai Chûshingura» — Япония, 1957 г., режиссёр Тацуясу Осоне
      «47 верных ронинов» (Chûshingura) — Япония, 1958 г., режиссёр Кунио Ватанабэ.
      «47 ронинов / Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку» (Chushingura - Hana no maki yuki no maki) — Япония, 1962 г., режиссёр Хироси Инагаки
      «Падение замка Ако» (Ako-Jo danzetsu) — Япония, 1978 г., режиссёр Киндзи Фукасаку
      «47 ронинов» (Shijûshichinin no shikaku) — Япония, 1994 г., режиссёр Кон Итикава
      «Сорок семь ронинов» (Chushingura 1/47) — Япония, 2001 г., режиссёр Сюнсаку Каваке.
      Только не надо об американском фильме «47 ронинов» (47 Ronin) —2013 г., режиссёр Карл Эрик Ринш - это красочная и зрелищная фетезийная сказка, не имеющая ничего общего с реальной историей 47 ронинов, разве что кроме названия и отчасти идеи сюжета.
      Хотя у самураев были и традиции, которые выглядят дикими с точки зрения нормального человека (не пишу европейца - для них это по моему уже как раз стало нормой): например - Сюдо́ (яп. 衆道) — традиционные японские гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей. Были распространены в самурайской среде со средних веков до XIX века, когда вассал добровольно (!) отдавался своюему сюзерену в буквальном смысле. А еще ритуальное людоедство - кимо-тори. По синтоистским поверьям, источником смелости в теле человека служит печень (кимо). Считалось, что, съев сырую печень поверженного противника, получаешь новый заряд смелости. Наиболее кровожадные самураи рассекали врага надвое от левого плеча до правого бока приёмом кэса-гири («монашеский плащ») и тут же, выхватив из живого тела трепещущую печень, пожирали её. Читал, что кимо-тори продолжали практиковать японские офицеры еще в годы Второй мировой войны, поедая печень убитых врагов, которых посчитали храбрецами, не важно китайцев или европейцев.
      Честь имею.
      1. Monster_Fat 12 августа 2015 12:48
        О "нравах" в средневековой Японии очень хорошо показано в аниме "Одержимые смертью"
        http://www.world-art.ru/animation/animation.php?id=6425
        Там хорошо показано, чего стоила "высокая" культура самурайского общества, которой так "восхощаются" здесь, некоторые. В связи, со множеством просто омерзительных сцен, это аниме не рекомендуется к просмотру лицам с неустойчивой психикой и тем более детей. Да, вот если посмотрите этот сериал то, как раз, и узнаете что такое: "меч "трех тел","пяти тел" и как они получали такие "названия", узнаете какие отношения были у отцов с дочерьми и пр и пр.
        1. kalibr 12 августа 2015 20:36
          Поэтому я всем предлагаю посмотреть фильм "Сезон любви". Очень японский, но милый и красивый. И ансамбль Пинки энд Киллерз играет и поет ОК!
  16. Александр72 12 августа 2015 12:26
    И еще раз о ронинах:
    Ронин - по японскому определению, страшный человек, призрак, преследующий во снах официальных чиновников и заставляющий самых малодушных из них просыпаться в холодном поту; воин, отпущенный в свободное плавание, бесцельно блуждающий то туда, то сюда словно волна морская – всё это ронин, что в буквальном переводе и означает "человек-волна".
    Ронинов существовало великое множество, по оценкам около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:
    1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
    2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
    3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.
    Но причин, по которым самурай мог стать ронином, значительно больше. Прежде всего самурай мог сразу родиться ронином, если его отцом был самурай без хозяина, но не желавший отказаться от статуса воина. Преданный слуга мог быть уволен со службы или сам подать в отставку, чтобы совершить какое-либо рискованное мероприятие, могущее бросить тень на клан или на хозяина. Например, самурай желал покарать обидчика своего господина, но пока он связан с кланом, он не может этого сделать, чтобы в глазах общественности клан и господин не считались сообщниками. Тогда самурай становится ронином, разрывает связи с кланом и господином и отправляется осуществлять задуманное, после чего возвращается обратно в клан. После появления в Японии европейцев многие самураи отправились к ним в обучение, став предварительно ронинами, чтобы затем поделиться с кланом полученными знаниями. Также статус ронина можно было получить, присоединившись к клану ремесленников.
    А вот и картинка:
  17. Даос 12 августа 2015 12:44
    "Смерть легче пуха, Долг тяжёл как гора" (с)

    Не готов судить но не уважать не могу.
  18. отто меер 12 августа 2015 12:58
    Стихи красивые, спору нет. Но мне ближе и милее вот это:

    Идем строгим
    Вперед строем
    Без кольчуг,
    С мечом синим
    Блещут шлемы,
    А я — без шлема.
    Лежит в ладьях Вооруженье.

    Вот честно, мало кто знает кто это написал и когда.
    Целая эпоха безумных воинов и тонких поэтов. И все это за 1000 лет до всяких сегунов-мигунов. Надо свою историю учить. Свой Род беречь.
  19. Вольный ветер 12 августа 2015 15:28
    голивуд и разрекламировал япов по всему миру. Любителей японской культуры, множество по всему миру.
  20. partizan86 12 августа 2015 18:31
    Фильм (47 ронинов) отличается от истории, к тому же насыщен мистикой. Рад прочитать о том, как было на самом деле.
    Это мне и нравиться в японцах, даже в таких ситуациях они проявляют логику. Европеец, русский или кавказец скорее сразу броситься в бой и героически погибнет на месте, либо уйдёт в партизаны. Они же признают фактическую силу и победу врага, как таковая имеется. Но, как только появится шанс отомстить, им непременно воспользуются. То есть, если и умирают, то со смыслом, а не на эмоциях.
    1. kalibr 12 августа 2015 20:35
      То, что сгибается, может и разогнуться - так они говорят в таких случаях!
  21. saygon66 12 августа 2015 19:13
    «Социальный долг, - прочел Сердюк, - сплетается у них с чувством естественного человеческого долга, рождая пронзительную эмоциональность драмы. Такой долг выражен для японцев в понятиях он и гири, вовсе не ушедших еще в прошлое. Он - это долг благодарности ребенка к родителям, вассала к сюзерену, гражданина к государству. Гири - обязанность, обязательство, требующие от каждого человека действовать в согласии с его положением и местом в обществе. Это также обязанность по отношению к себе самому: соблюдение чести и достоинства своей личности, своего имени. Должно быть готовым принести себя в жертву во имя он и гири, своего рода социального, профессионального и человеческого кодекса поведения.»(С) Пелевин В. smile
  22. iouris 13 августа 2015 10:50
    Главное для самурая - победа любой ценой (обман, засада). Очень напоминает современный способ ведения бизнеса. В социальном смысле самураи - это не ограниченная военщина. Интересно, что новый меч самурай, обычно, "испытывал", разрубая встречного-поперечного. Для самурая не существует ни добра, ни зла - есть долг перед тем, кто его нанял. На верхней ступени - "божественный" император. Однако генерал Макартур оказался выше императора, поэтому японцы покорны в отношении оккупации США. Территориальные претензии Японии к СССР и РФ - это претензии США. Все эти японские фильмы о самураях имеют целью героизацию духа подчинения младшего старшему, идеологическое обоснование модели менеджмента, лежащей в основе "японского экономического чуда". Структура японского общества проста: ты начальник - я . Это очень удобно, однако число самоубийств в Японии крайне высоко. Героизация самураев в наших условиях опасна.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня