Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)

Уже к началу 1941 года итальянская армия понесла существенные потери в Северной Африке. В ходе сражений с противником было потеряно большое количество техники различных классов, что привело к необходимости срочного строительства новых машин, которым предстояло воевать в ближайшем будущем. Путем мобилизации промышленности удалось частично решить проблему дефицита техники. Так, компаниям Ansaldo и Lancia была заказана разработка перспективного бронеавтомобиля, в дальнейшем получившего обозначение Lince.

В 1941 году военное ведомство Италии инициировало разработку нескольких типов новой бронетехники, к которой были привлечены все основные предприятия военной промышленности. Среди прочих заказ получили компании Lancia и Ansaldo. Первая должна была в кратчайшие сроки создать новое шасси, которое планировалось использовать в качестве основы для перспективного броневика. Специалисты компании Ansaldo, в свою очередь, должны были построить сам броневик на базе нового шасси.


Фирма «Лянча», согласно техническому заданию, должна была создать и представить полноприводное четырехколесное шасси с бензиновым двигателем. Для использования в качестве базы для броневика подобная машина должна была иметь грузоподъемность на уровне нескольких тонн, а также высокие характеристики подвижности и проходимости. К примеру, требовалось оснастить шасси независимой подвеской, обеспечивающей возможность передвижения по пересеченной местности.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Музейный экземпляр броневика Lancia Lince. Фото Warwheels.net


В силу разных причин технического, технологического и организационного характера разработка шасси затянулась. Из-за этого строительство опытного образца нового броневика удалось начать только в конце лета (по другим данным, в начале осени) 1942 года. Тем не менее, инженеры компании Lancia справились с возложенной на них задачей. Испытания шасси и опытного броневика показали, что представленная разработка полностью соответствует предъявляемым требованиям и может использоваться в качестве основы для бронетехники.

Броневой корпус, вооружение и приборное оснащение нового броневика, получившего имя Lince («Рысь») создавалось фирмой Ansaldo. Вероятно, из-за задержек с разработкой шасси в новом проекте был использован оригинальный и нестандартный подход. В создании броневиков того времени существовала своеобразная «традиция»: конструкторы брали готовое шасси и устанавливали на него новый оригинальный бронекорпус. В случае с «Рысью» поступили наоборот. Шасси было разработано с нуля, а корпус представлял собой доработанный вариант существующей конструкции.

В ходе боев в Северной Африке итальянским военным удалось захватить некоторое количество вражеской бронетехники. Среди этих трофеев был британский броневик Daimler Scout Car (Daimler Dingo), который тщательно изучили и проверили на итальянских полигонах. По результатам этого изучения было решено использовать британские наработки в новом проекте. Из-за этого корпус броневика Lince фактически представлял собой незначительно переработанный агрегат британского Dingo. При этом в конструкцию корпуса внесли некоторые изменения, связанные с особенностями использованного шасси и имеющимися технологиями. Копирование конструкции бронекорпуса позволило ускорить разработку и при этом обеспечить сравнительно высокие характеристики защиты.


Музейный броневик из г. Лечче


Основой для броневика Lince стало оригинальное шасси с колесной формулой 4х4 и независимой пружинной подвеской всех колес. В задней части рамы монтировался бензиновый двигатель мощностью 60 л.с. С двигателем была связана механическая трансмиссия, передававшая крутящий момент на все четыре ведущих колеса. Новое шасси не отличалось высокими характеристиками, но за счет сокращения габаритов и боевой массы броневика удалось обеспечить неплохие показатели скорости и проходимости.

Броневик «Рысь» получил бронекорпус, представлявший собой незначительно переработанную версию защиты британской машины Daimler Dingo. При разработке обеих машин планировалось сократить до необходимого минимума габариты и вес конструкции. При этом, однако, удалось обеспечить эффективную противопульную защиту. Корпус собирался на основе металлического каркаса. Лобовые детали имели толщину 14 мм, остальные части корпуса собирались из 8,5-мм листов. Трофейная машина «Динго» имела сварной корпус, но итальянским специалистам пришлось использовать клепаные соединения.

Для обеспечения максимально плотной компоновки внутренних объемов корпус имел специфическую форму. Так, лобовую часть корпуса предлагалось собирать из нескольких листов, образовывавших характерный угловатый короб. Нижняя и средняя лобовые детали располагались под углом друг к другу и к вертикали. Верхняя лобовая деталь устанавливалась строго горизонтально. Внутри передней части корпуса расположили педали водителя и часть деталей рулевого механизма.


Броневик из римского музея Museo della Motorizz. Фото Warwheels.net


С горизонтальной лобовой деталью был сопряжен вертикальный лист со смотровым люком водителя и шаровой установкой для пулемета. В боевой обстановке люк закрывался бронещитком с щелью. Управление щитком осуществлялось изнутри корпуса. Основная часть корпуса боевого отделения машины имела восьмиугольную в плане конструкцию. Ее предлагалось собирать из нескольких трапециевидных бронелистов, установленных под разными углами друг к другу. При этом нижние листы монтировались с развалом наружу, а верхние были наклонены внутрь. Крыша боевого отделения была выполнена из нескольких листов, один из которых мог откидываться назад и выполнял функции люка.


Кормовой отсек корпуса, вмещавший двигатель, имел сложную форму и оснащался наклонными внутрь бортами. В крыше моторного отсека предусматривались откидные люки для обслуживания двигателя. Кормовая стенка корпуса была выполнена в виде жалюзи для вентиляции моторного отделения.

Рама шасси не имела отдельного бронирования. Над всеми колесами предусматривались крупные крылья, частично защищавшие их от обстрела. На лобовом листе корпуса крепился продолговатый ящик для перевозки имущества. На задней поверхности задних крыльев разместили два глушителя двигателя. Для облегчения погрузки броневиков на железнодорожные платформы или транспортные суда на крыльях предусматривались кольца для крюков подъемного крана.


Корма машины. Фото Warwheels.net


Экипаж броневика Lancia Lince состоял всего из двух человек, располагавшихся в общем обитаемом объеме. Справа от оси машины находилось сиденье водителя и пост управления. Ввиду плотной компоновки агрегатов рабочее место водителя было достаточно тесным. Так, ось руля находилась непосредственно под горизонтальной лобовой деталью, из-за чего тот перекрывал часть смотрового люка. Следить за дорогой предлагалось через смотровой люк в лобовом листе корпуса или через щель в его крышке. Для улучшения обзора в походной обстановке можно было открыть небольшой квадратный люк в правой скуле корпуса. Аналогичный люк имелся и на левом борту. Рабочее место водителя имело одну интересную особенность: спинка сиденья крепилась на передней стенке топливного бака, расположенного внутри боевого отделения.

Командир, выполнявший функции стрелка, располагался слева от водителя. В его распоряжении был пулемет Breda Mod.38 калибра 8 мм. Пулемет монтировался в шаровой установке лобового листа и позволял вести огонь в пределах сравнительно небольшого сектора. При необходимости оружие можно было снять с этой установки и использовать в качестве носимого ручного пулемета.

Попадать в машину следовало через крупный люк в крыше боевого отделения. Кроме того, в бортах корпуса имелись сравнительно небольшие люки, использовавшиеся при техническом обслуживании машины. В верхнем кормовом листе боевого отделения предусматривался широкий люк для наблюдения или для стрельбы.


Рабочее место водителя. Фото Warwheels.net


За счет максимально плотной компоновки агрегатов и заимствования британских идей итальянские специалисты смогли создать достаточно легкий и компактный бронеавтомобиль. Длина «Рыси» не превышала 3,2 м, ширина – 1,75 м. Высота по крыше корпуса составляла всего 1,65 м. Боевая масса машины находилась на уровне 3,1 т, благодаря чему удельная мощность превышала 19 л.с. на тонну.

Из-за некоторых трудностей при строительстве опытного шасси сборка прототипа броневика Lancia Lince затянулась. Первый образец бронеавтомобиля был построен только в ноябре 1942 года, и вскоре его представили заказчику. В ходе испытаний опытная машина показала неплохие характеристики. Высокая удельная мощность позволяла разгоняться на шоссе до 85 км/ч, а топливного бака хватало на 350 км пути.

Использованная броня защищала экипаж и внутренние агрегаты машины от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. При этом, броневик имел недостаточное вооружение. Наличие всего одного пулемета винтовочного калибра не обеспечивало приемлемую огневую мощь и боевую эффективность. Тем не менее, усиление вооружения было невозможным из-за ограничений, налагаемых конструкцией корпуса. Установка более мощного пулемета требовала серьезной переделки лобовой части корпуса, а вариант с модернизацией броневика путем установки башни с вооружением полностью исключался.


Рабочее место командира с пулеметной установкой. Фото Warwheels.net


Несмотря на все недостатки, итальянские военные хорошо оценили новый проект и начали планировать серийное производство новой техники с последующей ее эксплуатацией. По некоторым данным, к моменту начала испытаний было решено отказаться от поставки новых броневиков в части, принимавшие непосредственное участие в боях. Подобную технику планировалось использовать для ведения разведки и патрулирования в тылах.

Массовое строительство серийных бронеавтомобилей Lancia Lince позволяло компенсировать потери техники, которые дополнительно выросли за время разработки проекта. Первые серийные «Рыси» сошли с конвейера в начале 1943 года. До капитуляции Королевства Италия в сентябре компании Lancia и Ansaldo успели построить не менее 250-260 машин нового типа. Часть этой техники успели передать военным.

После капитуляции подавляющее большинство новых броневиков перешло к Итальянской социальной республике. Кроме того, часть машин была передана Германии. В немецких подразделениях машины итальянского производства обозначались как Panzerspähwagen (Pz.Sp.Wg.) Lince 202 (I). Ввиду невысоких боевых качеств броневики применялись только в полицейских подразделениях и в основном использовались для ведения патрулирования. Нередко пулеметные броневики привлекались к участию в борьбе с партизанами.


Рабочее место водителя и топливный бак. Фото Warwheels.net


После окончания войны в Европе все сохранившиеся броневики Lancia Lince были возвращены Италии. После ремонта и восстановления их передали полиции, Корпусу карабинеров и некоторым другим структурам. Благодаря относительно спокойной военной и политической обстановке на континенте эта техника применялась только в различных учениях и ни разу не использовалась в реальных боях. Служба броневиков «Рысь» продолжалась до середины пятидесятых годов. К этому времени почти все бронемашины выработали свой ресурс и были списаны за ненадобностью.

Почти все бронеавтомобили Lince были уничтожены в боях или разделаны на металл. Тем не менее, нескольким машинам удалось дожить до нашего времени. Сейчас они являются экспонатами музеев в Риме, Лечче и Турине.


По материалам сайтов:
http://warwheels.net/
http://comandosupremo.com/
http://the.shadock.free.fr/

Подробные фотографии музейного броневика: http://warwheels.net/LinceAutoblindaALLEN.html
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти