Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)

Уже к началу 1941 года итальянская армия понесла существенные потери в Северной Африке. В ходе сражений с противником было потеряно большое количество техники различных классов, что привело к необходимости срочного строительства новых машин, которым предстояло воевать в ближайшем будущем. Путем мобилизации промышленности удалось частично решить проблему дефицита техники. Так, компаниям Ansaldo и Lancia была заказана разработка перспективного бронеавтомобиля, в дальнейшем получившего обозначение Lince.

В 1941 году военное ведомство Италии инициировало разработку нескольких типов новой бронетехники, к которой были привлечены все основные предприятия военной промышленности. Среди прочих заказ получили компании Lancia и Ansaldo. Первая должна была в кратчайшие сроки создать новое шасси, которое планировалось использовать в качестве основы для перспективного броневика. Специалисты компании Ansaldo, в свою очередь, должны были построить сам броневик на базе нового шасси.

Фирма «Лянча», согласно техническому заданию, должна была создать и представить полноприводное четырехколесное шасси с бензиновым двигателем. Для использования в качестве базы для броневика подобная машина должна была иметь грузоподъемность на уровне нескольких тонн, а также высокие характеристики подвижности и проходимости. К примеру, требовалось оснастить шасси независимой подвеской, обеспечивающей возможность передвижения по пересеченной местности.


Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Музейный экземпляр броневика Lancia Lince. Фото Warwheels.net


В силу разных причин технического, технологического и организационного характера разработка шасси затянулась. Из-за этого строительство опытного образца нового броневика удалось начать только в конце лета (по другим данным, в начале осени) 1942 года. Тем не менее, инженеры компании Lancia справились с возложенной на них задачей. Испытания шасси и опытного броневика показали, что представленная разработка полностью соответствует предъявляемым требованиям и может использоваться в качестве основы для бронетехники.

Броневой корпус, вооружение и приборное оснащение нового броневика, получившего имя Lince («Рысь») создавалось фирмой Ansaldo. Вероятно, из-за задержек с разработкой шасси в новом проекте был использован оригинальный и нестандартный подход. В создании броневиков того времени существовала своеобразная «традиция»: конструкторы брали готовое шасси и устанавливали на него новый оригинальный бронекорпус. В случае с «Рысью» поступили наоборот. Шасси было разработано с нуля, а корпус представлял собой доработанный вариант существующей конструкции.

В ходе боев в Северной Африке итальянским военным удалось захватить некоторое количество вражеской бронетехники. Среди этих трофеев был британский броневик Daimler Scout Car (Daimler Dingo), который тщательно изучили и проверили на итальянских полигонах. По результатам этого изучения было решено использовать британские наработки в новом проекте. Из-за этого корпус броневика Lince фактически представлял собой незначительно переработанный агрегат британского Dingo. При этом в конструкцию корпуса внесли некоторые изменения, связанные с особенностями использованного шасси и имеющимися технологиями. Копирование конструкции бронекорпуса позволило ускорить разработку и при этом обеспечить сравнительно высокие характеристики защиты.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Музейный броневик из г. Лечче


Основой для броневика Lince стало оригинальное шасси с колесной формулой 4х4 и независимой пружинной подвеской всех колес. В задней части рамы монтировался бензиновый двигатель мощностью 60 л.с. С двигателем была связана механическая трансмиссия, передававшая крутящий момент на все четыре ведущих колеса. Новое шасси не отличалось высокими характеристиками, но за счет сокращения габаритов и боевой массы броневика удалось обеспечить неплохие показатели скорости и проходимости.

Броневик «Рысь» получил бронекорпус, представлявший собой незначительно переработанную версию защиты британской машины Daimler Dingo. При разработке обеих машин планировалось сократить до необходимого минимума габариты и вес конструкции. При этом, однако, удалось обеспечить эффективную противопульную защиту. Корпус собирался на основе металлического каркаса. Лобовые детали имели толщину 14 мм, остальные части корпуса собирались из 8,5-мм листов. Трофейная машина «Динго» имела сварной корпус, но итальянским специалистам пришлось использовать клепаные соединения.

Для обеспечения максимально плотной компоновки внутренних объемов корпус имел специфическую форму. Так, лобовую часть корпуса предлагалось собирать из нескольких листов, образовывавших характерный угловатый короб. Нижняя и средняя лобовые детали располагались под углом друг к другу и к вертикали. Верхняя лобовая деталь устанавливалась строго горизонтально. Внутри передней части корпуса расположили педали водителя и часть деталей рулевого механизма.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Броневик из римского музея Museo della Motorizz. Фото Warwheels.net


С горизонтальной лобовой деталью был сопряжен вертикальный лист со смотровым люком водителя и шаровой установкой для пулемета. В боевой обстановке люк закрывался бронещитком с щелью. Управление щитком осуществлялось изнутри корпуса. Основная часть корпуса боевого отделения машины имела восьмиугольную в плане конструкцию. Ее предлагалось собирать из нескольких трапециевидных бронелистов, установленных под разными углами друг к другу. При этом нижние листы монтировались с развалом наружу, а верхние были наклонены внутрь. Крыша боевого отделения была выполнена из нескольких листов, один из которых мог откидываться назад и выполнял функции люка.

Кормовой отсек корпуса, вмещавший двигатель, имел сложную форму и оснащался наклонными внутрь бортами. В крыше моторного отсека предусматривались откидные люки для обслуживания двигателя. Кормовая стенка корпуса была выполнена в виде жалюзи для вентиляции моторного отделения.

Рама шасси не имела отдельного бронирования. Над всеми колесами предусматривались крупные крылья, частично защищавшие их от обстрела. На лобовом листе корпуса крепился продолговатый ящик для перевозки имущества. На задней поверхности задних крыльев разместили два глушителя двигателя. Для облегчения погрузки броневиков на железнодорожные платформы или транспортные суда на крыльях предусматривались кольца для крюков подъемного крана.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Корма машины. Фото Warwheels.net


Экипаж броневика Lancia Lince состоял всего из двух человек, располагавшихся в общем обитаемом объеме. Справа от оси машины находилось сиденье водителя и пост управления. Ввиду плотной компоновки агрегатов рабочее место водителя было достаточно тесным. Так, ось руля находилась непосредственно под горизонтальной лобовой деталью, из-за чего тот перекрывал часть смотрового люка. Следить за дорогой предлагалось через смотровой люк в лобовом листе корпуса или через щель в его крышке. Для улучшения обзора в походной обстановке можно было открыть небольшой квадратный люк в правой скуле корпуса. Аналогичный люк имелся и на левом борту. Рабочее место водителя имело одну интересную особенность: спинка сиденья крепилась на передней стенке топливного бака, расположенного внутри боевого отделения.

Командир, выполнявший функции стрелка, располагался слева от водителя. В его распоряжении был пулемет Breda Mod.38 калибра 8 мм. Пулемет монтировался в шаровой установке лобового листа и позволял вести огонь в пределах сравнительно небольшого сектора. При необходимости оружие можно было снять с этой установки и использовать в качестве носимого ручного пулемета.

Попадать в машину следовало через крупный люк в крыше боевого отделения. Кроме того, в бортах корпуса имелись сравнительно небольшие люки, использовавшиеся при техническом обслуживании машины. В верхнем кормовом листе боевого отделения предусматривался широкий люк для наблюдения или для стрельбы.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Рабочее место водителя. Фото Warwheels.net


За счет максимально плотной компоновки агрегатов и заимствования британских идей итальянские специалисты смогли создать достаточно легкий и компактный бронеавтомобиль. Длина «Рыси» не превышала 3,2 м, ширина – 1,75 м. Высота по крыше корпуса составляла всего 1,65 м. Боевая масса машины находилась на уровне 3,1 т, благодаря чему удельная мощность превышала 19 л.с. на тонну.

Из-за некоторых трудностей при строительстве опытного шасси сборка прототипа броневика Lancia Lince затянулась. Первый образец бронеавтомобиля был построен только в ноябре 1942 года, и вскоре его представили заказчику. В ходе испытаний опытная машина показала неплохие характеристики. Высокая удельная мощность позволяла разгоняться на шоссе до 85 км/ч, а топливного бака хватало на 350 км пути.

Использованная броня защищала экипаж и внутренние агрегаты машины от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. При этом, броневик имел недостаточное вооружение. Наличие всего одного пулемета винтовочного калибра не обеспечивало приемлемую огневую мощь и боевую эффективность. Тем не менее, усиление вооружения было невозможным из-за ограничений, налагаемых конструкцией корпуса. Установка более мощного пулемета требовала серьезной переделки лобовой части корпуса, а вариант с модернизацией броневика путем установки башни с вооружением полностью исключался.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Рабочее место командира с пулеметной установкой. Фото Warwheels.net


Несмотря на все недостатки, итальянские военные хорошо оценили новый проект и начали планировать серийное производство новой техники с последующей ее эксплуатацией. По некоторым данным, к моменту начала испытаний было решено отказаться от поставки новых броневиков в части, принимавшие непосредственное участие в боях. Подобную технику планировалось использовать для ведения разведки и патрулирования в тылах.

Массовое строительство серийных бронеавтомобилей Lancia Lince позволяло компенсировать потери техники, которые дополнительно выросли за время разработки проекта. Первые серийные «Рыси» сошли с конвейера в начале 1943 года. До капитуляции Королевства Италия в сентябре компании Lancia и Ansaldo успели построить не менее 250-260 машин нового типа. Часть этой техники успели передать военным.

После капитуляции подавляющее большинство новых броневиков перешло к Итальянской социальной республике. Кроме того, часть машин была передана Германии. В немецких подразделениях машины итальянского производства обозначались как Panzerspähwagen (Pz.Sp.Wg.) Lince 202 (I). Ввиду невысоких боевых качеств броневики применялись только в полицейских подразделениях и в основном использовались для ведения патрулирования. Нередко пулеметные броневики привлекались к участию в борьбе с партизанами.

Бронеавтомобиль Lancia Lince (Италия)
Рабочее место водителя и топливный бак. Фото Warwheels.net


После окончания войны в Европе все сохранившиеся броневики Lancia Lince были возвращены Италии. После ремонта и восстановления их передали полиции, Корпусу карабинеров и некоторым другим структурам. Благодаря относительно спокойной военной и политической обстановке на континенте эта техника применялась только в различных учениях и ни разу не использовалась в реальных боях. Служба броневиков «Рысь» продолжалась до середины пятидесятых годов. К этому времени почти все бронемашины выработали свой ресурс и были списаны за ненадобностью.

Почти все бронеавтомобили Lince были уничтожены в боях или разделаны на металл. Тем не менее, нескольким машинам удалось дожить до нашего времени. Сейчас они являются экспонатами музеев в Риме, Лечче и Турине.


По материалам сайтов:
http://warwheels.net/
http://comandosupremo.com/
http://the.shadock.free.fr/

Подробные фотографии музейного броневика: http://warwheels.net/LinceAutoblindaALLEN.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Штык 12 августа 2015 07:23
    Спасибо автору за труд! Отличная серия про броневики!
    1. Глеб 12 августа 2015 07:54
      Сань здоров! пусть не сочтут за флуд администраторы,но нет жилки писательской на статью, а поделиться хотелось. я съездил в Казахстан (ты просил отписаться). в общем то же, что и у нас. с одной стороны эти "100 шагов" пытаются реализовать, но та же коррупция присутствует. строят мосты -и садят за воровство на стройке, гаишников садят-призывают новых-садят...гы) минимальный штраф в районе 10 000 тенге, нашими сегодня более трех тысяч рублей (допустим за ремень), на этом и основана эта программа. то есть на таких штрафах, налогах, в общем деньги идут и таким образом в бюджет... мне понравилось, что в заброшенной деревне асфальт ремонтируют, воду подводят к домам...о чем даже в советское время не думали зачастую, но повторюсь- Назарбаев хочет это реализовать, но чиновники как и у нас- всем хочется халявы. воруют. а в общем я рад, что мы дружно живем с Казахстаном и казахи не поддаются на провокации подобные украинским.
      правда один момент удивил. житель Красноярска приехал на Родину и находился там больше положенного времени (30 дней, либо продлевать нахождение официально), и по его ситуации был суд. вынесли решение- либо 29 000 тенге штраф, либо выдворение без права въезда на территорию РК 5 лет.
      он пожилой, денег говорит на штраф нет, вот и не смогу теперь 5 лет на кладбище съездить.
      мне кажется такие моменты вообще не в тему между нашими братскими государствами. нельзя одним шаблоном мерить нарушителя эмиграционного режима - европейца,американца, и человека, который родился в этой стране, который стал заложником великой трагедии- развала СССР и деления Родины...ну и с нашей стороны такие моменты есть, чего уж...

      и ещё немного юмора:
      разговорились с парнем, он служил в танковых войсках РК. "воевал" с командиром третьего батальона. комбат лютовал говорит не на шутку, но сделать со мной ничего не мог, по сути на за что, просто за правду говорит невзлюбил. и вот однажды нач.штаба и его зам ушли в отпуск, а этого комбата поставили ВрИО начальника штаба, и тут он оторвался как мог)).
      вызвал говорит меня, забрал военник и написал в нем следующее:
      "Склонен к обману своих командиров, воровству, с подчиненными личным составом не умеет управлять ими, не заботится о подчиненных и не вникает в их нужды"


      после того, как нач.штаба вышел из отпуска, то люлей тот комбат отгреб- мама не горюй. там вся часть ржала над такой местью)). я говорит хотел в МВД пойти после службы, вот бы там меня приняли почитав такое)
      ниже сделали запсись: "Запись не верна" и ещё на контракт оставили на три года.(скрин с его военника сделал)
      пусть не сочтут за флуд, но может кому настроение поднимет)
  2. kirgudu 12 августа 2015 09:31
    Интересно, укровермахт ещё не заказал таких же машин?
  3. Александр72 12 августа 2015 10:02
    В статье указано, что "Лянчия Линце" представляет собой самостоятельную итальянскую разработку, основанную на творческом переосмыслении трофейного британского бронеавтомобиля "Даймлер-Динго". Однако мне встречалось утверждение о том, что серийное производство этой бронемашины, представляющей собой почти точную копию легкого разведывательного бронеавтомобиля "Даймлер Динго" Mk IA, было начато фирмой "Лянчия" в 1943 году после подписания перемирия между Италией и западными союзниками по антигитлеровской коалиции и велось при помощи тех же британцев. Всего было выпущено около 250 машин этого типа. Но "Лянчия Лянце" совсем не итальянская машина, ни по духу, ни по внешнему виду. Мне больше нравится другой итальянский разведывательный автомобиль AS 42 "Сахариана", он же Camionetta Desertica AS 42, специально предназначенный для действий в пустыне. Не смотря на не слишком милитаристский и брутальный внешний вид, корпус этой машины изготавливался из брони, правда толщиной всего 3 мм. Хорошее фото раздобыть не удалось, поэтому привожу только это:
  4. Александр72 12 августа 2015 10:04
    Есть еще цветное фото сборной пластмассовой модели Camionetta Desertica AS 42 Sahariana:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня