Пароходы Зевеке: несостоявшиеся «броненосцы коричневой воды»

30
Наверное, даже сегодня есть среди нас люди, которые видели и помнят забавную кинокомедию «Волга-Волга», в которой ее герои плывут по Волге на пароходе в Москву и при этом поют: «Америка России подарила пароход, у него колеса сзади и ужасно тихий ход». Назывался он «Севрюга» и выглядел так, словно на самом деле попал на Волгу из эпохи Марка Твена. Трубы на нем были поперек корпуса, а за кормой находилось большое гребное колесо. Что, неужели «это чудо» техники действительно подарили нам американцы? Известно, что в годы войны Сталин часто смотрел этот фильм и нередко при этом подначивал американского представителя президента США Гарри Гопкинса, мол, вот она – ваша хваленая техника! Понятно, что все смеялись, но было ли это «просто смешное кино» или такие пароходы на Волге все-таки существовали?

Пароходы Зевеке: несостоявшиеся «броненосцы коричневой воды»

Пароход Зевеке «Магдалена»

Причина всему – конкуренция!
А началась история с американскими пароходами в России вместе с бурным развитием в нашей стране рыночных отношений, вызванных к жизни отменой крепостного права. Соответственно это стало толчком к развитию и волжского судоходства, так что пароходы самых разных конструкций стали появляться на Волге один за другим. Сразу же образовались и несколько пароходных компаний, между ними появилась конкуренция, а где она есть, всегда находится тот, кто пытается обойти своих «коллег» или, скажем, за счет удешевления тарифов за проезд или предложением большего комфорта за ту же плату. Самым простым и доступным путем было начать постройку пароходов уже сразу с двумя-тремя палубами, чтобы резко поднять пассажировместимость одного парохода. Но где найти подходящий образец: удобный к постройке, и – самое главное, не очень дорогой?!


Альфонс Александрович Зевеке – основатель фирмы.

И вот в 1881 г. Альфонс Александрович Зевеке – известный волжский судопромышленник, специально отправил сына в Южную Америку – посмотреть на тамошние заднеколесные пароходы, что плавали по реке Амазонке, а строились по образцу пароходов, что плавали по рекам Миссисипи и Миссури. На тамошние пароходы он посмотрел, и они ему понравились, после чего компания Зевеке сделала ставку именно на них и… попыталась таким образом обогнать всех своих конкурентов здесь на Волге. Уже зимой 1881 – 1882 г. в Нижнем Новгороде была закончена постройка первого в России парохода «Амазонка», имевшего заднеколесный привод!


Пароходы компании Зевеке на нижегородском рейде.

И легкий, и комфортабельный, и грузоподъемный!
Пароход получился на славу: судно с тремя палубами длиной 58 м, шириной 11 м, к тому же плоскодонное и… получившееся рекордно легким. У порожней «Амазонки» осадка была всего 0,71 м, а имея на борту полный груз (400 пассажиров и 393 т груза), она погружалась на 1,2 м. Скорость по течению была 20 км/ч, а против течения, в зависимости от его силы, 12-15. Небольшой вес и относительная дешевизна (все судно было целиком и полностью построено из древесины!) по сравнению с другими волжскими колесными пароходами того времени давала ему неоспоримые преимущества. Поскольку пароход изначально проектировался как грузопассажирский, то трюм и большая часть палубы отводились под груз. Пассажирские каюты были трех классов и находились на верхней (3-й) палубе, где ближе к носу поднимались две высокие узкие трубы, установленные поперек корпуса, что дало волгарям основание называть новые парохода «козами». Два котла и двухцилиндровая паровая машина также устанавливались непосредственно на палубе: на носу – котлы, а машина – на корме. Благодаря такой компоновке среднюю часть судна удалось освободить для размещения груза, а его оконечности были защищены от нежелательного провисания.


Пароход Зевеке «Жемчужина». Колесо сзади.

Гребное колесо, находившееся за кормой, приводилось в действие двумя шатунами. И здесь же, перед колесом, было сразу четыре руля, управлявшихся двумя румпелями. В такой установке рулей был свой смысл, так как это позволяло несколько повысить маневренность судна при его движении по мелководью. Новый пароход очень даже неплохо показал себя во время маловодья 1883 г., когда плавал между Нижним Новгородом и Саратовом. Как итог в 1883 – 1888 гг. по этому же проекту компания Зевеке построила еще несколько таких же пароходов, но уже значительно с большей грузоподъемностью.



Сервис значит многое!
В июле 1887 г. владелец компании Альфонс Зевеке умер, оставив при этом своим наследникам солидный капитал в миллион рублей и целый флот из 13 больших грузопассажирских заднеколесных пароходов, которые были заняты на трассах от Рыбинска до Нижнего Новгорода и от Нижнего Новгорода до Астрахани. Компания проводила очень грамотную маркетинговую политику. Например, при покупке обратных билетов введены скидки: в 1-м классе до 25 % и во 2-м классе до 20 %. По договоренности с железнодорожными компаниями для туристов была введена также продажа единых железнодорожно-водных билетов. Осуществлялась бесплатная доставка багажа пассажиров компании от железнодорожной станции на пристань, одним словом, делалось все, чтобы о фирме Зевеке люди говорили хорошо!

К услугам пассажиров 1-го и 2-го класса на его пароходах были роскошно отделанные и меблированные каюты. На них были оборудованы прекрасные буфеты, на борту пароходов устроены библиотеки, где были не только книги, но и самые свежие газеты, и журналы, и даже … салоны с роялями! Кроме того пассажиры этих двух классов могли обратиться к капитану с просьбой (если им вздумается) причалить к любой пристани по их выбору вне расписания. Ну, а если причал на берегу отсутствовал, то с парохода должны были спустить шлюпку (и спускали!), чтобы доставить пассажира на берег. То есть высадиться с зевекевских пароходов на берег можно было даже «в кустах», чем нередко и пользовались тогдашние революционеры, спасавшиеся таким образом от полиции. Все это помогло преодолеть предубеждение публики в отношении новых непривычных на вид пароходов, о которых многие тогда говорили, что уж слишком они высоки, и сильный ветер их непременно опрокинет! Из-за этих слухов новые пароходы вначале нередко отправлялись в плавание полупустыми, но… затем восхищенные рассказы всех тех, кто не побоялся рискнуть, и, конечно, умелая реклама в печати, свое дело сделали, и публика на эти пароходы компании Зевеке что называется «пошла».

Правда в ходе эксплуатации выяснилось, что форма кормы таких «пароходов-заднеколесников» приводит к образованию позади них водоворота. Это ухудшало управляемость судном, особенно на тихом ходу, но что-то изменить уже было нельзя.

Новые проблемы и новые решения
Естественно, что пример Зевеке оказался очень привлекательным, и вскоре на Волге появились и заднеколесные пароходы других пароходных компаний: «Россия» (купца Петелина), «Бриллиант», «Яхонт», «Бирюза», «Изумруд», «Рубин», «Жемчужина» (компании «Дружина»). Чтобы избежать провисания конечностей, вызванного расположением котлов на носу судна, а машины на корме, оконечности пароходов стянули металлическим тросом, как это было сделано и на американских пароходах. При этом сам трос проложили на стойках, закрепленных в диаметральной плоскости судна, и натянули при помощи талрепов.


Один из пароходов Зевеке на Волге.

В 1886 г. на воду был спущен пароход «Новинка» грузоподъемностью уже 740 т. Он, а также и другие пароходы его типа, получили еще и четвертый класс для пассажиров, и бывали забиты грузом и людьми буквально «под завязку». Правда скорость их упала до 13 км/ч, но и плата на них была также почти в два раза ниже, чем на грузопассажирских пароходах других типов. Благодаря легкости и дешевизне они имели целый ряд экономических преимуществ, однако недостатки конструкции, малая скорость хода, не слишком хорошая управляемость и очень примитивно оборудованные помещения для пассажиров на этих судах возросшим требованиям уже не удовлетворяли. Поэтому в дальнейшем постройка заднеколесных пароходов на Волге была прекращена.

На некоторых из этих пароходах были использованы весьма оригинальные, если не сказать забавные технические решения. Так на «Яхонте» паровая машина до половины высовывалась из трюма, тогда как котлы стояли на главной палубе! Причем передача от нее к гребному колесу осуществлялась с помощью деревянного шатуна длиной… в несколько метров! При этом кривошип при вращении в своей нижней точке касался воды, особенно при полной осадке парохода. Подшипник находился в воде целиком, а шатун по воде громко шлепал. Зато масленщики, отвечавшие за смазку подшипника, были довольны: им не надо было то и дело проверять его температуру, что они обычно делали на ощупь, ведь теперь его непрерывно охлаждала вода. Кроме того на них стояли сразу три очень больших руля, хотя и не очень заглубленных в воду, но зато таких длинных, какие тогда устанавливали на баржах, поэтому управлялись они сравнительно неплохо. Забавно, что лучше всего они работали и управлялись когда шли задним ходом, поскольку так гребное колесо загоняло воду «под себя».


Речной броненосец северян «Сент-Луис».

«Волжские броненосцы коричневой воды»
К началу гражданской войны по Волге пароходы «американского типа» еще плавали, и было их довольно много. Но – и вот это очень странно, никто из морских офицеров, сражавшихся под знаменами КОМУЧа (Комитет членов Учредительного Собрания) даже не подумал о том, чтобы превратить их в боевые корабли, подобные американским «броненосцам коричневой воды»! И вот это самое удивительное! Они не могли не читать (и просто обязаны были изучать это будучи в гардемаринах) о том, какими были первые броненосцы, как они создавались, вооружались и применялись. Ведь события 1861 – 1865 гг. были к ним по времени очень близки и информации на эту тему хватало.


Типичный речной броненосец 1861 – 1865 гг.


Броня из рельсов. Образец поднят со дна Миссисипи. Серая масса между рельсами – набившийся туда ил.

В том же журнале «Нива», «Вокруг света» были рисунки и статьи, да и в «Морском сборнике» их тоже хватало. Однако мемуары «речных офицеров» КОМУЧа пестрят сообщениями о том, что «никто не знал, что делать», «не имел понятия», и т.д. Когда было решено вооружать волжские пароходы, то на них 76,2-мм пушки сначала ставили вообще открыто на палубе: одну спереди, другую сзади, и два пулемета по бортам. Потом додумались, что надо сделать поворотные круги и… сделали, а колеса орудий прикрепили к ним хомутами. Ворочали эту «установку» при помощи «правила», но брони она не имела никакой. Правда, пулеметы над кожухами бортовых колес спустя какое-то время расположили в башнях из железных труб большого диаметра, вставленных одна в другую. Пространство между ними было залито гудроном и пули эту «броню» не пробивали, вязли в расплаве! Поворачивалась башня на шкворне, ногами сидевшего в ней пулеметчика. Нашли на складах тюки иранского хлопка и сделали из них «броню» – обложили борта, рубку, оконечности.


Пароход «Мефодий», который использовался Чехословацким легионом во время похода на Казань

Между тем именно из заднеколесных и колесных пароходов и северяне, и южане как раз свои первые броненосцы и построили! Броню в форме прямоугольного каземата с наклонными стенками делали из катаных рельсов и шпал. Палубы с корпуса снимали, трубы обрезали, в амбразурах каземата ставились пушки: обычно 2-3 вперед, 4-5 по бортам и 2 назад. Кожухи гребных также бронировались, либо одно колесо закрывалось со всех сторон казематом. Причем пушки были солидные: 6, 8 и даже 10 дюймов. И нарезные орудия Паррота и Дальгрена, и гладкоствольные – что было, то и ставили. А вот теперь представьте себе точно такой же гипотетический «волжский броненосец», вооруженный скорострельными «трехдюймовками» с таким же их расположением, и будет понятно, что обычный волжский вооруженный пароход на базе буксира он превосходил бы в разы. Даже шрапнель, поставленная «на удар», мало что могла бы с ним поделать, а фугасных снарядов тогда было мало, да и куда ими было бы по нему стрелять? Получается, что то, что было хорошо на Миссисипи, на новом витке истории еще лучше могло бы сработать на Волге, но… не сработало! Баржи (несамоходные) вооружались 102-мм орудиями и даже 152-мм гаубицами. Их танки (баржи использовались нефтеналивные) заливались бетоном, что превращало их в исключительно мощно забронированные и вооруженные суда… лишенные и хода, и маневренности, но это и все.


Типичный «хлопковый броненосец» южан, бронировавшийся кипами хлопка.

Авторы мемуаров отмечают, что не хватало брони, пушек, снарядов, но ведь рельсы-то были! Шпалы – были, а значит, была и практически готовая броня. То есть, имея такие «броненосцы» КОМУЧ мог бы не только захватить Казань, Самару и Царицын, и всю Волгу держать в своих руках, но и успешно бороться даже с балтийскими миноносцами, переведенными через Мариинскую систему по приказу Ленина на Волгу. А там, глядишь, к ее берегам подошли бы армии Колчака, и… вся история бы России изменилась самым невероятным образом. То есть «подсказка» комучевским офицерам в виде пароходов Зевеке была, можно сказать, прямо у них перед глазами, историю «броненосцев коричневой воды» они, как образованные люди, должны были знать. Инженеров на Волге тоже хватало. Но ничего этого сделано не было! Ну, а в итоге, сражавшиеся под красным знаменем – да-да и удивляться этому не стоит (а каппелевцы сражались под черно-оранжевым георгиевским знаменем), войска КОМУЧА на Волге были разбиты до подхода частей Колчака, и наша с вами история состоялась в том виде, в каком она есть.


Бой речных броненосцев на Миссисипи.

Ну, а отдельные пароходы кампании «Дружина» ходили по Волге даже в предвоенные годы, а «Яхонт» сохранялся вплоть до 1956 года, когда и был отправлен на слом. В кинокомедии «Волга-Волга» был снят уцелевший до того времени такой пароход, названный почему-то «Севрюга». Так что никакие американцы нам его не дарили!


Броненосец северян "Эссекс"

Люди счастливой судьбы
Обычно судьба российских купцов конца 19 – начала 20 века не баловала: тот разорился и застрелился, тот спился, другой погиб в революцию, но вот сыновьям А.А. Зевеке повезло. Пароходное общество унаследовал его старший сын (от первого брака) – Александр Альфонсович (1864 – 1917), до большевистского переворота успевший умереть.


Легендарная «Севрюга» из кинокомедии «Волга-Волга».

Младший его сын (от второго брака) – Василий Альфонсович Зевеке (1878-1941), также стал речником: в 1914 году ездил в Германию для покупки судов, а в 1917-ом почти год находился в США по заданию Российского министерства водных путей. Уехав за границу из Российской империи, он возвратился уже в Советскую Россию, и всю жизнь провел в Нижнем Новгороде (г. Горьком), где трудился инженером-судостроителем на заводе «Красное Сормово». В свое время он увлекся фотографией и сохранил не только свои фото, но и старые фамильные негативы, сделанные еще на стеклянных пластинках (раньше они так и назывались – фотопластинки). Сын его – внук своего знаменитого деда, Александр, тоже сделался фотолюбителем, и все это уникальное семейное наследие перешло к нему. В 2007 году он передал его архиву аудиовизуальной документации Нижегородской области, за что был отмечен грамотой губернатора области. Так что все потомки судовладельца Зевеке прожили положенный Богом срок, не были репрессированы, жили у себя родине, а один из их фамильных пароходов попал даже в популярную кинокартину, но на ход истории они так и не повлияли!
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 августа 2015 06:47
    ...и наша с вами история состоялась в том виде, в каком она есть.
    это вы к чему?
  2. +9
    13 августа 2015 06:59
    имея такие «броненосцы» КОМУЧ мог бы не только захватить Казань, Самару и Царицын, и всю Волгу держать в своих руках, но и успешно бороться даже с балтийскими миноносцами, переведенными через Мариинскую систему по приказу Ленина на Волгу. А там, глядишь, к ее берегам подошли бы армии Колчака, и… вся история бы России изменилась самым невероятным образом. То есть «подсказка» комучевским офицерам в виде пароходов Зевеке была, можно сказать, прямо у них перед глазами, историю «броненосцев коричневой воды» они, как образованные люди, должны были знать
    - интересный вывод, хотя и весьма спорный. Причины поражения белой армии кроются совсем не в этом. Развивать эту тему не буду, чтобы не поднимать очередной красно-белый срач на сайте.
    Отмечу только, что в ходе Гражданской войны, и красные и белые активно использовали для войны на многочисленных реках и озерах бывшей Российской Империи гражданские буксирные и грузопассажирские пароходы (в основном колесные) и немногочисленные теплоходы (а на Каспии - даже парусники-рыбницы), вооружая их по принципу "что нашлось в арсенале, то и поставили". Обходясь при этом, как правило, без всякого бронирования, однако вдоль бортов нередко складывали полленицы - и защита хоть какая-то от пуль с берега и топливо (пароходы на реках в годы той войны в основном кормили дровами - и дешево, и доступно).
    Честь имею.
    1. +2
      13 августа 2015 22:17
      Про срач Вы хорошо сказали...
  3. +3
    13 августа 2015 07:01
    Что-то не пойму эта статья о пароходах или об: "Ах, как жаль, что Колчак не победил"?
  4. +6
    13 августа 2015 08:21
    Почему не бронировали пароходы во время гражданской войны в России хорошошо показано в интересной книге Широкорада "Великая речная война" http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab3/index.html
    Если в кратце-"не до того было"... да и не из чего было особо броню делать и утяжелять ею и без того маломощные пароходы....да и смысла не было так, как пароходы совершали в основном набеговые операции, типа "пострелял и быстренько "смылся" и поддерживали в основном береговые операции-форты штурмовать им не было нужды, кроме того широко применялись мины, против которых никакая броня не спасет.
    1. -1
      13 августа 2015 08:40
      Мины - "торпедо" и американцы применяли и даже еще шире, чем на Волге. Вот лень-матушка - это да!
      1. +5
        13 августа 2015 08:50
        Мины на ВСЕХ реках (а не только на Волге)во время гражданской войны в России применяли значительно шире, чем во время гражданской в США. И мины были там, совсем не такие, как во времена гражданской в америке, даже магнитные применялись англичанами на Двине...тут знаменитой фразой Фаррагута-"Вперед! И к черту мины!" уже не отделаться...
  5. +6
    13 августа 2015 08:38
    Спасибо за статью! Душу согрела . Прадед Лавр - корабельной плотник для фильма Волга - Волга парусник Лесоруб строил. Слава Волгарям!
  6. +5
    13 августа 2015 09:07
    Буксирный колёсный пароход\канонерская лодка "Ваня-коммунист"

    Главные размеры, м:
    Длина наибольшая — 60,20
    Длина по конструктивной ватерлинии — 53,32
    Ширина по конструктивной ватерлинии — 7,32
    Ширина наибольшая — 15,15
    Высота борта — 2,57
    Осадка минимальная — 0,708
    Осадка с топливом — 0,885
    Мощность паровой машины, л. с. — 300
    Вооружение: 2 75-мм морских орудия, 1 47-мм противоаэропланная пушка, 6 7,62-мм пулеметов типа «максим» на треногах; 7,62-мм пулеметы «максим» на колесных станках для вооружения десанта.
    Бронирование: Противопульное, стальными листами толщиной около 8 мм. Такими листами были закрыты штурвальная рубка, котельный кожух и кожуховые каюты. Экипаж, чел. — 78

    Переоборудовался и вооружался «Ваня» № 5 на заводе «Нижегородский теплоход».

    Необходимо отметить, что уже само переоборудование и вооружение судов Волжской военной флотилии было подвигом, трудовым подвигом рабочих, которые в сжатые сроки в условиях острой недостачи материалов, полуголодные, сумели вооружить суда, необходимые для организации отпора наступающему противнику.

    Характер и объем произведенных на буксире работ виден из счета № 134, который акционерное общество «Теплоход» предъявило Главному управлению кораблестроения Народного комиссариата по морским делам: «...выломаны внутренние помещения для устройства фундаментов, сделаны фундаменты под орудия, поставлены крепления, фундаментов, отделаны помещения и койки для команды, переделана палубная рубка, положена на деревянную постройку (надстройку) железная броня, сделаны стеллажи для снарядов, орудия поставлены на место, корпус и палубные надстройки окрашены». Были также сняты буксирные арки и тамбур входного люка в кормовые помещения, мешавшие стрельбе из орудий.

    Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух 75-мм и одного 37-мм морских орудий и шести пулеметов «максим» на треногах. С таким вооружением 21 августа 1918 года «Ваня» № 5 ушел на фронт под Казань.

    Некоторое время на нем находились две 27-мм скорострельные пушки системы «Маклона» на колесах; они использовались для вооружения десантов.

    Опыт первых боев показал, что необходимо поставить добавочные стальные листы для защиты пулеметчиков. Систему установки защиты предложил старший пулеметчик судна Н. Карташов, и она нашла одобрение Н. Г. Маркина. В мастерских Паратского затона изготовили стальные листы и установили к пулеметам. Позднее эта система была применена на всех судах флотилии.

    "Моделист-конструктор" №11 1982г

    Обратите внимание на осадку.
  7. +3
    13 августа 2015 10:32
    «Сура» — первый круизный теплоход, построенный в современной России[2]. В качестве движителя имеет гребные колёса
  8. +5
    13 августа 2015 10:53
    Отличный материал, прочитал с интересом. И даже плюсанул. Но бесконечно далёк автор от судостроения, особенно от деревянного. Скорость хода определяется "на спокойной глубокой воде", скорость хода по течению (показатель из статистического отчёта "7-Реч")получается делением расстояния по течению на время в ходу. Осадка в районе 0,5 - 0,7 метра характерна для всех колёсных пароходов, длина рулей - загляните под кринолин типичных русских пароходов на фотографиях. Управляемость "американцев" лучше на заднем ходу. А способность пустить колёса в раздрай типичных русских пароходов делает все разговоры об управляемости бессмысленными. Умозаключения про КОМУЧ и Колчака оставляю на совести автора. Но это так, брюзжание. Спасибо за статью. Пароход - это песня. Ничего красивее не видел в жизни.
  9. +1
    13 августа 2015 12:12
    Отец рассказывал - он ещё застал такие пароходы на Волге. Помимо Яхонта ходил ещё и Изумруд...
    1. jjj
      +1
      13 августа 2015 14:16
      Буксиры с боковыми колесами оказались очень хорошими пароходами. У них отличная тяга. Малая осадка и колеса иной раз помогали буквально переползать через мели. Проводка барж или плотов такими буксирами была намного дешевле, чем винтовыми буксирами или толкачами. В пассажирских пароходах практически отсутствовала вибрация по корме. И сейчас пароход "Гоголь" 1911 года постройки катает туристов на Северной Двине
      1. +1
        14 августа 2015 00:06
        Колесные речные суда в принципе более дорогостоящие(как в постройке,так и в эксплуатации),однако,имеют одно,существенное приемущество перед винтовыми.КПД колесного движетеля практически не зависит от глубин под килем судна.В россии такие суда имеют довольно ограниченное применение ввиду довольно малых навигационных периодов,причем на большинстве рек до трети этого времени судоходство осуществляется в условиях сложной ледовой обстановки.А колесные суда очень"чувствительны"к плаванию даже по битому льду и шуге.
        1. +2
          14 августа 2015 14:33
          Цитата: Argon
          существенное приемущество перед винтовыми.КПД колесного движетеля практически не зависит от глубин под килем судна

          В своё время смотрел ТТХ речных судов. Отметил, что тяга на гаке у 400-сильного колесника в 2 раза выше, чем у 450 сильного винтового (проект Р-14 вроде)
      2. 0
        14 августа 2015 14:31
        Цитата: jjj
        И сейчас пароход "Гоголь" 1911 года постройки катает туристов на Северной Двине

        Знал "Пушкина" 1912 года постройки, пол-века назад ходил Котлас-Архангельск. А про этого поподробней расскажите пож. Где приписан, куда ходит?
  10. +2
    13 августа 2015 12:57
    особенно удивила броня из рельс.где-то помню читал,что рельсы применялись как броня,но в таком виде(это какой же вес получается)
    1. +3
      13 августа 2015 17:02
      В 19-м веке - идея хорошая. А вот в 20-м в период гражданской....С другими орудиями, с другим стрелковым оружием...Ну, Вячеслав Олегович Шпаковский -великий фанат поиска альтернативной брони. Для , если, изначально -только для танков, то теперь -для победы в альтернативных Вселенных laughing
      Для бывшего преподавателя Истории КПСС странное желание - сожалеть о победе РККА. hi
      1. 0
        13 августа 2015 21:54
        Звание гвоздями не прибито. К тому же я не сожалею. В статье сказано, что так могло бы быть... Но это не значит, что я за "бы" всеми руками и ногами. Хотя с точки зрения объективной реальности победа РККА носила временный характер. Какое знамя сейчас развивается над Кремлем? Какой у нас герб, форма собственности? Так что кто в итоге победил? Победоносные красноармейцы или битые белогвардейцы?
        1. 0
          22 апреля 2017 16:10
          Калибр, Вы верно поставили вопрос"кто в итоге победил"!
    2. 0
      14 августа 2015 14:37
      Цитата: kotvov
      особенно удивила броня из рельс.где-то помню читал,что рельсы применялись как броня,но в таком виде(это какой же вес получается)

      Марка рельса по весу 1 метра в кг. Сейчас Р-65 на главном ходу. Встречаются Р-50 и Р-43. 150 лет назад были полегче. Всё равно легче гомогенной брони толщиной с шейку рельса.
  11. +3
    13 августа 2015 17:10
    В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.
    1. +2
      13 августа 2015 17:53
      Сгорел. Не погиб, забирая жизни пассажиров и экипажа. Достойная смерть. soldier
    2. 0
      14 августа 2015 14:41
      Цитата: Gomunkul
      сгорел в затоне под Аксаем

      Поправлю - не под, а над Аксаем. Так называемые "камыши" были выше Аксайской РЭБ по течению реки Аксай
  12. +4
    13 августа 2015 21:11
    Никогда не стоит мешать в одной статье историю техники и социально-политические фантазии автора, а то выйдет как в кино: "Я ему: Не надо мешать водку и портвейн!, а он мне: "Коктейль, коктейль! У, хиппи волосатый!" Часть вторая (фантастическая) полностью обесценивает очень неплохую первую. На вопрос "Почему не сделали?" Да, потому что не могли сделать ни при каких обстоятельствах. Этому есть чисто технические, экономические и социально-политические причины. При этом вполне хватило первых.
    Архитектура у описанных судов за прошедшие между двумя Гражданскими войнами 50 лет вступила в противоречие с развитием артиллерии. Да стоит взглянуть, хотя-бы на иллюстрации. Пароход с разнесёнными энергетическими отсеками был ещё худо-бедно приемлем в эпоху чёрного пороха и дульнозарядных орудий, когда в центре можно сделать каземат, прорезать порты кучу пушек наставить. Всё это и осталось в 60-х годах XIX века скоро для орудий потребовались свободные оконечности с возможностью обеспечить наибольший угол обстрела. Увы, на пароходах подобной конструкции сие не возможно. Ну а паропровод вдоль всего борта это для боевого корабля тоже, тот ещё подарочек.
    Гражданская война в Америке оказалась колыбелью, лебединой песней и могилой колёсных броненосцев, так что, как мне кажется мертвецов зря потревожили.
    1. +1
      13 августа 2015 22:01
      На это можно ответить и так: Ваше мнение против моего и все. Вы вот это все перечислили и думаете, что Вы меня убедили? Ничуть - ровно столько же аргументов я могу привести против Вашей точки зрения. Кстати, уже тогда были казнозарядные нарезные пушки более тяжелые и мощные, чем 76,2-мм Путиловского завода. Безусловно, были обстоятельства как затрудняющие такую трансформацию, так и способствовавшие ей. Первых оказалось больше, только и всего.
    2. +1
      14 августа 2015 14:49
      Цитата: КоЩей
      Гражданская война в Америке оказалась колыбелью, лебединой песней и могилой колёсных броненосцев,

      На Северной Двине в 1918 громили интервентов и белогвардейцев "Карл Либкнехт", "Клара Цеткин" и "Роза Люксембург" Был ещё четвёртый однотипный, позднее назван "Павлин Виноградов". Колёсные буксиры сормовской постройки, 400 л.с. Вооружались четырёхдюймовками (могу соврать), что то о бронировании котельным железом говорилось. А порезали их на метлом много позже, годах в 70-х. Последний долго стоял в Тулубьевском затоне, пугал путников ободранным корпусом без надстройки и с торчащей паровой машиной.
  13. +2
    13 августа 2015 22:22
    Хорошо, перейдём к экономическим причинам:
    Разруха. Время, когда мало что и мало кто работал, поэтому, если и пускаться в переделки то они должны быть минимальны по трудоёмкости, металлоёмкости и квалификации рабочих. Максимальный максимум это выполнение подкрепления под орудия, а это значит клёпка и как минимум три-четыре специалиста квалификация одного из которых должна быть высокой, одного-двух выше среднего. И где же искать такое чудо в пламени гражданской войны? Для "американцев" же малой кровью было бы никак не обойтись.
    1. 0
      14 августа 2015 05:56
      Согласен с Вами.

      И ещё хочу обратить внимание автора. Посмотрите характеристики речных мониторов типа "Железняков" (СБ-37). Почему-то в более спокойные времена не стали строить колёсные монстры наподобие американских броненосцев, а ограничились тем чем ограничились (бронирование борта 8мм). Лень помешала? Я думаю, вмешались законы физики, ну и здравый смысл...
  14. +1
    17 августа 2015 12:26
    Насколько я помню, броненосец южан должен был действовать против превосходящейц по численности эскадры противника. Т.е. южане скомпенсировать недостаток судов мощной бронеединицей. На Волге таких задач не стояло, противник был на берегу. Поэтому такая защита была не нужна. Особенно с учётом малых глубин на реке.