Аргентинские супер-этандеры
В семидесятые годы группа палубной авиации (GAE - Grupo Aeronaval Embarcado) состояла из 3-ей эскадры, вооруженной Скайхоками (McDonnell Douglas A-4Q SkyHawk), при чем, начиная с 1976 года, все активнее стали вестись разговоры о замене этих устаревших американских машин. После провала попытки приобретения партии модифицированных компанией Локхид (Lockheed) A-4C, военные моряки к 1979 году выбирали между списанными из военно-морской авиации США A-4F или новыми A-4M.
Согласно техническому заданию, военно-морская авиация нуждалась в реактивном боевом самолете, способном оперировать с палубы легкого авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" (читается как "Бентисинко ди Майо". История этого корабля такова: построенный в 1945 году в Англии как "Venerable", что в переводе значит "Почтенный", он был вскоре продан голландцам, которые, в свою очередь, продали его Аргентине.) Самолет должен быть предназначен для ракетных атак вражеских судов, а также иметь возможность прикрывать наземные и морские объекты; он должен нести ракеты AIM-9B "Сайдвиндер" ("Sidewinder"). После того, как правительство США запретило экспорт в Аргентину А-4М "Скайхок" (Skyhawk), аргентинская армия обратила свое внимание на предложенный французами Супер Этандер.
Первоначальное предложение включало в себя партию из 16 Супер Этандеров. Поставка предусматривалась партией из 10 самолетов в 1981 году, четырех в 1983, и остальных в 1984 году. В отличие от американцев, французы предлагали полностью готовые и вооруженные машины. Контракт на самолеты и запасные части к ним был подписан в 1979 году. В соответствии с ним французская компания Матра (Matra) занималась ракетами Мажик 500 (Magic 500), компания Аэроспасьяль (Aerospatiale) производила ракеты АМ-39 Экзосет (AM-39 Exocet), и Томсон-CSF (Thompson-CSF) изготавливала симулятор для обучения полетам на Супер Этандере.
В ноябре 1980 года во Францию прибыл аргентинский летно-технический персонал, который сразу начал обучение по специально разработанной программе (программа SUE - такое обозначение получили потом все аргентинские Супер Этандеры). Под персоналом понимается 10 летчиков, один офицер инженерной службы и 37 старшин под общим командованием капитана второго ранга Итало Лавенсо (Italo Lavezzo). Этот командир являлся одновременно и летчиком-испытателем самолетов, предназначенных для Аргентины.
Программа обучения продолжалась весь первый семестр 1981 года. Каждый пилот получил по меньшей мере сорок восемь часов налета на Супер Этандере, а в это время в Аргентине, на военно-морской базе "Команданте Эспора" (Comandante Espora) началось возведение ангара номер шесть, который должен будет принадлежать второй морской истребительно-штурмовой эскадрилье третьей эскадры, восстановленной после расформирования в 1976 году, когда она использовала для полетов свои Феннеки (Fennec). Итак, первая партия из пяти SUE (Супер Этандер для Аргентины), получивших номера с 0751/3-А-201 по 0755/3-А-205 (3-номер морской эскадры А- Ataque ("ударная"), 2 - номер эскадрильи, последние две цифры - тактический номер самолета), была принята во время официальной церемонии 7 декабря 1981 года на базе "Команданте Эспора" в присутствии аргентинского президента. Не смотря на летние каникулы (а мы в южном полушарии и декабрь тут - летний месяц) работа эскадрильи не прекращалась ни на сутки, и прибытие из Франции матчасти и обученного персонала шло строго по графику.
Десять обученных пилотов заступили на службу в эскадрилью. Эта ежедневная рутинная деятельность была прервана 31 марта 1982 года, когда капитан второго ранга Коломбо (Colombo) получил приказ вышестоящего командования о подготовке в тридцатидневный срок самолетов Супер Этандер к использованию ракет Экзосет. 2 апреля был получен приказ на выдвижение в район Мальвинских островов, и всем стало понятно, что скоро начнется неизбежное кровопролитие.
Обучение в это время сосредоточилось на навигационных и штурмовых аспектах, а также на использовании ракет АМ-39 Экзосет. Необходимо отметить, что никакую помощь в это время французы не оказывали, и аргентинцы справились самостоятельно в кратчайшие сроки, потратив на обучение всего две недели. В это же время происходят регулярные и интенсивные полеты в зоне Пуэрто Бельграно (Puerto Belgrano). Торговые и военные суда были в это время объектом для симуляции более десятка атак, целью которых было получение опыта в использовании радиолокационной станции, а также отработка полетов на малой высоте. Основной идеей этих тренировок была отработка атак морских целей, расположенных в 400-500 милях от берега, для которых была необходима дозаправка в воздухе. Тактика атак отрабатывалась на эсминцах типа "Геркулес", принадлежащих Военно-морскому флоту Аргентины, которые были идентичны британским эсминцам типа "Шеффилд", и задача ставилась в выявлении слабых мест этих кораблей.
Когда обучение и отработка всех систем закончилась, часть была поставлена на боевое дежурство. Она состояла всего лишь из четырех Супер Этандеров (пятый использовался как донор запчастей, поскольку с началом войны было введено торговое эмбарго), которыми командовал капитан второго ранга Хорхе Коломбо (Jorge Colombo). Были сформированы пять пар по два пилота в каждой, чтобы проводить постоянную ротацию летчиков. Имея в виду, что никаких тренировок по работе с авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" не проводилось, было принято решение использовать эти самолеты с военно-морской базы "Рио Гранде" (Rio Grande). База эта к тому времени использовалась ударными самолетами MB-326GB, MB-339A и A-4Q "Skayhawk". "Супер Этандеры" были переведены с "Команданте Эспора" в "Рио Гранде" 19 апреля, а необычные погодные условия этой базы вынудили экипажи проводить адаптационные полеты. Не смотря на присутствие ВВС Аргентины (Fuerza Aerea), полеты самолетов Даггер (IAI Dagger) и Супер Этандер были разведены, поскольку самолеты обладали совершенно разной полетной конфигурацией.
Снизу - Две ракеты Матра 550 Мажик (Matra 550 Magic) подвешены под 3-А-203 на взлетной полосе "Команданте Эспора"
Первый боевой вылет произошел 1 мая в 16.03. Объектом была неопознанная цель, активно маневрирующая к югу от пролива Сан карлос (San carlos). На финальной стадии эта операция была прекращена, поскольку у командира выполнявшей задание пары произошла утечка топлива.
4 мая в 9.45 Супер Этандеры 3-А-202 и 3-А-203 взлетают, получив задание на атаку соединения британских кораблей, за которым вел наблюдение SP-2H "Нептун" ("Neptune") 2-Р-112. Корабли были атакованы двумя АМ-39 Экзосет, запущенными в 11.04 с расстояния в 30 миль, в результате этой атаки был уничтожен эскадренный миноносец британских военно-морских сил "Шеффилд" (HMS Sheffield).
Вылет 23 мая оказался безуспешным - пилоты возвратились на базу "Рио Гранде", не найдя в зоне поиска никакой цели. С этого же момента эффективность использования военно-морской авиации резко снизилась из-за невозможности использования SP-2H "Нептун" (старые самолеты буквально разваливались в воздухе). Таким образом, поток необходимой информации о соединениях вражеских кораблей резко сократился. К этому необходимо добавить, что когда Супер Этандеры со своими Экзосетами заходили в зону поражения, пилотам приходилось проявлять чудеса прицеливания. В связи с этим, все ракеты класса воздух-море были в срочном порядке доставлены на военно-морскую базу "Команданте Эспора", где они все подверглись тщательной ревизии и перекалибровке, после чего на следующий день их вернули в "Рио Гранде". Таким образом, в течение нескольких часов ракеты покрыли расстояние в несколько тысяч километров на борту самолета Фоккер F-28 (Fokker F-28).
25 мая 1982 года, в день независимости Аргентинской республики, произошла атака самолетами Супер Этандер 3-А-203 и 3-А-204 транспортного корабля "Atlantic Conveyor" (Атлантик конвейер), находившегося в ста милях северо-восточнее Порта Стенли (Port Stanley). Аргентинцы взлетели в 14.26 с двумя ракетами Экзосет на борту. Цель была поражена и корабль затонул, унеся с собой на дно десяток вертолетов Линкс (Lynx), Вессекс (Wessex) и Чинук (Chinook). Поскольку во время этого полета Супер Этандеры покрыли расстояние в 1620 морских миль, им пришлось дважды дозаправляться в воздухе, для чего использовался RC-130H военно-воздушных сил Аргентины.
Последним военным вылетом, произведенным 30 мая, была атака на один из авианосцев королевского военно-морского флота. Задание это было чрезвычайно сложным, поскольку в распоряжении аргентинцев к тому моменту оставалась только одна ракета Экзосет. Вообще-то, для того, чтобы потопить авианосец такого класса, необходимо как минимум четыре прямых попадания таких ракет - и именно поэтому ВВС Аргентины направили вместе с Супер Этандерами два А-4С "Скайхок" (Skyhawk), вооруженных двумя 500-фунтовыми бомбами каждый. Таким образом, Супер Этандер 3-А-202 нес единственную оставшуюся у аргентинцев ракету Экзосет, а 3-А-205 нес три подвесных бака с топливом. В 12.31 самолеты запустили Экзосет с дистанции в 24 морские мили в авианосец HMS Invincible ("Непобедимый"), однако британцы эту атаку не подтверждают. Собственно, этот ракетный залп стал последним вылетом Супер Этандеров в войне за Мальвинские острова. После этого строились многочисленные планы по использованию этих машин в качестве чистых бомбардировщиков, но все это так и осталось на бумаге, поскольку война закончилась.
Боевой счет второй эскадрильи был впечатляющим. Имея только четыре действующих самолета, эскадрилья выполнила пять боевых вылетов, набрала 29 часов налета, потопила два корабля противника (один из которых, "Шеффилд", оказался командным пунктом ПВО всего британского оперативного соединения) и ликвидировала десять вертолетов. Также надо отметить, что это единственное аргентинское подразделение, не понесшие никаких потерь в период войны.
После войны эмбарго было снято, и эскадрилья смогла пополнить парк самолетов и вооружений. В декабре 1982 года были поставлены оставшиеся девять "Супер Этандеров" вместе с вооружением и запасными частями, что позволило вернуть на службу 3-А-201, "раздраконенный" во время войны на запасные части.
Самым важным событием в послевоенной истории "Супер Этандеров" стал перелет в середине апреля на авианесущий корабль ARA(V-2) "25 de Mayo" совместно с A-4Q "Скайхок" из третьей истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Во время планового ремонта авианосца, Супер Этандеры продолжали активную деятельность, базируясь на береговых базах "Мар дель Плата" (Mar del Plata), "Трелев" (Trelew), "Рио Гранде" и "Ушуая" (Ushuaia).
Боевые возможности этих самолетов заметно возросли при применении совместно с Локхид L-188MR "Электрон" (Lockheed L-188MR Electron, представлявший из себя модифицированный для патрулирования и радиоэлектронной войны самолет L-188 Electra).
Несмотря на значительное сокращение военного бюджета, особенно в части обучения, затраты на создание экипажей Супер Этандеров сохранились на прежнем уровне. Основной специализацией этих машин стала теперь штурмовка объектов с малых высот. Уровень подготовки летчиков этой эскадрильи считается очень высоким, чему подтверждением служат всего два происшествия, произошедшие с Супер Этандерами за все время их службы. 1 августа 1989 года 3-А-210 зацепил гребни волн и упал в море во время тренировочного полета на малой высоте, пилот при этом погиб. А 11 декабря 1989 года на SUE 0772/3-A-212 во время полета остановился двигатель Атар 08С (Atar 08C) - пилот благополучно катапультировался. В копилке опыта этой эскадрильи значатся многочисленные дозаправки в воздухе, а также совместные маневры с участием военно-морской авиации Бразилии и Королевского британского флота.
Информация