Из «Варяга» в АУГ

Китайский флот способен решать достаточно широкий круг задач проецирования силы

Китайская авианосная группировка пока не в силах противостоять своим американским оппонентам. Но в Мировом океане флот США далеко не единственный.

В последний год Китай начинает проявлять военно-морскую активность далеко за пределами ближней морской (океанской) зоны и соответственно готовится к вооруженной защите своих экономических и геополитических интересов. То есть предполагает приступить к реализации концепции, именуемой в США «проецирование силы».


Что на что проецируем?


Без авианосного инструмента эффективно проецировать силу в большинстве случаев чрезвычайно сложно или даже невозможно, если нет развитой системы баз на иностранной территории. А их у Китая нет и даже в среднесрочной перспективе не предвидится.

Потому Пекин активно развивает свои авианосные силы как в части совершенствования корабельного состава, так и в отработке вопросов боевого применения своих АУГ.

В настоящее время Китай располагает единственным авианосцем – «Ляонин». Это бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», купленный у Украины. Он, насколько известно, рассматривается как своеобразный полигон. При его выходах в море численность корабельного эскорта в некоторых случаях достигала 12 эсминцев и фрегатов. Вероятно, в боевых порядках этой авианосной группы присутствовали и многоцелевые подводные лодки. Таким образом, судя по направленности боевой подготовки китайских ВМС, в области развития авианосных сил взят курс на создание полноценных ударных авианосных соединений американского образца, способных обеспечить военную поддержку и защиту интересов страны за рубежом, в том числе и в удаленных районах. Этим китайские ВМС существенно отличаются от российского ВМФ, который пока мог формировать авианосные группы с охранением в один-два боевых корабля, чего совершенно недостаточно для обеспечения самостоятельных действий на большом удалении от баз. Боевая устойчивость в таких условиях достигается только в общей системе зональной обороны в прилегающих к побережью районах морей, да и то не в полной мере.

В этой связи весьма интересно оценить, каковы возможности китайской авианосной группы по решению типовых задач, которые могут быть перед ней поставлены. Для начала целесообразно рассмотреть основные особенности «Ляонина» и тех кораблей, которые с наибольшей вероятностью могут составить его охранение. В числе последних, конечно же, скорее всего окажутся наиболее современные надводные корабли дальней морской и океанской зон.

Из «Варяга» в АУГКитай, получив недостроенный «Варяг», заменил основные технические средства советской разработки на свои (в частности радиоэлектронное вооружение, ПВО и энергетическую установку). Основным средством контроля воздушного пространства корабля стала РЛС с ФАР, близкой по ТТХ к применяемой в системе «Иджис». По крайней мере так считают иностранные специалисты. ПВО корабля обеспечивается в зоне самообороны четырьмя ЗАК типа 1130 и четырьмя ЗРС FL-3000N (4 блока по 18 ячеек с ЗУР – всего 72 ЗУР). Особенность ЗРС – использование в ней ракеты с пассивной ГСН, работающей в инфракрасном или СВЧ-радиодиапазоне. Соответственно стрельба ведется по цели после захвата ее ГСН ракеты по принципу «выстрелил-забыл». Недостатком является зависимость от погодных условий. Всего за цикл стрельбы при благоприятных условиях система ПВО «Ляонина» способна уничтожить четыре-пять ПКР. При использовании противником средств РЭБ ее потенциал может снизиться на 30–70 процентов – до уровня одна – три ПКР. Тем не менее корабль способен надежно отражать удары одиночных ПКР, а при благоприятных условиях и групповые налеты. Авиационное вооружение представлено примерно 60 летательными аппаратами, из которых до 40 могут быть J-15 (созданный копированием Т-10К – прообраза российского палубного истребителя Су-33, проданного Украиной), и около 20 вертолетами различного назначения на основе российского Ка-28. Интенсивность действий авиагруппы следует оценить в 80–90 вылетов в сутки. Предельное количество летательных аппаратов, которые можно поднять с палубы «Ляонина» одновременно, оценивается по количеству имеющихся позиций предполетной подготовки, которых у него, вероятнее всего, осталось 16, как и на однотипном ему нашем «Кузнецове».

Для оценки боевых возможностей китайского авианосца необходимо учесть, что J-15 по своим характеристикам, прежде всего радиоэлектронному оснащению и системе вооружения, по мнению зарубежных специалистов, уступает американскому F-18E(F). Кроме того, в настоящее время «Ляонин» не имеет ни самолетов, ни вертолетов ДРЛО, РЭБ и разведки, что существенно ограничивает его возможности по решению задач ПВО и нанесения ударов по морским целям.

Короля играет свита


Основу эскортных сил китайской авианосной группы скорее всего составят наиболее современные эсминцы УРО. В их числе стоит выделить два корабля китайской постройки типа 051C, основным назначением которых является обеспечение ПВО оперативных групп надводных кораблей. Эсминец имеет многоканальный ЗРК российского производства «Риф-М» (шесть ПУ с 48 ЗУР) с дальностью 90 километров и одновременным обстрелом до шести целей двенадцатью ракетами. Другой новый эсминец типа 052С несет ЗРК HHQ-9 (64 вертикальных ПУ), представляющий собой копию российского корабельного многоканального ЗРК «Форт-М». Всего в составе китайского флота семь таких кораблей различных модификаций. В качестве ударного оружия они оснащены противокорабельным комплексом YJ-62 (16 ПКР) с дальностью стрельбы 400 километров и дозвуковой скоростью полета ракет. Для обнаружения воздушных целей есть РЛС с фазированной решеткой.

К числу наиболее современных эсминцев китайских ВМС относятся четыре корабля проектов 956Е и 956ЕМ российской постройки. Они имеют мощный противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (по 8 ПКР на каждом корабле) малой дальности (до 120 км), обладающий исключительно высокими возможностями преодоления самой современной ПВО корабельных соединений за счет высокой скорости и малой высоты полета, а также помехозащищенной головки самонаведения. ПВО корабля включает многоканальный ЗРК средней дальности «Ураган» и зенитно-ракетный комплекс самообороны «Каштан». Таким образом, Китай располагает 13 современными эсминцами, способными действовать в составе охранения авианосца. Современные ГАК, противолодочные торпеды и вертолеты позволяют эффективно решать задачи противолодочной обороны.

Помимо эсминцев в состав авианосной группы могут включаться и фрегаты. В этом классе следует отметить 14 кораблей типа 054. Они располагают 16 ПКР типа YJ-83 с дальностью стрельбы 160 километров. Основное средство ПВО – многоканальный ЗРК средней дальности HQ-16, представляющий российско-китайскую разработку на основе комплекса «Штиль». ГАК МГК-335 позволяет ему эффективно решать противолодочные задачи. Таким образом, Китай располагает достаточным количеством современных кораблей для формирования полноценной авианосной группы. Расчеты возможного распределения сил флота по основным оперативным задачам и известный опыт дают основания предположить: в АУГ могут быть включены до четырех-пяти новых эсминцев и пять-шесть фрегатов, а также две-три атомные многоцелевые подводные лодки типа 093, в перспективе – типа 095. По своим характеристикам они соответствуют советским проекта 671РТМ, которые поступали на вооружение ВМФ СССР в начале 80-х годов и в настоящее время выведены из боевого состава как устаревшие. Тактико-технические данные лодок типа 093, прежде всего показатели шумности, особенно в инфразвуковом диапазоне, не позволяют им успешно противостоять ни американской ПЛ типа «Лос-Анджелес», ни основной российской проекта 971. В этой связи их использование в составе авианосной группы имеет смысл лишь для решения задач тактической разведки и развития успеха ударов главных сил для уничтожения надводных кораблей противника, сохранивших боеспособность.

Могут не все, но многое


Приведенный вероятный боевой состав авианосной группы Китая позволяет оценить ее оперативные возможности – как оборонительные, так и наступательные, ударные. Однако начать следует с анализа зон контроля воздушного, подводного и надводного пространства.

Глубина зоны разведки надводных сил при самостоятельных действиях может достигать 500–600 километров на угрожаемом направлении и 200–300 – на других. Контроль подводной обстановки в угрожаемых секторах осуществим в пределах 60–80 километров от авианосца. В воздушном пространстве на больших высотах контроль может простираться до 500–600 километров на угрожаемом направлении и до 300–400 – на других. На малых высотах эти показатели существенно ниже – 200–250 и 80–100 километров соответственно.

Оборонительные возможности авианосной группы при отражении маловысотных ПКР (типа «Гарпун» или «Томагавк») оцениваются ее суммарным потенциалом ПВО, составляющим от 6–8 до 15–18 в зависимости от организации удара и эффективности РЭБ противника. Для противодействия авиации группа способна ввести в бой два – четыре истребителя из положения дежурства в воздухе на удалении до 400 километров на больших высотах и до 100–150 километров – на малых. Дополнительно из положения дежурства на палубе в готовности № 1 могут быть введены с рубежа до 250 километров еще две – четыре машины для перехвата на больших высотах. Эти показатели приведены для угрожаемого направления. На других истребительная авиация может быть введена в бой только из положения дежурства в воздухе на удалении до 200 километров от центра ордера главных сил для перехвата самолетов противника на больших высотах. То есть истребители авианосца смогут в самых благоприятных условиях отразить удар звена или эскадрильи.

Имеющиеся средства ПЛО позволяют не допустить выхода современной многоцелевой подводной лодки как на авианосец, так и на корабли его охранения с угрожаемых направлений. С других направлений реально сорвать только торпедную атаку по авианосцу.

Надводные цели авианосная группа Китая будет поражать ракетами большой и малой дальности, а также палубными самолетами с применением ПКР YJ-83K. В первом случае удары могут наноситься выдвигаемыми в направлении противника корабельными группами эсминцев с количеством ракет в залпе от 30 до 40 на удалении от центра боевого порядка до 600 километров. Удары ракетами малой дальности осуществляются с расходом до 30 ПКР на расстояние до 200–250 километров от авианосца выдвинутой на соответствующее удаление КУГ из фрегатов. Палубная авиация потенциально может наносить удары группами до 16 машин. Однако с учетом необходимости одновременного решения других задач наиболее вероятны действия группами от 8 до 12 машин (двумя звеньями или эскадрильей), которые могут применить четыре – восемь, максимум 10 ПКР в зависимости от особенностей организации удара.

Для поражения наземных целей реально задействовать только палубную авиацию, поскольку КРБД для стрельбы по наземным объектам китайский флот пока не располагает. Их появления следует ожидать, исходя из анализа тенденций развития китайского оружия этого класса, лишь в среднесрочной перспективе. Одновременно для ударов по наземным целям может быть привлечен примерно такой же состав авиагруппы, что и для поражения надводных целей. Расчеты показывают, что всего для ударов по морским и наземным целям китайская авианосная группа способна осуществить от 20–30 до 40–45 самолетовылетов в сутки, то есть выполнить от двух-трех до четырех-пяти ударов эскадрильей или одним-двумя звеньями.

Если завтра война


При сопоставлении китайских показателей с аналогичными для американской АУГ становится очевидным, что последняя превосходит оппонента в два – четыре раза. Расчеты по оценке возможного исхода взаимного столкновения этих двух групп даже в самых благоприятных для Китая условиях показывают: вероятность вывода из строя авианосца США не превысит 7–15 процентов, тогда как у «Ляонина» шансов уцелеть – процентов 20–30. При этом потери других корабельных сил у китайской стороны в 2,5–3,5 раза превысят американские, достигнув 40–55 процентов от исходного состава.

Иная картина складывается, если рассматривать бой китайской авианосной группы против аналогичных соединений других стран. Возможности китайской АУГ вполне сопоставимы с аналогичными показателями французской, в определенной мере превосходят индийскую и существенно сильнее английской. Еще более благоприятные условия складываются для китайского соединения, если рассматривать его бой против КУГ противника, даже если она будет поддерживаться ограниченными силами тактической авиации (в пределах эскадрильи). В этом случае АУГ имеет существенно большие шансы упредить противника в нанесении ракетного удара и располагает соответственно превосходящими шансами на успех в бою.

При решении задач завоевания превосходства в оперативно важном районе и поддержания в нем благоприятного режима палубная авиация китайского авианосца сможет разгромить от трех до пяти групп малых кораблей и катеров (в частности ракетных) в сутки, а также отразить два-три удара тактической авиации составом от звена до эскадрильи. Действуя против наземных объектов, не имеющих эффективной ПВО, палубная авиация «Ляонина» способна поражать с заданной эффективностью от трех-четырех до восьми – десяти целей ежесуточно. То есть авианосец эффективно решает задачи тактического масштаба в действиях против технологически отсталых армий и иррегулярных формирований. Этого вполне достаточно в локальных войнах и вооруженных конфликтах, а также в миротворческих операциях и действиях по защите гражданского населения, обеспечения его эвакуации.

Таким образом, уже сегодня китайские авианосные силы (естественно, после доукомплектования авиагруппы до штата) способны решать достаточно широкий круг задач проецирования силы. Но это только начало. Известно, что в Китае планируется создать авианосец тяжелого класса, по характеристикам превосходящий нынешние американские. Таких кораблей в соответствии с данными от различных источников в китайских ВМС планируется иметь от двух-трех до пяти. Конечно, речь идет о долгосрочной перспективе. Пока у Китая еще много технических проблем в этой сфере. Но когда они будут преодолены, страна получит весьма мощный авианосный флот.

Авианосные зубы у китайского дракона растут быстро. И даже имеющийся единственный молочный зуб – «Ляонин» может укусить весьма больно.
Автор: Константин Сивков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/26405


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. ImperialKolorad 15 августа 2015 07:59
    Что можно сказать? Молодцы китайцы - не забывают, что не только в экономической мощи состоит сила страны.
  2. D-Master 15 августа 2015 08:15
    Китай планомерно развивает свои вооруженные силы. Вскоре он станет морской супердержавой и Китайский флот будет демонстрировать флаг во всех морях и океанах земли. Жаль конечно "Варяг" Но лучше он будет сердцем и основой мощного флота Китая,чем разделан на иголки в Руине....
    1. Sukhoi 15 августа 2015 23:11
      Темп развития впечатляет более чем. Но, исходя из статьи, технологический уровень в районе 80х СССР. Это конечно не фонтан. Как мне кажется, все скатывается в гонку вооружений по "массо-габаритным" характеристикам, т.е. битву экономик. Возможно будет учтен опыт Союза. Предпосылок к качественому технологически прорывному рывку не вижу (ИМХО чистой воды). Основной научный потенциал попрежнему сосредоточен в штатах и у нас. Главное хотя бы не просрать то что осталось.
  3. Tektor 15 августа 2015 12:22
    С появлением дальнобойных ракет, радиус действия которых превышает сумму боевого радиуса платформы корабельного базирования и дальности её вооружения, авианосцы значительно потеряли свой боевой потенциал. Например, боеголовки с самонаведением от баллистических ракет с дальностью 2000 км и более. Считаю перспективы боевого применения авианосцев очень туманными, но не нулевыми, т.к. оружие воздушного базирования тоже совершенствуется, и радиус его действия - увеличивается, а возможности ПВО - тоже не стоят на месте.
    1. Андрей из Челябинска 15 августа 2015 12:57
      Цитата: Tektor
      С появлением дальнобойных ракет, радиус действия которых превышает сумму боевого радиуса платформы корабельного базирования и дальности её вооружения, авианосцы значительно потеряли свой боевой потенциал

      Назовите хоть одну такую ракету
      Цитата: Tektor
      Например, боеголовки с самонаведением от баллистических ракет с дальностью 2000 км и более

      Которые не могут применяться по кораблям. А еще что?
      1. Игорь К 16 августа 2015 05:42
        Разрешите с вами несогласиться, КНР в том году делали практические стрельбы по силуэту авианосца в пустыне, были достигнуты попадания.
        В СССР бы большой задел по этой тематике.
        1. Андрей из Челябинска 16 августа 2015 07:24
          Цитата: Игорь К
          Разрешите с вами несогласиться

          Не разрешаю:))
          Цитата: Игорь К
          КНР в том году делали практические стрельбы по силуэту авианосца в пустыне, были достигнуты попадания.

          Вы понимаете отличие силуэта авианосца от авианосца?:))) Вы понимаете, что силуэт авианосца - это СТАЦИОНАРНАЯ, НЕПОДВИЖНАЯ цель, по которой баллистические ракеты научились попадать в последней четверти прошлого века? И которая ничего общего не имеет с ДВИЖУЩЕЙСЯ целью, которую представляет авианосец?
          Цитата: Игорь К
          В СССР бы большой задел по этой тематике.

          Да не было в СССР никакого "большого" задела. Создали баллисту, БЧ которой имела пассивную головку самонаведения, и все. Т.е. если на авианосце поголовное сумасшествие и адмирал приказал всем кораблям АУГ вырубить радары, но свои РЛС авианосец врубит все, вот тогда... скорее всего тоже ничего хорошего не произойдет, потому что БЧ нашей ракеты в последний раз могла донаводиться из ближнего космоса:(( Точность в любои случае никакая, так что ракеты долны были применяться со спецБЧ, то бишь в ядерном исолнении.
          Посмотрели на эффективность этого "вундерваффе" и поняли, что развивать надо крылатые ракеты, так что все дальнейшие работы по данному проекту свернули
    2. снайпер 15 августа 2015 13:31
      Цитата: Tektor
      авианосцы значительно потеряли свой боевой потенциал.

      Я к сожалению, совершенно не владею этим вопросом... Может именно по этому у меня есть несколько вопросов... Возьмём к примеру дозаправку в воздухе. С нашими противниками всё понятно, баз немеренно и прикрыть дозаправляющийся стратег нет никаких проблем, подняв истребители с ближайшей. А как с этим обстоят дела у нас? Дозаправка осуществляется при скоростях порядка 500 км/ч, если я не ошибаюсь, и кто сможет прикрыть эту операцию в дали от нашей территории ? В случае конфликта, не думаю, что противник не постарается именно в это время нанести удар. Кто сможет прикрыть АПЛ в местах развёртывания ? Может я и наивен, но мне кажется, что задачи авианосных кораблей не ограничиваются пуганием папуасов. Опять же для работы на больших расстояниях не по стационарным целям нужны целеуказания, что кроме авиации может это обеспечить? Хотелось бы получить ответ от специалистов . С уважением .
      1. Игорь К 16 августа 2015 05:45
        АУГ тонкий, в своё время недооценённый инструмент нашими политиками считавшими их оружием имиериалистов.
        Развёртывание АУГ в районах судоходства предполагаемого врага, врага, способно полностью перекрыть эти районы осуществляя морскую блокаду.
    3. Игорь К 16 августа 2015 05:39
      АУГ сдаётся мне в основном полезен (самолётов дрло, пло) как элемент для увеличения боевой устойчивости морской группировки.
      Но ситуация может коренным образом измениться при введение в состав авиационного крыла бпла ударного и разведывательного действия.
  4. Андрей из Челябинска 15 августа 2015 13:02
    Авиационное вооружение представлено примерно 60 летательными аппаратами, из которых до 40 могут быть J-15 (созданный копированием Т-10К – прообраза российского палубного истребителя Су-33, проданного Украиной), и около 20 вертолетами различного назначения на основе российского Ка-28.

    Уважаемый автор, урежьте осетра, пожалуйста:))) Такое авиакрыло мог нести только "Ульяновск" (см "Рождение и гибель седьмого авианосца" стр 29)
    1. Игорь К 16 августа 2015 06:02
      "Ульяновск" был красавец с готовностью более 90%, спасибо продажным хохлам и нашим перестройщикам.
      Под него даже самолёт ДРЛО разрабатывали на базе ан-24, ясу, в общем он должен был стать венцом Русского караблестроения, не случилось, жаль.
      Хорошо адмирал Кузнецов этого не увидел, он был один из немногих флотоводцев активно отстаивающих необходимость авианосцев для СССР.
  5. Сергей-8848 15 августа 2015 14:41
    Пока китайцам хватает того, что имеют, но аппетит же во время еды приходит.
  6. CRASH. 15 августа 2015 19:41
    А что у самой богатой ресурсами страны? А у нас сосо павлиашвили, мистралей не стало, теперь свои будем лет 7-9 строить.
    1. CT-55_11-9009 15 августа 2015 22:07
      А где нам надо туземцев усмирять? Оно нам вообще надо? Нам бы сухопутные ВВС поддерживать в хорошем боевом состоянии, а тут ещё про боевые лоханки вспомнили.
      1. Игорь К 16 августа 2015 05:50
        У нас есть Камчатка, торговые пути требующие прекрытия с воздуха.
    2. Игорь К 16 августа 2015 05:48
      Увжаемый, Мистрали это не авианосцы, в лучшем случае усечённые вертолётоносцы т.к. самолётов с вертикальным взлётом под них просто нет, спасибо перестройщикам и прочим врагам народа за угробленный як-141.
  7. rosarioagro 15 августа 2015 20:31
    Читая про этот Ляонин почему то вспоминается Royal Ouk:-)
  8. Игорь К 16 августа 2015 05:56
    На сегодня на тихоокеанско-азиатском направлении флот КНР самый многочисленный, у них современных двухкорпусных ракетных катеров только 82 штуки (технология стэлс и т.д.), и это хорошо. Свои ресурсы они пускают в подготовке к предпологаемым военных конфликтам с Японией и США и это хорошо.
  9. Ходор 16 августа 2015 11:19
    Китайцы молодцы . Потренируются на маленьком авианосце , потренируют летную подготовку , техническое обеспечение , обкатают концепцию применения АУГ и воплотят все в полноценных "Больших" авианосцах и АУГ . Все они делают правильно , начать с малого и дойти до большего . Эхххх ,нам бы их финансовые возможности ...
  10. alex80 16 августа 2015 11:53
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Назовите хоть одну такую ракету

    Единственная такая ракета есть у тех же китайцев: DF-21D стала первой и единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой.
    1. Андрей из Челябинска 16 августа 2015 21:21
      Цитата: alex80
      Единственная такая ракета есть у тех же китайцев: DF-21D стала первой и единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой.

      (тяжелый вздох) Это Великий Китайский Фейк. Если бы это не быо фейком, китайцы продемонстрировали бы поражение МОБИЛЬНОЙ цели - и вот тогда, поверьте, мир бы содрогнулся.
      Потому что на сегодняшний день ни одна страна в мире не смогла решить вопросов управляемого полета на гиперзвуковых скоростях в атмосфере. Не решен вопрос "плазменного кокона", окутывающего БЧ, входящую в атмосферу. Не решен вопрос РЛС, способной выдерживать аэрокосмические нагрузки и применяться из такой БЧ. Американцы в Першинг умудрились впихнуть лишь бледное подобие такого. А ведь сегодня и РФ и США достаточно всерьез работают по гиперзвуку.
      И вдруг выясняется - китайская наука ушла далеко вперед, и то, к чему только присматриваются ученые США и РФ в Китае, оказывается, удже не просто теория, не просто экспериментальные образцы, а уже серийное оружие!
      В общем, китайцы впереди планеты всей?:)))
      Это абсурд. Поэтому в заявления китайцев можно будет поверить только после того, как они продемонстрируют способность своего Дунфэна поражать мобильные цели. До сих пор ничего подобного продемонстрировано не было.
  11. 31rus 16 августа 2015 14:31
    Не думаю,что кому то под силам соперничать с ауг США,следовательно нужны иные подходы т.е разведка,обнаружение,слежение и конечно гарантированное уничтожение ауг,это огромный круг задач и не нет гарантий,что эффективней и дешевле,чем создание самой ауг,другими словами нужна морская доктрина страны,а это не возможно без стратегического планирования развития страны,не того,не другого у правительства России не предвидится,вот отсюда все проблемы,мы хотим "дружить"со всеми,только с нами очень мало
  12. Старый26 17 августа 2015 21:50
    Цитата: Игорь К
    Разрешите с вами несогласиться, КНР в том году делали практические стрельбы по силуэту авианосца в пустыне, были достигнуты попадания.В СССР бы большой задел по этой тематике.

    Вот именно. По силуэту. Причем никто не знает, что было сначала: силуэт или попадение.

    Цитата: Андрей из Челябинска
    Да не было в СССР никакого "большого" задела. Создали баллисту

    Создали еще и вторую, но она в серию не пошла из-за того самого, что вы писали. Никакой точности. В качестве БЧ - мегатонная БЧ

    Цитата: alex80
    Единственная такая ракета есть у тех же китайцев: DF-21D стала первой и единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой.

    Первой в мире баллистической противокорабельной ракетой стала Р-27К (4К18). Второй (правда в серию не пошла) стала ракета Р-33. А вот третьей стала действительно ракета DF-21D. И наконец четвертой стала иранская ракета Persian Gulf или Khalij Fars (Халидж Фарс) на базе ракеты Fateh-110
    Так что первой и единственной эта китайская ракета стать просто не могла

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня