Американские каски времен Второй мировой войны

Как и кираса, армейский защитный шлем (по-французски каска) появился в современной армии из прошлого. В него со временем трансформировался боевой доспех, который защищал воинов на протяжении нескольких тысяч лет истории. Правда существовал в военной истории и такой период времени, когда головы солдат защищали только шляпы с перьями или кивера и фуражки с лакированными козырьками, но со временем эта «несуразная» мода миновала, а металлические защитные шлемы снова вернулись на службу.

Вновь о защитных шлемах военное руководство вспомнило в годы Первой мировой войны. Все дело в том, что данная война очень быстро переросла в окопную, где основной целью поражения очень быстро стали головы солдат, которые регулярно появлялись над брустверами траншей. По ним вели огонь из пулеметов, глушили фугасными снарядами, старались накрыть шрапнелью. Неудивительно, что потери среди личного состава сражающихся армий от попаданий именно в голову просто чудовищно выросли. Тогда-то генералы и забили тревогу.

Первыми собственный шлем (каску) изобрели французы. Их модель получила название «Адриана», выпуск этого защитного шлема на поток был поставлен уже в начале 1915 года. При этом созданный во Франции шлем собирался из 3-х частей: колпака, юбки и гребня. Использование в частях защитных шлемов существенно уменьшило потери французов. Число убитых сразу уменьшилось примерно на 12-13%, а раненных практически на 30%. Столь замечательный и сравнительно легко полученный результат не мог остаться незамеченным другими участниками мировой войны. Более того шлемы «Адриана» тут же приобрели государства-союзники: Великобритания, Россия, Италия, Румыния, Португалия и т.д. Свой шлем начали создавать и немцы.


Американские каски времен Второй мировой войны
M1917


Так именно в годы Первой мировой войны шлем окончательно стал важным атрибутом солдата любой армии мира. В американской армии первый стальной шлем появился в 1917 году. Та модель копировала британскую каску MkI и не являлась самой удачной, что стало особенно заметным к началу Второй мировой войны. Отличием американского шлема от английского была меньшая на 0,5 см ширина полей. Американский защитный шлем получил маркировку M1917, в конце 1917 года в США было начато массовое производство этой каски.

Однако к началу Второй мировой войны имеющиеся в американской армии шлемы не обеспечивали достаточной защиты солдат. Шлем переходной модели М1917А1, по сути, копировал устаревшую модель каски М1917. Их нужно было срочно заменить на более современную модель. Для этих целей из пыльных архивов был возвращен проект, который был предложен чиновником военного министерства Робертом Патерсоном в 1928 году. Согласно этому проекту шлем конструктивно должен был состоять из двух частей – самого стального шлема и подшлемника, который изготавливался из картона или другого легкого основания, которое можно было легко снять без всякого ущерба для самого шлема. В дальнейшем создатель самого известного американского защитного шлема Сиденхем развил эту идею, заодно отказавшись и от формы шлема все еще английского типа.

Первые испытания нового шлема состоялись в начале 1941 года, они показали его эффективность. В результате испытаний были проведены незначительные доработки системы крепления подшлемника, которая в начальном варианте осуществлялась всего одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии, тогда же оперативно началось его производство. Маркировка нового шлема – «Helmet steel M-1» патент №137.390 был зарегистрирован Патентным ведомством Виргинии. Всего в период с 1941 по 1945 годы в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу 9 фирм-производителей. Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг.

Американские каски времен Второй мировой войны
М-1


Шлем М1 может похвастаться достаточно длительной историей службы. После Второй мировой войны он использовался американскими военными в ходе Корейской войны. В 1961 году на вооружение была принята новая модификация данного шлема с подшлемником на основе нейлона (наполнитель – 5 слоев нейлоновой ткани, связующим звеном стала фенолоформальдегидная смола), который сменил обычные хлопковые ткани. Целью проведенной замены было улучшение эргономики боевого шлема и повышение противоосколочной стойкости на 10-15% до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 грамм. Большая партия таких шлемов была выпущена в 1966-1967 годах (около миллиона штук) и массово применялась во время войны во Вьетнаме. Лишь в 1980-х годах на смену шлему М1 начал приходить новый шлем – PASGT.

Стальной защитный шлем М-1

Как уже отмечалось выше, стальной шлем М-1 обладал оригинальной конструкцией, которая на тот момент времени не имела аналогов в мире. Каждый такой шлем состоял из двух частей: стального шлема, который производился из сплава стали и марганца и легкого подшлемника, который изначально изготавливался из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции. Данные ленты были надежно закреплены специальными держателями из латуни. В свое время такая система была создана Джоном Риделем, чье предприятие специализировалось на производстве защитной экипировки для американского футбола, в том числе и игровые шлемы, в которых применялась данная конструкция подшлемника.

Внешняя стальная сфера нового шлема, которая получила название «steel pot», практически не менялась за все время производства М-1. При этом существовали незначительные различия между ранними версиями защитного шлема (выпущены до середины 1960-х годов) и более поздними их версиями. Первое изменение в конструкцию шлема М-1 было внесено уже в 1944 году. В состав стали, из которой изготавливались «steel pot», было снижено количество марганца, который делал шлем более хрупким, а также изменено направление обвальцовки, перенесшее соединяющий шов с фронтальной части шлема в затылочную. В дальнейшем данный шов стал очень важным опознавательным знаком для коллекционеров подобной военной продукции.

Американские каски времен Второй мировой войны
М-1


Такой же значимой отличительной чертой ранних шлемов M-1 стали подбородочные стропы. В первом самом раннем варианте скобы, на которые крепились стропы, были прямоугольными и приваривались к самой каске, но такая конструкция показала себя очень хрупкой, поэтому ее заменили на подвижное крепление скобы. Сами же стропы за все время массового производства претерпели лишь одно большое изменение. Это произошло в момент второй крупной волны выпуска в годы войны во Вьетнаме. Вместе с формой самого защитного шлема (была уменьшена затылочная часть и его глубина) был изменен и способ крепления стропы – ее стали устанавливать на специальную клипсу, которая препятствовала быстрому износу крепления. До проведения данных изменений подбородочная стропа самым простым образом пришивалась к дужкам, но были и небольшие различия, которые, в основном, были связаны с фирмами-производителями: разная форма и материал застежек, крючков, разные оттенки строп и т.д. А в 1965 году были изменены и способы покраски касок М-1. Ранние варианты шлема покрывались специальной смесью краски и песка (был вариант с пробковой крошкой), но к началу войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов от данной схемы окраски отказались, убрав из состава песок.

В отличие от самого металлического шлема подшлемник претерпел значительно больше изменений. Главным образом это касалось материалов, из которых он выпускался. К примеру, первые варианты были изготовлены, как отмечалось выше, из прессованного картона. Однако из-за быстрого износа, особенно во влажном климате, от картона было решено отказаться навсегда, обратившись к стекловолокну. Подшлемники из стекловолокна были наиболее распространенными в период с 1944 по 1965 годы, когда в качестве нового материала для подшлемника начали использовать пластик.

В шлеме М-1 подшлемник повторял форму каски, соединяясь с ней при помощи специального кожаного ремешка, который набрасывался на козырек стального шлема. Внутри подшлемника имелся специальный подвес, состоящий из строп, из которых можно было выделить две основных системы: центральная и затылочная. Затылочная система была проще и состояла из прикрепленной к самому подшлемнику и стягивающей строп. Центральная система была гораздо более сложной – это был регулируемый в центральной части «парашют» и кольцо, обшитое кожей. Благодаря данной системе, создателям каски удалось решить проблему выпуска касок разного размера. Теперь каждый боец мог легко подогнать шлем точно под себя. При этом подвес выполнял и гораздо более важную миссию: при попадании в шлем, натянутые стропы амортизировали удар, спасая солдата от удара самого шлема. Также помимо основной задачи у подшлемников была и вторая, которая заключалась в том, чтобы сберечь солдат от травм вне боевых действий.

Американские каски времен Второй мировой войны
Подшлемник М-1


Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Благодаря этому факту, на шлемах начали появляться обозначения боевых подразделений, знаки различия, рода войск. Если же говорить о знаках различия, то подшлемник позволял не просто рисовать их на себе, но и обеспечивал возможность крепежа металлических внешних знаков. Для этих целей использовалось отверстие, расположенное в лобовой части подшлемника.

Разновидности шлема М1 времен Второй мировой войны

Парашютные шлемы М2 и М1С:

Специальный парашютный шлем под обозначением М2 был создан одновременно с обыкновенным М-1, но имел ряд изменений: в систему подвеса подшлемника устанавливались А-образные крепления для кожаного подбородочного держателя, а сам подбородочный ремень крепился на специальные D-образные дужки, которые были приварены к шлему. В 1944 году на смену модели М2 пришел шлем М1С. В защитном шлеме этой конструкции D-образные дужки было решено заменить «простыми» подвижными креплениями, какие ставились и на каски М-1, а на подбородочном ремне нашлось место кнопке, предназначенной для более прочной фиксации шлема на голове бойца.

Американские каски времен Второй мировой войны
М2


T-14 photographer helmet

В мае 1944 года была разработана еще одна оригинальная модель шлема М-1, которая была предназначено для военных операторов и фотокорреспондентов. Несмотря на то, что модель каски Т-14 прошла серию испытаний на европейском театре военных действий, широкого распространения в американской армии этот шлем получить не смог. Главным отличием данной каски от М-1 являлась поднимающаяся лобовая часть, которая позволяла подносить аппаратуру к лицу, не снимая при этом самой каски.

Американские каски времен Второй мировой войны
T-14 photographer helmet


USAAF Mk3 flak helmet

Модель шлема, получившая обозначение USAAF Mk3 flak helmet, была создана специально для военно-воздушных сил. В основу данного шлема легла стальная сфера от М-1 со встроенным в него подвесом без подшлемника. На этот подвес крепились защитные щитки с пробковыми прокладками. Данное строение шлема было обусловлено тем фактом, что его необходимо было носить поверх шлемофона.

Американские каски времен Второй мировой войны
USAAF Mk3 flak helmet


Источники информации:
http://www.helmets.ru/cat_usa.htm
http://www.shovkunenko-book.ru/arsenal/zaschitniy-shlem.html
http://warspot.ru/40-amerikanskie-kaski-vtoroy-mirovoy
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Комментарий был удален.
  2. silver169 12 августа 2015 06:49
    Очень интересная статья. Я всегда считал, что обладаю довольно обширными знаниями по стальным шлемам советского, германского и американского производства периода второй мировой войны, однако обнаружил в данной статье много нового для себя. Хотя мне конечно ближе наши родные шлемы СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Я сам являюсь счастливым обладателем советского стального шлема СШ-39 выпуска 1941-го года производства ЛМЗ. Шлем достаточно редкий и главное в отличном коллекционном состоянии. fellow
  3. Кибальчиш 12 августа 2015 08:19
    А откуда близкие фото шлема, если не секрет? У автора есть образец? (это было бы круто!)

    П. С. Всё - увидел ссылки.
  4. казак волгский 12 августа 2015 09:18
    познавательная статья. спасибо.
  5. vetluga 12 августа 2015 10:01
    ЛМЗ наш завод, тоже есть каска СШ-36, только послевоенного выпуска.А статья и вправду познавательна, касок как у пилотов, я даже и не видел, всегда думал что у шел один тип на всю армию.
  6. vetluga 12 августа 2015 10:05
    извиняюсь, не то по каске написал, СШ-42, а то смотрел про ханхилголку , сам не заметил как набрал)
  7. Александр72 12 августа 2015 10:57

    Извините, может не совсем в тему, но в статье не описан вот этот американский стальной шлем:
    Шлем морской артиллерии Mk 2.
    Среди специальных шлемов, используемых американской армией в течение Второй мировой войны особенно выделялся шлем, разработанный для морских артиллеристов. Прежде всего, шлем выделялся большим размером, это было обусловлено необходимостью использования шлема связистами не снимая наушников. Размер шлема был в два раза больше обычного армейского шлема. Производство шлемов было начато компаний Manufacturing Company Detroit Michigan. Первые шлемы этой модели были распределены в US NAVY. Первоначально шлем использовался радистами, обеспечивающими связь кораблей друг с другом и с центральным штабом. Начиная с 1940 года и до 1945 года компаниями McCord Radiator и Manufacturing Company Detroit Michigan было произведено 400000 единиц шлемов. Постепенно шлемы этой модели получили широкое распространение в частях военно-морского флота США, а так же среди подразделений береговой артиллерии. Изготовленный из марганца шлем имел относительно небольшой для своих размеров вес (1800 грамм) и обеспечивал лучшую защиту, чем уже устаревший М 1917 А-1. Подшлемник имел очень оригинальную конструкцию. Изготовленный из каучука или пенорезины подшитый тканью и приклеенный к своду шлема он позволял использовать шлем радистам не снимая наушников, кроме того, шлем позволял одновременно использовать противогаз. Подбородочный ремень изготавливался из лошадиной кожи. Крепление подбородочного ремня осущетвлялось к двум дугообразным креплениям закрепленных с помощью двух клепок. Размер регулировался двумя алюминиевыми пряжками.
    Первые шлемы были окрашены в оливковый цвет и в цвет хаки. Начиная с 1942 года шлемы стали окрашивать в синий и серо-синий цвет. При окрашивании шлема в краску добавлялась перетертая пробка для создания антибликового эффекта.
    Вот фото:
    1. Alexey RA 12 августа 2015 12:55
      Цитата: Александр72
      Среди специальных шлемов, используемых американской армией в течение Второй мировой войны особенно выделялся шлем, разработанный для морских артиллеристов. Прежде всего, шлем выделялся большим размером, это было обусловлено необходимостью использования шлема связистами не снимая наушников.

      Долог путь рассказа - короток путь показа. (с) smile

    2. saygon66 12 августа 2015 16:26
      - Эта штука была ещё и немагнитной...
  8. Александр72 12 августа 2015 10:59
    И в продолжение предыдущего комментария:
    Причем американские морские стальные шлемы Mk 2, равно как и обычные пехотные М1 поставлялись в годы Великой Отечественной войны в СССР. На фото краснофлотцы Северного флота ведут огонь из зенитной пушки: на моряке слева шлем морской артиллерии Mk 2 для работы в наушниках, у остальных - обычная пехотная М1. Отчетливо видны отличия в форме и размерах шлемов:
    1. отто меер 12 августа 2015 12:04
      Вот наверное коллеги этого "Дарта Вейдера" над ним потешались!))))
      1. Alexey RA 12 августа 2015 12:51
        Цитата: отто меер
        Вот наверное коллеги этого "Дарта Вейдера" над ним потешались!))))

        Это не Вейдер - это Лорд Шлем:
        smile
        Кстати, на кораблях параллельно использовались и армейские шлемы. Например, на фото с КРТ "Аляска" заряжающие счетверённого "бофорса" носят именно их.
  9. Александр72 12 августа 2015 11:13
    Немного о специальном шлеме для ВВС США:
    Во время проведения воздушных налетов американские ВВС несли большие потери среди членов экипажей бомбардировщиков от стрелкового оружия и осколков в результате обстрела зенитной артиллерией.
    В целях повышения персональной защиты летчиков, 30-го сентября 1943 года был разработан шлем, предназначенный для пилотов бомбардировщиков. Это была модификация шлема М1, получившего первоначальную маркировку Т2. Этот шлем был принят для использования во всех летных подразделениях. Однако выпуск Т2 был строго лимитирован, шлем подвергался дальнейшим испытаниям.
    К декабрю 1943 года Т2 получил новую маркировку М3. Являясь модификацией М1, М3 имел некоторые отличия: прежде всего шлем имел более упрощенную систему подшлемника. В отличие от М1, имевшего извлекаемый подшлемник, на М3 подшлемник крепился клепками к стальному обручу, который был приварен непосредственно к поверхности шлема. По бокам были сделаны овальные вырезы для наушников. Для защиты наушников боковые вырезы были прикрыты двумя подвижными стальными пластинами, которые крепились по бокам шлема. Внутри пластин помещались войлочные подушечки. К этим пластинам крепился трехсоставной подбородочный ремень. Шлем окрашивался в темно-оливковый матовый цвет снаружи и изнутри и снаружи покрывался фетровой пылью перемешанной со специальным клеем, такое покрытие было необходимо для предотвращения замерзания шлема на большой высоте и уменьшения вероятности возникновения статического электричества.
    Вес шлема составлял около 1,5 кг. Шлемы этой модели производились на заводе McCord Radiator and Manufacturing company, штат Мичиган. Всего было выпущено 194 683 шлема М3.
  10. отто меер 12 августа 2015 12:16
    Правда существовал в военной истории и такой период времени, когда головы солдат защищали только шляпы с перьями или кивера и фуражки с лакированными козырьками,
    Не совсем верно. Среди таких "модников" находилось огромное количество хитрованцев которые под шляпой носили сивильер. Для защиты от зомбирующих излучений - шутка)))). Примерно вот так.
  11. Комментарий был удален.
  12. saygon66 12 августа 2015 16:52
    - Иллюстрация к проведённым (примерно в 1943 г) исследованиям защитных свойств шлемов разных типов, проведённых военными медиками.
  13. moskowit 12 августа 2015 20:06
    Очень интересно. Не мог даже предположить, что многие лица в генеральских званиях на фотографиях в официальной обстановке и для средств массовой информации сняты в подшлемниках. Такого даже не мог предположить.
    Ношение каски в боевых условиях для солдат американской армии и солдат Вермахта являлось обязательным условием. Где то читал(к огромному сожалению не помню где) что все американские военнослужащие были застрахованы. И при ранении в голову, ежели каски не было(видимо проводилось расследование), то фигуранту страховка не выплачивалась, что несло за собой определённые поражения по льготам. А солдаты Вермахта, принимавшие участие в боевых действиях без каски, прост-напросто отправлялись в штрафные подразделения...
    Обратите внимание на военную хронику. Немцы и американцы все в касках, почти в любых условиях...
    А наши в пилоточках и шапках. Каски одевались в постановочных сюжетах хроники, как соблюдение норм уставов...
  14. григорьевич 12 августа 2015 22:45
    [quote=moskowit]А наши в пилоточках и шапках. Каски одевались в постановочных сюжетах хроники, как соблюдение норм устава.
    Мне участники войны рассказывали,что они"теряли"шлемы и противогазы,т.к.на марше это дополнительная тяжесть.
  15. Наблюдатель 33 13 августа 2015 05:25
    Интересно. Особенно удивил метод окраски ранних моделей (с песком и пробкой).
  16. varnak 4 ноября 2015 07:23
    А помните, особым шиком считалось у хоккеистов выходить на лед без шлема?
  17. alauda1038 31 марта 2016 01:21
    познавательно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня