ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре. Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.


Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.


1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас - для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня - силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


2. Механообрабатывающее производство.

Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


4. Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 в 1996 г. - на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


6. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


7. Металлургическое производство.

Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


8. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


9. Контроль литья методом ЛЮМ-А.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


10. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


11. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


12. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


13.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


14. Контроль профиля компрессорной лопатки.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


15. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


16. Нанесение керамики на модель лопаток.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


17. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


18. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


19. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


20. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


21. Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


22. Камеры сгорания.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


23. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


24. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.

Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


25. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


26. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


27. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


28. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


29. Обвязка двигателя НК-25.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


30. Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


31. Топливный коллектор форсажной камеры.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


32.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


33. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.

Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


34. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.

Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».
Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой - на второй.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


35. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам – 100%. Надежность двигателей – 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов – Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


36. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


37. Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


38. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


39. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


40. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге. НК-33 востребован даже за рубежом. Такие двигатели устанавливают на американскую ракету Antares.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


41. Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


42. Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


43.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


44. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


45. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


46. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


47. Пультовая испытательного стенда.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


48. Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


49. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


50. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


51. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


52. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


53. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


54. Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


55. Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


56. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


57. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


58. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику – на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


59.

ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок
Автор: Gelio (Степанов Слава)
Первоисточник: http://gelio.livejournal.com/210016.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. AVV 13 августа 2015 08:15
    Побольше бы нам таких предприятий!И Америке никакие санкции не помогут!
    AVV
    1. THE_SEAL 13 августа 2015 11:29
      Очень интересно. Хотел бы работать на таком заводе. Нравится именно созидать.
      1. негодяй 13 августа 2015 13:23
        Цитата: THE_SEAL
        Очень интересно. Хотел бы работать на таком заводе. Нравится именно созидать.

        Что-то про НК-93 заглохло. Кто-нибудь в курсе? Просветите.
    2. silver_roman 14 августа 2015 14:15
      еще бы и наши станки стояли на всех этапах сборки и вообще бы было супер
  2. vanya 13 августа 2015 08:34
    модернизировать, срочно.
  3. Ллирик 13 августа 2015 09:05
    Интересный репортаж. Спасибо автору. От себя могу добавить что при испытаниях ракетных двигателей ночью зарево стоит ой-ё-ёй!!! И по всей округе гул.
  4. aviator1913 13 августа 2015 11:28
    Хорошая развернутая статья с большим количеством фотографий. Спасибо автору.
  5. KOMA 14 августа 2015 02:13
    Хорошая статья, доходчивая и интересная! Спасибо.
  6. Алекс28 14 августа 2015 14:18
    Отличный обзор!Статье + good
  7. gregor6549 14 августа 2015 17:08
    Статье однозначно плюс. Еще больший плюс тем людям которые сумели не только сохранить уникальную конструкторско техническую базу но и обеспечить продукции концерна передовые места на мировом рынке. Подборка фотографий приведенная автором статьи показывает также насколько сложным и трудоемким является процесс производства и испытаний подобных двигателей. А то ведь некоторые "эксперты" не знакомые с этими сложностями считают что сделать такие движки раз плюнуть. Денежку выдели и через короткое время на выходе получишь уже готовое изделие. А в реале на это уходят даже не годы, а десятилетия напряженного труда огромных коллективов и малейший сбой в работе всей цепочки приводит к тому, что ракета вместо неба уходит "за бугор".
  8. Ingvvar08 15 августа 2015 12:22
    А какие зарплаты у рабочих?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня