Самолеты долгожители – C.160 Transall

Не только в СССР и США умели строить самолеты-долгожители. Долговечные и надежные машины разрабатывались и в Европе. Примером может служить двухмоторный транспортный самолет C.160 Transall, совершивший свой первый полет в 1963 году. Самолет строился с остановками до 1985 года и до сих пор некоторое количество этих самолетов остается в строю, выполняя, в том числе, и боевые задания. К примеру, самолеты C.160 Transall французских ВВС использовались для десантирования парашютистов Иностранного легиона во время операции «Сервал» в Мали в 2013 году.

Одна из наиболее ранних европейских многонациональных самолетных программ началась еще в 1959 году. В ней совместно участвовали Германия и Франция, работающие над созданием нового военно-транспортного самолета. Компании Nord-Aviation, HFB и VFW совместно образовали Транспортный альянс или Transall. В процессе совместной работы был создан самолет, получивший обозначение C.160 Transall. Это был средний военно-транспортный самолет, который создавался для нужд ВВС Германии и Франции. Первый полет машина совершила 25 февраля 1963 года. Серийное производство данного транспортника продолжалось до 1972 года и вновь возобновилось во Франции в первой половине 1980-х годов. Всего за все время было построено 214 таких машин разных модификаций. При этом самолеты находились на вооружении не только двух стран, которые участвовали в их разработке, но и экспортировались в ЮАР и Турцию.

Самолеты долгожители – C.160 Transall



Самолет C.160 Transall был предназначен для тактических перевозок и десантирования парашютным и посадочным способом войск и военных грузов. В зависимости от предназначения самолета в хвостовой части его фюзеляжа присутствовал грузовой люк, используемый для разгрузки, погрузки и десантирования военной техники, а для выброски парашютистов на самолете имелись две двери по обеим сторонам фюзеляжа. Самолет обладал грузовой кабиной следующих размеров: длина – 13,51 м, ширина – 3,15 м, высота – 2,98 м. Такая грузовая кабина позволяла без особых проблем перевозить 88 десантников-парашютистов или до 93 солдат в полной боевой выкладке. Для облегчения процесса выгрузки и погрузки на борт самолета техники и грузов высота пола грузовой кабины и погрузочной рампы могла легко изменяться при помощи специального механизма, который монтировался на основных стойках шасси. Помимо этого имелось и необходимое погрузочное оборудование, а на полу располагались ролики и рельсовые направляющие для удобного перемещения грузов. В передней части фюзеляжа располагалась кабина экипажа, в которой также была установлена большая часть радиоэлектронного оборудования.

Уже в конце 1960-х годов C.160 стал основным транспортным самолетом во французских и немецких ВВС. Данные самолеты активно использовались как в рамках проведения боевых операций (в том числе в Афганистане и Африке), так и в разнообразных гуманитарных миссиях по всему миру. Во Франции военная служба данного самолета началась в ноябре 1967 года, когда в составе французских ВВС из них удалось сформировать первое подразделение. В ВВС Германии эксплуатация самолета началась в апреле 1968 года, именно тогда первые машины поступили на вооружение транспортных авиакрыльев.

Самолеты долгожители – C.160 Transall


Самолет Transall достаточно быстро стал основной транспортной машиной французского Военного авиационного транспортного командования. Но эксплуатация C.160F (французская версия) довольно быстро продемонстрировала сравнительно небольшую дальность полета этого военно-транспортного самолета. В то же время Франции требовался самолет с ограниченными стратегическими возможностями, который смог бы обеспечивать войска на заморских территориях страны, включая бывшие колонии в Полинезии на Тихом океане и Антильские острова в Карибском море. В результате по требованию военных был создан новый вариант самолета – C.160NG (Nouvelle Generation), в ВВС Франции с декабря 1981 года было поставлено 35 таких самолетов. Данная модификация отличалась наличием дополнительных топливных баков, однако при их использовании падала полезная нагрузка самолета. По этой причине, когда необходимо было перевезти тяжелый груз на большую дальность, самолет поднимался в небо при максимальной взлетной массе, а уже в процессе полета осуществлялась его дозаправка с самолета-заправщика.

Эксплуатация французских транспортных самолетов C.160 Transall начала сокращаться в 2010 году. Связано это было с ожиданиями на получение новых военно-транспортных самолетов Airbus A400M (заказано 50 самолетов). Однако поставки данных машин задерживаются. По состоянию на конец 2013 года на вооружении французских ВВС оставалось 39 самолетов C.160 Transall главным образом в модификации C.160NG. По информации на 2011 год ВВС Германии располагали 80 самолетами C.160D (немецкая модификация).

Описание конструкции

Военно-транспортный самолет C.160 был спроектирован по нормальной схеме с прямым высокорасположенным цельнометаллическим крылом. Фюзеляж самолета типа полумонокок собирался из алюминиевого сплава и обладал круглым поперечным сечением, имеющим уплощение в нижней части. В носовой части фюзеляжа находилась кабина экипажа, в которой были места двух летчиков и бортинженера. Герметичный грузовой салон обладал задним грузовым люком-аппарелью, расположенным в скошенной вверх хвостовой части фюзеляжа, а также люками для выброски парашютного десанта по одному с каждого борта. Шасси самолета было трехопорным с тандемным расположением сдвоенных колес основных стоек, оснащалось гидравлическим приводом. Для сокращения наклона погрузочной рампы основные стойки шасси самолета могли частично подламываться.

Самолеты долгожители – C.160 Transall


Для того чтобы облегчить процесс погрузки и выгрузки грузов и боевой техники высота пола кабины и погрузочной рампы могла изменяться при помощи специального механизма, смонтированного на основных стойках шасси. Самолет C.160 был в состоянии перевозить легковые и грузовые автомобили, бронетранспортеры, танки, грузовые контейнеры и иные крупногабаритные грузы общей массой до 16 тонн. Также имелась возможность сбрасывать в полете с высоты 3-9 метров отдельные грузы массой до 8 тонн. Переоборудование грузовой кабины для перевозки солдат могло осуществить всего 3 человека, затратив на это 1,5 часа своего времени.

Силовая установка военно-транспортного самолета C.160 была представлена двумя ТВД Роллс-Ройс «Тайн» Rty.20 Mk.22 мощностью по 6100 л.с. каждый. На самолете были установлены четырехлопастные флюгерные реверсивные винты диаметром 5,5 метра. Запас топлива находился в четырех баках-отсеках, расположенных в крыле, там могло поместить чуть более 19 тысяч литров топлива.

Самолеты C.160 Transall оснащались доплеровской навигационной РЛС RDN-72, помимо этого на борту находился вспомогательный вычислитель Крузе «Надир», метеорадиолокатор Омера ORB-37, радиовысотомер TRT AHV-6, а также автоматическая система управления полетом, которая включала в себя два гирокомпаса, две курсовертикали и автопилот PA-SI. Также на самолете устанавливались радиокомпас, дальномерное оборудование, инструментальная система посадки EAS RNA 720 и приемник всенаправленного УКВ-радиомаяка.

Самолеты долгожители – C.160 Transall


Всего с 1967 по 1972 годы было произведено 169 серийных самолетов C.160 Transall. В 1972 году их производство было временно прекращено и возобновилось лишь в 1976 году, началась сборка модифицированных машин. Первый полет модифицированный самолет C.160NG совершил в апреле 1981 года. Всего до снятия самолета с производства в 1985 году было выпущено 35 самолетов в этом исполнении. По сравнению с базовой моделью C.160NG выделялся своими улучшенными летно-техническими характеристиками, новым радиоэлектронным оборудованием, наличием системы дозаправки топливом в полете, усиленной конструкцией крыла, что обеспечивало возможность установки дополнительного топливного бака для увеличения дальности полета и отсутствием грузовой двери с левой стороны. Модифицированный вариант самолета сохранил способность взлетать даже с небольших аэродромов, обладающих грунтовой ВПП, что объединяло его с самолетами первого выпуска.

В транспортном варианте C.160NG мог взять на борт до 93 солдат или до 88 полностью экипированных десантников, помимо этого на борт можно было погрузить 66 раненых на носилках с четырьмя сопровождающими. Также имелась возможность переоборудовать транспортник в самолет-госпиталь, поисково-спасательный или пожарный варианты. На борту могла разместиться операционная, предназначенная для оказания срочной медицинской помощи раненным солдатам. Модульные комплекты запчастей позволяли использовать этот самолет в качестве самолета радиоэлектронной разведки C.160SE или морского наблюдательного самолета C.160S.

Помимо этого четыре транспортных самолета C.160NG были переоборудованы для обеспечения связи с французскими стратегическими подлодками, оснащенными баллистическими ракетами аналогично самолетам американских ВМС EC-130Q «Геркулес». Также два самолета были более основательно переделаны под стандарт Габриэль (Gabriel) с несколькими фюзеляжными обтекателями, большими убирающимися куполообразными обтекателями в нижней носовой части фюзеляжа и гондолами на концах крыла.

Самолеты долгожители – C.160 Transall


Летно-технические характеристики C.160 Transall:

Габаритные размеры – размах крыла – 40 м, площадь крыла – 160,1 кв. м, длина – 32,4 м, высота – 11,65 м.
Масса пустого самолета – 29 000 кг.
Нормальная взлетная масса – 44 200 кг.
Максимальная взлетная масса – 51 000 кг.
Внутреннее топливо – 19 050 л.
Силовая установка – 2 ТВД Rolls-Royce Tyne RTy.20 Mk 22, мощностью 2х6100 л.с.
Максимальная скорость полета – 593 км/ч.
Крейсерская скорость полета – 513 км/ч.
Практическая дальность – 8858 км.
Практический потолок – 8200 м.
Экипаж – 3-5 человек
Полезная нагрузка – 88 парашютистов или 93 солдата, или 66 носилок и 4 сопровождающих, или 16 тонн груза.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/c160.html
http://avialand.org/voennye-samolety/211-transall-c.160-jekspluatacija.html
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft21272.htm
http://airspot.ru/catalogue/item/transall-c-160-transall
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. oldav 13 августа 2015 06:34
    Аналог Ан-12 только у него 4 двигателя. Вобще зачем прекратили его производство в 197.. году? Замены ведь не было и нет.
    1. gla172 13 августа 2015 08:01
      Цитата: oldav
      Вобще зачем прекратили его производство в 197.. году?



      1973
    2. avt 13 августа 2015 09:26
      Цитата: oldav
      . Вобще зачем прекратили его производство в 197.. году

      Затем же , зачем у нас Ан-12 , ну не удовлетворяет требованиям , не перевозит всю номенклатуру новой техники.
      Цитата: oldav
      Замены ведь не было и нет.

      Здрастье, приплыли!А автобус №400 для чего заказали ? А перед ним пытались консорциум организовать в Германии для производства Ан-7Х, он же 70й ?
      avt
    3. gregor6549 13 августа 2015 17:26
      Вообще то советским аналогом данного самолета является двухмоторный АН 8. И двухмоторный АН 8, и четырехмоторный АН 12 при всех их очень неплохих на то время ТТХ отличались высоким уровнем аварийности. Поэтому их постарались при первой же возможности заменить на более совершенные и надежные ИЛ 76
  2. atos_kin 13 августа 2015 08:30
    На нашего Буншу похож (с) Ан-24
  3. Забво 13 августа 2015 09:45
    Всего два движка а 16 тонн поднимает
    1. Штык 13 августа 2015 10:51
      Цитата: Забво
      Всего два движка а 16 тонн поднимает

      Так у него 2 Rolls-Royce по 6100 лошадей, а у Ан–12 4 АИ–20 но по 4000 тысячи.
    2. aviator1913 13 августа 2015 11:43
      Тяга английских движков_)
  4. gjv 13 августа 2015 12:37
    Кто нибудь знает для чего у C.160 Transall отверстие в правом кожухе основного шасси?
    gjv
    1. Bersaglieri 13 августа 2015 12:53
      ВСУ, видимо
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 13 августа 2015 14:04
        Цитата: Bersaglieri
        ВСУ, видимо

        Спасибо, нашёл информацию. ВСУ в левом обтекателе-спонсоне, квадратное отверстие воздухозабора с заслонкой-крышкой. В правом обтекателе-спонсоне круглое большое отверстие (его и спрашивал) - воздухозабор теплообменника воздушной системы.
        gjv
  5. Bersaglieri 13 августа 2015 12:52
    Прямой аналог и ровесник Ан-8
    1. gjv 13 августа 2015 14:08
      Ан-8 первый полёт в 1956-ом, а у этого C.160 первый полёт в 1963 и вместимость с грузоподъемностью поболее. Скорее - сглядели и сделали улучшенного потомка. hi
      gjv
      1. Штык 13 августа 2015 15:09
        Цитата: gjv
        Скорее - сглядели и сделали улучшенного потомка.

        Там и на С-130 кое что смахивает и на Ан-8 ...В общем машины близкие по назначению, поэтому и похожи. hi
  6. mvg 13 августа 2015 20:51
    Не получается у него 16тн полезной... если только без топлива взлетит своего.. 51-29-19... совсем ничего.. На одних танкерах разоришься.. Как обычно у буржуев, заявленные ттх - это идеал. А летают с подвесными, что 15, что 16, что тайфуны с рафалями, что гриппены..
    mvg

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня