Гибель "Курска" повлияла на развитие служб спасения в РФ

24
О том, каких успехов удалось добиться в этом направлении за прошедшие 15 лет, и том, что еще предстоит сделать, в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Чаплыгину рассказал Алексей Кайфаджян, генеральный директор компании "Тетис Про", сыгравшей ключевую роль в обновлении поисково-спасательных служб российского флота.



В среду исполняется 15 лет со дня гибели подводной лодки "Курск", затонувшей в Баренцевом море. Во многом именно эта трагедия вынудила службу поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ приступить к модернизации спасательного оборудования и поиску новых мер по обеспечению безопасности подводников. О том, каких успехов удалось добиться в этом направлении за прошедшие 15 лет, и том, что еще предстоит сделать, в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Чаплыгину рассказал Алексей Кайфаджян, генеральный директор компании "Тетис Про", сыгравшей ключевую роль в обновлении поисково-спасательных служб российского флота.

Трагедия с "Курском", несомненно, многое изменила в подходе командования ВМФ к подготовке, оснащении и организации спасательных подразделений на флоте. Скажите, как это отразилось на практике?


— Прежде всего, хочу отметить, что во всем мире толчком для развития техники в обеспечении спасания и безопасности всегда являются катастрофы. Трагедия "Курска", конечно же, серьезно повлияла на дальнейшее развитие поисково-спасательного обеспечения флота и поисково-спасательных служб России в целом. Эта трагедия показала определенное отставание технических средств, которые имелись на тот момент в России, от постоянно развивающихся и обновляющихся систем спасания в мире. В связи с этим по результатам совместной работы российских и зарубежных спасателей было принято решение приобрести ряд основных современных образцов подводно-технического оборудования для обеспечения спасательных операций. В частности, в Великобритании были приобретены рабочие необитаемые подводные аппараты "Веном" и целая линейка модификаций аппарата обследовательского класса "Тайгер" с различными глубинами — на 1000, 600 и 300 метров. Также были приобретено различное водолазное снаряжение, в том числе телевизионные комплексы, станции связи и компрессорные установки для обеспечения водолазных работ.

— А какая роль в этом обновлении было отведена "Тетису"?

— "Тетис" в тот период выступал неким техническим экспертом и посредником между "Рособоронэкспортом" и зарубежными производителями данной техники, поскольку у нас на тот момент уже сложились партнерские отношения с этими поставщиками. После того, как эти технические средства были приобретены, мы организовывали своими силами их установку на судах ВМФ и ввод в эксплуатацию с разработкой соответствующей документации для наших моряков.

Можно ли сказать, что эффективная система поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота на сегодняшний день окончательно сложилась?


— Хочется отметить, что развитие необходимых для подводных работ средств недостаточно для создания системы поисково-спасательного обеспечения, ее нужно рассматривать как комплекс мер. Речь идет о наличии специализированных судов-носителей, технических средств, подготовленного обслуживающего персонала, причем как в спасательных подразделениях ВМФ, так и на самих кораблях и подводных лодках. Иными словами, о гармонизации и эффективности системы можно говорить лишь при наличии соответствующей кораблестроительной программы, при создании различных средств поиска и спасания, а также при развитии и установке индивидуальных и коллективных средств спасания на самих кораблях и подлодках. Все эти компоненты должны соответствовать друг другу, развиваться параллельно и комплексно.

— Теперь, когда российский ВМФ оснащен необходимым количеством спасательных средств, какие шаги предпринимает "Тетис Про" для обеспечения флота широким спектром российских аналогов зарубежных подводно-технических средств?

— При принятии решения о закупке современного оборудования закладывалась идеология развития и наших средств и систем. Такую задачу "Тетис Про" поставил себе сам и заручился поддержкой Военно-морского флота. На данный момент, если подводить итоги этих 15 лет, мы производим на наших площадях современное водолазное снаряжение, не уступающее, а по некоторым техническим характеристикам и превосходящее импортные аналоги.

Получив опыт эксплуатации зарубежных аналогов и разобравшись в их достоинствах, мы также производим комплексы подводного телевидения, станции водолазной связи, компрессоры для обеспечения водолазных спусков, различный водолазный инструмент, в том числе телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, пока что с рабочей глубиной до 350 метров. Все эти средства уже серийно выпускаются и приняты на снабжение, за исключением подводного аппарата "Марлин-350", который успешно прошел государственные испытания и планируется к принятию на снабжение в августе-сентябре этого года.



— И сколько таких аппаратов планируется поставить Военно-морскому флоту?

— К поставке в 2016 году запланировано пять аппаратов. В проекте государственного заказа на 2017 год закупка и установка этих аппаратов в интересах Военно-морского флота также предусмотрена.

— Не планируется ли создать "старшего брата" "Марлина" с рабочей глубиной до тысячи метров или более?

— Сейчас проводится опытно-конструкторская работа по разработке, созданию опытного образца и проведению испытаний аппарата "Марлин-1000".

Планируемый срок окончания опытно-конструкторской работы, то есть создание опытного образца и соответствующей документации, это первый квартал 2016 года. В 2016 году мы планируем провести государственные испытания для того, чтобы представить этот аппарат для принятия на снабжение министерства обороны. Также у нас есть автономный необитаемый подводный аппарат с глубиной погружения до тысячи метров — "Концепт-М". Он уже разработан, сейчас ведется его подготовка к серийному производству. Это автономный поисковый необитаемый аппарат, российский аналог аппарата "Гавиа", но это будет полностью отечественное изделие. Если говорить про телеуправляемые аппараты, такие как "Марлин", то они используются в основном для технических работ, для обследования и подготовки к судоподъему и другим подводным операциям. Автономные аппараты используются для проведения поиска объектов, лежащих на грунте, то есть затонувших и аварийных объектов.



В настоящее время перед российским оборонно-промышленным комплексом как никогда остро стоит вопрос импортозамещения. Стоят ли такие задачи перед "Тетисом" в плане технического обслуживания уже закупленных зарубежных аппаратов?

— Естественно, что в конце прошлого года и в начале этого года мы столкнулись с трудностями по техническому обслуживанию подводного оборудования, поставленного ранее, и невозможностью завоза определенных комплектующих в связи с объявлением санкций. Так как контракты по техническому обслуживанию мы выполняем не один год и не два, а более восьми лет, мы постоянно проводили работу по возможности использования отечественных комплектующих для этих работ. В максимально возможном объеме мы используем комплектующие российского производства для проведения технического обслуживания этой импортной техники в связи с тем, что гарантийные обязательства сейчас несем уже мы, и, взяв на себя эту ответственность, продлеваем этот гарантийный срок. В связи с санкциями мы провели большую работу по поиску альтернативных поставщиков из стран, не присоединившихся к санкциям. То, что мы не можем произвести сами или найти на российских предприятиях, мы пока закупаем в странах Юго-Восточной Азии и Китае. Техническое обслуживание, естественно, будет проведено, и эксплуатация импортной техники в объеме ее срока службы будет обеспечена. Если вдруг по каким-то причинам будет невозможно произвести обслуживание, будем полностью заменять эти технические средства на наши отечественные.



Необитаемые подводные аппараты отлично зарекомендовали себя в спасательных работах, а каковы перспективы их использования в разведывательных целях или для обеспечения противоминной обороны?

— Необитаемые подводные аппараты имеют, на мой взгляд, огромную перспективу их использования в разведывательных целях и для обеспечения противоминной обороны в связи с тем, что эти средства изначально создавались для работы с потенциально опасными объектами. Поэтому в целях противоминного обеспечения ВМФ эти аппараты должны являться одним из ключевых технических средств проведения работ, причем как телеуправляемые, так и автономные аппараты. Дело в том, что автономный аппарат с точки зрения противоминного обеспечения позволяет обезопасить и судно-носитель этого средства, так как он не имеет с ним никаких жестких связей, связь осуществляется исключительно по гидроакустическому каналу или в надводном положении по радиоканалу. Фактически это автономная необитаемая подводная лодка в миниатюре.

Среди ключевых требований Военно-морского флота к перспективным боевым кораблям и подводным лодкам нового поколения значится интеграция беспилотных комплексов, в том числе и подводных. Ведет ли "Тетис" разработки в этом направлении?

— Во всем мире есть модели использования автономных необитаемых подводных аппаратов в разведывательных целях. Это, конечно же, требует разветвленной системы управления и довольно серьезных финансовых вложений, чтобы интегрировать эти аппараты в систему разведки Военно-морского флота либо разведки министерства обороны. Если говорить о наработках "Тетиса", то мы проводили работы по возможности интеграции автономного необитаемого подводного аппарата в состав технических средств подводной лодки. Но пока это были исключительно технические предложения, так как средств лишь нашей компании для того, чтобы серьезно заниматься этим вопросом в инициативном порядке, недостаточно.

— Кто, по-вашему, должен включиться в эту работу?

— На мой взгляд, это предмет серьезной комплексной работы в военных научно-исследовательских учреждениях для того, чтобы разработать как модель использования, так и требования к этим автономным необитаемым подводным аппаратам. К выполнению этих работ необходимо обязательно привлекать проектантов кораблей и подлодок, а также промышленность, чтобы не были сформированы невыполнимые требования к какому-либо средству. Надо исходить как из требований заказчика, так и из возможностей исполнителя. Только совместно с военной наукой, конструкторскими бюро и судостроительными заводами производители подводных аппаратов, такие как, например, "Тетис Про", могут проводить эту работу при условии государственного финансирования.

— Пользуется ли продукция "Тетис Про" спросом за рубежом или же вы работаете исключительно на российский рынок?

— В первую очередь мы работаем, конечно, на российских рынок, поскольку большая часть номенклатуры производимых нами технических средств поставляется для министерств и ведомств России: ВМФ, МЧС, МВД, ФСБ и других. Есть и такие крупные корпоративные клиенты, как "Транснефть" и "Газпром", но мы тем не менее открыты для поставки нашего оборудования на экспорт в связи с тем, что наша страна не распространила ответные санкции на номенклатуру, касающуюся поисково-спасательных средств, ведь невозможно и неправильно заниматься спасанием по государственному и национальному принципу. Когда происходит катастрофа, это дело общее, и, на мой взгляд, подразумевает объединение всех поисково-спасательных средств и сил, чтобы спасти человека или предотвратить катастрофу.

Если же говорить про экспорт продукции нашей компании, то в этом году осуществлена поставка двух водолазных комплексов в Германию на судостроительную верфь Nordic Yards, где они были установлены на строящиеся там многофункциональные спасательные суда. Также сейчас "Тетис Про" производит поисково-спасательный комплекс для установки на корабли ВМС Казахстана, причем первый в серии комплекс планируется к установке в этом году. Постоянно осуществляются поставки водолазного снаряжения и подводного оборудования для спасательных служб Белоруссии и Узбекистана.

Стоит отметить, что есть потребность в нашей продукции, подтвержденная по линии "Рособоронэкспорта", в Египте и Индии, но пока эти проекты находятся в стадии обсуждения и предконтрактной подготовки.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    15 августа 2015 05:51
    О чем статья? По названию о службе спасения. А по содержанию о разведке.Либо автор "приурочил" к гибели "Курска",либо...
    Необитаемые аппараты выполняют свои задачи. И эти задачи архиважны. Типа "уборки" наших систем связи от всяких иноземных насекомых,чистки дна от всяких "рыб" типа "камбалы" и т.д.
    А со спасением экипажей ПЛ как? А никак. Надводные корабли есть,самолеты есть,водолазы есть. А если волнение в 5-6 баллов,как было при спасении "Комсомольца"? Стала вся служба...
    1. +2
      15 августа 2015 11:34
      Не волнуйтесь вы так... Это статья вообще не о том, что в названии указано. На сколько я слежу за публикациями ВО - это четвертый раз... Пишут одно и то-же под разными названиями, меняется минимум. Фото вообще не меняют. Это банальная реклама. Причем аппаратуры не российской разработки. Лучше бы написали про устройства выпущенные для СГАшных ученых (САНПА) в 90-х в Дальневосточном Институте Океана и Моря (он тогда так назывался) и о многом другом.
      Тут есть немного о их деятельности http://www.imtp.febras.ru/razrabotki.html
      Пересекался в 96-м или 97-м (не помню уже)в Амурском заливе во время приемо-сдаточных испытаний со знакомым яхтсменом из института. Он тогда на кубок Невельского не смог вырваться из-за них.
      1. 0
        15 августа 2015 20:28
        Цитата: 17085
        Не волнуйтесь вы так...

        сорри...не дочитав поставил минус...исправлюсь...но вы правы на 110%....респект
    2. 0
      15 августа 2015 16:08
      Который раз эту рекламу на "ВО" публикуют и в чём смысл?
      1. +1
        15 августа 2015 17:08
        Смысл... не знаю, наверное чтобы думали, что Россия до их появления не обладала полностью автономными и "чисто" Российскими(Советскими) аппаратами способными погружаться на 300, 600 и 1000 метров? И что для этого просто необходимо загружать заказами Teledyne и Makariney?
  2. +1
    15 августа 2015 07:01
    — Трагедия с "Курском", несомненно, многое изменила в подходе командования ВМФ к подготовке, оснащении и организации спасательных подразделений на флоте.


    К великому сожалению у нас так, что пока жареный петух не клюнет...
    А за этим стоят человеческие жертвы.

    Упокой, Господи, Души умерших и прости им грехи вольные и невольные!
    1. 0
      15 августа 2015 19:00
      Цитата: a.s.zzz888
      К великому сожалению у нас так, что пока жареный петух не клюнет...

      Клевал и до "Курска", клюнет и после.
      К сожалению реалии моря таковы, что невозможно просчитать всё и везде.
      На занятиях в Северодвинске преподаватели нас учили способам покидания ПЛ, рассказывали о спасательных судах "Алупка" и "Алушта" с колоколами для эвакуации через АСЛ.
      За год до трагедии мы считали себя неуязвимыми, но!!!
      Оставим ПЛ и вспомним рыбаков тонущих так что эти новости уже глаза намылили, там все десять раз перетёрто в плане безопасности, суда без всевозможных проверок матчасти и экипажа в море не выпустят, однако воз и ныне там.
      В 2008 зимой на моем пароходе в шторм МИШ отказал, нас едва на скалы в Норвежских фьордах не выкинуло, а 2005 зимой вахта прозевала возгорание в выхлопном коллекторе, стенки трубы прогорели и огонь факелом хлынул в МКО, там даже бывалые кинулись места на шлюпке бронировать. К сожалению не всегда все красиво кончается, и в этом, увы, особенность работы моряков.
    2. 0
      16 августа 2015 01:03
      http://www.youtube.com/watch?v=yWxPGmHi-qg&feature=youtu.be
  3. +4
    15 августа 2015 07:33
    Позвольте вопрос, а что это первая катастрофа? Второе, автор не подскажет куда делись средства спасения. Или это не корректно упоминать, что они были уничтожены с приходом к власти демократов. Можно и конкретно, если кто желает, может прочесть. Ну и наконец, если верховный считает, что боевые корабли тонут, а не погибают, то перспектив никаких.
    1. +7
      15 августа 2015 09:40
      Цитата: фомкин
      Ну и наконец, если верховный считает, что боевые корабли тонут, а не погибают, то перспектив никаких.

      Как бы я не относился к Верховному, но Курск именно - утонула. Погибают в бою и сражении, а не так как Курск. И люди там к сожалению (да простят мне это слово) не погибли а умерли. Без воздуха. Медленно. Мучительно. Все сто восемнадцать. Даже когда уже стало понятно, что чуда не произойдёт, многие всё равно на это самое чудо надеялись.
      Русский солдат всегда готов умереть за Родину. За идеалы. Но ведь эти сто восемнадцать человек вообще умирать не собирались. Не сражались ни с кем. Они просто попали в беду. Страшную и нелепую. И что сделала для них страна, что бы спасти? Что делает сейчас что бы такие трагедии не повторились? Ведь уже 15 лет прошло.
      Эта статья наверное, должна показать как много для этого делается?
      Хм. "Павлины, говоришь?"...
      1. +2
        15 августа 2015 10:15
        Статья полное........!При спасательной операции чуть АС не потеряли -чудо.Они не могут швартоваться к кормовому(ОЙ)комингсу ,во первых угол ,во вторых -там просто нет места для швартовки(хвостовое оперение мешает),и всякие байки журналистов о трещине-чушь.Отдельное спасибо ОКБМ "Африкантов" и их изделию.АЗ двух бортов и их системы сработали на 5+,но конечно не такой дикой ценой.
  4. +1
    15 августа 2015 10:47
    И для того надо было ,чтобы "Курск" затонул и погиб весь экипаж? Оригинальнее не придумаеш.
  5. +3
    15 августа 2015 10:53
    Статья - заказной пиар.
    Кроме импортных телеуправляемых "игрушек", за 15 лет ничего не появилось.
    Покажите спасательный корабль с мореходностью 9-10 баллов и скоростью под 40... - нету? Ну, и "спасательной" службы нет.
  6. +2
    15 августа 2015 11:04
    Цитата: Schulz
    И что сделала для них страна, что бы спасти? Что делает сейчас что бы такие трагедии не повторились? Ведь уже 15 лет прошло.

    Ничего,левые контрагенты,бредовые контракты,тупые тендеры.
    ОСК отказывается от услуг СРЗ"Нерпа"-да сначала высосем всё ,а потом суп с котом(((,после к/а концов не найти,печально.
    Пошёл второй месяц невыплаты зарплаты.
  7. AUL
    +2
    15 августа 2015 11:31
    Выскажу свою мысль, несколько не в струю обсуждаемого вопроса.
    Насколько мне известно, НИ ОДНА спасательная операция по спасению экипажа с аварийной подлодки не была успешной. Ни одна во всем мире! Поправьте меня, если я неправ, но именно такая информация была озвучена в те трагические дни. Поэтому считаю, что для снижения числа подобных трагедий необходимо, в первую очередь, совершенствовать собственные средства самоспасения подводников - всплывающие спасательные капсулы, системы пожаротушения, откачки воды и др. И, конечно, повышать качество проведения тренировок Л/С по борьбе за живучесть корабля, а не только учить заводить пластырь на одно и то же место, свободное от трубопроводов и кабелей.
    Конечно, спасательная служба - вещь безусловно необходимая, и современная техника ей нужна, но в деле спасения жизней моряков с затонувшей подлодки все это малоэффективно.
    1. +1
      15 августа 2015 12:17
      Цитата: AUL
      НИ ОДНА спасательная операция по спасению экипажа с аварийной подлодки не была успешной. Ни одна во всем мире! Поправьте меня, если я неправ, но именно такая информация была озвучена в те трагические дни.


      первое, что вспомнилось - экипаж американской подлодки "Сквалус". Спасен в полном составе. При желании могу припомнить еще
      1. +1
        15 августа 2015 12:49
        Цитата: Delta
        Спасен в полном составе.


        виноват - были там и погибшие. Но факт спасения с 73 метров остается. А примеров спасательных работ с подлодок достаточно. Именно руками спасателей. Первый относится еще к 1911 году (подлодка У-3). Сюда же можно отнести и нашу М-351 (57 год).
        1. AUL
          0
          15 августа 2015 16:26
          Не буду спорить, возможно, так и есть. Но в те напряженные дни, когда был задан вопрос кому-то из моряков с большими звездами, выступавших на эту тему - были ли успешные операции в аналогичных ситуациях в мировой практике - он ответил "нет". Это меня тогда сильно потрясло, я это хорошо запомнил. Но, в любом случае, если успешные операции и были, то это - единичные случаи. К сожалению...
  8. +5
    15 августа 2015 12:53
    Жаль что не ответят за Курск те кто резал Спас службы в 90-е
  9. +1
    15 августа 2015 13:11
    Вывод о том, что раз ни одна операция по спасению экипажа подлодок не была успешно проведена, значит, "в первую очередь, совершенствовать собственные средства самоспасения подводников". считаю ошибочным!
    Служба спасения экипажей подводных лодок ДОЛЖНА БЫТЬ самой эффективной и надёжной!!!
    При ЛЮБЫХ условиях ЛЮДИ должны быть спасены!
    Экипажи подводных лодок не должны ощущать себя смертниками. Время сейчас другое. И такие жестокие правила "сам погибай, а лодку выручай", должны быть навсегда пройдены. Закрытые в отсеках люди должны иметь все необходимые средства, чтобы вовремя получить помощь от службы спасения.
    Что касается именно ГИБЕЛИ, (а не потонула!!!) "Курска", то убила экипаж не торпеда, а некомпетентность и равнодушие наших рукамиводителей. Эти долгие минуты, часы и сутки из памяти не вытравить никакими "выводами представительных комиссий".
  10. +1
    15 августа 2015 13:12
    Почему первыми высказываются генералы сайта? Я даже прочитать статью не успел, а уже есть кометы от "генералов", хотя только страницу обновил.
  11. -1
    15 августа 2015 13:14
    Чем люди занимаются, работают - не? Я то в отпуске, как получить генерала на сайте?
  12. +1
    15 августа 2015 13:19
    И ни не понял, что за флаг у меня! С таким точно не регистрировался!
  13. +1
    15 августа 2015 13:49
    Главное, что без соплежуйства и воплей мы начинаем восстанавливать то, что горбанавты с алканавтами развалили. Прекрасная статья. Кому надо, все понял.
  14. +1
    15 августа 2015 15:13
    Вся проблема в том что был взрыв перекисной торпеды в 4 торпедном аппарате, затем второй взрыв - детонация торпед бывших в торпедном отсеке при поступлении забортной воды и активации аккумуляторов торпед. После первого взрыва погибли все в торпедном отсеке и были выведены из строя во втором командном. После второго в живых остались 23 человека из них три офицера - которые смогли заглушить реактор и перешли в 9 отсек. При попытке запустить регенераторы воздуха произошло попадание воды на пластину и вследствии этого пожар. На телах трех офицеров сильные ожоги, остальные задохнулись от угарного газа. Второй взрыв был такой мощности что в радиусе 5 км не уцелело бы ничего.Ребята в 9 отсеке были живы в течении 4-5 часов после второго взрыва, что установлено по процессу перемещения пищи в желудочном тракте.Также осталась предсмертная записка с списком личного состава перешедшего в 9 отсек. Спасательные аппараты имели старые аккумуляторы с ресурсом 1.5 часа работы что хватало толко на погружение, притом из-за сильного волнения на море один из них разбили о борт судна. Присосаться на удалось из-за повреждения комингс площадки.Но это уже все позже было ребята задохнулись. Даже после поднятия лодки внутри 9 отсека превышение пдк по угарному газу было в 1000 раз.Вечная слава ребятам и вечная память.
    PS. Хороший фильм вышел на звезде недавно про Курск
    1. 0
      15 августа 2015 20:16
      Комингс -площадка была в идеале ,см.мои комменты выше,или в личке."Курск"вел от Росляково до Снежногорска,далее демонт.ИМ СУЗ и выгрузка обоих бортов.
      Siberiya если не в теме не к уй балаболить.Аппараты сами вышли на режим аварийного глушения .Пульт ГЭУ находится совсем в другом отсеке.Про пожар в 9-м помолчу,была паника ,были фатальные ошибки.
  15. 0
    15 августа 2015 16:05
    Мое личное мнение-"Курск" потопили, потому и тянули время со спасением, и еще много других факторов! Спасти я думаю могли, вспомните хотя бы подводные аппараты "МИР", которые к Титанику спускались. Больше всего мне не нравится, когда начинают кидать понты типа "Только у нас есть такой аппарат и больше нигде в мире", так какого х.. вы его не использовали для спасения моряков!!!
  16. +2
    15 августа 2015 18:17
    Врут уже 15 лет ,не разогнали бы старую службу спасения, не порезали ,списали или поставили в утиль корабли спасения нечего бы подобного не случилось .Была отличная служба спасения с современными судами ,экипировкой ,технологиями а её в утиль,могли проводить спасение более чем 200 метровой глубины.А стали не нужны, а лично по моему просто очередной случай предательства родины ведь как тогда говорили когда разгоняли подлодки не тонут .
  17. +4
    15 августа 2015 18:31
    Мне довелось участвовать в двух операциях по спасанию экипажей затонувших ПЛ и последующему подъему их на поверхность - это С-178 (октябрь 1981 года, залив Петра Великого, глубина 33 метра) и К-429 (июнь 1983 года, бухта Большая Саранная, полуостров Камчатка, глубина 41 метр). К сожалению, в обоих случаях без гибели людей не обошлось, но живые были спасены, лодки подняты. Довелось участвовать в попытке оказания помощи Северо-Корейской ПЛ проекта 633 затонувшей в Желтом море на глубине 140 метров. Тогда, при шторме более 5 баллов мы спустили спасательный подводный аппарат проекта 1837К. Но, обследовав ПЛ он обнаружил лишь резаную пробоину в прочном корпусе, а местные "аборигены" признались, что ПЛ затонула семь суток назад. Стало быть живых там уже не было. Потом ПЛ обследовали водолазы и уж было собрались поднимать, Но, пришла команда отставить. Это было! Могли, знаете ли.
    Статья конечно же рекламная. Но, реклама, говорят, -двигатель прогресса! Грустно другое. Грустно то, что после "Курска" прошло 15 лет, а подводников по прежнему спасать нечем и некому. Слава Богу новый Спасатель "И.Белоусов" скоро в состав Флота войдет. Но, только один.
  18. +3
    15 августа 2015 19:51
    Жулики, эти "Тетис Про" и проходимцы! Недавно Шойгу расторг договор с фирмой «Тетис ПРО» на поставку учебного комплекса «Акванавт». Вот интересная статья о них:
    http://vpk.name/news/138313_spasenie_spasatelya.html
    у поставщиков вроде «Тетис ПРО» появилось интересное ноу-хау: как сделать закупаемое зарубежное оборудование отечественным, серийным и принятым на вооружение ВМФ РФ (что обеспечило бы дальнейшие контракты). Ничего сложного нет: закупается образец зарубежной техники, уполномоченная фирма-дилер получает у реального западного производителя разрешение на продажу техники в России (например «Тетис ПРО» — официальный российский дилер шотландской фирмы «Дайвекс»). Затем на данный образец иностранной техники выпускается документ под названием «Технические условия», в котором либо немного изменено название продукции; либо слегка модифицируются ее комплектующие. Видоизмененной таким образом западной технике присваиваются децимальные номераВ России существует единая система конструкторской документации (ЕСКД). Согласно этой системе каждому разрабатываемому устройству присваивается децимальный номер, свидетельствующий о том, что данное конкретное предприятие, чьи номера присвоены, является разработчиком изготовленного по конструкторской и технической документации изделия., означающие, что теперь фирма — не поставщик, а разработчик и производитель данной продукции. По результатам испытаний эта «серийная» и «отечественная» продукция включается в план закупок для нужд флота.

    Что на самом деле означало решение Сердюкова в прикладном плане? Все просто: произошла замена одного легального разработчика ГВК-450 («Лазурит» вел работы в полном соответствии с российским законодательством, строго регламентирующим все этапы создания военной техники) — на другого, как можно предположить, подпольного. Под видом поставки несуществующего «иностранного серийного ГВК-450» «Тетис ПРО» закупал разрозненные части стандартизированного западного глубоководного водолазного комплекса, который по своим техническим характеристикам не отвечал проекту «Игоря Белоусова». Чтобы «привязать» это оборудование к судну, главный проектант судна КБ «Алмаз» (при соучастии «Тетис ПРО», «Адмиралтейских верфей» и специализированных военных НИИ) вынужден был провести своими силами и за свой счет новый скрытый и весьма дорогостоящий ОКР. То есть, по сути, создать новый проект ГВК с ухудшенными характеристиками. А также — серьезно изменить непосредственно проект судна «Игорь Белоусов» (тоже не факт, что в лучшую сторону).
    Выиграл от этой возни, давно уже вышедшей за рамки закона, только «Тетис ПРО». Этот контракт стал самым крупным в истории фирмы. Добился такого контракта — в этом у меня нет никаких сомнений — бывший начальник Управления развития и организации заказов ВМФ РФ Юрий Горев, трудоустроившийся после своего увольнения в 2010-м с флота в фирму «Тетис ПРО». Именно он курировал строительство «Игоря Белоусова», когда служил на флоте. Продолжил он это делать и на пенсии.
  19. +3
    15 августа 2015 21:11
    Цитата: Stas157
    Жулики, эти "Тетис Про" и проходимцы! Недавно Шойгу расторг договор с фирмой «Тетис ПРО» на поставку учебного комплекса «Акванавт». Вот интересная статья о них:
    http://vpk.name/news/138313_spasenie_spasatelya.html

    Уважаемый Stas157! Если Вы покажете мне хотя бы одного действительно честного предпринимателя от промышленности, то я за свои скромные средства поставлю ему бронзовый памятник! Ведь если строго говорить о серийном отечественном ГВК - то в современных российских условиях это просто не возможно. Я, знаете ли, в курсе всей этой истории и могу сказать, что единственными готовыми отечественными изделиями для ГВК-450 у "Лазурита" были барокамеры. Но, даже стекла на иллюминаторы для них нужно было завозить из-за рубежа, как, собственно и все комплектующие комплекс изделия. Таким образом, принципиальной разницы не вижу. Однако, вижу главное - Спасатель на ходовых испытаниях! А значит уже достаточно скоро войдет в состав ВМФ. Что же касается учебно-тренировочного комплекса "Акванавт", то и он, и учебное судно с ГВК-100 на борту являются элементами технологической цепочки подготовки и проведения водолазных работ методом насыщенных погружений. Если мы выходим в моря на водолазные спуски методом насыщенных погружений, то и то, и другое должно быть и исправно работать. И абсолютно не важно - кто их поставит Флоту.
  20. +3
    16 августа 2015 01:14
    Цитата: водяной
    Если Вы покажете мне хотя бы одного действительно честного предпринимателя от промышленности, то я за свои скромные средства поставлю ему бронзовый памятник!

    Денег на памятники не хватит!)) Да, вы оглянитесь вокруг! Любые качественные и не дорогие вещи произведены честными предпринимателями. Возьмите хотя бы производителей вкусного хлеба! Уверен, в каждом городе есть сразу несколько таких. Ну и сайт http://www.sdelanounas.ru/ Вам в помощь.
    Цитата: водяной
    Я, знаете ли, в курсе всей этой истории и могу сказать, что единственными готовыми отечественными изделиями для ГВК-450 у "Лазурита" были барокамеры.

    Так потому что при Сердюкове и его подельниках произошла замена одного легального разработчика ГВК-450 "Лазурит" на другого, Тетис ПРО! Если бы сохранилось финансирование, то у "Лазурита" все было бы готово. А сей час же, в связи с санкциями Тетис ПРО накрывается тазиком!
    Цитата: водяной
    И абсолютно не важно - кто их поставит Флоту.

    Как же не важно?! А, если война, а мы покупаем вооружения у вероятного противника! Путин, что от не достатка ума распорядился для армии и для космоса все оборудование самим производить? Следуя вашей логике, если у нас примеру ПАК ФА еще не готов, то надо его задвинуть и у американцев Ф-35 попросить! Ведь "абсолютно не важно - кто их поставит Флоту"!
  21. 0
    16 августа 2015 12:24
    На тему "Курска" и состояния АСС флота в 2012 году была интересная статья "Моряков с АПЛ «Курск» можно было спасти" http://flb.ru/info/51925.html, не знаю работает ли сейчас эта ссылка, но статья интересная,беседа журналиста с офицером АСС(аварийно-спасательной службы)СФ