Как Т-80 стал танком "Ла-Манша" и ужасом штабов НАТО

42
Как Т-80 стал танком "Ла-Манша" и ужасом штабов НАТО


На протяжении 80-х годов советский танк Т-80 был головной болью командования НАТО. Это было время, когда западная пропаганда без устали твердила о многотысячных "танковых ордах Советов", которые вот-вот сорвутся с тормозов и рванут к Ла-Маншу. Причем, к проливу они должны были дойти непременно за 48 часов. На острие главного удара как раз и были бы разработанные в Ленинграде "восьмидесятки". Опасения натовцев усиливали рассказы западных туристов, которые видели в ГДР эти машины во время бесконечных широкомасштабных учений - газотурбинные танки легко обгоняли даже туристические автобусы. Поэтому не удивительно, что Т-80 получили прозвище танков "Ла-Манша". Солдатская молва утверждала, что эти боевые машины способные разгоняться до 100 км/ч.





На самом деле скоростные характеристики данных танков скромнее, но 70, а порой и 80 км/ч для них точно не проблема.

С начала 80-х годов этими боевыми машинами стали вооружать соединения Группы Советских войск в Германии. К концу десятилетия они практически вытеснили харьковские Т-64. Затем Т-80 получили дивизии в Польше. Планировалось, что Центральная группа войск будет также перевооружена на Т-80У.





С предательским падением Варшавского договора эшелоны с боевой техникой потянулись в Союз. Большая часть Т-80 оказались на территории России, хотя определенное количество направили на Украину, в Белоруссию, Казахстан и даже в Узбекистан. Буквально до недавнего времени газотурбинные танки считались основными на Дальнем Востоке, в центре и на западе нашей страны.

Рассчитанные на противостояние с НАТО Т-80 приняли боевое крещение в декабре 1994 года на территории России. Желая прикрыть непростительные ошибки, тогдашнее военное командование стало жестко критиковать некоторые из образцов оружия, в частности, Т-80. В СМИ в то время писали, что эти танки легко поразить в борт, так как механизмы заряжания недостаточно защищены опорными катками. Но, как утверждают люди, видевшие материалы, где разобрано большинство поражений танков начала боевых действий в Чечне, ни один Т-80 не был поражен в борт, в указанные большими начальниками, якобы, уязвимые места. Мало того, наоборот эти танки демонстрировали чудеса выживаемости, порой получая более десятка попаданий из противотанковых средств.





Во вторую войну Т-80 уже не применялись, в бой пошли более простые и дешевые танки, в том числе старые Т-62. Но, известно, что командир одной из мотострелковых бригад, которая должна была ехать на Северный Кавказ вообще без танкового батальона, все-таки взял с собой одну "восьмидесятку", и, что называется, не пожалел. Этот единственный танк потом очень часто выручал мотострелков, будучи своеобразной многотонной палочкой-выручалочкой.

Несмотря на разговоры о том, что Т-80 вот-вот снимут с вооружения, в первой половине нулевых их активно модернизировали. В результате были созданы модификации, которые по своим тактико-техническим характеристикам даже превосходят имеющиеся в войсках Т-90А (об этом можно прочитать здесь). Но, к сожалению, эти машины не получили широкого распространения в войсках. Только машины последних модификаций - Т-80У - можно увидеть в демонстрационных мероприятиях "Танкового биатлона" в Алабино. Они традиционно привлекают внимание гостей и иностранных участников данного военно-спортивного мероприятия.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    16 августа 2015 06:14
    Друг служил в начале 2000х именно на Т-80.Очень хвалит.Говорит что СУО лучше чем на модернезированных Т-72.Машину разгоняли до 70 км в час!Движки только прожорливы,но в целом отличный танк.Жаль что снимают с вооружения
    1. +4
      16 августа 2015 10:31
      Цитата: Magic Archer
      .Очень хвалит.Говорит что СУО лучше чем на модернезированных Т-72.Машину разгоняли до 70 км в час!

      СУО 1А33 (34) хорошая. Но СУО - это не танк. Ничто не мешало (кроме, возможно, цены) поставить стабилизатор 2Э26 и ПДПС 1Г42 (46) на Т-72.
      А вот зачем разгонять до 70 км/ч? На такой скорости танк слабо управляем, инерция, однако, велика. См. танковый биатлон с арабами в танке.
      На не неровной местности с ходу на больших скоростях стрелять нельзя. СТВ станет на гидростопор из-за высоких нагрузок. Более важна приёмистость на поля боя, способность резко изменить скорость, а не возможность "раскочегарить" машину, но тут преимуществ у ГТД нет. Запуск около минуты что зимой, что летом. Дизель запускается мгновенно. Да, в мороз нужно греть предпусковым подогревателем, но это ж, грубо говоря, только раз, при выходе из парка, после длительной стоянки.
      И различие в Т-64 и Т-80 в двигателе и ходовой, а не в степени защищённости. Защищённостью ОБТ вообще больше различаются не по маркам машин, а по модификациям (годам выпуска).
      А вот по архиважным в боевых условиях параметрам есть проблемы, которые предопределили судьбу восьмидесятки.
      Главное, что если
      Цитата: Magic Archer
      Движки только прожорливы,
      никогда не может сделаться
      Цитата: Magic Archer
      в целом отличный танк

      Ибо без топлива (и боеприпасов тоже) танк груда металла.
      Кроме того, совершенно верно, что
      Цитата: Старый прапорщик
      не возможно завести с толкача, неремотнопригоден в полевых условиях
    2. -6
      16 августа 2015 20:19
      Древний танк, хватит писать уже... все обсудить
  2. +8
    16 августа 2015 06:26
    В 98 году окончил курсы подготовки командиров Т-80 - прапорщиков. Впечатления от танка неизгладимые! На полигоне вместе комроты разгонял его до 70 км. Никогда не забыть ощущения от того, как много килограммовая махина орудия летает буквально в 20 сантиметрах от тебя! Танк отличный, но есть и недостатки: не возможно завести с толкача, неремотнопригоден в полевых условиях (это я как служивший в рембате говорю). Возможно, в более поздних модернизациях и улучшили эти показатели
    1. +24
      16 августа 2015 07:18
      Служил я механом на этом красавце , машина по тем временам было просто чудо. В -35-40 заводился без проблем, не то что дизель которому нужен подогрев. Да служил я в 88 году, неудобно было конечно к фильрам подбираться но мы эту проблему решали снятием двигателя smile благо было всё удобно. Откручиваешь три болта(больших таких) , размыкаешь резетку с проводами ,сбиваешь направляющие втулки,подходит тягач с краном и вуаля движок снят(30 минут). Меняешь фильры и ставишь на место.Да и на счёт скорости сказки , можно конечно разогнать его до 70-80 только вот проблемка неуправляемый он стаёт едет только прямо laughing оптимально 50-60. Очень удобная машина в обслуживании и по ходовой и по движку никогда проблем не возникало , ну да прожорлив согласен бак 1800 литров хватало на 300 км.Зато над соплом парянки и сапоги за минуту высыхали laughing .
      1. +11
        16 августа 2015 08:39
        Сам не мазута, друзья служили в 16 Гвардейской Уманьской Краснознаменной танковой .80 БВ для меня казался крутейший-с 72 и 64 на югах встречались-так что было с чем сравнивать.На прогонах была возможность посидеть за рычагами и на месте наводчика.Комфорт во время движения как в жигулях 06(мягко-на 72 как на скамейке подпрыгивали-парни мешки с землей возили).Замена турбины занимала полтора часа(в развалочку)-попробуй на 72 так же успей.Но -расход афанореть-бочка на прогрев до рабочей температуры.80 спереди практически бесшумно подьезжает и не дымит-зато сзади без бирушей не комфортно и выхлоп довольно горячий)).Протаскивали Камаз через пашню на коротком тросе-краска с капота слезла.Ну и сильнейшее воспоминание-при начале движения не зафиксировал люк-получил довольно очень сильно по бестолковке.Ребята сказали,что могло и череп расплющить.
        1. +3
          16 августа 2015 10:08
          Насчет расхода - всё познаётся в сравнении: к примеру, ракетный крейсер на полном ходу 25 ТОНН В ЧАС сжигает солярки:)
    2. +1
      17 августа 2015 06:34
      "Танк отличный, но есть и недостатки: не возможно завести с толкача"

      Интересно,а как Вы заводили Т-72 или Т-64 с толкача? БКП-то гидромеханические
  3. +9
    16 августа 2015 06:44
    Нравится мне Вестник Мордовии, всегда есть что почитать.
  4. +3
    16 августа 2015 07:46
    Да было время. не то что нынешнее племя.А когда у нас предателей будут называть продателями и соответственно наказывать? За предательство (продательство) расстрел.
  5. 0
    16 августа 2015 07:58
    Сколько ресурс у газовой турбины? Больше чем дизельного двигателя? Все отмечают что турбина очень требовательна к качеству воздуха и состоянию фильтров.
    1. -1
      16 августа 2015 09:18
      Это как с центробежным насосом, сыпаните в него песка и посмотрите что с крыльчаткой будет, принцип один и тот же.
    2. +3
      16 августа 2015 09:19
      Цитата: Серый 43
      Сколько ресурс у газовой турбины? Больше чем дизельного двигателя? Все отмечают что турбина очень требовательна к качеству воздуха и состоянию фильтров.

      Ресурс там больше в 2.5 раза.. Но вот ЦЕНА самого двигателя в 19 раз выше дизеля.. вот и считайте, но за то никакого геммора с обслуживанием, ломаются они очень редко, регламентных работ мизер, и если что то сломалось то под замену целиком.
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv
        +15
        16 августа 2015 14:43
        Цитата: макс702
        Но вот ЦЕНА самого двигателя в 19 раз выше дизеля.. вот и считайте

        Раньше писали, что в 10 раз, теперь уже в 19 раз. Ухи поесть?
        Сегодня не 1985 г., а уже 2015, и, если не полениться поискать более объективную информацию, то можно сравнить современную стоимость отечественных танковых двигателей.
        Дизельный двигатель В-92С2. Закупка №31401156492 10 шт. для УВЗ, ЦЕНА 39907391,8 / 10 = 3 990 739,18 (3381982,4 - без НДС) рублей.
        Электронный аукцион на закупку двигателя В-92С2 от 27.03.2014 №0173100000814000335 16 шт. для МО РФ ЦЕНА 53209851,2 / 16 = 3 325 615,70 рублей.
        Газотурбинный двигатель ГТД-1250 (агрегат 219-02-СБ 19 !). Закупка №31400863517 30 шт. (с компл. бортового инструмента) для 103 БТРЗ ЦЕНА 110000000,0 / 30 = 3 666 666,7 рублей.
        Разница с дизелем = 10%. Никак не 10 и уж не 19 раз.
        Теперь не поленитесь посчитать % дизеля в Т-90 ($3 400 000) и % ГТД в Т-80 ($3 804 878).
        Пора бы перестать сс…ся, что
        в 19 раз выше дизеля..
        hi
  6. +2
    16 августа 2015 08:18
    Крутая машина
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +3
      16 августа 2015 14:46
      Цитата: khis.timur
      Крутая машина

  7. +4
    16 августа 2015 08:29
    Отличный танк. Модернизированная версия Т-80 вообще песня. По убедительной просьбе америкосов их при Грачеве пили-пили, не выпилили, а при докторе экономических наук Сердюкове (который военные склады укрупнять начал, чтобы целей для НАТОвских ракет меньше было) вообще с вооружения сняли (Вряд ли, конечно, но возможно разработчики и производители знали насколько их танк хорош, поэтому и не догадались кому-то что-то "занести").
  8. +1
    16 августа 2015 09:04
    Буквально до недавнего времени газотурбинные танки считались основными на Дальнем Востоке,
    Служил в 2006-2008 в Читинской области,в танковых войсках т-80 В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ,сплошь т-62,как утверждал наш ротный самый лучший танк для нашего климата!
  9. +5
    16 августа 2015 09:06
    После установки на Т-80У 1250-сильного газотурбинного двигателя ГТД-1250, по удельной мощности российская машина сравнялась с лучшими танками НАТО. Между тем, в разработке находится танковый газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с, оснащение Т-80 таким мотором даст ему решительное преимущество перед машинами НАТО. Однако, начиная с 1992 г. танки Т-80 оснащаются также и 1000-сильными дизель-моторами 6ТДФ. Этот 12-цилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров создан на базе мотора, ставившеюся на танках Т-64. Т-80 с дизельными двигателями получили обозначение Т-80УД.

    До распада СССР всего было построено примерно 6000 танков Т-80УД. На базе всех модификаций танков Т-80 производились командирские варианты. Оборудование танков Т-80К было близко оборудованию танков Т-72К.
    1. 0
      18 августа 2015 06:24
      "Однако, начиная с 1992 г. танки Т-80 оснащаются также и 1000-сильными дизель-моторами 6ТДФ. Этот 12-цилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров создан на базе мотора, ставившеюся на танках Т-64. Т-80 с дизельными двигателями получили обозначение Т-80УД."
      Двигатель 6ТДФ - 6-цилиндровый. В каждом цилиндре 2 поршня (12-поршневой). Если нравится слово "оппозитный", то тогда оппозитное расположение в этом двигле расположение не цилиндров, а коленвалов. Устройство такого двигла очень необычное, однако придумано не в СССР, а в Германии. Насчёт танкового дизеля утверждать не буду, но читал о бензиновом движке для гоночного мотоцикла то ли NSU, то ли DKW (цилиндров было не 6). После ВМВ немецких спецов вывезли в СССР и они сляпали гоночный мотоцикл с таким мотором под маркой ГК-1. Так что корни у харьковских дизелей из Германии 30-х годов.
      1. 0
        29 августа 2015 03:11
        Авиа дизеля Юнкерса были прототипами харьковских моторов серий 5ТД и далее.
  10. +6
    16 августа 2015 10:46
    по мне Лучший танк!!! Ласточка просто! влюблен в эту машину! Танкисты - поймут.
  11. +2
    16 августа 2015 12:03
    А может заявления командования по поводу того, что его легко поразить в борт были не для своих, а для противника?)
  12. +6
    16 августа 2015 12:06
    ------------------------------------------------
  13. +5
    16 августа 2015 12:08
    Т-80 лучший отечественный танк, плохое оружие не станет головной болью НАТО. Жаль, что эта действительно революционная машина снята с вооружения ВС РФ и выведенные из эксплуатации 80-ки заменяются на "новые" Т-72.
    Достаточно ярко 80-ка показана в фильме А. Невзорова "Чистилище" 1997г.
  14. -2
    16 августа 2015 13:46
    как я помню т-64 не состоял на вооружении западных групп войск ссср основная масса танков была в киевском округе так что на 80 меняться не могли
  15. +2
    16 августа 2015 13:50
    Говорят оплот... Советский!!! А по серьезному, что они его на биатлон не выставят?
  16. +8
    16 августа 2015 15:02
    Видел их в ГСВГ, у наших соседей. Командирами экипажа были прапоры, т.к считалась, что машина сложная и требует квалифицированного руководства. Про скорость и прочее сказанное в статье - так и было, танки эти были очень скоростные. С отличными приборами ночного видения - как то раз на полигоне, при полной темноте - было так темно, что я их опознал только по свисту, но не увидел - была заметна скорость движения, т.е темнота для них была не проблемой.
    По сравнению с тем, чем была оборудованы другая техника, это было небо и земля. ГСВГ сама по себя была легендарно боеспособной в СССР (да и в мире тоже) группой войск - там боевая подготовка производилась без дураков, всё что по плану боевой подготовки полагалось, всё, без исключения отрабатывалось. Ночные стрельбы, нормативы физ.подготовки (каждодневные утренние, сразу после подъёма, кроссы в несколько км), марш броски, стрельбы, полигоны два раз в период ... Это была реально боеготовая группа войск во всех своих аспектах.
    Там на полигонах часто встречались с войсками из других районов ГДР и встречались разные виды войск - так, вот, земляки из китая (так на жаргоне называли пехоту), рассказывали, что регулярно несколько раз в неделю бывали марш.броски с положенным комплектом вооружения.

    Так вот - Т-80 был легендой даже в ГСВГ.
    1. +2
      16 августа 2015 19:47
      Служил в СГВ , у нас 80-ки пришли на смену 62-м. Командирами экипажей были сержанты после учебки . Но что поразило сразу же по прибытии новых экипажей , так это их рост - все были как по шаблону, " полтора метра в шапке".
  17. +1
    16 августа 2015 15:52
    За развал ГСВГ, вернее сдачу ***досам горбача надо в угол на уголья поставить.
  18. -9
    16 августа 2015 18:45
    Учитывая емкость топливных баков и расход топлива на полном ходу Т-80, вряд ли он доедет до Ла-Манша за 48 часов. Т-72 с их 60-65км/ч доберутся до него быстрее. А вообще для таких целей оптимальны колесные танки типа РУИКАТ, которых у нас нет.
    1. +2
      16 августа 2015 20:59
      привет!!Позвольте спросить о каком Ла-Манше речь идёт.Т-80 убийца Леопардиков и Абрамсов.Он и построен был против них любезных.И самое передовое оснащение было на них в то далёкое время.
      1. -1
        17 августа 2015 10:32
        Цитата: igor.borov775
        привет!!Позвольте спросить о каком Ла-Манше речь идёт.

        В мире есть всего один Ла-Манш.
        Цитата: igor.borov775
        Т-80 убийца Леопардиков и Абрамсов.

        Не более чем Т-72 и Т-64.
        Цитата: igor.borov775
        Он и построен был против них любезных.

        Нет. Это просто вариант танка с ГТД.
        Цитата: igor.borov775
        И самое передовое оснащение было на них в то далёкое время.

        В целом да, хотя не везде и не во всем. Да и самое передовое на тот момент оборудование все равно было весьма сходно с тем, что ставили на другие машины.
      2. 0
        19 августа 2015 10:33
        Цитата: igor.borov775
        привет!!Позвольте спросить о каком Ла-Манше речь идёт.Т-80 убийца Леопардиков и Абрамсов.Он и построен был против них любезных.И самое передовое оснащение было на них в то далёкое время.


        Имеется ввиду, что в то время, в случае начала войны, танковые армии должны были броском дойти до Ла-Манша и других портовых городов на Атлантике и воспрепятствовать переброске подкреплений из Великобритании и США.
  19. +4
    16 августа 2015 21:17
    Довелось и мне послужить пару лет КТ на Т80БВ.
    Звук двигателя и запах сгоревшего керосина бударажат память.
    Ребята, 80-ка это легенда. Во всем!
  20. -1
    17 августа 2015 15:40
    Ну в общем, хотел суммировать по танкам - нельзя в лоб сравнивать советские и западные танки.
    Тут несколько разная концепция применения.
    С 1942 года столкнувшись с массированными атаками шустрых советских танков, немцы в принципе изменили взгляды
    на танковый бой: что такое Тигр ??
    Это мощная броня, отличная пушка и прекрасный прицел.
    Идея в том чтобы разорвать дистанцию и бить издали. У Фэрдинанда - это ещё ярче проявилось yes (не танк, знаю)
    А вот ходовые качества как Тигра так и Пантеры - не впечатляли..
    Весь Запад после ВМВ воспринял скорее немецкую концепцию "танки - назад ! "
    Так что их танки не бегаютЬ и не прыгаютЬ..
    Просто посмотрите видео на ютьюбе -и сравните...Просто сравните..
    Абрамс -ну шо то типа подвижного бронированного сарая...(шутка)
    Корея и Япония ТОЖЕ пошли по немецкому пути...Не говоря о Израиле..
    Наши танки быстрее, проще , дешевле, надежней...
    НО не такие навороченные..Увы...и ах
    Надо понимать - танк - это элемент большой армейской структуры, а не сам себе в поле одинокий рыцарь..
    Это винтик, кубик, кырпичик, если хотите...
    Так что смысла вкладываться в один конкретный танк особого нет ...
    1. 0
      22 августа 2015 11:00
      Вот блин - что характерно - кто то отминусовался, НО не откомментился..
      а хотелось бы узнать альтернативное мнение по применению бронетанковой техники в западном и в российском понимании...
      тема то благодатная... drinks
  21. 0
    17 августа 2015 16:12
    .шикарная машина wink good
  22. +1
    17 августа 2015 19:46
    Кто хочет полазить по танку виртуально.
    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

    И да, двигатель абрамся, появился благодаря Т80
  23. -1
    18 августа 2015 19:19
    Цитата: майор
    Да было время. не то что нынешнее племя.
  24. +1
    20 августа 2015 11:14
    Изначально т-90 создавался как проект доводки т-72 до уровня т-80у.
  25. 0
    2 сентября 2015 23:04
    Вот что значит правильная пропаганда!
    А теперь представим какой кипяток из них льется при упоминании "Арматы" hi