«Мы могли бы быстрее делать корабли»

28
«Мы могли бы быстрее делать корабли»


Когда российский флот пополнится «адмиральскими» кораблями

В Калининградской области как в стратегическом регионе в советское время было множество оборонных предприятий, большая часть которых сейчас годится разве что под офисы. Но одно из них — Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» — осталось на плаву и продолжает укреплять «щит Родины». Как ему это удалось, корреспонденту «Русской планеты» рассказали сотрудники одной из знаменитейших верфей России.

Завод с историей


Для Калининграда это предприятие совсем не типично. Самый западный регион РФ в постсоветскую эпоху характеризовался наличием мелких компаний, обилием частных предпринимателей, процветанием купли-продажи и реэкспорта, хотя в немецкое время и 50 лет спустя область являлась крупным промышленным центром. Но вот уже четверть века мы развиваемся в ином направлении, постепенно отказываясь от «золотой жилы», доставшейся нам когда-то ценой величайших усилий десятков тысяч людей.

Как и многие калининградские крупные производства, «Янтарь» имеет немецкие корни. Кёнигсбергский завод построен в 1912 году «Союзом литейщиков» — компанией, известной еще с XIX века. За 50 лет она прошла путь от изготовления канализационных люков до постройки кораблей и паровозов. Кстати, именно инженером этого завода была придумана автоматическая сцепка вагонов, применяемая до сих пор как в Рязани или Дрездене, так и в Канзасе или Киото, то есть абсолютно в любом городе мира.

Не менее амбициозным проектом компании было и строительство нового автомобильно-железнодорожного моста через Прегель. Пусть и доработанный советскими инженерами, мост существует по сей день.

Но экономические кризисы всегда отражались на промышленных гигантах: поток хороших заказов стремительно иссякал уже в конце 20-х годов прошлого века. И в 1930-м «Союз литейщиков» был куплен компанией «Шихау», специализировавшейся на военной продукции. Деятельность завода не прекращалась даже под обстрелом советских войск 9 апреля 1945 года, в день взятия города. Предприятие пострадало не сильно. И уже спустя несколько месяцев совместный коллектив, состоящий из немцев и советских специалистов, приступил к судостроению на новом объекте, именуемом «Завод № 820». К слову, именно сотрудников судостроительной верфи советские власти депортировали в Германию позже всех.

«820-й» в 1966 году стал называться заводом «Янтарь». Это было передовое предприятие целой области, в лучшие годы насчитывающее до 9000 человек в штате. Производственные мощности позволяли выпускать десятки кораблей ежегодно.

— После перестройки начался сложный процесс реструктуризации завода под новые условия работы. Прошла приватизация, — рассказывает Сергей Михайлов, пресс-секретарь компании. — Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» стал акционерным обществом с сохранением контрольного пакета акций в руках государства.

На «оборонку» особо рассчитывать не приходилось, штат сократился до 1500 человек. Коммерческие заказы гражданского типа для западного рынка стали спасением для «Янтаря».

— Завод не занимался проектированием, мы только строили суда для Германии, Норвегии, Швеции. От европейских партнеров нам доставался готовый проект и вся черновая работа, — не без сожаления говорит заместитель директора по производству Олег Шумаков.

Заказчики приходили не только из Европы. Дружественные еще с советских времен страны тоже старались произвести определенные работы на заводе «Янтарь».

— Индийское правительство обратилось к России с желанием построить три военных корабля. Это был российский проект, но Индия сама подбирала начинку судна, в том числе и иностранного производства. Главное, что наше предприятие не стояло без дела и показало себя с хорошей стороны. Индийцы заказывали свои корабли как в Санкт-Петербурге, так и в Калининграде, и теперь у них есть выбор, где строить дальше. Мы готовы снова работать с ними! — надеется Сергей Михайлов.

Провал в импортозамещении


«Янтарь», как и многие российские компании этого же профиля, входит в Объединенную судостроительную корпорацию — государственный холдинг, созданный по распоряжению президента Владимира Путина в 2007 году. Через ОСК проходят все военные и крупные гражданские объекты судостроения.

Вообще, сам процесс создания судна на первый взгляд достаточно прост: по разработанному проекту (в том числе и с участием конструкторских бюро корпорации) на заводе начинает собираться корпус корабля, затем туда устанавливается необходимое оборудование, проводится внутренняя и внешняя отделка. Производство такого крупного объекта, как военный корабль или гражданское судно, требует невероятного усердия нескольких тысяч человек. И даже при удачном раскладе строительство корабля среднего класса завершается в лучшем случае через три года — для судостроения это отличный срок. Правда, бывают и исключения. Так, заложенный еще в советское время на «Янтаре» сторожевик «Неприступный» был достроен спустя 20 лет, но уже под именем «Ярослав Мудрый». Наверное, это самый затянувшийся проект завода за всю его историю, включая немецкую.


Срок постройки кораблей среднего класса — три года. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

Конечно, это не вина руководства завода или его рабочих. Они справились на отлично. Дело в сложной геополитической и экономической обстановке. К сожалению, история любит ходить кругами, и сейчас завод оказывается в похожей ситуации.

— У нас был заключен контракт на постройку шести кораблей для Черноморского флота РФ, так называемая адмиральская серия — суда названы в честь адмиралов русского флота, — рассказывает Олег Шумаков.

— Первые два «адмиральских» корабля мы должны сдать в этом году, параллельно с этим проектом мы сдали одно океанографическое судно и готовим к сдаче большой десантный корабль. Четыре корабля в год — очень напряженная сдаточная программа. Никогда в новое время такого еще не было, — добавляет Сергей Михайлов.

— Мы могли бы достроить оставшиеся корабли быстрее, будь у нас в наличии все необходимое оборудование. Но правительство Украины прекратило военно-техническое сотрудничество с Россией, а двигатели, которые мы всегда использовали, поставляло именно украинское предприятие «Зоря» — «Машпроект». Теперь по линии импортозамещения мы переходим на оборудование отечественного НПО «Сатурн» (Рыбинск). Там к 2017–2018 годам наладится производство аналогичных энергетических установок, с тем чтобы потом использовать их на различных российских кораблях, — поясняет замдиректора по производству.

Так что, похоже, «адмиральская» серия в полном составе начнет бороздить Черное море не раньше 2020 года. А кто займется обслуживанием уже установленных украинских двигателей, никто не знает. Остается лишь надеяться, что таких уязвимых мест у отечественной оборонной промышленности не так уж и много.

«Пусть построят пароход с нуля»

Сейчас на «Янтаре» открыто семь цехов. Завод обеспечивает работой свыше 3700 человек. И еще около полутора тысяч, включая привлеченных специалистов из самых разных уголков России, задействованы в смежных организациях-партнерах или работают на территории завода.

Миф об отсутствии достойной смены поколений здесь успешно опровергается. Более четверти сотрудников огромного судостроительного предприятия — молодые люди в возрасте до 30 лет.

— Никто не старается избавиться от «старожилов», из них выходят отличные наставники для начинающих рабочих. Ведь к нам приходят люди и с не морскими техническими специальностями. Так или иначе, в работу им предстоит вливаться несколько месяцев, без посторонней помощи и советов тут не обойтись, — комментирует врио директора по персоналу Игорь Грушевский.

С годами здесь выработали идеальную схему вовлечения специалистов в процессы производства. Особенно она актуальна сегодня, учитывая реалии профессионального российского образования.

— Среди наших рабочих есть люди и с высшим образованием, и со средним специальным. Ежегодно с калининградской кафедры кораблестроения КГТУ мы забираем по 10–12 человек к себе на работу. Мне кажется, это правильно, когда человек знает не только теорию, но и собственными руками может сделать ту или иную работу. Ценность такого работника вырастает в разы, а в будущем он сможет легко руководить цехом, если придется. Если есть не согласные, пусть построят пароход с нуля! — шутит Грушевский.


В сборочном цеху рабочие производят в том числе и сварочные работы. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»


Устраиваться на «Янтарь» приходят и с других заводов, даже, как было упомянуто раньше, сюда приезжают из далеких российских регионов. Зарплаты здесь достаточно внушительные, тем более для калининградцев — в среднем 40 000 рублей.

В представлении многих выпускников заводы, которые они в процессе обучения могли видеть только на картинках, сейчас выглядят иначе, нежели чем бывшая судоверфь «Шихау». На огромной территории (свыше 80 га) расположились старые немецкие корпуса и более новые — советские. Современных зданий из стекла и бетона здесь не найти. На работу сюда приходят не в белых воротничках. Здесь царят грубая сила, сталь, сжиженные газы, отработанные масла; и над всем заводом — стойкий запах топлива и металла.

Поддерживая ритм


Руководство «Янтаря», как и его рядовые сотрудники, постоянно находится в рабочем режиме. Здесь не увидишь праздношатающихся людей, наоборот, мне даже показалось, что все готовы работать сверх нормы. Но Олег Шумаков находит несколько минут и для нас, чтобы в очередной раз вспомнить о негативном влиянии кризиса на производство.

Мы вновь возвращаемся к теме кораблей для Черноморского флота. Вообще, она еще долго будет витать в воздухе: до тех пор, пока все не разрешится, рабочие будут опасаться за свои места.

— Вы мыслите в правильном направлении: простаивающее стапельное место — это совсем нехорошо. Но, говоря об «адмиральской» серии, которую мы строим сейчас: в процессе производства мы еще не подошли к точке, когда отсутствие главных энергетических установок приведет к экономическим убыткам, а в перспективе и к сокращению или зарплат, или штата. Мы решаем этот вопрос на разных уровнях, — отмечает Шумаков.

По его словам, самое простое решение проблемы — обеспечить завод еще несколькими долгосрочными контрактами по линии Министерства обороны.

— Не так давно мы сдали им новое океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010, названное в нашу честь. Мы делали этот новый сложный проект целых пять лет. Не скрою, уже ведутся переговоры о строительстве еще одного судна такого же типа. Когда пройдут последние испытания головного судна (по данным пресс-службы ОСК, испытания глубоководных аппаратов «Янтаря» в Атлантике начались 10 августа 2015 года. — РП), станут известны точные данные планируемого контракта, в том числе и срок завершения строительства судна, — говорит Олег Шумаков. — Для завода и его сотрудников это замечательные новости. Для нас главное — сохранять ритмичную работу завода. Мы представляем ОСК программу загрузки наших мощностей, занимаемся поиском заказчиков самостоятельно, то есть не сидим на месте и не ждем непонятно чего.


Исследовательское судно «Янтарь» проходит первые испытания в Атлантике. Фото предоставлено пресс-службой Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»


По частному мнению Олега Шумакова, не все заказы Минобороны были оправданы необходимостью. Так, злосчастные «Мистрали» видятся ему излишеством, и, возможно, к счастью, что правительство от них отказалось. Теперь настало время «Янтаря» и многих других российских судостроительных заводов, готовых к выполнению государственных контрактов. Они способны выпускать технику не хуже, чем за рубежом.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 августа 2015 05:53
    И здесь у.к.р.ы. нагадили. Не знал что в Руине движки собирали... Эх УССР, обратили тебя в вампира, и две сестры это поздно заметили (((
    1. -5
      18 августа 2015 07:40
      А что Окраина делала движки для всего мирового флота? В крайнем случае мы можем ракетные двигатели обменивать на корабельные, пока свое производство не наладим. Была бы воля.
      1. +10
        18 августа 2015 08:09
        Единый центр турбиностроения СССР - Николаев, там же единственный в СССР стенд для отработки судовых турбин большой мощности. В других частях строили только малые турбины, например форсажные для РКА некоторых проектов.
        1. +8
          18 августа 2015 08:24
          Вы немного не в курсе. Работал на заводе, где изготавливают турбины в том числе для АПЛ. На Курске стояли наши изделия. Название завода и месторасположение по понятным причинам умалчиваю.
          1. +4
            18 августа 2015 08:40
            Ну, а речь идет про газовики на классическом топливе wink . Газовые турбины только Зоря большие делала.
            1. +7
              18 августа 2015 11:28
              Да Вы хоть заминусуйте меня на несколько раз. Только не надо рассказывать мне про турбины и уникальный Николаев. Я участвовал в изготовления турбин в пределах своих должностных обязанностей и не только для атомоходов, но и для Индии и некоторых других стран. Имею определённый кругозор по этому предмету.
              1. 0
                18 августа 2015 13:51
                Цитата: фомкин
                Да Вы хоть заминусуйте меня на несколько раз

                Не минусовал , но паровые ОК-9 и газовые турбины - несколько разные вещи , но так и я могу сказать - работал на ЛМЗ , там тоже делают турбины .....
                1. +1
                  18 августа 2015 15:35
                  Леликас! Я Вас понял. Только у нас весь спектр. При СССР работало 15 тыс. чел.
                2. 0
                  18 августа 2015 15:35
                  Леликас! Я Вас понял. Только у нас весь спектр. При СССР работало 15 тыс. чел.
      2. avt
        +2
        18 августа 2015 09:51
        Цитата: сибиралт
        . Была бы воля.

        Цитата: donavi49
        Единый центр турбиностроения СССР - Николаев, там же единственный в СССР стенд для отработки судовых турбин большой мощности.

        request ,,Воля волей , а коли сил невпроворот ? А я увлекся .Я на десять тыщь рванул как на пятьсот и спекся..." Это хорошо пробулькать в эфире - через год импортозаместим ,а поди и построй за год стенд тот же для испытаний.
        1. Комментарий был удален.
        2. +10
          18 августа 2015 09:55
          То то и оно, что четверть века коту под хвост. Зато строили офисы, банки, магазины и торгово-развлекательные комплексы. Доразвлекались, блин! Американцы нам Николаев перекрыли, а мы им движки для ракет гоним. А как насчет заявления "на бабутах в космос летать будут"?
        3. +5
          18 августа 2015 10:03
          Цитата: avt
          .Я на десять тыщь рванул как на пятьсот и спекся..." Это хорошо пробулькать в эфире - через год импортозаместим , поди и построй за год стенд тот же для испытаний.

          Через год конечно НЕТ.Но выбора то особого у нас тоже нет.Двигуны свои хочешь не хочешь строить придется.Всегда говорил-если сами не почешимся,то нас заставит супостат,который наращивает,строит и вводит в войска.
          А без флота мы не многим будем отличаться от Зимбабве или Лаоса.
          С уважением. hi
  2. +3
    18 августа 2015 05:59
    Бравурности много, а толку нет. На ТОФе пару ржавых корыт осталось. И крейсер Варяг для приёма Путина, наверное. Приезжайте mr. Путин. посмотрите, какой у нас флот. Вот и всё.
    Цусима forever
    1. +3
      18 августа 2015 08:13
      Ну ТОФ Китай прикрывает, который строит 12 беркоподобных эсминцев из которых 2 уже в составе флота и ходят упорные слухи, что один из них будет на совместных учениях с ВМФ в этом году.

      Плюс у них 6 более старых эсминцев (2008-13 годы) без УВП (обычные барабаны С-300Ф стоят) и 4 полотной РЛС прошлого поколения. Более 20 фрегатов 054А с ЗРК Штиль. И еще масса более старых кораблей постройки 1990-2000 годов.
      1. 0
        18 августа 2015 15:45
        Ну уважаемый! Вы скептик похуже меня. Для меня эсминцы больная тема.
    2. +4
      18 августа 2015 09:58
      Ну так корветы заказывают на Дальнем Востоке. Кто виноват, что "Совершенный" уже 10 лет строят? В Санкт-Петербурге, за это время 4 штуки построили.
  3. +5
    18 августа 2015 07:29
    "Янтарь"-это яркий пример другим судоверфям РФ, как надо работать! А также менеджерам, как надо управлять....
    1. +3
      18 августа 2015 10:01
      "Григорович" летом должен был быть по плану на ЧФ. Примером, Адмиралтейские верфи считаю - там Варшавянки клепают не останавливаясь и не срывая сроков. Алжир в очереди стоит с подписанным контрактом, а еще "Лады" есть.
  4. +7
    18 августа 2015 08:15
    Грена они не сдадут 100%. Максимум формально передачу подпишут 30 декабря, да раз в море выйдут, чтобы все получили премии, но реально весна 2016 года.

    Ему только ходовых 3 месяца бегать.
    1. 0
      18 августа 2015 10:04
      С Эссеном тоже сомнения, экипаж не знаю, заселили или нет. Григоровича, напомню, в феврале, а до сих пор не сдан.
  5. +8
    18 августа 2015 09:03
    У меня создалось впечатление, что ОСК быстро строит танкеры и прочие коммерческие суда до экспортных кораблей включительно.
    А для российского ВМФ она могла бы делать быстрее корабли, но всё время что-то мешает. Наверное это несколько плохих танцоров в штате верхнего руководства.
    1. DPN
      0
      18 августа 2015 22:10
      и скоро к ним вернётся симпатичная дама ВАСИЛЬЕВА,имею ввиду танцоров.
  6. 0
    18 августа 2015 10:34
    Бог даст достроят. Отличная серия будет.
  7. -19
    18 августа 2015 10:51
    Цитата: фомкин
    Вы немного не в курсе. Работал на заводе, где изготавливают турбины в том числе для АПЛ. На Курске стояли наши изделия. Название завода и месторасположение по понятным причинам умалчиваю.

    1. +11
      18 августа 2015 13:20
      LUNZ

      А вы LUNZ в курсе, что Путин на посту президента РФ на тот момент находился всего 4-ый месяц, а всё это "богатое" наследство ему досталось от вами любимых ЕБНов, Немцовых, Гайдаров, Хакамад, и чего вы вцепились в эту нашу общую трагедию, тем более, что вы и ваши недоделанные соратники обвиняют сейчас того же Путина, что он начал обновление армии? Вы уже определитесь с приоритетами своими, хотя чего вам определяться, кружевные трусы и педераст - парады, вот ваши приоритеты и ваше кредо.
    2. 0
      18 августа 2015 15:52
      Спасибо за реакцию. Такое действительно простить не возможно.
  8. +2
    18 августа 2015 13:38
    А в ответ тишинаааа! Вот в этом вы все и есть, одним словом зеро! laughing
    1. 0
      18 августа 2015 18:23
      Цитата: Виктор-М
      А в ответ тишинаааа! Вот в этом вы все и есть, одним словом зеро!



      Тишина от кого - от LUNZ ??? А Вам его ответ нужен ???

      Ну а то, что Вам мало плюсиков наставили - так некоторые считают, что все беды российского ВМФ пошли как раз от Путина, но не от Горбачева-Эльцина...

      А Вы тоже не идите таким путем - "вот в этом вы все и есть"... Мы все - разные...
  9. 0
    18 августа 2015 14:25
    России нужно заменить несколько тысяч пассажирских судов класса река-море. пусть правительство думает как из эксплуатации столетние братские корыта вывести! работы МОРЕ!
    1. +1
      18 августа 2015 18:27
      Цитата: vyinemeynen
      России нужно заменить несколько тысяч пассажирских судов класса река-море. пусть правительство думает как из эксплуатации столетние братские корыта вывести! работы МОРЕ!



      Если разобраться, то Россия сейчас заново должна строиться... А на это нужно время и ресурсы... А мы, в том числе и я, хотим всего много и сразу... К сожалению, так не бывает...

      P.S. Ругайте-не ругайте, а вот завидую я КНР... И государственную машину не сломали, и экономику подняли... А у нас то один блудодей обещал, что в 80-м году советский народ будет жить при коммунизме (из-за его брехни меняли потом программу КПСС, перекраивали), а другой - пообещал капитализм с человеческим лицом... Вот и получили...

      А ведь советский флот был крупнейшим в мире !!!
  10. 0
    18 августа 2015 18:04
    Удивило несколько вот что:

    "Так что, похоже, «адмиральская» серия в полном составе начнет бороздить Черное море не раньше 2020 года. А кто займется обслуживанием уже установленных украинских двигателей, никто не знает"...

    Получается, мало того, что нагадили с поставкой энергоустановок, так теперь еще и проблема с обслуживанием установленных ???
    И во что в дальнейшем это выльется ???
  11. -6
    18 августа 2015 18:20
    Цитата: Виктор-М
    LUNZ

    А вы LUNZ в курсе, что Путин на посту президента РФ на тот момент находился всего 4-ый месяц, а всё это "богатое" наследство ему досталось от вами любимых ЕБНов, Немцовых, Гайдаров, Хакамад, .

    Ну конечнооооо ! Хакамада наверно его по поводу лодки лыбу тянуть заставляла !? а сразу спасателей задействовать Немцов не давал ,а Гайдар люк спасательный держал изнутри , держал до тех пор пока гейропейские спасатели не начали открывать и бах! чудо !!! он открылся !!!!!!! а Путин не причоооом ! неееееее не причооооом ...
    1. +2
      18 августа 2015 18:57
      А-а-а! Кровавыйпутен должен через четыре месяца устранить косяки судостроя имени Бутомы,забедить насмерть Чечню, дать каждому по квартире в центре нерезиновой, управлять стерхами на дельтаплане, прокатиться на "Калине" по Дальвостоку и Забайкалью, Помочь роженицам и погорельцам в 2015-м году( а х..ли ему делать больше нечего?)? Опять-"Кошка бросила котят- это...виноват, Наша Таня громко плачет- кто виновен-не иначе!"... Вот я честно работаю и плачу налоги!А ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ?!!!(Кста,и в Армии мал-мала-"Лейтенант-любитель, пинджак"!) laughing
  12. 0
    18 августа 2015 19:15
    Когда российский флот пополнится «адмиральскими» кораблями.

    На этот титул отлично тянет бронепалубный крейсер I-го ранга АВРОРА. Перетряхивайте ему машины и будет отличный адмиральский крейсер.
  13. -3
    18 августа 2015 19:49
    Цитата: 52гим
    А-а-а! Кровавыйпутен должен через четыре месяца устранить косяки судостроя имени Бутомы,забедить насмерть Чечню, дать каждому по квартире в центре нерезиновой, управлять стерхами на дельтаплане, прокатиться на "Калине" по Дальвостоку и Забайкалью, Помочь роженицам и погорельцам в 2015-м году( а х..ли ему делать больше нечего?)? Опять-"Кошка бросила котят- это...виноват, Наша Таня громко плачет- кто виновен-не иначе!"... Вот я честно работаю и плачу налоги!А ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ?!!!(Кста,и в Армии мал-мала-"Лейтенант-любитель, пинджак"!) laughing

    опустим всё словоблудие , ответе всего на один вопрос -чё за веселье у Путина по поводу гибели "Курска" , прямо аж сдержатся не может , счастье через улыбку выпирает .
    1. 0
      18 августа 2015 20:47
      А вот не был "Внезапно Президентом". Ещё и не так бы реагировал, недай Б.г той полноты Ответственности и только потом- Власти.