Опытный бомбардировщик EF-140

Опытный бомбардировщик EF-140

EF-140

С созданием первого реактивного двигателя началась новая эпоха в авиастроении - эпоха реактивных самолетов. Безусловно, немецкие инженеры и конструкторы были первопроходцами в этом перспективном направлении, одними из первых, установивших турбореактивные двигатели (ТРД) на самолеты. К концу Второй Мировой Войны ими было построено несколько удачных моделей истребителей и бомбардировщиков на реактивной тяге. Один из образцов подобных летательных аппаратов был разработан уже в 1943 году талантливым немецким инженером авиастроителем Гансом Вокке (Hans Wocke). В августе 1944 года построенный под его руководством самолет, получивший обозначение Ju-278V-1, впервые был представлен на лётных испытаниях. Подробных отчетов о результатах этого и последующих испытательных полётов, к сожалению, не сохранилось, однако известно, что таких полётов было выполнено 17 и на них был достигнут максимальный показатель скорости в 550 км в час. На первом экспериментальном Ju-278V-1 были установлены четыре турбореактивных двигателя Jumo-004B, два крепились в передней части корпуса по бокам фюзеляжа и два в пилонах крыла, имеющего обратную стреловидную форму, с углом в 29 градусов. В дальнейшем Г. Вокке начинает разработку своей следующей модели, получившей обозначение Ju-278V-2. От предыдущего образца V-2 отличался тем, что на нём установили уже шесть ТРД, по три с каждой стороны, что, по расчетам конструкторов, позволяло ему развивать максимальную скорость до 850 км в час и делало его практически неуязвимым для любых поршневых истребителей противника того времени. Весной 45-го этот опытный экземпляр Ju-278V-2 достался СССР, неповрежденным, в отличие от первого образца Ju-278V-1, который был практически уничтожен бомбардировками заводской территории авиацией союзников. По другим данным, был подорван во избежание захвата стремительно наступающими частями союзников и Красной Армии. Именно второй образец стал в дальнейшем основой для создания реактивного высотного бомбардировщика EF-131 и следующих за ним EF-126 и EF-132, а затем EF-140 (EF - Entwicklungs Flugzeug, что означает "опытный самолёт").

Опытный бомбардировщик EF-140


EF-140Р

После победы германским конструкторам было поручено доработать конструкцию самолёта и представить его на лётные испытания, что и было сделано в короткие сроки (всего было построено три машины), затем осенью 1946 года одна машина была разобрана и отправлена в СССР для прохождения лётных испытаний. Однако впервые EF-131 поднялся в воздух лишь в мае 1947 года, пилотируемый немецким летчиком-испытателем Паулем Юльге. Известно, что полет прошел неудачно и завершился по причине возникновения аварийной ситуации. Работы по нему продолжались ещё в течение года, затем по распоряжению министерства авиапромышленности СССР были свёрнуты, и все усилия были направлены на проект EF-140, который разрабатывался в ОКБ-1, созданном на авиационном заводе «Junkers» в Дессау. Руководителем проекта был назначен другой немецкий инженер - Брунольф Бааде, он же являлся ведущим конструктором самолетного отдела. К сентябрю 1948 года машина была построена и подготовлена к полётам, после чего сразу же приступили к её испытанию. В ходе полётов выяснилось, что установленные на машине двигатели РД-45 нуждаются в серьёзной доработке. К весне 1949 года на EF-140 были установлены новые двигатели - АМ-ТКРД-01, испытания были продолжены. За штурвалом бомбардировщика сидел опытный немецкий летчик-испытатель Вольфганг Цизе, в недалёком прошлом один из асов Люфтваффе. В ходе проведения полётов машина показала максимальную скорость 900 км в час и дальность полёта более 2 000 км. По замыслу инженеров самолёт планировалось вооружить двумя спаренными 23-мм авиационными пушками, установленными в двух вращающихся башнях и имевшими дистанционное управление. Максимальная бомбовая нагрузка составляла более 4 000 кг. Кабина пилотов имела довольно большой обзор и была защищена броневыми плитами толщиной от 11 до 20 мм. Помимо всего прочего самолёт был оборудован средствами аэрофотосъёмки и мог использоваться в качестве разведчика.

Тем не менее государственных испытаний проведено не было, возможно, по причине удачного проведения в это же время работ над другим проектом высотного бомбардировщика ТУ-14. ОКБ-1 было рекомендовано приступить к работам по доработке самолета и созданию на его основе высотного разведчика, получившего в дальнейшем обозначение EF-140(Р) или 140Р. Опытный образец самолёта разведчика был построен осенью 1949 года, отличительной особенностью 140Р являлось наличие дополнительных топливных баков, размещенных на концах крыльев, благодаря чему запас топлива был увеличен до 14300 литров. Лётных испытаний самолёт не прошел и был отправлен на доработку, но избавиться от выявленных недостатков, в частности, от чрезмерной вибрации крыла, не удалось. В итоге 18 июля 1950 года решением правительства СССР все работы были прекращены.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Vadivak 1 ноября 2011 10:41
    Даа, во-время немцев раздолбали, даже на фотках того времени смотрится достойно
  2. Чёрный Полковник 4 июня 2012 07:13
    Действительно, много немецких наработок в авиации использовалось и в 70-х годах. Немецкая школа авиастроеня была первоклассная, несмотря на поражение в 1-й мировой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня