Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV


После Второй мировой войны Франция всегда имела крупные и хорошо подготовленные силы специального назначения ВМС и сохраняла «должные» возможности в сфере средств доставки боевых пловцов (SDV) в эпоху Холодной войны. Сокращение оборонных бюджетов и операции в пустынных районах внесли свой вклад в утрату этих возможностей, но потихоньку положение дел для знаменитых боевых пловцов Nageurs de Combat меняется в лучшую сторону. Французы были первыми в разработке технологии и принятии на вооружение аппаратов доставки пловцов Swimmer Delivery Vehicle (SDV), их флот первым стал эксплуатировать съемные сухие док-станции Dry Deck Shelter (DDS). Широкий шаг назад был сделан, когда вывели из состава флота последнюю подлодку класса Agosta в 2001 году и с ней закончились и известные во всем мире возможности французских SDV. Аппараты SDV (французский термин PSM), которые эти подлодки эксплуатировали, также были списаны.

Вместо них Commando Hubert (французские специальные силы сродни спецназу ВМС США) и DGSE (эквивалент ЦРУ) начали использовать впечатляющий, но по своей сути более ограниченный одноместный аппарат Stidd DPD. Много чего хорошего можно сказать о Stidd, но в другой раз. Просто он является качественным скачком по сравнению с предыдущими подводными аппаратами для транспортировки водолазов Diver Propulsion Vehicle (DPV) и может буксировать второго пловца, но всё равно не те же возможности как у SDV.


В будущем, с принятием на вооружение атомных подводных лодок класса Barracuda французский флот получит аппараты SDV. С самого начала Barracuda проектировались для транспортировки сухой док-станции DDS позади боевой рубки. Она будет крупнее предыдущих французских DDS укрытий и из нее пловцы смогут напрямую попадать в корпус подлодки, является огромным преимуществом с точки зрения эксплуатации.

Новый SDV для Commando Hubert – это SWUV (Special Warfare Underwater Vehicle – подводный аппарат для специальных военных действий) от ECA. Компания имеет некоторый опыт в это области, поскольку ранее поставляла аппараты SDV французским силам. Новый аппарат SWUV имеет длину около 8,5 метров и перевозит шесть человек, что делает его самым крупным и самым функциональным по сравнению с предыдущими французскими аппаратами.



...прошлое...

Французский вклад в послевоенную технологию специальных сил зачастую недооценивается в других странах. Как правило невидимые для внешнего мира, в сообществе специальных сил западных ВМС Commando Hubert создали особо сильные связи и имели двухсторонний обмен идеями и тактикой. Так что приверженцам американских и британских специальных сил стоит пристальнее взглянуть на французские спецподразделения.

Среди пионеров был знаменитый Жак Кусто сыгравший большую роль в развитии и продвижении акваланга (изобретен после регенеративной кислородной системы), а позднее в 50-х годах подводных аппаратов. Он пользовался международной славой и его помнят за многие вещи связанные с подводным миром и погружениями, но возможно менее известна его организация GERS (группа исследователей подводных глубин), разработавшая военный вариант одноместных подводных буксировщиков получивших название Tracteur. Менее известен современник Жака Кусто французский изобретатель Димитри Ребикоф, разработавший собственную линейку подводных скутеров, которые в целом известны как семейство Pegasus. Проекты Ребикофа оказали значительно более сильное влияние на боевых пловцов, чем проекты Кусто. Вслед за Ребикоф и Кусто в конце 60-х годов изобретатель Жан Хава разработал широкую линейку аппаратов SDV. Вскоре после начала работ, переключившись на секретные военные разработки, Хава уже не мог иметь известность, какую имели Кусто и Ребикоф.


Слева: аппараты Кусто демонстрируются в гражданских декорациях. В середине: Pegasus Ребикофа в музее боевых пловцов. Справа: ранний аппарат Хава также в гражданских декорациях

Когда пришло время экипировать боевых пловцов Commando Hubert, официальная государственная организация GERS естественно получила преимущество. Первыми подводными аппаратами, используемыми Commando Hubert, были TSM (Tracteur Sous-Marins). Эти аппараты разработки GERS имели базовую навигацию и несли на носу большую отделяемую противокорабельную мину.


Аппараты TSM в действии. Сложность сохранения боевого порядка и навигации в темноте можно легко представить себе

Ограничения аппаратов для одиночных пловцов были очевидными и следующим проектом стало двухместное судно с сидячими местами. Средство для доставки боевых пловцов PSM (Propulsor-Sous-marins) Vostock был уникальным французским проектом, хотя и сильно напоминавшим итальянские аппараты Cos.Mo.S CE2F Chariot. Корпус обтекаемой формы был изготовлен из стекловолокна, два пловца сидели в кабине ближе к носовой части. С намеком на перспективу был установлены прозрачные плексигласовые экран и фонарь кабины, но они ограничивал видимость впереди. При погружении ночью или в мутной воде передний обзор еще более ухудшался.


Одним из факторов, препятствующих эксплуатации Vostock, было то, что французские подлодки не были приспособлены для перевозки этих аппаратов. Это было время, когда среди других основных флотов только американский флот и итальянцы (совершенно секретно!) имели системы крепления SDV. Флоты среднего ряда стремились просто привязывать их снаружи, но здесь были серьезные ограничения. Поэтому французы и изобрели съемный ангар, который мог бы в то время, когда подлодка оставалась погруженной, затопляться и осушаться. Французы называли это «чемоданом», но сегодня эта система известна как сухая док-станция DDS (Dry Deck Shelter). Французы на десять лет опередили американский флот в этой области. Первые док-станции были небольших размеров и не такими сложными по сравнению с их более поздними американскими аналогами, но зато были первыми.


Первый прототип DDS, середина 70-х годов


Подводная лодка класса Agosta с DDS и типичным SDV (выделены за рубкой). Заметьте, что пловцы должны были выходить из главного шлюза (также выделен) и плыть назад для того, чтобы войти в DDS

Vostock и TSM служили бок о бок много лет. Тем временем технология SDV развивалась и аппарат устаревал. И вот на смену предыдущим моделям Vostock пришел аппарат Vostock-NG.


В конце концов, аппараты Vostock-NG также устарели, подлодки класса Agosta, которые могли его транспортировать, были списаны и эти возможности постепенно «сошли на нет». Нынешний аппарат SDV – это Stidd-DPD американского производства.

Новый проект SWUV гораздо крупнее по сравнению с предыдущими и значительно длиннее аппарата SDV Mk.VIII, что делает его слишком крупным для существующих док-станций DDS:



Другие проекты

С целью удовлетворения новых требований несколько французских компаний начали работу по созданию аппаратов следующего поколения. Базовая спецификация, выданная им, вполне понятна: шести-восьмиместный подводный аппарат мокрого типа с гидролокатором, напоминающий американскую модель SDV Mk.VIII. Всего было представлено три проекта и все они поразительно были похожи друг на друга и американский аппарат Mk.VIII:

Компания Alcen Group рекламирует свой восьмиместный проект. Отметьте черное отверстие сбоку в носовой части, являющееся горизонтальным подруливающим двигателем, и складную мачту:


Судостроительная компания DCNS показала экспортный вариант своей подводной лодки SMX-Ocean, который, по сути, представляет собой дизель-электрическую версию атомной подлодки Barracuda. Особо отмечается ее эксплуатационная гибкость, в частности наличие док-станции для работы с подводными аппаратами. Её SDV также, в общем и целом, похож на два других проекта. Снова можно отметить отверстия по бокам и сверху в носовой части для подруливающих двигателей.



*Отверстия в корме могут указывать на дизельный двигатель


На проспектах DCNS также можно рассмотреть короб ниже и позади док-станции. Он может использоваться для хранения снаряжения и в качестве запасного пути для пловцов:





Перспективный аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.youtube.com
www.wikipedia.org
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти