Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

После Второй мировой войны Франция всегда имела крупные и хорошо подготовленные силы специального назначения ВМС и сохраняла «должные» возможности в сфере средств доставки боевых пловцов (SDV) в эпоху Холодной войны. Сокращение оборонных бюджетов и операции в пустынных районах внесли свой вклад в утрату этих возможностей, но потихоньку положение дел для знаменитых боевых пловцов Nageurs de Combat меняется в лучшую сторону. Французы были первыми в разработке технологии и принятии на вооружение аппаратов доставки пловцов Swimmer Delivery Vehicle (SDV), их флот первым стал эксплуатировать съемные сухие док-станции Dry Deck Shelter (DDS). Широкий шаг назад был сделан, когда вывели из состава флота последнюю подлодку класса Agosta в 2001 году и с ней закончились и известные во всем мире возможности французских SDV. Аппараты SDV (французский термин PSM), которые эти подлодки эксплуатировали, также были списаны.

Вместо них Commando Hubert (французские специальные силы сродни спецназу ВМС США) и DGSE (эквивалент ЦРУ) начали использовать впечатляющий, но по своей сути более ограниченный одноместный аппарат Stidd DPD. Много чего хорошего можно сказать о Stidd, но в другой раз. Просто он является качественным скачком по сравнению с предыдущими подводными аппаратами для транспортировки водолазов Diver Propulsion Vehicle (DPV) и может буксировать второго пловца, но всё равно не те же возможности как у SDV.

В будущем, с принятием на вооружение атомных подводных лодок класса Barracuda французский флот получит аппараты SDV. С самого начала Barracuda проектировались для транспортировки сухой док-станции DDS позади боевой рубки. Она будет крупнее предыдущих французских DDS укрытий и из нее пловцы смогут напрямую попадать в корпус подлодки, является огромным преимуществом с точки зрения эксплуатации.


Новый SDV для Commando Hubert – это SWUV (Special Warfare Underwater Vehicle – подводный аппарат для специальных военных действий) от ECA. Компания имеет некоторый опыт в это области, поскольку ранее поставляла аппараты SDV французским силам. Новый аппарат SWUV имеет длину около 8,5 метров и перевозит шесть человек, что делает его самым крупным и самым функциональным по сравнению с предыдущими французскими аппаратами.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV


...прошлое...

Французский вклад в послевоенную технологию специальных сил зачастую недооценивается в других странах. Как правило невидимые для внешнего мира, в сообществе специальных сил западных ВМС Commando Hubert создали особо сильные связи и имели двухсторонний обмен идеями и тактикой. Так что приверженцам американских и британских специальных сил стоит пристальнее взглянуть на французские спецподразделения.

Среди пионеров был знаменитый Жак Кусто сыгравший большую роль в развитии и продвижении акваланга (изобретен после регенеративной кислородной системы), а позднее в 50-х годах подводных аппаратов. Он пользовался международной славой и его помнят за многие вещи связанные с подводным миром и погружениями, но возможно менее известна его организация GERS (группа исследователей подводных глубин), разработавшая военный вариант одноместных подводных буксировщиков получивших название Tracteur. Менее известен современник Жака Кусто французский изобретатель Димитри Ребикоф, разработавший собственную линейку подводных скутеров, которые в целом известны как семейство Pegasus. Проекты Ребикофа оказали значительно более сильное влияние на боевых пловцов, чем проекты Кусто. Вслед за Ребикоф и Кусто в конце 60-х годов изобретатель Жан Хава разработал широкую линейку аппаратов SDV. Вскоре после начала работ, переключившись на секретные военные разработки, Хава уже не мог иметь известность, какую имели Кусто и Ребикоф.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Слева: аппараты Кусто демонстрируются в гражданских декорациях. В середине: Pegasus Ребикофа в музее боевых пловцов. Справа: ранний аппарат Хава также в гражданских декорациях

Когда пришло время экипировать боевых пловцов Commando Hubert, официальная государственная организация GERS естественно получила преимущество. Первыми подводными аппаратами, используемыми Commando Hubert, были TSM (Tracteur Sous-Marins). Эти аппараты разработки GERS имели базовую навигацию и несли на носу большую отделяемую противокорабельную мину.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Аппараты TSM в действии. Сложность сохранения боевого порядка и навигации в темноте можно легко представить себе

Ограничения аппаратов для одиночных пловцов были очевидными и следующим проектом стало двухместное судно с сидячими местами. Средство для доставки боевых пловцов PSM (Propulsor-Sous-marins) Vostock был уникальным французским проектом, хотя и сильно напоминавшим итальянские аппараты Cos.Mo.S CE2F Chariot. Корпус обтекаемой формы был изготовлен из стекловолокна, два пловца сидели в кабине ближе к носовой части. С намеком на перспективу был установлены прозрачные плексигласовые экран и фонарь кабины, но они ограничивал видимость впереди. При погружении ночью или в мутной воде передний обзор еще более ухудшался.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Одним из факторов, препятствующих эксплуатации Vostock, было то, что французские подлодки не были приспособлены для перевозки этих аппаратов. Это было время, когда среди других основных флотов только американский флот и итальянцы (совершенно секретно!) имели системы крепления SDV. Флоты среднего ряда стремились просто привязывать их снаружи, но здесь были серьезные ограничения. Поэтому французы и изобрели съемный ангар, который мог бы в то время, когда подлодка оставалась погруженной, затопляться и осушаться. Французы называли это «чемоданом», но сегодня эта система известна как сухая док-станция DDS (Dry Deck Shelter). Французы на десять лет опередили американский флот в этой области. Первые док-станции были небольших размеров и не такими сложными по сравнению с их более поздними американскими аналогами, но зато были первыми.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Первый прототип DDS, середина 70-х годов

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Подводная лодка класса Agosta с DDS и типичным SDV (выделены за рубкой). Заметьте, что пловцы должны были выходить из главного шлюза (также выделен) и плыть назад для того, чтобы войти в DDS

Vostock и TSM служили бок о бок много лет. Тем временем технология SDV развивалась и аппарат устаревал. И вот на смену предыдущим моделям Vostock пришел аппарат Vostock-NG.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

В конце концов, аппараты Vostock-NG также устарели, подлодки класса Agosta, которые могли его транспортировать, были списаны и эти возможности постепенно «сошли на нет». Нынешний аппарат SDV – это Stidd-DPD американского производства.

Новый проект SWUV гораздо крупнее по сравнению с предыдущими и значительно длиннее аппарата SDV Mk.VIII, что делает его слишком крупным для существующих док-станций DDS:

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV


Другие проекты

С целью удовлетворения новых требований несколько французских компаний начали работу по созданию аппаратов следующего поколения. Базовая спецификация, выданная им, вполне понятна: шести-восьмиместный подводный аппарат мокрого типа с гидролокатором, напоминающий американскую модель SDV Mk.VIII. Всего было представлено три проекта и все они поразительно были похожи друг на друга и американский аппарат Mk.VIII:

Компания Alcen Group рекламирует свой восьмиместный проект. Отметьте черное отверстие сбоку в носовой части, являющееся горизонтальным подруливающим двигателем, и складную мачту:

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Судостроительная компания DCNS показала экспортный вариант своей подводной лодки SMX-Ocean, который, по сути, представляет собой дизель-электрическую версию атомной подлодки Barracuda. Особо отмечается ее эксплуатационная гибкость, в частности наличие док-станции для работы с подводными аппаратами. Её SDV также, в общем и целом, похож на два других проекта. Снова можно отметить отверстия по бокам и сверху в носовой части для подруливающих двигателей.

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

*Отверстия в корме могут указывать на дизельный двигатель

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV

На проспектах DCNS также можно рассмотреть короб ниже и позади док-станции. Он может использоваться для хранения снаряжения и в качестве запасного пути для пловцов:

Французский аппарат доставки боевых пловцов SWUV




Перспективный аппарат доставки боевых пловцов SWUV

Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.youtube.com
www.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Izotovp 20 августа 2015 09:31
    Спасибо,очень интересно.
    1. gjv 20 августа 2015 15:11
      Цитата: Izotovp
      очень интересно

      18 августа 2015 года Президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Балаклавской бухты Черного моря у побережья Крыма на глубину 82 м к затонувшим византийским судам, предположительно датированным X-XI веками. Погружение было осуществлено В.В. Путиным на трехместном подводном аппарате (не вполне корректно именуемым "батискафом") C-Explorer 3 разработки и постройки голландской компании U-Boat Worx. Подводный аппарат принадлежит Русскому географическому обществу (РГО), председателем Попечительского Совета которого является Президент России (Президентом РГО является министр обороны России Сергей Шойгу), и эксплуатируется с борта судна-килектора КИЛ-158 проекта 141 Черноморского флота ВМФ России.





      Крайнее фото - без Путина.
      gjv
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 20 августа 2015 15:16
        В 2012 году Русское географическое общество приобрело у компании U-Boat Worx два аппарата C-Quester 3 (вместимостью три человека), а в 2013-2014 годах РГО были получены по одному аппарату C-Explorer 5 (вместимостью пять человек) и C-Explorer 3 (вместимость три человека) новой постройки. Финансирование закупки всех этих аппаратов для РГО осуществлял, по известным данным, близкий к В,В. Путину олигарх Геннадий Тимченко. Сообщалось, что стоимость аппаратов серии C-Explorer составляет 2,5-3 млн евро за единицу.
        Один из приобретенных РГО аппаратов C-Quester 3 входит в состав базирующегося в Туапсе Центра подготовки и стажировки спасателей федерального государственного казенного учреждения «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» (Центроспас) Министерства по чрезвычайным ситуациям России, числясь совместно эксплуатирующимся МЧС и РГО. Еще один аппарат C-Quester 3 и аппарат C-Explorer 5 используются РГО с судна-килектора "Александр Пушкин" проекта 141 Балтийского флота ВМФ России. 15 июля 2013 года В.В. Путин совершил погружение на аппарате C-Explorer 5 в Финском заливе на глубину 60 местов к затонувшему у Гогланда в 1869 году русскому парусно-винтовому фрегату "Олег".



        gjv
        1. Комментарий был удален.
        2. gjv 20 августа 2015 15:20
          Аппарат C-Explorer 3 имеет практически полностью прозрачную прочную акриловую сферу, в которой размещаются три человека (водитель и два пассажира). Предельная глубина погружения достигает 300 м, максимальное время нахождения под водой - 16 часов (в случае аварии выживаемость людей обеспечивается на 96 часов). Полная масса аппарата с тремя людьми составляет 5950 кг. Общая емкость четырех главных балластных цистерн - 2350 литров, цистерны плавучести - 150 литров. Имеются аварийный балласт весом 130 кг и четыре баллона воздуха высокого давления (200 атм) емкостью по 50 литров, а также кислородная система, включая два аварийных кислородных баллона емкостью по 20 литров.
          Аппарат C-Explorer 3 оснащен четырьмя электродвигателями мощностью по 6,4 КВт с винтами для маневрирования в вертикальной плоскости, и двумя мощностью по 5,5 КВт - в горизонтальной. Максимальная скорость в надводном положении составляет 4 узла, в подводном - три узла. Электроэнергия для движения обеспечивается четырьмя главными 130-элементными литиево-ионными аккумуляторными батареями суммарной емкостью 31,2 КВт/ч, а для работы остальных систем - четырьмя 24-элементными литиево-ионными аккумуляторными батареями суммарной емкостью 12 КВт/ч. Заряда главных батарей хватает на 4-6 часов полного подводного хода. Аппарат оснащен самым современным оборудованием, средствами звукоподводной связи, подводными манипуляторами, а также возможностью управления с его борта дистанционно управляемыми подводными аппаратами.



          gjv
          1. Izotovp 20 августа 2015 15:53
            Это немного не по теме,но аппарат просто космический !! К сожалению сейчас в основном аппараты либо по доставке бойцов,либо туристические,либо научно обзорные, а пора переходить к сугубо рабочим агрегатам:монтажным,добычным,транспортным.
  2. gjv 20 августа 2015 13:24

    Водолазы в двухместном носителе "Сирена". 1958 г.
    gjv
  3. Комментарий был удален.
  4. gjv 20 августа 2015 13:26

    Носитель водолдазов "Тритон". 1958 г.
    gjv
  5. gjv 20 августа 2015 13:28

    Малошумный буксировщик водолаза «Протей - 5МУ». 1972 г.
    gjv
  6. Комментарий был удален.
  7. gjv 20 августа 2015 13:30

    Малошумный носитель водолазов "Сирена – УМ». 1976 г.
    gjv
  8. gjv 20 августа 2015 13:33

    Двухместный носитель водолазов "Тритон-1М". 1978 г.
    gjv
  9. Комментарий был удален.
  10. gjv 20 августа 2015 13:34

    Шестиместный герметичный носитель водолазов "Тритон-2". 1982 г.
    gjv
  11. gjv 20 августа 2015 13:46

    Малая подводная лодка спецназ проекта 865 "Пиранья". 1990 г.
    gjv
  12. gjv 20 августа 2015 13:53

    «Тритон-НН» — погружающийся катер-носитель водолазов проекта 21310. 2008 г.
    Катер способен глиссировать по воде, а также двигаться под водой, и предназначен в основном для использования по схеме «берег-берег». В ПКНВ удалось, наконец, осуществить давно вынашиваемую идею разработки комплексированного РЭВ ПСД, в состав которого входят средства навигации и гидроакустики (НГАК "Море-НН", обоснованный в НИР "Кубист-96" и "Щавельник"). В составе НГАК такие современные средства навигации как: космическая навигационная система, бесплатформенная инерциальная система, бортовая вычислительная система, доплеровский гидроакустический лаг, цифровая карта.
    gjv
  13. gjv 20 августа 2015 14:12
    Американцы строили сверхмалые подводные лодки DSRV-1 Mystic и DSRV-2 Avalon. По официальным сообщениям - для спасательных операций. Сверхмалые, а 24 пассажира, тогда как наши малые ПЛ "Пираньи" были на 9 человек, а "Тритоны" только на шестерых.

    DSRV-1 Mystic по официальным сообщениям списана в 2008 г.

    DSRV-2 Avalon по официальным сообщениям списана в 2000 г.
    gjv
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 20 августа 2015 17:27
      напоминающий американскую модель SDV Mk.VIII

      Запускаются с МПЛАТРК типа «Лос-Анджелес».


      Однако могут базироваться и на вертолетах CH-47 Chinook и CH-53E Super Stallion.
      gjv

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня