Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
«Евгений Онегин». А.С. Пушкин



Мы уже рассказывали здесь о крестах, поскольку этот символ использовался рыцарями-крестоносцами, рассказ о которых еще впереди! Однако тема эта настолько глубока и многообразна, что в одном материале рассказать все о крестах просто невозможно. Важно отметить, что воины с изображением креста на щитах и на одеждах появились задолго до собственно крестоносцев и крестоносцами совсем не назывались. Ведь крест – символ для людей очень древний, и пользоваться они им начали еще в незапамятные времена, когда и христианства еще не было. Те, самые древние кресты тоже были всякие – и прямые, и расширяющиеся на концах, и с искривленными поперечинами... Последние назывались суасти, – от этого слова как раз и произошло слово «свастика» – и пришли к нам из Северной Индии, где очень давно жили племена древних арийцев. Для них древняя свастика означала единение небесной силы огня и ветра с алтарем – местом слияния этих сил с силами земными. Поэтому-то алтари ариев и украшались свастиками и считались местом священным, защищенным этим символом от всякого зла. Потом арии покинули эти земли, и ушли в Европу, но свою культуру и даже орнаменты передали многим другим народам, и те тоже начали украшать свои доспехи и оружие изображением креста с изгибающимися или загнутыми концами.

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Греческие воины. Реконструкция по коринфской вазе VII в. до н. э.

Это подтверждают археологические находки, например, изображение на коринфской вазе VII в. до н. э., найденной в Этрурии. На ней один из воинов имеет как раз такой крест на щите. Кстати, знак свастики находится на груди и самой большой статуи Будды Вайрочаны, завершенной в 2002 году в китайской провинции Чжаоцунь. Ее высота 128 м, а вместе с пьедесталом – 208 м. Чтобы наглядно представить себе размеры этой скульптуры достаточно сравнить её со статуей Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро (38 м), американской статуей Свободы (45 м) и нашей волгоградской статуей «Родина-мать зовет!» (85 м). Так что именно изображение свастики (хотя в странах Европы она в массовом сознании ассоциируется с германским фашизмом) является на сегодня самым большим культовым символом во всем мире! Более того, этот знак был хорошо известен и у нас в России. Свастика вместе с двуглавым орлом, лишенным атрибутов царской власти, изображалась на бумажных купюрах Временного правительства России в 1917 – 1918 гг. Банковский билет достоинством в 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет в 250 рублей - с 8 сентября 1917 г. Кроме того она использовалась на нарукавных нашивках и флажках красноармейцев Юго-Восточного фронта в годы Гражданской войны! Рекомендовал эту эмблему еще в 1918 году военспец В.И. Шорин, бывший полковник царской армии и большой знаток военных традиций древних славян. Впоследствии, а именно в 1938 году, его репрессировали и расстреляли как «врага народа» и кто знает, может быть именно этот факт его биографии и был поставлен ему в вину?

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Купюра в 1000 рублей 1917 г.

Окончательно свастика исчезла из советской символики только лишь в 1923 году, и вскоре же после этого Гитлер предложил на съезде нацистской партии проект партийного красного знамени с черной свастикой внутри белого круга. Однако еще раньше, во время подавления революционных выступлений в Германии в 1918 году белую свастику с изогнутыми концами (т.е. словно вписанную в круг) носили на своих стальных шлемах солдаты фельдмаршала Людендорфа и… может быть именно тогда он ее впервые и увидел, а уж потом, заинтересовавшись этим знаком, нашел ему куда более «достойное» применение. Кстати, китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или «печать сердца Будды») связывали с бесконечностью: для них она означала число десять тысяч. «Su asti!», или «Будь благим!», – таков перевод «свастики» с древнего санскрита.

На Руси крест с изгибами имел даже свое собственное русское название – коловрат. Интересно, что изображение лево- и правозакрученных коловратов и прямых крестов украшают киевский собор Св.Софии, построенный еще при Ярославе Мудром, так что в древности этого знака на территории России сомневаться не приходится.

Не чурались свастики и наши соседи, например, латыши. В латышском орнаменте присутствует, например, косая свастика с лучами по часовой стрелке. Называлась она «перконкрустс» – «крест Перуна», т.е. символизировала молнию. Причем о популярности ее в этой стране говорит тот факт, что с 1919 года именно свастика стала бортовым тактическим знаком авиации Латвии. Использовали ее в этом качестве и финны, но только синего, а не черного цвета и была она у них не косой, а прямой.

Кстати, христианский крест напоминал и древнеегипетский знак анх, в котором объединялось сразу два символа: крест, как символ жизни и круг, как символ бесконечности. Для египтян это была эмблема благосостояния, счастья, вечной жизненной силы, вечной мудрости, и даже бессмертия.

В тоже время изображение креста, ставшее символом христианства и главным символом этой религии, сделалось таковым далеко не сразу. В начале знаком христиан было изображение рыбы. Почему рыбы? Да просто потому, что греческие буквы, которыми писалось это слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что в переводе означает «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».

Этот символ использовался среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ этот был завезен в Европу из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Вот почему символ ихтис стали первыми использовать моряки для обозначения столь близкого им бога. А вот у легионеров римского императора Константина (307 – 337 гг.) на щитах уже присутствовало изображение косого креста (греческая буква «кси» или «хи») совмещенного с буквой «ро» – две первые буквы имени Христа. Эту эмблему по его приказу нарисовали на щитах после того, как он увидел сон, что в предстоящей битве он одержит победу именно его именем! Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, случилось это в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э., после победы в которой Константин стал императором, ну а сам хи ро превратился в официальную эмблему римской империи. Археологи нашли доказательство того, что этот знак был изображен на шлеме и на щите Константина, равно как и на щитах его солдат. На монетах и медальонах, имевших хождение при Константине, также чеканили хи ро, а к 350 г. н.э. его изображения стали появляться и на христианских саркофагах и на фресках.

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Мозаика с изображением императора Юстиниана, слева от которого стоит воин с изображением хи ро на щите. Базилика Сан-Витале в Равенне.

Викинги – пираты северных морей, в течение нескольких столетий наводившие на Европу страх своими разорительными набегами, вначале, будучи язычниками, украшали свои щиты самыми различными узорами и изображениями. Это могли быть и разноцветные полосы, и шахматная клетка, и устрашающие драконы из скандинавских мифов. Однако когда среди них стало распространяться христианство, символы на их оружии изменились. Теперь все чаще на щитах стали помещать изображение креста – нарисованное или наклепанное из полос металла. Появилось оно даже на парусах их драккаров, так что теперь, завидев такой корабль, можно было еще издали узнать, плывут ли на нем христиане или язычники, как и раньше поклоняющиеся Одину и Тору.

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)


1. Греческий крест; 2. Двойной крест, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский крест – эмблема герцогства Лотарингия, середине XV в.; 4. Папский крест – не встречается на гербах римских пап, а получил свое название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый крест, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный крест; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский крест – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии. Принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королем Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония. Голубой крест на черных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. Крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров; 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый крест; 18. Плетеный крест; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века было популярно в Ирландии; 20. Простой черный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Граненый крест; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой крест; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, черный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный крест; 26. Лапчатый крест наиболее распространенной формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Елочный крест. Такая форма креста была очень популярной в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.
Кресты во всем своем многообразии (продолжение)


Шло время, и крест, как символ христианской религии, в каком-то смысле стал очень даже обыденным. Например, на флагах и вымпелах английского нобилитета красный прямой крест св. Георга в обязательном порядке находился возле древка, и только уже после него помещалось то или иное изображение, выбранное им в качестве эмблемы. Красный крест с расширяющимися концами во время войны с Наполеоном красовался даже на знамени бугских казаков, уже точно никакого отношения к крестоносцам не имевших. Зато на знамени ратников Петербургского ополчения (а также и многих других народных ополчений Российской империи) в 1812 году изображался православный, восьмиконечный крест, даже отдаленно не похожий на западноевропейские кресты.

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Флаг герцога Суффолка. Рис. А Шепса

Неправильно будет сказать, что в изображении креста в средневековье существовала какая-то особая традиция. Каждый в ту пору рисовал крест по-разному; одного, единого для всех изображения креста ну просто не существовало. Так, штандарт нормандского герцога Вильгельма (или, как его называли по-французски, – Гийома) украшал золотой крест с Т-образными концами, и практически такой же крест позднее оказался на знамени Иерусалимского королевства в XIII в., а сегодня он присутствует на государственном флаге Грузии. А вот на флаге Тевтонского ордена красовался не только золотой иерусалимский крест с черной обводкой, но еще и герб Священной Римской империи. Знамя Франции во времена Карла VII несло на себе изображение золотых лилий и простого белого креста, а вот личное знамя короля Карла VIII почему-то имело такой крест не в верхней, а в нижней своей части. А вот боевое знамя Франции – знаменитая орифламма – изображения креста вообще не имело, а представляло собой самое простое красное полотнище с пламенеющими концами. Не было креста и на знамени героини французского народа Жанны Д’Арк – вместо него на нем был вышит благословляющий Господь и голубь, несущий в своем клюве оливковую ветвь.

К 1066 году нехристиан в Европе (если не считать Пиренейского полуострова, захваченного маврами и языческой Прибалтики) практически совсем не осталось и изображение креста стало вполне привычным. Поэтому неудивительно, что когда герцог Гийом в этом же году отправился завоевывать Англию, на щитах его воинов точно также красовалось изображение креста.

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Святой Иштван в доспехах и с изображением креста на щите.

Мы знаем об этом доподлинно и, прежде всего потому, что едва завоевание Англии совершилось, как было изготовлено огромное вышитое полотнище длиной 75 м и шириной 70 см, на котором шерстяными нитками восьми цветов были изображены все события, связанные со знаменитой битвой при Гастингсе. В нем рыцари из Нормандии победили войско короля Гарольда, после чего в Англии королем стал герцог Гийом. На этой вышивке, получившей впоследствии название «Байёсского ковра», кроме кораблей, зданий, людей и животных, изображено 67 щитов, которые мы видим спереди, и 66 – сзади. Кресты на них в большинстве своем почему-то показаны с изогнутыми, а то и извивающимися концами. А всего они есть на 22 щитах, как овальной формы – бретонских, так и у нормандских, заостренных внизу, словно перевернутая дождевая капля. Есть щиты без эмблем, тогда как на других нарисован дракон. У самого Гийома крест на щите имеет концы в форме трилистника, но это единственный такой крест на всей Байёсской вышивке!

Геральдические знамена с крестами XVI века.

Очевидно, что уже в то время крест на щите имел определенное значение (хотя и непонятно почему и у англичан, и у нормандцев кресты с извивающимися концами) и был популярен в военной среде. Впрочем, известно и другое, а именно то, что на многих щитах того времени по-прежнему изображались и мифические существа и просто узоры. Так что изображение креста на щите, скорее всего ничем таким уж особенным в то время не являлось и крестоносцами воинов имевших кресты на щитах, отнюдь никто не называл!

У воинов Руси, на протяжении многих лет имевшие щиты нормандского (или как их ещё называют – норманнского типа) точно также имели на них изображения креста, но, разумеется, православного. Весьма популярным было изображение так называемого «процветшего креста» и креста пронзающего лежавший в его основании полумесяц. Однако, известно, например, изображение «окрыленной» когтистой птичьей лапы, то есть лапы с пририсованным к ней орлиным крылом и без какого бы то ни было намека на крест! Лев, вставший на задние лапы, был столь же популярным мотивом на щитах русских воинов и почему так вряд ли нужно объяснять.

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Русский воин с извилистым крестом на щите. Современная реконструкция. Музей Золотаревского городища. С. Золотаревка Пензенской области.

Здесь мы уже отмечали тот факт, что крест - символ не только европейский, поскольку, например, древний предок «настоящего» христианского креста анх имел не египетское происхождение, а знак свастики из Индии. Крест был также хорошо известен в Японии, где его изображение было связано не только с распространением христианства (христиан в Японии в ХVI – ХVII вв. стало так много, что его там даже запретили под страхом распятия!), но и с местными символами. Тот же знак свастики в Японии являлся эмблемой рода Цугару, доминировавшего на крайнем севере острова Хонсю. Причем красная свастика Цугару изображалась на шлемах и нагрудных латах воинов асигару (набиравшихся из крестьян), и на больших флагах нобори, а точно такая же, но золотая – на сасимоно – наспинных флажках, заменявших в Японии рисунки на европейских рыцарских щитах!

Зато изображение прямого креста в круге в Японии обозначало… конские удила, то есть предмет в высшей степени прозаический и утилитарный! Такая эмблема принадлежала роду Симадзу – правителям земель на юге острова Кюсю – Сацумы, Осуми и Хюги, и они точно также помещали его и на флажках сасимоно, развивавшихся у них за спиной, и на больших флагах нобори, и украшали им свои доспехи, одежду и оружие. Что же касается христианских символов, таких как кресты, изображения Св. Яго и чаши для причастия, то они были известны и в Японии, где украшали флаги мятежников-христиан в провинции Симабара в 1638 году. Однако после поражения восстания вся эта символика была строжайше запрещена! Удивительно, но на одном флаге, чудом сохранившемся до наших дней и расписанном вручную, изображена чаша для причастия, в которую помещен крест Св. Антония, причем нарисован он так, что очень похож на знак анх! Внизу нее молятся два ангела, а вверху девиз на латыни, в котором говорится что-то про таинство, хотя точнее не разобрать.

Впрочем, особенность японской культуры была такова, что даже там, где глаз европейца мог увидеть крест, японец видел (как, например, и в случае с удилами!) нечто совершенно другое. Например, если посмотреть на штандарт Нива Нагахидэ, участника многочисленных сражений конца XVI в., то на нем явно изображен красный косой крест с заостренными концами на белом поле. Однако японец видел в этом всего лишь изображение двух скрещенных красных досок!

Более того, кресты на щитах изображались также и в Японии, но только это были станковые щиты, сделанные из досок, с подпоркой позади, на манер европейских мантелетов, которые воины-асигару применяли, чтобы создать из них ряды полевых укреплений и уже из-за них стрелять по противнику из луков и мушкетов. На каждом таком щите обычно изображался мон – герб клана, к которому этот асигару принадлежал, и если это были «конские удила» Симадзу или мон Нагахидэ, то, да – на них можно было вполне увидеть «кресты» так же, как и на знаменах сасимоно и нобори!

А еще мон сюзерена изображался также и на маку – ограждении ставки полководца на поле сражения, походившее на ширму, но только изготовленное из ткани. Длинные полотнища маку окружали ее словно стенами, так что самого полководца снаружи видно не было и, кстати говоря, наличие этих самых маку отнюдь не гарантировало того, что он там был. Но вот после выигранной битвы победоносный военачальник, конечно же, устраивался там и устраивал смотр отрезанным головам, которые приносили ему его воины. Разумеется, головы эти должны были принадлежать далеко не рядовым воинам. Те просто складывались в кучи для общего учета и все. А вот за голову прославленного врага вполне можно было рассчитывать на награду!

Интересно, что знак креста был известен не только в Европе и в Азии, но и на территории Американского материка, причем ряд индейских племен Месоамерики, например, индейцы Юкатана почитали его ещё задолго до рождения Иисуса Христа. Соответственно, они нередко его и изображали и даже высекали из камня, о чем испанские хронисты сообщали с нескрываемым удивлением! Так, среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав – Господин-лицо или Солнечный Глаз), символом которого являлся четырехлепестковый цветок. В Паленке есть «Храм Креста» и даже «Храм Лиственного Креста». Значит, в V-VIII в. совсем на другом континенте – в Южной Америке – люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца, когда в Европе уже давно существовало христианство!

У северных индейцев – индейцев Великих равнин, крест ассоциировался с четырьмя сторонами света, каждая из которых имела своих духов покровителей и также свой цвет, причем белым цветом и ясно почему, всегда обозначался север! Простой Х-образный крест в представлении индейцев олицетворял мужчину, его силу и мужественность, а если в этот знак наверху добавлялся маленький кружочек, то – женщину! Вертикально стоящий крест символизировал стойкость и являлся комбинацией знака земли (вертикальная линия) и неба (горизонтальная). Позднее, продолжая верить в своего Маниту, индейцы очень широко использовали кресты, изготовленные из серебра в качестве нагрудных украшений. При этом размеры у них были весьма велики, так что они были хорошо заметны издали. Четырехчастное деление, равно как и само изображение креста, индейцы прерий также наносили на свои щиты, считая, что таким образом они укрепляют их защитную силу и в этом суеверии они, как вы видите, от европейцев ничем не отличались!

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Щит индейцев дакота с изображением остроконечного креста символа четырех сторон света (Музей Гленбоу, Калгари, провинция Альберта, Канада).

Изображение свастики было точно также известно индейцам Северной Америки, и в частности, индейцам племени хопи. С ней они ассоциировали странствия кланов, из которых состояло их племя по землям североамериканского и южноамериканского материков и считали, что свастика, которая вращается против часовой стрелки, то есть налево, символизирует Землю, а та, что направо – Солнце.

У индейцев племени навахо крест на картине из песка символизировал мир, четыре стороны света и четыре элемента мироздания. При этом, горизонтальная линия означала женскую энергию, а вертикальная – мужскую. Фигуры же, изображенные в соединении с крестом, олицетворяют мир людей.

То есть эмблема на щите, будь то крест у европейца или черный четырехугольник у индейца племени сиу имела своей главной целью показать, кто именно находится перед тобой, враг! Однако щиты у индейцев делали также и женщины, причем и в этом случае цель была все та же: отразить духовную сущность владелицы щита. Щиты, несущие лживую информацию, сжигались, а их владельцы наказывались, вплоть до изгнания из племени! Причем, у индейцев сиу существовал особый «символ познания» опять-таки в виде щита, с изображением четырех целительных стрел, содержащих учение о людях. По их мнению, каждую историю и ситуацию следует рассматривать с четырех сторон: со стороны мудрости, невинности, дальновидности и интуиции. Эти четыре стрелы соединялись у него в центре и, образуя, таким образом, крест, тем самым говорили, что любая вещь раскрывается с разных сторон, но, в конечном счете, объединяет в себе все направления познания. Так щит показывал людям, как им узнать больше о себе, своих братьях, о Земле, и обо всей Вселенной!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. igordok 21 августа 2015 08:55
    Я все-же считаю, что свастика это скорее четырехлучевая звезда, чем крест.
    1. kalibr 21 августа 2015 11:51
      Есть мнение, что это еще и план древнего городища. Круг разделенный на четыре части с воротами. Три для людей, четвертая для скота.
    2. kalibr 21 августа 2015 12:58
      Есть мнение, что это еще и план древнего городища. Круг разделенный на четыре части с воротами. Три для людей, четвертая для скота.
  2. Александр72 21 августа 2015 12:35
    К слову о свастике:
  3. Александр72 21 августа 2015 12:36
    И еще о славянской "свастике":
  4. Атыгай 21 августа 2015 22:05
    Впервые в христианстве все прочие символы (агнец, рыба и т.д.) были заменены на крест в Византийской империи, которая до христианства исповедовала тенгрианство, религию гуннов, представлявших в те времена могучую силу. Символ креста был святым в тенгрианстве, и как символ религии перешел в христианство. Наверняка еще многие атрибуты были унаследованы. Так, мне кажется, легенда о Адаме и Еве, яблоневом саде в Эдеме перешла от гуннов, так как яблоня имеет только одного древнего предка - яблоню Сиверса, свободно растущую только нас в Алатау. drinks
    1. Громобой 21 августа 2015 22:26
      Цитата: Атыгай
      легенда о Адаме и Еве, яблоневом саде в Эдеме перешла от гуннов, так как яблоня имеет только одного древнего предка - яблоню Сиверса, свободно растущую только нас в Алатау.
      В библейском сказании не указывается на какой-то конкретный плод.Средневековые художники часто врисовывали в этот библейский сюжет яблоко,вот и повелось...но в первоисточнике об этом ни слова.И думаю правильно.
  5. Атыгай 21 августа 2015 22:36
    "Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян. Так, в одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Haoma, который живым оставлял бессмертие, а мёртвым возвращал жизнь." -Википедия.
    У скифов "хаома" назывался свой оригинальный алкогольный напиток, кстати.
    На тюркских языках яблоко звучит как "алма". Это слово в то же время означает "Не бери". Не наводит на мысль?
  6. Rezident007 23 августа 2015 14:31
    Так вот почему евросоюз не запрещает прибалтийским СС-ам щеголять со свастикой - типа праздник в честь древнего символа - свастики !!! ))) Толерасты

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня