Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Забыли аксиому «кадры решают все»?

Забыли аксиому «кадры решают все»?

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана – одно из старейших высших учебных заведений России – не нуждается в особых представлениях. Пожалуй, не надо доказывать, сколь весомый вклад внесли выпускники вуза в укрепление обороноспособности Отчизны, в становление и развитие ее ОПК. Но на сей раз разговор пойдет не о достижениях МГТУ в прошлом и настоящем (а они, поверьте, есть и сегодня, причем немалые).

риоритетность оборонно-промышленного комплекса в экономике Российской Федерации определяется не столько масштабностью военного производства, сколько той ролью, которую ОПК призван играть в современных условиях и особенно при проведении реформы Вооруженных Сил РФ, структурной перестройки, технической и технологической модернизации экономики, в обеспечении национальной безопасности нашей страны.

Наболевшие проблемы


Решение задач по переоснащению армии и флота новыми и модернизированными образцами наукоемкой продукции конкурентоспособного высокотехнологичного производства возможно только при условии обеспечения ОПК высококвалифицированными научными работниками, специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, рабочими, способными разрабатывать и создавать изделия на основе новейших технологий, соответствующих мировому уровню.

Между тем анализ подготовки инженеров для «оборонки» свидетельствует, что деятельность и условия работы вузов, которые призваны обеспечивать этими кадрами, не в полной мере соответствуют современным требованиям.

Обучение ведется на основе устаревшего оборудования, не осуществляется передача новых образцов, научно-технической документации на специальные кафедры для использования в учебном процессе и научно-исследовательских работах. Недостаточны объем заказов на НИР и ОКР, их финансирование, что нарушает основной принцип технического образования – «обучение на основе науки», поскольку значительная часть преподавателей и студентов не может участвовать в исследованиях.

Не обеспечивается полноценное проведение всех видов практики на базовых предприятиях. Высок средний возраст профессорско-преподавательского состава, отсутствует пополнение молодыми кадрами. Не решены полностью правовые и финансовые проблемы функционирования таких структурных подразделений вузов, как отраслевые факультеты, базовые кафедры, филиалы кафедр, взаимоотношений вуза и предприятия при организации целевой подготовки специалистов. Не сняты с повестки дня социальные вопросы закрепления молодых специалистов на предприятиях оборонных отраслей промышленности (низкий уровень заработной платы, необеспеченность жильем, нет условий для карьерного роста и др.).

“ Следует перейти на контрактную основу по подготовке специалистов по схеме вуз – студент – предприятие ”

Следует отметить отдельно, что сохранение и развитие кадрового потенциала оборонных предприятий на современном этапе возможно лишь при тесном взаимодействии системы образования и структур управления на предприятиях.

Нужно тщательно изучить апробированные временем формы сотрудничества высшей школы с промышленностью в совместной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, которые наряду с новыми организационно-экономическими формами интеграции, сформировавшимися в последние годы, способны обеспечить решение традиционных задач высшей школы, создание объективной основы для дальнейшего развития творческого потенциала вузов на современном этапе.

Сколько нужно специалистов и каких

Особо надо подчеркнуть необходимость совершенствования системы государственного планирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих, научных, инженерно-технических работников и рабочих кадров для оборонно-промышленного комплекса, принятия государственных планов и сбалансированных прогнозов потребности в специалистах, включая разработку и утверждение государственных образовательных профессиональных стандартов по основным направлениям, специальностям и профессиям для оборонных отраслей промышленности, создание системы многоуровневой непрерывной подготовки кадров для ОПК.

В качестве примера тесного взаимодействия учреждений профессионального образования с промышленностью можно отметить работу по выполнению комплексного проекта «Организация и научно-методическое сопровождение подготовки кадров для промышленных предприятий, организаций и научных учреждений, реализующих технологические направления федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» в рамках реализации программных мероприятий раздела 18 «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002–2006 годы». В реализации этого проекта плодотворно сотрудничали 50 ведущих промышленных предприятий, организаций, научных учреждений оборонного профиля и высших учебных заведений.

Главным результатом стала апробация разработанных научных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, а также принципов формирования и реализации государственного плана подготовки инженерных и научных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности. Постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 854 «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007–2010 годы» по существу был восстановлен оборонный заказ.

В области кадровой политики следует перейти на контрактную основу по подготовке специалистов по схеме вуз – студент – предприятие, предусмотрев в контракте вопросы дополнительной поддержки студентов при обучении оборонным специальностям.

Вузам, готовящим кадры для сферы высоких технологий, чрезвычайно важно знать мнение работодателей, и прежде всего предприятий ОПК, о требуемых специальностях и структуре подготовки. То есть кадровый заказ высшей технической школе должен содержать обоснованные сведения о числе выпускников каждого уровня, направлениях подготовки и специальностях.

С этими вопросами тесно связан и другой. Речь идет о разработке государственных профессиональных стандартов (иначе – квалификационных характеристик). Они должны содержать требования к перечню знаний и компетенций, которыми обязаны обладать выпускники вузов и на которые будут ориентированы высшие учебные заведения. Необходимо, чтобы работодатели (предприятия и научные организации, министерства и ведомства) ускорили работу над профессиональными стандартами, ибо это поможет сориентироваться в вышеназванных уровнях образования, в которых нуждаются предприятия, и скорректировать в случае необходимости государственные образовательные стандарты.

Непростые проблемы подготовки кадров для ОПК требуют всестороннего обсуждения на различных конференциях, семинарах, методической проработки, проведения экспериментов. Но и сейчас накоплен большой опыт организации и научно-методического сопровождения интегрированного целевого обучения специалистов, функционирования учебно-научно-производственных центров, комплексов и других форм сотрудничества высшей школы с промышленностью.

По нашему мнению, каждая научная или производственная федеральная целевая программа должна иметь в своем составе кадровый раздел, включающий мероприятия по организации и научно-методическому сопровождению подготовки кадров для промышленных предприятий и научных учреждений.

В настоящее время вузы, ведущие подготовку кадров для ОПК, имеют проблемы с набором молодежи на ранее престижные оборонные специальности, а значительная часть студентов не связывает свою работу с профессией, полученной в учебных заведениях. Необходимы меры по изменению этой ситуации.

В МГТУ реализуется уникальный метод поддержки и развития научной работы с молодежью и школьниками, создаются условия для полноценного развития и воспитания творческой индивидуальности личности, поэтапного формирования профессиональных компетенций, образования через всю жизнь. Много лет успешно реализуется самая масштабная в России научно-социальная программа «Шаг в будущее», цель которой – создание школьникам условий для качественного завершения среднего образования, подготовки к поступлению в университет и адаптации к последующему обучению, отбор и привлечение талантливой, наиболее подготовленной и профориентированной молодежи. Огромную работу здесь выполняют специальные кафедры.

Живем прежними запасами

Оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий свыше 75 процентов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной деятельности в России, опорой для подъема экономики страны.

Безусловно, успешная инновационная деятельность невозможна без системы эффективной государственной поддержки. Она должна основываться на приоритетах общей экономической политики, современной законодательной базе регулирования инновационной деятельности, системе стимулирования инновационного предпринимательства посредством налоговой и финансово-кредитной политики, развитой инфраструктуры.

Университетам совместно с академическими институтами и промышленными компаниями необходимо развивать исследовательскую инфраструктуру, создавая малые инновационные предприятия, центры коллективного пользования, базы знаний и образовательных ресурсов.

В настоящее время финансирование инженерной сферы – поисковых научных исследований недостаточно, что отрицательно сказывается на формировании научного задела для разработки перспективных изделий, процессов и технологий инновационного характера. Создание высокоэффективной, конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции представляет целый ряд сложных, многосвязных процессов, начиная по большому счету с фундаментальных исследований и заканчивая выпуском продукции.

В последнее время мы увлеклись – и причины этого понятны – конечным этапом процесса, в частности ОКР с немедленной выдачей результатов. А это удается за счет больших теоретических заделов, полученных нами ранее. Однако возникает опасение, что возможностей глубокой теоретической проработки при создании принципиально новых изделий сейчас, как правило, нет и мы живем прежними запасами.

Нужно выдерживать необходимые пропорции в выделении средств на поддержку этапов создания высокотехнологичной продукции для эффективного формирования цепочки: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные разработки, ОКР и далее этапы коммерциализации.

Ключевым вопросом инновационного развития является запрос рынков инновационных продуктов. Ныне потенциальные потребители инноваций, инвесторы пока мало заинтересованы в научно-технической и инновационной деятельности. Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее рискованным, более прибыльным видам бизнеса. В такой ситуации научные исследования и разработки не нужны экономике страны и экономика России теряет конкурентоспособность. Многие предприятия, составляющие ее основу, имеют изношенное оборудование, используют устаревшие технологии, без притока инноваций и научной поддержки увеличивается их технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Как негативный фактор отмечено снижение интереса государственных заказчиков к отечественным инновационным продуктам, в том числе в области вооружения и оборонных технологий, а также недостаточный контроль за ввозом в страну зарубежных устаревших технологий и оборудования. Вытеснение перспективных отечественных разработок может привести к потере наших позиций в конкурентоспособных отраслях.

Крайне важный фактор

Новые задачи требуют наличия научно-педагогических кадров нового поколения, предъявляют высокие требования к личности преподавателя, его компетентности, профессионально-педагогической культуре, научным знаниям. Существуют две основные проблемы преподавательских кадров, научных работников: возрастная (средний возраст преподавателей в вузах зачастую превышает 50 лет) и профессиональная. Перед вузами ставятся качественно новые задачи в научной работе по реальному включению большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, и, может быть, целесообразно рассматривать ее на данном этапе более приоритетной по отношению к преподавательской работе. Освоение новых курсов и дисциплин, методологии и технологий обучения требует новых мотиваций, знаний, умений и навыков, по существу речь идет о перестройке научно-педагогической деятельности преподавательского корпуса.

Для высшей профессиональной школы наступило время перемен. Необходимо сосредоточение усилий государства, бизнеса и общества на создании эффективного качественного и престижного инженерного образования. Требуется адресная финансовая, моральная и правовая помощь для воспитания будущих поколений инженерных кадров нарождающейся инновационной экономики России.

Анатолий Александров,
ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, доктор технических наук, профессор
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. Vadivak 1 ноября 2011 11:16
    Кстати уважаемые форумчане вот выдержка из речи Сталина перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года

    Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.
    А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.

    Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.
    1. ЛЕХА блин 1 ноября 2011 15:50
      ЭТО СИЕМИНУТНЫЙ ПОДХОД ТАК СКАЗАТЬ ЖИВЕМ ОДИН ДЕНЬ А ЗАВТРА ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП.
      ЛЕХА блин
    2. Anatoliy 1 ноября 2011 16:14
      Цитата: Vadivak
      Кстати уважаемые форумчане вот выдержка из речи Сталина перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 годаЛозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.


      - этот лозунг не помешал уничтожить и посадить лучших конструкторов и инженеров, объявить генетику и кибернетику лженаукой. Нормального отношения к кадрам не было никогда и нет, были и есть отдельные очаги нормального отношения к людям, но это прежде всего заслуга отдельных руководителей и отдельных коллективов.


      Цитата: Vadivak
      . Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.


      Да это правда, и сказано красиво
      Anatoliy
      1. Ив762 2 ноября 2011 09:55
        Их просто правильно мотивировали...
  2. ОРЕХ 1 ноября 2011 11:58
    вся беда в том, что все наши сегодняшние Ломоносовы, Курчатовы, Пушкины и Менделеевы прозябают в наших Петровках, Васильевках, Николаевках, а в академиях учатся тупоголовые, зажравшиеся боярские сынки, с которыми мы тоже не пьём...
    ОРЕХ
  3. 443190 1 ноября 2011 12:59
    Эх жаль нет машаны времени....А-то бы притащить учебник истории из далекого будущего и почитать раздел Россия в начале 21 века. Я так думаю раздел получит название НОВОЕ СМУТНОЕ ВРЕМЯ...
    443190
  4. merkawa 1 ноября 2011 13:25
    Дошло наконец не прошло и четверти века fellow
    merkawa
  5. siber 1 ноября 2011 13:51
    Так все эти демократы и правозащитники считают все высказывания Сталина бредом сумасшедшего , который ничего хорошего не мог сказать, потому что он палач, сатрап и тиран. И сейчас вся кадровая политика свелась к лозунгу - "Не нравится - увольняйся".
    1. ereke 1 ноября 2011 14:08
      Да мысли у людей
      ereke
      1. ЛЕХА блин 1 ноября 2011 15:51
        ГЛЯДЯ КАК УБИВАЛИ КАДДАФИ ЭТОТ ПЛАКАТ КАК РАЗ В ТЕМУ.
        ЛЕХА блин
  6. Rashid 1 ноября 2011 15:19
    Такая судьба характерна не только для когда-то ведущего научного и учебного центра СССР - Бауманки. Сколько у нас научных центров - Новосибирск, Дубна, много в Подмосковье т.н. "наукоградов" типа Черноголовки. Все они пришли в упадок и вместо того, чтобы оживить там работу, придумали вредительский проект Сколково, куда хотят привлечь иностранных учёных. Только вот на кого они будут работать - на Россию? Сомнительно.
  7. Ion Coaelung 1 ноября 2011 15:37
    Благо что при союзе позаботились на десятки лет вперед! Пора и нашему поколению также подумать!
    Ion Coaelung
  8. Anatoliy 1 ноября 2011 16:18
    А баумановскому университета хотелось бы пожелать продолжать держать марку, сохранить и приумножить научную школу.
    Anatoliy
  9. Magadan 2 ноября 2011 05:45
    Не переживай, ребят, у нас инъязовцы в Анкоридже (студенты по обмену) подрабатывали на жизнь тем, что были репетиторами по математике у... ихних студентов-математиков. Правда это было в 1993м. Но я сомневаюсь, что все уже успели похерить. Восстановимся

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня