Ложка дёгтя во всеобщее ликование
Министр путей сообщения оставил свой пост и решил поменять место своей работы и всеобщее одобрение и восхваление проделанной работой. А я хочу бросить ведро дёгтя в ложку мёда, как человек, который пользовался услугами подчинённого ему ведомства. И здесь хочу я вспомнить свою поездку в Крым из Мурманска весной 2015 лета.
Сама поездка на отдых, как всегда это было, начинается с хамства нашей «родной» Октябрьской железной дороги, у которой за сорок пять дней до отъезда, в 8 часов 07 минут есть билеты, но только на боковые верхние места в плацкартном вагоне рядом с туалетом. На мой вопрос: как это может быть, что все билеты проданы на весь состав за 7 минут работы кассы? — я уже заранее знаю ответ, так как этот процесс повторяется из года в год. Это уже традиция, как в «День сурка», требует повторения, чтобы однажды, может быть, получить ответ на эту загадку. Продажа билетов на мой состав за 5 минут. Мне отвечают: видимо, разобрали по Интернету. Судя по всему, здесь меня принимают за пассажира девятнадцатого века, который на микрокалькулятор смотрит как великое двенадцатое чудо света. У меня есть Интернет и там в пять минут первого мне пишут, что распространение билетов начнётся с 8:00. Я мог бы ещё понять, что во всех кассах от Мурманска до Питера все одновременно покупают билеты именно на мой состав за сорок пять суток до отправления, но неужели никто не едет в других направлениях? Крайний Север — это не средняя полоса, и все станции, даже мелкие, можно сосчитать по пальцам у двух человек. Кто живёт в средней полосе, может оценить количество городов Мурманской области и количество касс: Печенга, Североморск, Мурманск, Оленегорск, Мончегорск, Ловозеро, Ревда, Кандалакша, Апатиты, Кировск, Полярные зори. Это же меньше, чем вагонов в составе!!! Север безлюден. И за пять минут работы нельзя продать билеты даже на один вагон нижних плацкартных мест. Так куда же деваются билеты?
И вот мне рассказали как-то, что есть в Мурманске одна хитрая касса, где можно купить любые места в любом вагоне в любое время дня и ночи, но только не за 200 рублей, как во всех коммерческих кассах, а за 400 рублей с каждого билета. Это значит, что помимо своих 200 рубликов коммерческого сбора эта хитрая касса собирает 200 рубликов в карман некого официального «лица преступной наружности». Следует обратить внимание, что даже боковые места вдали от туалета входят в неприкосновенный запас этих спекулянтов. Вот и спрашивается: зачем нужна Интернет-касса, если информацию в этот Интернет вкладывает заинтересованное лицо? Самая хитрая касса неспособна оформить на себя все билеты на все поезда за пять минут работы. Значит, всё это преступление оформлялось задолго до 45 дней до отъезда. Проще всего купить билеты за 5-7 дней до отправления. Видя, что билеты горят и могут быть не выкуплены, их начинают выкидывать в продажу. Значит, билеты всё-таки были, если их выкидывают в продажу! Иногда дают оправдание, что это отказ от брони и возврат билетов. Тогда вполне законный вопрос: кто забронировал все места на всех поездах?
Взял себе билет за четыре дня до отправления, но появляется новое препятствие: постановление министерства путей сообщения от 2014 года, где указывается, что при перевозке собак свыше 20 килограммов надо выкупать всё купе, видимо, имелось в виду всё купе плацкартного вагона, а ж/д на местах начала заставлять выкупать одно место в купейном вагоне. Честно говоря, более дебильного постановления я не видел, и оправдать его заботой о пассажирах нельзя, так как при совмещении в закрытом купе собаки или кошки и человека, больного аллергией, невозможно. Что и получилось в Ростове-на-Дону, когда ко мне в купе сели три подруги, и у одной из них оказалась аллергия на шерсть. Срочная эвакуация в плацкартный вагон, где ехала жена и внучка, благо всю дорогу в вагоне были пустые нижние плацкартные места. А ведь при замене плацкартных билетов на купейное место меня заставили переплатить 6 тысяч рублей, плюс сама пятикилограммовая собака потребовала оплаты в 1300 рублей. Всего меня грабанули на 7300 рублей в одну сторону при цене плацкарта чуть менее 8000 рублей с пересадкой в Москве. Значит, за собаку, которая всю дорогу провела на моей нижней полке от Мурманска до Москвы, при замене билетов мне из Москвы дали верхнюю полку, зная, что я меняю билеты из-за собаки, я выплатил полную стоимость плацкартного билета. Всё это означает только одно: Север будет переполнен брошенными собаками, так как не каждая семья может позволить себе такую перевозку животного на юг и обратно, а ведь к этому надо добавить оплату прививок и паспорта на животное.
Государство, озабоченное состоянием здоровья своих граждан, проживающих на Крайнем Севере, оплачивает проезд на отдых один раз в два года, потом это переложили на предприятия, где северяне работают. В новые времена никого не интересует здоровье граждан страны. Все обеспокоены зарабатыванием денег, а это значит, что начал действовать монопольный рэкет по принципу: «А куда вы все денетесь? Сколько скажем платить за билет, столько и заплатите».
Самое интересное, что всю дорогу вагоны до Москвы и после Москвы были пустые. Постоянно были заняты последние два купе, которые у биотуалета, а это постоянный грохот от его работы. Передвигаясь по вагонам к жене и внучке, я насчитал в одном плацкартном вагоне девять пустых нижних мест (боковые не считал), в другом — десять. Вагоны были пустые. В Москве в 19:50 в купе сели два человека, которые вышли в 7 утра, в 4 ночи села девушка, которая покинула вагон в 10 утра, и тут же их места занимали другие люди, и садились они всегда только в последние два купе при полностью пустом вагоне. И все говорили, что плацкартных мест в вагоне нет.
Ж/д действует как монополист и на недоумение очереди в кассе Анапы, что билет на пекинеса в 5 кг стоит 1300 рублей, не считая покупки купейного места, кассир заявила во всеуслышание: «Завели собаку, сидите дома, нечего по вагонам таскать!» Вот интересно, что бы она сказала, если бы скорая помощь сначала выставила бы ей счёт за перевозку как за спецуслугу, прежде чем помощь оказывать, да ещё бы сказала: «Не бережёшь здоровье, плати как за такси, а за койку — по цене курортного пансионата».
Поневоле вспомнил одну из своих поездок тремя годами раньше. Нам дали билеты в предпоследний вагон, всего нас при посадке было шесть человек в вагоне, но через некоторое время пришла женщина из последнего вагона с постельным бельём: «Можно, я с вами поселюсь. Там мне страшно, там даже проводника нет». Но ведь бельё ей кто-то выдал! Так мы всемером на два вагона доехали до Воронежа, где на наших глазах развернулась сцена: молодая пара с ребёнком лет трёх просит проводника поместить их в одном вагоне, а не в разных, как дали в кассе. «Садитесь согласно билетам». Я прошёл в последний вагон и обнаружил, что там даже проводников не было. Но ещё раз повторяю: в Мурманске в этот вагон женщине продали билет и даже выдали постельное бельё.
При покупке билета назад в Анапе мне, правда, выделили место №37. Это место для проводников, напротив титана, и я ехал там с собакой, никому не мешая. Когда я при покупке билета заявил, что если ко мне в купе снова сядет человек с аллергией на шерсть, я в плацкартный вагон не пойду. Кассир мне заявила: «Это незаконно!» Вот так получается, что у монополиста распоряжение по железной дороге уже становится процессуальной статьёй закона, вот только закона чего? Отдельно взятого «государства» в государстве? В скоростном поезде или «Сапсане» теперь даже кошку нельзя перевезти, даже если она в «перевозке» в специальной сумке. Остаётся только дождаться времён, когда ж/д станет заставлять нас проходить медкомиссию, с обследованием женщин у гинеколога и справкой на ВИЧ.
О том, сколько мест было занято в вагоне, можно заметить отдельно: перед пересадкой на паром через Керченский пролив все пассажиры пяти вагонов поместились в одном автобусе, и даже свободные места остались.
Рассказывая о дороге в Крым, не могу не заметить, что не только у меня, но и у других пассажиров создалось впечатление пересечения границы воюющих государств. Количество пистолетов у работников переправы зашкаливает. Если вы едете не по «единому билету», а самостоятельно, то проверка паспортов следует одна за одной. Тем более что даже на междугородный автобус теперь без паспорта билета не купишь. Всё это делается якобы «с целью обеспечения безопасности пассажиров». И это при количестве аварий автобусов за последний месяц. Может тогда навешивать на руки пассажиров номерки, чтобы после аварии было легче разбираться в морге, кто где находится. Государство на почве теракта 11 сентября пытается сделать из своих граждан идиотов «с целью безопасности для пассажиров». Одно государство снесло два небоскрёба вместе с иностранными гражданами, а Россия теперь закручивает гайки, просвечивает багаж у пассажиров поезда Москва — Симферополь при посадке на паром. Не хочу озвучивать, с чем это у меня ассоциируется… Ведь такого нет ни на Украине, ни в Белоруссии. И здесь остаётся открытым вопрос: с кем или чем борется государство такими методами?
В заключение хочется заметить, что в своё время с целью борьбы с монополизмом создали организацию «Кресс», которая только собирала деньги у населения и распределяла их между производителем электростанцией и поставщиком — «Горсетью». При этом директор «Кресса» получал зарплату в 800 000 рублей. Кому это было нужно? Никому не известно, кроме директоров «Кресса». А почему бы не создать что-то подобное на ж/д? Поручить распространение билетов в железнодорожных кассах и коммерческих и через Интернет отдельной структуре, которая получала бы выгоду не со стоимости билетов, а с количества проданных билетов (один билет — один рубль, условно говоря). Поручить ей всю информацию о количестве мест доносить да покупателя с первых дней до последних за все 45 дней продажи и поручить ей стоимость билетов. Можно было бы оставить информацию за последние три дня до отправления на долю железнодорожных касс, так как здесь уже будет не до мошенничества. Она должна быть заинтересована в первую очередь продать как можно больше билетов, а не интересоваться прибылью с одного проданного билета.
Информация