Государство усиливает контроль над выделяемыми средствами для реализации гособоронзаказа

23
О необходимости повысить прозрачность сделок в рамках государственного оборонного заказа дискуссии идут все последние годы. И градус этих дискуссий отнюдь не снижается по той причине, что «налево» при реализации ГОЗ нередко уходят колоссальные средства. Система так называемых откатов, серых схем с наличием аффилированных партнёров и многочисленных посредников наносит экономике страны многомиллиардный ущерб. А если речь идёт об ущербе в сфере оборонной промышленности, то под удар попадает и вся система безопасности России, что, по понятным причинам, недопустимо.

Государство усиливает контроль над выделяемыми средствами для реализации гособоронзаказа


Чтобы повысить прозрачность при заключении сделок в рамках государственного оборонного заказа, правительство и ЦБ представили новую инициативу, которая, если верить представителями банковского сектора, в скором времени начнёт воплощаться в реальность. В чём же новшество заключается?

Дело в том, что российские банки, участвующие в финансовых операциях системы гооборонзаказа, с 25 августа текущего года должны будут направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу уведомления о всех тех операциях, в которых участвуют предприятия оборонного сектора в формате ГОЗ. При этом срок подачи такого рода уведомлений – весьма сжатый. Речь идёт о подаче документации, содержащей сведений по перемещению финансов на счетах всех подрядчиков и субподрядчиков в рамках ГОЗ, в течение одного рабочего дня.

С 25 августа 2015 года банки должны оперативно — в течение одного рабочего дня — передавать в Росфинмониторинг сведения по движению средств на счетах подрядчиков и субподрядчиков по государственному оборонному заказу. Об этом сообщает, в частности, Центробанк РФ. Его указание 3731-У от 15.07.2015 года носит следующее название:
"О внесении изменений в приложение 8 к Положению Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П«О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»).

Как видно из названия, указание имеет широкий спектр применения и касается не только противодействия коррупции, в том числе в сфере реализации государственного оборонного заказа, но и выставления барьеров для финансовых потоков, которые идут в кошельки террористических организаций.

Казалось бы, в связи с огромным количеством всевозможных банков и прочих финансово-кредитных организаций, работающих на территории Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу просто по определению не сможет отследить всех тех операций по перемещению финансовых средств на счетах субъектов банковской сферы. Однако не нужно забывать, что для участников государственного оборонного заказа действует важное правило. Участники не имеют права открывать счетов для обслуживания ГОЗ в тех финансово-кредитных организациях, капитализация которых находится ниже планки в 5 млрд. рублей. Таким образом, компания, готовая взять на себя обязательства по выполнению того или иного объёма государственного оборонного заказа, может открыть счёт, например, в ВТБ, Газпромбанке, Сбербанке или других крупных финансово-кредитных организациях Российской Федерации. И именно движение средств на счетах в этих банках (если движение средств касается реализации ГОЗ) и должен с 25 августа контролировать Росфинмониторинг – вплоть до расчётов с иностранными реализаторами определённого сегмента ГОЗ.

То есть цепочка выглядит так: если компания собирается участвовать в реализации государственного оборонного заказа, то она должна открыть счёт в крупном российском банке, а крупный российский банк в свою очередь должен передавать полный спектр сведений о движении средств, находящихся на этом счёте, контролирующей государственной структуре, конкретно - Федеральной службе по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг получает возможность контролировать операции по переводу средств со счёта на счёт, приобретению на эти средства каких-либо ценных бумаг, снятию и внесению средств на счета, обслуживающие гособоронзаказ. Причём нужно отметить, что если на основании действующего законодательства Федеральная служба по финансовому мониторингу имела возможность прямого контроля финансовых сделок по ГОЗ на сумму от 50 миллионов рублей, то нововведения позволят Росфинмониторинг «мониторить» фактически каждый рубль. Тут же возникает вопрос: почему такая возможность контролирующему органу предоставлена только сейчас?

Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Способны ли эти нововведения, над которыми работали правительство РФ и Центральный банк, повысить прозрачность сделок по государственному оборонному заказу? Если руководствоваться самой буквой этих нововведений, то бесспорно. Однако есть здесь и свои подводные камни, о которых необходимо упомянуть. Это прозрачность работы банковской системы в случае ГОЗ и то наказание, которое банки могут понести, если уведомления об операциях с компаниями, реализующими проекты ГОЗ, «вдруг» запоздают или вовсе не будет представлены контролирующим органам. О наказании пока ничего не известно... Кроме того, многократно вырастает и ответственность самих контролирующих органов. Ведь, чего греха таить, каждый контролирующий орган в нашей стране (да и не только в нашей) нередко нуждается в том, чтобы его самого нет-нет да и проконтролировали… А учитывая то, что Росфинмониторингу придётся вплотную заниматься сделками по отмыванию через офшоры средств государственного оборонного заказа, то ответственность и вовсе вырастает в разы.

Нужно отметить ещё и то, что в среде так называемых либеральных экономистов любой контроль банковской деятельности со стороны государственных институтов воспринимается чуть ли не как прямое давление на банки и удар по банковской тайне. Однако государственный оборонный заказ – тот сегмент государственной деятельности, в которой опираться на мнения либеральных экономистов – последнее дело. Тем более что в данной ситуации государство выступает одной из сторон сделки, а потому имеет полное право контролировать то, каким образом его средствами собираются распорядиться. И если кто-то собирается прикрыть перевод государственных финансов «налево» (в офшор или куда-либо ещё) «банковской тайной», то это уже материал не для дискуссии в СМИ, а для расследования правоохранительными структурами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 августа 2015 06:29
    Государство усиливает контроль над выделяемыми средствами для реализации гособоронзаказа..Хотелось бы более жесткого контроля не только в этой сфере..Сколько денег в карманы уходит..
    1. +5
      21 августа 2015 07:06
      Ага, мониторинг это конечно хорошо, только вот наказания у нас за казнокрадство мягко сказать слишком гуманные.
      1. +5
        21 августа 2015 09:44
        Рядовых сотрудников отделов госзаказа и заказчиков в регионах постоянно трясут. А реально большие махинации проходят не по 44ФЗ и никем не контролируются
        1. +4
          21 августа 2015 19:57
          Цитата: gaura
          А реально большие махинации проходят ... и никем не контролируются


          Будни Российского капитализма:
          По материалам проверок строительства космодрома Восточный выявлены факты хищений на 7,5 млрд рублей, заявил генпрокурор РФ Юрий Чайка на коллегии Генпрокуратуры, посвященной итогам работы в первом полугодии 2015 года.
          Таганский суд Москвы 27 июля 2015 г. санкционировал арест президента НПО «Космос» Андрея Чернякова, обвиняемого по делу о хищении 11,5 млрд руб. кредита Банка Москвы.
          МВД отчиталось о выявлении хищения 6,5 млрд рублей при реализации программы ГЛОНАСС.
          "Роснано" потратила только 4,1 миллиарда рублей на выплату процентов по кредитам. И это притом, что «Роснано» вполне могла и не занимать деньги у банков: при создании корпорации государство снабдило ее 130 с лишним миллиардами рублей.
          В 2009 году по распоряжению Чубайса и Меламеда компания «Роснано» заключила инвестиционный договор с фирмой-однодневкой ООО «ГК «Новый каучук» на разработку наноасфальта на 1,3 млрд рублей. 810 млн из этих денег пропала, а «Новый каучук» обанкротился.
          Территориальные органы ФНС проверяют информацию о необоснованном переводе «Роснано» в зарубежные компании и хищении 13,5 млрд руб.
          Кроме того чудеса Сердюкова при распродаже Вооруженных Сил России. Извините оптимизации.
          И милые шалости Скрынник в Россельхозе на 39 млрд руб.
          Перечень можно продолжать и далее.

          Вообще то пора бы уже организовать контроль с реальной мерой ответственности за хищения и прочие дела граничащие порой с государственной изменой.
          1. +2
            21 августа 2015 20:41
            Все эти деньги разворовали чиновники и лица приближенные к власти, а вот пенсии заморозят у населения. Ценники в магазинах и на коммуналку этих уродов не коснуться, и после всего этого мне предлагают быть патриотом и при необходимости защитить Родину (вместе с этой воровской кодлой). Странная ситуация, странная и опасная.
          2. +1
            21 августа 2015 22:43
            По уровню коррупции МО стоит сразу же после ЖКХ. Эти меры как раз в самый раз. Во время "дефицита" финансирования сразу же открываются многие серые схемы.
    2. +4
      21 августа 2015 12:38
      Именно! При современной средствах вполне допустимо передать всеобщий контроль независимой ассоциации компьюторщиков с правом КАЖДОГО гражданина проверить прозрачность и точность тех или иных операций с денежными потоками. А за крупные и целенаправленные нарушения наказывать так, чтобы неповадно было воровством заниматься.
    3. +4
      21 августа 2015 15:10
      Любая прозрачность бюджета - детский лепет по сравнению с возвратом смертной казни за особо крупные хищения.
    4. +2
      21 августа 2015 15:26
      "Не все так однозначно" (с) дочь офицера.

      Те кто не сталкивался лично с выполнением ГОЗ работ, тот даже не представляет себе объемов бумаготворчества, согласований и проверок. Поставить в в/ч болт или отремонтировать блок легко, а вот отчитаться очень и очень тяжело. количество согласований, подписей, актов и т.д. просто зашкаливает. С момента выполнения работы до ее юридически-финансового оформления может уйти от трех до шести месяцев.
  2. +1
    21 августа 2015 07:04
    Это конечно есть гут, но...до тех пор, пока существуют деньги-их будут красть. Не зависимо от географических широт, ментальности народа, и государственного строя...увы,такова суровая проза жизни. sad
  3. +2
    21 августа 2015 07:33
    Нужно отметить ещё и то, что в среде так называемых либеральных экономистов любой контроль банковской деятельности со стороны государственных институтов воспринимается чуть ли не как прямое давление на банки и удар по банковской тайне.


    Сходить в туалет по-большому, на этих "так называемых либеральных экономистов"!
    Чапаева В.И. нет на них, с шашкой наголо!
  4. +1
    21 августа 2015 07:53
    По непроверенным данным Чиркина определили на пятерку, в аккурат за отказ пойти на сделку в области оборонзаказа.
  5. +2
    21 августа 2015 10:17
    Робкими, маленькими шажочками всё же начинается этакий отсев и перевоспитание всей этой банковской и прочей камарильи. И это не может не радовать.
    1. +1
      21 августа 2015 20:43
      Так похоже больше уже красть нечего.
  6. +4
    21 августа 2015 12:16
    да чушня все это,очередное очковтирательство.у нас строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.похорошему это давно надо было сделать,а несейчас шум поднимать на публику.это же и ребенку известно если даешь деньги на что-то то нужно конролировать их расход,это элементарные вещи как мне кажется,а не так дали деньги,разворовали-теперь мы контроль усилим(исключительно громкими заявлениями)детский сад ей богу
  7. +2
    21 августа 2015 12:39
    Надо усиливать контроль не только в оборонной сфере, а во всем что касается государства, а то вор на воре и взяточник на взяточнике.
  8. +2
    21 августа 2015 15:29
    Что хочется сказать? Произошел только поворот в нужную сторону. Практической пользы он принесет мало. Правильно подмечено, а что если не будут переданы данные или с опозданием? Но не в этом суть. Главное - ГОЗ остается "кормушкой" для псевдоисполнителей. Ну, перевели подрядчики 100 млн. фирме Рога и копыта, только-только образованной, о которой в Финмониторинге и сведений нет еще. Да, если бы и были. Где прописаны его полномочия по этому поводу? На следующий день фирма делает с деньгами, то что ей нужно и исчезает. Она же фирма-однодневка. Или еще какая-нибудь, не суть. Да, и последствия этого вскроются только, когда очередные рабочие взбунтуются из-за невыплат зарплаты.
    Так что все предлагаемое - очередная профанация.
  9. +1
    21 августа 2015 15:30
    Продолжение.

    Не желают власть предержащие перейти на рыночные отношения. Почему любой господряд должен выполняться по предоплате? А для чего банки? Только для подачи сведений в Финмониторинг? Вот, поэтому, у фирм нет кредитной истории в банках. Банки не несут риски за выдачу кредитов абы кому, в том числе, и аферистам. Фирмам не надо биться за престиж, возможность получения кредитов. Главное, выиграть тендер и присосаться к предоплате с переходом к доплатам и конечной оплате.
  10. +2
    21 августа 2015 15:32
    Продолжение.

    А не лучше ли было государству отдавать только гарантии на оплату госзаказа, которые бы можно было использовать как банковские активы, но нельзя было бы включать в оборот до завершения выполнения контракта? С проверкой документов по завершению контрактов. Банки бы начали нести риски, используя свои средства, а не государственные. Так же как они делают, заставляя людей заполнять километровые бумаги со сведениями при получении кредитов? Тогда и штрафы за просрочку и невыполнение в полном объеме "заиграли" бы. И банки стали бы вести досье на все фирмы. И фирмы-однодневки тут же бы растворились.
    Ан, нет. Лучше прикроемся очередным фиговым листочком отчётности.
    Да, еще не все наверху вычерпали свое из кормушки!!!
  11. 0
    21 августа 2015 15:35
    Система научилась прощать
  12. +3
    21 августа 2015 15:52
    Напоминаю форумчанам что на днях мадемуазель Васильевой и ее защитой было подано прошение об УДО. Администрация учреждения ПОДДЕРЖАЛА . Заключенная охарактеризована как активный общественник и передовик труда. МО выступило против. Каждый из нас способен догадаться что через пару месяцев сия госпожа искомое получит и ко дню примирения (4.11) будет готова к занятию очередной хлебной должности. Коль сие случится то законом о контроле над ГОЗ можно будет подтереть известное место.
  13. 0
    21 августа 2015 19:33
    Государство усиливает контроль над выделяемыми средствами для реализации гособоронзаказа

    При виде подобных сообщений вспоминаются бывшие постановления очередного Пленума ЦК КПСС об усилении руководящей и направляющей роли партии .... До чего доусиливались известно.
    А вот государство которое все усиливает контроль оно как выглядит? Тут же всплывают государственные лики Медведева, Набиуллиной, Улюкаева, Чайки и т.п. Кто мешал этим "усилителям" контролировать и пресекать воровство? Ведь эти деньги не мешкам перевозят из банка в банк с потом вручную пересчитывают. Платежи и движение финансов происходят в электронном виде. Контроль каждого рубля может быть автоматическим в режиме реального времени. Чего там еще усиливать?
  14. +4
    21 августа 2015 19:42
    Пора не полицию и бюджетников сокращать, а чинуш всех уровней. "Вертикаль власти" с гирляндой сидящих на ней бездельников с госокладами и "откатным механизмом" разрослась до размеров цунами. Россия будет повержена не внешним врагом, а своим чиновником-упырём вкупе с отечественным банкиром-ростовщиком. Рыба уже СГНИЛА с головы...
    1. 0
      30 августа 2015 21:48
      Поддерживаю коммент на все 1000%!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»