От оказания огневой поддержки до покорения Арктики

9
От оказания огневой поддержки до покорения АрктикиКонсолидация отечественной вертолетостроительной отрасли, результатом которой стало создание многопрофильной холдинговой структуры «Вертолеты России», уже не первый год приносит свои плоды в виде растущего объема производства в интересах российских и иностранных военных и гражданских заказчиков, что, в свою очередь, позволяет холдингу в непростой борьбе с зарубежными конкурентами завоевывать все новые рынки сбыта и повышать свою долю на мировом рынке вертолетной техники.

«По итогам работы в 2014 году холдинг продемонстрировал положительные и динамичные темпы роста всех основных финансовых и производственных показателей, - подчеркнул генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев. – В прошлом году заказчикам был поставлен 271 вертолет, консолидированная выручка компании за 2014 год согласно МСФО составила 169,8 млрд руб., продемонстрировав рост на 22,8%. Прибыль холдинга достигла 20,7 млрд руб., увеличившись на 118,6% по сравнению с 2013 годом».

Твердый портфель заказов составил 546 машин. При этом среднегодовой объем поставок вертолетной техники на период до 2030 года в холдинге оценивают в 230-280 машин, среди которых будут вертолеты различных типов - начиная от легких многоцелевых машин и заканчивая боевыми и тяжелыми транспортными вертолетами.

УНИВЕРСАЛЫ ЛЕГКОГО КЛАССА

Особый интерес со стороны заказчиков в последнее время вызывают программы холдинга, реализуемые в классе легких многоцелевых вертолетов. Так, например, новые легкие гражданские вертолеты «Ансат» и Ка-226Т впервые вышли на рынок российской коммерческой авиации и уже получили весьма благожелательные отклики со стороны потенциальных заказчиков из России и из зарубежных стран. Важность этого события, по оценкам экспертов, заключается в том, что со времен Ми-2 у нас не было вертолетов подобного класса.

Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т способен осуществлять полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, над сушей и обширной водной поверхностью, а также в ветреную погоду в диапазоне температур от –50 oС до +50 oС. Он получил современную силовую установку в составе двух турбовальных двигателей Arrius 2G1 разработки и производства компании «Турбомека», которые оснащены современной электронно-цифровой системой управления (FADEC) и способны развивать взлетную мощность 580 л.с. и мощность на чрезвычайном режиме до 705 л.с., обеспечивая продолженный взлет и безопасную посадку при отказе одного двигателя.

Важная отличительная особенность Ка-226Т – модульная схема его конструкции, дающая возможность создавать на основе базовой конструкции целое семейство специализированных модификаций, предназначенных для решения совершенно разноплановых задач. 30 марта 2015 года вертолет Ка-226Т получил Дополнение к сертификату типа АР МАК, что позволяет приступить к серийному выпуску и поставкам таких машин заказчикам.

Другим представителем класса легких вертолетов, который предлагается сегодня холдингом «Вертолеты России» для отечественных и зарубежных заказчиков, является многоцелевой вертолет «Ансат», разработанный и серийно выпускаемый Казанским вертолетным заводом, входящим в холдинг «Вертолеты России». Вертолет построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом и разработан в соответствии с нормами АП-29 (FAR-29), категория «А».

Сертификация вертолета с гидромеханической системой управления (ГМСУ) в транспортном варианте завершена в августе 2013 года, в пассажирском – в конце декабря 2014 года, а 20 мая с.г. был сертифицирован санитарный вариант машины.

Появление сертифицированного медицинского варианта стало завершающим этапом создания унифицированного легкого многоцелевого вертолета «Ансат», удачно сочетающего в себе целый ряд современных технических решений, обеспечивающих машине высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики. Вертолет отличается самой большой кабиной среди машин своего класса и обладает возможностью быстрой трансформации компоновки салона в зависимости от конкретной решаемой задачи.

Первыми заказчиками уникальной машины стали российские компании «Тулпар Геликоптерс» и авиационно-промышленная компания «Вектор», заказавшие три и два вертолета соответственно. Поставки планируется начать в 2016 году.

МИ-38 – КОРОЛЬ В СРЕДНЕМ ВЕСЕ

Важным событием для холдинга стал запуск в серийное производство на Казанском вертолетном заводе первой партии Ми-38 – многоцелевой машины, призванной упрочить позиции отечественных вертолетостроителей в среднем классе и завоевать значительную долю мирового рынка гражданской вертолетной техники.

Ми-38 предназначен для решения задач в самых разных областях практической деятельности и в сложных географических, климатических и метеоусловиях в диапазоне температур от –50 oС до +60 oС: пассажирские и грузовые перевозки, в том числе в удаленных районах и над водными пространствами; корпоративные и VIP-перевозки; поисково-спасательные операции; монтажные и подобные им работы; медико-эвакуационные операции; работы в интересах нефтегазового сектора и других отраслей промышленности, занятых разведкой, разработкой и транспортировкой различных природных ресурсов, включая работы на морском шельфе; авиационное обеспечение работ в рамках различных экспедиций и пр. При этом в случае возникновения аварийной ситуации во время полета над водной акваторией система приводнения, которой оснащен Ми-38, позволяет обеспечить безопасную эвакуацию экипажа и пассажиров.

Силовая установка – в составе двух турбовальных двигателей, которые располагаются за главным редуктором, обеспечивая улучшение аэродинамики и летно-технических характеристик вертолета, а также снижая уровень шума в кабине и повышая безопасность при аварийной посадке. При этом генеральная идеология проекта – возможность оснащения вертолета, по решению заказчика и в соответствии с теми условиями, которые характерны для того или иного рынка (регион, страна, отрасль и т.п.), на который продвигается в данном случае машина, зарубежными (вариант Ми-38-1) или российскими (Ми-38-2) двигателями.

В последнем случае применяются новейшие турбовальные двигатели ТВ7-117В, разработанные и выпускаемые санкт-петербургским ОАО «Климов», развивающие мощность на взлетном режиме 2500 л.с. и 3750 л.с. – на чрезвычайном режиме. При этом отечественные двигатели позволяют увеличить максимальную взлетную массу вертолета на 600 кг – до 16,2 т, максимальную массу перевозимого груза – до 6 т в кабине и 7 т на внешней подвеске, максимальная скорость с нормальной взлетной массой 14,2 т составит 310 км/ч, а дальность полета достигнет 1000 км.

Следует особо отметить, что за счет использования на вертолете новейшего БРЭО и превосходного обзора из кабины экипажа, имеющей значительную площадь остекления, обеспечена возможность управления вертолетом одним пилотом и исключена необходимость в бортинженере. Экипаж в составе двух пилотов предусматривается в основном при перевозке пассажиров.

Сертификация Ми-38-2 проводится по современным авиационным правилам АП-29, гармонизированным с европейскими CS-29 и американскими FAR-29. До конца 2015 года планируется получить на вертолет сертификат типа на его транспортный вариант.

МИ-171А2 – СОВЕРШЕННАЯ КЛАССИКА

Ми-171А2 – одна из самых ожидаемых новинок российского авиапрома. Он создан с применением современных технологий и с учетом многолетнего опыта эксплуатации вертолетов серии Ми-8/17 во всех уголках планеты. Благодаря ряду инновационных решений удалось достичь существенного улучшения летно-технических характеристик и расширить функциональные возможности вертолета. Машина получила современный мощный и экономичный двигатель ВК-2500ПС-03, модифицированные трансмиссию и несущую систему, которая позволяет увеличить ресурс службы вертолета, композитные лопасти несущего винта и новый Х-образный рулевой винт. Фюзеляж позволяет быстро изменять конфигурацию кабины вертолета в транспортный или пассажирский вариант, предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования.

Ми-171А2 оснащается интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом бортового оборудования КБО-17, важнейшей особенностью которого является реализация концепции «стеклянной» кабины экипажа (вместо электромеханических приборов в кабине имеется пять многофункциональных ЖК-дисплеев для отображения картографической, планово-навигационной и метеорологической информации), а также применение спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС с функцией сигнализации о препятствиях по курсу полета. Именно применение КБО-17 позволило разработчику сократить экипаж Ми-171А2 до двух человек.

Многоцелевой вертолет среднего класса Ми-171А2 – это та самая что ни на есть совершенная классика мирового вертолетостроения, которая будет востребована всегда. В любой политической обстановке, в любой экономический кризис.

УНИКАЛЬНЫЙ ТЯЖЕЛОВЕС

В мае с.г. холдинг приступил к серийному производству модернизированного тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2, оснащенного, в частности, новой авионикой, которая позволила сократить количество членов экипажа и обеспечила возможность безопасного и эффективного применения вертолета в ночное время.

Благодаря своей уникальной грузоподъемности, до сих пор не превзойденной ни одним из вертолетов в мире, Ми-26Т2 уже сегодня вызывает активный интерес как со стороны эксплуатантов, располагающих его предыдущими модификациями, так и среди новых заказчиков в разных регионах мира. Подтверждение тому – заключенный в 2013 году крупный контракт на поставку Ми-26Т2 в одну из зарубежных стран.

Ми-26Т2 соответствует самым современным тенденциям и требованиям в мировом вертолетостроении. Количество членов экипажа сокращено с 5 до 2–3 человек, в распоряжении которых – «стеклянная кабина» с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, пультами управления, комплектом дублирующих электромеханических приборов и более современным цифровым комплексом средств связи. Для визуального контроля за грузом на внешней подвеске в дневное время используется бортовое телевизионное устройство. Для обеспечения комфортного полета при низких и высоких температурах имеются системы кондиционирования воздуха кабины экипажа и обогрева грузовой кабины.

Конструкция, оборудование и системы Ми-26Т2 позволяют эксплуатировать его в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, над равнинной местностью и в горах. Причем вертолет не требует специальных аэродромных средств техобслуживания и способен к длительному автономному базированию.

ГРОЗНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ КА-52К И ПОКОРИТЕЛЬ АРКТИКИ

В свете осложнившейся международной военно-политической обстановки особую значимость для холдинга приобретают программы, реализуемые в рамках гособоронзаказа для нужд Минобороны России.

В частности, в интересах Военно-морского флота России на основе разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», который выпускается серийно и поставляется в Вооруженные силы России, разработана специальная модификация корабельного базирования, получившая название Ка-52К. Дебютные демонстрации опытной машины с различным набором вооружения состоялись в ходе форума «Армия-2015» и Международного военно-морского салона МВМС-2015.

Отличительными особенностями корабельной версии Ка-52 стали наличие устойчивой антикоррозийной обработки машины, наличие складывающихся лопастей несущего винта и консолей крыла, а также другие технические решения. Кроме этого, целый ряд систем вертолета был специально адаптирован для применения на флоте.

«Вертолеты России» также осуществляют разработку специализированного арктического вертолета для выполнения задач Минобороны РФ в условиях арктической группировки войск. Он создается на основе новейшей модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями ВК-2500-03 компании «Климов», более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновленным комплектом авионики.

Благодаря тому что арктический вертолет разрабатывается с учетом специфики применения в условиях низких температур, ограниченной видимости при выполнении полетов, в том числе во время полярной ночи, и обеспечения выполнения полетов даже при затруднениях с ориентированием (например, во время пропадания спутниковых сигналов), он, по оценкам экспертов, будет максимально соответствовать задачам эксплуатации в сложных метеоусловиях арктической зоны и Крайнего Севера.

Разработка вертолета была завершена в 2015 году, производство опытного образца ведется на Улан-Удэнском авиационном заводе, входящем в холдинг «Вертолеты России».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 августа 2015 09:05
    Что современного в движках ТВ7-117В? Лет 20 как серийно выпускаются.
    1. +3
      23 августа 2015 11:56
      Радует, что у нас такие успехи в вертолетостроении, но плохо, что нет линейки сверхлегких вертолетов. Эту нишу у нас заполняют пока иностранные производители. Очень хотелось бы иметь свои вертолеты такого класса.
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +5
      23 августа 2015 19:57
      Цитата: Fil743
      Что современного в движках ТВ7-117В? Лет 20 как серийно выпускаются.

      Серийно выпускаются 18 лет турбовинтовые двигатели ТВ7-117С для самолетов.
      Новость ТВ7-117В, созданного на базе ТВ7-117С, в том, что он турбовальный - для вертолетов.
      Степень сжатия в компрессоре - 16, температура газа перед турбиной компрессора - 1500 К. Высокий уровень параметров рабочего процесса и высокие КПД основных узлов (компрессора - 81 %, турбины компрессора - 88 %, свободной турбины - 92 %, полнота сгорания в камере - 99 %) обеспечили высокий уровень топливной экономичности. Двигатель имеет большие запасы газодинамической устойчивости. Конструкция двигателя выполнена модульной. Замена модулей может быть выполнена в эксплуатационных условиях.
      Двигатель имеет большой ресурс, обладает простотой обслуживания и хорошей ремонтопригодностью. Двигатель разрабатывается в двух вариантах:
      • с выводом вала отбора мощности вперед — двигатель ТВ7-117В(ВМ) для вертолета Ми-38 и его модификаций;
      • с выводом вала отбора мощности назад — двигатель ТВ7-117ВК для модернизации вертолетов Ми-28, Ка-50/Ка-52.
      Особенность разработки двигателей семейства ТВ7-117В заключается в обеспечении безопасности полета вертолета при экстремальных ситуациях путем введения чрезвычайных режимов мощностью 2800-3750 л.с. На двигателе установлена новая цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC, созданная на базе единого блока автоматического регулирования и контроля.

      ТВ7-117В слева отличается заметно от ТВ7-117С справа
  2. 0
    23 августа 2015 10:54
    Цитата...
    Что современного в движках ТВ7-117В? Лет 20 как серийно выпускаются.

    Без единой модернизации?
  3. +3
    23 августа 2015 16:30
    Такая хорошая статья и без фото моделей? Вы прикалываетесь над своими читателями!
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +2
      23 августа 2015 20:38
      Цитата: ivanovbg
      Такая хорошая статья и без фото моделей? Вы прикалываетесь над своими читателями!

      Видимо автор считает, что форумчане топвара уже видели все эти модели. Однако, так сказать по просьбам читателей и в помощь автору.


      Ми-8АМТШ



      Ка-52К



      Ми-26Т2
      1. gjv
        +2
        23 августа 2015 20:47
        Цитата: ivanovbg
        Такая хорошая статья и без фото моделей? Вы прикалываетесь над своими читателями!

        Видимо автор считает, что форумчане топвара уже видели все эти модели. Однако, так сказать по просьбам читателей и в помощь автору.

        Ми-171А2


        Ми-38-2


        Ансат


        Ка-226Т
  4. +1
    23 августа 2015 17:21
    ..Благодаря своей уникальной грузоподъемности, до сих пор не превзойденной ни одним из вертолетов в мире , Ми-26Т2 уже сегодня вызывает активный интерес как со стороны..

    Таки В-12 (Ми-12): самый грузоподъёмный вертолёт в мире ( topwar.ru от 25 декабря 2013 ), и ..Благодаря своей уникальной грузоподъемности, до сих пор не превзойденной ни одним из вертолетов в мире, производящимся серийно, ..
  5. +3
    23 августа 2015 21:32
    Хорошая статья, несколько перебор с ура-патриотизмом, слишком много проблем с реальным выпуском части этих машин, но в целом автор молодец, статью читать приятно. Спасибо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»