ПАК ФА будет хорошо вооружен и опасен

55
ПАК ФА будет хорошо вооружен и опасенНакануне открытия аэрокосмического салона в Жуковском на вопросы заместителя ответственного редактора «НВО» Олега ОДНОКОЛЕНКО ответил генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис ОБНОСОВ.

– Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» поручено создать комплекс авиационных средств поражения для истребителя пятого поколения. Как продвигается работа, Борис Викторович?

– Более точно его следует называть ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. В отличие от классического истребителя, действующего в основном по воздушным целям, этот боевой самолет является многофункциональным. Он предназначен для поражения широкого спектра целей – воздушных, наземных и морских. При этом ПАК ФА должен решать задачи на поле боя, а также в тактической и в ближайшей оперативно-тактической глубине фронта. Таким образом, предприятия нашей корпорации сегодня работают над созданием комплекса вооружения, предназначенного фактически для всех перспективных боевых самолетов фронтовой и палубной авиации, которые в ближайшее десятилетие придут на смену существующему парку, – Су-27, МиГ-29, Су-24, Су-25. Вот почему номенклатура наших перспективных образцов авиационного вооружения включает в себя более полутора десятка наименований.

– Размах, будто в прежние времена…

– В Советском Союзе над созданием и производством вооружения для самолетов фронтовой авиации работал не один десяток предприятий.

Сегодня все разработки сосредоточены в нашей корпорации, которая и решает задачу полного обновления отечественных управляемых авиационных средств поражения (УАСП) классов «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», включая специализированные варианты «воздух–корабль», «воздух–РЛС» и корректируемые авиабомбы. По существу, в настоящее время на наших предприятиях создается новое поколение высокоточного оружия (ВТО), которое по своим ТТХ, по боевому потенциалу в 2–3 раза превосходит возможности своих предшественников и по основным параметрам не уступает лучшим зарубежным аналогам.

– Может быть, есть смысл унифицировать вооружения, чтобы одни и те же ракеты могли работать по разным целям?

– Вопрос унификации прорабатывается еще на начальных этапах работ над новыми образцами. Но, во-первых, универсального оружия, одинаково эффективного для всех видов целей, просто не существует. Универсализм – это всегда некоторая потеря эффективности. Когда-то авиационное оружие включало в себя два вида: пушка – по воздушным целям, бомбы – по земле. Сегодня другие задачи, другие цели. Все усложнилось на несколько порядков, так что вряд ли возможно в одном образце объединить способность поражать в ближнем воздушном бою современный высокоманевренный истребитель и цель на удалении 200 км. Или поражать наземный зенитно-ракетный комплекс ПВО и, скажем, работать по танковой колонне противника. Разные цели требуют различных средств поражения – по мощности боевой части, по построению систем наведения.

– Но пофантазировать-то можно?

– Новые образцы УАСП создаются в соответствии с требованиями Министерства обороны. В общем виде эти требования направлены на обеспечение эффективного применения по разным типам целей, в любых условиях дня и ночи, в том числе при активном огневом и радиоэлектронном противодействии противника. При этом должно обеспечиваться размещение УАСП во внутренних отсеках самолета. А вот вопрос снижения разнотипности изделий в общей номенклатуре УАСП в настоящее время решается за счет унификации средств поражения по носителям, когда одно и то же изделие используется на различных носителях. К примеру, наши противокорабельные ракеты Х-35Э и Х-35УЭ приспособлены для применения не только авиационными (в том числе вертолетными) носителями, но и корабельными («Уран-Э») и береговыми («Бал-Э») комплексами. Еще один способ унификации – использование принципа модульности конструкции, когда одни и те же узлы (блоки) используются в средствах поражения различного предназначения. К примеру, модульная ракета Х-38МЭ сконструирована таким образом, что только за счет замены в ней системы наведения и типа боевой части можно создавать четыре разные версии, каждая из которых может применяться по определенной группе целей. Первая из этих версий – Х-38МЛЭ с лазерной головой самонаведения в декабре прошлого года прошла летные испытания и подготовлена к серийному производству. На очереди ракета с тепловизионным наведением (Х-38МТЭ).

– Когда следует ожидать завершения работ и поступление нового поколения УАСП на вооружение ВВС?

– Работы ведутся в точном соответствии с Государственной программой вооружений на 2011–2020 годы. Завершается разработка УАСП наземными, а затем летными испытаниями, которые проводятся поэтапно. Сначала ракета проходит испытания на предмет ее соответствия расчетным аэродинамическим, прочностным и летным параметрам. После того как ракету «научили» летать, наступает этап государственных испытаний, включая боевое применение на том типе самолета, для которого она и должна поступать на вооружение. На сегодняшний день, кроме уже упомянутой Х-38МЛЭ, прошли летные испытания противокорабельные ракеты Х-35УЭ и Х-31АД, противорадиолокационная Х-31ПД, а также ракеты «воздух–воздух» средней и большой дальности. Остальные образцы завершат испытания в ближайшие один-два года. Процесс создания средств вооружения для ПАК ФА идет одновременно с летными испытаниями самолета и его бортовых систем. Испытания на боевое применение комплекса будет завершать процесс его создания. В целом идет нормальное рабочее взаимодействие: с разработчиком самолета согласованы планы-графики работ и протоколы информационного взаимодействия с бортом. Поставляются необходимые для испытаний макеты и технологические варианты ракет.

– Что делается в конструкторских бюро и научных лабораториях корпорации, чтобы и после завершения госпрограммы вооружения сохранить и усилить наши позиции?

– О конкретных проектах говорить не будем, эта не тема для открытого обсуждения. Что касается того, что делается сегодня для обеспечения создания в дальнейшей перспективе высокоэффективных образцов высокоточного оружия, то здесь следует отметить три основных направления: совершенствование управления, технологии и кадровое обеспечение. В последние годы корпорация проводит масштабные работы по реконструкции и техническому перевооружению всех своих предприятий. Только по Федеральной целевой программе развития ОПК на период до 2020 года у нас реализуются более 130 проектов по внедрению современных технологий. Речь идет не о замене одних станков другими, а о переоснащении технологических линий, цехов и целых производств в соответствии с новейшими научно-техническими тенденциями. Внедряются высокопроизводительные ресурсосберегающие технологии проектирования, производства и наземных испытаний изделий. Например, в области автоматизации проектирования и инженерных расчетов освоены методы трехмерного моделирования изделий, узлов и деталей, внедрена конструкторская и эксплуатационная электронная документация. На головном предприятии введен в строй новый Лабораторно-конструкторский корпус (ЛКК), оснащенный уникальной безэховой камерой, комплексами полунатурного моделирования, стендами, способными обеспечить наземную отработку и проведение испытаний новых перспективных изделий с различными системами наведения – с учетом радиоэлектронного противодействия противника и сложной многоцелевой и помеховой обстановки. А широкое использование методов математического и полунатурного моделирования позволит значительно повысить качество доводочных работ и на порядок сократить объем летных испытаний.

– Такое впечатление, будто корпорация начинает новую жизнь.

– Можно и так сказать. Например, кардинально меняется облик производственных цехов и производственных территорий. Сегодня технологические линии оснащены многокоординатными станками с ЧПУ и обрабатывающими центрами. Новый гальванический центр головного предприятия полностью автоматизирован и оснащен замкнутой системой утилизации отходов. Сварка высокопрочных легированных сталей, титана, нержавеющей стали проводится по новейшим автоматизированным технологиям. Завершается модернизация литейного производства.

На НПО машиностроения (Реутов) проводится реконструкция сборочно-испытательного производства, где особо следует отметить не имеющий аналогов в мире комплекс теплопрочностных испытаний. На предприятии также решена актуальная задача производства деталей из радиопрозрачных композиционных материалов. Организован участок высокотемпературной вакуумной пайки.

В корпорации поставлены и решаются задачи по освоению новейших критичных технологий, в том числе в области производства модулей микроэлектронных устройств, обладающих принципиально новыми функциональными качествами. На УПКБ «Деталь» завершается строительство электрофизического корпуса, призванного обеспечить потребность предприятия в СВЧ-монолитных интегральных схемах по новейшей технологии «система на кристалле».

– А теперь о новейших веяниях в области производства. Что вы можете сказать об аддитивных технологиях?

– Об аддитивных технологиях, иначе АМ-системах (Additive Manufacturing) сегодня много говорят. В данном случае речь идет о способах производства моделей методом послойного синтеза (добавлением материала) в отличие от традиционных технологий, где создание детали происходит путем удаления «лишнего» материала.

Изначально АМ-системы нашли применение для изделий из полимерных материалов. В настоящее время в некоторых странах (Китае, США и Германии) удается производить детали и из других материалов, включая металлы, и это существенно расширяет области их использования. АМ-системам прогнозируют большое будущее.

Что касается освоения этих технологий в нашей стране, то в ряде научно-производственных центров, в частности в ВИАМ, работы успешно ведутся. Широкое внедрение в промышленность сдерживает высокая стоимость оборудования и специальных расходных материалов (металлических порошков и др.).

У нас в корпорации аддитивные технологии апробированы и используются для мелкосерийного производства моделей и некоторых малогабаритных деталей. Хочу специально отметить, что у аддитивных технологий есть своя ниша – там, где нерационально использовать традиционные технологии. Это не панацея. А то у нас порой рассчитывают на базе единственной технологии решить сразу все проблемы промышленности.

– Как бы ни были совершенны технологии, именно кадры решают все. Как у вас дела с высококвалифицированными специалистами?

– Усложняющиеся задачи создания высокоточного оружия и рост объемов производства требуют постоянной подпитки предприятий высококвалифицированными специалистами – конструкторами, технологами, рабочими. На начало текущего года в корпорации трудилось около 45 тысяч человек – численность персонала увеличилась на 8% (в категории рабочих – на 10%). В текущем году планируется принять на работу еще более 1000 человек. Нам удалось сформировать определенную систему для подготовки нужных нам специалистов, благодаря чему сегодня молодежь в возрасте до 35 лет среди работников предприятий корпорации составляет весомую часть – 32%.

– И где берете кадры, способные на требуемом уровне решать задачи?

– На договорной основе мы сотрудничаем с местными учебными заведениями профобразования. Организуем классы обучения и прохождения производственной практики на современных станках. Важно, что предприятия корпорации способны предложить достойную стабильную зарплату, условия для профессионального роста и весомый социальный пакет. В последний период удалось организовать предоставление жилья для молодых семей на весьма льготных условиях.

В целях подготовки квалифицированных инженерных кадров корпорация на договорной основе сотрудничает с ведущими профильными вузами страны – МАИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МАТИ, Московским государственным университетом приборостроения и информатики, МГТУ «Станкин», а также со многими известными региональными учебными заведениями.

– Однако известно, что хороший инженер или конструктор из студента получается не сразу.

– Это правда. Поэтому на протяжении многих лет корпорация работает по программе целевой контрактной подготовки студентов, организовывает и проводит производственные и преддипломные практики.

По целевому направлению в базовые технические вузы поступают наши абитуриенты, где они проходят обучение по востребованным на производстве специальностям: системы управления ЛА, радиоэлектронные системы и комплексы, стрелково-пушечное и ракетное оружие, автоматизация технологических процессов и др. Ежегодно производственную, технологическую, конструкторскую и преддипломные практики в корпорации проходят более 1600 студентов технических вузов.

На ряде предприятий образованы и функционируют базовые кафедры, в том числе – в МАИ и МГТУ имени Н.Э. Баумана.

– Борис Викторович, вы были одним из инициаторов идеи строительства в Королёве жилья для своих сотрудников с долевым участием предприятия. Нашла ли эта идея распространение среди других предприятий корпорации?

– В прошлом году в Королёве завершено строительство четырех жилых многоэтажных домов, в которых для сотрудников корпорации жилье предоставлялось по стоимости в 2–3 раза ниже рыночной. На очереди проект еще одного микрорайона с детским садом. Строительство будет осуществляться на землях, выделенных из основной промышленной площадки предприятия. Надо отметить, что подобный подход к строительству жилья для работников осуществляют многие руководители градообразующих предприятий корпорации: в Реутове (НПО «Машиностроение»), в Дубне, Рязани, Таганроге и подмосковных Химках, где сотрудникам предлагаются квартиры на социально ориентированных условиях. Всего по действующим в корпорации программам за последние пять лет новоселами стали 920 работников. Начиная с текущего года жилищные программы начнут реализовываться в Перми, Азове и Оренбурге. Таким образом, в ближайшие 2–3 года квартиры смогут приобрести еще около 3300 сотрудников. Всего же в настоящее время нуждаются в жилье чуть менее 9500 человек. Это 23% всех работающих на наших предприятиях. А когда над головой есть своя крыша, то и работается веселее.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    23 августа 2015 06:43
    Чет смотрю пиарят пакфу последнее время...На контракты нарываются? laughing
    1. 0
      23 августа 2015 07:44
      Точно, только вчера на ВО две статьи было. Точно это жу-жу (простите модераторы за плагиат) неспроста.
    2. -5
      23 августа 2015 09:11
      Видимо с капусткой проблемы. Наверно хотят сначала на ближний восток продавать нашим нефтяным партнёрам. А потом наладить производство для Красной армии.
      1. +2
        24 августа 2015 00:24
        да, наверное расчитывают что эту статью на ближний восток ты доставишь. и зачем выдумки писать?
    3. +8
      23 августа 2015 09:38
      Ничего страшного. В т.ч. пиарят МАКС-2015. И это правильно.
    4. 0
      23 августа 2015 09:38
      Ничего страшного. В т.ч. пиарят МАКС-2015. И это правильно.
      1. +1
        23 августа 2015 10:15
        Сперва надо Т-50 принять на вооружение и запустить в серию, а потом уже пиарить.
        1. +1
          23 августа 2015 14:54
          прямо как f 35? laughing
    5. +5
      24 августа 2015 03:25
      да дело не в пакфе а в том что нету смысла в пакфе без нового вооружения - смысл создавать новый носитель и применять на нем старое вооружение причем такое которое приимущественно внешнего подвеса что уменьшит скрытность пакфы . Без нового вооружения пакфа это просо хороший учебнотренировочный самолет разве что для парада сгодится . Посути самое главное в нем это комплекс разведки наведения и целеуказания и управляемое вооружение под этот бортовой комплекс
  2. +3
    23 августа 2015 08:02
    Идея замены СУ-25 на ПАК ФА выглядит как минимум странной, а то и подозрительной
    1. +2
      23 августа 2015 11:09
      Цитата: Reisender
      Идея замены СУ-25 на ПАК ФА выглядит как минимум странной, а то и подозрительной

      Американцы тоже собираются менять свой А-10 на the best in the world истребитель F-35. Вы не думали, что ПАК ФА будет "работать" по наземным целям высокоточным оружием, не заходя в зону поражения ПВО?
      1. +4
        23 августа 2015 15:22
        Похожую концепцию уже продвигали в прошлом веке при Хрущеве и доказывали, что защищенный самолет поля боя не нужен.
        Жизнь показала наоборот.

        Штурмовик должен уметь работать по маневрирующим целям, которые вскрываются непосредственно перед атакой. ЦУ со спутника не прокатывает, ракету\бомбу за ..цать км не кинешь.
        Целеуказание или подсветка цели осуществляются тут непосредственно с самолета.
        А если самолет видит цель, особенно на подстилающей поверхности, то и ПВО цели видит самолет... wink am

        Следующий момент - экономический. Если по каждому шевелению лупить управляемым боеприпасом, никаких бюджетов ВПК не хватит.

        А вот сделать на базе 25-го ударный дрон - тут можно пофантазировать bully
      2. 0
        23 августа 2015 16:19
        высокоточное оружие это конечно очень нужная вещь, но и пушка, плюс неуправляемые снаряды нужны для методичного уничтожения противника, в ближнем бою если пилот работает по земле, то нужны невысокие скорости, что опять ведет к повышение вероятности попадания по самолёту, если ПАК ФА будет бить сверху у издалека чем-то очень точным, это хорошо, но подчищать должен всё равно более живучий самолёт, как вариант переработка СУ 25 с использованием современных материалов и электроники или уже ПАК ША (штурмовой) но это уже мечты
        1. 0
          23 августа 2015 16:43
          Уже не мечты- в заметке "Авиационно- авиацианные комплексы авиации" )))
          1. +1
            23 августа 2015 20:07
            Цитата: Lance
            Уже не мечты- в заметке "Авиационно- авиацианные комплексы авиации" )))

            Все что не реализовано в металле относится к мечтам...
            1. 0
              23 августа 2015 23:03
              САПРы тогда - это тогда мечтательные глюки что ли, студент? laughing
              1. +4
                23 августа 2015 23:07
                Цитата: Lance
                САПРы тогда - это глюк что ли, студент? laughing

                .. Здарова, Георгиевский ! .. да не трогай этого ёксперта .. судя по всему искусственно расщенный субъект на пирожках Нуландских .. полное ГМО .. laughing
                1. 0
                  24 августа 2015 00:23
                  Добрый, Инок!
                  Зачем же сразу так жестко о человеке?
                  Может, он хороший, просто гуманитарий.. или молодой ищщо, грамоте проектной и НИОКРовской необученный...
                  wink
              2. Комментарий был удален.
              3. 0
                24 августа 2015 09:01
                Цитата: Lance
                САПРы тогда - это тогда мечтательные глюки что ли, студент?

                И где кроме как в мечтах можно полетать на картинках из САПР?
                1. +1
                  24 августа 2015 10:15
                  А где можно полетать на Т-50, реализованном в металле?))
        2. -3
          23 августа 2015 20:06
          Цитата: Reisender
          но подчищать должен всё равно более живучий самолёт, как вариант переработка СУ 25 с использованием современных материалов и электроники или уже ПАК ША (штурмовой) но это уже мечты

          Гарантированная жертва ПЗРК. Можно вынести стационарный ЗРК, но ПЗРК невозможно ибо сложно определить лежит он в кустах или нет, а если и лежит, то в каких именно... Так что идея штурмовика давно себя изжила.
          1. +5
            23 августа 2015 23:03
            Цитата: Mera Joota
            Гарантированная жертва ПЗРК. Можно вынести стационарный ЗРК, но ПЗРК невозможно ибо сложно определить лежит он в кустах или нет, а если и лежит, то в каких именно... Так что идея штурмовика давно себя изжила.

            .. ну-ну .. ёксперт прям .. если матрасники решили похоронить свой А-10 это их персональные проблемы .. посмотреть бы как будет его заменять F-35 .. вот где зрелище было бы .. laughing laughing laughing .. Праздник просто для Шилок, Тунгусок, Панцирей, Тор, Осы, Стрелы, Сосны .. кто больше Пингвинов летающих завалит .. laughing laughing laughing
            1. 0
              24 августа 2015 00:19
              И Вербы праздник wink
    2. 0
      24 августа 2015 00:27
      в каком месте вы увидели идею замены су-25 на Пак фа? возможность наносить точечные удары по земле не делает пак фа заменой штурмовика.
      1. 0
        24 августа 2015 18:48
        Думаю заменой штурмовикам выступят ударные беспилотники.
  3. -3
    23 августа 2015 08:26
    Ничего не понимаю - Т-50 с 2010 года уже летает, а вооружение для него будет готово только к 2020 году? С ума сошли? Чего тогда эта банка на колёсах летает?
    Процесс создания средств вооружения для ПАК ФА идет одновременно с летными испытаниями самолета и его бортовых систем.

    Не создавать надо одновременно с лётными испытаниями, а это вооружение должно быть готово к началу лётных испытаний! Самолёт есть - вооружения под него нет...
    Кстати, Армата только сошла со "стапелей" как сразу же поучаствовала в параде на Красной Площади. А Т-50 чего-то не видно ни на МАКСах, ни на парадах. Не всё так радужно получается? Или как всё это понимать?
    1. -16
      23 августа 2015 08:55
      Кстати, Армата только сошла со "стапелей" как сразу же поучаствовала в параде на Красной Площади.

      И благополучно заглохла посреди площади на первой же тренировке. Так что Шойгу нёсся через всю площадь выяснить что произошло - чувствуется хватка министра МЧС
      1. +10
        23 августа 2015 10:58
        Цитата: soratnik

        И благополучно заглохла посреди площади на первой же тренировке. Так что Шойгу нёсся через всю площадь выяснить что произошло - чувствуется хватка министра МЧС

        Надеюсь, это был Ваш воскресный юмор с похмела. Садитесь и больше так не делайте!
        1. +2
          23 августа 2015 14:56
          это просто обычный какол, очередной)))
        2. Комментарий был удален.
      2. +12
        23 августа 2015 11:13
        Цитата: soratnik
        Кстати, Армата только сошла со "стапелей" как сразу же поучаствовала в параде на Красной Площади.

        И благополучно заглохла посреди площади на первой же тренировке. Так что Шойгу нёсся через всю площадь выяснить что произошло - чувствуется хватка министра МЧС

        Другие танки не глохнут? Давайте не будем уподобляться украинским "экспертам", которые уверены что раз "Армата" заглохла, то она картонная и вообще полное гуано
        1. +1
          24 августа 2015 12:16
          Дык укропы уже давно писали, что они Арматы в чистом поле на Донбассе расколотили, а так же пару штук захватили без экипажей... говорят полное гуано... wassat
    2. -2
      23 августа 2015 19:54
      Цитата: Iline
      T-50 с 2010 года уже летает...





      Летает, да только не совсем как надо.., двиги пока не те, а тех что надо, нет, по крайней мере ещё не видно было.
      1. +1
        26 августа 2015 16:35
        Молодцы, минусувчики несчастные, аргументированно ответить то не можете... Так что насчёт двигов??!!!
    3. 0
      25 августа 2015 22:36
      Сегодня Т-50 участвовал в показных полётах на МАКСе в Жуковском!
      1. 0
        26 августа 2015 16:35
        Уже с нужными двигами, или на СУ-27м двиге?
  4. -4
    23 августа 2015 08:53
    Более точно его следует называть ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации

    Здаётся мне что когда этот замечательный самолёт начнут поставлять в армию, он уже безнадёжно устареет.
  5. +1
    23 августа 2015 09:17
    Ключевое слово-"будет"... А у америкосов все уже- давно "есть". Не улавливаете разницы?
    1. +7
      23 августа 2015 15:28
      Цитата: Monster_Fat
      Ключевое слово-"будет"... А у америкосов все уже- давно "есть". Не улавливаете разницы?

      .. а, конкретнее что есть ? .. из соседней ветки о F-35:
      F-35B должны полностью заменить «Харриеры II» к 2026 году. В 2030 году планируется списание «Хорнетов», а в 2031 году КМП получат последние из планируемых к заказу 420 истребителей. Кроме 353 единиц F-35B морская пехота планирует закупить 67 единиц F-35С, которые будут базироваться на авианосцах флота, — подобно нынешним «Хорнетам».
      Основное внимание в ближайшее время будет приковано к военно-воздушным силам. Осенью этого года 34-я истребительная эскадрилья 338-го истребительного крыла, расположенного на авиабазе Хилл (штат Юта), начнет получать первые машины, с которыми должна будет в августе следующего года достичь начальной боеготовности. Самолеты ВВС будут иметь уровень развития Block 3I, со сходными с Block 2B возможностями, — при несколько усовершенствованной аппаратной части программное обеспечение у этих версий близко.
      В ходе доработки, уже после начала службы, самолеты будут модернизироваться. Кардинальное увеличение возможностей ожидается на версии Block 3F: станет возможно применение вооружения с внешних подвесок, использование пушки как во встроенном (F-35A), так и контейнерном (F-35B/C) исполнении, ракет AIM-9X (используются только на внешней подвеске) и т.д. Начало внедрения Block 3F ожидается с 2017 года. Однако более сложные системы вооружения — например, малогабаритные бомбы семейства SDB и противокорабельные ракеты JSM — станут доступны только после 2020 года на версиях Block 4 и далее. http://topwar.ru/80933-stroevaya-molniya.html
      .. Первый полет F-35 состоялся 15 декабря 2006 года, на дворе 2015 .. только принимается на вооружение .. срок 11 лет .. hi
  6. +3
    23 августа 2015 09:45
    Цитата: Iline
    Ничего не понимаю - Т-50 с 2010 года уже летает, а вооружение для него будет готово только к 2020 году? С ума сошли? Чего тогда эта банка на колёсах летает?

    А просто чтобы летать. Указанная цифра готовности вооружения говорит о том, что ранее 2020 он в войска поступать не станет. Правда возникает вопрос, точнее два.
    1. Кому надо тогда давать по шее за озвучку поступления данного аппарата на вооружение в 2016 году. Говоривший что, не знал, что УСП для машины нет?
    2. Разрабатываясь с 2002 года к 2020 не устареет ли этот, "не имеющий аналогов" и "превосходящий Ф-22 и Ф-35" самолет настолько, что не будет смысла принимать его на вооружение.

    Цитата: Iline
    Не создавать надо одновременно с лётными испытаниями, а это вооружение должно быть готово к началу лётных испытаний!

    Это возможно только в случае, если до этого были такие машины или ранее существовавшие образцы адаптированы к самолету. Здесь же судя по всему из-за использования внутренних отсеков вооружения, которые могли видоизменяться в процессе испытаний, ведь никто не знает заранее, как и что, ТТЗ на проектирование средств вооружения были выданы уже после того, как стало ясно, что отсеки останутся неизменными. А это произошло вероятнее всего не так давно. Отсюда и такой "зазор"
    1. +1
      23 августа 2015 12:27
      Цитата: Старый26
      Здесь же судя по всему из-за использования внутренних отсеков вооружения, которые могли видоизменяться в процессе испытаний, ведь никто не знает заранее, как и что

      Доля здравого смысла в ваших рассуждениях есть. Но только до определённой степени. Нельзя тупо изменять размеры грузоотсека в угоду конструкторским заморочкам с планером. Так можно доизменяться до абсурда - в отсек смогут влезть только бомбы мелкого калибра либо ракеты ближнего радиуса действия. ну и зачем в таком случае весь это сыр-бор?
      На самом деле АСП создаются либо под конкретный тип авиационной техники по модернизации, либо на этапе проектирования самолёта выдаются приблизительные весо-габаритные параметры АСП для ориентира конструкторам. Всё остальное (и планер, и АСП) подгоняются окончательно в процессе отработки чертежей. Ну, к примеру, была создана ракета Х-55, а самолёта-носителя под неё не было. Вот и появился сначала Ту-95МС, а затем Ту-160.
    2. +1
      23 августа 2015 14:58
      все хейтеры и каклы прячутся под Советским флажком, верно? bully
  7. +8
    23 августа 2015 10:18
    Я так думаю, что пиар ПАК ФА - это еще и политический ход, т.е. инфа должна дойти до наших "партнеров", дать им пищу для размышлений....
    То, что путь этого самолета к серийному производству оказывается непростым, ясно. Но почитайте историю создания СУ-27, там все тоже было очень непросто, но в результате появилось новое явление, новый летательный аппарат. В свое время писали, что во время исполнения им на выставке в Ля Бурже "кобры" у натовского представителя изо рта вывалилась сигарета - настолько он был поражен увиденным. А что сейчас? Несколько лет назад, снова на Ля Бурже, Су-35 кувыркался в небе, исполняя развороты, "кобру", "блинчики" и т.д. Представитель французского авиапрома, по его собственным словам, "плакал от восторга".
    Что касается амеровских F-22 and F-35, то это уж точно распиаренные аппараты. Сами штатовцы признают, что Су-35 серьезный соперник их самолетам. А ПАК ФА обещает быть еще совершеннее. Так что терпение, други, терпение. Наш караван на правильном пути.
    1. -4
      23 августа 2015 16:11
      Цитата: Iglu40
      Я так думаю, что пиар ПАК ФА - это еще и политический ход, т.е. инфа должна дойти до наших "партнеров", дать им пищу для размышлений....

      У КБ Сухого (как не хочется произносить эту уважаемую фамилию в подобном контексте) уже был политический ход в виде Су-47. Тогда тоже было много шума про его уникальные возможности с его крылом обратной стреловидности. Так же летал как и Т-50. Только вот потом потихоньку куда-то сдулся.
      А вообще постоянно ловлю себя на мысли, что вся последняя продукция этого КБ крутится вокруг ещё советской разработки Су-27. Ничего откровенно нового. Если внимательно присмотреться к Т-50, то это дальнейшая модернизация Су-34 под поставленные цели. Немного зализали углы на планере, для вооружения отвели внутренние отсеки... Ну и т.д. и т.п. Многие скажут про современную авионику на борту, ну тут уж никуда не деться, её можно, при большом желании, и на самолёты более ранних выпусков поставить.
      Даже не знаю прав я или нет.Просто сердцем не хочется верить в худшее.
      1. +3
        24 августа 2015 15:02
        Цитата: Iline
        Если внимательно присмотреться к Т-50, то это дальнейшая модернизация Су-34

        Вот неумный человек.
  8. +2
    23 августа 2015 10:30
    "иначе АМ-системах (Additive Manufacturing) сегодня много говорят.
    В данном случае речь идет о способах производства моделей методом
    послойного синтеза (добавлением материала)"////

    Красиво звучит. В переводе на общепринятый язык: трехмерная печать.
    1. 0
      23 августа 2015 19:39
      Лопаточки на двигатель напечатайте на 3D принтере...А, потом САМИ на нём и - полетайте... На здоровье... Ваше.
  9. +7
    23 августа 2015 11:13
    Хотел свои мысли выразить в другой статье, но передумал. Щас опять есть повод высказаться.
    Вспоминается мне фильм "Генеральный конструктор" про Кошкина с эпизодом просмотра гитлеровской кинохроники. там он произнёс:
    Кошкин:
    -Несолидно.
    Военпред:
    -Что несолидно?
    Кошкин:
    -Пушка маловата.
    Военпред:
    -Ну поставят другую пушку. Что у них пушек нет?
    Кошкин:
    -Не поставят.Пушки то у них есть, башня не позволит. Мы свою 34-ку проектировали с запасом, под более мощное орудие.
    А теперь вспомните, как Гитлер торопил с серийным выпуском "Пантер" и что из этого получилось?
    Как говориться "Важно торопиться не спеша, чтобы не наделать самых обидных ошибок – ошибок по рассеянности и невнимательности."
  10. +4
    23 августа 2015 11:37
    Нам пишут из Танжера...
    1. +1
      23 августа 2015 11:40
      Ну и ещё...
      Российский истребитель пятого поколения ПАК ФА получит «жаропрочную» (Heat Resistan — прим. ВП) скорострельную автоматическую пушку, сообщает defence.pk со ссылкой на росийские СМИ.
  11. 0
    23 августа 2015 12:24
    "...А сверху наше наступление поддержат самолёты, самолёты, самолёты... - Что, все три... - Да все - три..."
  12. +4
    23 августа 2015 13:54
    "ПАК ФА будет хорошо вооружен и опасен" Уже напрягает слово "БУДЕТ" Вот когда будет вооружен тогда и посмотрим насколько он хорошо вооружен и насколько и кому опасен. Пока же все подобные заявления это пиар в чистом и весьма нескромном виде. Помню как проходила разработка МИГ31 и его вариантов. В детали был посвящен очень узкий круг спецов. Если о этом самолете начинал рассуждать кто то вне четко обозначенного круга это считалось утечкой информации и карательные меры следовали незамедлительно. В результате об этом самолете широкая публика узнала лишь много лет после принятия его на вооружение. А о некоторых его особенностях не знает до сих пор. И правильно. Меньше знаешь - лучше спишь. Причем в своей кроватке, а не на нарах.
    1. -8
      23 августа 2015 18:18
      Ключевое слово "БУДЕТ". КРЕМЛЕБОТЫ конечно ссут кипятком, "НО МЫ-ТО ЗНАЕМ" (с), что означает слово "БУДЕТ".
      1. +1
        24 августа 2015 00:09
        Цитата: hitech
        Ключевое слово "БУДЕТ". КРЕМЛЕБОТЫ конечно ссут кипятком, "НО МЫ-ТО ЗНАЕМ" (с), что означает слово "БУДЕТ".

        ====
        а при выражении "не будет" будете паковать чемоданы?
  13. -5
    23 августа 2015 18:58
    Давай - "минуси" кремлебот - отведи псевдопатриотическую душу wink
    1. 0
      24 августа 2015 18:05
      у ти какой Клишист и Штампомёт. fellow Спокойней "Карл"
  14. -2
    23 августа 2015 20:31
    По существу, в настоящее время на наших предприятиях создается новое поколение высокоточного оружия (ВТО), которое по своим ТТХ, по боевому потенциалу в 2–3 раза превосходит возможности своих предшественников и по основным параметрам не уступает лучшим зарубежным аналогам.

    Вот уж правду говорят, трендеть не мешки ворочать. Взял бы да и привел данные какие именно АСП "не уступают"...
    К примеру, модульная ракета Х-38МЭ сконструирована таким образом, что только за счет замены в ней системы наведения и типа боевой части можно создавать четыре разные версии, каждая из которых может применяться по определенной группе целей.

    Т.е. Борис ОБНОСОВ слыхом не слыхивал о многодиапазонных ГСН, что сомнительно. Скорее КТРВ просто не способно создать такое...
    Ну из перечисленных АСП только Х-38 влезает в внутренние отсеки ПАК-ФА, все остальное только на внешнюю подвеску.
    Нечем хвастать товарищ Обносов, в плане АСП мы крепко застряли в 90-х годах прошлого века...
    1. +3
      23 августа 2015 22:53
      Цитата: Mera Joota
      Т.е. Борис ОБНОСОВ слыхом не слыхивал о многодиапазонных ГСН, что сомнительно. Скорее КТРВ просто не способно создать такое...
      Ну из перечисленных АСП только Х-38 влезает в внутренние отсеки ПАК-ФА, все остальное только на внешнюю подвеску.
      Нечем хвастать товарищ Обносов, в плане АСП мы крепко застряли в 90-х годах прошлого века...

      .. мне кажется претензии к г-ну Обносову несколько в данном случае не уместны .. при чем тут многодиапазонная ГСН ?! .. сказано чистым Русским по белому .. аналог Лего .. меняется ГСН и БЧ и используем по означенному виду цели .. hi .. судя по комментарию "кто-то" действительно застрял в 90х, не буду пальцем показывать ... laughing
      1. 0
        24 августа 2015 09:04
        Цитата: Inok10
        аналог Лего .. меняется ГСН и БЧ и используем по означенному виду цели ..

        Это и есть признак 90-х.
        П.С: применяйте свой палец лучше по назначению...в носу там или ещё где...
  15. 0
    23 августа 2015 22:58
    Дай вам бог,ребята-конструктора!Ждем грозного оружия для уничтожения матрасников и англо-саксов...
  16. 0
    23 августа 2015 23:08
    Цитата: sabakina
    А теперь вспомните, как Гитлер торопил с серийным выпуском "Пантер" и что из этого получилось?

    А Вам не кажется, что у него вариантов то не было? Адольф руководил страной, ведущей одну из самых больших войн за всю историю, страной, которая утратила стратегическую инициативу...
    Сравнение считаю не корректным, пантеры надо было торопить однозначно. В виду современных гибридных, ограниченных по масштабам войн, думаю правильным торопить, можно технику в боевых условиях доработать, фиаско не приведет к глобальному поражению в войне из-за ограниченного ТВД. Пусть уж появится летающее реально корыто, чем вундервафля от Госдепа за сотни млрд фертингов, которая самим своим существованием ставит под вопрос существование и выживание военного бюджета. А падение такой доработанной по уму десятилеями вундервафли обернется годовым бюджетом ВС целой страны. ну это ИМХО конечно...
  17. -1
    23 августа 2015 23:20
    "все харашо прекрасная маркиза"
    радар в производство не запущен, вооружение "планируется", двигателей нет, электроника "совершенствуется", тогда вопрос что же летает под видом Т50?
    1. 0
      24 августа 2015 00:12
      Секретятся, нафига всё рассказывать. Да и самолёт этот создаётся на десятилетия , его на коленке не сделаешь
    2. 0
      24 августа 2015 18:12
      Летает планер, по сути летающая лаборатория. Как только будет готов движек, тогда весь этот конструктор обретёт гордое имя СУ со своим числовым индексом. До того момента, это Перспективный Авиа Комплекс.
  18. -1
    24 августа 2015 15:04
    Цитата: Викторио
    Цитата: hitech
    Ключевое слово "БУДЕТ". КРЕМЛЕБОТЫ конечно ссут кипятком, "НО МЫ-ТО ЗНАЕМ" (с), что означает слово "БУДЕТ".

    ====
    а при выражении "не будет" будете паковать чемоданы?


    Одни стандартные фразы-заготовки, помнится в "далеком" 2010 такие же горлопаны орали: "вот-вот, подождите супостаты, ужо мы вас ошарашим энтой летающей тарелкой". 5 лет ошарашиваете, враг наверное до сих пор в шоке пребывает да ?
  19. +1
    24 августа 2015 16:39
    Даже если ПАК ФА появится только к 2020 году он будет неимоверно крут. Вы что думаете что американцы за это время уже начнут производить 6 поколение??? Или технологии скакнут далеко вперед? Что то меня терзают смутные сомнения. Пусть лучше доработают самолет к 2020 и выдадут супер дупер машину. Прорыв можно готовить 10 лет. Главное что бы прорыв. Иногда г0вно 10 лет делают не то что самолет.
  20. 0
    25 августа 2015 23:40
    Что-то ежедневное появление материалов по ПАК ФА напоминает мне Лебединое озеро по зомбоящику перед сменой власти.
    winked
    Наверно чтобы нас сжигали сомнения или для азарта?
  21. 0
    27 августа 2015 16:07
    Не стоит так уповать на этот ПАК ФА.
    Он же проектировался не как комплексная техническая система для решения определенного круга задач, а как ЛА обладающий конкретными техническими преимуществами, в частности назвали ЛА 5-го поколения, невидимка и пр.пр.пр.
    Если бы его проектировали как "Комплекс", то тогда задача проектирования решалась бы по другому, сначала бы определились: - какие задачи он должен решать, затем что для этого нужно, какие технические средства (вооружение и его ТТХ, бортовое оборудование и его ТТХ и т.п.), "малозаметность" это одно из требований к носителю, да и к вооружению тоже и только потом имея требования ко всем элементам системы начинать эти элементы разрабатывать. А это, как Вы поняли, не только новый аероплан с новым двигателем, а это и новые ракеты и управляемые бомбы, и новые системы радиолокации и наведения, новые системы радиоэлектронной борьбы и защиты, да много всего.
    В реальности, как только отрапортовали, что аероплан стал летать, стали думать чем его вооружать...
    Дали задание КТРВ. Они конечно какую-нибудь из имеющихся ракет приспособят, но будет ли она максимально эффективной для этого ероплана - неизвестно.
    Имеется ввиду вот что, нужна ли будет эта невидимость, если старт ракеты после выхода из контейнера сразу засекут и все полученное преимущество сразу будет потеряно...
    Посмотрите на КР, которыми планируют вооружать ПАК ФА, компоновка с ТРД в полете такая, что этот ТРД сразу будет "светить" как прожектор, как только вывалится из корпуса КР и перейдет в рабочее положение. А что касается сверхзвуковой каракатицы с четырьмя воздухозаборниками, то я вообще молчу. Понятно, приходится использовать то что есть - старые разработки, но эту задачу нужно было начинать решать еще несколько лет назад, совместно с самого начала проектирования ПАК ФА и может повлиять на компоновку ПАК ФА, может начать разрабатывать КР с новой компоновкой, а не бежать вдогонку..