С дальним прицелом

14
С дальним прицелом


О том, почему на малых высотах F-22 теряет зрение, а ФАР БРЛС «Заслон» получила статус «Памятник науки и техники Отечества», заместителю ответственного редактора «НВО» Олегу ОДНОКОЛЕНКО рассказал генеральный директор АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» Юрий БЕЛЫЙ.

– Незадолго до МАКСа состоялся авиасалон в Ле Бурже. Ваша парижская экспозиция, Юрий Иванович, была представительной?

– Мы уже давно серьезно не выставляемся ни в Ле Бурже, ни в Фарнборо, которые стали имиджевыми мероприятиями – своего рода ярмарками тщеславия. И не только мы, но и другие компании нашего профиля. Другое дело – Юго-Восточная Азия. Например, Джухай. У китайцев авиасалоны всегда очень мощные, вот где уместно и свой товар показать лицом.

– Значит, мировой центр радиоэлектроники сегодня переместился на юго-восток?

– Точнее, центр продаж, главный радиоэлектронный рынок сейчас действительно там.

– А что для вас МАКС – тоже рынок или своего рода ВДНХ в области авиастроения?

– Не стал бы разделять, тут все в комплексе. Кроме того, МАКС для нас очень удобная площадка – полтора километра от проходной. Не нужно далеко возить экспонаты, что дорого, и есть возможность представить самое лучшее. Ну и все наши смежники здесь же собираются, что исключено на далеких зарубежных выставках. А это возможность пообщаться внутри своего сообщества, посмотреть, что новенького.

– Технической разведкой занимаетесь?

– А как же! Одновременно ищем партнеров. Например, на одном из МАКСов мы нашли себе контрагента – АО «Микроволновые системы», который сейчас обеспечивает нас очень хорошими изделиями для аппаратуры пятого поколения.

Опять же на аэрокосмическом салоне в Жуковском «Рособоронэкспорт» свел нас с близкой по направленности немецкой компанией, которая также делает локаторы с АФАР для истребителей. А что работают на НАТО... В отличие от бойцов идеологического фронта, технари всегда найдут и общий язык, и общие темы. МАКС располагает к общению.

– В общем, друга из НАТО никогда не забуду, если с ним подружился в Жуковском. А как же санкции? Например, на Военно-морском салоне зарубежное представительство было минимальным.

– Насколько мне известно, основные игроки аэрокосмического комплекса из Европы и США не сократили своего участия в МАКС, и это главное, а цифровые показатели участников – это вторично. Обсуждали тему санкций с западными партнерами, и они заверили, что найдут способ приехать и пообщаться. В общем, демонстрируют прагматизм и здравый смысл. А к политикам, ратующим за санкции, в деловых кругах Германии и Франции отношение специфическое. И, похоже, не только в деловых, будучи за границей, сам наблюдал, какие надписи пишут на портретах этих политиков.

– Помню самый первый МАКС. Летная программа, бесспорно, была вне конкуренции, а вот окружающее пространство сильно напоминало дикое поле. Сейчас как?

– С каждым годом МАКС все лучше и лучше. Летная программа, как обычно, на высоте, но и инфраструктура уже вполне достойная, поэтому и статическая экспозиция на МАКСе сейчас самая представительная. Не то что на каких-нибудь региональных авиасалонах, скажем, в Австралии или в Южной Африке, где нового практически ничего, а выставлены старые самолеты американского производства. И все-таки МАКС проводится не для того, чтобы утереть нос западным партнерам, а чтобы привлечь внимание нашей общественности к отечественной авиации.

– А какие виды на деловые встречи? Не ожидается ли подписание контрактов?

– Переговоры намечены и с индусами, и с теми же немцами, но это в продолжение уже заключенных контрактов. Хотя все возможно, потому что и у нас есть предложения, и у них – все заинтересованы что-нибудь продать друг другу. Рынок.

– Что же мы можем предложить Западу? Например, к БРЛС «Ирбис» с той стороны не присматривались?

– В свое время, когда мы показали «Ирбис» итальянцам и сказали, что средняя мощность излучения радара 5 кВт, а дальность обнаружения под 400 километров, они сразу же увяли – у них нет таких носителей и нет таких задач. Американцы тоже не купят, у них собственная гордость. Хотя, по нашему мнению, тот локатор c АФАР, который стоит на F-22, не лучший вариант – у него неважные боковые лепестки. Поэтому F-22 и летает на 20 километрах, а если ниже, дальность обнаружения будет никакой. Не зря же американцы запустили программу разработки новой БРЛС. А мы испытывали «Ирбис» на 500 метрах, и параметры не терялись.

– Что-нибудь особенное на МАКСе покажете?

– На этот раз мы впервые полностью продемонстрируем антенную систему для истребителя пятого поколения. Прежде мы выставляли то одну антенну, то другую, сейчас в павильоне ОАК будет продемонстрирована полная конфигурация – передняя антенна, боковая и крыльевая. Еще одна изюминка – активная фазированная решетка цилиндрического типа, которую мы впервые покажем в павильоне концерна ПВО «Алмаз-Антей». Обычно все решетки плоские, и чтобы дать круговой обзор, надо ставить три или четыре домиком. А здесь цилиндр, и за счет специальной системы распределения луч вращается на 360 градусов. Причем уже макет стал выдавать заданные характеристики. Мы его только «причесали», и получился опытный образец. Ну и, конечно же, на МАКСе будет представлен ЗРК «Бук-М2Э» нашей разработки. Но с дополнением. Мы совместно с Ульяновским механическим заводом выставляем еще и тренажер для этого ЗРК, который позволит готовить специалистов, не гоняя аппаратуру и не вырабатывая ресурс.

– А что с «Барсом»? Или потенциальные возможности этой БРЛС исчерпаны?

– Не исчерпаны. «Барс» стоит на Су-30 МКИ, а для Су-30СМ, которые заказали наши ВВС, мы сделали, скажем так, русифицированный вариант «Барса» с учетом новой номенклатуры вооружения, с учетом увеличения дальности обнаружения, нового режима работы и т.д.

– До 400 километров дальности обнаружения на «Барсе» дотянете?

– Если поставить, как на «Ирбисе», 5-киловаттный передатчик. В перспективе такая возможность рассматривается. Но модернизированный вариант «Барса» мы сейчас не покажем, поскольку техзадание было выдано буквально вчера, а вот контракт, возможно, будет подписан как раз на МАКСе.

– Насколько вероятно появление экспортного варианта локатора с АФАР?

– Тема актуальная. С Индией у нас были совместные ОКР, но они протянули время, а у нас уже все на выходе. Теперь, скорее всего, им придется у нас покупать. В общем, экспортный вариант АФАР, естественно, будет.

– Если вы собираетесь продавать локаторы с АФАР, стало быть, для своих ВВС припасено что-то более совершенное.

– Сейчас мы разрабатываем новый вариант АФАР – более перспективный. Он будет технологичнее, надежнее и менее трудоемкий в изготовлении, то есть более адаптированный к серийному производству.

– Есть еще одна проблема – комплектующие. Что будете предпринимать по части импортозамещения?

– Работать только на своей электронной компонентной базе еще никому не удавалось, да и необходимости такой нет. Насколько мне известно, даже у американцев порядка 40% импортных деталей. У нас было 80%, сейчас уже меньше. Поэтому наши предложения: определить номенклатуру наиболее чувствительной элементной базы и организовывать производство у себя. Или только разработку топологии, а производить можно где угодно, хоть в Китае, хоть в Таиланде. Это не критично.

– Времена в экономике непростые, а Минобороны, похоже, не горит большим желанием финансировать инициативные проекты, поскольку результат не всегда предсказуем. Но вкладываться в будущее все равно надо, и как тут без финансового риска?

– Существуют ФЦП по техперевооружению, есть практика постановки НИР и ОКР за счет Минпромторга. Мы участвуем там и там, хотя наверняка все эти программы будут сокращаться. Поэтому приходится разрабатывать инновационные проекты и за свой счет. Самый известный такой проект, это как раз БРЛС «Ирбис» для Су-35, которую мы вскладчину делали с Государственным рязанским приборным заводом и ОКБ Сухого. Потом, когда на «Ирбис» пошел госзаказ, попытались включить в цену затраты и на ОКР. Нам ответили: нет такой статьи. Вот ждем, может, получится компенсировать наши расходы за счет экспортного контракта. Но, несмотря на горький опыт, мы сейчас ведем разработку нового локатора для легких истребителей и беспилотников.

– Надо полагать, он будет легче и еще умнее?


– Умнее уже некуда, а вот легче – раза в три-четыре. Во-первых, за счет размеров, потому что беспилотник все-таки намного меньше, например, Су-27, во-вторых, за счет новых технологических решений.

– Давайте еще раз вернемся к делам давно минувших дней. СУВ «Заслон» для МиГ-31 был принят на вооружение 35 лет назад. И как прошла его модернизация?


– МиГ-31 еще никто не превзошел, и сегодня это практически единственное боевое средство, которое может перехватывать крылатые ракеты, в том числе на малых высотах. А модернизацию для МиГ-31БМ мы провели очень серьезную, почти в два раза увеличили дальность обнаружения – до 300 километров. Кстати, именно за дела давно минувших дней в позапрошлом году экспертный совет Политехнического музея присвоил первому образцу ФАР БРЛС «Заслон» статус «Памятник науки и техники Отечества».

– Новый «Заслон» на МАКСе покажете?

– А что показывать? Все изменения внутри, а внешний вид, по сравнению с изящной решеткой «Ирбиса», сегодня не смотрится – все-таки старая технология. Кстати, для пассивных антенн мы разработали новые фазовращатели, более быстродействующие и более легкие. Считаем, что ниша для пассивных антенн все равно остается, несмотря на стремительное развитие АФАР. Потому что цена на активные антенны сегодня не всем доступна.

– Когда пойдет серийное производство, цена должна стать меньше.

– Смотря насколько серийное. Одно звено – это еще не серийное производство. Вот если самолеты с АФАР будут заказывать в таком же объеме, как в США, тогда другое дело.

– Видимо, разработки НИИП для ПАК ДА тоже не попадут на МАКС-2015, еще рано?

– Пока мы делаем эскизный проект. Естественно, что в проекте аккумулированы все наши наработки по ПАК ФА за 10 с лишним лет и все, что мы получили на «Ирбисе», словом, квинтэссенция. У нас такой задел, который мало кто может предъявить. Полноразмерных АФАР, работающих в нашем частотном диапазоне, сегодня больше ни у кого нет, причем не только в авиационном варианте, но и в наземных комплексах. А наша АФАР, которая стоит на ПАК ФА, летает уже два года. Причем локатор работает устойчиво, все характеристики подтверждаются, но самое главное, не было катастрофических отказов. Периодически мы снимаем антенну с борта, ставим на стенд и сравниваем характеристики, которые были при поставке и стали сейчас, –деградации не отмечено.

– Сколько стран сейчас пользуются продукцией НИИПа?

– Около 40 с учетом того, что только поступает и уже находится там на вооружении. Заявки периодически приходят из самых экзотических стран. Например, недавно окончили модернизацию ЗРК «Куб» для Танзании. Сейчас вот «Бук» в комплекте с СУ-30, оснащенным нашей БРЛС, пошел в Венесуэлу. Провели контрольные стрельбы «Буком», все успешно. Провели испытательные бои на Су-30 – тоже хорошие отзывы. Так что проблем с заказами и предложениями у нас нет. Даже приходится отбиваться.

– Производственных возможностей не хватает?

– Людей не хватает, в первую очередь комплексников – главных конструкторов, которые могли бы возглавить работу. Вот это катастрофа! Молодые ребята у нас хорошие, умные, талантливые, но они достаточно узкие специалисты. И это не их вина, так у нас сегодня устроена система образования – готовят узких специалистов. Когда я заканчивал МВТУ, нам читали не только профильную радиоэлектронику, но и сопромат, и детали машин, и теоретическую механику. Казалось бы, зачем? А это кругозор, понимание взаимосвязи. Потому что главный конструктор должен быть кем-то вроде Леонардо да Винчи, то есть знать все. И даже разбираться в ценообразовании.

– Конечно, какой же Леонардо без сопромата. И что делать, если Минобрнауки не считает этот предмет важным?

– Самим приходится доучивать, причем со школьной скамьи. У нас есть подшефная школа, и мы там организовали радиокружок. Набираем ребят, присматриваемся. Потом наш базовый авиационный техникум и филиал МАИ в Жуковском, где у нас две кафедры. Уже с третьего курса принимаем студентов к себе на работу и ведем их до диплома. В итоге получаем специалиста, отвечающего требованиям НИИПа. Сегодня у нас около 450 молодых специалистов в возрасте до 35 лет, и 20% из их числа уже начальники секторов, лабораторий, отделений, появились и тридцатипятилетние главные конструкторы.

– Продукция НИИПа уже работает не только в небесах, на земле и на море, но и под водой, а в интересах метрополитена – даже под землей. Не собираетесь ли выходить, например, в космическое пространство?

– Отвечу так: на МАКСе мы покажем далеко не все, что есть у нас в рабочем портфеле.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 августа 2015 05:18
    Такой процент импортных комплектующих все же настораживает.
    1. 0
      22 августа 2015 09:02
      Цитата: Бронеоптимист
      Такой процент импортных комплектующих все же настораживает.

      Не все так плохо в нашем королевстве.Диалог из недавней беседы о своем производстве компьютеров
      - Не ужели все коммлектующие мейд ин Рашиа?
      - Разумеется. Кроме тех, что дешевле купить в Китае
      1. 0
        22 августа 2015 14:49
        Цитата: Tusv
        - Не ужели все коммлектующие мейд ин Рашиа?
        - Разумеется. Кроме тех, что дешевле купить в Китае

        -------------------
        Новый наш 8-ядерный процессор "Эльбрус" анонсируют уже по 28-нм технологии с тактовой частотой 1,3 МГц. Наверное в Тайване делать будут, наше оборудование вряд ли позволит...
        P.S. Для примера, мой ноутбучный Core-I5 2-поколения на 32нМ, ноуту 3 года...Сейчас новые процессоры на 22нМ технологии...
        1. 0
          23 августа 2015 11:38
          Цитата: Altona
          Цитата: Tusv
          - Не ужели все коммлектующие мейд ин Рашиа?
          - Разумеется. Кроме тех, что дешевле купить в Китае

          -------------------
          Новый наш 8-ядерный процессор "Эльбрус" анонсируют уже по 28-нм технологии с тактовой частотой 1,3 МГц. Наверное в Тайване делать будут, наше оборудование вряд ли позволит...
          P.S. Для примера, мой ноутбучный Core-I5 2-поколения на 32нМ, ноуту 3 года...Сейчас новые процессоры на 22нМ технологии...



          В Китае все дешевле купить. Только качество той электроники не очень понятно. И на военной технике то.

          Сейчас новые процессоры у Интела уже 14 нМ. А скоро 10 нМ анонсируют.
  2. +3
    22 августа 2015 05:28
    Очень позитивная статья! Отлично поступили введя такую программу по обучению специалистов! Особенно понравилась идея с подшефными школами. Почему бы остальным предприятиям так не сделать?? Это же ещё делалось в СССР, ростили кадры начиная со школьной парты, а сейчас с ЕГЭ..., наше образование не очень... У самого дочка и ей через 3 года идти в школу. С удовольствием бы отдал бы её в такую школу. Мечтаю, что бы она стала инженером))
    1. +4
      22 августа 2015 07:21
      А моей 17-ть. Готов глотку перегрызть за нее. Далеко правда,в Лондоне. разве что по скайпу связь.
      И образование там ТУПОЕ. am
  3. +1
    22 августа 2015 05:49
    Не стоят наши научники на месте. Это хорошо, но внедрять в ВПК новое и новейшее, одна из самых сложных задач.
    Пока все чиновничьи барьеры пройдут, новое становится старым.
    Это, к сожалению, наша действительность.
    1. 0
      22 августа 2015 07:59
      Там не только чиновничьи барьеры. Испытания длительные, особенно на ресурс. И без них никак. Надежность в такой технике - основа всего.
    2. 0
      23 августа 2015 11:57
      А Вы почитайте как новое внедряется на западе, там тоже всё не очень камилфо
  4. +4
    22 августа 2015 09:39
    Очень правильно, что НИИП в инициативном порядке разрабатывает новые образцы техники. Нужно только, чтобы государство объявляло конкурсы по тематике с оплатой победителю расходов на НИОКР его изделия. Тогда все будут заинтересованы двигать науку вперед, а не в бок!
    И второе. Порадовало, что хваленый F-22 не такая уж вундервафля, и видеть далеко может лишьс 20км. Но и его там прекрасно видно, несмотря на стелс-технологии...Так что пускай мотают сопли на кулак и поприжмут уши, чтобы по ним не получить.
  5. 0
    22 августа 2015 12:48
    Радует, что есть кое-что и в загашнике. И есть перспектива.
  6. +1
    22 августа 2015 13:27
    Очень хорошая статья, читать было просто приятно, одни положительные эмоции, в последнее время это редкость. Автор молодец!
  7. +3
    23 августа 2015 08:10
    Статья хорошая, эмоции положительные. В общем хорошая большая бочка мёда.Позитивная.Но мне хотелось бы о дёгте.Меня интересует вопрос с процессом Байкал?Аннотация что появился такой процессор прошла.Но насколько я понял производить его тоже будут на Тайване? Ни характеристик ни технологии по нему нет.Теперь по системам "Реального Времени". На двигатели ЯМЗ, не буду перечислять модели, и двигатели КАМАЗ, поколений Евро-3 и выше ставится топливная аппаратура БОШ как в электронном так и в механическом вариантах. Это основные двигатели на военных шасси и может сложится такая ситуация что, не дай бог, не запустится ни одна машина где стоят микропроцессорные системы.Это не голословное утверждение. Уже были такие случаи на компрессорах высокого давления китайского изготовления.При проверке контрольных точек покзывало всё нормально.Код ошибки не высвечивался.Мы сделать ничего не могли.Программа перепрошивки восстановить запуск не могла.Приезжали китайцы, подключали флешку через специальный переходник и всё восстанавливалось.Они не пользовались ни ноутбуком ни сканером.Значить знали где зашита закладка.То что они хотели срубить капусту,исключено,компрессоры были гарантийными и мы пытались восстановить запуск в пределах дозволеных договором.Самое интересное, что даже простой компрессора китайцы оплачивали.Не получится что получим удар откуда неждали. Поэтому в первую очередь надо развивать свою микропроцессорную промышленость.И куда девать чипы которые не взяла армия, будет куда.Тем более я читал как распределяются кристаллы после изготовления Военные забирают не более 15% от выхода кристаллов с одной пластины кремния,остальные имеют какие-либо дефекты.И вот от того какие это дефекты и идёт распределение по отраслям потреления.P.S. Altona мой ноутбучный пентиум 22нм ничем не отличается в лучшую сторону,кроме того что в режиме оффиса стал работать в два раза дольше да полегчал на полкило по сравнению с прешественником который сгорел.Выпущен в октябре 2014.Поэтому несчитаю что чем тоньше тем лучше. Его аналог на 32нм чуть больше потребляет энергии зато работает стабильнее.
  8. +1
    23 августа 2015 23:48
    Качество изделий, если сделано на госпредприятии промаркированое как положено,хорошее ибо за систематический брак или халтуру могут намазать лоб зелёнкой.Статья;За подрыв "Государственного престижа".У частника, как нарвёшься.Но самая паршивая та что привозят наши торгаши.При каждом крупном госпредприятии есть учебные центры,где они готовят молодые кадры.Так вот вся некондиция идёт в эти самые центры а мало-мальски работоспособная продукция по низким ценам идёт в продажу.Вот такие товары обычно и закупают наши торгаши.Я выше и раньше писал про компрессора и закладки.Так вот первыми стали ставить закладки китайцы или по крайней мере,выловили у них. Впервые я прочитал об этом в журнале"ЖЕЛЕЗО". Кому интересно,смотрите архивы журнала за 2006-2009годы.Обнаружили в процессорах "Интел".