Yakovlev Yak-28 aircraft

Yakovlev Yak-28 aircraft


History The creation of the YK-28 high-speed front bomber originates from the decree of the USSR Council of Ministers on March 28 of the year 1956, according to which, based on the serial Yak-115, the OKB-26 should develop and assemble the new machine, which received the YK-129 designation or 129 product. Initially it was planned to design the car for turbojet VK-11 engines, which had a significant increased traction power, but later it was decided to abandon their installation in favor of a simpler TRD engine P-11-300.



Yak-28L and Yak-28I in the final assembly shop of the Irkutsk aircraft factory


The first prototype of the car was built by the beginning of the 1958 of the year, and after accelerated 5 factory tests in March of the same year, the aircraft, designated YAK-28, was first lifted into the air. Piloted the new test-plane aircraft VM. Volkov, however, during the flights, it turned out that the P-11-300 turbojet engines installed on the new car were not powerful enough and did not allow the bomber to achieve the speed and altitude indicators set in the technical task. After eliminating all the flaws and flaws on the prototype machine, which received the designation YAK-28-2, new aircraft engines Р-11АФ-300 and РБСН-2 (radio navigation system of near navigation) "Svod" were installed. Also new gondolas were installed, equipped with a Laval nozzle, allowing to increase engine thrust. The skin of the wing root was replaced with steel to increase strength. In order to reduce fuel consumption, the design of the air intake was changed, now it was equipped with a two-position cone, which was extended when the optimum speed was reached. During the tests, the flight was also carried out with a 1500-kilogram bomb mock-up and supersonic bombing. The aircraft under the designation “product B” successfully passed the tests, which lasted from September 1959 to May 1960, which showed quite good results for that time, for example, the maximum speed with a full bomb load (1,2 tons) was 1400 km per hour with an afterburner 1500 km per hour After that, it was launched into a series and received the designation YAK-28 (Brewer-A - the classification assigned to the car in NATO), was produced at the aircraft factory No. 39 of the city of Irkutsk. The armament of the first serial bomber, in appearance not much different from the “product B” Yak-28, consisted of 23-mm aircraft gun HP-23, which was later replaced with a twin aircraft gun GSH-23L. The maximum take-off weight with a full bomb load of 3000 kg was equal to 15000 kg, the fuel supply of 4550 liters ensured a flight range of almost 2000 km with a maximum speed of 1900 km per hour. The total bearing area of ​​the wing 35,25 square. m., the span of the 11,78 meter, the total length of the 20,02 machine meter and the height of the 4,3 meter. A total of 42 machines were manufactured: five YAK-28 and 37 aircraft of the YAK-28B model, differing from the previous ones by installing the radar sight RPB-3, which replaced the outdated optical OPB-115.



Next was the project YAK-28BB with the possibility of vertical take-off and the P-27AF and P-39P-30 engines installed on it, but then the prototype did not progress and the work was stopped. In addition to the Yak-28 supersonic high-altitude bomber, under the designation Yak-28BI in 1963, the reconnaissance aircraft equipped with the Bulat radar was designed, built, and then launched into serial production, and the 50 of Yak- 188P (tactical reconnaissance), produced up to 28 year. As a scout, another version of the machine was designed, called the YAK-1970RL, which was planned to be equipped with TARK-28 (television missile system), but was not built and tested. At the end of 1 of the year, another model was put into operation and put into service by the large Yak-XNumxI series or the “1963I product”. It differed from its predecessors, first of all, by a fuselage that was increased by more than 28 mm, the round shape of air intakes and the installation of the “Initiative-28” radar. He also had an increased fuel reserve, which allowed him to stay in the air longer without refueling. The total number of machines built this modification 500.



Also, interceptors were designed and built on the basis of the Yak-28, one of them - the Yak-28P supersonic all-weather interceptor, developed in 1960, was released in quite a large number - 435 machines. By a strange coincidence, it was not officially accepted into service with the USSR Air Force, however it entered the troops and was operated until the 80s of the last century. The plane had a metal fuselage of circular cross section in the front part and turning into an oval section in the tail section. The wing sweep angle is 45 degrees. In this modification, engines equipped with aviation kerosene T-1 or TC-2 equipped with an autonomous system for launching the TRDR-11АФ2-300 and an anti-icing system were installed on the reinforced gondolas. In the central part of the fuselage there were six fuel tanks having a total volume of 5270 liters, in addition to some cars additional fuel tanks with a capacity of 1000 liters were installed, which were located in the wing console. Bicycle-type chassis, retractable in specially designed fuselage compartments, two-wheel front and rear supports, one-wheel wing. The flight range of the Yak-28P was increased to 2370 km, and thanks to the fuel supply of more than 7000 liters, the total time spent in the air was more than 2 hours, the practical ceiling increased to 14500 meters. In addition to the GSH-23L gun, the armament of the interceptor also included two K-8М-1 or К-98 air-to-air missiles and two РР-30 or Р-60 airborne missiles located under the console in the wing pylons. The crew of the car consisted of two people and was placed in a common cabin one after another. For most of the cars produced, the course automatic (autopilot) AK-28К-1 was installed.




Author:
Max Belyaev
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Самолеты Яковлева Як-28

Самолеты Яковлева Як-28


История создания скоростного высотного фронтового бомбардировщика ЯК-28 берёт своё начало с постановления Совета Министров СССР от 28 марта 1956 года, согласно которому ОКБ-115 должно на базе серийного ЯК-26 разработать и произвести сборку новой машины, получившей в дальнейшем обозначение ЯК-129 или «изделие 129». Первоначально планировалось проектировать машину под турбореактивные двигатели ВК-11, имевшие значительную повышенную тяговую мощность, однако в дальнейшем было принято решение от их установки отказаться в пользу более простого двигателя марки ТРД Р-11-300.

Самолеты Яковлева Як-28

Як-28Л и Як-28И в цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода



Первый опытный экземпляр машины был построен уже к началу 1958 года, и после ускоренных заводских испытаний 5 марта того же года самолёт, получивший обозначение ЯК-28, впервые был поднят в воздух. Пилотировал новый самолёт летчик-испытатель В.М. Волков, однако в ходе полётов выяснилось, что установленные на новой машине турбореактивные двигатели Р-11А-300 оказались недостаточно мощными и не позволяли бомбардировщику добиться скоростных и высотных показателей, установленных в техническом задании. После устранения всех недостатков и недоработок на опытную машину, которая получила обозначение ЯК-28-2, были установлены новые авиационные двигатели Р-11АФ-300 и РБСН-2 (радиотехническая система ближней навигации) «Свод». Также были установлены новые гондолы, оснащенные соплом Лаваля, позволяющие увеличить тягу двигателей. Обшивка корневой части крыла для повышения прочности была заменена на стальную. В целях снижения расхода топлива была изменена конструкция воздухозаборника, теперь он был оснащен двухпозиционным конусом, который выдвигался при достижении оптимальной скорости. В ходе испытаний также был осуществлен полёт с 1500-килограммовым макетом бомбы и бомбометание на сверхзвуковой скорости. Самолёт под обозначением «изделие Б» успешно прошел испытания, продолжавшиеся с сентября 1959 по май 1960 года, на которых показал неплохие для того времени результаты, к примеру, максимальная скорость с полной бомбовой нагрузкой (1,2 тонны) составила 1400 км в час при форсаже 1500 км в час. После чего он был запущен в серию и получил обозначение ЯК-28 (Brewer-A - классификация, присвоенная машине в НАТО), выпускался на авиационном заводе №39 города Иркутска. Вооружение первых серийных бомбардировщиков, по внешнему виду мало чем отличавшихся от «изделия Б» ЯК-28, состояло из 23-мм авиационной пушки НР-23, которую в дальнейшем заменили спаренной авиационной пушкой ГШ-23Л. Максимальная взлётная масса при полной бомбовой загрузке 3000 кг равнялась 15000 кг, запас топлива 4550 литров обеспечивал дальность полёта почти 2000 км при максимальной скорости 1900 км в час. Общая несущая площадь крыла 35,25 кв. м., размах 11,78 метра, полная длина машины 20,02 метра и высота 4,3 метра. Всего было изготовлено 42 машины: пять ЯК-28 и 37 самолётов модели ЯК-28Б, отличавшихся от предыдущего установкой радиолокационного прицела РПБ-3, который заменил устаревший оптический ОПБ-115.

Самолеты Яковлева Як-28


Далее был проект ЯК-28ВВ с возможностью вертикального взлета и установленными на нём двигателями Р-27АФ и Р-39П-30, но далее опытного экземпляра машины дело не продвинулось, и работы были прекращены. Помимо сверхзвукового высотного бомбардировщика ЯК-28, под обозначением ЯК-28БИ в 1963 году был спроектирован, построен, а затем запущен в серийное производство самолёт-разведчик, оснащенный радиолокационной станцией «Булат», всего было выпущено 50 машин этой модификации и 188 самолётов ЯК-28Р (тактический разведчик), выпускавшихся вплоть до 1970 года. Как разведчик проектировался еще один вариант машины, получивший название ЯК-28РЛ, который планировалось оснастить ТАРК-1 (телевизионный ракетный комплекс), но построен и испытан не был. В конце 1963 года был построен еще один образец, принятый на вооружение и выпущенный большой серией ЯК-28И или «изделие 28И». От предшественников он отличался, прежде всего, увеличенным более чем на 500 мм фюзеляжем, круглой формой воздухозаборников и установкой новой РЛС «Иннициатива-2». Также имел увеличенный топливный запас, что позволяло дольше находиться в воздухе без дозаправки. Общее количество построенных машин данной модификации 225.

Самолеты Яковлева Як-28


Также на основе ЯК-28 проектировались и строились перехватчики, один из них - сверхзвуковой всепогодный перехватчик ЯК-28П, разработанный в 1960 году, - был выпущен довольно в большом количестве - 435 машин. По странному стечению обстоятельств, официально на вооружение ВВС СССР не принимался, однако поступал в войска и эксплуатировался до 80-х годов прошлого столетия. Самолёт имел цельнометаллический фюзеляж круглого сечения в передней части и переходящий в овальное сечение в хвостовой. Угол стреловидности крыльев равен 45 градусам. На этой модификации в усиленных гондолах устанавливались двигатели, работающие на авиационном керосине марки Т-1 или ТС-2, оснащенные автономной системой запуска ТРДР-11АФ2-300 и системой, предотвращающей обледенение. В центральной части фюзеляжа размещались шесть топливных баков, имеющих общий объём 5270 литров, в дополнение на некоторые машины устанавливались дополнительные топливные баки вместимостью 1000 литров, которые размещались в консоли крыла. Шасси велосипедного типа, убирающееся в специально предназначенные отсеки фюзеляжа, передние и задние опоры двухколёсные, крыльевые - одноколесные. Дальность полёта ЯК-28П была увеличена до 2370 км, и благодаря запасу топлива более 7000 литров общее время нахождения в воздухе составило более чем 2 часа, практический потолок увеличился до 14500 метров. Вооружение перехватчика помимо пушки ГШ-23Л включало также две управляемые ракеты (УР) класса воздух-воздух К-8М-1 или К-98 и две УР Р-30 либо Р-60, размещенных под консолью в пилонах крыла. Экипаж машины состоял из двух человек и размещался в общей кабине друг за другом. На большей части выпущенных машин устанавливался автомат курса (автопилот) АК-28К-1.

Самолеты Яковлева Як-28

Самолеты Яковлева Як-28

Самолеты Яковлева Як-28

Самолеты Яковлева Як-28
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Vadivak 2 ноября 2011 22:07
    Была еще одна машина Як-28-64.



    Но не пошла, Су-15 был на голову выше
  2. VoenPens94 7 ноября 2011 15:49
    Служил техником на этих замечательных машинах 5 лет в ГСВГ (11 ОРАП) и 2 года в ОдВО (511 ОРАП). В статье есть ряд неточностей. Так, например, автомат курса и автопилот - это совершенно разные вещи. Автопилот - это понятно что такое. А вот автомат курса - всего навсего компенсирует разницу в тяге двух двигателей (в том числе, при отеазе одного двигателя) путем отклонения руля направления, сравнивания давления воздуха за компрессорами двигателей. И не упомянуты ещё, по крайней мере, три модификации: ЯК-28У - "спарка", учебный самолет (кто служил в Камне-на-Оби, тот знает); ЯК-28РР - радиационная разведка; ЯК-28ПП - постановщик помех, на которых и отпахал все эти годы. За всю мою службу только одна катастрофа (март 1970г.)!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня