Корея: общая судьба и общий рок
В не менее щекотливом положении находится и её оппонент Ким Чен Ын. После провала экономических реформ и откровенной симуляции бурной деятельности, вроде создания уникального часового пояса ему необходимо укрепить свой авторитет. Показать слабость перед врагом он не имеет права, ибо подобное поведение будет означать потерю авторитета внутри страны с перспективой быть свергнутым, что в северокорейских условиях равносильно смертному приговору. Ким Чен Ын скорее пойдёт на эскалацию, видя её наименьшим из зол.
Впрочем, рассматривать вероятность прямого вооруженного столкновения только через призму личностей лидеров было бы неправильно. Изменился и сам мир. Крах государственных границ в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, вкупе с финансовым кризисом и падением цен на нефть принесли в мир предгрозовое ожидание, которое теперь докатилось и до Дальнего Востока. Граждан РК и КНДР так долго убеждали в том, что однажды полуостров будет объединён, что нынче, в удушающей атмосфере приближающейся войны, одному из лидеров достаточно просто объявить, что «время пришло».
Если нынешний конфликт будет так или иначе урегулирован, то нет никакой гарантий, что он не вспыхнет снова через пять, десять или пятнадцать лет. Не будем касаться военных подробностей гипотетического столкновения, предоставив разбирать их компетентным специалистам уровня Академии Генштаба. Упомянем лишь несколько очевидных фактов. Линия разграничения между Северной и Южной Кореей по большому счёту не граница, а линия фронта. За десятилетия она превратилась в мощнейший укрепрайон, штурмовать который ни одна из сторон не сможет без серьёзных потерь. Следовательно, удар, вероятнее всего, будет нанесён в обход демилитаризованной зоны путем высадки десанта с моря. Сегодня на операцию такого масштаба способна лишь одна страна в мире — Соединённые Штаты Америки. Кстати, на недавних учениях военные Южной Кореи и США отрабатывали именно такой сценарий, что вызвало негодование Пхеньяна и все последующие события.
Технически Южная Корея наголову превосходит КНДР. Измерить боевой дух северокорейцев невозможно, кроме того, никто не докажет, что корейцы южные не могут или не хотят воевать. Это Азия и тут любой вопрос становится принципиальным, любая позиция — непримиримой, с соответствующим уровнем жестокости на поле боя и оккупированных территориях. Гражданские же войны тем и страшны, что своих убивают с большим упоением, чем чужих.
Если же говорить о главных выгодополучателях, то здесь в первую очередь следует назвать США. Вашингтон выигрывает в любом случае. Если война не начнётся, то Сеул лишь теснее привяжется к сюзерену. Начнётся — американский ВПК хорошо заработает на поставках оружия, а у Китая и России под носом возникнет ещё один источник проблем. Создание единой Кореи со столицей в Сеуле тоже вполне отвечает американским интересам. Ведь южнокорейское правительство имеет свои отложенные территориальные претензии и к России (Ноктундо) и к Китаю, которые владеют землями, исторически входившими в состав корейских государств. Позиции же единой Кореи будут куда сильнее, чем двух ослабленных осколков.
Россия защищать КНДР точно не станет. Китай, судя по всему, тоже. Пекин уже показал, что не желает ввязываться в крупный конфликт: во время недавних пограничных стычек с Бирмой лидеры Поднебесной проявили удивительную сдержанность. Вступать в схватку ради КНДР, с которой отношения изрядно ухудшились, Си Цзиньпин едва ли рискнёт. Япония также останется в стороне, в лучшем случае взяв на себя транспортную поддержку, как это было во время прошлой Корейской войны. Токио тут представит свои аргументы в виде Конституции и непростого исторического наследия. В действительности Страна восходящего солнца не собирается посылать своих солдат ради воссоздания прямого геополитического конкурента. Да и приглашение японских военных на полуостров станет политическим самоубийством для любого южнокорейского лидера. Американцы же — другое дело.
Российские интересы на полуострове вполне очевидны. Хотя КНДР много десятилетий является клиентом Пекина, а не Москвы, для РФ режим Кимов является относительно спокойным и предсказуемым соседом. Война с её неизбежными составляющими (беженцы, перелёты шальных снарядов через границу и т. д.), а также гипотетическое появление на наших границах нового субъекта, развитого в экономическом и военном плане, не сулит ничего хорошего. Поэтому миротворческие заявления российского МИДа вполне объяснимы. Другим интересным моментом является то, что у обеих Корей на вооружении состоит изрядная доля советской и российской военной техники. У КНДР она, конечно, куда выше, но и Республики Корея найдётся несколько десятков таков Т-80 и БМП-3.
Возвращаясь же к сегодняшней обстановке в регионе, можно констатировать, что переговоры между двумя сторонами закончились именно тем, чем и должны были, и никаких сюрпризов не принесли. Возможно, оно и к лучшему, поскольку предсказуемый противник всегда лучше непредсказуемого.
Информация