Экспериментальный высотный самолёт «Proteus»

17
Proteus — экспериментальный высотный самолет, разработкой которого занималась американская компания Rutan Aircraft, позднее превратившаяся в Scaled Composites Incorporated. Первоначально самолет создавался как мобильный центр обеспечения связи, однако в дальнейшем развился в полноценную многоцелевую платформу, при помощи которой возможна в том числе и доставка пассажиров на суборбитальные корабли. Самолет успел установить ряд рекордов, в частности рекорд высоты полета — 19.015 метров. При этом летательный аппарат прославился не только своими возможностями, но и экстравагантным внешним видом, который позволяет зачислить Proteus в число самых необычных самолетов в истории.

Изначально главной задачей самолета Proteus представлялось оперативное развертывание на любой территории высокоскоростных систем связи. Для этого самолет мог нести антенну диаметром до 5-6 метров. Но вскоре после проведения первых испытаний данный проект было решено заморозить, и самолет начали использовать для иных целей, к примеру, для изучения распределения в атмосфере радиоактивных элементов и водяного пара. При этом для проведения каждого эксперимента под брюхом самолета монтировали соответствующий блок научной аппаратуры.

В итоге Proteus предстал многоцелевой платформой, на которой можно было создавать летательные аппараты самого разного назначения:

— самолет, предназначенный для развертывания коммерческих систем связи внутри мегаполисов (3 самолета могут обеспечить круглосуточное вещание);
— самолет-разведчик, возможно использование, как БПЛА;
— связной самолет и самолет, предназначенный для передачи данных;
— самолет для метеорологических наблюдений;
— самолет, предназначенный для запуска на орбиту микроспутников (массой до 32 кг);
— самолет для доставки пассажиров (до 3 человек) на суборбитальные корабли.



Самолет Proteus отличался наличием модульной конструкции. Первый полет необычного летательного аппарата состоялся 26 июля 1998 года. Продолжительность первого полета составила всего 1 час 40 минут, он проходил на высоте 3600 метров, а скорость полета составляла 185 км/ч. Окончательные испытания и последующая сертификация самолета были запланированы на 2001 год. При этом существовали амбициозные планы по строительству 100 таких самолетов по программе High Altitude Long Operation — HALO. Общая стоимость работ оценивалась в 760 миллионов долларов. Помимо этого самолеты планировалось сдавать в аренду. Однако этим планам не суждено было сбыться. Экспериментальный самолет Proteus был построен в одном единственном экземпляре.

Самолет можно было бы использовать в рамках амбициозной программы HALO. Суть программы заключалась в том, что использование спутников для обеспечения всех видов беспроводной связи в пределах современных крупных городов — это дорогое удовольствие. В то же время программа HALO, предложенная компанией Angel Technologies, давала существенно более дешевую альтернативу спутникам. Программа базировалась на использовании высотных самолетов Proteus, которые могли находиться в небе до 14 часов на высоте 18-20 км. Всего три таких летательных аппарата, оснащенные приемопередающей аппаратурой и подфюзеляжной антенной решеткой с рабочим диапазоном 38-40 ГГц, сменяя друг друга, могли обеспечить устойчивую передачу сигналов на территорию, диаметр которой составлял 50-75 миль.

Проведенные специалистами компании Angel Technologies расчеты показывали, что созданная при помощи двух самолетов Proteus региональная сеть будет дешевле спутниковой. При этом передача сигнала осуществлялась бы лишь на густонаселенный регион, чего не мог обеспечить ни один спутник, а использование электрической энергии уменьшалось в 10 раз. Помимо этого, любое решение о запуске в космос спутника ставит на кон инвестиции в миллиарды долларов, в то время как проект HALO предполагал гораздо меньший объем затрат и мог внедряться поочередно, лишь тогда и там, где в этом действительно была потребность. Немаловажным представлялось и то, что на самолетах Proteus, в отличие от космических спутников, оборудованием можно было постоянно модернизировать. Предполагалось, что трансляция будет вестись с высоко летающих по кругу самолетов, что позволило бы отказаться от расположения в пределах крупных городов сети ретрансляторов, а также телевышек.



Однако программа HALO так и не была реализована, но сам самолет использовался в различных целях и экспериментах. К примеру, в 2002 году самолет поднимал в небо специальную 10-метровую мишень, обладающую двумя тысячами оптических сенсоров, по которой отрабатывалось наведение лазеров с земной поверхности. А для исследования высотных перистых облаков и образования в них ледяных кристаллов, оказалось очень полезной возможность нарастить крылья летательного аппарата с целью увеличения подъемной силы. Возможность совмещения в Proteus обычного, дистанционного и автоматического пилотирования превратила самолет в удобное средство отработки технологий совершения автономного полета. На тот случай, если бы что-то в полете пошло не так, экипаж мог вмешаться в ситуацию и предотвратить неприятности. Самолет был оснащен высокоскоростной спутниковой системой связи, которая допускала управление машиной для пилота-оператора, даже когда он находился далеко за горизонтом.

Пожалуй, самые интересные эксперименты, в которых принимал участие самолет Proteus, были осуществлены в 2002-2003 годах, когда на нем проводились испытания системы аппаратуры DSA (detect, see, avoid — «обнаружить, увидеть, обойти»). Самолет специально направлялся по курсу опасного сближения с другими летательными аппаратами — от обыкновенных гражданских самолетов до истребителей F/A-18, причем иногда сразу с двумя самолетами. При этом в первой серии проведенных экспериментов все самолеты были оснащены транспондерами, которые позволяли обнаруживать друг друга в небе. А в 2003 году на борту Proteus появился радар, который позволял машине успешно избегать столкновения даже с самолетами, которые с ним не «сотрудничали».

До этого еще в 2000 году на самолете Proteus был установлен ряд мировых авиационных рекордов. К примеру, самолет достиг наибольшей высоты устойчивого горизонтального полета для реактивных самолетов с массой менее 6 тонн — 19 015 метров, а также максимальной высоты полета с полезной нагрузкой в 1 тонну — 17 067 метров.



Летно-технические характеристики Proteus:

Габаритные размеры: длина — 17,17 м, высота — 5,38 м, размах крыльев передних — 16,76 м, задних — 23,77 м, площадь крыльев — 44,5 кв. м.
Масса пустого самолета — 2660 кг.
Максимальная взлетная масса — 5670 кг.
Масса топлива — 2800 кг.
Силовая установка — 2 ТРДД Williams-Rolls FJ44-2E, тягой 10,22 кН каждый.
Максимальная скорость полета — 504 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 352 км/ч.
Скороподъемность — 17 м/с.
Продолжительность полета — 14 часов при удалении от базы на 1850 км.
Практический потолок — 19 000 м.
Экипаж — 2 пилота и 1 пассажир.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/proteus.html
http://www.pcweek.ru/infrastructure/article/detail.php?ID=57582
http://innowire.ru/tech/vysotnyj-universal
http://www.scaled.com/projects/proteus
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 августа 2015 06:16
    Конструктор Берт Рутан всегда создавал очень оригинальные машины! И, как правило, из интересных
    материалов. Один пенопласт, утепленный стекловолокном чего стоит...
    1. +10
      26 августа 2015 08:35
      Цитата: АлНиколаич
      Один пенопласт, утепленный стекловолокном чего стоит...

      Прошу прощения, "утепленный" или "усиленный"? Пенопласт и без стекловолокна хороший теплоизолятор...
  2. +4
    26 августа 2015 07:52
    Интересный самолет. И наша "Геофизика" где-то примерно на той же свалке пылится...
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +12
      26 августа 2015 11:54
      Цитата: inkass_98
      Интересный самолет. И наша "Геофизика" где-то примерно на той же свалке пылится...

      Может статься, не запылится...
      М-55 «Геофизика» (по кодификации НАТО: Mystic-B) — советский высотный дозвуковой разведчик.
      Построен по схеме цельнометаллического полумонококового высокоплана со свободнонесущим крылом нормальной аэродинамической схемы.


      Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева и немецкий институт Альфреда Вагнера, находящийся в Потсдаме, подписали контракт об использовании российского высотного самолета М-55 "Геофизика" в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim.
      Об этом сообщила пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации. Проект нацелен на изучение атмосферы и климата Земли. Начало полетов в его рамках запланировано на январь 2016 года. Основные исследовательские полеты будут выполнены летом 2016 года в Индии.
      По словам главного конструктора мясищевского предприятия Геннадия Беляева, М-55 обладает уникальными характеристиками. Самолет способен длительное время летать на высоте до 21,5 км и нести до двух тонн научного оборудования на своем борту.
      На основании данных, собираемых "Геофизикой" в стратосферных слоях, создается математическая модель динамики изменения атмосферы в глобальном масштабе. На основе чего можно достаточно точно прогнозировать изменения климата Земли через 20, 30, 50 лет. Мониторинг ведется в районах наиболее интенсивного перемещения воздушных масс - Арктике, Антарктиде, тропиках. Руководитель научно-исследовательского проекта StratoClim доктор Фред Стро подчеркивает, что без использования высотного российского самолета-разведчика долгосрочный и верный прогноз было бы сделать очень проблематично.
      В экспедиции в Индию в 2016 году россиянам предстоит взаимодействовать с коллегами из 25 научных институтов и учреждений Европы. На самолете предполагается использовать до тридцати различных научных приборов массой от 12 до 398 кг.
      1. +2
        26 августа 2015 13:06
        спасибо за информацию....НЕ ОЖИДАЛ...
    3. Комментарий был удален.
    4. gjv
      +6
      26 августа 2015 11:59
      Цитата: inkass_98
      И наша "Геофизика" где-то примерно на той же свалке пылится...


      Ранее М-55 "Геофизика" уже выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, Австралией и Африкой. Отзывы самые восторженные. Кстати, М-55 удалось зафиксировать самую низкую температуру атмосферы. Удивительно, но страшно холодно оказалось не в районе Арктики или Антарктики, а над Индийским океаном. Именно там приборы показали минус 91,8 градуса по Цельсию.
      Сегодня М-55 "Геофизика" единственный в своем роде высотный самолет-разведчик, используемый в интересах всего мирового научного сообщества. А ведь создавался он в СССР, в рамках очень секретного военного проекта, и был едва не закрыт, когда у военных нужда в нем пропала.
      Этот самолет изначально был окружен ореолом таинственности. В НАТО так и не смогли определить, для чего в Советском Союзе создают дозвуковую реактивную машину с огромным размахом крыльев, почти сорок метров, и каковы ее характеристики. Поэтому ей присвоили интригующее имя Mystic.
      Цитата: igordok
      Красивый самолет должен летать красиво

      ИМХО М-55 "Геофизика" красивее Proteusа.
    5. Комментарий был удален.
    6. gjv
      +4
      26 августа 2015 12:17
      Цитата: inkass_98
      И наша "Геофизика" где-то примерно на той же свалке пылится...

      Разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолёта М-55У. Ведутся работы по созданию двухместного самолёта высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлинённый фюзеляж.
      По заказу иностранных частных компаний предполагается создание версии самолёта для запусков воздушным стартом суборбитального космоплана для космического туризма.

      М-55 борт. № 55204, сер. № 5520202
      Москва - Жуковский (Раменское) (UUBW), 12 августа 2012. Владислав Перминов (c)
      1. +6
        26 августа 2015 13:33
        Вы бы еще добавили, что 55204 - ЕДИНСТВЕННЫЙ летающий из 5 построенных: 2 разбились, 2 непригодны к эксплуатации... И воздушный старт... 1500кг полезной нагрузки - что запускать будем: наноспутники? Но машина красивая....
  3. +3
    26 августа 2015 07:57
    Чёт на мой дилетантский взгляд кажется, что у самолёта с такими ТТХ должно было быть большое будущее. А оно вон оно как получилось...И всё-таки: почему он не стал выпускаться серийно? Ведь даже если использовать его возможности в научных целях, то понадобились бы сотни машин по всему миру...
    Завидно, если честно. И грустно как-то...
  4. +3
    26 августа 2015 08:15
    Красивый самолет должен летать красиво . Этот самолет я бы не назвал красивым. Оригинальным, но не красивым.
  5. +1
    26 августа 2015 12:41
    Очень интересные машины, Протеус и Геофизика.
  6. +1
    26 августа 2015 14:23
    геофизику нужно снова в ограниченную серию запускать. Самолёт нужный и полезный. И красивее Протеуса :)
  7. Kir
    +1
    26 августа 2015 14:40
    Кто-бы что не говорил, но по мне многие машины "гения" по версии вики от авиации Б.Рутана, можно даже сказать не то что не красивы, а даже уродливы. Кстати вообще не понял за каким самолёту дали такое имя - Протей, по каким вариантам не возьми всё равно неясно как притянуть. Касаемо любимого стекловолокна, ну тут амерам равных нет, всюду будут пихать продукцию от своих- дюпоинт, если только не совсем край, ну просто не возможно выжать из своих материалов необходимых характеристик.
    1. +1
      27 августа 2015 00:49
      Цитата: Kir
      не понял за каким самолёту дали такое имя - Протей, по каким вариантам не возьми всё равно неясно как притянуть.

      Proteus (Протей) — в древнегреческой мифологии морское божество, сын Посейдона.
      Согласно легендам мог принимать различные облики и обладал даром прорицания

      В статье написано, что Proteus - самолет модульной конструкции.
      То есть самолёт может свой менять облик, как и мифический морской бог.

      Самолет создавался как мобильный центр обеспечения связи.
      По старинному мы это качество можем назвать даром предвидения.
      1. Kir
        0
        27 августа 2015 02:26
        Всё это по персонажу читал, но к авиации тем более что она даже не морская, какое сей персонаж имеет отношение.
  8. 0
    27 августа 2015 04:30
    У Протеуса более сложная аэродинамическая конструкция, полагаю, сложнее и управление.
    Судя по размеру воздухозаборников, у Геофизики более мощный, и как следствие более прожорливый двигатель, но и масса самих экранопланов разнится раза в два. Так что ТТХ у машин довольно различные: полезная нагрузка отличается более чем вдвое.
    А касаемо эстетики и красоты вопрос довольно спорный: некоторым и пышки пухленькие нравятся....
    Касаемо же запуска в ограниченную серию: нужно сначала определить сферу задач, иначе будут пылиться, а пёрышки чистить как Мрия - от случая к случаю....
    1. +1
      27 августа 2015 08:31
      Цитата: Nross
      но и масса самих экранопланов разнится раза в два. Так что ТТХ у машин довольно различные: полезная нагрузка отличается более чем вдвое.

      Эк Вы САМОЛЕТЫ обозвали... Высота полета ЭКРАНОПЛАНА Вам известна?
  9. +1
    27 августа 2015 09:06
    вот смотришь на их аппараты..ну вот никакой ... наши --обводы--фюзеляж--всё стремительное всё гармоничное ..а них..---главное двигло..