Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Авиационная база «Домна», Читинская область.
Крупнейшая войсковая часть Воздушно-космических сил России в Забайкалье.
Здесь базируется смешанный авиационный полк Восточного военного округа, прикрывающий 2000 километров государственной границы России. «Наша зона ответственности – от Байкала до Амура», - говорят летчики.
Полк, имеющий славную боевую историю, в последние годы обрел новую жизнь. Он стал первой строевой частью Вооруженных Сил России, на вооружение которой поступили новейшие многоцелевые двухместные истребители Су-30СМ.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа



Первые истребители Су-30СМ, относящиеся к поколению «4++», поступили в Домну в ноябре 2013 г. Оснащение полка новыми машинами завершилось в 2014 году.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Полк укомплектован летным и техническим составом, который прошел полный курс обучения боевому применению и эксплуатации Су-30СМ. Освоить принципиально новую машину им помогали пилоты Липецкого учебного центра, а также специалисты и летчики-испытатели корпорации «Иркут».

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Полеты Су-30СМ в Домне начались в декабре 2013 г. Интенсивная боевая подготовка шла под особым контролем командования – в феврале 2014 года первую вооруженную новыми истребителями строевую часть проверял Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Уже в июле 2014 г. пилоты полка приняли участие в окружных учениях с боевыми стрельбами. По официальной информации, в ходе учений экипажи истребителей Су-30СМ вели воздушную разведку и уничтожение самолетов и беспилотных средств условного противника, а также совершенствовали навыки поражения стратегических наземных объектов.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Су-30СМ – многоцелевые самолеты. В одном боевом вылете они способны бороться и с воздушными, и с наземными целями. Полк, вооруженный Су-30СМ, может взять на себя задачи, которые ранее решали части разных родов авиации.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Полк продолжает интенсивную боевую подготовку. Полеты выполняются почти ежедневно.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Су-30СМ, развивающий линию истребителей Су-30МКИ/МКМ, отлично отработан в производстве. Это обеспечивает высокую техническую готовность парка самолетов.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Поддерживать ее помогает гарантийная группа корпорации «Иркут». Кстати, до Иркутска от Домны всего 650 километров.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Рядом с Су-30СМ на стоянке – штурмовик Су-25. Эти самолеты также состоят на вооружении полка, который именно поэтому носит наименование «смешанный». Эскадрилья Су-25 носит историческое наименование «Монгольский арат», полученное в годы Великой Отечественной войны. Первые самолеты эскадрильи – истребители Ла-5 – были построены на средства, собранные народом Монголии.
Хотя Су-30СМ несравненно более сложный самолет, чем Су-25, в обслуживании, по словам техников, он оказался таким же простым, как его знаменитый предшественник.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Новейшие машины в полку встретили с энтузиазмом. Вот цитата из выступления одного из штурманов Су-30СМ: «Самолёт обалденный! В училище практиковались на Ту-134Ш и Ан-26Ш. На распределении сообщили: «Вы в Домну». «Ну, Домна», – расстроился... А тут Су-30! Его не сравнить ни с чем – самолёт-компьютер».

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Машина к полету готова. Двухместный Су-30СМ позволяет полностью реализовать потенциал многофункционального самолета благодаря оптимальному распределению задач между летчиком и штурманом.

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Рулежка

Разбег

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Взлет! Машина уходит в пилотажную зону

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Возвращение

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Задачи полетного дня выполнены

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Пока большинство истребителей полка участвуют в плановых повседневных полетах, самолеты дежурного звена ждут команды на взлет в отдельных капонирах

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Машины заправлены. На пилонах – боевые, а не учебные ракеты.
Их потенциальная цель – нарушитель воздушного пространства России

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Дежурному экипажу – «Воздух»!

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Техники дежурных истребителей уже на постах: «Самолет к полету готов»!

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


У летчиков есть всего две минуты, чтобы занять места в кабине Су-30СМ

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Все действия отработаны до мелочей. Подготовка к перехвату нарушителей – первая задача, которую отработали летчики и техники после ввода Су-30СМ в строй

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Благодаря интенсивным тренировкам полк заступил на боевое дежурство в октябре 2014 года – менее чем через год после получения первых самолетов

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


«Крайние» указания

«Крайние» проверки

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Штурман к полету готов…

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Начинаем рулежку

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Пока самолет катится к взлетной полосе, на командном пункте секундомер проверяющего отсчитывает короткие секунды жесткого норматива вылета на перехват

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Вышка, я ноль-четвертый, к взлету готов…

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Ноль-четвертый, взлет разрешаю!

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Через несколько секунд работающие на форсаже двигатели АЛ-31ФП бросят самолет в небо

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


А еще через несколько минут фазированная антенная решетка радиолокатора «Барс» пошлет нарушителю сигнал: «Начинай бояться»

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Для Су-30СМ не имеет значение время суток и погода. Система управления вооружением позволяет выполнить задачу днем и ночью

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Но особенно красивы полеты в лучах уходящего солнца

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Красота пейзажа не должна обманывать. Читинская область – суровый край и для людей, и для самолетов

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Зимой здесь может быть минус 40…

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Летом – плюс 40…

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


И круглый год регулярно дуют сильнейшие ветра

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Первый год эксплуатации показал: Су-30СМ успешно выдержал непростой экзамен сибирским климатом

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Машины перезимовали вне защищающих от непогоды ангаров, которые еще предстоит построить

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Северо-запад Читинской области - горно-лесистая местность, юг – степная. Летчики летают всюду, отрабатывая маловысотные полеты над сложным рельефом

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


С момента получения самолетов не прошло и двух лет, а Су-30СМ из Домны уже освоили аэродромы Дальнего Востока

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


В прошлом году полк был поднят по тревоге для участия в крупных учениях «Восток-2014». Согласно официальным сообщениям, полк решал задачу по противовоздушной обороне. Подробностей не сообщалось, однако один из них домненских Су-30СМ «засветил» споттер на аэродроме Елизово близ Петропавловска-Камчатского

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


В 2015 г. Су-30СМ из Домны работали с военного аэродрома «Сокол» на острове Сахалин

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Визиты к коллегам-тихоокеанцам продемонстрировали расширенную зону действия полка

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Су-30СМ, имеющий практически неограниченную дальность полета с дозаправками в воздухе – идеальный защитник обширных пространств Дальнего Востока и севера России. Строевые экипажи Домны в августе 2015 г. провели серию дозаправок от танкеров Ил-78

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Дальность в сочетании с большой боевой нагрузкой и позитивные результаты эксплуатации в Домне стали весомыми аргументами для оснащения истребителями Су-30СМ морской авиации ВМФ России

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


В длительных полетах над безориентирной местностью проявляется еще одно достоинство Су-30СМ – экипаж в составе двух человек сохраняет высокую работоспособность

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Вечерние полеты завершены…

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Оценка самолету поставлена…

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Летчики уходят отдыхать, а техники готовят машины к новым полетам

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа


Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа
Первоисточник: http://su-30sm.livejournal.com/1780.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. tehnolog 31 августа 2015 07:01
    Самолёт-красавец!!!!!
    1. vladimirZ 31 августа 2015 18:00
      Кто в курсе современного штатного расписания ИАС АП?
      Смотрю на фото на куртках специалистов ИАС должности: инженер АК, начальник ТЭЧ звена.

      У нас в советское время (середина 70-х годов) на аналогичных типах самолетов ИАС состояла:
      - на один самолет 2 человека: один техник самолета -офицер (лейтенант или старший лейтенант) и один механик - солдат срочник, после ШМАС, оба по специальности СД (самолет-двигатель),
      - в авиационном звене 4 самолета, возглавлял ИАС звена техник звена (старший лейтенант по СД), которому подчинялись техники самолетов и их механики. ТЭЧ звена не было,
      - в авиационной эскадрилье возглавлял ИАС зам.командира эскадрильи по ИАС - инженер эскадрильи, должность майорская по специальности СД.
      - в эскадрилью входили авиационные группы специалистов АО, РЭО, АВ, САПС, возглавляемые офицером (должность - стар. лейтенанта), и включавшие офицера техника по специальности и по несколько механиков: прапорщика и солдат срочников, из ШМАС, по специальностям. ТЭЧ эскадрильи не было.
      - в авиаполку ИАС возглавлял зам.командира по ИАС. Кроме специалистов ИАС эскадрильей, ИАС полка включала: инженеров полка по специальностям (майорские должности) и было ТЭЧ полка, состоящая из авиационных групп разных специальностей (начальники групп капитанские должности) и включавшие офицеров техников, и механиков: солдат и прапорщиков.

      Как видно из старой штатки ИАС полка, был дефицит капитанских должностей: практически по одной на специальность, что вызывало невозможность служебного роста для большинства специалистов ИАС, так и уходивших в большом количестве классных специалистов на пенсию, после 25 лет выслуги, в звании старший лейтенант. Это вызывало огромное неудовлетворение службой, и соответствующим отношением к ней.
      1. vladimirZ 1 сентября 2015 05:03
        А кто минус поставил? Из авиационных "романтиков", не знающих авиационную службу? Сомневаетесь в правдивости написанного?
        Так, это правда. Я сам бывший техник самолета ВВС, пишу, то что было.
        Мы, тогда уже говорили, что нужно было менять название должностей ИАС, создавать стимулы для службы авиационных специалистов.
        Нам молодым офицерам ИАС стыдно было смотреть на опытных, седых, в предпенсионном возрасте, старших лейтенантов: техников звеньев, начальников групп, на ступеньку выше нас по должности, и находящихся с нами в одном звании, тянущих служебную лямку на удаленных аэродромах, живущих в неблагоустроенных военных городках, в большей части в коммуналках, вдали от больших городов и современной цивилизации.
  2. Нагайбак 31 августа 2015 07:27
    Прекрасный фоторепортаж! Смотрел с удовольствием!
  3. ProtectRusOrDie 31 августа 2015 08:38
    Половину фото скачал)) Спасибо
    1. Почему половину? request я всю страницу сохранил, со всеми фотками. Хотя, начиная с фотографии с подписью "Начинается рулёжка", чем далее смотрел, тем сильнее в голове проявлялась мысль: "Профессор, вот что нужно распространять! Вот эти фотографии нужно показывать на стратеги.ком! А не втюхивать нам фото летающих утюгов!"
  4. Russian_Bear 31 августа 2015 08:52
    Невероятно красивые кадры. Огромное человеческое спасибо автору !!!!!!
  5. ЕвВер 31 августа 2015 09:00
    Шикарный репортаж !
  6. 0255 31 августа 2015 09:13
    Хочу посмотреть на Су-30СМ вживую. Завидую пилотам белой завистью
  7. Талгат 31 августа 2015 09:21
    Отличные машины, еще и универсалы - и по воздуху и по земле

    Кстати они сейчас будут защищать не только запад и восток - но южные рубежи

    Казахстан начал закупки Су-30 СМ - точное кол во пока непонятно, вообще ранее был разговор про Миг-35...

    Вот инфо с Вести Ру от 17 апреля:

    "...В Казахстан с Иркутского авиазавода поступили новейшие сверхманевренные истребители Су-30 СМ. Закупка была осуществлена в рамках соглашения с Россией о единой системе противовоздушной обороны, сообщает "Россия 24".
    Москва и Астана идут по пути унификации вооружений. Многоцелевой двухместный самолет использует высокоточное оружие и способен выполнять широкий спектр боевых задач на значительном удалении от базы.
    1. АВП 518 31 августа 2015 15:24
      Цитата: Талгат
      Вот инфо с Вести Ру от 17 апреля:
      На авиационной базе Талдыкоргана воздушной обороны Вооруженных сил Казахстана состоялось торжественное мероприятие, посвященное прибытию четырех сверхманевренных истребителей Су-30СМ, которые Казахстан закупил на Иркутском авиационном заводе Российской Федерации.Источник - Городской Портал Бухта Капшагай: http://kapshagai.kz/informaciya-kapshagai/v-almatinskoi-oblasti-sovershili-posad

      ku-sverhmanevrennye-samolety-istrebiteli-su-30sm-pokolenija-4.html
      1. foma2028 31 августа 2015 19:50
        Cу-30 СМ прибыли в Казахстан
  8. Опора 31 августа 2015 09:21
    Обалденно!! Спасибо! Самолет - красава!
  9. avia12005 31 августа 2015 10:40
    Спасибо "ВО" и автору! 15 лет службы в ЗабВО, 23 Краснознаменная Воздушная армия, из них 4 года в Домне. Вспомнил, и слеза навернулась. Живи и летай, Домна!
  10. foma2028 31 августа 2015 11:56
    я не знаю более красивого самолета, чем семейство Су-27/30/35 и др.
    Фантастически красивый самолет, с грацией живого существа.
    Многие самолеты хорошо смотрятся с одного ракурса и совершенно не смотрятся с другого. Сушки прекрасно смотрятся со всех ракурсов.
    Тут вступает в силу какой-то скрытый закон природы, когда технически и функционально грамотное решение всегда эстетически красиво.
    И вопрос по фото, новые Сушки "обвешаны" вот такими штуками(обведены красным).
    Что это? Какие-то датчики?
    1. АВП 518 31 августа 2015 13:48
      Цитата: foma2028
      И вопрос по фото, новые Сушки "обвешаны" вот такими штуками(обведены красным).
      Что это? Какие-то датчики?

      Светоотражающие элементы.
      1. foma2028 31 августа 2015 14:20
        Спасибо большое за ликбез. Давно ломал голову над этой тайной.
        Думал это какие-нибудь нанотехнологии, а разгадка оказалась так проста.
  11. silver_roman 31 августа 2015 12:01
    классная статья. кстати ,товарищи, согласитесь, что двухместная сушка красивее одноместной??? или на вкус...чистое субъективное мое мнение!
    1. foma2028 31 августа 2015 12:52
      ну, тут как в анекдоте:
      Беримор, скажите вам нравятся лошади в яблоках или гнедые? Видите ли сэр когда я на гнедой мне нравятся гнедые и наоборот.
      Понятно Бэримор! Скажите а какие вам нравятся женщины блондинки или брюнетки? Видите ли сэр... Я понял Бэримор спасибо!

      Так и Сушки, смотришь на фото одноместной...
    2. foma2028 31 августа 2015 13:37
      Этот "Змей Горыныч" тоже очень хорош, не меньше двухместной сушки
      1. silver_roman 1 сентября 2015 09:16
        Не, одноместный тоже очень весьма красив. Просто у двухместной другая форма фонаря, т.е. он сам по себе больше и за счет этого очень круто смотрится. я сначала не понимал вообещ в чем разница, но глаз замечал различия, потом понял , что для двух летчиков нужен поболее обзор, чем в одноместной сушке.
        фотка то практический идентична су-30см, все кроме фонаря и "клюва".
  12. twincam 31 августа 2015 13:39
    фотки зачотные.
  13. Линда 31 августа 2015 18:43
    Какие же они красивые...
  14. foma2028 31 августа 2015 19:41
    Эти глаза напротив —
    Калейдоскоп огней.
    Эти глаза напротив —
    Ярче и всё теплей.
    Эти глаза напротив —
    Чайного цвета.
    Эти глаза напротив —
    Что это? Что это?
  15. Argon 31 августа 2015 21:06
    Автору спасибо,фото,как минимум,интересные.Однако,я так понимаю,"СМки"получило подразделение(полк?),являющейся приемником 120го ГвИАП-Где акульи пасти?Где нумерация с внутренних сторон килей?Часть то была элитная.Печально,что кризис системы обучения летного состава не позволяет нашим СВКО реализовывать потенциал такой машины как Су-30СМ.Какой на фиг штурман?!Он видите ли в училище на Ту-134;Ан-26"практиковался".Что он может знать о тактике воздушного боя?какими навыками обладает?(говорю о элементарной дыхательной гимнастике,и физических упражнениях помогающих переносить перегрузки).Как этот человек сможет стать"глазами на затылке"самолета?И сможет ли вообще?На мой взгляд операторов надо готовить из пилотов,причем экипаж должен систематически меняться местами.Ведь"СМка"это борт сегодняшнего дня,а завтра основой станет"35й"(не стоит возлагать больших надежд на Т-50-их будет не много),а он одноместный, и практический базис оператора,уже является насущным и обязательным элементом подготовки летчика-истребителя.
    1. sulagay 28 сентября 2015 12:32
      отец был командиром 120-го полка в начале 80-х, 8 лет в Домне и я прожил
  16. mitrich 3 сентября 2015 00:32
    Да что можно сказать то, только междометиями: кррррасавцы, бл..ь!
  17. mongolos 3 сентября 2015 12:43
    Дослуживал срочную в Домне в 91-м году, 23ВА (после Монголии,Чойрэн)... служил в ОБАТО, обслуживал ЗКП.. иногда на ДЗ. Только положительные воспоминания о службе. фотостатья великолепна!!! Спасибо автору. Аэродром ЖИВ!!!
  18. lun4r 26 октября 2015 09:01
    Хохлы благодарят за данный репортаж.
    Благодаря ему деанонимированы российские пилоты.

    https://informnapalm.org/13956-su-30sm-27-krasnyj-120-yj-sap

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня