Фоторепортаж с аэродрома «Домна» Восточного военного округа

28
Авиационная база «Домна», Читинская область.
Крупнейшая войсковая часть Воздушно-космических сил России в Забайкалье.
Здесь базируется смешанный авиационный полк Восточного военного округа, прикрывающий 2000 километров государственной границы России. «Наша зона ответственности – от Байкала до Амура», - говорят летчики.
Полк, имеющий славную боевую историю, в последние годы обрел новую жизнь. Он стал первой строевой частью Вооруженных Сил России, на вооружение которой поступили новейшие многоцелевые двухместные истребители Су-30СМ.



Первые истребители Су-30СМ, относящиеся к поколению «4++», поступили в Домну в ноябре 2013 г. Оснащение полка новыми машинами завершилось в 2014 году.



Полк укомплектован летным и техническим составом, который прошел полный курс обучения боевому применению и эксплуатации Су-30СМ. Освоить принципиально новую машину им помогали пилоты Липецкого учебного центра, а также специалисты и летчики-испытатели корпорации «Иркут».



Полеты Су-30СМ в Домне начались в декабре 2013 г. Интенсивная боевая подготовка шла под особым контролем командования – в феврале 2014 года первую вооруженную новыми истребителями строевую часть проверял Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев.



Уже в июле 2014 г. пилоты полка приняли участие в окружных учениях с боевыми стрельбами. По официальной информации, в ходе учений экипажи истребителей Су-30СМ вели воздушную разведку и уничтожение самолетов и беспилотных средств условного противника, а также совершенствовали навыки поражения стратегических наземных объектов.



Су-30СМ – многоцелевые самолеты. В одном боевом вылете они способны бороться и с воздушными, и с наземными целями. Полк, вооруженный Су-30СМ, может взять на себя задачи, которые ранее решали части разных родов авиации.



Полк продолжает интенсивную боевую подготовку. Полеты выполняются почти ежедневно.



Су-30СМ, развивающий линию истребителей Су-30МКИ/МКМ, отлично отработан в производстве. Это обеспечивает высокую техническую готовность парка самолетов.



Поддерживать ее помогает гарантийная группа корпорации «Иркут». Кстати, до Иркутска от Домны всего 650 километров.



Рядом с Су-30СМ на стоянке – штурмовик Су-25. Эти самолеты также состоят на вооружении полка, который именно поэтому носит наименование «смешанный». Эскадрилья Су-25 носит историческое наименование «Монгольский арат», полученное в годы Великой Отечественной войны. Первые самолеты эскадрильи – истребители Ла-5 – были построены на средства, собранные народом Монголии.
Хотя Су-30СМ несравненно более сложный самолет, чем Су-25, в обслуживании, по словам техников, он оказался таким же простым, как его знаменитый предшественник.



Новейшие машины в полку встретили с энтузиазмом. Вот цитата из выступления одного из штурманов Су-30СМ: «Самолёт обалденный! В училище практиковались на Ту-134Ш и Ан-26Ш. На распределении сообщили: «Вы в Домну». «Ну, Домна», – расстроился... А тут Су-30! Его не сравнить ни с чем – самолёт-компьютер».



Машина к полету готова. Двухместный Су-30СМ позволяет полностью реализовать потенциал многофункционального самолета благодаря оптимальному распределению задач между летчиком и штурманом.



Рулежка

Разбег



Взлет! Машина уходит в пилотажную зону



Возвращение



Задачи полетного дня выполнены



Пока большинство истребителей полка участвуют в плановых повседневных полетах, самолеты дежурного звена ждут команды на взлет в отдельных капонирах



Машины заправлены. На пилонах – боевые, а не учебные ракеты.
Их потенциальная цель – нарушитель воздушного пространства России



Дежурному экипажу – «Воздух»!



Техники дежурных истребителей уже на постах: «Самолет к полету готов»!



У летчиков есть всего две минуты, чтобы занять места в кабине Су-30СМ



Все действия отработаны до мелочей. Подготовка к перехвату нарушителей – первая задача, которую отработали летчики и техники после ввода Су-30СМ в строй



Благодаря интенсивным тренировкам полк заступил на боевое дежурство в октябре 2014 года – менее чем через год после получения первых самолетов



«Крайние» указания

«Крайние» проверки



Штурман к полету готов…



Начинаем рулежку



Пока самолет катится к взлетной полосе, на командном пункте секундомер проверяющего отсчитывает короткие секунды жесткого норматива вылета на перехват



Вышка, я ноль-четвертый, к взлету готов…



Ноль-четвертый, взлет разрешаю!



Через несколько секунд работающие на форсаже двигатели АЛ-31ФП бросят самолет в небо



А еще через несколько минут фазированная антенная решетка радиолокатора «Барс» пошлет нарушителю сигнал: «Начинай бояться»



Для Су-30СМ не имеет значение время суток и погода. Система управления вооружением позволяет выполнить задачу днем и ночью



Но особенно красивы полеты в лучах уходящего солнца



Красота пейзажа не должна обманывать. Читинская область – суровый край и для людей, и для самолетов



Зимой здесь может быть минус 40…



Летом – плюс 40…



И круглый год регулярно дуют сильнейшие ветра



Первый год эксплуатации показал: Су-30СМ успешно выдержал непростой экзамен сибирским климатом



Машины перезимовали вне защищающих от непогоды ангаров, которые еще предстоит построить



Северо-запад Читинской области - горно-лесистая местность, юг – степная. Летчики летают всюду, отрабатывая маловысотные полеты над сложным рельефом



С момента получения самолетов не прошло и двух лет, а Су-30СМ из Домны уже освоили аэродромы Дальнего Востока



В прошлом году полк был поднят по тревоге для участия в крупных учениях «Восток-2014». Согласно официальным сообщениям, полк решал задачу по противовоздушной обороне. Подробностей не сообщалось, однако один из них домненских Су-30СМ «засветил» споттер на аэродроме Елизово близ Петропавловска-Камчатского



В 2015 г. Су-30СМ из Домны работали с военного аэродрома «Сокол» на острове Сахалин



Визиты к коллегам-тихоокеанцам продемонстрировали расширенную зону действия полка



Су-30СМ, имеющий практически неограниченную дальность полета с дозаправками в воздухе – идеальный защитник обширных пространств Дальнего Востока и севера России. Строевые экипажи Домны в августе 2015 г. провели серию дозаправок от танкеров Ил-78



Дальность в сочетании с большой боевой нагрузкой и позитивные результаты эксплуатации в Домне стали весомыми аргументами для оснащения истребителями Су-30СМ морской авиации ВМФ России



В длительных полетах над безориентирной местностью проявляется еще одно достоинство Су-30СМ – экипаж в составе двух человек сохраняет высокую работоспособность



Вечерние полеты завершены…



Оценка самолету поставлена…



Летчики уходят отдыхать, а техники готовят машины к новым полетам

















































Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    31 августа 2015
    Самолёт-красавец!!!!!
    1. +1
      31 августа 2015
      Кто в курсе современного штатного расписания ИАС АП?
      Смотрю на фото на куртках специалистов ИАС должности: инженер АК, начальник ТЭЧ звена.

      У нас в советское время (середина 70-х годов) на аналогичных типах самолетов ИАС состояла:
      - на один самолет 2 человека: один техник самолета -офицер (лейтенант или старший лейтенант) и один механик - солдат срочник, после ШМАС, оба по специальности СД (самолет-двигатель),
      - в авиационном звене 4 самолета, возглавлял ИАС звена техник звена (старший лейтенант по СД), которому подчинялись техники самолетов и их механики. ТЭЧ звена не было,
      - в авиационной эскадрилье возглавлял ИАС зам.командира эскадрильи по ИАС - инженер эскадрильи, должность майорская по специальности СД.
      - в эскадрилью входили авиационные группы специалистов АО, РЭО, АВ, САПС, возглавляемые офицером (должность - стар. лейтенанта), и включавшие офицера техника по специальности и по несколько механиков: прапорщика и солдат срочников, из ШМАС, по специальностям. ТЭЧ эскадрильи не было.
      - в авиаполку ИАС возглавлял зам.командира по ИАС. Кроме специалистов ИАС эскадрильей, ИАС полка включала: инженеров полка по специальностям (майорские должности) и было ТЭЧ полка, состоящая из авиационных групп разных специальностей (начальники групп капитанские должности) и включавшие офицеров техников, и механиков: солдат и прапорщиков.

      Как видно из старой штатки ИАС полка, был дефицит капитанских должностей: практически по одной на специальность, что вызывало невозможность служебного роста для большинства специалистов ИАС, так и уходивших в большом количестве классных специалистов на пенсию, после 25 лет выслуги, в звании старший лейтенант. Это вызывало огромное неудовлетворение службой, и соответствующим отношением к ней.
      1. +2
        1 сентября 2015
        А кто минус поставил? Из авиационных "романтиков", не знающих авиационную службу? Сомневаетесь в правдивости написанного?
        Так, это правда. Я сам бывший техник самолета ВВС, пишу, то что было.
        Мы, тогда уже говорили, что нужно было менять название должностей ИАС, создавать стимулы для службы авиационных специалистов.
        Нам молодым офицерам ИАС стыдно было смотреть на опытных, седых, в предпенсионном возрасте, старших лейтенантов: техников звеньев, начальников групп, на ступеньку выше нас по должности, и находящихся с нами в одном звании, тянущих служебную лямку на удаленных аэродромах, живущих в неблагоустроенных военных городках, в большей части в коммуналках, вдали от больших городов и современной цивилизации.
  2. +13
    31 августа 2015
    Прекрасный фоторепортаж! Смотрел с удовольствием!
  3. +4
    31 августа 2015
    Половину фото скачал)) Спасибо
    1. Почему половину? request я всю страницу сохранил, со всеми фотками. Хотя, начиная с фотографии с подписью "Начинается рулёжка", чем далее смотрел, тем сильнее в голове проявлялась мысль: "Профессор, вот что нужно распространять! Вот эти фотографии нужно показывать на стратеги.ком! А не втюхивать нам фото летающих утюгов!"
  4. +5
    31 августа 2015
    Невероятно красивые кадры. Огромное человеческое спасибо автору !!!!!!
  5. +1
    31 августа 2015
    Шикарный репортаж !
  6. +1
    31 августа 2015
    Хочу посмотреть на Су-30СМ вживую. Завидую пилотам белой завистью
  7. +2
    31 августа 2015
    Отличные машины, еще и универсалы - и по воздуху и по земле

    Кстати они сейчас будут защищать не только запад и восток - но южные рубежи

    Казахстан начал закупки Су-30 СМ - точное кол во пока непонятно, вообще ранее был разговор про Миг-35...

    Вот инфо с Вести Ру от 17 апреля:

    "...В Казахстан с Иркутского авиазавода поступили новейшие сверхманевренные истребители Су-30 СМ. Закупка была осуществлена в рамках соглашения с Россией о единой системе противовоздушной обороны, сообщает "Россия 24".
    Москва и Астана идут по пути унификации вооружений. Многоцелевой двухместный самолет использует высокоточное оружие и способен выполнять широкий спектр боевых задач на значительном удалении от базы.
    1. +3
      31 августа 2015
      Цитата: Талгат
      Вот инфо с Вести Ру от 17 апреля:
      На авиационной базе Талдыкоргана воздушной обороны Вооруженных сил Казахстана состоялось торжественное мероприятие, посвященное прибытию четырех сверхманевренных истребителей Су-30СМ, которые Казахстан закупил на Иркутском авиационном заводе Российской Федерации.Источник - Городской Портал Бухта Капшагай: http://kapshagai.kz/informaciya-kapshagai/v-almatinskoi-oblasti-sovershili-posad

      ku-sverhmanevrennye-samolety-istrebiteli-su-30sm-pokolenija-4.html
      1. +2
        31 августа 2015
        Cу-30 СМ прибыли в Казахстан
  8. 0
    31 августа 2015
    Обалденно!! Спасибо! Самолет - красава!
  9. +4
    31 августа 2015
    Спасибо "ВО" и автору! 15 лет службы в ЗабВО, 23 Краснознаменная Воздушная армия, из них 4 года в Домне. Вспомнил, и слеза навернулась. Живи и летай, Домна!
  10. +3
    31 августа 2015
    я не знаю более красивого самолета, чем семейство Су-27/30/35 и др.
    Фантастически красивый самолет, с грацией живого существа.
    Многие самолеты хорошо смотрятся с одного ракурса и совершенно не смотрятся с другого. Сушки прекрасно смотрятся со всех ракурсов.
    Тут вступает в силу какой-то скрытый закон природы, когда технически и функционально грамотное решение всегда эстетически красиво.
    И вопрос по фото, новые Сушки "обвешаны" вот такими штуками(обведены красным).
    Что это? Какие-то датчики?
    1. +8
      31 августа 2015
      Цитата: foma2028
      И вопрос по фото, новые Сушки "обвешаны" вот такими штуками(обведены красным).
      Что это? Какие-то датчики?

      Светоотражающие элементы.
      1. +1
        31 августа 2015
        Спасибо большое за ликбез. Давно ломал голову над этой тайной.
        Думал это какие-нибудь нанотехнологии, а разгадка оказалась так проста.
  11. 0
    31 августа 2015
    классная статья. кстати ,товарищи, согласитесь, что двухместная сушка красивее одноместной??? или на вкус...чистое субъективное мое мнение!
    1. 0
      31 августа 2015
      ну, тут как в анекдоте:
      Беримор, скажите вам нравятся лошади в яблоках или гнедые? Видите ли сэр когда я на гнедой мне нравятся гнедые и наоборот.
      Понятно Бэримор! Скажите а какие вам нравятся женщины блондинки или брюнетки? Видите ли сэр... Я понял Бэримор спасибо!

      Так и Сушки, смотришь на фото одноместной...
    2. +1
      31 августа 2015
      Этот "Змей Горыныч" тоже очень хорош, не меньше двухместной сушки
      1. 0
        1 сентября 2015
        Не, одноместный тоже очень весьма красив. Просто у двухместной другая форма фонаря, т.е. он сам по себе больше и за счет этого очень круто смотрится. я сначала не понимал вообещ в чем разница, но глаз замечал различия, потом понял , что для двух летчиков нужен поболее обзор, чем в одноместной сушке.
        фотка то практический идентична су-30см, все кроме фонаря и "клюва".
  12. 0
    31 августа 2015
    фотки зачотные.
  13. 0
    31 августа 2015
    Какие же они красивые...
  14. +1
    31 августа 2015
    Эти глаза напротив —
    Калейдоскоп огней.
    Эти глаза напротив —
    Ярче и всё теплей.
    Эти глаза напротив —
    Чайного цвета.
    Эти глаза напротив —
    Что это? Что это?
  15. +1
    31 августа 2015
    Автору спасибо,фото,как минимум,интересные.Однако,я так понимаю,"СМки"получило подразделение(полк?),являющейся приемником 120го ГвИАП-Где акульи пасти?Где нумерация с внутренних сторон килей?Часть то была элитная.Печально,что кризис системы обучения летного состава не позволяет нашим СВКО реализовывать потенциал такой машины как Су-30СМ.Какой на фиг штурман?!Он видите ли в училище на Ту-134;Ан-26"практиковался".Что он может знать о тактике воздушного боя?какими навыками обладает?(говорю о элементарной дыхательной гимнастике,и физических упражнениях помогающих переносить перегрузки).Как этот человек сможет стать"глазами на затылке"самолета?И сможет ли вообще?На мой взгляд операторов надо готовить из пилотов,причем экипаж должен систематически меняться местами.Ведь"СМка"это борт сегодняшнего дня,а завтра основой станет"35й"(не стоит возлагать больших надежд на Т-50-их будет не много),а он одноместный, и практический базис оператора,уже является насущным и обязательным элементом подготовки летчика-истребителя.
    1. 0
      28 сентября 2015
      отец был командиром 120-го полка в начале 80-х, 8 лет в Домне и я прожил
  16. 0
    3 сентября 2015
    Да что можно сказать то, только междометиями: кррррасавцы, бл..ь!
  17. 0
    3 сентября 2015
    Дослуживал срочную в Домне в 91-м году, 23ВА (после Монголии,Чойрэн)... служил в ОБАТО, обслуживал ЗКП.. иногда на ДЗ. Только положительные воспоминания о службе. фотостатья великолепна!!! Спасибо автору. Аэродром ЖИВ!!!
  18. 0
    26 октября 2015
    Хохлы благодарят за данный репортаж.
    Благодаря ему деанонимированы российские пилоты.

    https://informnapalm.org/13956-su-30sm-27-krasnyj-120-yj-sap

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»