Образцы борьбы с исламистами

23
Россия поставит Пакистану ударные вертолеты Ми-35М

Накануне открытия салона «МАКС-2015» компания «Рособоронэкспорт» подписала контракт на поставку четырех ударных вертолетов Ми-35М вооруженным силам Пакистана. Как сообщил военно-дипломатический источник, винтокрылые машины предназначены для контртеррористических операций.

На формирование рынка вертолетов, которые сегодня играют важную роль в борьбе с террористическими организациями, с 1945 года и по настоящее время существенное влияние оказали многочисленные войны и вооруженные конфликты. Для обеспечения боевых действий потребовались летательные аппараты, способные оперативно перебрасывать воинские подразделения и технику, а также оказывать непосредственную поддержку десанту на поле боя.

В старом парке…


Первые вертолеты, предназначенные для выполнения этих задач, приняли участие в корейской войне 1950–1953 годов. Одним из символов американской агрессии во Вьетнаме стал UH-1 «Хью» (Huey). Эти машины применялись против партизан и хорошо показали себя в трудных климатических условиях. Впоследствии роль вертолетов в конфликтах, где велись боевые действия против повстанцев, только увеличивалась.

В Южной Азии одной из стран, которая постоянно сталкивается с необходимостью применения вертолетов при ведении контртеррористических действий, является Пакистан.

Однако парк боевой вертолетной авиации Пакистана ограничен. В настоящее время армейская авиация располагает 35 машинами AH-1F «Кобра», которые распределены между тремя эскадрильями 404-й авиационной группы.

Модернизированная «Кобра» уже слабо подходит для выполнения современных задач. Помимо ограниченной полезной нагрузки, спектр вооружения, которое может применять AH-1F, крайне ограничен и состоит из 20-мм автоматической пушки M197, 70-мм неуправляемых авиационных ракет «Гидра» (Hydra) и ПТУР «Тоу» (TOW). Одним из существенных недостатков AH-1F при ведении контртеррористических действий является относительно слабое бронирование, которое обеспечивает эффективную защиту только от пуль калибра 7,62 миллиметра.

Ми – товар лицом


Уже к 2010–2011 годам перед вооруженными силами Пакистана встал вопрос замены AH-1F, применявшихся в контртеррористических операциях, так как их эффективность начала снижаться. Первоначально рассматривалось несколько вариантов для приобретения: AH-64D/E «Апач Лонгбоу/Гардиан» (Apache Longbow/Guardian) корпорации «Боинг» (Boeing), AH-1Z «Вайпер» (Viper) производства американской «Белл хеликоптер» (Bell Helicopter), T-129 «Атак» (ATAK) турецкой «Теркиш аэроспейс индастриз» (TAI – Turkish Aerospace Industries), Z-10 китайской «Чэнхэ эйркрафт индастриз корпорейшн» (CAIC – Changhe Aircraft Industries Corpoartion), Ми-35М холдинга «Вертолеты России».

Образцы борьбы с исламистами


Однако впоследствии Пакистан столкнулся с существенными проблемами при попытках оформить контракты на приобретение новых боевых вертолетов. Соединенные Штаты по ряду причин (в том числе политических) отказались поставлять AH-64D/E и AH-1Z. У Турции возникли сложности в разработке T-129. Таким образом, основное внимание было уделено продукции российских и китайских вертолетостроителей. Осенью 2014 года стало известно о ведении между Россией и Пакистаном консультаций насчет боевых вертолетов Ми-35М.

Глава Ростеха Сергей Чемезов, в частности, сообщил о снятии российского эмбарго на экспорт ВВТ в Пакистан и переговорах о продаже этой стране партии вертолетов. Позднее в МИДе России уточнили, что речь идет о поставке Ми-35, поскольку у Пакистана есть парк транспортных Ми-17, ранее переданных ему Соединенными Штатами в качестве помощи в борьбе с боевиками.

По ряду параметров Ми-35М выгодно отличаются от конкурентов. Конструкция вертолета, способного перевозить разведывательно-диверсионную группу и поддерживать ее огнем, была опробована еще в период советского участия в афганской войне. Тогда Ми-24 и его модификации успешно выполняли задачи по борьбе с повстанцами. Ми-35М отличает широкий спектр применяемого вооружения, в который входят универсальные пушечные контейнеры УПК-23 (с 23-мм пушками ГШ-23Л), блоки НАР типа С-8 или С-13 калибра 80 и 122 миллиметра соответственно, противотанковые ракетные комплексы «Штурм-В» или «Атака». Применение очков ночного видения ОВН-1 «Скосок» позволяет уверенно пилотировать вертолет в темное время суток. Бронирование защищает от пуль калибра 7,62–12,7 миллиметра. Таким образом, Ми-35М позволят существенно усилить возможности армейской авиации Пакистана по борьбе с исламистами.

Вместе с тем опыт эксплуатации Ми-24 в Афганистане наглядно показал, что бронирование вертолетов данного типа не обеспечивает должной защиты от зенитных средств повстанцев. Кабина и жизненно важные узлы ударного вертолета должны быть защищены от воздействия крупнокалиберных пуль, и потому Минобороны Пакистана проявило также интерес к российскому боевому вертолету Ми-28НЭ «Ночной охотник».

Надо брать!


Пакистанская сторона предпринимает конкретные шаги по приобретению российской вертолетной техники для применения в контртеррористических операциях. Выступая на «Радио Пакистан» в ноябре 2014 года, российский посол Алексей Дедов сообщил об одобрении с политической точки зрения продажи Пакистану вертолетов Ми-35М. Точное их число, которое обсуждается в ходе переговоров, дипломат не назвал.



Один из официальных представителей Исламабада, комментируя заявление российского посла, сказал, что речь идет о возможности приобретения до 20 машин. Предполагается, что сухопутные войска Пакистана выбрали российские вертолеты из-за уже накопленного положительного опыта их применения, в частности Ми-8/17.

Исламабад заинтересован и в приобретении новых Ми-28НЭ. В начале декабря 2014 года на 8-й международной выставке вооружений в Карачи IDEAS 2014 (8th International Defence Exhibition and Seminar) российская делегация провела для Министерства обороны Пакистана специальные технические презентации Ми-28НЭ. По итогам IDEAS 2014 министр оборонной промышленности страны Рана Танвир Хуссейн подтвердил факт проведения переговоров по вопросу приобретения неуточненного количества ударных Ми-28НЭ. В ходе выставки один из источников сообщил, что Россия предложила Пакистану четыре Ми-28НЭ для того, чтобы поддержать вероятную сделку по продаже Ми-35М. «Эти винтокрылые машины могут быть переданы Пакистану в рамках поддержки Россией антитеррористических действий Исламабада», – проинформировал тогда источник.

Поставки российской вертолетной техники существенно укрепят боевой потенциал армейской авиации страны. Несмотря на одобрение Госдепартаментом США продажи Пакистану 15 AH-1Z, твердый контракт на данный момент не подписан. А вариант поставки Пакистану американских AH-64D/E в настоящее время даже не рассматривается.

Таким образом, именно российские вертолеты Ми-35М и Ми-28НЭ являются оптимальным выбором для Исламабада. Успешная эксплуатация «Ночного охотника» в Ираке показала его возможности выполнять боевые задачи в жарких и сухих климатических условиях. Ми-24, на основе которого создавался Ми-35М, стал символом афганской войны и проявил себя в ней с положительной стороны. Оба вертолета могут нести вооружение, которое как минимум не уступает установленному на AH-1Z.

Советские/российские НАР С-8 и С-13 неоднократно доказывали свое преимущество над неуправляемой версией американской ракеты «Гидра», в частности по показателю эффективности воздействия осколочно-фугасной боевой части. Применение ПТУР позволит уничтожать укрепленные огневые точки и инфраструктуру повстанцев. Оба вертолета оснащены эффективным пушечным вооружением – 23-мм ГШ-23Л и 30-мм 2А42 соответственно.

Как полагают эксперты, приобретение Исламабадом российской боевой вертолетной техники позволит существенно осложнить действия исламистских террористических группировок, в том числе «Аль-Каиды» и «Исламского государства».
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 августа 2015 02:38
    Читал как то что Крокодил единственный в мире вертолёт,сбивший в бою самолёт!Издательство АСТ!!!
    1. +5
      30 августа 2015 02:54
      вполне возможно. у нас даже с танка сбивали летящий самолет :)
      1. 0
        5 сентября 2015 04:09
        UH-1 «Хью» (Huey)

        Вообще это название можно читать немного по-другому laughing
    2. +8
      30 августа 2015 09:38
      Со времен Афгана отношусь к пакам с ненавистью и подозрением.
    3. gjv
      0
      30 августа 2015 16:53
      Цитата: Magic Archer
      Читал как то что Крокодил единственный в мире вертолёт,сбивший в бою самолёт!

      Особой страницей боевого применения Ми-24, несомненно, стали его победы над сверхзвуковыми реактивными истребителями.
      Первая такая победа произошла 8 июня 1982года в долине Бекаа над Ливаном. Сирийский полковник-ас, пилотировавший новейший Ми-24В, с ракетами Р-60МК атаковал колонну израильской бронетехники и лично уничтожил ПТУР и НАР 5 танков, бронетранспортёр и мобильный ЗРК. Израильтяне вызвали на помощь пару истребителей, и один из них, “Фантом”, (хотя свидетели - советские военспецы, осматривавшие обломки, пришли к выводу, что это один из трёх сбитых американских F-14 "Томкет" со "свеженарисованными звёздами Давида") заходя на скорости М1,4 в атаку на Ми-24В, выдал себя излучением радиолокатора. Вертолёт развернулся по пеленгу и произвёл пуск 2х Р-60МК с расстояния более 8ми км в переднюю полусферу, первая же из которых нанесла истребителю фатальные повреждения, а вторая превратила израильский истребитель с ракетами средней дальности “Спэрроу” (или "Феникс") в облако пылающих обломков.
    4. gjv
      0
      30 августа 2015 16:53
      Цитата: Magic Archer
      Читал как то что Крокодил единственный в мире вертолёт,сбивший в бою самолёт!

      Вторая победа была одержана во время Ирано-иракского конфликта, 27 октября 1984 года севернее посёлка Эйн-Хош. Так же, как и в случае с сирийским вертолётом, вертолёт ВВС Ирака был атакован сверхзвуковым истребителем третьего поколения “Фантом”. Однако, израильский самолёт нёс вооружение перехватчика, а всё вооружение “воздух-воздух” иранского “Фантома” состояло только из четырёх “Спэрроу” - иранский самолёт нёс ракеты “Шрайк” для поражения радаров ПВО и контейнеры с разведывательной аппаратурой, для определения параметров иракских радаров. Заметив иракский Ми-24Д, пилот истребителя решил сбить вертолёт, но последний шёл на малой высоте и “Спэрроу” потеряла цель. Но азартный иранский лётчик решил воспользоваться пушкой “Вулкан” и направил свою машину навстречу иракскому вертолёту. Иракский пилот не растерялся и выпустил с дистанции в 3,5км 32 НАР С-5 – по восемь из четырёх блоков. Навстречу "Фантому" неслись 32 ракеты “пятном” диаметром в 150 метров на скорости М2. Иранский истребитель попытался отвернуть, и в этот момент реактивный снаряд попал ему в заднюю часть фюзеляжа. Мгновенно детонировало топливо и “Фантом” превратился в бесформенный огненный шар.
    5. gjv
      +1
      30 августа 2015 17:00
      Цитата: Magic Archer
      Читал как то что Крокодил единственный в мире вертолёт,сбивший в бою самолёт!

      Собственно говоря, данные факты говорят о малоуязвимости вертолётов при маловысотном полёте для РВВ противника, особенно, с РГСН; и наоборот, о широких возможностях вертолётов с ИК РВВ для использования против многоцелевых истребителей. Правда, в практике применения Ми-24 был ещё один случай победы никарагуанского Ми-24Д над реактивным истребителем, хотя, это можно скорее назвать уничтожением антиквариата – ПТУРом 9М17 был сбит F-86 “Сейбр” – самолёт, применявшийся ещё в 1953году в Корейском конфликте. Однако, “Сейбр” нёс 2 “Сайдуиндера”, но, вероятно, модификации В или Р, и истребитель не смог применить ракеты против вертолёта, обстреляв его шестью 12,7мм пулемётами под малым углом встречи, посему пули причинили винтокрылой машине мало вреда. “Сейбр”, отстрелявшись, обогнал 24ку и был сбит ею при попытке разворота ракетой “Фаланга”.
    6. gjv
      0
      30 августа 2015 17:00
      Цитата: Magic Archer
      Читал как то что Крокодил единственный в мире вертолёт,сбивший в бою самолёт!

      Не менее интересны победы 24ок над штурмовиками. В небе над Никарагуа 12,7мм пулемётом был сбит лёгкий штурмовик производства США А-37 “Дрэгонфлай”. Собственно говоря, вся броня этого штурмовика состояла из 4мм стальных плит, прикрывающий двигатель и кабину. Такая броня могла защитить только от огня пулемётов калибра 7,62. Пилотов защищало ещё и нейлоновая многослойная броня. Да и стрелковое вооружение штурмовика было слабым – 6ти ствольный 7,62мм пулемёт “Миниган”. Естественно, когда в октябре 1984 года сошлись в артиллерийском бою Ми-24Д и А-37, 12,7мм пули ЯкБ прошили как бумагу двигатели штурмовика ВВС Гондураса.
    7. Комментарий был удален.
    8. gjv
      +2
      30 августа 2015 17:03
      Цитата: Magic Archer
      Читал как то что Крокодил единственный в мире вертолёт,сбивший в бою самолёт!

      Во время проведения миротворческой операции в Абхазии осенью 1992года, российский Ми-24ВП сбил ракетой “Штурм” модификации 9М114М2 грузинский штурмовик Су-25. Не смотря на легендарную живучесть советской машины, 20мм титановая броня не спасла штурмовик, – кумулятивная струя ПТУР вызвала детонацию 500кг фугаски…
      Говоря о штурмовиках, снова приходится возвращаться в Ирак. Как известно, после “Бури в пустыне” на севере Ирака была установлена запретная для полётов иракской авиации зона, дабы помешать Багдаду бороться с курдами. Однако, весной 1993 года иракские танки пошли в наступление на позиции сепаратистов. Чувствуя свою полную безнаказанность, американские военные отправили два штурмовика А-10 “Тандерболт”, целью которых были иракские танки. Уничтожив две единицы иракской бронетехники “Тандерболты” пошли на сближение, дабы атаковать танки скорострельными пушками, но из складки местности появился Ми-24, сопровождающий колонну. По размытой двухконтурными двигателями струе горячих газов, 24ка произвела захват и пуск Р-60МК с дистанции 4км в переднюю полусферу. Ракета с необыкновенной точностью разорвалась внутри левого двигателя, буквально разрезав и правый кольцом ПЭ стержневой БЧ. Штурмовик буквально рухнул на землю, но не взорвался. Пилот погиб. Пилот второго А-10 произвёл неудачный пуск двух AIM-9L, которые ушли на сигнал ИК-джаммера Ми-24В, в свою очередь, вторая Р-60 ушла на термоловушку “Тандерболта”, но, последний предпочёл покинуть поле боя.
      На счету Ми-24 есть и сбитый средний транспортный самолёт Ан-12. Ещё до начала первой Чеченской летом 1994 года, Ми-24В так называемого “Временного совета” Чечни – антидудаевской оппозиции (собственно говоря, это был один из четырёх вертолётов “миротворческих сил” Р. Хасбулатова, пилотируемый российским лётчиком) сбил на догонном курсе(не смотря на то, что транспортник шёл на скорости около 800км/ч на высоте 3км и был вооружён задней оборонительной 23мм пушкой) ракетой Р-63, которая попала в один из четырех ТВД “Куба” и разрушила крыло. Как оказалось, 60-ти тонный Ан-12 перевозил из Азербайджана оружие (в т. ч. 12 ПТУР и 8 ПЗРК) для дудаевцев, а так же солидную партию долларов для “независимой Чечни” (Сколько там было долларов – никто не знает – у Автурханова и Хасбулатова служили те же чеченцы, они и "растаскали баксы по карманам из обломков").
      1. 0
        4 сентября 2015 13:59
        Цитата: gjv
        сбил на догонном курсе(не смотря на то, что транспортник шёл на скорости около 800км/ч на высоте 3км

        Ан-12 со скоростью 800 км/ч на 3-х км?!!... Однако!... good
  2. +4
    30 августа 2015 03:26
    приобретение Исламабадом российской боевой вертолетной техники позволит существенно осложнить действия исламистских террористических группировок,
    Господи, каких только "убедительных" аргументов не придумают, чтобы оправдать продажи нашей техники! И главное, вывод:
    Таким образом, именно российские вертолеты Ми-35М и Ми-28НЭ являются оптимальным выбором для Исламабада.

    Вот только обидно, что это не по причине суперзаинтересованности пакистанцев, а потому, что НЕТ, практически, других вариантов.
    P.S. Ми-24 - великолепная машина!.. для СВОЕГО времени.
  3. +3
    30 августа 2015 03:38
    Очень интересна позиция матрасников по поставкам эффективных вооружений Ираку и Пакистану для борьбы с бородатыми.
    Ираку прекратили поставки когда наступил переломный момент, ф-16 недопоставили, Пакистану, Египту тоже не поставляют, однако видать сильно за подопечных из ИГил переживают.
    1. 0
      30 августа 2015 15:20
      Правда?

      - вообще то Ираку в том месяце пришли первеы Ф-16,так же партии Абрамсов ,стрелкового оружия,вертолетов Белл и бронир машин и тд

      -в Пакистан так же идут поставки,современные Ф-16 а МИ-17 закупают ся у нас на Американские деньги

      - в Египет так же возобновились поставки оружия из США в июле пришли новые Ф-16 блок 52

      так что не надо петь военных песен!
  4. +2
    30 августа 2015 11:56
    Пакистанцы знают нашу технику в бою. На себе проверяли. Хорошо что мир изменяется в правильном направлении
  5. -5
    30 августа 2015 12:39
    вместо кучи слов
    1. +5
      30 августа 2015 13:12
      Цитата: dakka-dakka
      вместо кучи слов

      К чему эта картинка? На украинские Ми-24 или the best in the world AH-64 "Апач" ПЗРК не наводили?
  6. +11
    30 августа 2015 17:29
    Второй раз приезжаю в Пакистан,работаю на 399 в авиабазе в Равалпинди-как раз здесь и базируются Ми-17/Ми-171.Летают очень много,условия эксплуатации жёсткие.Ребята здесь хорошие работают,ничего плохого сказать нельзя,помогают в работе,адекватные,вежливые.
    Часто упоминают Ми-35-очень ждут как офицеры так и рядовые.
    Нашей стране очень большой доход приносит эксплуатация Ми-17 за рубежом-от 10 млн. долл.и выше в течение жизненного цикла.Это без учёта стоимости нового вертолёта-от 15 млн.долл.Это зарплаты,налоги,живые деньги начиная от поставщиков запчастей,заканчивая экипажами Русланов,которые перевозят вертолёты на капремонт в РФ и обратно.
    Стоимость же Ми-35 если не ошибаюсь от 30 млн.долл.Соответственно выше и стоимость жизненного цикла.И если половина Ми-17 ремонтируются тут же-на 503 авиабазе,то Ми-35 будут ремонтировать только в РФ.
  7. +1
    30 августа 2015 20:47
    Очередная партия (3 Ми-171, 1 Ми-17) завтра-послезавтра перелетает в аэропорт Беназир-Бхутто,где по плану 4 сентября должна быть погружена в Руслан для доставки в РФ для проведения капитально-восстановительного ремонта.Стоимость кап.ремонта одного борта вроде как 4 млн.долл.
    Так же немалые деньги приносит обучение персонала и даже проживание в нашей стране.
    Что касается характеристик Ми-17,то для условий Пакистана вертолёт подходит очень хорошо.
    1. +1
      3 сентября 2015 13:45
      Спасибки за инфу, так сказать, "изнутри".
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    30 августа 2015 21:58
    Продавая вооружение Пакистану, мы как бы нивелируем их извечную вражду с Индией, которой так же продаём оружие. Хорошо бы окончательно вытеснить америкосов из этого региона и перейти на взаиморасчёты в национальных валютах.
  10. 0
    31 августа 2015 13:44
    Ми-24 в афгане воевал с повстанцами???
    Может быть с хорошо обученными на базах ЦРУ наёмниками?
    1. 0
      4 сентября 2015 14:02
      Цитата: kirgudu
      Ми-24 в афгане воевал с повстанцами???
      Может быть с хорошо обученными на базах ЦРУ наёмниками?

      Вообще то и с теми и с другими.