Ракетный комплекс «Альбатрос»

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Альбатрос» велась специалистами НПО машиностроения из города Реутова. Работы были инициированы постановлением Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года. Главным конструктором стал Герберт Ефремов. В 1991 году планировалось приступить к испытаниям комплекса, а в 1993 году начать серийное производство данной МБР, однако данные планы так и не были реализованы.

Разработка в Советском Союзе нового ракетного комплекса, обладающего возможностью преодоления эшелонированной системы противоракетной обороны, должна была стать нашим асимметричным ответом на создание в США системы ПРО в рамках программы СОИ. Новый комплекс должен был получить маневрирующие, планирующие (крылатые) боевые блоки, обладающие гиперзвуковой скоростью. Данные блоки должны были иметь возможность совершать маневры до 1000 километров по азимуту при входе в атмосферу на «линии Кармана» на скоростях около 5,8-7,5 км/с или 17-22 Маха. В основе всего проекта «Альбатрос» находились предложения по управляемому боевому блоку (УББ), который был в состоянии совершать маневр уклонения от противоракет. УББ должен был зафиксировать запуск противоракеты противника и осуществить запрограммированный маневр уклонения от нее. Проработка подобных УББ началась еще в 1979-1980 годах, в СССР велись работы по проектированию системы автоматики выполнения подобного противоракетного маневра.

Новая ракета должна была стать трехступенчатой, планировалось ее оснащение крылатым блоком с ядерным зарядом, который был в состоянии подойти к цели на небольшой высоте и маневрировать возле нее. Большую часть элементов самой ракеты и установки для ее запуска планировалось оснастить серьезной защитой от лазерного оружия и ядерных взрывов, чтобы обеспечить максимальную вероятность нанесения удара по противнику при любом уровне противодействия с его стороны. Система управления и наведения МБР «Альбатрос» была автономной инерциальной.


Ракетный комплекс «Альбатрос»


Как уже отмечалось выше, разработчиком проекта был назначен Г. А. Ефремов. При этом советское правительство придавало проекту особое государственное значение, так как на тот момент серьезной проблемой представлялось преодоление противоракетной обороны, над созданием которой работали в США. На этом фоне удивительным представляется тот факт, что работы по созданию нового стратегического комплекса были поручены предприятию, которое никогда ранее не работало с подвижными ракетными комплексами и твердотопливными ракетами. Создание же крылатого боевого блока вообще было совершенно новым делом.

Первоначально советские конструкторы занимались поиском возможности создания боевого блока, который смог бы уклоняться от противоракет, именно из этой идеи и родился проект разработки ракеты «Альбатрос». Боевой блок данной МБР не просто нес ядерный заряд, но и должен был вовремя засечь старт противоракеты противника и активировать собственный комплекс уклонения. При этом маневры должны были быть самыми разнообразными, что должно было обеспечить достаточную непредсказуемость траектории движения. Отличительной особенностью новой межконтинентальной ракеты должно было стать то, что ее курс формировался на высотах, которые не превышали 300 км. При этом пуск вполне возможно было зафиксировать, однако точно предсказать траекторию и проложить адекватный путь для противодействия боевым блокам ракеты было невозможно. Ракета должна была оснащаться одним или несколькими (точной информации нет) планирующими крылатыми блоками (ПКБ) с ядерными зарядами. ПКБ по инерции совершал управляемый полет в атмосфере (планирование) и был в состоянии выйти на объект атаки в большом диапазоне высот и с любого направления.

К концу 1987 года эскизный проект МБР комплекса «Альбатрос» был готов, но он вызвал критику Минобороны страны. Проектирование комплекса продолжалось до начала 1989 года. Основной причиной прекращения разработок по этой теме стало сомнение в сроках реализации данного проекта, в том числе из-за проблем, которые сопровождали заложенные в проект технические решения. Также на проекте негативным образом отразился развал СССР.

Ракетный комплекс «Альбатрос»


В июне 1989 года на совещании, которое прошло в НПО машиностроения, гендиректор НПО Г. А. Ефремов выдвинул предложение по превращению комплекса «Альбатрос» в универсальный комплекс для РВСН страны — для мобильного и шахтного видов базирования. Однако такое предложение вызвало сильное противодействие со стороны других разработчиков МБР в стране — Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ «Южное» из Днепропетровска. И уже 9 сентября в дополнение к Постановлению Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года вышло новое решение, которое предписывало создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов — стационарного шахтного и подвижного грунтового на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, созданной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Данная тема научно-исследовательских работ получила шифр «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 /8Ж65, позднее — «Тополь-М»). Комплекс с базированием в шахтной пусковой установке создавался в КБ «Южное», а разработкой подвижного грунтового ракетного комплекса занимался МИТ. Активная же разработка комплекса «Альбатрос» в интересах РВСН Советского Союза была остановлена после заключения в 1991 году договора СНВ-1, однако испытания опытных образцов УББ все же продолжились. По другой, неподтвержденной официально информации, работы по комплексу «Альбатрос» были остановлены еще после рассмотрения эскизного проекта представителями Минобороны ориентировочно в 1988-1989 годах.

Так или иначе, с большой долей вероятности можно говорить о том, что летные испытания опытных образцов УББ данного комплекса были проведены в 1990-1992 годах. Пуски осуществлялись с полигона Капустин Яр с применением ракеты-носителя К65М-Р. Первый пуск был осуществлен 28 февраля 1990 года «без отделения» боевой нагрузки. Позднее с применением наработок по комплексу «Альбатрос» НПО машиностроения приступило к работам по созданию аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (АГБО) проект 4202.

Отчасти МБР «Альбатрос» вместе с гиперзвуковыми блоками для нее стала жертвой общего упадка ВПК страны в начале 1990-х годов, который произошел на фоне распада СССР. Но, в конце 1990-х годов с использованием имеющегося задела по данному проекту были начаты работы, которые в итоге привели к появлению «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его более совершенной модификации «Ярс», а также для других баллистических ракет, относящихся к новому поколению — «Булавы» и «Сармата».

Ракетный комплекс «Альбатрос»
Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв"


Наработки по маневрирующим боевым блокам комплекса «Альбатрос» пытались использовать и сугубо в мирных целях. Так совместно со специалистами ЦНИИМАШ инженеры НПО машиностроения предлагали создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи под названием «Призыв». Комплекс, который должен был быть создан к 2000-2003 годам, планировалось использовать для оказания скорой экстренной помощи морским судам, которые терпели бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на данную МБР планировалось монтировать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. Благодаря использованию данных аппаратов, оперативность доставки аварийного комплекта к судну, терпящему бедствие, могла составить от 15 минут до 1,5 часов, а точность посадки +20-30 метров. Масса груза в зависимости от типа СЛА составляла 420 и 2500 кг соответственно.

Так, спасательный летательный аппарат СЛА-1 был в состоянии доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. А спасательный летательный аппарат СЛА-2 мог доставить аварийно-спасательное оборудование для морских судов (водоотливной модуль, противопожарный модуль, водолазный модуль). В другом варианте — робота-спасателя или дистанционно пилотируемый летательный аппарат.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-844.html
http://nevskii-bastion.ru/albatross-rk
http://www.arms.ru/stati/raketno-kosmicheskaja-oborona/proekt-albatros.htm
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. D-Master 28 августа 2015 06:35
    Очень интересная статья. Теперь немного снята завеса, как наши боеголовки должны прорывать ПРО США. Очень интересный комплекс. Уверен что "Сармат" во многом использует наработки "Альбатроса"
    1. Rus2012 28 августа 2015 22:53
      Цитата: D-Master
      Уверен что "Сармат" во многом использует наработки "Альбатроса"


      Тут немного о другом - как бы "гражданский вариант" от оснащения новых РК - ББ с ГПВРД! laughing
      На МАКСЕ показывали...
      Между прочем, продувочный макет.
  2. AndreyS 28 августа 2015 07:34
    Цитата: D-Master
    Очень интересная статья.

    Мне очень понравилась информация про ракетно-космический комплекс скорой помощи под названием «Призыв», очень интересная идея! Ведь с помощью такого комплекса не только морским судам можно доставлять грузы! Две с половиной тонны полезной нагрузки, это маленький грузовичок еды и воды людям отрезанным от цивилизации какой нибудь ЧС!
    1. AAV 28 августа 2015 15:48
      Статья интересная.
      Но, вот что-то вызывает сомнения экономическая целесообразность комплекса скорой помощи <Призыв>...
      AAV
      1. Rus2012 28 августа 2015 22:57
        Цитата: AAV
        Но, вот что-то вызывает сомнения экономическая целесообразность комплекса скорой помощи <Призыв>...

        Когда горел и тонул АПЛ "Комсомолец", все вопросы экономичности и оправданности по...
        Главное с максимально возможной скоростью и точно доставить в район бедствия - спасснарягу!
  3. inkass_98 28 августа 2015 08:14
    Спасибо за статью, раньше об этом комплексе только слышал.
  4. НЕКСУС 28 августа 2015 09:03
    Воеводам продлили срок службы в очередной ,но до бесконечности этого делать нельзя,а щит страны должен быть так же крепок.К 20 му году ждем и Сармат и Баргузины и Рубежи с ЯРСами в достаточном количестве в войсках.
  5. ССИ 28 августа 2015 09:31
    Сколько же всего, в отличие от нынешнего времени, создавалось в СССР... Ныне, к сожалению, мы используем советские наработки...
    1. Папакико 28 августа 2015 11:50
      Добрый день.
      Цитата: ССИ
      Ныне, к сожалению, мы используем советские наработки...

      А СССР использовал и развивал наработки Российской империи и нагнутой Германии(и сателитов конечно же).
      На пустом месте и из пустоты ни чего не появляется.
      Забавная чтива про чёрную дыру на повседневно-пегмейском:Черная Дыра такая авторитетная, что даже фотоны, пробегая мимо неё, приближаются и почтительно здороваются. Если фотон чёткий по жизни, косяков за ним нет, он потом летит дальше, чуть криво, конечно и астрономы это замечают. А если он лошара низкоэнергетический, то дыра его сучит как фраера и к себе притягивает. Тут ему приходит фотонец. Ибо нехрен на глаза авторитетам показываться, коли энергией не вышел.
      Ну изрядно порадовала РККСПН "Призыв"!
      Это не "топорами" гуманитарную помощь демократии разносить.
      Намного более серьёзный подход. drinks
    2. НЕКСУС 28 августа 2015 11:56
      Цитата: ССИ
      Сколько же всего, в отличие от нынешнего времени, создавалось в СССР..

      Добрый день,Сергей Иванович.Рад Вас видеть в добром здравии.
      Великая страна,великие заделы. hi
    3. амурец 28 августа 2015 17:14
      Практически на сегодняшний день ни в одной стране нет прорывных решений ракетном двигателестроении.Нет высокоэнергитических топливных материалов.Фактически создалась ситуация 40-х годов прошлого века,когда поршневая авиация зашла в тупик.
  6. loaln 28 августа 2015 10:38
    А кто-то упорно пытается доказать, что Россия уже сама конструирует ракеты и головные части. По собственным идеям. Ан, нет, слямзить проще и заявить о своих достижениях. Ребята, Вам до самостоятельности, как до Луны или до Марса. Когда произошел разрыв поколений, развалена система образования, исчезли педкадры, остается только пользоваться послевкусием. Радуйтесь, что до Вас был СССР, а то сейчас бегали бы со спущенными штанами, не зная, что прикрывать в первую очередь: себя или Родину.
    1. shans2 28 августа 2015 16:19
      США использует точно так же свои наработки, правда по какой-то причине не может сделать ракетные двигатели для полетов на орбиту своих космонавтов, так, что чё ты разорался тут? Россия же не из пустоты появилась, а из СССР, как ее правопреемник,основное пр-во и кадры со школами всегда были в России, ни в Украине никогда не было атомной школы или пр-ва ядерного оружия, ни еще где-то не было такого сосредоточения других технологий.
      1. амурец 28 августа 2015 16:55
        Американцы сейчас доводят двигатель с тягой до 500тонн.Но проблема заключается в том что успешно работая на стенде он не хочет работать на ракете. По всей видимости у них пока не получается создать мощный и лёгкий обвес для лётных экземпляров двигателя или проблемы с газогенераторами.
        1. Вадим237 29 августа 2015 00:28
          А зачем им двигатель с тягой 500 тонн, когда у них есть двигатели RS 25 от Шаттлов они его сейчас усовершенствуют, применят газогенератор от F-1, для тяжёлой ракеты SLS 5 таких двигателей тягой 12 Меганьютонов будет более чем достаточно.
          1. амурец 29 августа 2015 01:20
            Вадиму237. Не разбираешься?Не лезь в тему.Почему америкосы покупают двигатели РД-180/Рд-185 тягой до 400тонн и двигателя НК-33 тягой до 175тонн.Вот тебе авторитетная ссылка;www.sdelanounas.ru/blogs/33046 Отвечает академик Б.Каторгин.Зная твою ослинную упёртость барана в новые ворота больше ничего отвечать тебе не буду.
      2. biznaw 29 августа 2015 00:28
        Цитата: shans2
        США использует точно так же свои наработки, правда по какой-то причине не может сделать ракетные двигатели для полетов на орбиту своих космонавтов, так, что чё ты разорался тут? Россия же не из пустоты появилась, а из СССР, .


        Телегу впереди лошади поставили. Это в СССР Российская Империя возродилась, а сейчас Российская Федерация на руинах СССР реинкарнировалась. Россия как Феникс, сгорая возраждается.
  7. Старый26 1 сентября 2015 00:02
    Цитата: shans2
    США использует точно так же свои наработки, правда по какой-то причине не может сделать ракетные двигатели для полетов на орбиту своих космонавтов

    Не говорите ерунды...

    Цитата: амурец
    Американцы сейчас доводят двигатель с тягой до 500тонн.Но проблема заключается в том что успешно работая на стенде он не хочет работать на ракете

    Они действительно доводят 500-тонник. Причем не один, а два. Первый RS-84 с тягой в 512 тонн, второй - TR-107 с тягой 500. Если сейчас и идут испытания - то только стендовые. О летных что-то не слышал

    Цитата: амурец
    Отвечает академик Б.Каторгин

    Правда этому интервью уже более 2-х лет
    1. амурец 1 сентября 2015 00:47
      Старый26! Где-то читал, но конкретно не помню.Возможно на уровне рекламы или жёлтой прессы.Помню что по какой-то причине турбонасосы не доли необходимой производительности.Ни названия ракеты,ни модели двигателя там не было. Спасибо за новость о TR-107. О двигателе RS-84 я слышал.
  8. Старый26 2 сентября 2015 09:19
    Да, я тоже что-то краем уха слышал, но опять же, как вы правильно написали, Николай. не было никаких подробностей. А насчет двигателей США. Они сейчас и разрабатывают, и модернизируют старые. В частности они взяли многоразовый двигатель от шаттла, поменяли на нем систему управления, арматуру, сделали одноразовым (и более дешевым). При этом если на "шаттлах" были двигатели RS-25, RS-25А и RS-25В, то сейчас они их планируют к выпуску в вариантах RS-25D и RS-25Е. Точно не могу сказать, но тягу увеличили до примерно 330 тонн (с 230 тонн). Двигатель однокамерный. Наш двухкамерный РД-180 дает тягу в 420 тонн. Кроме этого они модернизирую кислородно-водородный двигатель RS-68. Делают новый RS-83, тоже кислородно-водородный с тягой порядка 350 тонн в вакууме и новый TR-106, того же класса мощности и тоже кислородно-водородный
    1. амурец 2 сентября 2015 10:48
      Даа!Конкуренция сильная.Значить американцы переходят на криогенное топливо,а это серьёзно.Я читал об однокамерных РД-190.Не знаете на каком этапе работа по ним. То. что был один запуск на нём Ангары, это ещё ничего не значит.Кстати 6 сентября на Восточном планируют первый запуск Союза.
  9. Старый26 2 сентября 2015 23:46
    Цитата: амурец
    Даа!Конкуренция сильная.Значить американцы переходят на криогенное топливо,а это серьёзно.Я читал об однокамерных РД-190.Не знаете на каком этапе работа по ним. То. что был один запуск на нём Ангары, это ещё ничего не значит.Кстати 6 сентября на Восточном планируют первый запуск Союза.

    Да, в т.ч. и на криогенное. Делают это не спеша, компенсируя отсутствие двигателей покупкой их за рубежом. В это году ЕМНИП был заключен контракт с США, по которому мы должны поставить 60 двигателей РД=181 для "Антареса" (вместо НК-33)

    Теперь, что касается РД-191. Вы, Николай, ошиблись. На "Ангаре" стоит на УРМ-1 двигатель РД-191, а не РД-190. 190-й будет метановый. Что касается летных испытаний - да, именно они являются критерием истины. В летных испытаниях участвовали 6 двигателей (один на "Ангаре-1.2ПП" и пять на "Ангаре-5"). Хотя в общей сложности он прошел более 120 огневых испытаний. Да и на корейской РН летал несколько модернизированный двигатель РД-151 с тягой в 170 тонн, вместо 196 на РД-191
  10. амурец 3 сентября 2015 03:26
    Старый26!Спасибо за уточнение.Совсем забыл что не только цифра конце маркировки но и запятая в маркировке обозначают но не в этом дело. просмотрел что мне доступно по топливам и пришёл к выводу,что для дальней космонавтики двигателей нет.На химических двигателях далеко не улетишь.По около земной космонавтике:РДТТ-большая цена на единицу мощности.ЖРД на высококипящих компонентах ядовиты меньше удельный импульс.Я не имею ввиду ЖРД малой мощности.Там без них не обойтись. И выходит что в ближайшее время у нас остаются кислород-керосиновые и криогенные двигатели.Специально посмотрел Шатл. И как мне кажется была-бы вместо РДТТ стартовая ступень как у Буран-Энергия,американцы избежали бы многих проблем. Но это чисто моё личное мнение.
  11. Старый26 3 сентября 2015 08:42
    Цитата: амурец
    Специально посмотрел Шатл. И как мне кажется была-бы вместо РДТТ стартовая ступень как у Буран-Энергия,американцы избежали бы многих проблем. Но это чисто моё личное мнение.

    ХЗ, может и избежали бы. Но американцы всегда были впереди по производству твердотопливных. И конечно их боковой ускоритель - это шедевр научной и технической мысли. Они смогли создать оборудование, позволяющее в "один замес" заполнить этот твердотопливный ускоритель топливом. У нас тоже был такой проект, но не удалось на то время создать твердотопливные двигатели с тягой в 1500 тонн. К тому же у "Энергия" все же универсальная ракета, Боковушки шаттла - только для него. Хотя на проектах нынешних американских РН предусматриваются различные варианты такого блока.
    Трагедия Челленджера - да, было такое по вине ТТУ, но все же 1 раз из 135 полетов, та и в принципе произошла из-за многих факторов, в т.ч. и погодного. Даже у нас, с учетом гигантского опыта использования жидкостных "боковушек" были случае их аварий
    1. амурец 3 сентября 2015 09:29
      Я не о трагедии.Прогар прокладки это тяжёлое проишествие.Вопрос в другом.Я знаю что американцы исторически всегда были сильнее именно в РДТТ.Да оборудование они создали уникальное, расчёт топливного заряда провели идеально, сплавным нарастанием давления в камерах сгорания.Мне кажется что используй они ЖРД,они смогли бы либо облегчить систему,либо увеличить забрасываемую массу.Вот я о чём хотел сказать.Возможно мы не достигли того уровня подготовки топливного заряда или же той энергетики что достигли в ЖРД.Возможно это и некорректно сравнивать,но если взять ракеты АПЛ, то получается что при той же забрасываемой массе ракета Р-29рм весит в два раза меньше чем Р-39 или той же массе ракета Р-31 имеет примерно вдвое меньшую дальность. Я не сторонник того или иного вида ракет,каждый имеет преимущества и недостатки. Мне хочется понять в каком направлении пойдет космическое двигателестроение.Ведь если не будет прорыва в производстве энергетических материалов мы на этом остановимся.
  12. Старый26 3 сентября 2015 19:19
    Цитата: амурец
    Возможно это и некорректно сравнивать,но если взять ракеты АПЛ, то получается что при той же забрасываемой массе ракета Р-29рм весит в два раза меньше чем Р-39 или той же массе ракета Р-31 имеет примерно вдвое меньшую дальность. Я не сторонник того или иного вида ракет,каждый имеет преимущества и недостатки. Мне хочется понять в каком направлении пойдет космическое двигателестроение.Ведь если не будет прорыва в производстве энергетических материалов мы на этом остановимся.

    Проблемы 80-х увы были. Но вот что самое интересное. КБ Тюрина, создавшее Р-31 было в принципе подстрелено на "взлете". У них было масса проектов, которые могли бы занять достойное место. К сожалению о этих проектах практически ничего не известно, кроме названия, но думаю, что дай КБ возможность работать, мы могли бы получить твердотопливную ракету с приемлимой дальностью отнюдь не такую тяжелую, как была Р-39. Но увы, это все в прошлом

    Насчет космической техники. Сложно пока сказать, каково будет их развитие. На подходе двигатели на сжиженном газе, но там надо смотреть каков их удельный импульс. Вроде бы процентов на 20 больше, чем у пары кислород-керосин. В свое время были попытки использовать фтор.
    Но все это в принципе только промежуточный этап. Только двигатели с большей энергетикой (какой - не знаю) дадут возможность исследовать хотя бы солнечную систему, не говоря уж о межзвездных полетах
  13. амурец 4 сентября 2015 08:36
    Старый26! Здравствуй!Слетела винда,срочно восстанавливаю.Но к сожалению восстановить то не многое что у меня было по Тюрину слетело.Одно знаю точно, что они работали с топливами на основе Бора или каких-то Борных соединений кажется по идеям Кондратюка.Жидкое топливо американцы хотели использовать на В-70Валькирия и на SR-71.Даже завод построили.Проводили они эксперименты и с добавками боратных соединений в твёрдое но результаты были глухо засекречены,по принципу сжечь до прочтения.Единственно что знаю на100%,это топливо страшно ядовито.Про фтор тоже знаю.Читал про двигатель,кажется РД-701 пара Водород-Фтор.Да импульс у него солидный.Но активность фтора,немогу преставить как его хранить.
  14. Старый26 4 сентября 2015 23:50
    Цитата: амурец
    Да импульс у него солидный.Но активность фтора,немогу преставить как его хранить.

    Поэтому и тема заглохла

    Цитата: амурец
    что у меня было по Тюрину....

    Сочуствую.Дубликаты на внешнем диске - лучший способ. Сам в начале 2000-х оказался в такой же ситуации. НАдо было сновить винду, архив заархивировал, а потом из 15 дисков 3 не открылись
    А вообще, КБ Тюрина еще ждет своего летописца. В принципе что нам известно? Только три его изделия - 8К96, Р-31 и Ф-22, созданная по теме "Вереница". Ну еще 18 или 20 индексов с очень короткой аннотацией. И все. Что мы например знаем о БРПЛ, которую КБ Тюрина разрабатывала для проекта 941. Знаем только что на этих лодках потом стояли макеевские Р-39.
  15. амурец 5 сентября 2015 03:12
    У меня немного другая ситуация. Архивы у меня на жёстких дисках,папки на месте,но почему-то пустые.Не только по ракетам.О Тюрине и Дукельском я знал давно.Дукельский-инженер старой доревоционной эпохи,Флоренский (брат Павла Флоренского;епископа и учёного) и ряд других при создании тяжёлых Артиллерийских жд-транспортёров заложили идеи создания БРЖК.На ЖД была создана целая инфраструктура по обслуживанию этих поездов. КБ Тюрина вело работы по этой тематике,но какие не знаю.Да и подписка.Кроме 15П961 были ещё поезда,подробностей не знаю.Но при испытаниях"возкой" все номера этих поездов начинались с нуля.
  16. амурец 5 сентября 2015 06:17
    Да!По-поводу активности фтора.Когда горит электооборудование со фторизоляцией,а видел я как горел тепловоз, и появляется жёлто-зелёный дым,пожарники любой ценой пытаются сбить температуру. Что-бы прекратить выделение фтора при разложении изоляции.Когда появился этот дым,то фтор вытесняет кислород и в горения двух окислительных средах от тепловоза остаётся 130тонн чёрт знает чего.
  17. Старый26 5 сентября 2015 08:23
    Цитата: амурец
    Да и подписка.Кроме 15П961 были ещё поезда,подробностей не знаю.Но при испытаниях"возкой" все номера этих поездов начинались с нуля.

    Насчет номеров не знаю, но вполне возможно. Знаю, что было создано 4 таких опытных поезда:П-150, П-250, П-400, П-450. Эти поезда комплекса 15П952, предтечи известного всем БЖРК 15П961. насколько они были близки по конструкции говорят индексы вагонов. На комплексе 952 они были без буквы А, на комплексе 961 - с буквой.
    А вообще КБ "Южное" действительно разрабатывала большое количество БЖРК, начиная с БЖРК с ракетой Р-12, ну и с РТ-20П, РТ-21 (комплекс 15П941), РТ-22 (15П943), РТ-23 (15п944 и 15П952) и наконец с РТ-23УТТХ (15П961).
    1. амурец 5 сентября 2015 10:03
      Володя!Были проекты с Р-29, но что-то не срослось.Не скажу,какой был на БАМе Скорее всего 952. На БАМе не было своих спецов кто допускался бы обслуживанию этих поездов.Потому что помимо расчёта,который занимался пуском,нужны были спецы с соответстующим образованием,ну и как сам понимаешь, с соответствующими допусками, для проведения регламента поездов и ремонта.На БАМе,скорее всего был не сам поезд,а массово-габаритный макет.Даже на участках с более- менее интенсивным движением под ним проседал путь. На Транссибе он абсолютно ни чем не выделялся,так как трёх секционные тепловозы и электровозы и такие большегрузные вагоны это обыденность.Вообще на ЖД есть особенности и то что показывают по телевизору это смех.Не скажу были ли у нас стрельбы или нет,скорее нет.Но поезда нам эти приходили. Возможно массово-габаритные макеты. Ещё про Тюринский РТ-15.После Даманского готовили наземные стартовые позиции,но не Р-12,а под твердотопливные ракеты. Потому что был просто котлован и стартовое кольцо на котловане.На которое ставилась ракета. Ничего для заправки топливом не было. Был второй котлован в который укрывались ДЭСки,КШМ,Топопривязчик и кажется машина связи. Колхозники сильно возмущались что строилось всё это подальше от деревень.Потом они эти позиции использовали как силосные ямы. Бетонированые позиции старта вообще шли на ура.Газоотбойники идеально подходили для въезда и выезда. Недавно был на одной позиции,даже бетон не потрескался.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня