Ракетный комплекс «Альбатрос»

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Альбатрос» велась специалистами НПО машиностроения из города Реутова. Работы были инициированы постановлением Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года. Главным конструктором стал Герберт Ефремов. В 1991 году планировалось приступить к испытаниям комплекса, а в 1993 году начать серийное производство данной МБР, однако данные планы так и не были реализованы.

Разработка в Советском Союзе нового ракетного комплекса, обладающего возможностью преодоления эшелонированной системы противоракетной обороны, должна была стать нашим асимметричным ответом на создание в США системы ПРО в рамках программы СОИ. Новый комплекс должен был получить маневрирующие, планирующие (крылатые) боевые блоки, обладающие гиперзвуковой скоростью. Данные блоки должны были иметь возможность совершать маневры до 1000 километров по азимуту при входе в атмосферу на «линии Кармана» на скоростях около 5,8-7,5 км/с или 17-22 Маха. В основе всего проекта «Альбатрос» находились предложения по управляемому боевому блоку (УББ), который был в состоянии совершать маневр уклонения от противоракет. УББ должен был зафиксировать запуск противоракеты противника и осуществить запрограммированный маневр уклонения от нее. Проработка подобных УББ началась еще в 1979-1980 годах, в СССР велись работы по проектированию системы автоматики выполнения подобного противоракетного маневра.


Новая ракета должна была стать трехступенчатой, планировалось ее оснащение крылатым блоком с ядерным зарядом, который был в состоянии подойти к цели на небольшой высоте и маневрировать возле нее. Большую часть элементов самой ракеты и установки для ее запуска планировалось оснастить серьезной защитой от лазерного оружия и ядерных взрывов, чтобы обеспечить максимальную вероятность нанесения удара по противнику при любом уровне противодействия с его стороны. Система управления и наведения МБР «Альбатрос» была автономной инерциальной.



Как уже отмечалось выше, разработчиком проекта был назначен Г. А. Ефремов. При этом советское правительство придавало проекту особое государственное значение, так как на тот момент серьезной проблемой представлялось преодоление противоракетной обороны, над созданием которой работали в США. На этом фоне удивительным представляется тот факт, что работы по созданию нового стратегического комплекса были поручены предприятию, которое никогда ранее не работало с подвижными ракетными комплексами и твердотопливными ракетами. Создание же крылатого боевого блока вообще было совершенно новым делом.

Первоначально советские конструкторы занимались поиском возможности создания боевого блока, который смог бы уклоняться от противоракет, именно из этой идеи и родился проект разработки ракеты «Альбатрос». Боевой блок данной МБР не просто нес ядерный заряд, но и должен был вовремя засечь старт противоракеты противника и активировать собственный комплекс уклонения. При этом маневры должны были быть самыми разнообразными, что должно было обеспечить достаточную непредсказуемость траектории движения. Отличительной особенностью новой межконтинентальной ракеты должно было стать то, что ее курс формировался на высотах, которые не превышали 300 км. При этом пуск вполне возможно было зафиксировать, однако точно предсказать траекторию и проложить адекватный путь для противодействия боевым блокам ракеты было невозможно. Ракета должна была оснащаться одним или несколькими (точной информации нет) планирующими крылатыми блоками (ПКБ) с ядерными зарядами. ПКБ по инерции совершал управляемый полет в атмосфере (планирование) и был в состоянии выйти на объект атаки в большом диапазоне высот и с любого направления.

К концу 1987 года эскизный проект МБР комплекса «Альбатрос» был готов, но он вызвал критику Минобороны страны. Проектирование комплекса продолжалось до начала 1989 года. Основной причиной прекращения разработок по этой теме стало сомнение в сроках реализации данного проекта, в том числе из-за проблем, которые сопровождали заложенные в проект технические решения. Также на проекте негативным образом отразился развал СССР.

Ракетный комплекс «Альбатрос»


В июне 1989 года на совещании, которое прошло в НПО машиностроения, гендиректор НПО Г. А. Ефремов выдвинул предложение по превращению комплекса «Альбатрос» в универсальный комплекс для РВСН страны — для мобильного и шахтного видов базирования. Однако такое предложение вызвало сильное противодействие со стороны других разработчиков МБР в стране — Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ «Южное» из Днепропетровска. И уже 9 сентября в дополнение к Постановлению Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года вышло новое решение, которое предписывало создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов — стационарного шахтного и подвижного грунтового на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, созданной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Данная тема научно-исследовательских работ получила шифр «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 /8Ж65, позднее — «Тополь-М»). Комплекс с базированием в шахтной пусковой установке создавался в КБ «Южное», а разработкой подвижного грунтового ракетного комплекса занимался МИТ. Активная же разработка комплекса «Альбатрос» в интересах РВСН Советского Союза была остановлена после заключения в 1991 году договора СНВ-1, однако испытания опытных образцов УББ все же продолжились. По другой, неподтвержденной официально информации, работы по комплексу «Альбатрос» были остановлены еще после рассмотрения эскизного проекта представителями Минобороны ориентировочно в 1988-1989 годах.

Так или иначе, с большой долей вероятности можно говорить о том, что летные испытания опытных образцов УББ данного комплекса были проведены в 1990-1992 годах. Пуски осуществлялись с полигона Капустин Яр с применением ракеты-носителя К65М-Р. Первый пуск был осуществлен 28 февраля 1990 года «без отделения» боевой нагрузки. Позднее с применением наработок по комплексу «Альбатрос» НПО машиностроения приступило к работам по созданию аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (АГБО) проект 4202.

Отчасти МБР «Альбатрос» вместе с гиперзвуковыми блоками для нее стала жертвой общего упадка ВПК страны в начале 1990-х годов, который произошел на фоне распада СССР. Но, в конце 1990-х годов с использованием имеющегося задела по данному проекту были начаты работы, которые в итоге привели к появлению «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его более совершенной модификации «Ярс», а также для других баллистических ракет, относящихся к новому поколению — «Булавы» и «Сармата».

Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв"


Наработки по маневрирующим боевым блокам комплекса «Альбатрос» пытались использовать и сугубо в мирных целях. Так совместно со специалистами ЦНИИМАШ инженеры НПО машиностроения предлагали создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи под названием «Призыв». Комплекс, который должен был быть создан к 2000-2003 годам, планировалось использовать для оказания скорой экстренной помощи морским судам, которые терпели бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на данную МБР планировалось монтировать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. Благодаря использованию данных аппаратов, оперативность доставки аварийного комплекта к судну, терпящему бедствие, могла составить от 15 минут до 1,5 часов, а точность посадки +20-30 метров. Масса груза в зависимости от типа СЛА составляла 420 и 2500 кг соответственно.

Так, спасательный летательный аппарат СЛА-1 был в состоянии доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. А спасательный летательный аппарат СЛА-2 мог доставить аварийно-спасательное оборудование для морских судов (водоотливной модуль, противопожарный модуль, водолазный модуль). В другом варианте — робота-спасателя или дистанционно пилотируемый летательный аппарат.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-844.html
http://nevskii-bastion.ru/albatross-rk
http://www.arms.ru/stati/raketno-kosmicheskaja-oborona/proekt-albatros.htm
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти