Unusual tanks of Russia and the USSR. Hydrofoil tanks

Overcoming water obstacles has always been a difficult task for a heavy armored vehicle, given that in combat bridges and crossings are usually destroyed by the retreating enemy. AT stories tank building there are many examples of the creation of vehicles that can cross the opposite bank, moving both on water and on the bottom of the river. However, the complexity and time-consuming preparation of ordinary, medium or heavy tank to underwater passage or poor booking and the impossibility of installing powerful weapons on light amphibious tanks made Soviet engineers and designers look for other ways. It required a floating tank with bulletproof armor and armament of at least a medium tank, capable of participating in quick landing operations to capture a bridgehead on the coast and using its weapons to destroy coastal fortifications and suppress enemy firing points. Since it seemed almost impossible to build such a machine that met such high requirements, the tank builders proposed another solution to this problem. One of these options was to improve the machine without making significant changes to the design, namely equipping a conventional medium production tank with special mounted craft. Which, if necessary, allowed the machine to transform into a river or sea vessel and at the same time combine the best qualities of a medium tank and high-speed water transport. One of these projects was implemented in the USSR in the middle of the last century and had the designation "project 80".




Work in this direction began in the Soviet Union in the 1951 year with the development of special tank-attached pontoons, which allowed the car to stay afloat and move independently on water. The first project involved the installation of this equipment on the production tank T-54 (received the designation PST-54). After construction and running trials, attachments were put into service in the 1957 year. This was followed by a project to create a craft for the T-55 tank (designation PST-55), which was also successfully completed.




Later, in the 1959 year, it was decided to unify all the samples, after which the new equipment was given the designation PST-U, under which it was adopted by the Soviet Army in the 1960 year. PST-U mass was about 10 tons, movement through the water was carried out by transferring the force from the leading tank wheels to the two propellers. The maximum speed of movement by water was 12 km per hour, over land (with the installed PST-U) no more than 20 km per hour. However, too much weight and complexity of mounting the pontoons on the tank required improvements to the PS, so the work did not stop, and already in 1962, tests of the new PS are being conducted. The next sample was lighter on 4,5 tons, which allowed us to increase the maximum speed of movement by land to 25 km per hour, by water to 14 km per hour and significantly reduce the load on the undercarriage. Installing additional fuel tanks allowed to increase the cruising range to 110 km. Having received the designation PST-63, the watercraft with minor modifications was put into service in the 1965 year. Later PST-63 was improved to PST-64 and PST-64 M.




Unusual tanks of Russia and the USSR. Hydrofoil tanksThe “80 project” meant equipping a medium tank with a watercraft consisting of two high-speed hydrofoil boats and was developed at Volgobaltsudoproekt design bureau, headed at that time by Mikhail Shchukin. At the beginning of 1966, a model of the future watercraft was built on the scale of 1: 2, on which various design solutions were worked out, then in 1967, the first prototype was made, which was immediately sent to sea trials that took place in the Black Sea near Sevastopol. During the tests, the maximum speed reached, which was 58 km per hour, was higher than the calculated speed, which was equal to 50 km per hour. However, further tests failed due to poor body strength. The screed, which does not allow discrepancies on the course of the carriers carrying the armored vehicle, has burst, as a result of which the boats dispersed and the tank sank. Fortunately, there were no casualties, soon the car was raised, and a special commission was set up to establish the causes of the accident. After conducting a number of different studies, the commission members concluded that the cause of the screed rupture was a small cut in its middle part. It was made intentionally or through negligence - it remains unknown. Nevertheless, in a short time the deficiencies were eliminated, and the new watercraft “project 80” was made in a small batch in the number of 13 copies. Part was sent to the Baltic Military District, part to the city of Sevastopol. It is worth noting that the movement on the water in the submerged position was possible with waves of no more than 5 points, movement on hydrofoils — with waves of no more than 3 points.

The boats included in the pair of the forearm “80 project” were made of high-strength aluminum alloy, equipped with the M-50 diesel engine with the power of 1200 hp. and fastened to the sides of the tank with specially designed eyes for its construction. The hydraulic cylinders installed on the boats were intended for raising them above the ground while traveling by land and lowering while traveling by water. The full installation of the craft on the tank took about an hour, and the “dropping” took place within 3 minutes. The underwater wings also had two positions: during transportation they rose up, when moving through the water they descended under the bottom of the carrying boats. The rear underwater wings were equipped with propellers and a steering mechanism, which made it possible to change the depth of the lowering of the propeller. This allowed the tank to pass even in the shallowest places. The control of both boats when driving on water was carried out by one member of the crew and was synchronized. But in the 1971 year, due to the inexpediency and lack of prospects, the project was closed.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sergh
    Sergh 3 November 2011 09: 55 New
    • 3
    • 0
    +3
    But in principle, an 80-s interesting design, in itself a bold decision, can come in handy when!
  2. Vadivak 3 November 2011 09: 56 New
    • 8
    • 0
    +8
    Looking at the “project 80”, I would like to ask - Why actually?

    But why- Given the location of the experimental battalions, “Project 80” boats were intended for the operational capture of the shores of the Baltic Straits and the Bosphorus, That's how it is no less. Moreover, the focus was not so much on speed as on the sudden appearance of unusual transport.

    the main problems of the “project 80” are tactical. The landing operation involves the simultaneous participation of several hundred, or at least dozens of ships, moving on a strict schedule. In a certain order, tanks, infantry, artillery, sappers, and security equipment should land on the shore. By the time the “Project 80” battalion approaches the shore, it should be covered by naval artillery fire. For conventional landing craft, this question is simply solved - some of the artillery is on the landing craft itself, and some on the artillery support vessels, which move along with the landing craft. But what about the “project 80”? Artillery support vessels will not be able to accompany such a battalion, because their speed is two to three times lower. This means that they must advance to the landing site earlier. And in this case, the very meaning of high-speed landing of tanks is lost: the enemy, having seen artillery support ships, will be ready to meet the “winged tanks” with fire.

    What are tanks without infantry, without artillery, without sappers, without ammunition? Ammunition is enough for 30 minutes of battle, if before that the tanks do not burn the enemy's grenade launchers. Perhaps the tank on a hydrofoil could have unexpectedly approached the combat zone as reinforcement, having landed a little distance away on the unguarded part of the coast. But, you see, this is a very modest role for such an ambitious project.

    The creators of the "project-80" focused on solving one very narrow problem - the creation of a watercraft capable of transporting a tank through the water at high speed. They left out of sight many technical and tactical issues, which ultimately led to the collapse of the project. Of course, the war has its own laws. And yet, the “Project 80” is a stunningly elegant and perfect piece of Soviet engineering, which, unfortunately, is destined to be forgotten. Together with people who happened to see boats with their own eyes, the cars themselves die. The last “surviving” pontoon, or rather its hull, is stored in the closed fund of the Museum of Armored Forces in Kubinka. With all the desire of the museum staff, it will not be possible to restore it: all the attachments of the machine, including wings and couplers, are irretrievably lost. After all, boats of the “Project 80” were made of high quality and expensive aluminum.
  3. Greyfox 3 November 2011 13: 01 New
    • 7
    • 0
    +7
    In the Kubinka Museum, I heard the story of a guide who participated in the trials of this crap. They were caught in a storm that was not weak for such crap, they didn’t drown, and when they returned to Sevastopol, the crew on the ships saluted them, and in the evening they mutilated everyone set of marine uniforms, as a sign of respect.
  4. wasjasibirjac 19 November 2011 19: 03 New
    • 0
    • 0
    0
    interesting, but the chrome of 80 tanks could still transport something.
  5. dred
    dred 30 November 2011 13: 57 New
    • 0
    • 0
    0
    Very interesting. As niches are tanks, well, at least it's not fiction like flying submarines.

Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях

Преодоление водных преград всегда являлось для тяжелой бронированной машины сложной задачей, если учесть, что в ходе боевых действий мосты и переправы обычно уничтожаются отступающим противником. В истории танкостроения есть немало примеров создания машин, способных переправиться на противоположный берег, передвигаясь как по воде, так и по дну реки. Однако сложность и долгая по времени подготовка обычного, среднего или тяжелого танка к подводному ходу или слабое бронирование и невозможность установки на легкие плавающие танки мощного вооружения заставляли советских инженеров и конструкторов искать другие пути. Требовался плавающий танк с противоснарядной бронёй и вооружением как минимум среднего танка, способный участвовать в быстрых десантных операциях по захвату плацдарма на берегу и огнём своего вооружения разрушать береговые укрепления и подавлять огневые точки противника. Поскольку построить такую машину, соответствующую столь высоким требованиям, казалось практически невозможным, танкостроителями был предложен другой вариант решения этой задачи. Один из этих вариантов предполагал усовершенствование машины без внесения существенных изменений в конструкцию, а именно оснащение обычного среднего серийного танка специальными навесными плавсредствами. Которые, в случае необходимости, позволяли машине трансформироваться в речное или морское судно и в то же время сочетать в себе лучшие качества среднего танка и скоростного водного транспорта. Один из таких проектов был реализован в СССР в середине прошлого столетия и имел обозначение «проект 80».

Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях


Работы в данном направлении начались в Советском Союзе в 1951 году с разработки специальных прикрепляемых к танку понтонов, позволявших машине оставаться на плаву и самостоятельно передвигаться по воде. Первый проект предусматривал установку данного оборудования на серийный танк Т-54 (получил обозначение ПСТ-54). После постройки и проведения ходовых испытаний навесное оборудование было принято на вооружение в 1957 году. Далее последовал проект по созданию плавсредства для танка Т-55 (обозначение ПСТ-55), который также был успешно завершен.


Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях

Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях


Позже, в 1959 году, было принято решение унифицировать все образцы, после чего новому оборудованию было присвоено обозначение ПСТ-У, под которым оно и было принято на вооружение Советской Армии в 1960 году. Масса ПСТ-У составила около 10 тонн, движение по воде осуществлялось посредством передачи усилия от ведущих танковых колёс на два гребных винта. Максимальная скорость передвижения по воде составила 12 км в час, по суше (с установленным ПСТ-У) не более 20 км в час. Однако слишком большой вес и сложность монтажа понтонов на танк требовали усовершенствования ПС, поэтому работы не прекращались, и уже в 1962 году проводятся испытания нового ПС. Следующий образец был легче на 4,5 тонны, что позволяло увеличить максимальную скорость передвижения по суше до 25 км в час, по воде до 14 км в час и существенно снизить нагрузку на ходовую часть машины. Установка дополнительных топливных баков позволила увеличить запас хода до 110 км. Получив обозначение ПСТ-63, плавсредство с небольшими доработками было принято на вооружение в 1965 году. Позже ПСТ-63 было усовершенствовано до ПСТ-64 и ПСТ-64 М.

Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях

Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях


Необычные танки Росcии и СССР. Танки на подводных крыльях«Проект 80» подразумевал оснащение среднего танка плавсредством, состоящим из двух скоростных катеров на подводных крыльях, и разрабатывался в КБ «Волгобалтсудопроект», руководителем которого в то время являлся Михаил Щукин. В начале 1966 года был построен макет будущего плавсредства в масштабе 1:2, на котором отрабатывались различные конструкторские решения, затем в 1967 году был изготовлен первый опытный образец, который сразу был отправлен на ходовые испытания, проходившие в акватории Черного моря у г. Севастополь. В ходе испытаний максимально достигнутая скорость, составившая 58 км в час, оказалась выше расчетной, которая равнялась 50 км в час. Однако дальнейшие испытания завершились неудачей по причине неудовлетворительной прочности корпуса. Стяжка, не допускающая расхождения по курсу несущим бронемашину катерам, лопнула, вследствие чего катера разошлись и танк затонул. К счастью обошлось без жертв, вскоре машина была поднята, а для установления причин аварии была создана специальная комиссия. После проведения ряда различных исследований члены комиссии пришли к выводу, что причиной разрыва стяжки является небольшой пропил в её средней части. Сделан он был умышленно или по халатности - осталось неизвестным. Тем не менее в короткие сроки недостатки были устранены, и новое плавсредство «проект 80» было изготовлено небольшой партией в количестве 13 экземпляров. Часть была отправлена в Прибалтийский военный округ, часть в г. Севастополь. Стоит отметить, что передвижение по воде в погруженном положении было возможным при волнении не более 5 баллов, передвижение на подводных крыльях - при волнении не более 3-х баллов.

Катера, входящие в пару плавсредва «проект 80», изготавливались из высокопрочного алюминиевого сплава, оснащались дизельным двигателем М-50 мощностью в 1200 л.с. и крепились к бортам танка специально предусмотренными для этого в его конструкции проушинами. Установленные на катерах гидроцилиндры предназначались для их поднятия над землёй во время передвижения по суше и опускания при передвижении по воде. Полная установка плавсредства на танк занимала около часа, а «сбрасывание» происходило в течение 3-х минут. Подводные крылья также имели два положения: во время транспортировки поднимались вверх, при перемещении по воде опускались под днище несущих катеров. Задние подводные крылья оснащались гребными винтами и рулевым механизмом, что позволяло изменять глубину опускания винта. Это позволяло танку проходить даже в самых неглубоких местах. Управление обоими катерами при движении на воде осуществлялось одним членом экипажа и было синхронизировано. Но в 1971 году, по причине нецелесообразности и отсутствия перспективы, проект был закрыт.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Sergh 3 ноября 2011 09:55
    А в принципе, 80-ка интересная конструкция, само по-себе смелое решение, может когда и пригодится!
    Sergh
  2. Vadivak 3 ноября 2011 09:56
    Глядя на "проект 80" так и хочется спросить - А зачем собственно?

    А вот зачем- Учитывая места базирования экспериментальных батальонов, плавсредства «проекта 80» предназначались для оперативного захвата берегов балтийских проливов и Босфора, Вот так ни больше не меньше.Причем во главу угла ставилась не столько скорость, сколько внезапность появления необычного транспорта.

    главные проблемы «проекта 80» – тактические. Десантная операция предполагает одновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихся по строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки, пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближения батальона «проекта 80» к берегу он должен прикрываться огнем корабельной артиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто – часть артиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки, которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с «проектом 80»? Суда артподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у них вдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше. А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков: противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить «крылатые танки» огнем.

    Что такое танки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплекта хватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчики противника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зоне боевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемой части берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозного проекта.

    Создатели «проекта-80» сосредоточились на решении одной очень узкой задачи – создании плавсредства, способного транспортировать танк по воде с высокой скоростью. Они оставили вне поля зрения многие технические и тактические вопросы, что в конечном счете привело к краху проекта. Безусловно, у войны свои законы. И все же «проект 80» – это потрясающе изящное и совершенное произведение советской инженерной мысли, которому, к сожалению, суждено быть забытым. Вместе с людьми, которым довелось увидеть катера собственными глазами, умирают и сами машины. Последний «сохранившийся» понтон, а точнее его корпус, хранится в закрытом фонде Музея бронетанковых войск в Кубинке. При всем желании сотрудников музея восстановить его не удастся: все навесное оборудование машины, в том числе крылья и стяжки, безвозвратно утеряно. Ведь катера «проекта 80» делались из высококачественного и дорогого алюминия.
  3. Greyfox 3 ноября 2011 13:01
    Я в музее Кубинка слышал рассказ экскурсовода,который учавствовал в испытаниях этой хреновины.Они на своем "плавсредстве" попали в неслабый для такой хрени шторм,не утонули,а когда вернулись в Севастополь,команды на кораблях отдавали им честь,а вечером притаранили каждому по комплекту морской формы,в знак уважения.
  4. wasjasibirjac 19 ноября 2011 19:03
    интересно, а кром танков 80-ка могла еще что-то перевозить.
  5. dred 30 ноября 2011 13:57
    Весьма интересно.Как никак ниши танки ну хоть не фантастика как летаючие подводные лодки.
    dred

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня