Military Review

Bronedrezina "Benz": the firstborn with a difficult fate

5
The strategic importance of railways has long led to the emergence of the so-called. armored rubber Some representatives of this class were armored cars adapted for work on the railway. It was assumed that the modified chassis would allow such a technique to move along railway tracks, and the armor and weapon will provide the required combat performance. The first domestic armored rubber was created in the early tenths of the last century. At the same time, foreign specialists took an active part in the development of the project, and the construction of the finished machine was carried out at a German plant.


The actual reason for the appearance of the first Russian armored rubber was the plans for the development of the railway in the Far East. In 1908, the construction of the railway to Khabarovsk was launched, with the help of which it was planned to increase the volume of freight traffic in the region. Quickly enough, construction workers had to face an unexpected problem. The construction site was often attacked by Chinese hunhuzy robbers. Such attacks interfered with work, and also led to the death of people and disruption of time. Required a means of protecting workers and newly built paths.

The management of the Amur Railway, which was responsible for the construction of the new highway, in 1911 year decided to order a combat vehicle, which was planned to be used to protect the construction and the already completed hauls. The Russian branch of the German company Benz was chosen as a contractor. In October, 11-th railroad workers formulated the requirements for a promising armored vehicle, and a month later they signed a contract for its development and construction.

Bronedrezina "Benz": the firstborn with a difficult fate
General view of armored rubber "Benz"


According to some sources, the requirements for the new armored rubber were as follows. A machine weighing about 120 pounds (1,92 t) was to be equipped with anti-bullet armor 4,5 mm thick and an HP 35-40 engine. It was proposed to take the chassis of an existing truck as a basis for armored tires. Inside the armored hull it was necessary to provide space for six people or cargo weighing up to 20 pounds (320 kg). For self-defense the car had to carry a rotating turret with a machine gun. The maximum speed at full payload should have reached 20 versts per hour (about 21,3 km / h).

About a month passed between the completion of the formation of requirements for a new car and the signing of a development contract. There is reason to believe that during this time the Benz specialists conducted an analysis of the requirements and developed a draft version of the project. The customer, in turn, studied the proposal of the contractor, after which the contract was signed. Full-fledged work on the creation of promising bronedreziny started in the middle of November 1911.

It should be noted, the car is very expensive cost the Amur railway. According to the contract, the contractor was to receive 11500 rubles - many times more than the cost of any of the domestic armored cars of the time. Historians often compare the design of the Benz car with the armored vehicle of the design of Ensign Vonlyarlyarsky created in 1915. The construction of this armored car, which has become the most expensive representative of its class in our country, cost 5900 rubles - almost half as much as assembling a single armored tire.

Design work and the construction of armored vehicles continued until the middle of next year. The Benz Gaggenau bus, which was built in series and supplied to various customers, was chosen as the basis for the railcar. The base case and a number of related equipment were removed from the base chassis. Instead, it was planned to install a new armored corps. The level of technology that existed at that time affected the hull design: it was proposed to install 4,5 mm thick armor sheets on the frame.

The base car had a wheel formula 4х2 and a standard design for those years. All main chassis units were mounted on a rectangular frame. Chassis used leaf springs on both axles. All four wheels had a wooden structure with knitting. The front wheels were single, the rear wheels were gable. Apparently, in the future, for operation on the railway, the car had to get the appropriate wheels. At the same time, the original wheels provided the ability to move on roads. As a result, small and not too complicated work on the replacement of wheels allowed to “change” the car in accordance with the current situation.

The layout of the base bus and armored rubber on its base was standard. In front of the frame was installed Benz gasoline engine Benz 40 horsepower. Behind him was a gearbox and other mechanical transmission units that transmitted torque to the rear wheels. The front axle was not leading, but had control mechanisms that remained from the base bus. Steering should be used when driving on the road. In the railway configuration of the machine, the steering wheel, for obvious reasons, lost its function.

On the chassis it was proposed to mount the armor case of the original form. Trying to provide the required level of protection while maintaining a low mass, the authors of the project developed an armored hull with unusual contours, which even now look bold and original. The lower part of the hull was made of one large-size panel mounted at an angle to the vertical. Two such sheets, divorced to the sides, formed the curved bottom of the body. Between them, apparently, there was a rectangular bottom. The front sheet of the hull was relatively small and had a hexagonal shape. The lower lateral ribs he connected to the sides.

The forehead of the case had three upper parts mounted at an angle to each other. The central part was located with an inclination forward, lateral - forward and to the sides. Similarly, the upper part of the sides and the roof were arranged, but the latter was located strictly horizontally, and the side sections of the parts of the sides were parallel to it. The stern of the hull consisted of two sheets. On the roof of the case was provided epaulet for installing a turret with machine-gun armament.



The surviving photographs of the Benz armored rubber do not allow us to speak with confidence about the door or the hatch for getting inside the crew compartment. They were probably located in the stern or on the port side. The driver had to follow the road with two round holes in the lateral front sheets. According to some information, there was also a viewing hatch in the central front plate.

In front of the rectangular side plates embrasures were provided with devices for mounting machine guns. With their help, it was proposed to control and fire targets in the side sectors. Thus, the armored car could carry three Maxim machine guns: one in the turret and two in the onboard embrasures.

Exact information about the layout of the internal volumes of the armored hull are absent. With confidence, you can only talk about the location in front of the engine housing and control station. Probably, behind the driver there were seats for passengers. In addition, a place was provided for the shooter who ran the turret machine gun.

According to some data, the specialists of the Russian branch of the company were engaged in the development of the Benz bronzed rubber project. The assembly of the machine, in turn, was carried out by a German plant. The construction of the armored vehicle ended in the middle of the 1912 year. In early August, she was taken to St. Petersburg, from where she was sent to Khabarovsk, on a railway platform, to her future duty station.

An interesting fact is that the Russian and German engineers managed to develop a new project in a few months, but still could not cope with the fulfillment of all the requirements. For some unknown reasons, the sample sent to Russia did not have a turret with a machine gun, and was also equipped with wheels of the wrong size. All these shortcomings had to be corrected by Russian specialists. For the contractor, such features of the built-in armor rubber turned into a fine of RUR 1203 withheld from payment of the order.

The presented armored car, referred to in the documents as the “Benz” bus, went to the duty station by the autumn of 1912. The design of the undercarriage made it possible to move both by road and by rail. However, due to the insufficient development of roads in the Far East, the armored car soon received railway wheels, which affected its further operation. Over the next few months, the car went through the whole complex of tests and began a full-fledged service to protect railway workers from gang attacks.

Details of the operation of armored rubber Benz at the Far Eastern construction site are not available. Probably, the armor and machine-gun armament allowed the crew to stop the Hunhuz attacks and put them to flight, wounding or killing attackers. In addition, the car could be used for the transport of important goods and construction managers. In this case, however, the operation of the machine could not be called intensive. It is known that before October 1914 of the Year “The Bus” took a total of 2425 versts (approximately 2587 km) - about 100 versts (108 km) per month. It turns out that most of the time the armored rubber was idle at the stations.

In early October, 1914, a few months after the outbreak of the First World War, the Benz armored tires were transferred to the army as part of the execution of the so-called. military automotive service. This machine, like hundreds of others, was planned to be sent to the front and used in the interests of the current army. Soon after completing all the necessary documents, the armored car was taken to the front by rail.

Bronedrezina "Benz" did not get to the army. Somewhere in the Urals, there was a certain accident, because of which she was not taken to the front. Most likely, during the transportation the armored car received some damage that did not allow it to be used by the troops. The car was unloaded at one of the stations, after which no one remembered it in the next few years.


Armored tires "Benz" in 1918 year


The following references to the Benz bronedresina refer to the beginning of 1918 of the year. According to this information, at the beginning of the Civil War, the armored car belonged to one of the “Red” units that fought in the Perm area. Red Army soldiers exploited this car until June of the same year, after which it became the enemy's trophy. According to other sources, until June 1918, the location of the armored car remained unknown. According to this version, in the middle of 18, “whites” found a car in Omsk and put it into service. Also some sources mention the use of armored rubber Benz by the troops of the Czechoslovak Corps.

All versions of the battle route of the “Blind Bus” agree that since the middle of 1918, it belonged to the White movement and was used on the Eastern front of the Civil War. Details of the operation of the machine by both parties to the conflict are missing.

The last mention of the Benz armored vehicle in the sources dates back to the middle of the 1918 year, when it went to the White Guards. Her further fate remains unknown. Probably armored rubber for some time used for its intended purpose, after which it was destroyed during the fighting. The exact place of death of the car, if it really destroyed, is unknown.

As you can see, the first domestic armored rubber had a very interesting design and, probably, could show itself from the best side. However, her fate was difficult and ambiguous. Operation on the railway, for which the armored car was built, was short-lived and did not differ in high activity. As for the First World War, the Benz armored rubber vehicle simply did not get to the front. Finally, its participation in the Civil War is known only by a few small and ambiguous references. However, the “Benz bus” bus, built in 1912, remained in the domestic stories as the first armored rubber, exploited in our country.


Based on:
http://nt-magazine.ru/
http://aviarmor.net/
http://timyan-omsk.livejournal.com/
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917 - M .: Technics-youth, 2000
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. sklefosovskii
    sklefosovskii 31 August 2015 07: 41 New
    +1
    what railway armored car? I see this honestly in the first good
    1. Mister X
      Mister X 31 August 2015 14: 13 New
      +1
      Apparently, the predecessor of the armored trains.

      Cyril wrote in his article -
      at the beginning of the Civil War, an armored vehicle belonged to one of the "red" units

      I looked in the internet and found something:
      In June, 1918, the car appeared in Omsk.
      Here, the armored car was nicknamed the "Lobkov Coffin" for the characteristic body shape.
      Zalman Iudovich Lobkov is a revolutionary, a Bolshevik, one of the organizers of the Red Army units in Omsk and the chairman of the committee of the RSDLP.
    2. oldkap22
      oldkap22 31 August 2015 20: 00 New
      0
      Well, there were many of these in the Red Army (in the railway troops and the NKVD ...)
  2. fuxila
    fuxila 31 August 2015 18: 15 New
    +1
    This armored car belonged to the department for the construction of the East Amur railway. They ordered it to protect against attacks by robbers, not so much Chinese as their homegrown. The labor of convicts, who often fled into the taiga and strayed into whole gangs, was widely used in the construction of Amurka. In one of the police reports from the line of work, it was noted that convicts “committed robberies, sometimes with murders, both at night and during the day, and caused such a strong panic to those living in the indicated area that the latter often refused to go anywhere, of necessity ". Most often, the victims of the bandits were railway contractors, merchants, artisans, etc. They did not disdain to attack workers who received a salary. They often arranged their dens on the right (Chinese) bank of the Amur, disguising themselves as hunkhuzs. Since the Amur railway began to be built back in 1907, then by the beginning of the construction of its eastern part in 1911, it became clear that carriages alone in carriages were not enough to transport money. And the Hunhuz, although they operated along the Amur and Ussuri, did not represent a real danger to the railway, because after the unsuccessful Manzov war, they were careful not to touch the Russians and robbed mostly local Aborigines, Koreans and Chinese working in gold mines; in any case, I could not find any information in the archives about the battles with the Khunkhuzes at Amurka.
    The armored car itself was not supposed to be used as armored tires, this was done under the influence of the successful conversion of buses to the rail track on the neighboring Sredne-Amurskaya railway station, where engineer A.P. Klyagin, who later emigrated to France and became a millionaire there.
    The famous polar explorer Fridtjof Nansen drove in 1913 in a car along the highway under construction and wrote: “We had two cars at our disposal. One is a good, strong car, of the usual road type; the other - armored - for luggage. In fact, he served in this unsafe area to transport railway mail. Since mail can also be money (pay to workers), the car is escorted by gendarmes or soldiers with loaded guns. His tires are cast, rubber, and not inflated, which can be punctured; but it’s pretty shaking on this car on the local roads. ”
  3. 31rus
    31rus 31 August 2015 18: 23 New
    0
    An interesting section of armored tires, armored trains, I look forward to continuing, thanks for the article!

Бронедрезина «Бенц»: первенец со сложной судьбой

Стратегическая важность железных дорог давно привела к появлению т.н. бронедрезин. Некоторые представители этого класса представляли собой бронеавтомобили, приспособленные для работы на железной дороге. Предполагалось, что доработанное шасси позволит такой технике передвигаться по железнодорожным путям, а броня и оружие обеспечат требуемые боевые характеристики. Первая отечественная бронедрезина была создана в начале десятых годов прошлого века. При этом в разработке проекта широкое участие принимали зарубежные специалисты, а строительство готовой машины велось на немецком заводе.

Фактической причиной для появления первой отечественной бронедрезины стали планы по развитию железной дороги на Дальнем Востоке. В 1908 году стартовало строительство железной дороги до Хабаровска, при помощи которой планировалось повысить объемы грузоперевозок в регионе. Достаточно быстро рабочим стройки пришлось столкнуться с неожиданной проблемой. На стройку нередко нападали китайские разбойники-хунхузы. Подобные нападения мешали работам, а также приводили к гибели людей и срыву сроков. Требовалось средство защиты рабочих и вновь построенных путей.

Руководство Амурской железной дороги, отвечавшее за строительство новой магистрали, в 1911 году приняло решение заказать боевую машину, которую планировалось использовать для защиты строительства и уже готовых перегонов. В качестве подрядчика было выбрано российское отделение немецкой компании Benz. В октябре 11-го железнодорожники сформулировали требования к перспективной бронемашине, а через месяц подписали контракт на ее разработку и строительство.


Бронедрезина «Бенц»: первенец со сложной судьбой
Общий вид бронедрезины "Бенц"


Согласно некоторым источникам, требования к новой бронедрезине выглядели следующим образом. Машина весом около 120 пудов (1,92 т) должна была оснащаться противопульной броней толщиной 4,5 мм и двигателем мощностью 35-40 л.с. За основу для бронедрезины предлагалось взять шасси существующего грузовика. Внутри бронекорпуса требовалось предусмотреть места для шести человек или груза весом до 20 пудов (320 кг). Для самообороны машина должна была нести вращающуюся башню с пулеметом. Максимальная скорость при полной полезной нагрузке должна была достигать 20 верст в час (около 21,3 км/ч).

Между завершением формирования требований к новой машине и подписанием контракта на разработку прошло около месяца. Есть основания полагать, что за это время специалисты фирмы «Бенц» провели анализ требований и разработали эскизный вариант проекта. Заказчик, в свою очередь, изучил предложение исполнителя, после чего был подписан договор. Полноценные работы по созданию перспективной бронедрезины стартовали в середине ноября 1911 года.

Следует отметить, машина весьма дорого обошлась Амурской железной дороге. Согласно договору, исполнитель должен был получить 11500 рублей – в разы больше, чем стоимость любого из отечественных броневиков того времени. Историки нередко сравнивают проект машины «Бенц» с броневиком конструкции прапорщика Вонлярлярского, созданным в 1915 году. Строительство этого броневика, ставшего самым дорогим представителем своего класса в нашей стране, стоило 5900 рублей – почти вдвое меньше, чем сборка одной бронедрезины.

Проектные работы и строительство бронемашины продолжались до середины следующего года. В качестве основы для дрезины был выбран автобус Benz Gaggenau, строившийся серийно и поставлявшийся различным заказчикам. С базового шасси удалили родной корпус и ряд сопутствующего оборудования. Вместо него планировалось установить новый броневой корпус. Уровень существовавших в то время технологий сказался на конструкции корпуса: листы брони толщиной 4,5 мм предлагалось устанавливать на каркасе.

Базовый автомобиль имел колесную формулу 4х2 и стандартную для тех лет конструкцию. Все основные агрегаты шасси крепились на прямоугольной раме. Ходовая часть использовала листовые рессоры на обеих осях. Все четыре колеса имели деревянную конструкцию со спицами. Передние колеса были одинарными, задние – двускатными. По-видимому, в дальнейшем, для эксплуатации на железной дороге, машина должна была получить соответствующие колеса. При этом исходные колеса обеспечивали возможность движения по автомобильным дорогам. В результате небольшие и не слишком сложные работы по замене колес позволяли «переобувать» машину в соответствии с текущей обстановкой.

Компоновка базового автобуса и бронедрезины на его базе была стандартной. В передней части рамы устанавливался бензиновый карбюраторный двигатель Benz мощностью 40 л.с. Позади него располагалась коробка передач и другие агрегаты механической трансмиссии, передававшей крутящий момент на задние колеса. Передняя ось не была ведущей, но имела механизмы управления, сохранившиеся от базового автобуса. Рулевое управление следовало использовать при движении по автомобильной дороге. В железнодорожной конфигурации машины руль, по понятным причинам, терял свою функцию.

На шасси предлагалось монтировать броневой корпус оригинальной формы. Стараясь обеспечить требуемый уровень защиты при сохранении малой массы, авторы проекта разработали бронекорпус с необычными обводами, которые даже сейчас выглядят смело и оригинально. Нижняя часть борта корпуса была выполнена из одной крупноразмерной панели, установленной под углом к вертикали. Два таких листа, разведенных в стороны, образовывали изогнутый низ корпуса. Между ними, по-видимому, имелось прямоугольное днище. Лобовой лист корпуса был сравнительно небольшим и имел шестиугольную форму. Нижними боковыми ребрами он соединялся с бортами.

Лоб корпуса имел три верхние детали, установленные под углом друг к другу. Центральная деталь располагалась с наклоном вперед, боковые – вперед и в стороны. Схожим образом была устроена верхняя часть бортов и крыша, однако последняя располагалась строго горизонтально, а боковые срезы деталей бортов были параллельны ей. Корма корпуса состояла из двух листов. На крыше корпуса предусматривался погон для установки башни с пулеметным вооружением.

Бронедрезина «Бенц»: первенец со сложной судьбой


Сохранившиеся фотографии бронедрезины «Бенц» не позволяют уверенно говорить о двери или люке для попадания внутрь боевого отделения. Вероятно, они располагались в корме или на левом борту. Водитель должен был следить за дорогой при помощи двух круглых отверстий в боковых лобовых листах. По некоторым данным, в центральном лобовом листе также присутствовал смотровой люк.

В передней части прямоугольных бортовых листов предусматривались амбразуры с устройствами для крепления пулеметов. С их помощью предлагалось контролировать и обстреливать цели в боковых секторах. Таким образом, броневик мог нести три пулемета «Максим»: один в башне и два в бортовых амбразурах.

Точные сведения о компоновке внутренних объемов бронекорпуса отсутствуют. С уверенностью можно говорить только о размещении в передней части корпуса двигателя и поста управления. Вероятно, позади водителя имелись места для пассажиров. Кроме того, предусматривалось место для стрелка, управлявшего башенным пулеметом.

Разработкой проекта бронедрезины «Бенц», по некоторым данным, занимались специалисты российского отделения компании. Сборку машины, в свою очередь, осуществлял немецкий завод. Строительство бронемашины закончилось в середине 1912 года. В первых числах августа ее доставили в Санкт-Петербург, откуда на железнодорожной платформе отправили в Хабаровск, к будущему месту службы.

Интересен тот факт, что российские и немецкие инженеры успели разработать новый проект за несколько месяцев, но все же не справились с выполнением всех предъявленных требований. По неким неизвестным причинам присланный в Россию образец не имел башни с пулеметом, а также был оснащен колесами неправильного размера. Все эти недочеты пришлось исправлять российским специалистам. Для подрядчика подобные особенности построенной бронедрезины обернулись штрафом в размере 1203 рубля, удержанным из оплаты заказа.

Представленный броневик, упоминавшийся в документах как «блиндированный автобус «Бенц», к осени 1912 года добрался до места службы. Конструкция ходовой части позволяла перемещаться как по автомобильным, так и по железным дорогам. Тем не менее, из-за недостаточного развития автодорог на Дальнем Востоке броневик вскоре получил железнодорожные колеса, что сказалось на его дальнейшей эксплуатации. В течение нескольких следующих месяцев машина прошла весь комплекс испытаний и начала полноценную службу по защите рабочих железной дороги от бандитских нападений.

Подробности эксплуатации бронедрезины «Бенц» на дальневосточной стройке отсутствуют. Вероятно, броня и пулеметное вооружение позволяли экипажу пресекать вылазки хунхузов и обращать их в бегство, раня или убивая нападающих. Кроме того, машину могли использовать для перевозки важных грузов и руководителей строительства. При этом, однако, эксплуатацию машины нельзя было назвать интенсивной. Известно, что до октября 1914 года «Блиндированный автобус» прошел в общей сложности 2425 верст (примерно 2587 км) – порядка 100 верст (108 км) в месяц. Получается, что большую часть времени бронедрезина стояла без дела на станциях.

В начале октября 1914 года, через несколько месяцев после начала Первой мировой войны, бронедрезина «Бенц» была передана армии в рамках выполнения т.н. военно-автомобильной повинности. Эту машину, как и сотни других, планировалось отправить на фронт и использовать в интересах действующей армии. Вскоре после оформления всех необходимых документов бронемашину по железной дороге повезли на фронт.

Бронедрезина «Бенц» так и не добралась до армии. Где-то на Урале произошла некая авария, из-за которой ее не довезли до фронта. Скорее всего, во время перевозки броневик получил некие повреждения, которые не позволяли эксплуатировать его в войсках. Машину выгрузили на одной из станций, после чего о ней никто не вспоминал в течение нескольких следующих лет.

Бронедрезина «Бенц»: первенец со сложной судьбой
Бронедрезина "Бенц" в 1918 году


Следующие упоминания о бронедрезине «Бенц» относятся к началу 1918 года. Согласно этой информации, в начале Гражданской войны бронемашина принадлежала одному из подразделений «красных», воевавшему в районе Перми. Красноармейцы эксплуатировали эту машину до июня того же года, после чего она стала трофеем противника. По другим данным, до июня 1918 года местоположение броневика оставалось неизвестным. Согласно этой версии, в середине 18-го «белые» нашли машину в Омске и приняли на вооружение. Также в некоторых источниках упоминается использование бронедрезины «Бенц» войсками Чехословацкого корпуса.

Все версии о боевом пути «Блиндированного автобуса» сходятся в том, что с середины 1918 года он принадлежал Белому движению и использовался на Восточном фронте Гражданской войны. Подробности эксплуатации машины обеими сторонами конфликта отсутствуют.

Последнее упоминание бронемашины «Бенц» в источниках относится к середине 1918 года, когда она досталась белогвардейцам. Дальнейшая ее судьба остается неизвестной. Вероятно, бронедрезину в течение некоторого времени использовали по прямому назначению, после чего она была уничтожена во время боев. Точное место гибели машины, если ее действительно уничтожили, неизвестно.

Как видим, первая отечественная бронедрезина имела весьма интересную конструкцию и, вероятно, могла показать себя с самой лучшей стороны. Однако ее судьба оказалась сложной и неоднозначной. Эксплуатация на железной дороге, ради которой броневик строился, оказалась недолгой и не отличалась высокой активностью. Что касается Первой мировой, то бронедрезина «Бенц» попросту не добралась для фронта. Наконец, о ее участии в Гражданской войне известно только по нескольким небольшим и неоднозначным упоминаниям. Тем не менее, «блиндированный автобус «Бенц», построенный в 1912 году, остался в отечественной истории как первая бронедрезина, эксплуатировавшаяся в нашей стране.


По материалам:
http://nt-magazine.ru/
http://aviarmor.net/
http://timyan-omsk.livejournal.com/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. sklefosovskii 31 августа 2015 07:41
    what железнодорожный броневик ? Такое честно в первые вижу good
    1. Mister X 31 августа 2015 14:13
      Видимо, предшественник бронепоездов.

      Кирилл написал в своей статье -
      в начале Гражданской войны бронемашина принадлежала одному из подразделений «красных»

      Поискал в инете и нашёл кое-что:
      В июне 1918 года машина появилась в Омске.
      Здесь, за характерную форму корпуса броневик прозвали "Гробом Лобкова".
      Залман Иудович Лобков - революционер, большевик, один из организаторов отрядов Красной Армии в Омске и председатель комитета РСДРП.
    2. oldkap22 31 августа 2015 20:00
      ну таких много было в РККА(в жд войсках и НКВД...)
  2. fuxila 31 августа 2015 18:15
    Этот бронеавтомобиль принадлежал управлению по постройке Восточно-Амурской ж.д. Заказали его для защиты от нападений разбойников, не столько китайских, сколько своих доморощенных. На строительстве «Амурки» широко использовался труд каторжан, которые часто убегали в тайгу и сбивались в целые шайки. В одном из полицейских отчетов с линии работ отмечалось, что каторжане «учиняли грабежи, иногда с убийствами, как ночью, так и днём, и навели столь сильную панику на проживающих в указанном районе, что последние, зачастую по необходимости даже ехать куда-либо отказывались». Чаще всего жертвами бандитов становились железнодорожные подрядчики, купцы, артельщики и пр. Не брезговали нападать и на рабочих, получивших зарплату. Свои притоны они часто устраивали на правом (китайском) берегу Амура, маскируясь под хунхузов. Поскольку Амурская ж.д. начала строиться ещё в 1907 г., то к началу постройки ее восточной части в 1911 г. стало ясно, что для перевозки денег одних стражников в каретах недостаточно. А хунхузы, хотя и действовали вдоль Амура и Уссури, реальной опасности для железной дороги не представляли, т.к. после неудачной «Манзовской» войны остерегались трогать русских и грабили в основном местных аборигенов, корейцев и китайцев, работавших на золотых приисках, во всяком случае, мне не удалось найти в архивах каких-либо сведений о боях с хунхузами на «Амурке».
    Сам броневик не предполагалось использовать как бронедрезину, это было сделано под влиянием успешной переделки автобусов на рельсовый ход на соседней Средне-Амурской ж.д., где этим занимался инженер А.П. Клягин, впоследствии эмигрировавший во Францию и ставший там миллионером.
    Известный полярник Фритьоф Нансен проехал в 1913 г. на автомобиле вдоль строящейся магистрали и записал: «В нашем распоряжении было два автомобиля. Один – хороший, сильный автомобиль, обычного дорожного типа; другой – блиндированный – для багажа. Вообще-то он служил в этой небезопасной местности для перевозки железнодорожной почты. Так как почта бывает и денежная (жалованье рабочим), то автомобиль конвоируют жандармы или солдаты с заряженными ружьями. Шины у него литые, каучуковые, а не дутые, которые могут проколоться; зато и трясет на этом автомобиле по здешним дорогам изрядно».
  3. 31rus 31 августа 2015 18:23
    Интересная рубрика бронедрезины,бронепоезда,жду продолжения,спасибо за статью!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня