Подводники, о которых почти никто не знает
Чтобы успокоить "искателей чужих секретов" и "искателей этих самых искателей", сразу скажу — ничего того, что уже не было где-то и когда-то опубликовано либо озвучено, вы здесь не прочитаете. Автор просто хочет рассказать о людях, которые даже награды получают по "закрытым" указам правительства.
Прочитал я недавно небольшую заметку. Приведу лишь часть, чтобы стало ясно о чем речь.
"В Северодвинске началась подготовка к выводу из цеха носителя глубоководных станций БС-64 «Подмосковье». Об этом сообщает портал «Защищать Россию». Субмарина специального назначения была переоборудована на заводе «Звездочка» из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ. Лодка предназначена для работы с атомными глубоководными станциями и необитаемыми подводными аппаратами".
Ну, переоборудовали и переоборудовали. Что в этой новости такого необычного? Тем более, что длился этот "долгострой" не просто долго, а очень долго. Аж с 1999 года. 16 лет даже по нашим меркам срок. Так что же там такого сделали, что требовало таких сроков?
Да ничего вроде особенного. Просто, как часто бывает, не хватало денег. Потом менялись проекты и... всё по-русски. "БС-64 может взаимодействовать с атомными глубоководными станциями проектов «Кашалот», «Палтус» и «Лошарик», предназначенными для выполнения работ на больших глубинах и проведения специальных операций. В настоящее время в качестве носителя этих аппаратов используется АПЛ БС-136 «Оренбург», в 1996-2002 годах переоборудованная из ракетоносца проекта 667БДР. Как сам носитель, так и атомные глубоководные станции организационно входят в состав 29-й отдельной бригады подлодок Северного флота. Бригада выполняет задачи в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны (ГУГИ) и иных структур. Во время переоборудования у подводной лодки вырезали ракетные отсеки и на их место поставили отсек с жилыми (научными) помещениями и оборудованием для стыковки атомных глубоководных станций. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла".
В принципе, понятно, что "старушка" (время закладки "Подмосковья" — 1982 год) нужна уже не как ракетоносец, а как серьезный и быстроходный "носитель".
А теперь о людях, для которых эта субмарина создавалась.
Есть в составе ВМФ России воинская часть за номером 40056. Сведений о ней вы не найдете в открытых источниках. Просто есть, и все. Выполняет задачи по обеспечению обороноспособности страны. Даже командира можно узнать. Вице-адмирал Бурилевич. Номер этот принадлежит Главному управлению глубоководных исследований ВМФ России. Чем занимается ГУГИ? Подготовкой специалистов в области глубоководной деятельности. Проведением медицинских исследований физиологии подводного плавания и другими научными исследованиями. Мониторингом Мирового океана. Поиском и спасением затонувших объектов. Испытаниями аварийно-спасательного имущества, средств мониторинга Мирового океана.
А ещё это управление выполняет задачи "других ведомств". Таких же "специальных", как и оно само. И прежде всего это ГРУ ГШ МО.
В 1976 году приказом ГК ВМФ СССР была создана уникальная воинская часть, часть, которая подчиняется непосредственно ГУГИ... Часть, где одним из обязательных условий было членство в КПСС. Часть, в которой количество Героев Советского Союза, наверное, превышало все мыслимые и немыслимые пределы. Часть, попасть в которую мог только подводник с не менее чем 5-летним стажем службы и при этом годный по состоянию здоровья для зачисления в отряд космонавтов. Причем о космонавтах я написал не для красного словца. Действительно, военнослужащие проходили "космическую" медкомиссию.
Два года набирали личный состав в Ленинграде и на Северном флоте, и вот в 1978 году сформировали первые два экипажа АС-13. Проще говоря, атомных глубоководных станций. Интересная история произошла с обозначением новой профессии подводников. Дело в том, что новая служба значительно отличалась от службы подводников на лодках. Точно так же она отличалась и от работы водолазов, к примеру. Помогла, как это часто бывает, художественная литература. Точнее, научно фантастический роман одного из советских писателей. Так появилась новая профессия — гидронавт.
Станции проекта 1910 предназначались для выполнения специальных задач в глубинах Мирового океана. Гидронавты участвуют в испытаниях и занимаются эксплуатацией глубоководных подводных технических средств, готовят специалистов по обслуживанию этой техники. Также ведётся научно-исследовательская работа по изучению функционирования организма человека в различных условиях глубоководного погружения. Вся информация о деятельности гидронавтов является секретной. По неофициальным данным, гидронавты занимаются разведывательной деятельностью — прослушивают кабели связи, устанавливают датчики движения, а также собирают с морского дна обломки кораблей, самолётов и спутников. По сведениям бывшего офицера ВМФ, гидронавта Владимира Ашика, «задачей его коллег был сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий».
Много крови попортили гидронавты нашим "вероятным противникам". Столько новейших разработок подводных "прослушек" и шпионов сняли с линий связи, что просто диву даешься. А сколько поднято из глубин новейших боеприпасов и даже самолетов! Практически любой спуск АГС означал солидный "улов" для нашей разведки, новую работу для инженеров и конструкторов и "головную боль" для противника. Естественно, что не обходилось и без потерь.
Где только не "засветились" наши гидронавты. И в Северной Атлантике, и в Японском море, и в Арктике. Но основная база как была, так и остается в городе Петергофе. Именно там живут эти героические люди. Именно там можно встретить много офицеров флота с Золотыми Звездами Героев на груди. На сегодня в открытых источниках можно узнать о 16 Героях. А сколько ещё ждут своей очереди?
Есть профессии, которые выбирают только мужественные люди. К таким относятся практически все воинские специальности, силовые структуры, и множество других. Не бывает трусливых десантников или подводников. Не бывает трусливых шахтеров или укротителей тигров.
Но даже у людей этих профессий особым уважением пользуются те, для кого риск — профессия. Риск как жизнь. Гидронавт — именно такая профессия. Профессия для настоящих, без рисовки и жажды славы, людей. Для людей, которые рискуют своей жизнью для того, чтобы жили другие. Незнакомые, молодые, бесшабашные.
Честь и слава!
Информация