Military Review

The mystery of the death of "Soma"

6
The mystery of the death of "Soma"Not a single Russian submarine found by the Swedes produced such a powerful surge in the information sea as the Som submarine. The excitement raised around the mythical Soviet submarines, which allegedly systematically approach Sweden from underwater, was crowned with an unexpected ending: the Russian submarine, in fact, turned out to be a dwarf submarine by today's standards, so it only sailed to the Swedish coast not this year , and in the midst of the First World War.


Contrary to the Eastern proverb “do not cry“ halva ”, your mouth will not become sweet”, the cries of the Swedish media “Russian submarine” sometimes in fact turn into reality, sometimes as tragicomic as история with a Soviet submarine that, due to a navigational error, sat on reefs near the Swedish naval base Karlskrona.

But here the tragedy is the death of a warship in wartime. And you won’t make any propaganda bargain on this. The noise died down by itself. But in vain. We must speak loudly about the find made by the international submarine expedition (there are also citizens of the Russian Federation in it): after all, the Som submarine is in our history fleet the ship is iconic!

It was "Som" under the command of Lieutenant Prince Vladimir Trubetskoy who committed the FIRST attack of the submarine of enemy ships.
In those years, there was no such thing - the “submarine fleet”, there were “submarine destroyers”, Russian submarines were already in combat service, covering their main base, Vladivostok.

“28 of April 1905 of the year“ Som ”together with the submarines“ Dolphin ”and“ Killer Whale ”were located in the Transfiguration Bay (in 70 miles from Vladivostok), where it was supposed to meet Japanese ships. Indeed, in the area of ​​the “Soma” location, two two-pipe Japanese destroyers appeared. Having found them, the boat commander went on the attack, but the destroyers, noticing the boat, increased their speed and left the dangerous area, ”says historian G. Trusov. Yes, the case did not reach the torpedoes, but still it was a combat attack that turned the enemy to flight.

Despite the imperfection of the design and the constant malfunction, "Som" became the most active submarine during the Russian-Japanese war. In the six months of the 1905 campaign, “Som” 65 was once removed from the anchor and left for positional areas, moving away from Vladivostok, sometimes by 120 miles, and more than a hundred kilometers (93 miles) were covered under water. The total time spent under water was over 16 hours. In those days it was a record number. And besides, "Som" took part in the testing of anti-submarine networks. Here is how his commander writes about this: “March 27 was anchored, plunged 16 feet, and, going at 6 nodes speed, broke through the network, and the boat quickly began to rise, not listening to horizontal rudders. Increased the course to 7 nodes, made the boat obey the rudders. Floated as desired to the surface. It turned out that I had broken the net and was dragging it all along with the buoys. ”

“Som” also entered the history of the Russian submarine fleet as a pioneer of ice swimming. From the submarine bad icebreaker, but she can leave ice over her. The idea of ​​diving under the ice shell came to mind all the same desperate lieutenant Vladimir Trubetskoy. Here's how it was: 9 February 1905, when the raid was a little clear of ice, Som went to the Eastern Bosphorus for testing.

“... They didn’t dare to stay under water for a long time, fearing to damage the periscope on floating ice floes, of which there were many,” the Soma commander wrote in the report. In order not to cut the periscope on an ice block, submariners had to stay away from the coast and continually go to the depths. And it soon became clear that the way home, to the base, was blocked by ice between the islands of Skrypleva and Russky. At his own risk, Lieutenant Trubetskoy decided to overcome the ice dam under water. And overcame!

All these were the first steps of the future Russian underwater armada. And then every martial combat mile was a great risk.

Today, when nuclear submarines go under the ice dome of the Arctic to the North Pole, let's not forget about those who first submerged under the sea ice. Let's not forget the brave commander of "Soma", Lieutenant Vladimir Vladimirovich Trubetskoy. During the First World War, he, already captain of the 1 rank, commanded the battleship "Empress Maria." Prince V.V. Trubetskoy graduated in exile - in France. He passed away on 30 on June 1931, in the Paris suburb of Château de Tun.

The last commander of "Soma" was the Don Cossack from the village of Ust-Belokalitvenskaya, Lieutenant Chrysanf K. Buguraev. It should be noted that among the sailors there were a lot of people from the Kuban-Don-Terek Cossack territories.
Cossack blood also flowed in the veins of Admiral Alexander Kolchak ...

It so happened that the news of the discovery of "Soma" caught me near the home of Lieutenant Buguraev - in the Rostov region. Today, instead of the village on the shores of the largest tributary of the Don, the Seversky Donets, is the regional center Belaya Kalitva, a picturesque green city. According to historians, the battle of Russians with the Polovtsy 1185 of the year sung in the “Lay on the Regiment of Igorev” took place precisely in these places - between the Kalitva and Bystra rivers. Therefore, it stands here on Mount Karaul, the only monument in Russia to the ancient Russian epic - "The Word of Igor's Regiment". The temple also survived, in which in all likelihood they baptized the future submarine officer. Unfortunately, we know very little about Bugurayev himself. Short lines from the service record: 3 was born on March 1891 of the year to the family of the keeper of fisheries on Don Esaul Konstantin Buguraev, the hero of the Russian-Turkish war 1877 – 78, the holder of the Order of St. George 4-th degree. Chrysanth, named after his maternal grandfather, was brought up in the Donskoy Emperor Alexander by the 3 Cadet Corps and in the Marine Corps. He graduated as a midshipman in 1912, and immediately began a course of training in the diving training squadron, then was assigned to the Sig submarine. A year later, he was transferred to the Baltic Sea submarine brigade by an assistant commander (senior officer) to the newest Shark submarine. In September, 1913, "entered into the first legal marriage with the daughter of a retired colonel, the girl Nadezhda Mikhailovna Panova."

With the beginning of the war, midshipman Buguraev — on submarines, no longer brigades, but divisions. By the order of the Baltic Fleet Commander “for bravery and courage shown during the operation, accompanied by a clear danger and of great combat importance”, he was awarded the Order of St. Stanislav 3 degree with swords and bow. Shortly before his death, he was promoted to lieutenant and appointed senior officer of the submarine "Crocodile". And 13 June 1916, the "Highest order on the Maritime Office, is excluded from the lists, as the dead in the performance of military service duty."

Even less is known about the senior officer “Soma” lieutenant Boris Vladimirovich Sasko: he was born in 1891 year, left the Marine Corps a year earlier than his commander. In the rank of 1915 year. Golden badge at the end of the course of the Marine Corps, the Order of Stanislav 3 degree with swords, and the same mournful Supreme Order ... It is noteworthy that Boris Sasko is also a Cossack, only Terek was born in the settlement of Khasav-Yurt, now the city of Khasavyurt in Dagestan.

The commander "Soma" was found a relative who lives in St. Petersburg now - marine engineer Mikhail Buguraev. I want to believe that there will be descendants and other crew members, because the list of them is known for sure, their addresses are also known, although almost a century ago. Some villages and villages have disappeared altogether in a century from a geographical map. Nevertheless, the relevant requests have already been sent to the Sumy and Chernihiv regions of Ukraine (from there the motorized non-commissioned officer Alexei Tsvelodub and the artillery noncommissioned officer Hilarion Shevenok) are from, to the Mogilev, Vitebsk and Gomel regions of the Republic of Belarus (steering boatswain Ivan Andrianov, mine machine non-commissioned officer Dmitry Zavadsky, senior electrician Dmitry Zakharchenko). The rest of the requests were sent across Russia: to the Volgograd Region, the Perm Territory, the Ivanovo, Tver, Saratov, Rostov, Lipetsk, Ryazan, Tambov, Kostroma Regions ... It will not be easy to find the relatives of my countryman, non-commissioned officer Luka Kireychuk, who served on the Soma. an electrician. The place of his birth is indicated in the archive very extensively - Grodno province. Today the territory of the former province is divided between Lithuania and Belarus. Try find!

While these lines were being written, the descendants of four sailors from Soma have already responded. We will wait for new messages.

But back in the 1916 year. Som, along with other 5 divisions submarines, was based in Marienhamn, the capital of the Aland Islands, which were part of the Russian Empire. Since the fall of 1915, the “underwater destroyer” went to patrols in the southern part of the Gulf of Bothnia to intercept Swedish ships with iron ore for Germany.

One of the leaders of the search operation, Alexei Mikhailov, who has been searching for this boat for many years, states with knowledge:

“Both in the First and in the Second World War, the neutrality of the Swedes - and they do not hide it - was conditional. They supplied Germany with ore. Both Russian and Soviet submarines in every possible way prevented this. ”
Therefore, having discovered the Swedish steamer "Ingermanland" on the periscope, which was heading south towards the German ports, Lieutenant Bugurayev tried to stop him to inspect the cargo. It happened on May 10 of 1916 on the morning of 4 in the morning ...

There are two versions of the death of a submarine. One by one, the captain of the Ingermanland, having stalled the course, began to wait for the Russian submariners to emerge and inspect the ship. And the boat, as the captain argued later, did not notice the stopping of the steamer and crashed into it underwater at a periscope depth, was damaged and sank. According to another version, the captain of the Ingermanland, having noticed a periscope in 150 meters from the left side, and understanding what the inspection threatened him, went to ram. The robust Soma case was not divided into compartments and therefore, at the first damage, it was quickly filled with water. The maximum immersion depth of this type of submarine is 30 meters. Judging by the fact that the boat was found "clean", that is, not overgrown with algae, "Som" lies at a depth of more than 40 meters. For most underwater experts, a version of an intentional ram seems the most likely. After all, after just a month, another Swedish ship tried to ram the Russian submarine "Wolf", bending its periscope. Apparently, the successful experience of the captain of "Ingermanland" has spread. But the "Wolf", a submarine of the latest design, managed to withstand the impact and safely return to base. “Som” at the end of the First World War could already be considered a military “antiques”. On it, even in peacetime, going to sea was dangerous. No wonder the division of “Dutch” boats (after the American designer John Holland), which also included “Som”, was called the “suicide club”. It is hard to believe that an experienced submariner (four years on boats) will rush to dive under the vessel, which lies in drift. There was not the slightest need for Buguraev in such a maneuver. Most likely, he was simply not allowed to surface: “Ingermanland” on the move needed a minute or two to move onto the elevated periscope. And the commander, carrying out an urgent dive maneuver, could have gotten under the keel of a steamer in this situation.

Now no one will tell how it really was. But the crew of this small submarine honestly fulfilled its military duty, died in a combat patrol.

Usually ships laid to rest on the seabed are considered fraternal military graves, and no one has the right to disturb the eternal rest of the dead sailors. On this account there is also international protection legislation. But with "Som" a special case. His crew may well be interred, the remains of submariners, the skull and the main skeletal bones, for sure, survived, despite the age-old stay under water. Descendants would have had the opportunity to worship the mass grave of their forefathers at the same Serafimov cemetery in St. Petersburg, where many submariners, including those from the Komsomolets and Kursk nuclear ships, were buried. And the very boat, given its well-preserved and special place in our maritime history, could have been preserved as a priceless relic. Technically, it is not difficult to raise it, it is difficult to do something else: since “Som” lies in the territorial waters of Sweden, coordination with the relevant departments of this state will be required. Especially since 100 will be fulfilled in a year from the moment of the death of this ship, which means that it will receive a special status of a historical object.

Will Sweden meet Russia in the face of a total European confrontation on this issue? It is not known - for that matter, however, whether Russian officials will want to take on the extra trouble.
So many historic ships were cut into needles! What do they "Som" with all his exploits? It's easier to brush it off - let it lie where it lies ...

Whatever it was - we will be grateful to the search engines who gave us the opportunity to know the exact coordinates of another of our common underwater graves, gave reason to remember the crew of the dead ship, to remember all by name among the everyday vanity of the XXI century.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/tajna_gibeli_soma_217.htm
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Homo sapiens
    Homo sapiens 31 August 2015 16: 14 New
    +1
    The glorious page of the glorious history of the glorious country !!!
  2. RomanN
    RomanN 31 August 2015 17: 33 New
    +1
    About the rise most likely garbage, after a hundred years the case should be rotted to nothing.
    1. Temples
      Temples 31 August 2015 17: 53 New
      +1
      the case must be rotted to nothing


      To rot - to decay, to be exposed organic destruction.

      Metal is still not organic. Do not make hasty conclusions.
  3. armata37
    armata37 31 August 2015 17: 43 New
    +4


    Judging by the video, the case looks surprisingly cheerful. That's just not necessary to raise. This is a mass grave. Do not worry.
  4. Moore
    Moore 1 September 2015 05: 50 New
    0
    I recommend reading an interview with one of the leaders of the Icelandic company, Russian, by the way ...
    http://www.fontanka.ru/2015/08/04/162/print.html
    They decided to put their paw on “Soma” quite seriously and sell artifacts to museums that have already made applications. Allegedly, with complete initial disregard by the Russian Geographical Society.
  5. shans2
    shans2 2 September 2015 01: 57 New
    0
    The periscope has not been extended, there are no obvious external damages, but would have been with the ship rammed, so most likely it would have simply taken a sip of water for some reason at the ascent, the equipment refused .... as an option, but until it is clearly unavailable.

Тайна гибели «Сома»

Тайна гибели «Сома»Ни одна найденная шведами русская подводная лодка не дала такого мощного всплеска в информационном море, как подводная лодка «Сомъ». Ажиотаж, поднятый вокруг мифических советских подводных лодок, которые якобы систематически подбираются к Швеции из-под воды, увенчался неожиданным финалом: русская подлодка, и в самом деле, оказалась по нынешним меркам карликовой субмариной, вот только приплыла она к шведским берегам не в нынешнем году, а в разгар Первой мировой.

Вопреки восточной пословице “сколько не кричи «халва», во рту сладко не станет”, крики шведских СМИ «русская подводная лодка» иногда и в самом деле оборачиваются явью, порой такой трагикомической, как история с советской подводной лодкой, которая из-за навигационной ошибки села на рифы близ шведской военно-морской базы Карлскруна.

Но здесь трагедия – гибель военного корабля в военное время. И никакого пропагандистского навара на этом не наживешь. Шум стих сам собой. А впрочем, зря. О находке, сделанной международной подводной экспедицией (есть в ней и граждане Российской Федерации) надо говорить громогласно: ведь подводная лодка «Сомъ» – в истории нашего флота корабль знаковый!


Именно «Сомъ» под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого совершил ПЕРВУЮ атаку подводной лодки вражеских кораблей.
В те годы еще и понятия такого не было – «подводный флот», были «подводные миноносцы», русские подводные лодки уже несли боевую службу, прикрывая свою главную базу – Владивосток.

«28 апреля 1905 года «Сом» совместно с подводными лодками «Дельфин» и «Касатка» находились в бухте Преображенья (в 70 милях от Владивостока), где предполагалось встретить японские корабли. Действительно, в районе нахождения «Сома» появились два двухтрубных японских миноносца. Обнаружив их, командир лодки пошел в атаку, но миноносцы, заметив лодку, увеличили скорость, и ушли из опасного района», – свидетельствует историк Г. Трусов. Да, до торпед дело не дошло, но все равно это была боевая атака, которая обратила противника в бегство.

Несмотря на несовершенство конструкции и постоянные неисправности, «Сомъ» стал в Русско-японскую войну самой активной подводной лодкой. За шесть месяцев кампании 1905 года «Сомъ» 65 раз снимался с якоря и уходил в позиционные районы, удаляясь от Владивостока порой на 120 миль, причем под водой было пройдено свыше ста километров (93 мили). Общее время пребывания под водой составило свыше 16 часов. По тем временам это были рекордные цифры. А, кроме того «Сомъ» принял участие в испытании противолодочных сетей. Вот, как об этом пишет его командир: «27 марта снялся с якоря, погрузился на 16 футов, и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей. Увеличил ход до 7 узлов, заставил лодку слушаться рулей. Всплыл по своему желанию на поверхность. Оказалось, я сеть прорвал и всю ее вместе с буйками тащил за собой».

«Сомъ» в историю российского подводного флота вошел и как первопроходец подледного плавания. Из подводной лодки плохой ледокол, но ведь она может оставлять льды над собой. Идея подныривания под ледяной панцирь пришла в голову все тому же отчаянному лейтенанту Владимиру Трубецкому. Вот как это было: 9 февраля 1905 года, когда рейд немного очистился ото льда, «Сомъ» вышел на испытания в пролив Босфор Восточный.

«...Оставаться под водой и долго плавать не решались, боясь повредить перископ о плавающие льдины, которых было очень много», – писал в отчете командир «Сома». Чтобы не срубить перископ о ледяную глыбу, подводникам приходилось держаться подальше от берега и то и дело уходить на глубину. А вскоре выяснилось, что путь домой, в базу, был забит льдом между островами Скрыплева и Русский. На свой страх и риск лейтенант Трубецкой решил преодолеть ледяную перемычку под водой. И преодолел!

Все это были первые шаги будущей российской подводной армады. А тогда каждая походная боевая миля была связана с огромным риском.

Сегодня, когда атомные подводные лодки ходят под ледяным куполом Арктики на Северный полюс, не забудем о тех, кто первым погружался под морские льды. Не забудем и отважного командира «Сома» лейтенанта Владимира Владимировича Трубецкого. В годы Первой мировой войны, он, уже капитан 1 ранга, командовал линкором «Императрица Мария». Свой жизненный путь князь В.В. Трубецкой окончил в изгнании – во Франции. Он скончался 30 июня 1931 года в парижском предместье Шато-де-Тун.

Последним командиром «Сома» стал донской казак из станицы Усть-Белокалитвенская лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев. Надо заметить, что среди военных моряков было немало выходцев из кубанских–донских-терских казачьих краев.
В жилах адмирала Александра Колчака тоже текла казачья кровь…

Так получилось, что весть о находке «Сома» застала меня близ родных мест лейтенанта Бугураева – в Ростовской области. Сегодня вместо станицы на берегах самого крупного притока Дона – Северского Донца – стоит районный центр Белая Калитва – живописнейший зеленый город. По мнению историков, воспетая в «Слове о полку Игоревом» битва русских с половцами 1185 года произошла именно в этих местах – в междуречье Калитвы и Быстрой. Потому и стоит здесь на горе Караул единственный в России памятник древнему русскому эпосу – «Слову о полку Игореве». Сохранился и храм, в котором по всей вероятности, крестили будущего офицера-подводника. К сожалению, о самом Бугураеве мы знаем до обидного мало. Скупые строки из послужного списка: родился 3 марта 1891 года в семье смотрителя рыбных промыслов на Дону есаула Константина Бугураева, героя русско-турецкой войны 1877–78 годов, кавалера ордена святого Георгия 4-й степени. Хрисанф, названный в честь деда по матери, воспитывался в Донском императора Александра 3-м Кадетском корпусе и в Морском корпусе. Выпустился мичманом в 1912 году, и тут же начал курс обучения в Учебном отряде подводного плавания, затем был назначен на подводную лодку «Сиг». А через год переведен в бригаду подводных лодок Балтийского моря помощником командира (старшим офицером) на новейшую подводную лодку «Акула». В сентябре 1913 года «вступил в первый законный брак с дочерью отставного полковника, девицею Надеждой Михайловной Пановой».

С началом войны мичман Бугураев – на подводных лодках уже не бригады, а дивизии. Приказом Командующего флотом Балтийского моря «за храбрость и мужество, проявленные при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение», награжден орденом святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Незадолго до гибели был произведен в лейтенанты и назначен старшим офицером подводной лодки «Крокодил». А 13 июня 1916 года «Высочайшим приказом по морскому Ведомству, исключен из списков, как погибший при исполнении боевого служебного долга».

О старшем офицере «Сома» лейтенанте Борисе Владимировиче Саско известно и того меньше: родился в 1891 году, вышел из Морского корпуса на год раньше своего командира. В чине с 1915 года. Золотой знак по окончании курсов Морского корпуса, орден Станислава 3 степени с мечами, и все тот же скорбный Высочайший приказ… Примечательно, что и Борис Саско тоже казак, только терской – родился в слободе Хасав-Юрт, ныне город Хасавюрт в Дагестане.

У командира «Сома» отыскался сродственник, живущий ныне в Санкт-Петербурге – морской инженер Михаил Бугураев. Хочется верить, что найдутся потомки и других членов экипажа, ведь список их точно известен, известны и их адреса, правда, уже почти вековой давности. Некоторые деревни и села вообще исчезли за столетие с географической карты. Тем не менее, соответствующие запросы уже отправлены в Сумскую и Черниговскую области Украины (оттуда родом моторный унтер-офицер Алексей Цвелодуб и артиллерийский унтер-офицер Илларион Шевенок), в Могилевскую, Витебскую и Гомельскую области Республики Беларусь (рулевой боцманмат Иван Андрианов, минно-машинный унтер-офицер Дмитрий Завадский, старший электрик Дмитрий Захарченко). Остальные запросы разосланы по России: в Волгоградскую область, Пермский край, Ивановскую, Тверскую, Саратовскую, Ростовскую, Липецкую, Рязанскую, Тамбовскую, Костромскую области... Непросто будет отыскать родственников моего земляка – унтер-офицера Луки Кирейчука, служившего на «Соме» электриком. Место его рождения обозначено в архиве весьма обширно – Гродненская губерния. Сегодня территория бывшей губернии разделена между Литвой и Белоруссией. Попробуй найди!

Пока писались эти строки, уже откликнулись потомки четырех моряков с «Сома». Будем ждать новых сообщений.

Но вернемся в 1916 год. «Сомъ» вместе с другими подлодками 5-го дивизиона базировался в Мариенхамне – столице Аландских островов, входивших в состав Российской империи. С осени 1915 года «подводный миноносец» ходил в дозоры в южную часть Ботнического залива на перехват шведских судов с железной рудой для Германии.

Один из руководителей поисковой операции Алексей Михайлов, многие годы искавший эту лодку, утверждает со знанием дела:

«И в Первую, и во Вторую мировую войну нейтралитет шведов — и они этого не скрывают — был условным. Они снабжали Германию рудой. И российские, и советские подлодки этому всячески препятствовали».
Поэтому обнаружив в перископ шведский пароход «Ингерманланд», державший курс на юг, к германским портам, лейтенант Бугураев попытался его остановить для досмотра груза. Это случилось 10 мая 1916 года в 4 часа утра…

Есть две версии гибели подводной лодки. По одной, капитан «Ингерманланда», застопорив ход, стал дожидаться, когда русские подводники всплывут и осмотрят судно. А лодка, как утверждал потом капитан, не заметила остановки парохода и врезалась в него под водой на перископной глубине, получила повреждения и затонула. По другой версии, капитан «Ингерманланда», заметив в 150 метрах от левого борта перископ, и понимая, чем грозит ему досмотр, пошел на таран. Прочный корпус «Сома» не был разделен на отсеки и потому при первом же повреждении быстро заполнился водой. Предельная глубина погружения у этого типа субмарин – 30 метров. Судя по тому, что лодка найдена «чистой», то есть не обросшей водорослями, «Сом» лежит на глубине больше 40 метров. Большинству знатоков подводного дела версия умышленного тарана представляется наиболее вероятной. Ведь, спустя всего месяц, другой шведский пароход попытался таранить русскую подводную лодку «Волк», согнув ее перископ. Видимо, успешный опыт капитана «Ингерманланда» получил распространение. Но «Волку», подводной лодке новейшей конструкции, удалось выдержать удар и благополучно вернуться в базу. «Сомъ» же в конце Первой мировой уже мог считаться военным «антиквариатом». На нем даже в мирное время выходить в море было опасно. Не зря дивизион лодок-«голландов» (по имени американского конструктора Джона Голланда), в который входил и «Сомъ», назывался «клубом самоубийц». Трудно поверить, что опытный подводник (четыре года на лодках) ринется подныривать под судно, лежащее в дрейфе. Не было ни малейшей нужды у Бугураева в таком маневре. Скорее всего, ему просто не дали всплыть: «Ингерманланду» на ходу требовалась минута-другая, чтобы надвинуться на поднятый перископ. И командир, выполняя маневр срочного погружения, мог попасть в этой ситуации под киль парохода.

Теперь никто не расскажет, как там было на самом деле. Но экипаж этой малой подводной лодки честно выполнил свой воинский долг, погиб в боевом дозоре.

Обычно корабли, упокоенные на морском дне, считаются братскими воинскими захоронениями, и никто не вправе тревожить вечный покой погибших моряков. На этот счет существует и международное охранное законодательство. Но с «Сомом» случай особый. Его экипаж вполне можно предать земле, останки подводников, черепа и основные скелетные кости, наверняка, сохранились, несмотря на вековое пребывание под водой. У потомков появилась бы возможность поклониться братской могиле своих прадедов на том же Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, где погребены многие подводники, в том числе и с атомоходов «Комсомолец», «Курск». А самую лодку, учитывая ее хорошую сохранность и особое место в нашей морской истории, можно было бы сохранить как бесценную реликвию. Технически поднять ее несложно, сложно другое: поскольку «Сомъ» лежит в территориальных водах Швеции, потребуется согласование с соответствующими ведомствами этого государства. Тем более что через год исполнится 100 лет с момента гибели этого корабля, а это значит, что он получит особый статус исторического объекта.

Пойдет ли в этом вопросе Швеция навстречу России в условиях тотального европейского противостояния? Неизвестно – как, впрочем, и то, захотят ли российские чиновники брать на себя лишние хлопоты.
Уж столько исторических кораблей порезали на «иголки»! Что им «Сомъ» со всеми его подвигами? Проще отмахнуться – пусть лежит, где лежит…

Как бы там ни было – будем благодарны поисковикам, которые подарили нам возможность знать точные координаты еще одной нашей братской подводной могилы, дали повод помянуть экипаж погибшего корабля, помянуть всех поименно среди житейской суеты XXI века.
Автор: Николай Черкашин
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/tajna_gibeli_soma_217.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. Homo sapiens 31 августа 2015 16:14
    Славная страница славной истории славной страны!!!
  2. RomanN 31 августа 2015 17:33
    Про подъем скорее всего фигня,через сто лет корпус должен быть сгнить на нет.
    1. Храмов 31 августа 2015 17:53
      корпус должен быть сгнить на нет


      Гнить - разлагаться, подвергаться органическому разрушению.

      Металл все-же не органика. Не стоит делать поспешные выводы.
  3. armata37 31 августа 2015 17:43


    Судя по видеосъемке, корпус на удивление смотрится бодро. Вот только поднимать не нужно. Это братская могила. Не стоит тревожить.
  4. Мур 1 сентября 2015 05:50
    Рекомендую прочитать интервью с одним из руководителей исландской компании, русским, кстати...
    http://www.fontanka.ru/2015/08/04/162/print.html
    Лапу на "Сома" они решили положить совершенно серьёзно и распродать артефакты по музеям, уже сделавшим заявки. Якобы, при полном изначальном игнорировании со стороны Русского географического общества.
  5. shans2 2 сентября 2015 01:57
    Перископ не выдвинут, внешних явных повреждений нет, а были бы при таране судном, значит скорее всего просто хлебнул воды по какой-то причине при всплытии, техника отказала.... как вариант., но пока не достанут ясно не будет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня