Military Review

The tale of Roosevelt the peacemaker, the greedy Japanese and the half-Sakhalin graph. To the 110 Anniversary of the Portsmouth World

7
May 24, 1905, a few days after the defeat fleet Imperial Russia in the Tsushima Strait (for more details see the article “Russian Roulette off the Coast of Tsushima” - ON), a military meeting was held in Tsarskoye Selo under the chairmanship of Nicholas II. The main question on the agenda was formulated as follows: "Should an attempt be immediately made to conclude peace?"


The tale of Roosevelt the peacemaker, the greedy Japanese and the half-Sakhalin graph. To the 110 Anniversary of the Portsmouth World

Military parade in Portsmouth on the occasion of the arrival of plenipotentiary representatives of the parties to participate in the peace conference

Opinions are divided. The war minister, General Viktor Sakharov, said: “Under current conditions, ending the war is impossible. With our complete defeat, not having a single victory or even a successful business, it is a shame. This will drop the prestige of Russia and withdraw it from the great powers for a long time. We must continue the war not because of material benefits, but to wash away this stain, which will remain if we do not have the slightest success, as it has been up to now. ”

The bitter conclusion about the "successes" of Russia in the war with Japan - "not having a single victory or even a successful business" - is ignored by admirers of Nicholas II. But Sakharov was well informed, and he treated the revolutionaries so that six months later, the Socialist-Revolutionary Anastasia Bitsenko was shot dead.
The Minister of War was supported by State Comptroller Pavel Lobko, who noted that in the event of peace, “returning to Russia an army that was oppressed and not winning a single victory would worsen, rather than improve, the internal situation of the country”. And it was hard. Russia, having met 1905 by the fall of Port Arthur, then survived Bloody Sunday, the beginning of the revolution, the failure of Mukden (for more details, see the article “The Mukden battle through the eyes of eyewitnesses.” - ON) and the Tsushima defeat.

In turn, the Grand Duke Vladimir Alexandrovich spoke in favor of negotiations, adding that "if the conditions of peace are unacceptable for us according to conscience, then, of course, we will have to continue the war."

Divide and Conquer American Politics

Convening the meeting, Nicholas II reacted to the initiative of US President Theodore Roosevelt.

In March, 1904, when the war was just beginning, in a conversation with German Ambassador Roosevelt frankly said that the US is interested in Russia and Japan “possibly patting each other more strongly, and so that, after peace, such geographic areas will not disappear. there are tensions, so that with respect to the boundaries of their interests, they would oppose each other in much the same way as before the war. This will keep them in a state of military readiness and will moderate their appetites in other areas. In this case, Japan will not threaten Germany in Jiaozhou, and America in the Philippines. ”

By the end of spring 1905, the opposing sides were close to the state Roosevelt dreamed of. Both Tokyo and St. Petersburg had big financial problems. Even after the great success of Tsushima, the Japanese were not thinking about new victories, but about how to end the war at the height of military successes. The Japanese army suffered sensitive losses, especially in the officer corps. There was an acute issue with ammunition and finances. Doctor of Historical Sciences Anatoly Koshkin cited the following data: “Japan spent about 2 billion yen on the war, and its public debt increased from 600 million yen to 2,4 billion yen. Only on interest, the Japanese government was to pay 110 million yen annually. ”

Three days after Tsushima 18 (31) in May, Japanese Foreign Minister Yutaro Komura instructed the Japanese ambassador in Washington to find out whether Roosevelt would take the initiative to seat the Russians and the Japanese at the peace table. Roosevelt, who, according to Vitte's biographer Sergei Ilyin, after Tsushima "sent a congratulatory telegram to the winners, full of the most cordial, warm words and genuine admiration," on May 23 (June 5) instructed US Ambassador to Russia George Meyer to get an audience with Nikolay II and “Try to convince him that the continuation of the war is absolutely hopeless and could lead to the loss of all Russia's Far Eastern possessions.”

Two days later, Nicholas II agreed to Russia's participation in the negotiations.

While the Russian delegation was preparing to go, the daughter of US President Alice and the Minister of War (and future US President) William Howard Taft visited Tokyo. They were received by the emperor, Princess Nasimoto and Prime Minister Katsura Taro. The negotiations ended with the signing of a secret agreement, in which, in exchange for Japan’s refusal to claim the Philippines, the United States recognized Japanese sovereignty over Korea. "Having such an" allied "relationship behind us, T. Roosevelt, who took on the role of an" honest broker, "could not be an impartial mediator," said Natalia Narochnitskaya, doctor of historical sciences.

By agreeing to the role of mediator in the Russian-Japanese negotiations, the Americans were guided by their own interests. “For the Western powers, it was beneficial to contribute to the conclusion between Petersburg and Tokyo of such a world in which the parties would continue to consider each other as“ natural enemies, ”emphasizes Anatoly Koshkin. “At the same time, it was important to take all measures to completely exclude the possibility of concluding a Russian-Japanese union on an anti-Western basis.”

Komura v. Witte


The American Portsmouth was the site of the unsuccessful war for the Russian Empire. Emperor Nicholas II, in a statement by the head of the Russian delegation, Sergei Witte, emphasized that he wanted peace, but not at the cost of territorial concessions and without paying the contribution to the Japanese.


A postcard was issued in memory of the Russian-Japanese peace conference in Portsmouth

The Russian delegation that sailed from Cherbourg to America on 14 (27) in July included economic experts I.P. Shipov and D.D. Pokotilov, a specialist in international law, F.F. Martens, secretaries G.A. Plansson and I.Ya. Korostovets. The military department was represented by Major General N.S. Yermolaev and Colonel V.K. Samoilov. When the 20 of July (2 of August), the afternoon ship "Kaiser Wilhelm the Great" arrived in New York, the delegation was joined by the Russian ambassador to the United States, Baron R.R. Rosen and the captain of the 1 rank A.I. Rusin.

Arriving in the US, Witte noted the statement to the "great American press" and the American people, calling President Roosevelt a "brilliant leader."

The Japanese delegation was led by Baron Yutaro Komura. His right hand in the negotiations was the Japanese envoy to the US, Kogoro Takahira. Meeting the envoys of Tokyo and St. Petersburg, Roosevelt, who lived in the role of a peacemaker, tried to show that he was equally concerned with the Russian and Japanese delegations. The staff of the presidential yacht, consisting of American Japanese, was replaced by the Chinese for this occasion. On July 22 (August 4), the president received Witte, with whom the 2,5 talked for hours. During the conversation, Roosevelt strongly advised to make peace without stopping to pay the indemnity.

The peace conference in Portsmouth began on July 27 (August 9) from a preparatory meeting. The parties agreed that the official language of the conference will be French, two meetings will be held every day - from 9.30 to 12.00 and from 15.00 to 17.30. The regulations, however, were not always respected. As a result, there were twelve official meetings. Several personal meetings of Komura and Witte took place.

On August 10, after the exchange of powers and brief introductory statements, the head of the Japanese delegation, Komura, presented Witte with a note on the requirements points. Tokyo insisted on annexing Sakhalin with the adjacent islands, reimbursing Japan’s military expenditures, restricting Russian naval forces in the Far East and giving Japan as a prize to all Russian military ships interned in neutral ports. Japan demanded free hand in Korea, the complete evacuation of Russian troops from Manchuria, the transfer of lease rights to Japan on the Liaodong Peninsula with Port Arthur and Dalny, and the assignment of the entire railway between Port Arthur and Harbin with coal mines. Tokyo agreed to keep the Chinese Eastern Railway behind Russia, but with a limited right to use the road only for economic purposes. There was also a demand for the provision of unrestricted fishing rights to Japanese nationals along the Russian coast of the Sea of ​​Japan, the Sea of ​​Okhotsk, and the Bering Sea, including rivers, bays and bays.

Defend the sovereignty of Korea Witte could not. Komura got what he wanted - freedom of action for his country in Korea. Discussions on other topics came with varying success. The most difficult were questions about the contribution and ownership of Sakhalin. If Nicholas II was not ready for his loss and did not want to pay, then Witte, in the opinion of historian Anatoly Ignatiev, was more flexible and figured out “possible options (only territory, only money). Komura replied that his country wanted to receive both territory and money ... ”And the Japanese did not want a lot of money, but a lot - 1,2 billion yen (at that time, the yen was approximately equal to the Russian gold ruble).

The negotiations dragged on, which was nervously perceived by the elite of the Land of the Rising Sun. Japanese researcher Syumpay Okamoto writes that “the commander-in-chief of the Manchurian army, Komad, irritated by the slow holding of negotiations, urgently telegraphed his government so that it would soon make peace. Naval Minister Yamatoto was desperately pushing for concessions in the name of making peace ...

28 August 2 an afternoon joint meeting was held by Genro (advisory body under the emperor. - ON), the cabinet and senior military officials with the presence of the emperor ... Finance Minister Sone reported that it was impossible to continue the war because Japan could not find additional sources for its funding. "

The outcome of the meeting was an indication of Komura “to reach an early agreement in the negotiations, even if it is necessary to abandon the demands of monetary compensation and territories”.

At the moment when the Japanese government decided to retreat from its initial demands on Sakhalin, the US president again intervened. Natalia Narochnitskaya writes: “As far as the United States would like to“ reduce the possessions of Russia, ”it is clear from the telegram of T. Roosevelt, which he sent to Nicholas II. The American peacemaker in this telegram expressed confidence in the irresistible claims of Japan and threatened that the continuation of the war could lead to the loss of all Russian territory east of Lake Baikal, that is, to stop the existence of Russia as a Pacific state. These days in St. Petersburg, the American ambassador to Russia, Meyer, asking for an audience with the sovereign, began to persuade Nicholas II to make concessions, promising the mediation of President Theodore Roosevelt in "persuading" Japan to abandon the indemnity. Not tempted in treachery, Nicholas II as a whole “persisted”, not wanting any concessions, but then “in passing, as if to himself, remarked that one could consider the possibility of transferring the southern part of Sakhalin to Japan”. Information on readiness to agree to the transfer of South Sakhalin was immediately transferred to T. Roosevelt and in less than a day became known to the Japanese side. ”

August 23 (September 5) peace treaty was signed. Russia agreed to transfer to Japan the lease of the Liaodun Peninsula, the southern half of Sakhalin, the branch line from Port Arthur to Changchun Station, and generously compensate for the maintenance of Russian prisoners of war. Japanese fishermen got the right to fish along the Russian shores. Tokyo guaranteed freedom of navigation in the Laperuz Strait.

Before his departure, Ignatiev writes, Witte made a farewell visit to Roosevelt and “announced the king’s decision as a token of appreciation for his good services to stop charging the increased duties on the products of the American engineering and iron industry. The president was pleased. He tried to dispel the impression of the unilateral nature of his influence on the course of the negotiations and showed Witte the texts of appeals in which he advised the Japanese to be flexible. ”


The Russian delegation at the talks in Portsmouth

The deed was done ...

"Komura would be better to take Russian citizenship ..."

At the talks in Portsmouth, neither side got all it wanted. Recognizing this, we must not forget that Japan has achieved a favorable solution for itself, of which the war began. Russia recognized her free hand in Korea and pledged to withdraw its troops from Manchuria. In addition, the Japanese received a good bonus - half of Sakhalin and the right to fish in the coastal waters of Primorye.

However, the greedy Japanese were waiting for more. If today the citizens of the Land of the Rising Sun are raving the Kuril Islands, the right to which Japan has lost forever, just in the 1905 year they firmly believed that they would receive new territories and a lot of money as a result of the war ...

The Japanese were shocked by the news that North Sakhalin will remain with Russia, and it will not pay the indemnity. This caused a burst of indignation of the islanders. 1 of September, the newspaper “Yorodo Shokho”, in an article entitled “Let's Take Them With Mourning Flags,” said: “It was our representatives who were poorly acting in the international arena and were disgraced. On the day of their return, they should be met with mourning banners. Every resident of the city must close the door of his house before them and turn away from them. And whoever will accept these nonentities, who have plunged our country into unprecedented humiliation, will be a vile creature, without a heart, without respect for his people, without a sense of justice. ”

In the editorial offices of the newspapers, angry letters were coming in. The author of one of them said that "Komur would be better to take Russian citizenship than to return home." Newspapers published news of the upcoming signing of peace in the mourning framework.

In order to thwart the signing of the 3 agreement in September, a large demonstration was held in Osaka. A telegram was sent to Komura: “The peace agreement that you are now going to sign cannot be accepted by the country. You are asked to cancel the agreement immediately. ”
After the peace treaty was still signed, an angry mob of greedy Japanese burned down the residence of the Minister of the Interior.
Komura was persecuted and removed from his post as Minister of Foreign Affairs.

Criticized and ridiculed and Witte. Koshkin writes: “In an effort to divert Nicholas II from responsibility for the surrender of Russian territory to South-South Sakhalin, the tsarist government and the court presented this concession as a manifestation of Witte’s diplomatic talent, who allegedly achieved quite a lot in defending Russia’s interests in negotiations. To this end, he was elevated to the county dignity with fanfare and glorified in every way. ” However, this did not save Witte from the nickname of Count Polusakhalinsky.

As for Theodore Roosevelt, he was awarded the Nobel Peace Prize.
Author:
Originator:
http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/special_posts/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE-%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B5-%D0%B0%D0%BB%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%8F%D0%BF/
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Anchonsha
    Anchonsha 31 August 2015 20: 31 New
    +2
    That’s how it really was when we lost half of Sakhalin, and the Kuril Islands too. It was not the king, but a rag, like his minister Witte.
    1. sherp2015
      sherp2015 31 August 2015 21: 00 New
      +2
      Quote: Anchonsha
      as it really was when we lost half of Sakhalin, and the Kuril Islands too.



      Y-yes ...
      The Americans also tried. And the cunning Roosevelt bluffed and crushed right like a card sharp
    2. clidon
      clidon 31 August 2015 21: 17 New
      +1
      Well, the king and the army were not as expected. They wanted to beat the Japs with a fingernail. In the taverns of the Chinese (all Asians on one face), they raised the argument with one hand. But it’s like ...
    3. udincev
      udincev 1 September 2015 10: 06 New
      0
      Quote: Anchonsha
      It was not the king, but a rag, like his minister Witte.
      I agree about the king. Only rather not a rag, but a duffer. And about Witte, you probably got excited: his role was more significant. True, the article does not appear.
  2. Vladislav 73
    Vladislav 73 31 August 2015 20: 46 New
    +1
    Of course, Witte was a financier, not a diplomat ... In general, no matter how they try to whitewash Nicholas, the burden of power is the burden of responsibility for which he was clearly not ready. And this is to say the least. For the country, it’s a complete nightmare, if there’s such a “no” ruler at the helm. How much I read about English and American loans for Japan, I always suspected that the mericatos warmed their hands well “at someone else’s fire” at the conclusion of the Portsmouth Peace! Thanks to the author, filled in the gaps in this area. The question arises, if all B.L. did you know about the role of England and the SGA, what the hell is being asked, what kind of schming did Nicholas begin to draw closer to England in the first place? Or is history not teaching anything?! True, the law only comes to mind-fools!
    1. veteran66
      veteran66 1 September 2015 11: 30 New
      0
      Quote: Vladislav 73
      Thanks to the author, filled the gaps in this area.

      To judge the conclusion of any agreements, such as the Entente, you need to fill in the gaps in other areas, then there will be no such questions
      Quote: Vladislav 73
      what the hell is being asked, what kind of schming Nikolai began to draw closer to England in the first place?
      1. Vladislav 73
        Vladislav 73 2 September 2015 00: 42 New
        0
        About gaps, I wrote exclusively about the Portsmouth Treaty. And gaps in other areas ... Firstly, thank the author, is that a sin? Secondly, learning is always useful, asking the same .. And you, judging by your comment, everything you know, everything has comprehended and there is absolutely nothing more for you to learn? And thirdly, than declaring a mentor tone from above, it’s better to take and fill in my gaps with your knowledge, which I will be very grateful to. Well, at least on the topic of how the Entente didn’t arise I know you), and WHY? What, the policy of England was unknown, or were there any secret springs (except for the custodian dough?)

Сказ о Рузвельте-миротворце, алчных японцах и графе полусахалинском. К 110-летию Портсмутского мира

24 мая 1905 года, через несколько дней после разгрома флота императорской России в Цусимском проливе (подробнее см. статью «Русская рулетка у берегов Цусимы». — О.Н.), в Царском Селе состоялось военное совещание под председательством Николая II. Главный вопрос повестки дня был сформулирован так: «Следует ли немедленно сделать попытку к заключению мира?».

Сказ о Рузвельте-миротворце, алчных японцах и графе полусахалинском. К 110-летию Портсмутского мира

Военный парад в Портсмуте по случаю прибытия полномочных представителей сторон для участия в мирной конференции

Мнения разделились. Военный министр генерал Виктор Сахаров заявил: «При нынешних условиях кончать войну — невозможно. При полном нашем поражении, не имея ни одной победы или даже удачного дела, это — позор. Это уронит престиж России и выведет ее из состава великих держав надолго. Надо продолжать войну не из-за материальных выгод, а чтобы смыть это пятно, которое останется, если мы не будем иметь ни малейшего успеха, как это было до сего времени».


Горький вывод об «успехах» России в войне с Японией — «не имея ни одной победы или даже удачного дела» — игнорируют почитатели Николая II. Но ведь Сахаров был хорошо информирован, а к революционерам относился так, что полгода спустя был застрелен эсеркой Анастасией Биценко.
Военного министра поддержал государственный контролёр Павел Лобко, отметивший то, что в случае заключения мира «возвращение в Россию армии, угнетенной и не одержавшей ни одной победы, ухудшит, а не улучшит внутреннее положение страны». А оно было тяжёлым. Россия, встретив 1905-й падением Порт-Артура, затем пережила Кровавое воскресенье, начало революции, неудачу у Мукдена (подробнее см. статью «Мукденское сражение глазами очевидцев». — О.Н.) и Цусимский разгром.

В свою очередь, великий князь Владимир Александрович высказался за переговоры, добавив, что «если условия мира будут неприемлемы для нас по совести, тогда, конечно, придется продолжать войну».

Политика «разделяй и властвуй» по-американски

Созывая совещание, Николай II реагировал на инициативу президента США Теодора Рузвельта.

В марте 1904 года, когда война только начиналась, в разговоре с послом Германии Рузвельт откровенно сказал, что США заинтересованы в том, чтобы Россия и Япония «возможно сильнее потрепали друг друга и чтобы после заключения мира не исчезли такие географические районы, в которых между ними имеются трения, так, чтобы в отношении границ сфер их интересов они противостояли бы друг другу приблизительно так же, как и до войны. Это сохранит их в состоянии военной готовности и умерит их аппетиты в других районах. Япония в таком случае не будет угрожать Германии в Цзяочжоу, а Америке на Филиппинах».

К концу весны 1905 года противоборствующие стороны были близки к состоянию, о котором мечтал Рузвельт. И Токио, и Санкт-Петербург имели большие финансовые проблемы. Даже после грандиозного успеха у Цусимы японцы думали не о новых победах, а о том, как завершить войну на пике военных успехов. Японская армия понесла чувствительные потери, особенно в офицерском корпусе. Остро стоял вопрос с боеприпасами и финансами. Доктор исторических наук Анатолий Кошкин привёл такие данные: «Япония потратила на войну около 2 млрд иен, а ее государственный долг возрос с 600 млн иен до 2,4 млрд иен. Только по процентам японскому правительству предстояло ежегодно выплачивать по 110 млн иен».

Через три дня после Цусимы 18 (31) мая министр иностранных дел Японии Ютаро Комура поручил японскому послу в Вашингтоне выяснить, не возьмёт ли Рузвельт на себя инициативу усадить русских и японцев за стол мирных переговоров. Рузвельт, который, как утверждает биограф Витте Сергей Ильин, после Цусимы «направил победителям поздравительную телеграмму, полную самых сердечных, теплых слов и неподдельного восхищения», уже 23 мая (5 июня) поручил послу США в России Джорджу Мейеру добиться аудиенции у Николая II и «постараться убедить его, что дальнейшее продолжение войны абсолютно безнадежно и может привести к потере всех дальневосточных владений России».

Два дня спустя Николай II дал согласие на участие России в переговорах.

Пока российская делегация готовилась в путь, в Токио побывали дочь президента США Алиса и военный министр (и будущий президент США) Уильям Говард Тафт. Они были приняты императором, принцессой Насимото и премьер-министром Кацурой Таро. Переговоры завершились подписанием тайного соглашения, по которому в обмен на отказ Японии претендовать на Филиппины США признавали японский суверенитет над Кореей. «Имея за спиной такие «союзнические» отношения, Т. Рузвельт, взявший на себя роль «честного маклера», не мог быть беспристрастным посредником», — заметила доктор исторических наук Наталия Нарочницкая.

Согласившись на роль посредника в русско-японских переговорах, американцы руководствовались собственными интересами. «Для западных держав было выгодным способствовать заключению между Петербургом и Токио такого мира, при котором стороны продолжали бы рассматривать друг друга в качестве «естественных врагов», — подчёркивает Анатолий Кошкин. — При этом важно было предпринять все меры для того, чтобы полностью исключить возможность заключения российско-японского объединения на антизападной основе».

Комура против Витте


Местом подведения итогов неудачной для Российской империи войны стал американский Портсмут. Император Николай II, напутствуя главу русской делегации Сергея Витте, подчеркнул то, что хочет мира, но не ценой территориальных уступок и без выплаты японцам контрибуции.

Сказ о Рузвельте-миротворце, алчных японцах и графе полусахалинском. К 110-летию Портсмутского мира

В память о российско-японской мирной конференции в Портсмуте была выпущена почтовая открытка

В состав российской делегации, отплывшей из Шербура в Америку 14(27) июля, входили эксперты по экономическим вопросам И.П. Шипов и Д.Д. Покотилов, специалист по международному праву Ф.Ф. Мартенс, секретари Г.А. Плансон и И.Я. Коростовец. Военное ведомство представляли генерал-майор Н.С. Ермолаев и полковник В.К. Самойлов. Когда 20 июля (2 августа) днём пароход «Кайзер Вильгельм Великий» прибыл в Нью-Йорк, к делегации присоединились посол России в США барон Р.Р. Розен и капитан 1-го ранга А.И. Русин.

Прибытие в США Витте отметил заявлением «великой американской прессе» и американскому народу, назвал президента Рузвельта «гениальным вождем».

Японскую делегацию возглавлял барон Ютаро Комура. Его правой рукой на переговорах был японский посланник в США Когоро Такахира. Встречая посланцев Токио и Санкт-Петербурга, вживавшийся в роль миротворца Рузвельт старался показать, что одинаково относится к российской и японской делегациям. Персонал президентской яхты, состоящий из американских японцев, был для этого случая заменён китайцами. 22 июля (4 августа) президент принял Витте, с которым беседовал 2,5 часа. В ходе разговора Рузвельт настойчиво советовал заключить мир, не останавливаясь перед выплатой контрибуции.

Работа мирной конференции в Портсмуте началась 27 июля (9 августа) с подготовительной встречи. Стороны условились, что официальным языком конференции станет французский, ежедневно будут проходить по два заседания — с 9.30 до 12.00 и с 15.00 до 17.30. Регламент, однако, не всегда соблюдался. А официальных заседаний в итоге оказалось двенадцать. Состоялось и несколько личных встреч Комуры и Витте.

10 августа после обмена полномочиями и кратких вступительных заявлений глава японской делегации Комура вручил Витте ноту с 12 пунктами требований. Токио настаивал на аннексии Сахалина с прилегающими островами, возмещении военных расходов Японии, ограничении военно-морских сил России на Дальнем Востоке и выдаче Японии в качестве приза всех русских военных судов, интернированных в нейтральных портах. Япония требовала себе свободы рук в Корее, полной эвакуации русских войск из Маньчжурии, передачи Японии арендных прав на Ляодунском полуострове с Порт-Артуром и Дальним, уступки ей всей железной дороги между Порт-Артуром и Харбином с угольными шахтами. Токио соглашался на сохранение за Россией КВЖД, но с ограниченным правом использовать дорогу только в экономических целях. Было выдвинуто и требование предоставления японским подданным неограниченных прав рыбной ловли вдоль русского побережья Японского, Охотского и Берингова морей, включая реки, бухты и заливы.

Отстоять суверенитет Кореи Витте не смог. Комура получил желаемое — свободу действий для своей страны в Корее. Дискуссии по другим темам шли с переменным успехом. Самыми сложными оказались вопросы о контрибуции и принадлежности Сахалина. Если Николай II не был готов к его утрате и не желал платить, то Витте, по мнению историка Анатолия Игнатьева, был более гибок и выяснял «возможные варианты (только территория, только деньги). Комура отвечал, что его страна хочет получить и территорию, и деньги…» А денег японцы хотели не много, а очень много — 1,2 млрд иен (в то время иена приблизительно равнялась русскому золотому рублю).

Переговоры затягивались, что было нервно воспринято элитой Страны восходящего солнца. Японский исследователь Сюмпэй Окамото пишет, что «главнокомандующий Маньчжурской армией Комада, раздраженный медленным проведением переговоров, срочно телеграфировал своему правительству, чтобы оно скорее заключило мир. Военно-морской министр Яматото отчаянно подталкивал к уступкам во имя заключения мира…

28 августа 2 часа пополудни состоялось совместное совещание гэнро (совещательный орган при императоре. — О.Н.), кабинета и высших военных чинов с присутствием императора… Министр финансов Соне доложил, что продолжать войну невозможно, потому что Япония не может найти дополнительных источников для ее финансирования».

Итогом совещания стало указание Комуре «достигнуть скорейшего соглашения в переговорах, даже если придется отказаться от требований денежной компенсации и территорий».

В момент, когда японское правительство приняло решение отступить от своих первоначальных требований по Сахалину, в дело вновь вмешался президент США. Наталия Нарочницкая пишет: «Насколько США хотели бы «уменьшить владения России», явствует из телеграммы Т. Рузвельта, которую он направил Николаю II. Американский миротворец в этой телеграмме выражал уверенность в непреодолимости претензий Японии и грозил, что продолжение войны может привести к потере всей русской территории восточнее озера Байкал, то есть прекратить существование России как тихоокеанской державы. В эти дни в Петербурге американский посол в России Мейер, испросив аудиенцию у государя, стал склонять Николая II пойти на уступки, обещая посредничество президента Теодора Рузвельта в деле «уговорить» Японию отказаться от контрибуции. Не искушенный в коварстве, Николай II в целом «упорствовал», не желая никаких уступок, но потом «мимоходом, как бы про себя, заметил, что можно было бы рассмотреть возможность передачи южной части Сахалина Японии». Информация о готовности согласиться на передачу Южного Сахалина немедленно была передана Т. Рузвельту и менее чем за сутки стала известна японской стороне».

23 августа (5 сентября) мирный договор был подписан. Россия дала согласие передать Японии аренду Ляодунского полуострова, южную половину Сахалина, ветку железной дороги от Порт-Артура до станции Чанчунь и щедро компенсировать содержание русских военнопленных. Японские рыбаки получали право рыбной ловли вдоль русских берегов. Токио гарантировал свободу мореплавания в Лаперузовом проливе.

Перед отъездом, пишет Игнатьев, Витте нанёс прощальный визит Рузвельту и «сообщил о решении царя в знак признательности за добрые услуги прекратить взимание повышенных пошлин с продукции американских машиностроительной и железоделательной промышленности. Президент был доволен. Он попытался рассеять впечатление об одностороннем характере своего воздействия на ход переговоров и показал Витте тексты обращений, в которых советовал японцам проявить уступчивость».

Сказ о Рузвельте-миротворце, алчных японцах и графе полусахалинском. К 110-летию Портсмутского мира

Российская делегация на переговорах в Портсмуте

Дело было сделано…

«Комуре лучше бы принять гражданство России…»

На переговорах в Портсмунте ни одна из сторон не получила всего, чего хотела. Признавая это, нельзя забывать, что Япония добилась выгодного для себя решения вопросов, из-за которых война и началась. Россия признала за ней свободу рук в Корее и обязалась вывести войска из Маньчжурии. Кроме того, японцы получили хороший бонус — половину Сахалина и право ловли рыбы в прибрежных водах Приморья.

Однако алчные японцы ждали большего. Если в наши дни граждане Страны восходящего солнца бредят Курильскими островами, право на которые Япония навсегда утратила, точно так же в 1905 году они свято верили в то, что по итогам войны получат новые территории и много-много денег…

Японцы были шокированы известием, что Северный Сахалин останется у России, а контрибуцию она платить не станет. Это вызвало взрыв негодования островитян. 1 сентября газета «Ёроду тёхо» в статье «Примем их с траурными флагами» заявила: «Именно наши представители убого действовали на международной арене и оказались опозорены. В день своего возвращения их следует встретить с траурными знамёнами. Каждый житель города должен закрыть перед ними дверь своего дома и отвернуться от них. А кто примет этих ничтожеств, ввергших нашу страну в небывалое унижение, — тот будет гнусным существом, без сердца, без уважения к своему народу, без чувства справедливости».

В редакции газет валом шли гневные письма. Автор одного из них заявил, что «Комуре лучше бы принять гражданство России, чем возвращаться домой». Газеты публиковали известия о предстоящем подписании мира в траурных рамках.

С целью сорвать подписание договора 3 сентября в Осаке прошла многочисленная демонстрация. Комуре была отправлена телеграмма: «Мирное соглашение, которое вы сейчас собираетесь подписать, не может быть принято страной. Вас просят немедленно отменить соглашение».
После того как мирный договор был всё-таки подписан, разъярённая толпа алчных японцев сожгла резиденцию министра внутренних дел.
Комура подвергся травле и был снят с поста министра иностранных дел.

Критике и насмешкам подвергся и Витте. Кошкин пишет: «Стремясь увести Николая II от ответственности за сдачу японцам российской территории — Южного Сахалина, царское правительство и двор представили эту уступку как проявление дипломатического таланта Витте, который якобы добился весьма многого в отстаивании на переговорах интересов России. С этой целью он был с помпой возведен в графское достоинство и всячески прославлен». Однако это не спасло Витте от прозвища Граф Полусахалинский.

Что же касается Теодора Рузвельта, то он был удостоен Нобелевской премии мира.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Anchonsha 31 августа 2015 20:31
    Вот оно как было на самом деле, когда мы потеряли половину Сахалина, да и Курилы тоже. Это не царь был, а тряпка, как и его министр Витте.
    1. sherp2015 31 августа 2015 21:00
      Цитата: Anchonsha
      как было на самом деле, когда мы потеряли половину Сахалина, да и Курилы тоже.



      Н-да...
      Америкосы тоже старались. А хитрозадый Рузвельт блефовал и давил прямо как карточный шулер
    2. clidon 31 августа 2015 21:17
      Ну у царя и армия оказалась не такой как ожидалось. Хотели то ногтем япошек перешибить. В кабаках китайцев (все азиаты на одно лицо) на спор одной рукой поднимали. А оно вона как...
    3. udincev 1 сентября 2015 10:06
      Цитата: Anchonsha
      Это не царь был, а тряпка, как и его министр Витте.
      Насчёт царя соглашусь. Только скорее не тряпка, а простофиля. А насчёт Витте Вы пожалуй погорячились: его роль была значительней. Правда по статье не проявляется.
  2. Vladislav 73 31 августа 2015 20:46
    Конечно,Витте был финансист,а не дипломат...А вообще,как бы ни пытались обелить Николая,но бремя власти,это и бремя ответственности,для которой он явно не был готов.И это ещё мягко сказано.Для страны полный кошмар,если у руля стоит такой "никакой"правитель.Сколько читал про аглицкие и мериканские кредиты для Японии,всегда подозревал,что мерикатосы хорошо погрели руки"у чужого огня" при заключении Портсмутского мира!Спасибо автору,заполнил пробелы в этой области.Возникает вопрос,если все б.л.и.н. знали о роли Англии и СГА,какого спрашивается чёрта,какого шминга Николай стал сближаться с Англией в первую очередь?Или история ничему не учит?!Правда,одно только и приходит на ум-дуракам закон не писан!
    1. veteran66 1 сентября 2015 11:30
      Цитата: Vladislav 73
      Спасибо автору,заполнил пробелы в этой области.

      Чтобы судить о заключении всяких договоров, типа Антанты, нужно Вам заполнить пробелы в других областях, тогда не и будет таких вопросов
      Цитата: Vladislav 73
      какого спрашивается чёрта,какого шминга Николай стал сближаться с Англией в первую очередь?
      1. Vladislav 73 2 сентября 2015 00:42
        Про пробелы я написал исключительно о Портсмутском договоре.А пробелы в других областях...Во первых,поблагодарить автора,это что,грех?Во-вторых,учиться всегда полезно,спрашивать то же..А вы,судя по вашему комменту,всё знаете,всё постигли и учиться вам решительно больше нечему?И в третьих,чем свысока декларировать менторским тоном,лучше возьмите и заполните мои пробелы своим знанием,чему я буду очень благодарен.Ну хотябы на тему-не КАК возникла Антанта(это я и без вас знаю),а ПОЧЕМУ?Что,политика Англии была неизвестна,или были какие-то тайные пружины(кроме хранцузского бабла?)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня