Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

7
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)


Часть первая. Скучная теория.

Противоминный трал — специальный вид инженерного вооружения, появился как средство преодоления (разведки) танками минных полей на марше и в наступлении. Сегодня этот вид вооружения продолжает совершенствоваться параллельно с развитием минного оружия и минно-взрывных заграждений.


Средства поиска отдельных противотанковых (ПТМ) и противопехотных мин (ППМ) начали разрабатываться с момента развития и широкого применения минно-взрывных средств в армиях вероятных противников. Вначале это были металлические щупы, которые применялись вручную, металлические кошки, которые забрасывались на проверяемый участок местности и вызывали подрыв или снятие мины с места установки при подтягивании кошек.

Поиск мин с помощью щупа


Саперная кошка для мин


Усложнение конструкции мин и совершенствование способов минирования потребовали создания специальных устройств по поиску мин — миноискателей. Первые образцы миноискателей были созданы в 1934 г. советским военным инженером Б. Я. Кудымовым.

Испытание советского миноискателя ВИМ-2. Б. Кудымов — крайний слева


Советские саперы с миноискателями ВИМ. Финская война


Возрастание масштабов минирования, потребности войск в повышении темпов ведения инженерной разведки на марше, а также необходимость быстрого преодоления (траления) минных полей (МП) при атаке переднего края противника привели к созданию первых противоминных тралов. Первые эксперименты с подобным инженерным вооружением были проведены еще в годы Первой мировой войны англичанами и французами. Так, в 1917 г. французы поставили на танк «Рено ФТ-17» первый противоминный трал плужного типа для траления немецких ПТМ. Данных об испытаниях нет, поэтому сказать что-то об успешном применении трала трудно.

Французский трал плужного типа на танке FT-17


Под тралением мин понимают любое воздействие на мину, устраняющее возможность подрыва на ней различных целей. Результатом такого воздействия может быть уничтожение мин на месте установки или удаление мин с полосы, по которой движется цель.

Устройства, обеспечивающие механизацию процесса траления в целях проделывания прохода в МП, называются средствами преодоления минно-взрывных заграждений. В нашем, конкретном, случае это противоминные тралы, которые навешивают на танки.

Автор у противоминного трала КМТ-8 ножевого типа


Возможные способы траления мин: ручной, взрывной, механический, газогидродинамический, термический, химический, дублирующий, блокирующий или их комбинации.

Ручной способ применяется исключительно в случаях, когда невозможно применение других средств и способов. Недостатки — значительный расход живой силы, потери в личном составе, низкие темпы, трудность осуществления маскировки.


Взрывной способ траления основан на использовании основных динамических параметров взрыва зарядов различных ВВ или смесей, в результате чего мины срабатывают, получают механические повреждения или удаляются за полосу прохода.


Установка разминирования УР-77 делает проход в минном поле взрывным способом


В начале 80-х годов в СССР была разработана уникальная машина разминирования — БМР «Гобой». О ней автору рассказал полковник в отставке В. Сытник, который в 1979-1983 гг. был инженером-испытателем машин инженерного вооружения на 18 научно-исследовательском полигоне под Ленинградом. По словам Владимира Дмитриевича, «Гобой» был разработан на базе огнеметного танка Т-72 (со слов полковника). Внешне БМР ничем не отличалась от огнеметного танка, кроме того, что через огнеметную форсунку выбрасывалась специальная объемно-детонирующая жидкость (смесь бензина со специальными добавками), а вместо дымовых гранат выстреливались гранаты для инициации объемно-детонирующей жидкости. Испытания машина проходила на опытном полигоне инженерной техники Нахабино под Москвой в 1982 году. Для обнаружения мин на машине был установлен тепловизор: мина в почве имеет свою собственную температуру и температуру почвы приобретает в среднем лишь через 8-10 суток. Тепловизор как раз и определяет мины в почве по разнице температур. Военные испытания БМР «Гобой» проходила в Афганистане, где ее охраняла рота спецназа.


Экспериментальная БМР "Гобой" и принцип роботы (реконструкция автора)


Принцип работы машины заключался в следующем. Когда БМР подходила к минному полю или выявляла заминированный участок, то она делала выстрел («пленок») взрывной смесью на расстояние 25 м, ширина «пленка» достигала 10 м. После этого происходил отстрел нескольких гранат с инициирующим зарядом, которые подрывали взрывную смесь, которая в свою очередь подрывала (обезвреживала) мины. После этого машина продвигалась снова на 25 м вперед и делала новый выстрел. В серию машина не пошла.

Похожую технологию американцы применили в Ираке только в начале 21 века. Для уничтожения противобортовых мин с помощью объемных взрывов американцы широко использовали распыляемые и подрываемые смеси на основе пропиленоксида. В частности, у морпехов для этого имелась катапульта CATFAE с 21 направляющей, а у сухопутной пехоты — 30-ствольная установка SLUFAE.

Американское средство взрывного разминирования — катапульта CATFAE


Механический способ траления предполагает использование различных устройств и механизмов — минных тралов механического действия, встроенных в подвижное базовое шасси или навешанных на него и осуществляющих непосредственное воздействие на мины звеньями определенного вида.

Рабочий орган трала механического действия — катки сгруппированные в секции


Газогидродинамический способ основан на использовании тепловой энергии истекающих потоков газов (воздуха) или жидкости из специальных сопел, при этом мины срабатывают, разрушаются или удаляются за полосу прохода.

Трал "ПРОГРЕВ-Т" — рабочий орган адаптированный турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-17



Второй образец танка К-90 на испытаниях экспериментального газодинамического тральщика ИМТ. ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева (п. Нахабино)


Термический способ траления предполагает использование тепловой энергии различных источников, обеспечивающей инициирование основного заряда ВВ и подрыв мины, расплавление заряда или выжигание его в целях исключения подрыва.

Химический способ основан на введении в ВВ агрессивных компонентов, флегматизирующих его и устраняющих способность его к детонации (в основном воск, церезин, стеарин, парафин, иногда твёрдые смазки типа графита).

Дублирующий способ траления основывается на имитации в окружающей среде ложных физических полей, подобных полям, что создают реальные движущиеся цели, с целью заблаговременного воздействия на соответствующие реагирующие приводы мин и приведения к срабатыванию на безопасном расстоянии от цели.

Взрыв мины перед БМР-3 вызван работой электромагнитной приставки ЭМТ, которая создает ложное магнитное поле реального танка


Блокирующий способ основан на наведении мощных немеханических полей в месте нахождения реагирующих приводов ПТМ в целях блокировки или вывода из строя элементов электронной схемы и устранения способности воспринимать физическое поле бронецели.

Наибольшее практическое применение нашли механический и взрывной способы траления, реализованные в механических тралах и установках разминирования. Именно о механических тралах мы и поговорим в нашей статье.

Конструктивно механические тралы по принципу воздействия на мины делятся на три типа: нажимные, выкапывающие и ударные. Возможны их комбинации.

Нажимные тралы создают локальное давление на грунт или поверхность мины для разрушения корпуса мины или приведения к взрыву мины с нажимными приводами. По конструкции делятся на скользящие и катковые.

Скользящие тралы не получили распространения из-за большого сопротивления движению и низкой взрывоустойчивости рабочих органов.

Экспериментальный трал скользящего типа СКТ — 2


Скользящий элемент легкого трала Л-5


Катковые тралы имеют тралящие рабочие органы в виде тяжелых стальных катков, движущихся впереди танка. Необходимое силовое воздействие на мину обеспечивается либо собственным весом катка, либо весом катка и весом дополнительно присоединенных масс. К катку предъявляются требования высокой взрывоустойчивости и создания необходимого давления на грунт, при котором обеспечивается надежное траление мин.


Катки имеют различную форму. Из всех форм при равных условиях наибольшей взрывоустойчивостью обладает каток чечевицеобразной формы. Наличие любых выступов на катках снижает их взрывоустойчивость. Однако обойтись без них нельзя: уширения по сторонам катков способствует уменьшению межкаткового пространства, что повышает тралящие свойства.

Форма катков


По способу посадки катков на ось катковые тралящие органы бывают со свободной, индивидуальной и комбинированной посадкой. Способ посадки оказывает существенное влияние на ряд основных свойств трала: копирование местности, сопротивление движению, давление катков на мину, рыскливость и т. п.

Посадка катков на ось


При свободной посадке катки с большим зазором сидят на оси, что способствует хорошему копированию местности. Сила давления при такой посадке не превышает веса катка. Поэтому с учетом надежного траления мин масса каждого катка принимается не менее 500 кг. При этом свободная посадка катков создает условия для большой рыскливости (виляния катков на оси) тралящего органа при движении. При скорости траления свыше 5 км/ч у таких тралов увеличивается коэффициент сопротивления движению, что объясняется соударением свободно посаженных катков.

Трал ПТ-54 со свободной посадкой катков на ось


При индивидуальной посадке каждый каток посажен с помощью подшипника на свою ось и имеет индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. При этом обеспечивается хорошее копирование местности, но давление на мину не превышает веса катка и межкатковый промежуток более значителен, чем при свободной посадке.

При комбинированной посадке наружные катки посажены на ось без зазора, а средний свободно. Такая схема применяется на современных тралах типа КМТ-7.

Катки трала КМТ-7


Главным достоинством катковых тралов есть сравнительно высокая надежность траления ПТМ с нажимным приводом (0,9—0,95), простота конструкции, высокая скорость траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 10—14 взрывов мин массой до 7 кг).

Недостатки — большая масса катка (500 кг), низкая проходимость трала в сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход горючего.

Выкапывающие тралы. Из тралов данного типа наибольшее распространение получили ножевые тралы (пассивного и активного типа), имеющие в качестве рабочего органа жесткие, прорезающие грунт ножи (типа плуга). Ножи при тралении заглубляются в грунт, извлекают на его поверхность мины и отводят или выбрасывают их за пределы протраленной полосы. Преимущество выкапывающих тралов заключается в их способности тралить все мины независимо от их типа и реагирующих приводов.
Ножи тралов активного типа непрерывно вращаются и поочередно внедряются в грунт. Вращение позволяет сохранить работоспособность конструкции трала, даже если в каждом ряду останется по 1—2 ножа. К недостаткам этих тралов относится высокая энергоемкость процесса траления.

Тралы пассивного типа лишены вышеуказанного недостатка. Простота конструкции, небольшая масса (400—1000 кг), компактность и универсальность обусловили их широкое распространение в войсках как индивидуальных средств танков и БМП при преодолении МП противника.
К недостаткам ножевых тралов следует отнести их низкую взрывоустойчивость, потребность в большой силе тяги и зависимость от грунтовых и климатических условий (к примеру, сложность траления в зимних условиях). В рабочем положении тралов невозможно осуществлять быстрые повороты танков (БМП), что в условиях боя резко снижает их боевые свойства.

Особенно низка эффективность выкапывающих тралов на сыпучем, размокшем или мерзлом грунте, на бетонированной или каменистой поверхности, в мелколесье с сильно развитым дерновым покровом.

Ножевой трал пассивного типа КМТ-8. Общий вид


Ножевой трал пассивного типа в работе


Ударные (бойковые) тралы. Работа тралов ударного типа основана на использовании ударных нагрузок от бойков по грунту или корпусу мины с приведением мины к разрушению, выбросу или срабатыванию. Боек (рис. ниже) закреплен с помощью цепи или каната на вращающемся барабане. При взрыве мины под тралом происходит частичное или полное разрушение цепей с бойками, которые находятся в зоне взрыва. Так как у места взрыва находится несколько бойков, то трал сохранит свою работоспособность. Замена же разрушенных цепей с бойками проста и нетрудоёмка.


Бойковый трал в действии


К положительным сторонам таких тралов относится высокая надежность траления (независимо от типа мин и их приводов), в три раза меньшая по сравнению с катковыми тралами масса тралящего рабочего органа, достаточная взрывоустойчивость (10—15 подрывов), возможность применения практически на любой местности, в любых погодных и климатических условиях.

Однако практического применения в Советской Армии ударные тралы не получили главным образом из-за сравнительно больших затрат мощности на их привод, демаскирования мест применения в связи с пыльностью процесса траления. Широкое применения бойковые тралы нашли в английской армии в годы второй мировой войны. Сегодня они применяются в той же английской армии, а также в немецкой, американской и российской армиях.

Английский бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед»)


Последняя разработка российской армии — машина разминирования "Уран-6" с бойковым тралом




Продолжение следует…
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    2 сентября 2015 10:44
    Старьё.

    Современная мина имеет "мозги". Её можно заглубить на полметра и более, вместе с датчиками. Причём датчики - на большой площади и не "на усилие", а - "на железо". При этом, сигнал от датчика привязан не просто "к железу", а, к - количеству железа. Датчики различают: много железа над ними или мало. Каток трала или целый танк.

    Мина может быть направленного взрыва, при этом, направление взрыва она может выбирать сама, в зависимости от показаний целой сети датчиков.

    Такую мину ни плужиком, ни колотушкой, ни катком - не возьмёшь...
    1. +6
      2 сентября 2015 12:33
      Судя по категоричности суждений очередной диванный эксперт. Само название статьи,рассказа о "новье"не подразумевает. Протрите окуляры,мистер эксперт!
      1. 0
        2 сентября 2015 23:49
        А средства РЭБ, как способ борьбы с радиоуправляемыми фугасами? Запамятовал - какая у нас техника может их обезвреживать?
    2. 0
      2 сентября 2015 22:46
      Цитата: VSkilled
      акую мину ни плужиком, ни колотушкой, ни катком - не возьмёшь...
      Конечно ,только ВВ в такую мину надо на 10 обычных мин ,не говоря о ее стоимости и трудностях установки . Да кстати давайте примеры что ли wassat
    3. 0
      2 сентября 2015 23:40
      Цитата: VSkilled
      Старьё.

      Здесь о "старье" достаточно много публикаций.Вы уверены, что по адресу попали? Может вам пойти на сайт инноваций наших "партнеров"?
  2. +2
    2 сентября 2015 11:04
    Цитата: VSkilled
    не "на усилие", а - "на железо".

    Пять тонн железа в трале ей будут побоку?
    Цитата: VSkilled
    Её можно заглубить на полметра и более, вместе с датчиками. Причём датчики - на большой площади

    Ликвидация взрывным способом тут будет в самый раз. Даже если до мины дотянуться не удастся, будут повреждены датчики.
  3. 0
    3 сентября 2015 20:34
    Вес одного катка ( одного диска) 500кг? Это их там 6 и плюс несущая конструкция... сколько же общий вес у такого?