Military Review

Cleaners min. Soviet mine trawls 1932-1945 (Part of 1)

7
Cleaners min. Soviet mine trawls 1932-1945 (Part of 1)



Part one. Boring theory.

Mine trawl - a special type of engineering weapons, appeared as a means of overcoming (reconnaissance) tanks minefields on the march and on the offensive. Today, this type of weapons continues to improve in parallel with the development of mines. weapons and mine-explosive barriers.


Search tools for individual anti-tank (PTM) and anti-personnel mines (anti-personnel mines) began to be developed from the moment of the development and widespread use of mine-explosive weapons in armies of potential adversaries. Initially, these were metal probes that were used manually, metal cats, which were thrown on the checked area of ​​the area and caused the mine to be detonated or removed from the installation site while pulling the cats.

Search for mines with a probe


Engineer cat for mines


The increasing complexity of the design of mines and the improvement of mining methods required the creation of special devices for the search for mine - mine detectors. The first samples of mine detectors were created in 1934 by a Soviet military engineer B. Ya. Kudymov.

The test of the Soviet mine detector VIM-2. B. Kudymov - far left


Soviet sappers with VIM mine detectors. Finnish war


The increase in the scale of mining, the need for troops to increase the pace of engineering intelligence on the march, as well as the need to quickly overcome (trawling) minefields (MP) when attacking the front edge of the enemy led to the creation of the first anti-mine trawls. The first experiments with similar engineering weapons were conducted during the First World War by the British and French. Thus, in 1917, the French delivered the first anti-mine trawl of a plow type for trawling German PTMs on the Renault FT-17 tank. There is no test data, so it is difficult to say something about the successful use of the trawl.

French plow-type trawl on the FT-17 tank


Under trawling mines understand any impact on a mine, eliminating the possibility of undermining various targets on it. The result of such an impact may be the destruction of mines at the installation site or the removal of mines from the strip along which the target moves.

Devices that provide mechanization of the trawling process in order to make a passage in the MP are called means of overcoming the mine-explosion barriers. In our particular case mine sweepsthat hang on the tanks.

The author of the KMT-8 mine trawl knife type


Possible ways to trawling mines: manual, explosive, mechanical, gas-hydrodynamic, thermal, chemical, redundant, blocking, or combinations thereof.

Manual mode applies only in cases where it is impossible to use other means and methods. Disadvantages - a significant expenditure of manpower, loss of personnel, low rates, difficulty of disguise.


Explosive way Trawling is based on the use of the basic dynamic parameters of the explosion of the charges of various explosives or mixtures, as a result of which the mines are triggered, are mechanically damaged or are removed in a passageway.


The mine clearance facility UR-77 makes the passage in a minefield explosive way


At the beginning of the 80-ies in the USSR, a unique demining machine was developed - the BIB “Oboe”. The author was told about it by a retired colonel V. Sytnik, who in 1979-1983. He was a test engineer of an engineering armament at the 18 research and development range near Leningrad. According to Vladimir Dmitrievich, the Oboe was developed on the basis of the T-72 flamethrower tank (according to the colonel). Externally, the BIS was no different from a flamethrower tank, except that a special volume-detonating fluid (a mixture of gasoline with special additives) was ejected through a flamethrower nozzle, and instead of smoke grenades, grenades were fired to initiate a volume-detonating fluid. Testing the car was held on the experimental ground of engineering machinery Nakhabino near Moscow in 1982 year. For the detection of mines on the machine, a thermal imager was installed: the mine in the soil has its own temperature and, on average, it acquires soil temperature only in 8-10 days. Thermal imager just determines the mines in the soil by the temperature difference. Military tests BIS "Oboe" was held in Afghanistan, where she was guarded by a special forces company.


Experimental BIS "Oboe" and the principle of robots (reconstruction of the author)


The principle of operation of the machine was as follows. When the BIS approached the minefield or detected the mined area, it made a shot (“films”) of the explosive mixture at a distance of 25 m, the width of the “film” reached 10 m. After that, several grenades were shot with a trigger charge which in turn undermined (deactivated) mines. After that, the car moved forward again on 25 m and made a new shot. In the series, the car did not go.

Americans used a similar technology in Iraq only at the beginning of the 21 century. For the destruction of anti-aircraft mines with the help of volumetric explosions, the Americans widely used sprayed and explosive mixtures based on propylene oxide. In particular, the marines had a CATFAE catapult with a 21 guide, and the ground infantry had a SLUFAE 30 trunking unit.

American Means of Explosive Demining - CATFAE Catapult


Mechanical method trawling involves the use of various devices and mechanisms - mine trawls of mechanical action, embedded in the moving base chassis or hung on it and directly affecting the mines by links of a certain type.

The working body of the trawl mechanical action - rollers grouped in sections


Gas-hydrodynamic method It is based on the use of thermal energy of the outgoing gas (air) or liquid fluids from special nozzles, while mines are triggered, destroyed or removed over the aisle.

Trawler "PROGREV-T" - a working body adapted turbojet engine from the MiG-17 fighter



The second sample of the K-90 tank was tested by an experimental gas-dynamic trawler of BMI. CRI them. D.M. Karbysheva (p. Nakhabino)


Thermal method Trawling involves the use of thermal energy from various sources, ensuring the initiation of the main explosive charge and the detonation of the mine, the melting of the charge or burning it in order to avoid detonation.

Chemical method based on the introduction of aggressive components in the explosives, phlegmatizing it and eliminating its detonation ability (mainly wax, ceresin, stearin, paraffin, sometimes solid lubricants such as graphite).

Duplicate method Trawling is based on the imitation in the environment of spurious physical fields, similar to the fields that create real moving targets, with the aim of proactively affecting the corresponding reactive mine drives and leading to an operation at a safe distance from the target.

The explosion of a mine in front of the BIS-3 is caused by the work of the electromagnetic prefix EMT, which creates a false magnetic field of a real tank.


Blocking way based on the induction of powerful non-mechanical fields at the location of reactive drives PTM in order to block or disable elements of the electronic circuit and eliminate the ability to perceive the physical field of the bronzesel.

Mechanical and explosive trawling methods implemented in mechanical trawls and demining installations have found the greatest practical application. We will talk about mechanical trawls in our article.

Structurally, mechanical trawls according to the principle of impact on mines are divided into three types: push, dig and shock. Their combinations are possible.

Pressure Trawls they create local pressure on the ground or surface of the mine to destroy the hull of the mine or to lead to an explosion of the mine with pressure actuators. By design are divided into sliding and roller.

Sliding trawls not spread due to the large resistance to movement and low blast resistance of the working bodies.

Experimental trawl sliding type SKT - 2


Sliding element light trawl L-5


Roller trawls have trawling working bodies in the form of heavy steel rollers moving in front of the tank. The necessary force effect on the mine is provided either by the own weight of the roller, or by the weight of the roller and the weight of the additionally attached masses. The roller has the requirements of high blast resistance and creating the necessary pressure on the ground, which ensures reliable trawling of mines.


Skating rinks have a different shape. Of all the forms under equal conditions, the lenticular form skating rink possesses the greatest explosion resistance. The presence of any protrusions on the rinks reduces their explosion resistance. However, it is impossible to do without them: broadening on the sides of the rollers helps to reduce the inter-cage space, which increases the trawling properties.

Roller shape


According to the method of landing the rollers on the axle, the roller trawling bodies come with a free, individual and combined landing. The method of landing has a significant impact on a number of the main properties of the trawl: copying the terrain, resistance to movement, pressure of the rollers on the mine, yawning, etc.

Landing rollers on the axle


RџSЂRё free landing Rollers with a large gap sit on the axis, which contributes to good copying of the area. The pressure force during such a fit does not exceed the weight of the roller. Therefore, taking into account the reliable trawling of mines, the mass of each roller is taken at least 500 kg At the same time, the free landing of the rollers creates conditions for high yawning (wagging of the rollers on the axis) of the trawling body during movement. When the speed of trawling is more than 5 km / h, the drag coefficient of such trawls increases, which is explained by the impact of freely set rollers.

Trawl PT-54 with free landing of skating rinks on an axis


RџSЂRё individual landing Each roller is planted with a bearing on its own axle and has an individual axle suspension to the traction frame. At the same time, good terrain copying is ensured, but the pressure on the mine does not exceed the weight of the roller and the cross-rolling gap is more significant than with a free landing.

RџSЂRё combined landing outdoor rollers are planted on the axle without a gap, and the middle is free. This scheme is used on modern KMT-7 trawls.

KMT-7 trawl rollers


The main advantage of roller trawls is the relatively high trawling reliability of pressure-driven PTM (0,9 — 0,95), simplicity of design, high trawling speed (up to 15 km / h), considerable explosion resistance (up to 10 — 14 blasts min. Weighing up to 7 kg).

Disadvantages - a large mass of the skating rink (500 kg), low permeability of the trawl in loose and sodden soils, increased wear of the transmission, significant fuel consumption.

Digging trawls. Of the trawls of this type, knife trawls (of the passive and active type) are the most widespread; they have rigid knives (like a plow) that cut through the soil as a working tool. When trawling, knives are buried in the ground, mines are extracted onto its surface, and they are withdrawn or thrown out of the ground strip. The advantage of digging trawls lies in their ability to trawl all mines regardless of their type and reacting drives.
Trawl knives active type continuously rotating and alternately embedded in the ground. Rotation allows you to maintain the performance of the trawl design, even if there is a 1 — 2 knife in each row. The disadvantages of these trawls include the high energy intensity of the trawling process.

Trawls passive type deprived of the above disadvantage. The simplicity of the design, the small mass (400 — 1000 kg), compactness and versatility led to their wide distribution in the army as individual means of tanks and infantry fighting vehicles in overcoming the enemy’s MP.
The disadvantages of knife trawls include their low blast resistance, the need for high traction force and dependence on soil and climatic conditions (for example, the complexity of trawling in winter conditions). In the working position of the trawls, it is impossible to carry out quick turns of tanks (BMP), which in combat conditions dramatically reduces their combat properties.

The efficiency of digging trawls on loose, sodden or frozen ground, on a concrete or stony surface, in low forest with a highly developed turf cover, is especially low.

Knife trawl passive type KMT-8. General form


Passive type knife trawl in operation


Shock (peen) trawls. The work of impact type trawls is based on the use of impact loads from the strikers on the ground or the hull of the mine, leading to the destruction of the mine, release or operation. The striker (fig. Below) is fixed with a chain or rope on a rotating drum. When a mine explodes under a trawl, the chains with strikers that are in the explosion zone are partially or completely destroyed. Since the explosion site has several strikers, the trawl will retain its working capacity. Replacing broken chains with strikes is simple and easy.


Boikovy trawl in action


The positive sides of such trawls include high trawling reliability (regardless of the type of mines and their drives), three times less weight than the trawling working body compared to roller trawls, sufficient blast resistance (10 — 15 explosions), the ability to be used on virtually any terrain, any weather and climatic conditions.

However, the practical use of shock trawls in the Soviet Army was not received mainly because of the relatively large expenditure of power to drive them, unmasking the places of use due to the dustiness of the trawling process. Boykoi trawls were widely used in the English army during the Second World War. Today they are used in the same English army, as well as in the German, American and Russian armies.

English Boykov mine trawl "Aadvark" ("anteater")


The latest development of the Russian army is the Uran-6 de-mining machine with a boy-type trawl




To be continued ...
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. VSkilled
    VSkilled 2 September 2015 10: 44 New
    -4
    Old man.

    A modern mine has brains. It can be deepened by half a meter or more, along with sensors. Moreover, the sensors are located on a large area and not “on effort”, but on “iron”. At the same time, the signal from the sensor is tied not just "to iron", but, to - the amount of iron. Sensors distinguish: a lot of iron above them or a little. Skating rink or a whole tank.

    A mine can be a directed explosion, while the direction of the explosion can be chosen by itself, depending on the readings of a whole network of sensors.

    You can’t take such a mine with a plow, or with a mallet, or with an ice rink ...
    1. 505506
      505506 2 September 2015 12: 33 New
      +6
      Judging by the categorical nature of the judgments, another couch expert. The very name of the article, the story of the "news" does not imply. Wipe the eyepieces, Mr. Expert!
      1. Manul
        Manul 2 September 2015 23: 49 New
        0
        And what about electronic warfare as a way to deal with radio-controlled landmines? I forgot - what equipment can neutralize them with us?
    2. Massik
      Massik 2 September 2015 22: 46 New
      0
      Quote: VSkilled
      you can’t take any mine with a plow, or with a mallet, or with an ice rink ...
      Of course, only an explosive in such a mine is necessary for 10 conventional mines, not to mention its cost and installation difficulties. By the way, let's give examples or something wassat
    3. Manul
      Manul 2 September 2015 23: 40 New
      0
      Quote: VSkilled
      Old man.

      There are a lot of publications about the "old" here. Are you sure you got the right address? Can you go to the innovation site of our "partners"?
  2. brn521
    brn521 2 September 2015 11: 04 New
    +2
    Quote: VSkilled
    not "on effort", but on "iron."

    Five tons of iron in the trawl will she side?
    Quote: VSkilled
    It can be deepened by half a meter or more, along with sensors. Moreover, the sensors - over a large area

    Liquidation in an explosive way will be just right here. Even if it is not possible to reach the mine, the sensors will be damaged.
  3. code54
    code54 3 September 2015 20: 34 New
    0
    The weight of one skating rink (one disk) is 500 kg? This is there 6 of them and plus the supporting structure ... how much is the total weight of this?

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)


Часть первая. Скучная теория.

Противоминный трал — специальный вид инженерного вооружения, появился как средство преодоления (разведки) танками минных полей на марше и в наступлении. Сегодня этот вид вооружения продолжает совершенствоваться параллельно с развитием минного оружия и минно-взрывных заграждений.



Средства поиска отдельных противотанковых (ПТМ) и противопехотных мин (ППМ) начали разрабатываться с момента развития и широкого применения минно-взрывных средств в армиях вероятных противников. Вначале это были металлические щупы, которые применялись вручную, металлические кошки, которые забрасывались на проверяемый участок местности и вызывали подрыв или снятие мины с места установки при подтягивании кошек.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Поиск мин с помощью щупа

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Саперная кошка для мин


Усложнение конструкции мин и совершенствование способов минирования потребовали создания специальных устройств по поиску мин — миноискателей. Первые образцы миноискателей были созданы в 1934 г. советским военным инженером Б. Я. Кудымовым.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Испытание советского миноискателя ВИМ-2. Б. Кудымов — крайний слева

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Советские саперы с миноискателями ВИМ. Финская война


Возрастание масштабов минирования, потребности войск в повышении темпов ведения инженерной разведки на марше, а также необходимость быстрого преодоления (траления) минных полей (МП) при атаке переднего края противника привели к созданию первых противоминных тралов. Первые эксперименты с подобным инженерным вооружением были проведены еще в годы Первой мировой войны англичанами и французами. Так, в 1917 г. французы поставили на танк «Рено ФТ-17» первый противоминный трал плужного типа для траления немецких ПТМ. Данных об испытаниях нет, поэтому сказать что-то об успешном применении трала трудно.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Французский трал плужного типа на танке FT-17


Под тралением мин понимают любое воздействие на мину, устраняющее возможность подрыва на ней различных целей. Результатом такого воздействия может быть уничтожение мин на месте установки или удаление мин с полосы, по которой движется цель.

Устройства, обеспечивающие механизацию процесса траления в целях проделывания прохода в МП, называются средствами преодоления минно-взрывных заграждений. В нашем, конкретном, случае это противоминные тралы, которые навешивают на танки.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Автор у противоминного трала КМТ-8 ножевого типа


Возможные способы траления мин: ручной, взрывной, механический, газогидродинамический, термический, химический, дублирующий, блокирующий или их комбинации.

Ручной способ применяется исключительно в случаях, когда невозможно применение других средств и способов. Недостатки — значительный расход живой силы, потери в личном составе, низкие темпы, трудность осуществления маскировки.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)


Взрывной способ траления основан на использовании основных динамических параметров взрыва зарядов различных ВВ или смесей, в результате чего мины срабатывают, получают механические повреждения или удаляются за полосу прохода.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)
Установка разминирования УР-77 делает проход в минном поле взрывным способом


В начале 80-х годов в СССР была разработана уникальная машина разминирования — БМР «Гобой». О ней автору рассказал полковник в отставке В. Сытник, который в 1979-1983 гг. был инженером-испытателем машин инженерного вооружения на 18 научно-исследовательском полигоне под Ленинградом. По словам Владимира Дмитриевича, «Гобой» был разработан на базе огнеметного танка Т-72 (со слов полковника). Внешне БМР ничем не отличалась от огнеметного танка, кроме того, что через огнеметную форсунку выбрасывалась специальная объемно-детонирующая жидкость (смесь бензина со специальными добавками), а вместо дымовых гранат выстреливались гранаты для инициации объемно-детонирующей жидкости. Испытания машина проходила на опытном полигоне инженерной техники Нахабино под Москвой в 1982 году. Для обнаружения мин на машине был установлен тепловизор: мина в почве имеет свою собственную температуру и температуру почвы приобретает в среднем лишь через 8-10 суток. Тепловизор как раз и определяет мины в почве по разнице температур. Военные испытания БМР «Гобой» проходила в Афганистане, где ее охраняла рота спецназа.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Экспериментальная БМР "Гобой" и принцип роботы (реконструкция автора)


Принцип работы машины заключался в следующем. Когда БМР подходила к минному полю или выявляла заминированный участок, то она делала выстрел («пленок») взрывной смесью на расстояние 25 м, ширина «пленка» достигала 10 м. После этого происходил отстрел нескольких гранат с инициирующим зарядом, которые подрывали взрывную смесь, которая в свою очередь подрывала (обезвреживала) мины. После этого машина продвигалась снова на 25 м вперед и делала новый выстрел. В серию машина не пошла.

Похожую технологию американцы применили в Ираке только в начале 21 века. Для уничтожения противобортовых мин с помощью объемных взрывов американцы широко использовали распыляемые и подрываемые смеси на основе пропиленоксида. В частности, у морпехов для этого имелась катапульта CATFAE с 21 направляющей, а у сухопутной пехоты — 30-ствольная установка SLUFAE.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Американское средство взрывного разминирования — катапульта CATFAE


Механический способ траления предполагает использование различных устройств и механизмов — минных тралов механического действия, встроенных в подвижное базовое шасси или навешанных на него и осуществляющих непосредственное воздействие на мины звеньями определенного вида.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Рабочий орган трала механического действия — катки сгруппированные в секции


Газогидродинамический способ основан на использовании тепловой энергии истекающих потоков газов (воздуха) или жидкости из специальных сопел, при этом мины срабатывают, разрушаются или удаляются за полосу прохода.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Трал "ПРОГРЕВ-Т" — рабочий орган адаптированный турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-17


Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Второй образец танка К-90 на испытаниях экспериментального газодинамического тральщика ИМТ. ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева (п. Нахабино)


Термический способ траления предполагает использование тепловой энергии различных источников, обеспечивающей инициирование основного заряда ВВ и подрыв мины, расплавление заряда или выжигание его в целях исключения подрыва.

Химический способ основан на введении в ВВ агрессивных компонентов, флегматизирующих его и устраняющих способность его к детонации (в основном воск, церезин, стеарин, парафин, иногда твёрдые смазки типа графита).

Дублирующий способ траления основывается на имитации в окружающей среде ложных физических полей, подобных полям, что создают реальные движущиеся цели, с целью заблаговременного воздействия на соответствующие реагирующие приводы мин и приведения к срабатыванию на безопасном расстоянии от цели.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Взрыв мины перед БМР-3 вызван работой электромагнитной приставки ЭМТ, которая создает ложное магнитное поле реального танка


Блокирующий способ основан на наведении мощных немеханических полей в месте нахождения реагирующих приводов ПТМ в целях блокировки или вывода из строя элементов электронной схемы и устранения способности воспринимать физическое поле бронецели.

Наибольшее практическое применение нашли механический и взрывной способы траления, реализованные в механических тралах и установках разминирования. Именно о механических тралах мы и поговорим в нашей статье.

Конструктивно механические тралы по принципу воздействия на мины делятся на три типа: нажимные, выкапывающие и ударные. Возможны их комбинации.

Нажимные тралы создают локальное давление на грунт или поверхность мины для разрушения корпуса мины или приведения к взрыву мины с нажимными приводами. По конструкции делятся на скользящие и катковые.

Скользящие тралы не получили распространения из-за большого сопротивления движению и низкой взрывоустойчивости рабочих органов.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Экспериментальный трал скользящего типа СКТ — 2

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Скользящий элемент легкого трала Л-5


Катковые тралы имеют тралящие рабочие органы в виде тяжелых стальных катков, движущихся впереди танка. Необходимое силовое воздействие на мину обеспечивается либо собственным весом катка, либо весом катка и весом дополнительно присоединенных масс. К катку предъявляются требования высокой взрывоустойчивости и создания необходимого давления на грунт, при котором обеспечивается надежное траление мин.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)


Катки имеют различную форму. Из всех форм при равных условиях наибольшей взрывоустойчивостью обладает каток чечевицеобразной формы. Наличие любых выступов на катках снижает их взрывоустойчивость. Однако обойтись без них нельзя: уширения по сторонам катков способствует уменьшению межкаткового пространства, что повышает тралящие свойства.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Форма катков


По способу посадки катков на ось катковые тралящие органы бывают со свободной, индивидуальной и комбинированной посадкой. Способ посадки оказывает существенное влияние на ряд основных свойств трала: копирование местности, сопротивление движению, давление катков на мину, рыскливость и т. п.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Посадка катков на ось


При свободной посадке катки с большим зазором сидят на оси, что способствует хорошему копированию местности. Сила давления при такой посадке не превышает веса катка. Поэтому с учетом надежного траления мин масса каждого катка принимается не менее 500 кг. При этом свободная посадка катков создает условия для большой рыскливости (виляния катков на оси) тралящего органа при движении. При скорости траления свыше 5 км/ч у таких тралов увеличивается коэффициент сопротивления движению, что объясняется соударением свободно посаженных катков.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Трал ПТ-54 со свободной посадкой катков на ось


При индивидуальной посадке каждый каток посажен с помощью подшипника на свою ось и имеет индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. При этом обеспечивается хорошее копирование местности, но давление на мину не превышает веса катка и межкатковый промежуток более значителен, чем при свободной посадке.

При комбинированной посадке наружные катки посажены на ось без зазора, а средний свободно. Такая схема применяется на современных тралах типа КМТ-7.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Катки трала КМТ-7


Главным достоинством катковых тралов есть сравнительно высокая надежность траления ПТМ с нажимным приводом (0,9—0,95), простота конструкции, высокая скорость траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 10—14 взрывов мин массой до 7 кг).

Недостатки — большая масса катка (500 кг), низкая проходимость трала в сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход горючего.

Выкапывающие тралы. Из тралов данного типа наибольшее распространение получили ножевые тралы (пассивного и активного типа), имеющие в качестве рабочего органа жесткие, прорезающие грунт ножи (типа плуга). Ножи при тралении заглубляются в грунт, извлекают на его поверхность мины и отводят или выбрасывают их за пределы протраленной полосы. Преимущество выкапывающих тралов заключается в их способности тралить все мины независимо от их типа и реагирующих приводов.
Ножи тралов активного типа непрерывно вращаются и поочередно внедряются в грунт. Вращение позволяет сохранить работоспособность конструкции трала, даже если в каждом ряду останется по 1—2 ножа. К недостаткам этих тралов относится высокая энергоемкость процесса траления.

Тралы пассивного типа лишены вышеуказанного недостатка. Простота конструкции, небольшая масса (400—1000 кг), компактность и универсальность обусловили их широкое распространение в войсках как индивидуальных средств танков и БМП при преодолении МП противника.
К недостаткам ножевых тралов следует отнести их низкую взрывоустойчивость, потребность в большой силе тяги и зависимость от грунтовых и климатических условий (к примеру, сложность траления в зимних условиях). В рабочем положении тралов невозможно осуществлять быстрые повороты танков (БМП), что в условиях боя резко снижает их боевые свойства.

Особенно низка эффективность выкапывающих тралов на сыпучем, размокшем или мерзлом грунте, на бетонированной или каменистой поверхности, в мелколесье с сильно развитым дерновым покровом.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Ножевой трал пассивного типа КМТ-8. Общий вид

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Ножевой трал пассивного типа в работе


Ударные (бойковые) тралы. Работа тралов ударного типа основана на использовании ударных нагрузок от бойков по грунту или корпусу мины с приведением мины к разрушению, выбросу или срабатыванию. Боек (рис. ниже) закреплен с помощью цепи или каната на вращающемся барабане. При взрыве мины под тралом происходит частичное или полное разрушение цепей с бойками, которые находятся в зоне взрыва. Так как у места взрыва находится несколько бойков, то трал сохранит свою работоспособность. Замена же разрушенных цепей с бойками проста и нетрудоёмка.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Бойковый трал в действии


К положительным сторонам таких тралов относится высокая надежность траления (независимо от типа мин и их приводов), в три раза меньшая по сравнению с катковыми тралами масса тралящего рабочего органа, достаточная взрывоустойчивость (10—15 подрывов), возможность применения практически на любой местности, в любых погодных и климатических условиях.

Однако практического применения в Советской Армии ударные тралы не получили главным образом из-за сравнительно больших затрат мощности на их привод, демаскирования мест применения в связи с пыльностью процесса траления. Широкое применения бойковые тралы нашли в английской армии в годы второй мировой войны. Сегодня они применяются в той же английской армии, а также в немецкой, американской и российской армиях.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Английский бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед»)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг (Часть 1)

Последняя разработка российской армии — машина разминирования "Уран-6" с бойковым тралом




Продолжение следует…
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. VSkilled 2 сентября 2015 10:44
    Старьё.

    Современная мина имеет "мозги". Её можно заглубить на полметра и более, вместе с датчиками. Причём датчики - на большой площади и не "на усилие", а - "на железо". При этом, сигнал от датчика привязан не просто "к железу", а, к - количеству железа. Датчики различают: много железа над ними или мало. Каток трала или целый танк.

    Мина может быть направленного взрыва, при этом, направление взрыва она может выбирать сама, в зависимости от показаний целой сети датчиков.

    Такую мину ни плужиком, ни колотушкой, ни катком - не возьмёшь...
    1. 505506 2 сентября 2015 12:33
      Судя по категоричности суждений очередной диванный эксперт. Само название статьи,рассказа о "новье"не подразумевает. Протрите окуляры,мистер эксперт!
      1. Manul 2 сентября 2015 23:49
        А средства РЭБ, как способ борьбы с радиоуправляемыми фугасами? Запамятовал - какая у нас техника может их обезвреживать?
    2. Marssik 2 сентября 2015 22:46
      Цитата: VSkilled
      акую мину ни плужиком, ни колотушкой, ни катком - не возьмёшь...
      Конечно ,только ВВ в такую мину надо на 10 обычных мин ,не говоря о ее стоимости и трудностях установки . Да кстати давайте примеры что ли wassat
    3. Manul 2 сентября 2015 23:40
      Цитата: VSkilled
      Старьё.

      Здесь о "старье" достаточно много публикаций.Вы уверены, что по адресу попали? Может вам пойти на сайт инноваций наших "партнеров"?
  2. brn521 2 сентября 2015 11:04
    Цитата: VSkilled
    не "на усилие", а - "на железо".

    Пять тонн железа в трале ей будут побоку?
    Цитата: VSkilled
    Её можно заглубить на полметра и более, вместе с датчиками. Причём датчики - на большой площади

    Ликвидация взрывным способом тут будет в самый раз. Даже если до мины дотянуться не удастся, будут повреждены датчики.
  3. code54 3 сентября 2015 20:34
    Вес одного катка ( одного диска) 500кг? Это их там 6 и плюс несущая конструкция... сколько же общий вес у такого?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня