Military Review

Cleaners min. Soviet mine trawls 1932-1945 (part of 2)

7
Cleaners min. Soviet mine trawls 1932-1945 (part of 2)



Part two. Historical

Tank trawl - a type of mine trawl, attachments of a tank, armored tractor or a specialized vehicle that is designed to overcome or clear anti-tank minefields


FIRST SOVIET SHOOTER WAXES

After World War I, where mines were used for the first time (albeit primitive in design), the question arose of developing a special tool that would minimize the effect of minefields on the pace of advancement of troops and reduce their losses. And the tank anti-mine trawl became such a means - a new type of weapon that was mounted on armored vehicles.

Work on the creation of mine trawl in the USSR was started in 1932 - 1934. in accordance with the “Engineering Armament System”, which was approved in 1930. This document established a list of military engineering equipment needed to support military operations of troops, determined their main tactical and technical requirements, the procedure for developing and adopting weapons. Among the types of engineering technology was a group of so-called sapper (engineering) tanks. It included tanks and minesweepers, designed to identify and overcome minefields.

During this period, the teachers of the Military Engineering Academy E. Grubin, N. Bystrikov and others developed and experimentally tested various mine-trawling structures: knife, impact (pitch, chain) and roller. All trawls were rutted and trawled a strip of terrain directly in front of the tank track by initiating mines (impact and roller) or digging mines and moving them to the side (knife).

The first samples of a knife trawl were created for the T-26 tank in October 1932 in Leningrad. The tank received the ST-26 index (the sapper T-26 tank). The trawl consisted of two separate sections. Each section was mounted on a special bearing that could drop a trawl from a tank in emergency situations. The trawl, fixed on the tank, was transferred to the combat position by lowering, and into the transport position - by raising the sections. The machine gunner supervised this process without leaving the combat vehicle. But on tests, the trawl showed unsatisfactory results: the trawls had low resistance to explosions, knives when hitting hard objects broke or deformed, the trawl worked poorly in frozen areas and in areas that were overgrown with bushes and the like. The trawl was not accepted for service.

The first version of the knife trawl on the tank T-26


During the 1932-1933. Three samples of a knife-type mine trawl were tested at the site of the Red Army checkpoint.

The transfer of all trawls from the traveling to the combat position was carried out without leaving the crew from the tank. Emergency uncoupling and turning the tank when moving in a combat position were impossible.

The working bodies of the knife trawls were not explosion-proof, and when hitting solid objects the knives broke or deformed so much that they lost their working capacity.

All three variants of the knife trawl on tests showed unsatisfactory results and were not accepted for service due to a number of shortcomings:
- the impossibility of trawling mines in hard and frozen soils and in areas overgrown with shrubs;
- impossibility of maneuvering the machine when mines are being tracked;
- insufficient structural strength of the frame and rapid wear of knives;
- low speed of movement of the tank with a trawl;
- Slapping knives into the ground or spontaneous release from the ground.

The presence of defects of a fundamental nature, identified during the tests, led to the cessation of further work on the knife-type tram.

The second version of the trawl CT-26


In November, 1934, much earlier than the British, in Leningrad, under the command of B. Ushakov and N. Zeitz, a draft trawl was developed for the BT-5 tank. Its design has already provided a continuous trawling of mines before the front projection of the tank. In 1937, the continuous trawling of mines for the BT-7 tank was developed. The design of the trawl ensured continuous trawling in the 3,5 m band at vehicle speeds up to 8 km / h.

Design Engineer Nikolai Valentinovich Zeitz


Draft trawl draft for the tank BT-5


In 1936, several samples of impact type trawls that were installed on T-26 tanks were developed and tested. The trawl was attached to the front of the tank and consisted of a metal frame on which the drums were mounted - two opposite each track. The drums were driven from the leading (front) wheels. The drums were attached with cables in a certain order 55 percussion (working) elements. During the rotation of the drums, work items hit the ground and thus caused mines to be blown up.

T-26 tank, equipped with a track-type trawl


The moment of testing shock trawl. In the foreground, anti-mine mine


In July - August, the 1936 passed the test of a continuous mine trawling mine sweep for the medium tank T-28 (TR-28). It was developed by the engineers of the design bureau of the plant No. XXUMX I. Belogurtsev and A. Kaloev and provided for the mines to be tracked in front of the tank in an area of ​​width 185 m.
Boikovy trawl had a drum, on which in a certain order were located the strikers, suspended on cables with a diameter of 10-12 mm. When the tank was moving, the drum was rotated using a chain drive from the tank guide wheel. For this purpose, two sprockets were installed on the side of the guide wheel: one (small) - for chain drive, the second (large) - to engage the track tracks of the track and to prevent the guide wheel from slipping. Trawling speed was 10-15 km / h. The trawl was not accepted for service.

Trawl TP-28 on the medium tank T-28


The main drawbacks indicated in the report of the commission were: the separation of 7 — 8 working elements during the detonation of mines, which violated the subsequent effective work; tangling during the operation of the cables, which led to the omission of mines and the formation of a cloud of dust, dirt or snow during the work ahead of the tank, which led to a loss of orientation by the driver-mechanic.

Subsequent work on the aforementioned trawls was stopped.
As the main type in the Red Army, the roller trawl was adopted as the most effective. The first sample of the trackline trawl was designed in 1935. After tests and improvements in 1937, prototypes of roller trawls for T-26 tanks (CT-26) were made, and in 1938 for T-28.

The trawl was attached to the tank ST-26 with a special frame, consisted of two sections and had a special winch for raising the trawl to the transport position. Each section of the trawl consisted of three rollers. Each roller was free to rotate on a common axis and did not depend on the other two. This made it possible to better copy the irregularities of the terrain and, thus, improve the trawling procedure.

Roller trackline CT-26


The working body of the trawl CT-26


Despite the low weight (1,8 t) and good spring damping, the trawl had certain drawbacks: low overall resistance to demolition, and the rollers themselves had to be changed after three explosions.

Trawl CT-26 after mine explosions. Rollers right (along the tank) sections completely destroyed


The roller trawl for the T-28 tank was developed at the NATI plant in Moscow in 1938, the test took place in May-June 1939. Tral could be mounted either on the T-28 linear tanks or on the engineering tank 28 without processing the hull cars. After the tests were carried out, it was recommended by the military to increase the survivability of the trawl to 10 — 15 of explosions under the section (instead of 2 — 3) and to improve the maneuverability of the tank with the installed trawl. It was decided to test the upgraded samples in the summer and winter of 1940.

T-28 with roller trawl overcomes an obstacle


Undermining mines under the trawl roller


With the beginning of the Soviet-Finnish war, an acute need arose for various engineering means, and first of all, in mine trawls. Leningrad plants №185 them. Kirov and №174 them. Voroshilov already in December 1939 produced the first samples of trawls. Later they made a series of disk mine trawls in the amount of 142 pcs. (The 93 trawl was manufactured by the Kirov Plant and 49 Plant No. 174 named after Voroshilov). Trawls entered the active army in February-March 1940 g. Despite the slight resistance to detonation (after the first explosion the mines were bent), the trawls were successfully used in the 20 and 35 tank brigades and tank battalions of the 8 army.

Disk mine trawl plant number 174 on the tank T-26


An interesting electric tanker project was developed in October 1940 in the SKB-2 of the Leningrad Kirov Plant. Its authors were O. Serdyukov and G. Karpinsky. In April, 1941 was made the layout of this machine. Subsequent work terminated.

The project involved the installation of special electrical equipment for the base of the KV-2 production tank. The dynamo machine, using an antenna that was outside in front of the hull, created an electromagnetic field that, at a distance of 4 - 6 m from the tank, caused the mines to blow up with electric fuses or electric detonators. The installation was tested on 14 on April 1941 and confirmed the possibility of mines being blown up in this way. Also on the minesweeper was provided equipment for transportation, dumping and remote blasting of explosive charges weighing up to 1 t (the British would only approach such a scheme for the destruction of fortifications during 1944 during the preparation of the landing operation in Normandy).

Draft electric tanker based on heavy tank KV - 2


Subsequent tests and experience of the Soviet-Finnish war showed the advantages of the roller trawl, set other requirements for the mine trawl and allowed to finally form its overall appearance.

Unfortunately, all types of mine trawls to the beginning of World War II remained at the level of prototypes. They did not enter the troops.

IN THE YEARS OF WAR

Since the beginning of the Great Patriotic War, the main way to overcome the minefields or arrange the passages in them was the manual method. But he demanded a lot of effort, considerable time (especially at night) and was accompanied by large losses of sappers. In addition, in some cases, work on the equipment of passages in minefields could be noticed by the enemy, as a result of which the attackers lost the element of surprise (as happened on the Kursk Bulge with German sappers). Therefore, with the beginning of the war, work on the development of mine trawls continued, but at an accelerated pace. In the first year of the war, several types of roller disk trawls were developed.

The first of these was a hitch to a tractor or tank and consisted of 17 welded discs on which special spurs were attached to improve the trawling process. Copying the terrain was provided by a gap between the axis and the hole of the disk. A prototype of such a trawl was made in Leningrad.

Leningrad mine trawl project. Summer 1941


The second similar trawl was designed at the Dormashina plant in Rybinsk. It consisted of a frame and eight discs that were planted on a common axis. But none of these trawls into service were accepted because of their heavy weight and low resistance to explosions.

Trawl factory "Dormashina"


At the beginning of 1942, work was continued on the mine trawl PT-34, which began as early as 1941, and in August of the same year they were to begin their mass production. In 1941, due to the retreat of the Red Army and the relocation of industry, work on the trawls was suspended. They recalled them at the end of the Moscow battle, where German anti-tank mines caused very significant losses in a number of tank divisions.

Trawl was developed in two versions. Trawl construction D. Trofimov was a cheap two-section design, where the rollers were made of reinforced concrete.

Tral D. Trofimova


At the trawl of the teacher of the Military Engineering Academy of Colonel P. Mugalev, the trawl body was made of rollers assembled of stamped discs with special steel or cast iron shoes mounted on them. In the spring of 1942, work on the trawls was continued.

Military engineer Pavel Mikhailovich Mugalev


In May, 1942 produced three tank mine trawls, two of which were designed by D. Trofimov and P. Mugalev. The third trawl was constructed from the support rollers of the T-34-76 tank, but due to the high price and heavy weight it was not allowed to be tested. According to the test results, the following conclusions were made: D. Trofimov’s trawl showed inefficiency in trawling, especially in winter. Rollers of wide shape poorly immersed in snow and did not work sufficiently on pressure covers of mines. Trawl P. Mugaleva was more reliable and simple. It was recommended by the State Commission to redo the Mugalev trawl from a three-section into a two-section trawl and adopt it.

The first (experienced) version of the Mugalev trawl


The second (simplified) version of the Mugalev trawl, which was adopted under the trademark PT-34



Mugalev trawl offer


In the summer of 1942, under the brand PT-34 (anti-mine trawl for the T-34 tank), it was put into service, but the start of serial production was delayed until the autumn of 1942. In the fall, the trawl was again upgraded to be installed on all types of heavy and medium tanks and after regular tests in March 1943, began its release under the symbol PT-3 at the Tula machine-building plant "Komsomolets".

Trawl PT-3 on the tank T-34-76


The total weight of the trawl PT-3 was 5300 kg; trawl length - 2870 mm, width - 3820 mm; trawling speed - 10 — 12 km / h. Trawling width - two gauges for 1200 mm. Time of installation of the trawl by the crew - 60 min. Emergency dumping from the tank, unfortunately, was not provided. Trawl PT-3 withstand explosions from 3 to 5, after which repair or its complete replacement was needed. He was easily versed in field conditions for repair and transportation. The shipment was carried out on two ZIS-5 machines or one Studebaker US6 machine.

Trawls easily climbed up to 25 ° and slopes to 30 °, shrubs and single trees with a bottom cut thickness to 20 cm, wire barriers, trenches, communication lines, ditches up to 2,5 m wide and vertical walls to 0,6 m. snow cover thickness up to 0,4 — 0,5 m.

Intractable obstacles to the trawl were: wetland, large fragments of stone walls, trees thicker than 20 cm, moats and funnels wider than 2,5 m wide, scarp with wall height more than 0,6 m and terrain with a sharp transition from descent to ascent and back.

Tests of a trawl of PT-3 on blasting. Summer 1942


The trawl is arranged as follows: in the cast-design lugs welded to the lower forward inclined armor plate of the tank hull, the metal welded frame of the trawl is hinged. Fastening is carried out with the help of inserted cylindrical fingers with cotter pins. The trawl frame of the cable suspension is kept suspended in front of the tank. At the end of the frame, the traverse is hingedly hinged, through the expansion pipe of which the trawl axis passes. On the axis with a large gap sit ten trawling disks, forming two sections. Free landing of disks on an axis causes copying of small roughnesses of the district. The stable position of the discs when the trawl is moving across the terrain is ensured by the shoulders of the spacers. Spacer sleeves are also placed on the trawl axis. Each perimeter disk is equipped with trawling spurs, which have the purpose not only to transfer pressure to the mine drive, but also to increase the stability of the disk body against the explosion of a mine. With the explosion of a conventional anti-tank mine, the 3 — 4 spurts fly off, which somewhat reduces the reliability of the trawling. As the individual parts of the trawl (spurs, spacers, discs, etc.) are destroyed, they are replaced with new ones. The reverse chains are designed to support the movement of the tank-minesweeper in reverse, to limit the lowering of the axle with rollers in the trenches and to ensure the rotation of the tank-minesweeper.

The design of the trawl PT-3 collapsible. Its installation on any linear medium tank and dismantling can be carried out in field conditions by the crew of the tank, and without the use of special lifting means.

Trawl PT-34 (PT-3). Drawing


Along with the PT-3 during the Great Patriotic War, other designs of trawls were developed and tested. The experimental model of the explosive trawl, which was a special adaptation to the tank, deserves attention. It consisted of a cassette and ten charges of 5 kg each. When the tank was moving, the charges were ejected from the cassette on the minefield alternately at a certain interval and exploded, forming a passage. However, due to serious design flaws, this trawl was not accepted for service.

The ending should ...
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. EGOrkka
    EGOrkka 1 September 2015 07: 13 New
    +1
    Very interesting article, and a lot of photos !!!
  2. inkass_98
    inkass_98 1 September 2015 07: 29 New
    +1
    Interesting. And the development is much more diverse and reliable than the "Montgomery freaks."
    1. Das Boot
      Das Boot 1 September 2015 12: 34 New
      +2
      Quote: inkass_98
      more diverse and reliable than the "Montgomery freaks."

      what about the "grim teutonic genius"? Kruppowski Räumer S. Prototype, captured by the Americans at Hillersleben in 1945. It was assumed that 130-tonne crap would stupidly crush mines.
  3. Sergey-8848
    Sergey-8848 1 September 2015 08: 01 New
    +2
    A wonderful, informative article. To the author - thank you very much! I would like to hope that the ending does not disappoint.
  4. 31rus
    31rus 1 September 2015 12: 22 New
    +1
    Thank you, for an interesting article I look forward to continuing on foreign if there is an opportunity
    1. Das Boot
      Das Boot 1 September 2015 12: 43 New
      0
      Quote: 31rus
      and foreign if possible

      according to German minesweepers, it seems, there was material on VO. For aesthetes, just delicious laughing
  5. Das Boot
    Das Boot 1 September 2015 12: 38 New
    +1
    Minenraumpanzer III
    why not handsome? smile
    base - PzKpfw III
  6. evil partisan
    evil partisan 1 September 2015 19: 16 New
    0
    created an electromagnetic field, which at a distance of 4 - 6 m from the tank caused mine detonation with electric fuses or electric detonators.

    Can anyone explain the physics of the process?
  7. Ze Kot
    Ze Kot 2 September 2015 00: 11 New
    +1
    I did not know that mine trawls even before the war began to develop.
  8. Miha86
    Miha86 3 September 2015 04: 21 New
    0
    Thanks for the article, I look forward to continuing.

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)


Часть вторая. Историческая

Танковый трал — разновидность минного трала, навесное оборудование танка, бронированного тягача либо специализированной машины, которое предназначается для преодоления либо расчистки противотанковых минных заграждений



ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ПРОТИВОМИННЫЕ ТРАЛЫ

После Первой мировой войны, где впервые широко начали использовать мины (хоть и примитивные по конструкции), встал вопрос разработки специального средства, которое бы максимально снижало влияние минных полей на темп продвижения войск и уменьшало их потери. И таким средством стал танковый противоминный трал — новый вид вооружения, что монтировался на бронетехнике.

Работы по созданию противоминного трала в СССР были начаты в 1932 — 1934 гг. в соответствии с «Системой инженерного вооружения», которая была утверждена в 1930 г. Этот документ устанавливал перечень образцов военно-инженерной техники, необходимой для обеспечения боевых действий войск, определял их основные тактико-технические требования, порядок разработки и принятия на вооружение. Среди видов инженерной техники была группа так называемых саперных (инженерных) танков. В нее входили и танки — тральщики, предназначенные для выявления и преодоления минных полей.

В это период преподавателями Военно-инженерной академии Е. Грубиным, Н. Быстриковым и другими были разработаны и экспериментально проверенны разные конструкции противоминных тралов: ножевой, ударный (бойковый, цепной) и катковый. Все тралы были колейными и тралили полосу местности непосредственно перед гусеницей танка путем инициации мин (ударный и катковый) или выкапывания мин и отвода их в сторону (ножевой).

Первые образцы ножевого трала были созданы для танка Т-26 в октябре 1932 г. в Ленинграде. Танк получил индекс СТ-26 (саперный танк Т-26). Трал представлял собой две отдельные секции. Каждая секция крепилась на специальном подшипнике, которые могли сбрасывать трал с танка в экстренных ситуациях. Трал, закрепленный на танке, переводился в боевое положение опусканием, а в транспортное — подниманием секций. Руководил этим процессом пулеметчик не выходя из боевой машины. Но на испытаниях трал показал неудовлетворительные результаты: тралы имели малую стойкость к подрывам, ножи при наезде на твердые предметы ломались или деформировались, плохо работал трал на замерзших участках и на участках, что заросли кустами и тому подобное. На вооружение трал принят не был.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Первый вариант ножевого трала на танке Т-26


В течение 1932-1933 гг. на полигоне ВИУ РККА были испытаны три образца противоминного трала ножевого типа.

Перевод всех тралов из походного положения в боевое осуществлялся без выхода экипажа из танка. Аварийная отцепка и поворот танка при движении в боевом положении были невозможны.

Рабочие органы ножевых тралов были не взрывоустойчивы, а при наезде на твердые предметы ножи ломались или деформировались настолько, что теряли работоспособность.

Все три варианта ножевого трала на испытаниях показали неудовлетворительные результаты и не были приняты на вооружение из-за целого ряда недостатков:
— невозможности траления мин в твердых и мерзлых грунтах и на заросшей кустарником местности;
— невозможности маневра машины при тралении мин;
— недостаточной прочности конструкции рамы и быстрого износа ножей;
— низкой скорости движения танка с тралом;
— зарезания ножей в грунт или самопроизвольного выхода из грунта.

Наличие дефектов принципиального характера, выявленных при испытаниях, привело к прекращению дальнейших работы по тралам ножевого типа.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Второй вариант трала СТ-26


В ноябре 1934 г., намного раньше англичан, в Ленинграде под началом Б. Ушакова и Н. Цейца был разработан проект ударного трала для танка БТ-5. Его конструкция уже обеспечивала сплошное траление мин перед передней проекцией танка. В 1937 г. разрабатывался ударный трал сплошного траления мин для танка БТ-7. Конструкция трала обеспечивала сплошное траление в полосе 3,5 м при скорости машины до 8 км/ч.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Инженер-конструктор Николай Валентинович Цейц

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Проект ударного трала для танка БТ-5


В 1936 г. было разработано и испытано несколько образцов тралов ударного типа, которые устанавливались на танках Т-26. Трал крепился к передней части танка и состоял из металлической рамы на которой монтировались барабаны — по два напротив каждой гусеницы. Барабаны приводились в действие от ведущих (передних) колес. На барабанах крепились тросами в определенном порядке 55 ударных (рабочих) элементов. Во время вращения барабанов рабочие элементы ударяли по почве и тем самым вызывали подрыв мин.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Танк Т-26, оснащенный ударным колейным тралом

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Момент испытания ударного трала. На переднем плане противотанковая мина


В июле — августе 1936 г. прошел испытание ударный минный трал сплошного траления для среднего танка Т-28 (ТР-28). Он был разработан инженерами КБ завода №185 И. Белогурцевым и А. Калоевым и обеспечивал траление мин перед танком на участке шириной 3,5 м.
Бойковый трал имел барабан, на котором в определенном порядке располагались бойки, подвешенные на тросах диаметром 10-12 мм. При движении танка барабан приводился во вращение с помощью цепного привода от направляющего колеса танка. Для этой цели сбоку на направляющем колесе устанавливались две звездочки: одна (малая) — для цепного привода, вторая (большая) — для зацепления с цевками траков гусеницы и исключения проскальзывания направляющего колеса. Скорость траления составляла 10-15 км/ч. На вооружение трал не принимался.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Трал ТР-28 на среднем танке Т-28


Основными недостатками, указанными в отчете комиссии, были: отрыв 7—8 рабочих элементов при подрыве мины, что нарушало последующую эффективную работу; спутывание во время работы тросов, что приводило к пропускам мин и образования во время работы впереди танка тучи из пыли, грязи или снега, что приводило к потере ориентирования водителем — механиком.

Последующие работы по вышеупомянутым тралам были прекращены.
В качестве основного типа в Красной Армии был принят катковый трал как наиболее эффективный. Первый образец такого колейного трала был сконструирован в 1935 г. После испытаний и усовершенствования в 1937 г. были изготовлены опытные образцы катковых тралов к танкам Т-26 (СТ-26), а в 1938 г. — к Т-28.

Трал крепился к танку СТ-26 специальной рамой, состоял из двух секций и имел специальную лебедку для поднимания трала в транспортное положение. Каждая секция трала состояла из трех катков. Каждый каток свободно вращался на общей оси и не зависел от двух других. Это позволяло лучше копировать неровности местности и, таким образом, улучшать процедуру траления.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Катковый колейный трал СТ-26

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Рабочий орган трала СТ-26


Несмотря на небольшой вес (1,8 т) и хорошую пружинную амортизацию, трал имел определенные недостатки: малая общая стойкость к подрыву, а сами катки после трех подрывов приходилось менять.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Трал СТ-26 после подрыва на мине. Катки правой (по ходу танка) секции полностью разрушены


Катковый трал для танка Т-28 был разработан на заводе НАТИ в Москве в 1938 г., испытание прошел в мае-июне 1939 г. Трал мог крепиться как на линейные танки Т-28, так и на инженерный танк ИТ-28 без переработки корпуса машины. После проведенных испытаний военными было рекомендовано увеличить живучесть трала до 10—15 подрывов под секцией (вместо 2—3) и улучшить маневренность танка с установленным тралом. Модернизированные образцы решено было испытать летом и зимой 1940 г.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Т-28 с катковым тралом преодолевает препятствие

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Подрыв мины под катком трала


С началом Советско-финской войны возникла острая потребность в разных инженерных средствах, и в первую очередь в противоминных тралах. Ленинградские заводы №185 им. Кирова и №174 им. Ворошилова уже в декабре 1939 г. изготовили первые образцы тралов. Позже изготовили серию дисковых минных тралов в количестве 142 шт. (93 трала изготовлено Кировским заводом и 49 заводом № 174 им. Ворошилова). Тралы поступили в действующую армию в феврале-марте 1940 г. Несмотря на небольшую стойкость к подрыву (после первого взрыва мины диски сгибались), тралы успешно использовались в 20-й и 35-й танковых бригадах и танковых батальонах 8-й армии.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Дисковый противоминный трал завода №174 на танке Т-26


Интересный проект танка-электротральщика был разработан в октябре 1940 г. в СКБ-2 Ленинградского Кировского завода. Его авторами были О. Сердюков и Г. Карпинский. В апреле 1941 г. был изготовлен макет этой машины. Последующие работы прекращены.

Проект предусматривал установление на базу серийного танка КВ-2 специального электрооборудования. Динамо-машина посредством антенны, что находилась снаружи в передней части корпуса, создавала электромагнитное поле, которое на расстоянии 4 — 6 м от танка вызывало подрыв мин с электрозапалами или электродетонаторами. Установка была испытана 14 апреля 1941 г. и подтвердила возможность подрыва мин таким способом. Также на тральщике предусматривалось оборудование для транспортировки, сброса и дистанционного подрыва зарядов взрывчатки весом до 1 т (к такой схеме разрушения укреплений англичане подойдут лишь в 1944 г. во время подготовки десантной операции в Нормандии).
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Проект танка-электротральщика на базе тяжелого танка КВ — 2


Последующие испытания и опыт Советско-финской войны показали преимущества каткового трала, поставили другие требования к противоминному тралу и позволили окончательно сформировать его общий вид.

К сожалению, все типы противоминных тралов к началу Великой Отечественной войны остались на уровне опытных образцов. В войска они не поступали.

В ГОДЫ ВОЙНЫ

С началом Великой отечественной войны основным способом преодоления минных полей или обустройства в них проходов был ручной способ. Но он требовал больших усилий, значительного времени (особенно ночью) и сопровождался большими потерями саперов. Кроме того, в некоторых случаях работы по оборудованию проходов в минных полях могли быть замечены противником, в следствие чего элемент неожиданности атакующими терялся (как это произошло на Курской дуге с немецкими саперами). Поэтому с началом войны работы по разработке противоминных тралов продолжались, но в ускоренных темпах. В первый год войны было разработано несколько типов катковых дисковых тралов.

Первый из них представлял собой прицепное устройство к трактору или танку и состоял из 17 сварных дисков на которые крепились специальные шпоры для улучшения процесса траления. Копирование рельефа местности обеспечивалось зазором между осью и отверстием диска. Опытный образец такого трала был изготовлен в Ленинграде.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Ленинградский проект противоминного трала. Лето 1941 г.


Второй аналогичный трал спроектировали на заводе «Дормашина» в г. Рыбинске. Он состоял из рамы и восьми дисков, что были посажены на общую ось. Но ни один из этих тралов на вооружение не приняли из-за их большого веса и малой стойкости к подрывам.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Трал завода "Дормашина"


В начале 1942 г. были продолжены работы по противоминному тралу ПТ-34, которые начали еще в 1941 г., а в августе того же года должны были начать их серийный выпуск. В 1941 г. ввиду отступления Красной армии и перебазирования промышленности работы над тралами были приостановлены. Вспомнили о них по завершении Московской битвы, где немецкие противотанковые мины нанесли в ряде танковых подразделении весьма ощутимые потери.

Трал разрабатывался в двух вариантах. Трал конструкции Д. Трофимова представлял собой дешевую двухсекционную конструкцию, где катки были изготовлены из железобетона.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Трал Д. Трофимова


У трала преподавателя Военно-инженерной академии полковника П. Мугалёва рабочий орган трала был выполнен из катков, набранных из штампованных дисков с установленными на них специальными башмаками из стали или чугуна. Весной 1942 г. работа над тралами была продолжена.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Военный инженер Павел Михайлович Мугалёв


В мае 1942 г. было изготовлено три танковых минных трала, два из них были конструкции Д. Трофимова и П. Мугалева. Третий трал был сконструирован из опорных катков танка Т-34-76, но из-за высокой цены и большого веса к испытаниям допущен не был. По результатам испытаний были сделаны следующие выводы: трал Д. Трофимова показал неэффективность траления, особенно зимой. Катки широкой формы плохо погружались в снег и недостаточно воздействовали на нажимные крышки мин. Трал П. Мугалева оказался более надежным и простым. Государственной комиссией было рекомендовано переделать трал Мугалева из трехсекционного в двухсекционный и принять на вооружение.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Первый (опытный) вариант трала Мугалева

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Второй (упрощенный) вариант трала Мугалева, который был принят на вооружение под маркой ПТ-34

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Предложение по тралу Мугалева


Летом 1942 года под маркой ПТ-34 (противоминный трал для танка Т-34) он был принят на вооружение, но начало серийного выпуска затянулось до осени 1942 г. Осенью трал опять модернизировали для возможности установки его на все типы тяжелых и средних танков и после очередных испытаний в марте 1943 г. начался его выпуск под индексом ПТ-3 на Тульском машиностроительном заводе «Комсомолец».
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Трал ПТ-3 на танке Т-34-76


Общий вес трала ПТ-3 составлял 5300 кг; длина трала — 2870 мм, ширина — 3820 мм; скорость траления — 10—12 км/ч. Ширина полосы траления — две колеи по 1200 мм. Время монтажа трала силами экипажа — 60 мин. Аварийный сброс от танка, к сожалению, не предусматривался. Трал ПТ-3 выдерживал от 3 до 5 подрывов, после чего был нужен ремонт или его полная замена. Он легко разбирался в полевых условиях для ремонта и транспортировки. Перевозка осуществлялась на двух машинах ЗИС-5 или одной машине Studebaker US6.

Трал беспрепятственно преодолевал подъемы до 25° и косогоры до 30°, кустарник и одиночные деревья толщиной в нижнем отрубе до 20 см, проволочные заграждения, окопы, ходы сообщения, канавы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки до 0,6 м. Трал мог работать и при наличии снегового покрова толщиной до 0,4—0,5 м.

Труднопреодолимыми препятствиями для трала были: заболоченная местность, крупные обломки каменных стен, деревья толще 20 см, рвы и воронки шириной более 2,5 м, эскарпы с высотой стенки более 0,6 м и участки местности с резким переходом от спуска к подъему и обратно.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Испытания трала ПТ-3 на подрыв. Лето 1942 г.


Трал устроен следующим образом: в проушинах литой конструкции, приваренных к нижнему переднему наклонному броневому листу корпуса танка, шарнирно укреплена металлическая сварная рама трала. Крепление осуществлено с помощью вставляемых цилиндрических пальцев со шплинтами. Рама трала тросовой подвеской удерживается в подвешенном перед танком состоянии. На конце рамы шарнирно укрепляется траверса, через распорную трубу которой проходит ось трала. На оси с большим зазором сидят десять тралящих дисков, образующих две секции. Свободная посадка дисков на ось обусловливает копирование мелких неровностей местности. Устойчивое положение дисков при движении трала по местности обеспечивается заплечиками распорных муфт. Распорные муфты также надеваются на ось трала. Каждый диск по периметру оснащается тралящими шпорами, имеющими назначение не только передать давление на привод мины, но и повысить устойчивость тела диска против взрыва мины. При взрыве обычной противотанковой мины отлетает 3—4 шпоры, что несколько снижает надежность траления. По мере разрушения отдельных деталей трала (шпор, распорных муфт, дисков и т. д.) производится их замена новыми. Цепи заднего хода предназначаются для обеспечения движения танка-тральщика задним ходом, для ограничения опускания оси с катками в траншеи и для обеспечения поворота танка-тральщика.

Конструкция трала ПТ-3 сборно-разборная. Ее монтаж на любой линейный средний танк и демонтаж могут быть произведены в полевых условиях экипажем танка, причем без применения специальных грузоподъемных средств.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)

Трал ПТ-34 (ПТ-3). Чертеж


Наряду с ПТ-3 в годы Великой Отечественной войны разрабатывались и испытывались другие конструкции тралов. Заслуживает внимание экспериментальный образец взрывного трала, который представлял собой специальное приспособление к танку. Оно состояло из кассеты и десяти зарядов массой по 5 кг каждый. При движении танка заряды выбрасывались из кассеты на минное поле поочередно с определенным интервалом и взрывались, образуя проход. Однако из-за серьезных конструктивных недостатков этот трал не был принят на вооружение.

Окончание следует…
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. EGOrkka 1 сентября 2015 07:13
    Очень интересная статья, и много фото!!!
  2. inkass_98 1 сентября 2015 07:29
    Интересно. И разработки гораздо более разнообразные и надежные, нежели "уродцы Монтгомери".
    1. Das Boot 1 сентября 2015 12:34
      Цитата: inkass_98
      более разнообразные и надежные, нежели "уродцы Монтгомери".

      а как насчет "мрачного тевтонского гения"? Крупповский Räumer S. Прототип, захвачен американцами в Хиллерслебене в 1945-м. Предполагалось, что 130-тонная хрень будет тупо давить мины.
  3. Сергей-8848 1 сентября 2015 08:01
    Прекрасная, информативная статья. Автору - спасибо большое! Хочется надеяться, что и окончание не подкачает.
  4. 31rus 1 сентября 2015 12:22
    Спасибо,за интересную статью жду продолжения и по иностранным если есть возможность
    1. Das Boot 1 сентября 2015 12:43
      Цитата: 31rus
      и по иностранным если есть возможность

      по немецким тральщикам, вроде, был материал на ВО. Для эстетов прям вкусняшка laughing
  5. Das Boot 1 сентября 2015 12:38
    Minenraumpanzer III
    чем не красавец? smile
    база - PzKpfw III
  6. злой партизан 1 сентября 2015 19:16
    создавала электромагнитное поле, которое на расстоянии 4 — 6 м от танка вызывало подрыв мин с электрозапалами или электродетонаторами.

    Кто-нибудь может пояснить физику процесса?
  7. Зэ Кот 2 сентября 2015 00:11
    Не знал, что минные тралы еще до войны разрабатывать начали.
  8. Miha86 3 сентября 2015 04:21
    Спасибо за статью жду продолжения.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня