Бронетранспортер FIAT 665NM Protetto (Италия)

5
До начала сороковых годов итальянские военные фактически игнорировали тему бронетранспортеров, отдавая предпочтение менее сложной и дорогой технике для перевозки солдат и грузов. Тем не менее, опыт боев в Северной Африке привел к изменению мнения и появлению заказа на разработку новых бронемашин, предназначенных для выполнения транспортных задач. В 1941-42 годах сразу несколько компаний представили свои варианты перспективных БТР. Среди желающих предложить армии свои разработки оказалась и фирма FIAT с проектом 665NM Protetto.

Поражения в Северной Африке серьезно ударили по парку автомобильной и военной техники итальянской армии. Из-за этого военные, заказывая новые бронетранспортеры, были вынуждены требовать максимального упрощения и удешевления подобной техники. Как следствие, все новые проекты основывались на существующих серийных автомобильных шасси. Машина FIAT 665NM Protetto не стала исключением из этого правила. Для уменьшения затрат было решено взять готовый грузовик и заменить незащищенную кабину и кузов броневыми агрегатами.

Бронетранспортер FIAT 665NM Protetto (Италия)
Общий вид бронетранспортера. Фото Aviarmor.net


За основу для нового бронетранспортера взяли новейший грузовик FIAT 665NM. Этот автомобиль являлся одним из представителей семейства техники FIAT 666N. В рамках этого семейства выпускались несколько грузовых машин и автобусов с разными характеристиками и оборудованием. При этом основная часть агрегатов всех машин, независимо от комплектации, была общей для всего семейства. Первые машины семейства 666N сошли с конвейера в 1939 году, а производство поздних моделей продолжалось до 48-го. На момент оглашения требований военного ведомства специалисты фирмы FIAT занимались разработкой нового грузовика для армии, получившего индекс 665NM.

Грузовой автомобиль FIAT 665NM разрабатывался в качестве транспортной машины для армии. Предполагаемый способ применения потребовал внести некоторые изменения в конструкцию силовой установки, трансмиссии и ходовой части. Так, предыдущие машины семейства 666N имели колесную формулу 4х2 с задними ведущими колесами. Армейские грузовики были полноприводными и имели соответствующую конструкцию трансмиссии. Кроме того, были внесены некоторые другие изменения, направленные на повышение характеристик.

Машина FIAT 665NM, предлагавшаяся в качестве основы для нового броневика, имела традиционную для того времени рамную конструкцию и бескапотную компоновку кабины. В передней части рамы, внутри кожуха в кабине, помещался шестицилиндровый дизельный двигатель FIAT 366 мощностью 110 л.с. С ним была связана механическая трансмиссия, распределявшая крутящий момент по всем четырем колесам. В составе двухосной ходовой части использовались листовые рессоры. Передняя ось с управляемыми колесами имела односкатные колеса, задний мост оснащался сдвоенными. Топливный бак емкостью 135 л находился справа от рамы.


Один из ранних серийных образцов в монотонной светлой пустынной окраске. Фото Wikimedia Commons


Перспективный бронетранспортер на базе грузовика FIAT 665NM получил самое простое обозначение. К названию базовой машины добавили слово «защищенный», в результате чего проект стали именовать как FIAT 665NM Protetto. Кроме того, встречается альтернативное обозначение Scudato.

На базовое шасси предлагалось устанавливать бронекорпус оригинальной конструкции. Металлические листы толщиной от 7,5 до 10 мм следовало крепить на каркасе. Для упрощения сборки корпус разделили на два отсека разных размеров и формы. Вместо кабины базового грузовика предлагалось устанавливать броневой агрегат схожей конструкции. Лобовая проекция машины защищалась четырьмя прямолинейными листами, соединенными под разными углами. При этом центральный стык листов выступал вперед, а верхняя пара листов устанавливалась с большим углом к вертикали по сравнению с нижней.

В центральной части нижних листов предусматривалось крупное окно для охлаждения радиатора. Машины разных серий получали различные агрегаты лобовой части. Некоторые бронетранспортеры имели сравнительно сложную систему из двух крышек, установленных шарнирно и управляемых из кабины. Другие оснащались простыми броневыми жалюзи. По бокам от окна радиатора находились фары. В верхних лобовых листах предусматривались два смотровых люка с опускаемыми крышками. Размеры люков у разных бронемашин могли отличаться. У некоторых Scudato правый люк был заметно больше левого.


Вид сзади. Фото Wikimedia Commons


От обстрела сбоку водителя защищали вертикальные борта кабины с крупными дверями, открывавшимися назад. В дверях предусматривались смотровые щели. На бронетранспортерах некоторых серий верхняя часть борта была наклонена внутрь, на прочих весь борт был прямым. В отличие от десантного отделения, кабина водителя имела крышу. Интересной чертой БТР FIAT 665NM Protteto была компоновка отделения управления. Рабочее место водителя разместили у левого борта, тогда как на большинстве итальянских бронемашин того времени пост управления находился справа. Такая перекомпоновка была связана, среди прочего, с нестандартным способом посадки десанта.

Весь десант или груз помещался во второй секции броневого корпуса, занимавшего место кузова базового грузовика. Этот агрегат имел крайне простую конструкцию и представлял собой короб с наклоненными внутрь верхними частями бортов и кормы. Десантное отделение не имело передней стенки, что обеспечивало свободный доступ в кабину водителя. Посадку десанта планировалось производить только через правую дверь отделения управления. Бортовые или кормовые двери отсутствовали. Тем не менее, на некоторых бронетранспортерах устанавливались лестницы для посадки через кормовой лист.

Вдоль бортов десантного отделения размещались лавки для перевозки солдат. Каждый БТР новой модели мог взять на борт до 20 человек или груз соответствующего веса. Большой вместимости машины поспособствовала конструкция базового грузовика: за счет большой длины рамы удалось сделать сравнительно крупный бронекорпус.


Передняя правая дверь. Фото Aviarmor.net


Десант имел возможность вести огонь из личного оружия. Для этого на верхней наклонной части бортов и кормы предусматривалось большое количество амбразур с заслонками. В каждом из бортов имелось восемь таких устройств, еще два устанавливались на корме.

Собственное вооружение бронетранспортера состояло из одного пулемета Breda Mod.30 или любого другого вооружения со схожими параметрами. Крепление для пулемета было установлено в задней части крыши водителя. Таким образом, стрелок мог вести огонь по целям в передней полусфере, а защита от нападения сбоку или сзади обеспечивалась при помощи личного оружия и амбразур.

Как и базовый грузовик, новый бронетранспортер FIAT 665NM Protetto получился довольно крупным и тяжелым. Его общая длина составляла 7345 мм при ширине 2,7 м и высоте 2,73 м. Снаряженный вес машины с двумя десятками солдат достигал 9 т. Таким образом, БТР фирмы FIAT являлся самой крупной и тяжелой машиной своего класса, разработанной в Италии во время Второй мировой войны.


Корма машины. Хорошо видна лестница для подъема в десантное отделение. Фото Aviarmor.net


Двигатель мощностью 110 л.с. позволил достичь сравнительно высоких ходовых характеристик. На шоссе бронетранспортер развивал скорость до 55-57 км/ч. 135 л топлива хватало на 390 км пути. При движении по пересеченной местности, несмотря на полный привод, максимальные показатели машины заметно сокращались.

В начале 1942 года один из ранних грузовиков FIAT 665NM, строившихся для армии, стал основой для нового бронетранспортера. Опытный образец перспективной машины вышел на испытания и показал неплохие характеристики. По некоторым параметрам он уступал другим машинам, так же проходившим испытания, однако превосходил их по вместимости десантного отделения и иным характеристикам.

По результатам сравнительных испытаний нескольких машин было решено ставить в серию FIAT 665NM Protetto и FIAT-SPA S37. Вскоре были подписаны соглашения о поставке серийной техники двух моделей. В соответствии с контрактом, компания FIAT в течение нескольких следующих лет должна была построить и передать войскам три сотни бронетранспортеров Scudeto. Кроме того, в это же время разворачивалось серийное производство базовых грузовиков, которые тоже были заказаны военными.


БТР в войсках. Фото Aviarmor.net


Командование итальянской армии намеревалось использовать новую технику в ходе Североафриканской кампании. Для этого, в частности, завод-изготовитель окрашивал первые серийные машины в светлые песочные цвета. Впоследствии, после окончания боев в Африке, новые машины получали традиционную для итальянской армии камуфляжную окраску.

Вскоре после начала серийного производства БТР FIAT 665NM Protetto итальянская промышленность столкнулась с рядом серьезных проблем. По этой причине в полном соответствии с исходным проектом были построены лишь несколько первых бронетранспортеров. В дальнейшем специалистам фирмы-производителя пришлось «импровизировать», внося различные изменения в конструкцию. В зависимости от текущей ситуации подобные изменения могли затрагивать только некоторые незначительные детали или приводить к серьезной переработке конструкции.

В ходе серийного производства отказались от сложного щитка решетки радиатора, перейдя на простую панель жалюзи. Кроме того, менялись размеры и форма смотровых люков водителя. Крылья колес на разных машинах имели различную форму и обуславливались наличием комплектующих. При этом конструкция задней части корпуса не претерпевала заметных изменений, чему способствовала ее простота. Некоторые машины получали каркас для установки тента, состоявший из изогнутых прутьев. На нем можно было растягивать тканевый тент и тем самым защищать десантное отделение от солнца и осадков.


Броневик Lancia 1Z (слева) и БТР FIAT 665NM Protetto в одном из немецких подразделений. Фото Aviarmor.net


Имеются сведения о существовании бронетранспортеров FIAT 655NM Protetto, построенных на базе нестандартных шасси. Из-за нехватки грузовиков 655NM предприятию-изготовителю приходилось устанавливать бронекорпуса на иные автомобили семейства 666N. Такие шасси отличались менее мощными двигателями и колесной формулой 4х2, из-за чего бронетранспортеры на их базе отличались менее высокими характеристиками подвижности и проходимости.

Главной причиной использования нестандартных шасси был недостаток требуемых грузовиков. В конечном итоге все это привело к тому, что к началу осени 1943 года фирма FIAT успела построить и передать армии не более 105-110 бронемашин новой модели. Вся эта техника разошлась по различным частям и активно применялась для перевозки грузов и личного состава.

Некоторая часть построенных машин была уничтожена во время боев в Италии. Остальные после капитуляции были захвачены немецкими войсками. После создания марионеточной Итальянской социальной республики немцы передали часть остававшихся у них FIAT 665NM Protetto союзникам. После этого в течение некоторого времени бронетранспортеры использовались в двух армиях.


Разбитый и сожженный бронетранспортер, результат работы партизан. 1944 г. Фото Aviarmor.net


После начала боевых действий на Балканах итальянские войска столкнулись с местным партизанским движением. Со временем активность Сопротивления росла, из-за чего Италии и Германии приходилось выделять все большие силы для проведения противопартизанских операций. В подобных мероприятиях использовалась различная бронетехника, в том числе и БТР 665NM Protetto. Примечательно, что такие машины могли выполнять разные функции, в том числе играть роль защищенного транспорта для перевозки грузов через опасные районы.

Регулярные нападения партизан приводили к постоянным потерям техники, в том числе бронетранспортеров Scudeto. До конца войны дожило лишь несколько десятков таких машин. Остававшаяся техника уже не представляла интереса для новой итальянской армии. Поэтому в 1945-46 годах подавляющее большинство старой бронетехники, в том числе и все БТР FIAT 665NM Protetto, было списано и отправлено на утилизацию. Попытки сохранить такую технику для музеев не предпринимались.


По материалам сайтов:
http://wardrawings.be/
http://aviarmor.net/
http://italie1935-45.com/
http://panzer-ozak.it/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 сентября 2015 09:04
    Гляжу на это итальянское чудо, а на память приходит этот и подобные ему "шедевры" из Нэзалежной. Традиции шушпанцеростроения имеют однако глубокие корни:
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    2 сентября 2015 18:10
    Чем то они похожи, не находите? Разница только в возрасте - четверть века smile
    1. 0
      2 сентября 2015 20:02
      Похожи:
      1.Это грузовики
      2.По 4 колеса
      3.Бескапотники
      4.ДВС
    2. 0
      2 сентября 2015 21:19
      Согласен,но на мой взгляд,существуют еще промежуточные звенья этой"цепочки",подтверждающие наличие эволюции.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      8 сентября 2015 17:57
      Только про МАЗ захотел написать..... опоздал!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»