Military Review

Cleaners min. Soviet mine trawls 1932-1945 (part of 3)

5
Cleaners min. Soviet mine trawls 1932-1945 (part of 3)



Part Three Trawls in battle

The PT-3 was first tested at the front in the fall of 1942 as part of the 40th Tank Regiment (Yu. Veremeev). In April 1943, a separate tank a company equipped with trawls took part in the battles on the Voronezh Front in the area of ​​the Kursk ledge (Pavlov M., Zheltov I.).
More information we learn on the site "Tank T-34. Virtual Museum. It says (unfortunately, without indicating the source) that the first modified mine trawls, created by the plant of the People's Commissariat of Communications in Tula, were tested in May 1942, and in August of the same year, the first two experimental tanks were baptized near Voronezh PT-34 from the 233-second tank battalion of the 86-second tank brigade. PT-34 also participated in the famous battle on the Volga: “Thirty-fours” with mine sweeps from the 109 Tank Brigade participated in a counter-offensive in November 1942 on the Don front near Stalingrad. Technical problems with the first trawls, as well as the lack of tactics for the use of new technology, greatly delayed its use in combat units. In April and May, the 1943 of the PT-34 was used only on the Caucasian front to attack heavily fortified positions of the German forces.

Regarding the issue of the first mass combat use of the PT-3 trawls in combat: it remains controversial. Some researchers (Y. Veremeev, M. Pavlov, I. Zheltov) indicate that the PT-3 trawls were first used in July by the 1943 during the battle of Kursk in the 16 action strip on the Voronezh (according to other data) front - two tank regiments with trawls: 40 and 166. But the problem is that there was no 16A near Kursk - neither a combined arms nor a tank one. Also, under the Kursk there could not be two regiments with trawls (see below).

Wikipedia gives the following information: “The first subdivision of tank-sweepers (a separate tank company subordinated to engineering management) passed combat tests on the Central Front in the 6 Army's band in May 1943. served P. Mugalev), regularly equipped with trawls PT-40, completed the formation in July 166, and received a baptism of fire during the attack on the Kursk Bulge ”. But even here the problem is that there was no 3 army on the Central Front, there were 1943 units and 6 units (60 units were sent out on the Voronezh Front).

Kursk battle. Soviet counteroffensive


The site "Tank Front" (http://www.tankfront.ru/ussr/tp/tp166i.html) indicated that the 166 th regiment did not participate in the battles near Kursk. From January to October, the 1943 regiment was on the side opposite to the front.
Weak confirmation of this is found on the aforementioned site “T-34 Tank. Virtual Museum ”, where it is said that the 166-th separate engineering tank regiment was in the reserve of the High Command and was intended to break through the enemy defense during the battle of Kursk. But nothing is said about its use under Kursk.

Combat Path 166-th Engine Tank Regiment


But 40 th regiment under. Kursk was - as part of the 65 Army of the Central Front.

Combat Path 166-th Engine Tank Regiment


Other researchers (A. Vinogradov, A. Makarenko, A. Tsirlin, etc.) indicate that for the first time, mine trawls were used during the liberation of Kiev in the fall of 1943 by the 166 tank-regiment in the 5 Guards Tank Corps actions .

The author supports the first group of researchers. There are two reasons for this. The first. It was noted above that in March 1943 the launch of the PT-3 trawls had already begun. The second. The author managed to find the “Instructions for the organization of the passage of tanks through barriers in the offensive” from 30 in May 1943, approved by the head of the engineering troops of the Bryansk Front, Colonel Slachevsky So, in this "Instructions ..." on the use of trawls referred to as the already known type of weapons. Thus, in part one of the “Arrangement of aisles in the barriers” in Section 3, “the ways of arranging the aisles in anti-tank minefields can be as follows: a) manually clearing mines ...; b) mines are trawling by trawls that are attached to tanks. ” In the second part of the “Sequence of actions” in p. 3. it is said that “for 2 — 3 of the day or the night before the offensive, sappers will equip passages in the enemy's barriers. If it is impossible to make the passes completely (the proximity of the minefields from the enemy’s firing points or a powerful and destructive fire), then the device of the passes is made by artillery or the equipment of the passes is used by the trawls at the moment of the attack. ”

The crew of the tank-minesweeper. In the foreground trawl PT-3


In the light of the above, it can be argued that there was only one, 40, an engineering-tank regiment (ITP) with trawls PT-3 near Kursk. It is only necessary to finally clarify in the band which particular divisions or brigades from the 65 A squadron used the trawls for the first time. As for fronts, there is a photo (see a little below) from the book by M. Baryatinsky “T-34 in battle”, which is signed “T-34 tanks, equipped with PT-3 mine trawls. Kharkiv direction, 1943 year ". The Kharkov area is the Voronezh Front, and the 40 ITP was on the Central. As an option - the regiment was transferred from one site to another. But there is no exact data about it.
So, the question of where, when and how many PT-3 trawls were used in the battles in the summer of 1943 requires further clarification.

T-34 tanks equipped with PT-3 mine trawls. Kharkiv direction, 1943 year




Excerpts from the instructions to overcome the engineering obstacles of the German troops. 1943


From August 1943, tank trawls began to be produced en masse, not only at the 183 plant, but also at the Krasny Sormov and Chelyabinsk Plant.

Using the experience of using the PT-3 mine trawls near Kursk and during the liberation of Kiev, in the spring of 1944, five motorized engineering and sapper brigades (1, 2, 4, 10 and 2 Guards) were created, which included one tank regiment with anti-mine trawls PT-3. According to staff No. 010 / 472, such a regiment had 22 tanks T-34, 18 mine trawls, 272 man and 62 vehicles. The regiment's engineer - tank company was statewide - 30 man and 7 T-34 tanks, of which 6 was equipped with a PT-3 trawl (two 3 platoons with a trawl).
On a wider scale, the PT-3 mine trawls were used in 1944 during the liberation of Belarus - four separate engineering-tank regiments took part in Operation Bagration: 148 and 253 were part of the 3 of the Belarusian Front, 119 th and 166 th regiments - in the composition of the 1 of the Belarusian Front.


T-34 with the PT-3 trawl during the battles in Belarus


News weapon strongly surprised and scared the Nazis. After the first use of these trawls in Berlin, the Russians reported on the use of new tanks that are not sensitive to mines. The well-known German tank designer G. Knipkamp flew specially to the front, personally observed the attack and saw that mines burst under Russian tanks, while they continued to move. This forced the Germans to continue work on their own trawls (rutted trawl with a B-IV teletpanel, minesweeper Raumer-S).

German mine trawl Sd.Kfz.300 Borgward В-І


Prototype German heavy minesweeper Raumer-S


Evaluated the effectiveness of the actions of these special machines and the Soviet commanders, and in every way tried to protect them. For example, you can move a passage from the "Instructions ..." of the commander of the 4 th assault engineering and sapper brigade from 27 September 1944 about the equipment and actions of the assault groups. The paragraph “Arrangement of aisles in minefields and wire obstacles” said: “During the arrangement of aisles in minefields with minesweeper tanks, use them at maximum speeds. Tank platoon disengagement is not allowed. Linear tanks or self-propelled artillery units must move behind the trawling tanks to cover them. ”

Despite some shortcomings, the PT-3 trawl showed its reliability and efficiency. Trawls of this type have been recommended for use with HF and IS tanks. Best for this, according to the Main Armored Directorate, was a heavy KV-1С tank, which had an eight-speed gearbox (four-speed in the T-34), which provided better mobility and ease of control of a mine-trawling tank. In addition, the KV-1C had a stronger body, and its gun did not go beyond the dimensions of the body, which excluded its damage during the detonation of a mine. For these tanks, the PT-1945M or PT-M trawl was developed by the end of 3 (the mine trawl was modernized). As a result of completion of the trawl, the carrying A-frame was excluded from its design, the central beam was strengthened, the traverse design was changed. In 1944 - 45 the trawl was installed on all major Soviet tanks - T-34-85, EC-2, EC-3, T-44. However, it soon became clear that the trawl, although it allowed for firing from a tank gun, there is a small sector of fire in front, in which tankers were still forced to raise gun barrels to the maximum angle to protect them from being hit by shrapnel from a mine blown up by a trawl. Therefore, it was recommended that the PT-3M (PT-M) mine trawl under combat conditions with the EC-2, EC-3, T-44 and T-34-85 tanks should not be used.

Heavy tank IS-2 with PT-M trawl


Medium tank T-44 with the PT-M trawl under test. 1945


In addition to the PT-3 mine trawls, during the war years other trawl designs were developed and tested. One of them is an experimental model of an “explosive trawl”. It was a special cassette with 10 charges of 5 kg each. During the movement of the tank, the charges were thrown out of the cassette on the minefield in turn, at a certain interval and exploded, forming a passage. Thus, during the war years, the USSR invented another new type of weapon, the demining plant.

The Soviet Union, one of the first to begin work on the creation of mine trawls, during the Great Patriotic War, developed and effectively used one of the best mine trawls of the time - PT-3. The design was so successful that today it continues to be used on the modern heirs of the PT-3 - the KMT-5 and KMT-7 track minesweepers. The design of the latter at one time was successfully copied by the Israelis, and at the beginning of the XXI century. and the Americans.

In conclusion - a few photos.


Tank T-43-85 with a trawl PT - 3


Model tank KV-1 with trawl PT-M


Model tank T-34-76 with trawl PT-3


American trawl Т1Е2 on the tank "Sherman"


American trawl T-1 for tank M3 Lee


English tank "Churchill" with a knife trawl PLUG


Tank minesweeper "Sherman Crab" with a boikovy trawl


Boyko-type Japanese trawl


Preparation of KMT-5 trawl for operation



KMT-7 track trawl. Modern heir to the trawl PT-3


Engineering Classes. The story of the mine trawl. The photo clearly shows the mounting system of the trawl to the tank


Sources:
1. Collection of military documents of the Great Patriotic War. 18 release. M .: Military Publishing House of the Ministry of the Soviet Union, 1953. C. 40.
2. Collection of military documents of the Great Patriotic War. 3 release. M .: Military Publishing House of the Ministry of the Soviet Union, 1947. C.33.
3. Guide to military engineering. M .: Military Publishing House of the Ministry of the Soviet Union, 1953. 678 with.
4. Roller mine trawls // http: // tanki-su.narod.ru/ mashinyi-razgrazhdeniya / katkovyie-minnyie-tralyi.html.
5. Machines and equipment for overcoming mine-explosive barriers // Engineering weapons machines: In 4 h. Part 3. Machines for conducting engineering reconnaissance, overcoming and device mine blast barriers. M .: Military Publishing House, 1987. 424 with.
6. Domestic armored vehicles. The twentieth century: Scientific publication: In 4 t. / Solyankin A.G., Pavlov G.V., Pavlov I.V., Zheltov I.G. / Volume 1. Domestic armored vehicles. 1905 — 1941 M .: Exprint Publishing Center LLC, 2002. 344 with.
7. Engineering troops in battles for the Soviet family / A.D. Tsirlin, PI Biryukov, V.P. Istomin M .: Lenizdat, 1970. 422 with.
8. History art of war: A textbook for military academies of the Soviet armed forces / B.V. Panov, V.N. Kiselev et al. M .: Voenizdat, 1984. 535 with.
9. Mikhailov V.I. Long way with trawl. Chelyabinsk: South Ural book publishing house, 2005. 142 with.
10. PT-3 - Katkov mine trawl // http: // russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=1158.
11. Nikiforov N. The Assault Brigades of the Red Army / N. Nikiforov. Moscow: Yauza, Eksmo, 2008. 156 with.
12. Vinogradov A.V., Makarenko A.S. History of the creation and development of domestic mine trawls // Technique and armament. 2012. No.1 — 4.
13. http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuPzTrl/SuPzTrl005.htm.
14. http://mreadz.com/new/index.php?id=276168&pages=32.
15. http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=634&p=1713288&sid=0eb209200b0c4adc611eddd360d157ce.
16. http://tank-t-34.blogspot.com/2010/05/34_23.html.
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Gray 43
    Gray 43 3 September 2015 07: 36 New
    0
    I read about Mugalyov in the works of E. Fedorovsky "Chronicle of Operation Faust" and "Invisible Death", the latter describes the work on the trawls and their tests by the designer
  2. The comment was deleted.
  3. cobalt
    cobalt 3 September 2015 08: 32 New
    +1
    From myself I will add a photo of the German miner from the museum in a kubinka. In the series did not go.
  4. 31rus
    31rus 3 September 2015 08: 41 New
    +1
    Good job, great article, thanks, b
  5. Engineer engineer
    Engineer engineer 3 September 2015 13: 11 New
    +5
    He served 69-71 years.
    From nickname the kind of troops, I think, is clear to everyone. In our “distant” warehouses we had hangars with equipment. There, they say, the trawls were stored. Guarded more strictly than explosives. They did not participate in the exercises.
    Here is such an "object of increased secrecy."
  6. moskowit
    moskowit 5 September 2015 18: 56 New
    0
    I read all three articles. Thanks to the author. It is well and popularly written with the involvement of a large volume of factual material and documents supporting the facts studied by the author. It can be called the "Encyclopedia of trawling." For work is a big plus.

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)


Часть третья. Тралы в бою

Впервые ПТ-3 прошли испытания на фронте осенью 1942 г. в составе 40-го инженерно-танкового полка (Веремеев Ю.). В апреле 1943 г. отдельная танковая рота, оснащенная тралами, принимала участие в боях на Воронежском фронте в районе Курского выступа (Павлов М., Желтов И.).
Больше информации мы узнаем на сайте «Танк Т-34. Виртуальный музей». Здесь сказано (к сожалению, без указания на источник), что первые модифицированные минные тралы, созданные заводом Народного комиссариата путей сообщения в Туле, проходили испытания в мае 1942 г., а в августе того же года около Воронежа приняли боевое крещение два первых экспериментальных танка ПТ-34 из 233-го танкового батальона 86-ой танковой бригады. ПТ-34 участвовали и в знаменитой битве на Волге: "тридцатьчетверки" с минными тралами из 109-й танковой бригады участвовали в контрнаступлении в ноябре 1942 г. на Донском фронте под Сталинградом. Технические проблемы с первыми тралами, а также отсутствие тактики применения новой техники сильно задержало её применение в строевых частях. В апреле и мае 1943 г. ПТ-34 использовались только на Кавказском фронте для атак на сильно укрепленные позиции германских войск.


Относительно вопроса о первом массовом боевом применении тралов ПТ-3 в боях: он остается противоречивым. Некоторые исследователи (Ю. Веремеев, М. Павлов, И. Желтов) указывают на то, что тралы ПТ-3 впервые применили в июле 1943 г. во время битвы на Курской дуге в полосе действий 16А на Воронежском (по другим данным Центральном) фронте — два танковых полка с тралами: 40-й и 166-й. Но проблема в том, что под Курском не было 16А — ни общевойсковой, ни танковой. Также под Курском не могло быть двух полков с тралами (об это чуть ниже).

Википедия дает такие сведения: «Первое подразделение танков-тральщиков (отдельная танковая рота подчинённая инженерному управлению) прошло боевые испытания на Центральном фронте в полосе 6-й армии в мае 1943 г. А два танковых полка (40-й и 166-й, где служил П. Мугалёв), штатно оснащённых тралами ПТ-3, закончили формирование в июле 1943 г. и получили боевое крещение в ходе наступления на Курской дуге». Но и тут неувязка — 6-й армии на Центральном фронте не было, были 60-я и 65-я (6-я гв. А была на Воронежском фронте).
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Курская битва. Контрнаступление советских войск


На сайте «Танковый фронт» (http://www.tankfront.ru/ussr/tp/tp166i.html) указано, что 166-й полк вообще не участвовал в боях под Курском. С января по октябрь 1943 г. полк находился на противоположной от фронта стороне.
Слабое подтверждение этому мы находим на вышеупомянутом сайте «Танк Т-34. Виртуальный музей», где сказано, что 166-ой отдельный инженерный танковый полк находился в резерве Главного командования и предназначался для прорыва вражеской обороны во время битвы на Курской дуге. Но о его применении под Курском не сказано ничего.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Боевой путь 166-го инженерно-танкового полка


А вот 40-й полк под. Курском был — в составе 65-й армии Центрального фронта.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Боевой путь 166-го инженерно-танкового полка


Другие исследователи (А. Виноградов, А. Макаренко, А. Цирлин и пр.) указывают, что впервые противоминные тралы были применены во время освобождения Киева осенью 1943 г. 166-м инженерно-танковым полком в полосе действий 5-го гвардейского танкового корпуса.

Автор поддерживает первую группу исследователей. Этому есть две причины. Первая. Выше отмечалось, что в марте 1943 г. уже начался выпуск тралов ПТ-3. Вторая. Автору удалось найти «Инструкцию по организации пропуска танков через заграждения в наступлении» от 30 мая 1943 г., утвержденную начальником инженерных войск Брянского фронта полковником Случевским. Так вот, в этой «Инструкции...» о применении тралов говорится как об уже известном виде вооружения. Так, в части первой «Обустройства проходов в заграждениях» в п.3 записано «способы обустройства проходов в противотанковых минных полях могут быть следующими: а) обезвреживание мин вручную...; б) траление мин тралами, что крепятся к танкам». В части второй «Последовательность действий» в п.3. говорится что «за 2—3 дня или в ночь перед наступлением саперами оборудуются проходы в заграждениях противника. Если проходы полностью сделать невозможно (близкое расположение минных полей от огневых точек противника или мощный и губительный огонь), то устройство проходов делается силами артиллерии или же для оборудования проходов используют тралы непосредственно в момент атаки».
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Экипаж танка-тральщика. На переднем плане трал ПТ-3


В свете вышесказанного можно утверждать, что под Курском был всего один, 40-й, инженерно-танковый полк (ИТП) с тралами ПТ-3. Нужно лишь окончательно выяснить, в полосе какой конкретно дивизии или бригады из состава 65 А впервые использовали тралы. Насчет фронтов есть фото (см. немного ниже) из книги М. Барятинского «Т-34 в бою», которое подписано «Танки Т-34, оборудованные противоминными тралами ПТ-3. Харьковское направление, 1943 год». Харьковское направление — это Воронежский фронт, а 40-й ИТП был на Центральном. Как вариант — полк был переброшен с одного участка на другой. Но точных данных про это нет.
Так, что вопрос о том где, когда и сколько тралов ПТ-3 было применено в боях летом 1943 г. требует дальнейшего уточнения.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Танки Т-34, оборудованные противоминными тралами ПТ-3. Харьковское направление, 1943 год

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Отрывки из инструкций по преодолению инженерных заграждений немецких войск. 1943 г.


С августа 1943 г. танковые тралы начали выпускать массово не только на заводе 183, но также на «Красном Сормове» и ЧКЗ.

Используя опыт применения противоминных тралов ПТ-3 под Курском и во время освобождения Киева, весной 1944 г. было создано пять моторизованных инженерно-саперных бригад (1, 2, 4, 10 и 2 гвардейская) в состав которых ввели по одному инженерно-танковому полку с противоминными тралами ПТ-3. По штату № 010/472 такой полк имел 22 танка Т-34, 18 минных тралов, 272 человека и 62 автомашины. Инженерно — танковая рота полка имела по штату — 30 человек и 7 танков Т-34, из которых 6 оснащены тралом ПТ-3 (два взвода по 3 танка с тралом).
В более широких масштабах противоминные тралы ПТ-3 применялись в 1944 г. во время освобождения Белоруссии — в операции «Багратион» принимали участие четыре отдельных инженерно-танковых полка: 148-ой и 253-ой входили в состав 3-го Белорусского фронта, 119-ой и 166-ой полки — в состав 1-го Белорусского фронта.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Т-34 с тралом ПТ-3 во время боев в Белоруссии


Новое оружие сильно удивило и испугало фашистов. После первого применения этих тралов в Берлин докладывали о применении русскими новых танков, не чувствительных к минам. Известный немецкий танковый конструктор Г. Книпкамп специально прилетел на фронт, лично наблюдал атаку и видел, что под русскими танками рвутся мины, а они продолжают движение. Это заставило немцев продолжить работы по собственным тралам (колейный трал с телетанкеткой B-IV, тральщик Raumer-S).
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Немецкий минный трал Sd.Kfz.300 Боргвард В-І

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Опытный образец немецкого тяжелого тральщика Raumer-S


Оценили эффективность действий этих специальных машин и советские командиры, и всячески пытались их оберегать. Для примера можно навести отрывок из «Указаний...» командира 4-й штурмовой инженерно-саперной бригады от 27 сентября 1944 г. об оснащении и действиях штурмовых групп. В пункте «Обустройство проходов в минных полях и проволочных заграждениях» говорилось: «Во время обустройства проходов в минных полях танками-тральщиками использовать их на максимальных скоростях. Разъединение танкового взвода не позволяется. За танками-тральщиками для их прикрытия должны двигаться линейные танки или самоходные артиллерийские установки».

Несмотря на некоторые недостатки, трал ПТ-3 показал свою надежность и эффективность. Тралы такого типа были рекомендованы для использования с танками КВ и ИС. Наилучше для этого, по мнению Главного бронетанкового управления, подходил тяжелый танк КВ-1С, который имел восьмиступенчатую коробку передач (в Т-34 — четырехступенчатая), которая обеспечивала лучшую мобильность и легкость управления танком с противоминным тралом. Кроме того, КВ-1С имел более крепкий корпус, а его пушка не выходила за габариты корпуса, что исключало ее повреждение во время подрыва мины. Для этих танков до конца 1945 г. разработали трал ПТ-3М или ПТ-М (противоминный трал модернизирован). В результате доработки трала из его конструкции была исключена несущая А-образная рама, усилена центральная балка, конструкция траверсы изменена. В 1944 — 45 гг. трал был установлен на все основные советские танки — Т-34-85, ИС-2, ИС-3, Т-44. Однако вскоре выяснилось, что трал хотя и позволяет вести огонь из танковой пушки, но существует небольшой сектор обстрела впереди, в котором танкисты все же были вынуждены поднимать стволы пушек на максимальный угол, чтоб уберечь их от поражения осколками подорванной тралом мины. Поэтому было рекомендовано противоминный трал ПТ-3М (ПТ-М) в боевых условиях с танками ИС-2, ИС-3, Т-44 и Т-34-85 не использовать.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Тяжелый танк ИС-2 с тралом ПТ-М

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Средний танк Т-44 с тралом ПТ-М на испытаниях. 1945 г.


Кроме противоминных тралов ПТ-3, в годы войны разрабатывали и испытывали другие конструкции тралов. Одна из них — экспериментальный образец «взрывного трала». Он представлял собой специальную кассету с 10 зарядами массой по 5 кг каждый. Во время движения танка заряды выбрасывались из кассеты на минное поле в порядке очереди с определенным интервалом и взрывались, образуя проход. Таким образом, в годы войны СССР изобрел еще один новый вид вооружения — установки разминирования.

Советский Союз, одним из первых начав работы по созданию противоминных тралов, во время Великой Отечественной войны разработал и эффективно применял один из наилучших противоминных тралов того времени — ПТ-3. Конструкция вышла настолько удачной, что и сегодня продолжает использоваться на современных наследниках ПТ-3 — колейных минных тралах КМТ-5 и КМТ-7. Конструкция последних в свое время удачно была скопирована израильтянами, а в начале ХХІ в. и американцами.

В заключение — несколько фото.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Танк Т-43-85 с тралом ПТ — 3

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Модель танка КВ-1 с тралом ПТ-М

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Модель танка Т-34-76 с тралом ПТ-3

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Американский трал Т1Е2 на танке "Шерман"

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Американский трал Т-1 для танка М3 Ли

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Английский танк "Черчиль" с ножевым тралом ПЛАГ

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Танк-тральщик "Шерман Краб" с бойковым тралом

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Японский трал бойкового типа

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Подготовка трала КМТ-5 к работе

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Колейный трал КМТ-7. Современный наследник трала ПТ-3

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Занятия по инженерной технике. Рассказ о противоминных тралах. На фото хорошо видно систему крепления трала к танку


Источники:
1. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 18. М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1953. С. 40.
2. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 3. М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1947. С.33.
3. Руководство по военно-инженерному делу. М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1953. 678 с.
4. Катковые минные тралы // http:// tanki-su.narod.ru/ mashinyi-razgrazhdeniya/ katkovyie-minnyie-tralyi.html.
5. Машины и оборудование для преодоления минно-взрывных заграждений // Машины инженерного вооружения: В 4 ч. Ч. 3. Машины для ведения инженерной разведки, преодоления и устройства минно-взрывных заграждений. М.: Воениздат, 1987. 424 с.
6. Отечественные бронированные машины. ХХ век: Научное издание: В 4 т. / Солянкин А. Г., Павлов Г. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. / Том 1. Отечественные бронированные машины. 1905—1941 гг. М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002. 344 с.
7. Инженерные войска в боях за советскую семью / А.Д. Цирлин, П.И. Бирюков, В.П. Истомин. М.: Лениздат, 1970. 422 с.
8. История военного искусства: Учебник для военных академий советских вооруженных сил / Б.В. Панов, В.Н. Киселев и др. М.: Воениздат, 1984. 535 с.
9. Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005. 142 с.
10. ПТ-3 — катковый минный трал // http:// russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=1158.
11. Никифоров Н. Штурмовые бригады Красной Армии / Н. Никифоров. Москва: Яуза, Эксмо, 2008. 156 с.
12. Виноградов А.В., Макаренко А.С. История создания и развития отечественных минных тралов // Техника и вооружение. 2012. №1—4 .
13. http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuPzTrl/SuPzTrl005.htm.
14. http://mreadz.com/new/index.php?id=276168&pages=32.
15. http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=634&p=1713288&sid=0eb209200b0c4adc611eddd360d157ce.
16. http://tank-t-34.blogspot.com/2010/05/34_23.html.
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Серый 43 3 сентября 2015 07:36
    О Мугалёве я прочитал в произведениях Е.Федоровского "Хроника операции "Фауст"" и "Невидимая смерть",именно в последней и описывается работа над тралами и их испытания конструктором
  2. Комментарий был удален.
  3. кобальт 3 сентября 2015 08:32
    От себя добавлю фото немецкого минтральщика из музея в кубинке. В серию не пошел.
  4. 31rus 3 сентября 2015 08:41
    Хорошая работа,отличная статья,спасибо,еще б продолжение
  5. Инжнер-сапер 3 сентября 2015 13:11
    Служил 69-71 год.
    Из ника род войск, думаю, понятен всем. У нас на "дальних" складах были ангары с техникой. Там, говорят, и хранились тралы. Охранялись строже чем взрывчатка. В учениях не участвовали.
    Вот такой "объект повышенной секретности".
  6. moskowit 5 сентября 2015 18:56
    Прочитал все три статьи. Спасибо автору. Хорошо и популярно написано с привлечением большого объёма фактологического материала и документов, подкрепляющих изученные автором факты. Можно назвать "Энциклопедией траления". За труд большой плюс.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня