Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)


Часть третья. Тралы в бою

Впервые ПТ-3 прошли испытания на фронте осенью 1942 г. в составе 40-го инженерно-танкового полка (Веремеев Ю.). В апреле 1943 г. отдельная танковая рота, оснащенная тралами, принимала участие в боях на Воронежском фронте в районе Курского выступа (Павлов М., Желтов И.).
Больше информации мы узнаем на сайте «Танк Т-34. Виртуальный музей». Здесь сказано (к сожалению, без указания на источник), что первые модифицированные минные тралы, созданные заводом Народного комиссариата путей сообщения в Туле, проходили испытания в мае 1942 г., а в августе того же года около Воронежа приняли боевое крещение два первых экспериментальных танка ПТ-34 из 233-го танкового батальона 86-ой танковой бригады. ПТ-34 участвовали и в знаменитой битве на Волге: "тридцатьчетверки" с минными тралами из 109-й танковой бригады участвовали в контрнаступлении в ноябре 1942 г. на Донском фронте под Сталинградом. Технические проблемы с первыми тралами, а также отсутствие тактики применения новой техники сильно задержало её применение в строевых частях. В апреле и мае 1943 г. ПТ-34 использовались только на Кавказском фронте для атак на сильно укрепленные позиции германских войск.


Относительно вопроса о первом массовом боевом применении тралов ПТ-3 в боях: он остается противоречивым. Некоторые исследователи (Ю. Веремеев, М. Павлов, И. Желтов) указывают на то, что тралы ПТ-3 впервые применили в июле 1943 г. во время битвы на Курской дуге в полосе действий 16А на Воронежском (по другим данным Центральном) фронте — два танковых полка с тралами: 40-й и 166-й. Но проблема в том, что под Курском не было 16А — ни общевойсковой, ни танковой. Также под Курском не могло быть двух полков с тралами (об это чуть ниже).

Википедия дает такие сведения: «Первое подразделение танков-тральщиков (отдельная танковая рота подчинённая инженерному управлению) прошло боевые испытания на Центральном фронте в полосе 6-й армии в мае 1943 г. А два танковых полка (40-й и 166-й, где служил П. Мугалёв), штатно оснащённых тралами ПТ-3, закончили формирование в июле 1943 г. и получили боевое крещение в ходе наступления на Курской дуге». Но и тут неувязка — 6-й армии на Центральном фронте не было, были 60-я и 65-я (6-я гв. А была на Воронежском фронте).
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Курская битва. Контрнаступление советских войск


На сайте «Танковый фронт» (http://www.tankfront.ru/ussr/tp/tp166i.html) указано, что 166-й полк вообще не участвовал в боях под Курском. С января по октябрь 1943 г. полк находился на противоположной от фронта стороне.
Слабое подтверждение этому мы находим на вышеупомянутом сайте «Танк Т-34. Виртуальный музей», где сказано, что 166-ой отдельный инженерный танковый полк находился в резерве Главного командования и предназначался для прорыва вражеской обороны во время битвы на Курской дуге. Но о его применении под Курском не сказано ничего.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Боевой путь 166-го инженерно-танкового полка


А вот 40-й полк под. Курском был — в составе 65-й армии Центрального фронта.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Боевой путь 166-го инженерно-танкового полка


Другие исследователи (А. Виноградов, А. Макаренко, А. Цирлин и пр.) указывают, что впервые противоминные тралы были применены во время освобождения Киева осенью 1943 г. 166-м инженерно-танковым полком в полосе действий 5-го гвардейского танкового корпуса.

Автор поддерживает первую группу исследователей. Этому есть две причины. Первая. Выше отмечалось, что в марте 1943 г. уже начался выпуск тралов ПТ-3. Вторая. Автору удалось найти «Инструкцию по организации пропуска танков через заграждения в наступлении» от 30 мая 1943 г., утвержденную начальником инженерных войск Брянского фронта полковником Случевским. Так вот, в этой «Инструкции...» о применении тралов говорится как об уже известном виде вооружения. Так, в части первой «Обустройства проходов в заграждениях» в п.3 записано «способы обустройства проходов в противотанковых минных полях могут быть следующими: а) обезвреживание мин вручную...; б) траление мин тралами, что крепятся к танкам». В части второй «Последовательность действий» в п.3. говорится что «за 2—3 дня или в ночь перед наступлением саперами оборудуются проходы в заграждениях противника. Если проходы полностью сделать невозможно (близкое расположение минных полей от огневых точек противника или мощный и губительный огонь), то устройство проходов делается силами артиллерии или же для оборудования проходов используют тралы непосредственно в момент атаки».
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Экипаж танка-тральщика. На переднем плане трал ПТ-3


В свете вышесказанного можно утверждать, что под Курском был всего один, 40-й, инженерно-танковый полк (ИТП) с тралами ПТ-3. Нужно лишь окончательно выяснить, в полосе какой конкретно дивизии или бригады из состава 65 А впервые использовали тралы. Насчет фронтов есть фото (см. немного ниже) из книги М. Барятинского «Т-34 в бою», которое подписано «Танки Т-34, оборудованные противоминными тралами ПТ-3. Харьковское направление, 1943 год». Харьковское направление — это Воронежский фронт, а 40-й ИТП был на Центральном. Как вариант — полк был переброшен с одного участка на другой. Но точных данных про это нет.
Так, что вопрос о том где, когда и сколько тралов ПТ-3 было применено в боях летом 1943 г. требует дальнейшего уточнения.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Танки Т-34, оборудованные противоминными тралами ПТ-3. Харьковское направление, 1943 год

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Отрывки из инструкций по преодолению инженерных заграждений немецких войск. 1943 г.


С августа 1943 г. танковые тралы начали выпускать массово не только на заводе 183, но также на «Красном Сормове» и ЧКЗ.

Используя опыт применения противоминных тралов ПТ-3 под Курском и во время освобождения Киева, весной 1944 г. было создано пять моторизованных инженерно-саперных бригад (1, 2, 4, 10 и 2 гвардейская) в состав которых ввели по одному инженерно-танковому полку с противоминными тралами ПТ-3. По штату № 010/472 такой полк имел 22 танка Т-34, 18 минных тралов, 272 человека и 62 автомашины. Инженерно — танковая рота полка имела по штату — 30 человек и 7 танков Т-34, из которых 6 оснащены тралом ПТ-3 (два взвода по 3 танка с тралом).
В более широких масштабах противоминные тралы ПТ-3 применялись в 1944 г. во время освобождения Белоруссии — в операции «Багратион» принимали участие четыре отдельных инженерно-танковых полка: 148-ой и 253-ой входили в состав 3-го Белорусского фронта, 119-ой и 166-ой полки — в состав 1-го Белорусского фронта.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Т-34 с тралом ПТ-3 во время боев в Белоруссии


Новое оружие сильно удивило и испугало фашистов. После первого применения этих тралов в Берлин докладывали о применении русскими новых танков, не чувствительных к минам. Известный немецкий танковый конструктор Г. Книпкамп специально прилетел на фронт, лично наблюдал атаку и видел, что под русскими танками рвутся мины, а они продолжают движение. Это заставило немцев продолжить работы по собственным тралам (колейный трал с телетанкеткой B-IV, тральщик Raumer-S).
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Немецкий минный трал Sd.Kfz.300 Боргвард В-І

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Опытный образец немецкого тяжелого тральщика Raumer-S


Оценили эффективность действий этих специальных машин и советские командиры, и всячески пытались их оберегать. Для примера можно навести отрывок из «Указаний...» командира 4-й штурмовой инженерно-саперной бригады от 27 сентября 1944 г. об оснащении и действиях штурмовых групп. В пункте «Обустройство проходов в минных полях и проволочных заграждениях» говорилось: «Во время обустройства проходов в минных полях танками-тральщиками использовать их на максимальных скоростях. Разъединение танкового взвода не позволяется. За танками-тральщиками для их прикрытия должны двигаться линейные танки или самоходные артиллерийские установки».

Несмотря на некоторые недостатки, трал ПТ-3 показал свою надежность и эффективность. Тралы такого типа были рекомендованы для использования с танками КВ и ИС. Наилучше для этого, по мнению Главного бронетанкового управления, подходил тяжелый танк КВ-1С, который имел восьмиступенчатую коробку передач (в Т-34 — четырехступенчатая), которая обеспечивала лучшую мобильность и легкость управления танком с противоминным тралом. Кроме того, КВ-1С имел более крепкий корпус, а его пушка не выходила за габариты корпуса, что исключало ее повреждение во время подрыва мины. Для этих танков до конца 1945 г. разработали трал ПТ-3М или ПТ-М (противоминный трал модернизирован). В результате доработки трала из его конструкции была исключена несущая А-образная рама, усилена центральная балка, конструкция траверсы изменена. В 1944 — 45 гг. трал был установлен на все основные советские танки — Т-34-85, ИС-2, ИС-3, Т-44. Однако вскоре выяснилось, что трал хотя и позволяет вести огонь из танковой пушки, но существует небольшой сектор обстрела впереди, в котором танкисты все же были вынуждены поднимать стволы пушек на максимальный угол, чтоб уберечь их от поражения осколками подорванной тралом мины. Поэтому было рекомендовано противоминный трал ПТ-3М (ПТ-М) в боевых условиях с танками ИС-2, ИС-3, Т-44 и Т-34-85 не использовать.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Тяжелый танк ИС-2 с тралом ПТ-М

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Средний танк Т-44 с тралом ПТ-М на испытаниях. 1945 г.


Кроме противоминных тралов ПТ-3, в годы войны разрабатывали и испытывали другие конструкции тралов. Одна из них — экспериментальный образец «взрывного трала». Он представлял собой специальную кассету с 10 зарядами массой по 5 кг каждый. Во время движения танка заряды выбрасывались из кассеты на минное поле в порядке очереди с определенным интервалом и взрывались, образуя проход. Таким образом, в годы войны СССР изобрел еще один новый вид вооружения — установки разминирования.

Советский Союз, одним из первых начав работы по созданию противоминных тралов, во время Великой Отечественной войны разработал и эффективно применял один из наилучших противоминных тралов того времени — ПТ-3. Конструкция вышла настолько удачной, что и сегодня продолжает использоваться на современных наследниках ПТ-3 — колейных минных тралах КМТ-5 и КМТ-7. Конструкция последних в свое время удачно была скопирована израильтянами, а в начале ХХІ в. и американцами.

В заключение — несколько фото.
Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Танк Т-43-85 с тралом ПТ — 3

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Модель танка КВ-1 с тралом ПТ-М

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Модель танка Т-34-76 с тралом ПТ-3

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Американский трал Т1Е2 на танке "Шерман"

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Американский трал Т-1 для танка М3 Ли

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Английский танк "Черчиль" с ножевым тралом ПЛАГ

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Танк-тральщик "Шерман Краб" с бойковым тралом

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Японский трал бойкового типа

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Подготовка трала КМТ-5 к работе

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Колейный трал КМТ-7. Современный наследник трала ПТ-3

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 3)

Занятия по инженерной технике. Рассказ о противоминных тралах. На фото хорошо видно систему крепления трала к танку


Источники:
1. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 18. М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1953. С. 40.
2. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 3. М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1947. С.33.
3. Руководство по военно-инженерному делу. М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1953. 678 с.
4. Катковые минные тралы // http:// tanki-su.narod.ru/ mashinyi-razgrazhdeniya/ katkovyie-minnyie-tralyi.html.
5. Машины и оборудование для преодоления минно-взрывных заграждений // Машины инженерного вооружения: В 4 ч. Ч. 3. Машины для ведения инженерной разведки, преодоления и устройства минно-взрывных заграждений. М.: Воениздат, 1987. 424 с.
6. Отечественные бронированные машины. ХХ век: Научное издание: В 4 т. / Солянкин А. Г., Павлов Г. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. / Том 1. Отечественные бронированные машины. 1905—1941 гг. М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002. 344 с.
7. Инженерные войска в боях за советскую семью / А.Д. Цирлин, П.И. Бирюков, В.П. Истомин. М.: Лениздат, 1970. 422 с.
8. История военного искусства: Учебник для военных академий советских вооруженных сил / Б.В. Панов, В.Н. Киселев и др. М.: Воениздат, 1984. 535 с.
9. Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005. 142 с.
10. ПТ-3 — катковый минный трал // http:// russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=1158.
11. Никифоров Н. Штурмовые бригады Красной Армии / Н. Никифоров. Москва: Яуза, Эксмо, 2008. 156 с.
12. Виноградов А.В., Макаренко А.С. История создания и развития отечественных минных тралов // Техника и вооружение. 2012. №1—4 .
13. http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuPzTrl/SuPzTrl005.htm.
14. http://mreadz.com/new/index.php?id=276168&pages=32.
15. http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=634&p=1713288&sid=0eb209200b0c4adc611eddd360d157ce.
16. http://tank-t-34.blogspot.com/2010/05/34_23.html.
Автор: Фещук Михаил


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Серый 43 3 сентября 2015 07:36
    О Мугалёве я прочитал в произведениях Е.Федоровского "Хроника операции "Фауст"" и "Невидимая смерть",именно в последней и описывается работа над тралами и их испытания конструктором
  2. Комментарий был удален.
  3. кобальт 3 сентября 2015 08:32
    От себя добавлю фото немецкого минтральщика из музея в кубинке. В серию не пошел.
  4. 31rus 3 сентября 2015 08:41
    Хорошая работа,отличная статья,спасибо,еще б продолжение
  5. Инжнер-сапер 3 сентября 2015 13:11
    Служил 69-71 год.
    Из ника род войск, думаю, понятен всем. У нас на "дальних" складах были ангары с техникой. Там, говорят, и хранились тралы. Охранялись строже чем взрывчатка. В учениях не участвовали.
    Вот такой "объект повышенной секретности".
  6. moskowit 5 сентября 2015 18:56
    Прочитал все три статьи. Спасибо автору. Хорошо и популярно написано с привлечением большого объёма фактологического материала и документов, подкрепляющих изученные автором факты. Можно назвать "Энциклопедией траления". За труд большой плюс.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня