«Мы в тепле, а как он там?»

«Мы в тепле, а как он там?»


Накануне 1 сентября родителям сегодняшних первоклассников приходится тяжело. Жалуются они на беготню по магазинам, да некоторые стараются "запихнуть" своих ненаглядных чад к нужному учителю. А что было в 1942-1943 учебном году? Как тогда жили дети? Что они делали? И, кажется мне, что многие наши проблемы — это мелочь и шелуха по сравнению с тем, военным детством.

Тамара Петровна Горевая (в годы войны — ученица средней школы посёлка Хоста) вспоминала: "После школы регулярно бегала в госпиталь. Незрячим читала письма из дома и писала ответы. Из ложечки кормила раненых, у которых не было рук, и тяжелобольных. Из тряпочек выдёргивала нити и делала тампоны вместо ваты".


Учащиеся школы №6 города Таганрога за три месяца передали подшефному госпиталю 14 кроватей, 52 тарелки, 30 столовых ложек, 46 чайных ложек, 23 блюдца, 42 стакана, 15 комнатных цветов, 8 подушек, один матрас".

В городе Сочи только в 1942-1943 учебном году в госпиталях "систематически работала большая армия комсомольцев и учащихся старших классов. Они читали книги, проводили беседы, перестилали постели, разносили обеды, ужины, мыли обувь для сдачи в починку, чинили бельё, убирали двор, шили чувяки и прочее. Учащиеся младших классов приходили в палаты с художественными выступлениями, приносили курительную бумагу, конверты, фрукты и прочее. Школьники собирали сухой лист для набивки матрасов, делали коптилки для палат".

И.В. Широков, обучавшийся в годы войны в старших классах средней школы посёлка Хоста, вспоминал: "В школе мы ставили спектакль и потом выступали в госпиталях. Однажды мне пришлось играть роль Гитлера, поскольку никто не хотел её исполнять, а меня обязали как старосту класса. Я надел английский френч, оставшийся после Гражданской войны, нарисовал фашистские атрибуты, усы сделал сажей, соответственно причесался и за пояс заткнул самый большой поварской нож. Моя одноклассница изображала Россию. Мы с ней разыграли сцену борьбы. Конечно же, Россия побеждала. Этот спектакль мы сочинили сами. Также ставили спектакли по произведениям А.П. Чехова "Злоумышленник", "Хирургия". Раненым очень нравились наши постановки".

Наиболее активно проводили шефскую работу с местными госпиталями учащиеся школы №8 города Сочи. Они стали инициаторами празднования в них Нового года. Школьники заранее подготовились к этому празднику. Они закупили небольшие подарки воинам (орехи, чернослив, мандарины, яблоки, бумагу, конверты, карандаши). Сшили кисеты, платочки. Подготовили приветствия. Ребята купили небольшие ёлочки и собрали ёлочные украшения. А 31 декабря разделились на две группы: младшую (1-7 классы) и старшую (8-10 классы) — и под руководством классных руководителей и пионервожатых украсили ёлочки в палатах у раненых.

Самая большая ёлка была установлена старшеклассниками в столовой. А 1 января 1943 года школьники выступили перед ранеными с новогодними приветствиями, концертом художественной самодеятельности, раздали подарки. "Со слезами радости встретили бойцы и командиры такую заботу детей о них", — говорится в архивных школьных документах.

Раненые этого госпиталя написали в редакцию городской газеты Сочи письмо с благодарственными словами своим юным шефам, в котором, в частности, говорилось: "У каждого из нас теплее становится на сердце при мысли, что дети после учёбы готовили для нас весёлые песни, стихи, рассказы о боевых делах фронтовиков. Очень трогательны маленькие, но дорогие для каждого из нас детские подарки. Юные патриоты умеют проявить любовь к защитникам Родины даже в мелочах".

Школьники были желанными гостями в любой палате, раненые с теплотой отзывались о своих маленьких шефах, которые вносили оживление в строгую больничную жизнь, их ждали с нетерпением, о них вспоминали, даже выписываясь из госпиталя.

Встречи с детьми стали определённой формой психологической реабилитации для искалеченных войной людей. У раненых возникали положительные образы, связанные с домом, семьёй, родными детьми, связь с которыми могла быть и утраченной. Полученные эмоции сглаживали остроту болевых ощущений от ран, притупляли остроту личностных переживаний, оказывали стимулирующие воздействие, появлялось желание вернуться в строй, в том числе ради мирной жизни детей, как своих, так и тех, с кем свели солдатские тропы.

В своём отчёте за 1943-1944 учебный год заведующая отделом народного образования Сталинского района города Таганрога констатировала: "Когда открывались госпитали, учащиеся собирали (по дворам) посуду, постельное бельё, подушки, кровати и прочее. Дети готовили к приезду раненых палаты, они старались придать им уютный вид — несли туда портреты, лозунги, цветы. Постоянно бывая у раненых, охотно выполняли их просьбы: почитать, сходить на базар. Весной торопились вырастить лук, редиску, чтобы отнести бойцам".

Жительница посёлка Хоста М.В. Иванова в своих воспоминаниях подчёркивала, что "подростки дежурили ночами у кроватей тяжелобольных. На носилках из госпиталя помогали медицинскому персоналу носить раненых к берегам Чёрного моря, там развязывали им бинты, купали в целебной морской воде, стирали бинты и вновь по крутым склонам поднимали их в палаты. Пальцы немели, уставали плечи и руки у полуголодных подростком от непосильной ноши, но они мужественно оказывали помощь защитникам Родины".

Что же руководило детьми, что заставляло и мотивировало их отдавать последние силы, свободное время, учитывая то, что сами они голодали и нуждались в помощи? Вновь обратимся к рассказу о военном времени И.В. Широкова, в котором прослеживается восприятие основной массой подрастающего поколения страны своей роли в помощи фронту. "В свободное время, — отмечает он, — подростки с большим энтузиазмом посещали раненых, девочки-школьницы помогали медсёстрам делать перевязки, читали газеты. А мы собирали мох в самшитовой роще для госпиталей, так как не хватало ваты и бинтов, а 100 граммов мха впитывало 400 граммов гноя, и такими свойствами не обладает ни одно другое вещество на свете. Собирали плоды диких груш, яблок, сушили их для раненых и для отправки на фронт. Клич "Всё для фронта! Всё для Победы" стал нашим образом жизни".

Бесспорно, что шефство над госпиталями со стороны школьников являлось организованным процессом в рамках общественно-государственного движения помощи фронту, находившимся под особым контролем партийных и советских органов всей уровней И, возможно, большой процент подростков своё участие в нём воспринимал как пионерское или комсомольское поручение. Администрация органов образования, особенно в таких городах, как Сочи, Кисловодск, Ессентуки, ставших в годы войны ведущими базами размещения госпиталей на юге России, объявила шефство над ними одним из приоритетных направлений внеклассной и внешкольной работы.

Вместе с тем за идеологической и формальной оболочкой шефского движения просматривается ещё и эмоционально-психологический пласт. Практически у каждого школьника кто-то из близких сражался на фронте и рисковал жизнью. Дети войны отмечали, что "если было плохо — вспоминали отцов: "Мы в тепле, а как он там?" В этой связи помощь раненым, общение с ними являлось одной из основных эмоциональных нитей, которая связывала тыл с фронтом, а на подсознательном уровне — детей с близкими. Ведь детям не хватало родительского тепла. Раненые, у которых было много нерастраченных отцовских чувств, в какой-то мере заполняли юные души теми необходимыми эмоциями, характерными для детско-родительских отношений.

Сотрудники отдела народного образования Ставропольского края в 1944 году отмечали, что "непосредственная связь и дружба с фронтовиками оказывает очень хорошее влияние на учащихся, дисциплинирует их, приучает к более вдумчивому отношению к учёбе и своим обязанностям".
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. alicante11 31 августа 2015 07:40
    Прикольно. Автор как бы намекает на то, что, коль на нас пошел войной Запад, то надо не выворобушкиваться, затянуть пояса до уровня образца 1941 года и проводить свободное время в больницах, оказывая помощь тамошним жертвам оптимизации системы здравоохранения?
    Нет, я, в принципе, не против, даже на первой паре завтра могу студентам предложить этот вариант. Но только в том случае, если ВВП, ДАМ, ихняя команда и, конечно же, олигархи резко пожертвуют в фонд победы все имущество, оставив себе по мундиру, две пары сношенных сапог и трубке. А пока они этого не делают, извините, но мы тоже будем желать потеблятствовать.
    1. пропагандыНЕТ 31 августа 2015 07:56
      Можно, значение последнего слово разъяснить.
      1. alicante11 31 августа 2015 08:09
        Можно, значение последнего слово разъяснить


        Потреблять в свое удовольствие.
    2. Varvar78 31 августа 2015 09:12
      Интересно,что и где вы преподаёте...весьма странный комментарий-всё в кучу собрано.
      1. alicante11 31 августа 2015 13:35
        Интересно,что и где вы преподаёте...весьма странный комментарий-всё в кучу собрано.


        Хабаровский техникум железнодорожного транспорта.
        Когда говорят "все", значит ничего. К чему конкретно претензии?
        1. Varvar78 31 августа 2015 17:02
          В статье про отношения детей к раненых и т.д.,а Вы всё к товарно-денежным отношениям сходите,да ещё и ВВП,ДАМ и ИВС непонятно зачем приплыли...или комментарий на другую статью?С уважением...
          1. alicante11 1 сентября 2015 04:37
            В статье про отношения детей к раненых и т.д.


            Да не про это в статье. А про то, что нам нужно быть очень сильно радостными, что у нас до этого пока не дошло. И, мол, идите ка вы, граждане России, помогайте больным и раненым, и не мешайте олигархам вас грабить, а власти их защищать.
    3. Мареман Василич 31 августа 2015 10:31
      Камрад, двумя словами-рыба гниёт с головы.
    4. oldkap22 1 сентября 2015 15:33
      Ну и продолжай потреблятствовать ...эта статья не для тебя...
  2. parusnik 31 августа 2015 07:53
    Статья,как бочка меда с ложкой дегтя,не большой..
  3. Fotoceva62 31 августа 2015 08:56
    Подвиг Советского Народа будет для нас вечным примером стойкости и героизма.Пояса затянуть,да не вопрос,у на в России простые граждане их и не ослабляли.Путь пример подаст чиновничья стая,владельцы заводов,газет,пароходов. Васильева пусть в зону вернётся,рукавицы шить и вину искупать. Правительство начнёт жить на зарплату в 10_12 тыс. рубл. как у нас в Севастополе. Господа!станьте проще ,ближе к народу и народ к вам потянется.
    Лично я Вам не верю,«элитка» ,сдадите Россию при первой возможности.Ворьё и космополиты.
    1. Мареман Василич 31 августа 2015 10:36
      Так они для этого на западе(у врага) и земли скупают, деньги хранят. Кто собирается защищать свою страну, у врага запасов не делают.
  4. gladcu2 31 августа 2015 18:34
    Если уж об элитах. То как говорят, кому она нужна?
    Вам элита нужна?

    Мне элита нужна? Тогда какого они нам всем сдались?

    Захарченко,электрик 6 разряда, глава ДНР. Нужен кому-то? Захарченко элита?

    Ну вот и весь сказ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня