Military Review

"We are warm, and how is he there?"

13
"We are warm, and how is he there?"



On the eve of September 1, parents of today's first graders have a hard time. They complain about the bustle of shopping, but some try to "shove" their beloved children to the right teacher. What happened in the 1942-1943 school year? How did the children live then? What they were doing? And it seems to me that many of our problems are a trifle and a husk in comparison with the military childhood.

Tamara Petrovna Gorevaya (during the war - a schoolgirl from the Khosta village secondary school) recalled: “After school, I regularly ran to the hospital. I read letters from home and wrote answers to the blind. I fed wounded people who did not have arms and seriously ill patients from a spoon. I pulled out rags thread and made tampons instead of cotton wool. "

Pupils of school №6 of the city of Taganrog for three months gave 14 beds to the sponsored hospital, 52 plates, 30 tablespoons, 46 teaspoons, 23 saucers, 42 glasses, 15 room flowers, 8 pillows, one mattress. "

In the city of Sochi, only in 1942-1943 school year "a large army of Komsomol members and high school students worked systematically. They read books, interviewed, retiled beds, carried lunches, dinners, washed repair shoes, repaired linens, cleaned the yard , sewed dudes and other. Primary students came to the chambers with artistic performances, brought smoking paper, envelopes, fruit, etc. The students collected a dry sheet for stuffing mattresses, made smokers for the chambers. "

I.V. Shirokov, who had studied in the war years in high school in the village of Khost, recalled: "At school we staged a performance and then performed in hospitals. Once I had to play the role of Hitler, because no one wanted to perform it, but I was obliged to be the head of the class. I put on an English jacket left after the Civil War, drew fascist attributes, made a mustache with soot, respectively, combed his hair and tucked the biggest cook knife by his belt. My classmate portrayed Russia. We played the fight scene with her. Of course, Russia won We composed this performance ourselves. We also staged performances based on the works of A.P. Chekhov “The Malefactor” and “Surgery.” The wounded really liked our productions. ”

The most actively carried out patronage work with local hospitals, pupils of school No. XXUMX of the city of Sochi. They initiated the celebration of the New Year in them. Pupils prepared in advance for this holiday. They bought small gifts for soldiers (nuts, prunes, tangerines, apples, paper, envelopes, pencils). Sewed pouches, handkerchiefs. Prepared greetings. The guys bought small Christmas trees and collected Christmas decorations. December 8 was divided into two groups: the youngest (31-1 classes) and the senior (7-8 classes) - and under the guidance of class leaders and pioneers, they decorated the Christmas trees in the wards.

The largest Christmas tree was installed by high school students in the dining room. And on January 1 1943, schoolchildren performed before the wounded with New Year's greetings, a concert of amateur performances, and distributed gifts. "With tears of joy, the fighters and commanders were greeted by such children's care for them," the archival school documents say.

The wounded of this hospital wrote a letter to the editors of the city’s Sochi newspaper with words of thanks to their young chiefs, which, in particular, said: “Each of us has a warmer heart at the thought that after studying children prepared funny songs, poems, stories for us about the military affairs of the front-line soldiers. Children’s gifts are very touching, but dear to each of us. Young patriots can show love to the defenders of the Motherland even in small things. "

Schoolchildren were welcome guests in any ward, the wounded warmly spoke of their little chefs, who brought revival to a strict hospital life, they were looked forward to, they were remembered, even after they left the hospital.

Meetings with children have become a form of psychological rehabilitation for people crippled by war. The wounded had positive images associated with the house, family, and own children, with whom communication could have been lost. Emotions received smoothed the severity of pain from wounds, dulled the severity of personal experiences, had a stimulating effect, there was a desire to return to the system, including for the sake of the peaceful life of children, both their own and those with whom they brought the soldiers' trails.

In her report on the 1943-1944 school year, the head of the public education department of the Stalin district of the city of Taganrog stated: "When the hospitals opened, the students collected (in the courtyards) dishes, bedding, pillows, beds, etc.. The children prepared wounded wards for the arrival, they tried to give them a cozy look — they carried portraits, slogans, flowers. Constantly visiting the wounded, they willingly carried out their requests: to read, to go to the bazaar. In the spring, they were in a hurry to grow onions and radishes in order to carry them to the soldiers. "

A resident of the village Hosta M.V. Ivanova, in her memoirs, emphasized that “teenagers were on duty at night at the bedside of seriously ill patients. On stretchers from the hospital they helped medical personnel to carry the wounded to the shores of the Black Sea, there they untied bandages, bathed them in healing sea water, washed bandages and again, on steep slopes, lifted them in the fingers were numb, tired shoulders and hands of half-starved teenagers from an unbearable burden, but they courageously assisted the defenders of the Motherland. "

What led the children, what made and motivated them to give their last strength, free time, given that they themselves were starving and needed help? Let us again turn to the story of the wartime I.V. Shirokov, in which the perception by the bulk of the rising generation of the country of their role in helping the front can be traced. “In his spare time,” he notes, “the adolescents visited the wounded with great enthusiasm, the schoolgirl girls helped the nurses to do the dressings, read the newspapers. And we collected moss in the boxwood grove for hospitals, as there were not enough cotton wool and bandages, and 100 grams of moss 400 absorbed grams of pus, and no other substance in the world possesses such properties. They collected the fruits of wild pears and apples, dried them for the wounded and for sending them to the front. Everything for Victory "has become our way of life."

It is indisputable that patronage of hospitals by schoolchildren was an organized process within the framework of the public-state movement of assistance to the front, which was under special control of party and Soviet organs of all levels. And, perhaps, a large percentage of adolescents perceived their participation in it as a pioneer or Komsomol task. The administration of education authorities, especially in such cities as Sochi, Kislovodsk, Yessentuki, which became the leading bases for the placement of hospitals in southern Russia during the war years, declared patronage of them one of the priority areas of out-of-class and extra-curricular work.

At the same time, behind the ideological and formal shell of the patronage movement, there is also an emotional-psychological layer. Nearly every schoolchildren, some of the close ones fought at the front and risked their lives. The children of the war noted that “if it was bad, they remembered their fathers:“ We are warm, and how is he there? ”In this connection, helping the wounded, communicating with them was one of the main emotional threads that connected the rear with the front, and on a subconscious level - children with loved ones. After all, the children lacked parental warmth, the wounded, who had many unspent fatherly feelings, to some extent filled the young souls with those necessary emotions characteristic of parent-child relationships.

Employees of the Department of National Education of the Stavropol Territory in 1944 noted that "direct communication and friendship with front-line soldiers exerts a very good influence on students, disciplines them, and teaches them to be more thoughtful about their studies and their duties."
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. alicante11
    alicante11 31 August 2015 07: 40 New
    0
    Cool. The author, as it were, alludes to the fact that since the West went to war with us, we need not to get rid of ourselves, tighten our belts to the level of the 1941 model and spend free time in hospitals, helping the victims of the healthcare system optimization there?
    No, I, in principle, do not mind, even on the first pair tomorrow I can offer students this option. But only if the GDP, DAM, their team and, of course, the oligarchs sharply donate all property to the victory fund, leaving themselves in their uniforms, two pairs of worn boots and a pipe. In the meantime, they do not, excuse me, but we, too, will wish to cheer.
    1. propaganda NO
      propaganda NO 31 August 2015 07: 56 New
      0
      You can clarify the meaning of the last word.
      1. alicante11
        alicante11 31 August 2015 08: 09 New
        0
        You can clarify the meaning of the last word


        Consume for your pleasure.
    2. Varvar78
      Varvar78 31 August 2015 09: 12 New
      +2
      It’s interesting what and where you teach ... a very strange comment, all in a heap.
      1. alicante11
        alicante11 31 August 2015 13: 35 New
        0
        It’s interesting what and where you teach ... a very strange comment, all in a heap.


        Khabarovsk College of Railway Transport.
        When they say "everything", it means nothing. What specifically claims?
        1. Varvar78
          Varvar78 31 August 2015 17: 02 New
          +1
          In the article about the relationship of children to the wounded, etc., but you all go to commodity-money relations, and even the GDP, DAM and the ITT do not understand why they sailed ... or a comment on another article? Respectfully ...
          1. alicante11
            alicante11 1 September 2015 04: 37 New
            0
            In the article about the attitude of children to the wounded, etc.


            Yes, not about this in the article. And about the fact that we need to be very joyful, which we have not yet reached. And, they say, go on you, the citizens of Russia, help the sick and wounded, and do not stop the oligarchs from robbing you, and the authorities to protect them.
    3. Mareman Vasilich
      Mareman Vasilich 31 August 2015 10: 31 New
      +1
      Kamrad, in a nutshell, the fish rots from the head.
    4. oldkap22
      oldkap22 1 September 2015 15: 33 New
      0
      Well, continue to consume ... this article is not for you ...
  2. parusnik
    parusnik 31 August 2015 07: 53 New
    +1
    An article, like a barrel of honey with a fly in the ointment, is not big ..
  3. Fotoceva62
    Fotoceva62 31 August 2015 08: 56 New
    +2
    The feat of the Soviet People will be for us an eternal example of steadfastness and heroism. It’s not a question to tighten the belt, but ordinary citizens in Russia didn’t weaken them. An official flock, owners of factories, newspapers, and steamers will give an example. Let Vasiliev return to the zone, sew gloves and atone for the fault. The government will start living on a salary of 10_12 thousand rubles. as we have in Sevastopol. Gentlemen, become simpler, closer to the people and the people will reach you.
    Personally, I don’t believe you, "elite", hand over Russia as soon as possible. Thieves and cosmopolitans.
    1. Mareman Vasilich
      Mareman Vasilich 31 August 2015 10: 36 New
      +1
      So they are for this in the west (the enemy) and buy land, store money. Whoever intends to defend his country does not have reserves at the enemy.
  4. gladcu2
    gladcu2 31 August 2015 18: 34 New
    -1
    If we talk about the elites. What they say, who needs it?
    Do you need an elite?

    Do I need an elite? Then what did they all surrender to us?

    Zakharchenko, electrician of the 6th category, head of the DPR. Need someone? Zakharchenko elite?

    Well, that’s the whole story.

«Мы в тепле, а как он там?»

«Мы в тепле, а как он там?»


Накануне 1 сентября родителям сегодняшних первоклассников приходится тяжело. Жалуются они на беготню по магазинам, да некоторые стараются "запихнуть" своих ненаглядных чад к нужному учителю. А что было в 1942-1943 учебном году? Как тогда жили дети? Что они делали? И, кажется мне, что многие наши проблемы — это мелочь и шелуха по сравнению с тем, военным детством.

Тамара Петровна Горевая (в годы войны — ученица средней школы посёлка Хоста) вспоминала: "После школы регулярно бегала в госпиталь. Незрячим читала письма из дома и писала ответы. Из ложечки кормила раненых, у которых не было рук, и тяжелобольных. Из тряпочек выдёргивала нити и делала тампоны вместо ваты".


Учащиеся школы №6 города Таганрога за три месяца передали подшефному госпиталю 14 кроватей, 52 тарелки, 30 столовых ложек, 46 чайных ложек, 23 блюдца, 42 стакана, 15 комнатных цветов, 8 подушек, один матрас".

В городе Сочи только в 1942-1943 учебном году в госпиталях "систематически работала большая армия комсомольцев и учащихся старших классов. Они читали книги, проводили беседы, перестилали постели, разносили обеды, ужины, мыли обувь для сдачи в починку, чинили бельё, убирали двор, шили чувяки и прочее. Учащиеся младших классов приходили в палаты с художественными выступлениями, приносили курительную бумагу, конверты, фрукты и прочее. Школьники собирали сухой лист для набивки матрасов, делали коптилки для палат".

И.В. Широков, обучавшийся в годы войны в старших классах средней школы посёлка Хоста, вспоминал: "В школе мы ставили спектакль и потом выступали в госпиталях. Однажды мне пришлось играть роль Гитлера, поскольку никто не хотел её исполнять, а меня обязали как старосту класса. Я надел английский френч, оставшийся после Гражданской войны, нарисовал фашистские атрибуты, усы сделал сажей, соответственно причесался и за пояс заткнул самый большой поварской нож. Моя одноклассница изображала Россию. Мы с ней разыграли сцену борьбы. Конечно же, Россия побеждала. Этот спектакль мы сочинили сами. Также ставили спектакли по произведениям А.П. Чехова "Злоумышленник", "Хирургия". Раненым очень нравились наши постановки".

Наиболее активно проводили шефскую работу с местными госпиталями учащиеся школы №8 города Сочи. Они стали инициаторами празднования в них Нового года. Школьники заранее подготовились к этому празднику. Они закупили небольшие подарки воинам (орехи, чернослив, мандарины, яблоки, бумагу, конверты, карандаши). Сшили кисеты, платочки. Подготовили приветствия. Ребята купили небольшие ёлочки и собрали ёлочные украшения. А 31 декабря разделились на две группы: младшую (1-7 классы) и старшую (8-10 классы) — и под руководством классных руководителей и пионервожатых украсили ёлочки в палатах у раненых.

Самая большая ёлка была установлена старшеклассниками в столовой. А 1 января 1943 года школьники выступили перед ранеными с новогодними приветствиями, концертом художественной самодеятельности, раздали подарки. "Со слезами радости встретили бойцы и командиры такую заботу детей о них", — говорится в архивных школьных документах.

Раненые этого госпиталя написали в редакцию городской газеты Сочи письмо с благодарственными словами своим юным шефам, в котором, в частности, говорилось: "У каждого из нас теплее становится на сердце при мысли, что дети после учёбы готовили для нас весёлые песни, стихи, рассказы о боевых делах фронтовиков. Очень трогательны маленькие, но дорогие для каждого из нас детские подарки. Юные патриоты умеют проявить любовь к защитникам Родины даже в мелочах".

Школьники были желанными гостями в любой палате, раненые с теплотой отзывались о своих маленьких шефах, которые вносили оживление в строгую больничную жизнь, их ждали с нетерпением, о них вспоминали, даже выписываясь из госпиталя.

Встречи с детьми стали определённой формой психологической реабилитации для искалеченных войной людей. У раненых возникали положительные образы, связанные с домом, семьёй, родными детьми, связь с которыми могла быть и утраченной. Полученные эмоции сглаживали остроту болевых ощущений от ран, притупляли остроту личностных переживаний, оказывали стимулирующие воздействие, появлялось желание вернуться в строй, в том числе ради мирной жизни детей, как своих, так и тех, с кем свели солдатские тропы.

В своём отчёте за 1943-1944 учебный год заведующая отделом народного образования Сталинского района города Таганрога констатировала: "Когда открывались госпитали, учащиеся собирали (по дворам) посуду, постельное бельё, подушки, кровати и прочее. Дети готовили к приезду раненых палаты, они старались придать им уютный вид — несли туда портреты, лозунги, цветы. Постоянно бывая у раненых, охотно выполняли их просьбы: почитать, сходить на базар. Весной торопились вырастить лук, редиску, чтобы отнести бойцам".

Жительница посёлка Хоста М.В. Иванова в своих воспоминаниях подчёркивала, что "подростки дежурили ночами у кроватей тяжелобольных. На носилках из госпиталя помогали медицинскому персоналу носить раненых к берегам Чёрного моря, там развязывали им бинты, купали в целебной морской воде, стирали бинты и вновь по крутым склонам поднимали их в палаты. Пальцы немели, уставали плечи и руки у полуголодных подростком от непосильной ноши, но они мужественно оказывали помощь защитникам Родины".

Что же руководило детьми, что заставляло и мотивировало их отдавать последние силы, свободное время, учитывая то, что сами они голодали и нуждались в помощи? Вновь обратимся к рассказу о военном времени И.В. Широкова, в котором прослеживается восприятие основной массой подрастающего поколения страны своей роли в помощи фронту. "В свободное время, — отмечает он, — подростки с большим энтузиазмом посещали раненых, девочки-школьницы помогали медсёстрам делать перевязки, читали газеты. А мы собирали мох в самшитовой роще для госпиталей, так как не хватало ваты и бинтов, а 100 граммов мха впитывало 400 граммов гноя, и такими свойствами не обладает ни одно другое вещество на свете. Собирали плоды диких груш, яблок, сушили их для раненых и для отправки на фронт. Клич "Всё для фронта! Всё для Победы" стал нашим образом жизни".

Бесспорно, что шефство над госпиталями со стороны школьников являлось организованным процессом в рамках общественно-государственного движения помощи фронту, находившимся под особым контролем партийных и советских органов всей уровней И, возможно, большой процент подростков своё участие в нём воспринимал как пионерское или комсомольское поручение. Администрация органов образования, особенно в таких городах, как Сочи, Кисловодск, Ессентуки, ставших в годы войны ведущими базами размещения госпиталей на юге России, объявила шефство над ними одним из приоритетных направлений внеклассной и внешкольной работы.

Вместе с тем за идеологической и формальной оболочкой шефского движения просматривается ещё и эмоционально-психологический пласт. Практически у каждого школьника кто-то из близких сражался на фронте и рисковал жизнью. Дети войны отмечали, что "если было плохо — вспоминали отцов: "Мы в тепле, а как он там?" В этой связи помощь раненым, общение с ними являлось одной из основных эмоциональных нитей, которая связывала тыл с фронтом, а на подсознательном уровне — детей с близкими. Ведь детям не хватало родительского тепла. Раненые, у которых было много нерастраченных отцовских чувств, в какой-то мере заполняли юные души теми необходимыми эмоциями, характерными для детско-родительских отношений.

Сотрудники отдела народного образования Ставропольского края в 1944 году отмечали, что "непосредственная связь и дружба с фронтовиками оказывает очень хорошее влияние на учащихся, дисциплинирует их, приучает к более вдумчивому отношению к учёбе и своим обязанностям".
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. alicante11 31 августа 2015 07:40
    Прикольно. Автор как бы намекает на то, что, коль на нас пошел войной Запад, то надо не выворобушкиваться, затянуть пояса до уровня образца 1941 года и проводить свободное время в больницах, оказывая помощь тамошним жертвам оптимизации системы здравоохранения?
    Нет, я, в принципе, не против, даже на первой паре завтра могу студентам предложить этот вариант. Но только в том случае, если ВВП, ДАМ, ихняя команда и, конечно же, олигархи резко пожертвуют в фонд победы все имущество, оставив себе по мундиру, две пары сношенных сапог и трубке. А пока они этого не делают, извините, но мы тоже будем желать потеблятствовать.
    1. пропагандыНЕТ 31 августа 2015 07:56
      Можно, значение последнего слово разъяснить.
      1. alicante11 31 августа 2015 08:09
        Можно, значение последнего слово разъяснить


        Потреблять в свое удовольствие.
    2. Varvar78 31 августа 2015 09:12
      Интересно,что и где вы преподаёте...весьма странный комментарий-всё в кучу собрано.
      1. alicante11 31 августа 2015 13:35
        Интересно,что и где вы преподаёте...весьма странный комментарий-всё в кучу собрано.


        Хабаровский техникум железнодорожного транспорта.
        Когда говорят "все", значит ничего. К чему конкретно претензии?
        1. Varvar78 31 августа 2015 17:02
          В статье про отношения детей к раненых и т.д.,а Вы всё к товарно-денежным отношениям сходите,да ещё и ВВП,ДАМ и ИВС непонятно зачем приплыли...или комментарий на другую статью?С уважением...
          1. alicante11 1 сентября 2015 04:37
            В статье про отношения детей к раненых и т.д.


            Да не про это в статье. А про то, что нам нужно быть очень сильно радостными, что у нас до этого пока не дошло. И, мол, идите ка вы, граждане России, помогайте больным и раненым, и не мешайте олигархам вас грабить, а власти их защищать.
    3. Мареман Василич 31 августа 2015 10:31
      Камрад, двумя словами-рыба гниёт с головы.
    4. oldkap22 1 сентября 2015 15:33
      Ну и продолжай потреблятствовать ...эта статья не для тебя...
  2. parusnik 31 августа 2015 07:53
    Статья,как бочка меда с ложкой дегтя,не большой..
  3. Fotoceva62 31 августа 2015 08:56
    Подвиг Советского Народа будет для нас вечным примером стойкости и героизма.Пояса затянуть,да не вопрос,у на в России простые граждане их и не ослабляли.Путь пример подаст чиновничья стая,владельцы заводов,газет,пароходов. Васильева пусть в зону вернётся,рукавицы шить и вину искупать. Правительство начнёт жить на зарплату в 10_12 тыс. рубл. как у нас в Севастополе. Господа!станьте проще ,ближе к народу и народ к вам потянется.
    Лично я Вам не верю,«элитка» ,сдадите Россию при первой возможности.Ворьё и космополиты.
    1. Мареман Василич 31 августа 2015 10:36
      Так они для этого на западе(у врага) и земли скупают, деньги хранят. Кто собирается защищать свою страну, у врага запасов не делают.
  4. gladcu2 31 августа 2015 18:34
    Если уж об элитах. То как говорят, кому она нужна?
    Вам элита нужна?

    Мне элита нужна? Тогда какого они нам всем сдались?

    Захарченко,электрик 6 разряда, глава ДНР. Нужен кому-то? Захарченко элита?

    Ну вот и весь сказ.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня