Military Review

The blockade days of Antonina Eliseeva

3



Morning of 22 June 1941 of the year Tonya Eliseeva, a fourth-year student of the history department of the Leningrad University, met at her desk. All night she was preparing for the exam. stories. And when I got ready to go to bed, a friend called and told me the terrible news of the war.

The bombing began immediately. When there was a threatening hum in the distance, Tonya, along with her sister and mother, ran out to the stairwell. Here was their "bomb shelter". Standing on the landing, they awaited the explosion with horror. Not yet accustomed to war, they did not understand that if a bomb would land in their wooden house, only chips would be left of it. Therefore, there was absolutely no point in hiding in the stairwell. But Tonya, her sister and mother understood this only six months later.

Exam on the history took place on time - 28 June. In August, Tonya already passed the general history for the fifth year, received a diploma and began working in the archival department of one of the museums.

Transport did not work from the first days of the war. On the streets there were lonely buses and trolley buses, as if they were waiting for their drivers. Here, it would seem, expanse to the boys - to play chauffeurs! But Tonya never saw an abandoned transport of children around. The fascists had already closed the ring around Leningrad, now the blockaded city was gathering its forces to stand in battle. And it seemed that everyone understood it, even the smallest of its inhabitants. Therefore, the children did not play in the streets. They also needed to save their strength.

Tony's road from work to the house ran past the bakery. Around him, the girl often stopped, trying to inhale more of the smell of bread. I wanted to constantly, the card rates all the time decreased. Here, near the bakery, more and more hungry gathered every day - mostly women with small children came. They behaved calmly, but it was clear: a delicious smell would one day make people mad. So it happened.

Once, passing by the plant, Tonya saw that their neighbor, Trofimov, had come out of the open gate. He worked here. Trofimov left empty-handed, but it seemed to someone from the crowd that he was chewing on the go.
- Thief! - came a voice. - You steal bread, and we have nothing to feed the children!

This exclamation spurred the crowd. Women in one minute seemed mad. They ran up to Trofimov, instantly knocked him down and began to beat him. He shouted something, but the women did not listen to him. Tonya also began to shout that it was their neighbor, that he was an honest person, but her voice was drowned out in the general turmoil. A policeman ran out at the noise, he tried to disperse the crowd, but he could not cope with it alone.

And suddenly, as if on cue, the children left by the women on the pavement roared. Probably the kids were scared by everything that happened. And the general insanity that rose in an instant, just in an instant, subsided. The recalled mothers threw Trofimov and ran up to their children. Beaten Trofimov somehow got up and, without saying a word, went home with difficulty ...

... Tonin's father Alexander Nikolaevich worked at the Lenkhimpishekombinat. He often brought home cranberry cake. These days in the Eliseev family were considered real holidays. The plant was guarded by dogs, but they also died of starvation. Then the workers took the dogs home. They kept a strict queue so that someone did not get more. Alexander Nikolayevich brought two dogs home during the blockade.

Winter 1941-1942-th year was fierce. There was no light, no water either. I had to walk on the Neva, to prick the ice. They were no longer afraid of the bomb rumble - they got used to it. Leningrad was bombed up to eight times a day.

One day, a neighbor said that Tonin's dad was lying on the street and could not get up. Tonya and her sister took a sled and went to look for him. Found, drove home, then to the hospital. But it was too late - hunger won life. And the girls took the dead father to the Piskaryovskoye cemetery. For the manufacture of the coffin it was necessary to give a monthly card for products. Therefore, Alexander Nikolayevich sewed into a sheet and lowered into the grave dug out by her daughters. Antonina Aleksandrovna didn’t tell about how two weakened girls dug this hole in winter.

In March, 1942-th brother Oleg died, who left to fight the enemy in the first days of the war, right from the rally at the metal factory. And Tonya decided to go to the front in the summer. However, the girl in the military registration and enlistment office of the Krasnogvardeisky district was refused. Then Tonya went to another military enlistment office, Frunze. And the next morning, taking a cup and a spoon, together with the other girls volunteers went to Ladoga. They did not send them to the front line, but appointed them to be responsible for food. It was necessary to count the bags of food in the cars and accompany them to the desired station. And here again there was a case connected with bread.

Once, at a station near the carriage, Tonya noticed a dropped loaf. By the standards of wartime it was almost unreal happiness. Lost loaf - you did not steal it, it was donated by fate itself! For a moment the hunger took its toll - Tonya grabbed the bread and thrust it over the floor of his overcoat. She had not yet had time to think about what had happened, when she suddenly saw a little boy. Apparently, one of the orphans, homeless, somehow contrived to go unnoticed.
“Aunt, give me some bread,” the boy asked. - I saw you have.

And Tonya remembered that incident at the bakery. I remembered the women who, in blind despair, had attacked the innocent Trofimov. They were blinded by the powerlessness of their hungry children. It became a shame: after all, she, Tonya, turns out to be a military ration, albeit a miserable one, but permanent. however, I was glad that the city would receive one less loaf ...

Tonya took out bread and gave it to the boy. And he ... broke off the top cover and returned the rest to her! I wanted to leave, but Tonya did not give. She left the boy with herself, and that evening he was sent to one of the orphanages.

The blockade days of Antonina Eliseeva


... Antonina Alexandrovna survived the blockade. And after getting married, she left Leningrad for a long time. For many years she worked as a history teacher. And I must say, was a very good teacher. I never screamed and understood children perfectly.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 31 August 2015 07: 56 New
    +7
    I bow to you Antonina Alexandrovna .. to all the fallen and alive who defended the city of Leningrad!
    Sing, Comrade Combat
    On the glory of Leningrad!
    Words of His Valor
    For a whole world of greyamt.
    Fathers stood up for him
    The cannonade rattled
    And defended forever
    Immortal Leningrad.

    Live, holy city
    Live, immortal city!
    Great warrior city
    Our beloved Leningrad!

    Shakes flags on the Neva
    Autumn nights wind.
    The night is clear, like a bright day,
    Floats over the city.
    After all, the city of Lenin is one
    All over the world.
    Who encroached on his honor,
    Will not find mercy!

    Live, holy city
    Live, immortal city!
    Great warrior city
    Our beloved Leningrad!

    My grandfather fought there ..
  2. Reptiloid
    Reptiloid 5 September 2015 18: 18 New
    +2
    September 04.09 was at Blockade readings. A lot of people, from 10 (probably) years and up to 80 years. People came. The administration did everything right. There will be more in different places. Nobody is forgotten. Nothing is forgotten!
  3. Spawn
    Spawn 21 October 2015 15: 01 New
    0
    Hard years fell on their fate

Блокадные дни Антонины Елисеевой

Блокадные дни Антонины Елисеевой


Утро 22-ого июня 1941-ого года Тоня Елисеева, четверокурсница исторического факультета Ленинградского университета, встретила за письменным столом. Всю ночь она готовилась к экзамену по истории. А когда собралась лечь спать, позвонила подруга и сообщила страшную весть о войне.

Бомбёжки начались сразу. Когда вдали слышался угрожающий гул, Тоня вместе с сестрой и мамой выбегали на лестничную клетку. Здесь было их "бомбоубежище". Стоя на площадке, они с ужасом ожидали взрыва. Ещё не привыкшие к войне, они не понимали, что, если бомба угодит в их деревянный дом, от него останутся только щепки. Поэтому не было совершенно никакого смысла прятаться на лестничной клетке. Но Тоня, её сестра и мама поняли это только спустя полгода.


Экзамен по истории состоялся в срок – 28 июня. В августе Тоня уже сдала всеобщую историю за пятый курс, получила диплом и начала трудиться в архивном отделе одного из музеев.

Транспорт не работал с первых дней войны. На улицах сиротливо стояли автобусы и троллейбусы, как будто ждали своих водителей. Вот, казалось бы, раздолье мальчишкам — поиграть в шофёров! Но Тоня ни разу не видела около брошенного транспорта детей. Фашисты уже сомкнули вокруг Ленинграда кольцо, теперь блокадный город собирал свои силы, чтобы выстоять в схватке. И казалось, это понимал каждый, даже самый маленький его житель. Поэтому дети не играли на улицах. Им тоже нужно было беречь силы.

Дорога Тони с работы к дому пролегала мимо хлебозавода. Около него девушка часто останавливалась, стараясь вдохнуть побольше запаха хлеба. Есть хотелось постоянно, карточные нормы всё время уменьшались. Здесь, около хлебозавода, каждый день собиралось всё больше голодных — в основном, приходили женщины с маленькими детьми. Они вели себя спокойно, но было ясно: вкусный запах однажды сведёт людей с ума. Так и случилось.

Как-то, проходя мимо завода, Тоня увидела, что из раскрытых ворот вышел их сосед по фамилии Трофимов. Он здесь работал. Трофимов вышел с пустыми руками, однако кому-то из толпы показалось, что он на ходу жевал.
- Вор! - раздался чей-то голос. - Ты воруешь хлеб, а нам детей нечем кормить!

Этот возглас подстегнул толпу. Женщины в одну минуту словно обезумели. Они подбежали к Трофимову, моментально свалили его с ног и принялись бить. Он что-то кричал, но женщины не слушали его. Тоня тоже стала кричать, что это их сосед, что он честный человек, но её голос утонул в общей суматохе. На шум выбежал милиционер, он пытался разогнать толпу, но не мог справиться с ней в одиночку.

И вдруг, словно по команде, заревели дети, оставленные женщинами на мостовой. Наверное, малышей испугало всё происходящее. И общее безумие, поднявшееся в одно мгновение, так же, в одно мгновение, улеглось. Опомнившиеся матери бросили Трофимова и подбежали к своим детям. Избитый Трофимов кое-как поднялся и, не сказав ни слова, с трудом пошёл домой...

...Тонин папа Александр Николаевич работал на Ленхимпищекомбинате. Он часто приносил домой жмых из клюквы. Такие дни в семье Елисеевых считались настоящими праздниками. Комбинат охранялся собаками, но они тоже умирали от голода. Тогда работники уносили собак домой. Они соблюдали строгую очередь, чтобы кому-нибудь не досталось больше. Александр Николаевич за время блокады принёс домой двух собак.

Зима 1941-1942-ого года была лютой. Света не было, воды тоже. Приходилось ходить на Неву, колоть лёд. Бомбового гула уже не боялись – привыкли. Ленинград бомбили до восьми раз за сутки.

Однажды соседка сказала, что Тонин папа лежит на улице и не может подняться. Тоня с сестрой взяли санки и пошли его искать. Нашли, отвезли домой, потом в больницу. Но было уже поздно – голод победил жизнь. И девочки повезли мёртвого отца на Пискарёвское кладбище. За изготовление гроба нужно было отдать месячную карточку на продукты. Поэтому Александра Николаевича зашили в простыню и опустили в выкопанную дочками могилу. О том, как две обессиленные девушки зимой копали эту яму, Антонина Александровна рассказывать не стала.

В марте 1942-ого погиб брат Олег, ушедший биться с врагом в первые дни войны, прямо с митинга у металлического завода. И Тоня решила летом идти на фронт. Однако в военкомате Красногвардейского района девушке отказали. Тогда Тоня отправилась в другой военкомат, Фрунзенский. И на следующее утро, взяв чашку и ложку, вместе с остальными девчатами-добровольцами уехала на Ладогу. На передовую не послали, а назначили ответственной за продовольствие. Нужно было считать мешки с продуктами в вагонах и сопровождать их до нужной станции. И здесь снова произошёл случай, связанный с хлебом.

Однажды на станции около вагона Тоня заметила выпавшую буханку. По меркам военного времени это было почти нереальное счастье. Потерянная буханка — ты же её не украл, она подарена самой судьбой! На минуту голод взял своё — Тоня схватила хлеб и сунула его за полу шинели. Она ещё не успела задуматься о произошедшем, как вдруг увидела маленького мальчика. Видимо, один из сирот-беспризорников, как-то ухитрившийся остаться незамеченным.
- Тёть, дайте хлебушка, - попросил мальчишка. - Я видел, у вас есть.

И Тоня вспомнила тот случай у хлебозавода. Вспомнила женщин, в слепом отчаянии набросившихся на невиновного Трофимова. Их ослепило бессилие перед своими голодными детьми. Стало стыдно: ведь она-то, Тоня, получается военный паёк, хоть и мизерный, но постоянный. однако обрадовалась тому, что в город поступит на одну буханку меньше...

Тоня достала хлеб и отдала мальчонке. А он... отломил горбушку и вернул ей остальное! Хотел было уйти, но Тоня не дала. Оставила мальчика при себе, а тем же вечером его отправили в один из детских домов.

Блокадные дни Антонины Елисеевой


...Антонина Александровна пережила блокаду. А выйдя замуж, надолго уехала из Ленинграда. Много лет она работала учителем истории. И надо сказать, была очень хорошим учителем. Никогда не кричала и отлично понимала детей.
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. parusnik 31 августа 2015 07:56
    Низкий поклон Вам Антонина Александровна..всем павшим и живым кто отстоял город Ленинград!
    Споем, товарищ боевой
    О славе Ленинграда!
    Слова о доблести его
    На целый мир греямт.
    Отцы вставали за него,
    Гремела канонада,
    И отстояли навсегда
    Бессмертный Лениград.

    Живи, священный город,
    Живи, бессмертнй город!
    Великий воин-город,
    Любимый наш Ленинград!

    Качает флаги на Неве
    Осенний ночи ветер.
    Ночь ясная,как светлый день,
    Над городом плывет.
    Ведь город Ленина один
    На всем на белом свете.
    Кто посягнул на честь его,
    Пощады не найдет!

    Живи, священный город,
    Живи, бессмертнй город!
    Великий воин-город,
    Любимый наш Ленинград!

    У меня дед воевал там..
  2. Reptiloid 5 сентября 2015 18:18
    04.09 был на Блокадных чтениях.Очень много народа,от10 (наверно)лет и лет до 80.Сами люди пришли.Администрация все правильно сделала.Ещё в разных местах будет.Никто не забыт.Ничто не забыто!
  3. Spawn 21 октября 2015 15:01
    Тяжёлые годы выпали на их судьбу

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня