Ту-160 оснастят саморемонтируемой электроникой

Представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев сообщил, что в новой модификации стратегического ракетоносца Ту-160М2 будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.

Ту-160 оснастят саморемонтируемой электроникой


«В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами - например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы», - приводит его слова «Российская газета».


Ранее о необходимости возобновления производства стратегических ракетоносцев Ту-160 заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу. Позже появились сообщения, что авиационный завод в Казани займется производством глубоко модернизированного варианта ракетоносца. Заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов отмечал, что его боевая эффективность будет выше, чем у предшественника в 2.5 раза.

Первые модернизированные ракетоносцы поступят в войска в 2021 году.

Использованы фотографии: https://static-ssl.businessinsider.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. К-50 31 августа 2015 10:06
    Владимир Михеев сообщил, что в новой модификации стратегического ракетоносца Ту-160М2 будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.
    --------------
    А вообще существуют такие компоненты? Или просто денюжек своровать захотелось? Дескать подвесим "морковку" и будем "пилить", а когда спросят результат "ну не смогла я, не смогла!" ?
    1. Фалкон 31 августа 2015 10:07
      Цитата: К-50
      Владимир Михеев сообщил, что в новой модификации стратегического ракетоносца Ту-160М2 будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.
      --------------
      А вообще существуют такие компоненты? Или просто денюжек своровать захотелось? Дескать подвесим "морковку" и будем "пилить", а когда спросят результат "ну не смогла я, не смогла!" ?


      Есть конечно
    2. Колька82 31 августа 2015 10:10
      Читаем внимательнее, на мой взгляд здесь нет ничего сверхъестественного, недоступного для понимания. А об...рать можно всё и вся
      В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами - например, комплекс электронной борьбы сможет выполнять роль брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы»
      1. veksha50 31 августа 2015 10:26
        Цитата: Колька82
        А об...рать можно всё и вся


        Обо...ть статью можно уже из-за заголовка... Саморемонтируемая электроника...

        Далее - мы все время говорим об отсталости нашей микроэлектроники (ну, эта болезнь и эти проблемы тянутся еще и из советских времен), но тут же вдруг (!!!) резко и быстро начинаем говорить о такой вот супер-пупер авионике-электронике на будущих (!!!) Ту-160 !!!

        О прогнозной цене (ну, представим - получится) - ни слова...
        Далее... Не нужно углубляться в дебри, но юыло одно время в бытовой электронике - повальное увлечение "комбайнами" (в одном флаконе и ТВ, и радио, и магнитофон или проигрыватель пластинок - смотря в какие времена)... Потом отошли от этого... Причина ? Надежность, качество... Посмотрите, как компонуются музыкальные центры Пионер или Техникс... никакой "красивости"... зато все до мелочей - отдельно, и работает надежно и качественно... Кстати, и ремонтопригодность отдельных модульных узлов намного проще...

        А тут... чуть ли не искусственный интеллект посадят в Ту-160...

        Я - не враг своему государству, и поэтому мне не нравятся праздные, бездоказательные, голословные "маниловские прожекты", отнимающие массу драгоценного времени и финансовых, материальных и людских ресурсов ...

        Если уж на то пошло - сначала сделайте, потом свистите...
        1. Слесарь 31 августа 2015 10:50
          Цитата: veksha50
          Обо...ть статью можно уже из-за заголовка... Саморемонтируемая электроника...

          Прежде чем писать много букав всякой пурги ,неплохо включить мозг-ВСЕ САМОЛЕТЫ ИМЕЮТ 3-4 КРАТНОЕ дублирование основных систем.причем многие блоки заменяют без проблем аналогичные или родственные в общей СИСТЕМЕ ,и никто в истерику не впадает. Ну написали журналисты красиво и без разжёвывания ,а народ кинулся орать -чего в этом необычного?
          В том же пионере блок записи последовательно работает и как линейный усилитель для УВ ,а блок долби не только при воспроизведении но и при записи , в древнем Грундике часть каскадов УМ работает при записи в роли УЗ и чего немцы попилили бабло???!
          1. К-50 31 августа 2015 14:41
            Цитата: Слесарь
            Прежде чем писать много букав всякой пурги ,неплохо включить мозг-ВСЕ САМОЛЕТЫ ИМЕЮТ 3-4 КРАТНОЕ дублирование основных систем

            В статье САМОРЕМОНТИРУЕМОЕ!!!, а не дублирование!!!
            О чём речь?
            Сами научитесь читать правильно написанное, а не то что вам мнится!!!
            Для меня это звучит примерно так.
            Сгорел резистор, к примеру, приполз дроид и перепаял его на новый, исправный, под управлением компьютера. Вот это и есть саморемонтируемое. А про резервирование, это совсем другая речь.
            1. opus 31 августа 2015 23:30
              Цитата: К-50
              Сгорел резистор, к примеру, приполз дроид и перепаял его на новый, исправный, под управлением компьютера. Вот это и есть саморемонтируемое.

              а Э-питание перепайку будет производить блок питания,оснащенный соответствующим разъемом belay

              некто Антон Валагин пукнул на




              и автор топвар-решил тоже сходить(на это же место)
              =======================================================================
              Вообще-то(теоретически) саморемонтирующая(вернее взаимозаменяемая) электроника возможна.
              Если...
              Если вся она будет построена по принципу человеческого мозга -на базе нейронов(и синапсов)


              кора состоит из долей, доли — из «гиперколонок», те — из «миниколонок»… Миниколонка состоит из примерно сотни отдельных нейронов.

              Функциональность поврежденного участка берет на себя другой,возможно с ухудшением показателей, и не сразу
              ================================
              Но такое вряд ли возможно на ТУ-160М2, да и в ближайшее время вообще.
            2. томск 2 сентября 2015 09:10
              это пока что-то из области фантастики. без рук человека-техника здесь не обойтись
          2. opus 31 августа 2015 23:17
            Цитата: Слесарь
            -ВСЕ САМОЛЕТЫ ИМЕЮТ 3-4 КРАТНОЕ дублирование основных систем.


            законы Мерфи работают, и один из них гласит, что всё, что может сломаться — сломается

            Каждая система дублируется(нас чет 3-4 ,вряд ли,масса и объем ограничен).
            Дублируются: модули управления, цепи питания (три и более), магнитные замки, датчики, сообщения от устройств, ручки управления. Каждая информация требует подтверждения. Так, для диагностирования ошибки в зависимости от её критичности требуется время для её подтверждения (чтобы не отключить систему раньше времени из-за помехи), обычно с разных устройств сразу. Даже в случае отказа или даже множественных отказов есть возможность осуществлять управление в альтернативном режиме. Это достигается путём использования различных аппаратных и программных средств.



            Но естественно не дублируется допустим РЛС, или блок РЭП или сама ЭДСУ

            генератор и цепь электропитания:
            4 июня 2010 года при выполнении рейса Внуково - Пулково имел место серьезный авиационный инцидент с самолетом Ан-148-100В, бортовой номер RA61701 авиакомпании ФГУП «ГТК «Россия», связанный с нештатным функционированием системы управления самолетом. ...
            10 июня с.г. выпущена Директива летной годности по проверке целостности цепей электропитания элементов системы управления самолетов типа Ан-148.

            Естественно PFC – Primary Flight Computer не может заменить(в случае отказа) БРЛС, а БРЛС тем паче его,а CAN шина ( spacewire, 1394) заменить ACE – Actuator Control Electronic — исполнительные модули контроля актуаторами (приводами)(или наоборот),датчик внешней температуры, не сможет работать как датчик положения элерона и тд

            Failsafe mode – режим отказа, сигнализирующий об отказе устройства или критичных систем, которые к нему относятся. Обычно является следствием отказа как внутри оборудования (аппаратного или программного), либо подконтрольних устройств. Тем не менее, может быть разделён на критичный — когда выход возможен только путём наземного обслуживания и\или замены оборудования, и на исправимый отказ, который может быть возвращён в рабочий режим (Direct, Normal, Alternative – в зависимости от логики) путём диагностики системы или её полётного перезапуска.


            поэтому


            Цитата: veksha50
            Обо...ть статью можно уже из-за заголовка...
            -верно
            А Саморемонтируемая электроника...вааще
          3. томск 2 сентября 2015 09:07
            полностью согласен
        2. Streich 31 августа 2015 11:16
          Сравнивать говенную бытовуху и изделия эдектроники для военных это просто абсурдно.
          В военной электронике всегда применялось система самовыживания и торирование. Сравнивать даже милитари систем для компов американских с системами военного образца для наших внутренних компов невозможно. А в статье ничего особенно нового нет. Толь ко то, что главный комп может перераспределять ресурсы по необходимости. Ну это уже не только электроника , а программное обеспечение в основном.
          Кстати первые трэкболы (шарики такие вместо мыши) были впервые серийно применены аж 1976г. на наших системах, а американцы использовали джойстик(палочка такая).
          1. Iline 31 августа 2015 18:41
            Цитата: Streich
            Сравнивать говенную бытовуху и изделия электроники для военных это просто абсурдно.

            Вот и я о том же. Каким образом комплекс обороны самолёта, имеющий специализированную БЦВМ со специализированной программой может заменить, к примеру, БЦВМ навигационного комплекса? При всём при том, что комплекс обороны включается в работу весьма и весьма редко по ряду причин. То же касается и остальных систем на самолёте со своими специализированными системами. Я думаю что всем понятно, что операционная система в этих системах не Майкрософт и весьма и весьма отличается друг от друга. Если касаться радиоэлектроники, то все системы работают на разных принципах и в разных диапазонах и просто физически не могут подменить друг друга.
            Непонятно что-то замутили.
        3. ostrom 31 августа 2015 11:41
          Не надо мыслить категориями "бытовой электроники" абсолютно разные направления, то есть вообще, рядом не стоят, по огромному числу параметров, так что не сомневайтесь, всё можно сделать. Единственное, в заголовке статьи "саморемонтирующаяся", скорее надо было бы как-то по-другому назвать, скажем: "многоуровневая система защиты от сбоев" и т.п....
      2. Олег147741 31 августа 2015 10:45
        Цитата: Колька82
        нет ничего сверхъестественного, недоступного для понимания. А об...рать можно всё и вся

        Некоторые читают просто не понимая, а нафига напрягаться?!
      3. opus 31 августа 2015 23:01
        Цитата: Колька82
        на мой взгляд здесь нет ничего сверхъестественного, недоступного для понимания.

        можете привести пример эб,который и жнец и певец и на дуде игрец?
        и примерчик пожалуйста
        Цитата: автор
        Ту-160 оснастят саморемонтируемой электроникой

        ?
    3. milann 31 августа 2015 10:11
      Интегрированная модульная авионика (ИМА) — разделяемый набор гибких, повторно используемых и совместимых аппаратных и программных ресурсов, которые совместно образуют платформу, обеспечивающую выполнение функций, разработанных и верифицированных по определенному набору требований, с целью исполнения приложений, выполняющих функции воздушного судна.
      Статья этому не противоречит.
      1. Vladimir 1964 31 августа 2015 10:24
        Вадим, полностью с Вами согласен. Существует только один нюанс - насколько реально заявление данного чиновника. К сожалению у меня отсутствует вера в заявления подобного рода. И это имеет под собой определенную почву. Вспомните хотя-бы "планшет" чУБАЙСА.
        1. milann 31 августа 2015 10:40
          Цитата: Vladimir 1964
          Существует только один нюанс - насколько реально заявление данного чиновника

          Да-а... трудно не согласиться.
      2. ССИ 31 августа 2015 10:52
        Цитата: milann
        Интегрированная модульная авионика (ИМА)

        Позвольте мне чуть-чуть... ИМА разработана для использования одного комплекта на РАЗНЫХ самолетах. И поверьте мне, не может ВСС (вычислительная система самолетовождения) заменить АСШУ (автоматическую систему штурвального управления), у них разные функции. В АСШУ "зашита" аэродинамика самолета, причем у каждого самолета - своя, а в ВСС заложены карты и маршруты и законы "коридоров" и "эшелонов". Поэтому, ВСС совместно с КСЭИС (комплексная система электронной индикации и сигнализации), совершенно спокойно может переставляться с самолета на другой самолет, а АСШУ - только для своего типа самолетов... Поэтому, КСЭИС может выполнять часть функций ВСС, и наоборот, но только часть функций...
        1. Влад5307 31 августа 2015 11:05
          Речь идет не о взаимозаменяемости систем, а о переключении аналогичных модулей для работы в разных системах! hi
          1. ССИ 31 августа 2015 11:15
            Цитата: Влад5307
            Речь идет не о взаимозаменяемости систем, а о переключении аналогичных модулей для работы в разных системах!

            Давно я уже с системами управления работаю... Есть такое понятие - "фидер самолета", то бишь провода, есть такое понятие - КЛС (кодовая линия связи). Модуль приема-передачи ВСС, обычно не связан с потребителями модуля приема-передачи АСШУ... У них разные КЛС, т.е. разные провода... В общем-то, и у американце все разнесено. В системе управления Боинга, резервированные каналы не только по разным проводам идут, но и разными кодами передаются...
      3. opus 1 сентября 2015 00:08
        Цитата: milann
        Статья этому не противоречит.

        Под интегрированной модульной авионикой понимается концепция построения бортового комплекса, базирующаяся на открытой сетевой архитектуре и единой вычислительной платформе. Понятие «интегрированная» используется как объединение общих ресурсов — источников питания, процессора, памяти, коммуникационных шин, источников ввода-вывода для решения единой задачи — управления. Функции систем комплекса в этом случае выполняют программные приложения, разделяющие общие вычислительные и информационные ресурсы

        Понятие функции является ключевым понятием ИМА. Под функцией воздушного судна понимаются функциональные возможности, которые могут быть обеспечены аппаратными и программными средствами, имеющимися на ВС, например: самолетовождение, связь, индикация и т.д.

        т.е. набор(кол-во) из единых компонентов (или програм -кластеров) -для всех Ла.
        "каждому по потребности"
        каждому конкретному ЛА из базовых "кирпичиков"


        Переход к ИМА позволил перейти от идеи «система — одна функция» к мультифункциональной структуре — «много функций в одном вычислительном ядре».
        есть минус-Грохнулось 1но "вычислительное ядро"- грохнулась вся система.
        Или надо "-ВСЕ САМОЛЕТЫ ИМЕЮТ 3-4 КРАТНОЕ дублирование"?
    4. cyberhanter 31 августа 2015 10:19
      В военных технологиях не знаю, но есть например технология CUDA, которая позволяет использовать ресурсы видеокарты для помощи основному процессору - эта технология активно применяется в видеомонтаже и в разы увеличивает скорость работы видеомонтажных программ.
    5. Штык 31 августа 2015 10:31
      Цитата: К-50
      позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.

      Заменять - здесь понятно, если есть несколько компьютеров, то выполнять задачи вышедшего из строя могут другие. А вот восстанавливать ? Там что, будет самоходный паяльник с мешком деталей на прицепе? smile
    6. Starover_Z 31 августа 2015 10:40
      В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами - например, комплекс электронной борьбы сможет выполнять роль брать на себя функции других систем управления.

      Голливудская задумка в русском исполнении ?
    7. Тамбовский Волк 31 августа 2015 11:12
      Вы,уважаемый,рассмотрите на досуге работу многоядерного процессора в режиме многозадачности.Это будет то же самое.
    8. ostrom 31 августа 2015 11:35
      Да это не новое, а давно забытое старое. В сложных системах вообще принято дублировать основные функциональные узлы, блоки, при использовании определённых алгоритмов и коммутации, возможно дублировать что угодно. Учитывая высокую степень интеграции (процессоры, контроллеры) такое возможно и на программном уровне. Так что ни каких "денюшку распилить", просто рациональный подход к использованию мощностей оборудования.
    9. Комментарий был удален.
  2. Алексей М 31 августа 2015 10:06
    Красивый он зараза!!!!
  3. fox21h 31 августа 2015 10:07
    Жаль, что они в серию пойдут еще не скоро, но модернизация идет полным ходом и это радует
  4. sv68 31 августа 2015 10:23
    Но всё же эту электронику нужно контролировать,а то она такое устроит-небо покажется в овчинку.
  5. Sergejluf 31 августа 2015 10:29
    Но тогда аппаратная часть интегрально-модульной авионики должна быть избыточной. Да и ПО должно где-то храниться.
    А это все лишний вес для самолета?
  6. rotmistr60 31 августа 2015 10:32
    Как показывает опыт от заявления до внедрения срок неопределенный. Чего раньше времени копья ломать.
  7. инженер74 31 августа 2015 10:41
    Фантастика какая-то! Речь наверное не о "саморемонтируемой" БРЭО, а самовостанавливающей свой функционал. По слухам, подобный принцип организации бортовых систем был на станции "Мир"...
    По идее, на даже на элементной базе 90-х, это возможно.
    Надо узнать, что ССИ об этом думает.
    P.S. Представился грязный R2D2 с кувалдой и матами лазающий по всему самолету! smile
  8. atamankko 31 августа 2015 10:41
    Важно, что модернизация будет.
  9. Александр1959 31 августа 2015 10:43
    ... позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.

    Скорее всего, журналисты некорректно передали слова представителя промышленности. Скорее всего речь идет о многократном дублировании функций отказавших элементов системы, в случае отказа других элементов.
    Т.е. речь, скорее всего, идет о восстановлении каких-либо функций другими частями системы. а уж никак о восстановлении отказавших элементов системы.
    1. veksha50 31 августа 2015 10:57
      Цитата: Александр1959
      Скорее всего, журналисты некорректно передали слова представителя промышленности. Скорее всего речь идет о многократном дублировании функций отказавших элементов системы, в случае отказа других элементов.



      Вот !!!

      О чем мы часто и говорим - часто люди пишут о том, о чем представления даже не имеют... Человек даже не осознал, что восприятие своего материала угробил уже одним только заголовком...
      1. ostrom 31 августа 2015 11:45
        зато какую дискуссию породил :)
  10. roskot 31 августа 2015 10:54
    Красивый самолет. Недаром назвали Белый лебедь.
  11. voyaka uh 31 августа 2015 11:09
    А зачем это нужно? Электроника гораздо надежнее механики -
    в ней нет движущихся частей. Только прямое разрушение -
    как попадание снаряда или шрапнели от ракеты - может ее
    вывести из строя.
    Большинство падений самолетов по тех.причинам самолетов - неполадки двигателя.
    1. opus 1 сентября 2015 13:23
      Цитата: voyaka uh
      Электроника гораздо надежнее механики -
      в ней нет движущихся частей.

      Закон Мерфи.
      Цитата: voyaka uh
      Большинство падений самолетов по тех.причинам самолетов - неполадки двигателя.

      отказ электроники и электропитания
  12. Gumma 31 августа 2015 12:28
    Цитата: voyaka uh
    Электроника гораздо надежнее механики -
    в ней нет движущихся частей.

    Не верю. Особенно при использовании в современном бою систем РЭБ.
  13. Комментарий был удален.
  14. Mestny 31 августа 2015 12:50
    "Саморемонтируемая" в статье - имеется ввиду восстановление функционала на уровне программ, не механически узлов конечно же.
    Очевидно имеется ввиду создание единого интерфейса с единым протоколом обмена для всех узлов системы с распределением вычислительных ресурсов по всей такой "сети". В этом случае да, при выходе из строя одного из вычислительных узлов только немного снизится скорость работы остального в целом.
    Но сложность решения такой задачи для самолёта...
    1. ССИ 31 августа 2015 15:05
      Цитата: Mestny
      Очевидно имеется ввиду создание единого интерфейса с единым протоколом обмена для всех узлов системы с распределением вычислительных ресурсов по всей такой "сети"

      Нельзя на "общую шину" сажать систему штурвального и автоматического управления... При выходе из строя одного из элементов "общей шины" самолет лишается всего управления...
  15. gladysheff2010 31 августа 2015 13:30
    К великому сожалению модная тенденция броских и крикливых заголовков не обошла ВО,а жаль fellow .
    1. Rarahin 31 августа 2015 13:55
      стаётся надеяться, что к 2021 году американское руководство обеспечит себя и жителей самоочищающимися памперсами, автоматически реагирующими на каждый вылет Ту-160... laughing
  16. AAV 31 августа 2015 16:03
    Цитата: ССИ
    Цитата: Mestny
    Очевидно имеется ввиду создание единого интерфейса с единым протоколом обмена для всех узлов системы с распределением вычислительных ресурсов по всей такой "сети"

    Нельзя на "общую шину" сажать систему штурвального и автоматического управления... При выходе из строя одного из элементов "общей шины" самолет лишается всего управления...

    Совершенно с Вами согласен. Нельзя все сажать на "общую шину". В свою очередь хочу добавить, что чем больше устройств сидит на шине тем выше должна быть ее пропускная способность и усложняется ее арбитраж и как следствие может снизится реакция системы на события.
    AAV
  17. gregor6549 31 августа 2015 16:36
    Народ, в авиационной технике уже давно реализуется принцип многократного дублирование всех основных систем самолетов с автоматическим переходом на резервные системы или компоненты (модули) этих систем в случае отказов основных. Для реализации такого принципа аппаратура строится по модульному принципу и в ней реализуется серьезная система обнаружения и локализации неисправных модулей а также переключение работы на модули исправные.Такие системы могут работать как в полностью автоматическом так и в полуавтоматическом или ручном режимах функционирования. При этом создавать на борту еще и завод по автоматическому ремонту отказавших модулей конечно можно, но вряд ли нужно ибо не все, что лишнее хорошо есть.
  18. Lenivets 31 августа 2015 21:21
    Сдаётся "товарищ" (начитавшись фантастики) перепутал такие вещи как дублирование систем и "саморемонт".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня