Необычные проекты военно-морского назначения

Минный заградитель проекта «632»

В середине прошлого века военные моряки Советского Союза заказали специальный корабль – подводный заградитель минного обеспечения. Над проектом поручили работать ЦКБ-18, и в 1956 году начались работы по проектированию подводного минного заградителя.

Необычные проекты военно-морского назначения


В связи с большой нагрузкой ЦКБ-18 над проектированием ракетных подводных лодок, проект подводного корабля, готовностью около 40 процентов, передают коллективу ЦКБ-16.
Исходя из требований проекта, подлодка должна была иметь дизельный двигатель и вмещать специального вооружения порядка 90 мин «ПЛТ-6», специально спроектированных для подводных кораблей, также должна была присутствовать возможность быстрого переоборудования заградителя в транспортную подводную лодку для транспортирования людей и перевозки масла, топлива и воды. Хранения специального вооружения осуществлялось по революционной технологии, расположения мин между отсеками.
К концу 1958 года проект подводного заградителя «632» был принят Государственной комиссией, но в семилетний план кораблестроения, начинавшийся в декабре 1958 года, проект не вошел, зато включили подводную лодку проекта «648». Все работы после утверждения семилетнего плана по проекту минного заградителя были остановлены, и в конце концов прекращены. Из основных причин не реализации проекта, большая стоимость аккумуляторных батарей и то, что подлодка проекта «648» могла выполнить все задачи решаемые проектом «632» и кроме этого могла выполнять еще и другие задачи подводного транспортирования.

Необычные проекты военно-морского назначения


1 – отсек размещения торпедного оружия; 2 – отсек для установки аккумуляторов; 3 – отсек личного состава; 4 - ЦП; 5 – отсек размещения минного вооружения; 6 – стеллажи для хранения мин;
7 – дизельный отсек; 8 – труба принятия и сброса мин; 9 – электромашинный отсек; 10 - кормовой отсек

Основные характеристики:
- водоизмещение 3.2 тысячи тонн;
- длина 85 метров;
- ширина 10 метров;
- глубина погружения до 300 метров;
- автономность плавания 80 суток;
- экипаж подлодки 90 человек;
- средняя скорость 15 узлов;
- длительность плавания один месяц;
Вооружение:
- мины около 90 штук;
- минные устройства 4 единицы;
- 4 ТА калибра 533-мм;
- 4 ТА калибра 400-мм.
Транспортировка:
- людей до 100 человек;
- боеприпасы, грузы, продовольствие до 120 тонн;
- топливо до 130 тонн.

Ракетный катер подводного погружения «Дельфин»

Необычные проекты военно-морского назначенияИдею создания такого уникального проекта подал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время пребывания в Севастополе и осмотре военно-морской базы, Хрущев заметил стоящие рядом ракетные катера и подводные лодки и высказал идею по созданию погружаемого подводного флота при применении противником атомного оружия. Только потому, что идею подал сам Первый секретарь, проект, столь не совместимый по требованиям, продолжал упорно разрабатываться.

Проект, получивший номер «1231», поручили разрабатывать ЦКБ-19, для разработок и постройки опытных образцов ему передали морской завод города Ленинграда. Именно это послужило объединению ЦКБ-19 и Ленинградского ЦКБ-5 в дальнейшем в ЦКБ «Алмаз».
Разработка уникального корабля велась с большими трудностями, стоит заметить, что основные разработки делало катерное бюро, которому на ходу приходилось изучать проектирование подводных кораблей. Связать вместе надводный корабль и подлодку было трудно выполнимым занятием и конструкторам приходилось проявлять чудеса изобретательности и упрощения.

В соответствии с техническим заданием, полученным от военно-морского ведомства Советского Союза проект «1231» должен был использоваться для нанесения быстрых ракетных ударов по надводному транспорту противника в местах, близких к основным базам противника. Ракетные корабли должны были прибыть в заданный район и находиться в нем в погруженном состоянии и ожидать приближения надводных сил противника. При достаточном приближении противника ракетные корабли, всплывая, выходили на дистанцию нанесения ракетного удара, после чего уходили на большой скорости в подводном или надводном положении.

Необычные проекты военно-морского назначения


Работы по проектированию необычного корабля начались в начале 1959 году и закончились с уходом Никиты Хрущева с ведущих политических должностей в 1964 году. Никто точно сейчас сказать не может, чем закончились бы работы по постройке погружающего ракетного корабля, не уйди Никита Хрущев с должности Первого секретаря ЦК партии.

Основные характеристики:
- надводная скорость 38 узлов;
- подводная скорость 4 узла;
- экипаж корабля 12 человек;
- четыре крылатые ракеты комплекса «П-25»;
- приблизительная стоимость в 1960 году – 40 миллионов рублей;

Десантно-транспортная лодка проекта «717»

К 1962 году американский подводный флот совершает рывок в строительстве атомных подводных кораблей. Советский Союз пытается в срочном порядке догнать и перегнать основного конкурента в атомном кораблестроении.
Для получения статуса лидера Советский Союз начинает проектирование больших подводных лодок различного назначения. В 1967 году КБ «Малахит» получает техническое задание от военно-морского ведомства на проектирование подводной лодки для транспортировки десанта до 1000 человек и десятка единиц бронетехники для выполнения боевых задач.

Необычные проекты военно-морского назначения


КБ «Малахит» уже имело опыт разработки больших подводных кораблей проекта «664» и проекта «748».
Если бы атомоход был построен, он стал бы самым крупным подводным кораблем за всю историю. Водоизмещение 18 тысяч тонн, высота с пятиэтажный дом, длина равная 2-м футбольным полям – настоящий гигант подводного мира предназначался для транспортирования полка морской пехоты и различного вооружения и грузов до заданных районов высадки для захвата плацдармов на территории противника.
В соответствии с проектом, корпус субмарины был сделан из 2-х цилиндров. В отсеке центрального значения размещался личный состав лодки и десантных подразделений, количеством более одной тысячи человек. По бокам лодки в отсеках размещались донные мины в количестве до 400 единиц, расстановка которых по расчетам могла запереть в Норфолке весь состав шестого флота США. К 1969 году работы по проектированию лодки проекта «717» были закончены.
Но к тому времени Советскому Союзу срочно требовались субмарины с баллистическими ракетами для достижения военного паритета с США, все силы ЦКБ и судостроительных заводов были брошены на разработку и постройки атомных подлодок с ядерным вооружением. Все работы над морским левиафаном были приостановлены и в конце концом остановлены.

Необычные проекты военно-морского назначения


Основные характеристики проекта «717»:
- ширина 23 метра;
- глубина погружения до 300 метров;
- скорость хода 18 узлов;
- длительность автономного плавания 2.5 месяца;
Вооружение:
- шесть торпедных аппаратов;
- 18 противолодочных ракет;
- артиллерийские орудия 2 установки;
Транспортировка:
- полк морской пехоты с 4 БТР-60;
- батальон морской пехоты с 20 единицами бронетехники.

Проект «667М» - атомная субмарина «Андромеда»

В начале 80 годов у США начинают появляться атомные субмарины с ракетами «Томагавк» способные поразить цель на расстоянии в 2.5 тысяч километров. В Советском Союзе, в КБ им. Челомея вдогонку срочно разрабатывают комплекс «Метеорит-М». Крылатая ракета комплекса «ЗМ25» по скоростным показателям превосходила американский аналог «Томагавк» и имела назначение – уничтожение наземных объектов и целей противника.

Необычные проекты военно-морского назначения


Именно под этот ракетный комплекс начали проектные работы над переоборудованием подлодки проекта «667А», которая встала в строй ВМФ СССР в конце 1970 года. Работы проводились с 82 по 85 год на Северодвинском заводе. Был полностью заменен ракетный отсек, в новом отсеке располагались 12 ракет комплекса «Метеорит-М».

Необычные проекты военно-морского назначения


Подводный корабль получает новое обозначение «667М», номер «К-420», американцы назвали ее «Yankee-sidecar». В конце 1983 года входит в состав Северного флота, и через 30 дней начинаются боевые испытания ракетного комплекса. Ракеты не только точно ложились в цель, но и превышали все заявленные показатели, не было поломок и аварийных ситуаций.
В 1989 году после конверсии проект закрывают. Ракеты отстреливают, а субмарину используют как торпедную подлодку. В 1993 лодку ставят на длительное хранение.

Основные характеристики «Андромеды»:
- водоизмещение 7.7 тысячи тонн;
- длина 130 метров;
- ширина 12 метров;
- осадка 8.7 метра;
- глубина погружения 320 метров;
- скорость 27 узлов;
- экипаж 120 человек;
Вооружение:
- РК «Метеорит-М», боезапас 12 ракет;
- ТА калибра 533-мм;
- система управления РК «Андромеда».

Подводные баржи и танкеры

В 80 годах стала актуальной идея подводных барж и танкеров. В противостоянии между Ираком и Ираном всего за 2 года было уничтожено порядка 300 различных нефтяных судов и транспортов.

Западные страны и Советский Союз вынуждают охранять транспортные средства, и поэтому в СССР, в КБ «Малахит», начинает реализовываться проект атомной субмарины транспортного назначения.

Необычные проекты военно-морского назначения


К началу 1990 года были полностью готовы проекты танкеров и барж грузовместимостью до 30 тысяч тонн. Но из-за смены политического строя, развала СССР на отдельные государства, проекты подводных супертранспортников так и не были реализованы.
Возвращаться к идее подводных тяжеловозов начали сегодня из-за обострившихся случаев морского терроризма.
Подводный транспорт сможет доставить больше груза на глубине до 100 метров при скорости до 19 узлов. Команда подобных транспортников составит порядка 35 человек.
Автор: Джерелейко Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Vadivak 4 ноября 2011 10:25
    В ходе реализации проекта "Дельфин" был найден ряд новых технических решений, в частности: комбинированные обводы корпуса для обеспечения ходовых качеств в надводном положении и стабилизации движения в подводном; применение для корпуса алюминиево-магниевого сплава (причем с толщинами до 40 мм), а для крыльев - титана; необычное конструктивное оформление прочного корпуса; использование новых, еще не отработанных дизелей и серебряно-цинковых аккумуляторов; применение в большом объеме автоматики управления кораблем и оборудованием и расположение исполнительных механизмов и отдельных элементов автоматики управления крыльями, рулями, кингстонами и вентиляционными клапанами балластных цистерн вне прочного корпуса; создание облегченной и малогабаритной забортной арматуры.
    Хотя по отзывам специалистов в то время их старания вряд ли могли привести к реальному успеху, несмотря на всю самоотверженность конструкторов.
  2. Ягуар 4 ноября 2011 23:37
    И когда это Томагавки стали на 7000 км летать?
    Ягуар
    1. desava 5 ноября 2011 10:59
      Хороший вопрос... Кстати, никто не в курсе комплекс РК-55 "Гранат" вернули, или нет на корабли?
  3. desava 5 ноября 2011 11:01
    Не могу удержаться!!! Может эти "томагавки" с дозаправкой?
  4. FoMaS 5 ноября 2011 12:05
    На единственной фотографии в статье - изображена явно не "Андромеда" (667М).
    Лодка больше похожа на пр.09786 "Оренбург-2", если это она, то с ней в комплекте должен быть пр.10831.
    Лучше-бы автор о них статью дельную написал.

    Для сравнения - вот оригинальный "Оренбург-2"


  5. MURANO 5 ноября 2011 12:35
    Цитата: FoMaS
    Лодка больше похожа на пр.09786 "Оренбург-2

    Это она и есть.
    MURANO
    1. FoMaS 6 ноября 2011 02:18
      MURANO
      Вы человек в *теме* по ВМФ, подскажите где есть внятная информация по 10831, тема интересная, а данных мало.
  6. MURANO 6 ноября 2011 14:41
    Цитата: FoMaS
    , подскажите где

    http://military.tomsk.ru/blog/topic-543.html
    http://forums.airbase.ru/2004/03/t25848--atomnaya-glubokovodnaya-stantsiya-1-ran
    ga.html
    MURANO
    1. FoMaS 7 ноября 2011 07:13
      MURANO - Спасибо.
      На airbase, как всегда много букф (аж,42страницы) - запутался request .
      Помогите идентифицировать цели.
      1) Пр.1910 - 3шт. автономен (ходит сам).


      2) Пр.1851 - 3шт (перемещались носителем пр.09774)


      3) Пр.10831 - 1шт автономен? или только с носителем пр.09786?

      Это хоть ОН (10861)??

      4) Носитель пр.09786 унифицирован для двух типов полезной нагрузки??
      Насколько реалистичен такой вариант, как изображён на рисунке?


      smile
  7. MURANO 7 ноября 2011 11:16
    Цитата: FoMaS
    Это хоть ОН (10861)??

    10831.Вроде он.
    Цитата: FoMaS
    Помогите идентифицировать цели.

    Вроде все правильно.
    Цитата: FoMaS
    Насколько реалистичен такой вариант, как изображён на рисунке?

    Что смущает?
    MURANO
    1. FoMaS 8 ноября 2011 05:30
      Смущает, что 10831 кажется "крупноват" для 09786, с такими размерами он выглядит, как абсолютно автономная единица не требующая носителя, тем более при наличии ЯЭУ.
  8. MURANO 8 ноября 2011 11:04
    А.. smile Ну рисунок отображает открытые сведения.
    Вообще,тема эта скользкая.В мою бытность об этом даже говорили вслух с опаской.
    MURANO
    1. FoMaS 9 ноября 2011 06:23
      Ну..., времена страшных коммунистических секретов, вроде канули в лету, и сейчас честный налогоплатильщик, имеет право знать, на что расходуются его деньги smile
      Вероятный противник намного больше осведомлён об этих проектах, чем собственные военнослужащие.
      Возвращаясь к теме, мне кажется, что 10831 сам является носителем аппаратов более меньших масштабов (наподобие пр.16811)





      MURANO поправте, если совсем дурость. feel
  9. MURANO 9 ноября 2011 10:58
    Цитата: FoMaS
    MURANO поправте, если совсем дурость.

    Без комментариев. smile Все может быть.Я не спец в этих аппаратах.
    MURANO
    1. FoMaS 9 ноября 2011 18:57
      Нуу...вот..., никто не хочет разговаривать no , на других сайтах вообще модераторы банят...
      Про задачи применения этих проэктов, наверное и заикаться не стоит, все сразу впадают в конспиралогию. (типа, это ГРУ прослушка, диверсии и т.п.)
      Хотя в открытых источниках, указываются другие задачи и выше перечисленные рассматриваются, лишь в качестве "попутных".
      У меня есть книжка - сборник статей Капитанец И.М. ("Концептуальные основы развития и применения флота России" г.Тула заказ№7970 тираж4000экз. 2002год).
      В главе 9 - "Анализ возможных сценариев вооружённой борьбы на море", есть подраздел о подводном флоте, где рассматриваются контрмеры для противодействия противнику в Арктической зоне, конкретно анализируется вариант *Размещения районов огневых позицый агрессора с точки зрения обеспечения досигаемости вероятных целей*(речь о КРМБ~2500км), даны картинки с секторами пусков ракет из этих районов, таблицы глубин, вариаты ледовой обстановки и т.д. Далее автор, конкретно указывает, что для эффективного противодействия необходимо увеличение и модернизация стационарных глубоководных средств освещения подводной обстановки в этих районах (тоесть, они уже там есть)
      Косвено упоминается и о новых донно-реактивных минах для больших глубин.
      И видимо, эти проэкты больше предназначены для решения таких задач, чем всякие ГРУ и диверсии.
      Что, Вы думаете уже боюсь спросить? no
      1. Свой 9 ноября 2011 19:04
        FoMaS если специалист. Ответь: "Что нас ждет если сша установят противоракеты на морских плаформах в Северном и Баренцевом морях?
        Как лучше всего отреагировать на эти угрозы? Есть ли возможности ответить у нас сейчас?
        Спасибо если ответишь
        1. FoMaS 10 ноября 2011 00:19
          Свой
          Я, не специалист, но постараюсь выразить свою точку зрения на вопрос.
          Задача флота - в данном случае отодвинуть границы применения оружия противником на расстояние, на котором оно не обеспечит выполнение задачи с вероятностью в 30-35%, этих цифр достаточно, что-бы агрессор отказался от своих целей. (чистый паритет 100 на 100, не нужен).
          Наличие платформ в Баренцевом море - невозможно, для обеспечения эффективтности по выше указанным цифрам.
          Прямо, сейчас противник не готов, для проведения подобной акции.
          Как реагировать?, ассимметричным ответом считаю, размещение средств активного противодействия (стационарных-автномных) в зонах вероятного применения КРМБ и ПРО (имхо).
  10. MURANO 9 ноября 2011 19:42
    Цитата: FoMaS
    чем всякие ГРУ и диверсии.

    Ну это вы зря.Люди из таких подразделений могут решить задачи намного эффективней и дешевле,чем соединения крейсеров и ПЛ.
    MURANO
    1. FoMaS 11 ноября 2011 07:27
      Согласен, но это скорее относится к деятельности "у чужих берегов".
      Всётаки, бывший командующий КСФ говорит, о "попутности" этих задач, а не как об их основном применение.
      Ведь наличие стационарных глубоководных систем освещения подводной обстановки требует и наличия аппаратов по их обслуживанию (ремонту), и НК не могут решать эти задачи скрытно от противника + ледовая обстановка.
      К вопросу о глубоководных минах, автор имел ввиду что-то типа МШМ, или СМДП?
      no
  11. galan 29 февраля 2012 19:00
    Минный заградитель проекта «632» - это развитие идей минного заградителя "Краб" Первой мировой.
  12. starley 21 марта 2014 22:06
    Насчёт подводных транспортных судов.
    Наливные суда ещё можно представить, но суда с крупными люковыми закрытиями - до первого крика чайки.
Картина дня