Дракон в клешах

Дракон в клешах


Давненько здесь авиаэкзотики не было, пора обновить картину. Вот крайне любопытный аппарат, спроектированный и построенный в начале 1911 года румынским изобрететелем Анри Коанда, более известным как создатель первого в мире "безвинтового" аэроплана с мотокомпрессорным двигателем.
Это вторая авиационная разработка Коанда, выглядящая не менее оригинально. Ее силовой агрегат представлял собой два семицилиндровых 70-сильных ротативных мотора "Гном-Гамма", установленных по бортам фюзеляжа и вращавших через конический шестеренчатый редуктор один большой четырехлопастный винт. Таким образом, Коанда мог претендовать на создание если не первого, то одного из первых двухмоторных самолетов.

Конструкция планера тоже весьма необычна, тут и тандемные четырехколесные опоры шасси в огромных треугольных обтекатклях, напоминающих юбки или клеши, и фюзеляж, "подвешенный" на расчалках между крыльями, и Х-образное хвостовое оперение. Каркас был сделан из никелевой стали и обтянут полотном, только передняя часть фюзеляжа в районе кабины имела гнутую фанерную обшивку. Управление по крену осуществлялось перекашиванием законцовок крыла (гошированием). Самолет выделялся довольно крупными для тех времен размерами и массой: длина - 13 м, размах - 16,5 м, взлетный вес - 1250 кг. Кабина вмещала пилота и троих пассажиров.


Конструктор рассчитывал, что его творение сможет развивать скорость до 130 км/ч, однако неясно, оправдался ли этот прогноз, так как данных о результатах летных испытаний не сохранилось.

В октябре 1911 года аппарат протестировали в Реймсе французские военные, которым Коанда предложил его в качестве прототипа многоцелевого армейского аэроплана, но, то ли из-за необычности конструкции, то ли по каким-то иным причинам на вооружение его не приняли. Гражданских покупателей на машину тоже не нашлость и ее дальнейшая судьба неизвестна.

Дракон в клешах


Дракон в клешах


Дракон в клешах


Аэроплан Коанда на испытаниях в Реймсе. В кабине видны два пассажира и есть место для третьего.

Дракон в клешах


Слева: механик регулирует один из двигателей, справа: силовая установка Коанда на парижской авиавыставке.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/376983.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Lecha57 5 сентября 2015 06:56
    Приятно вспомнить и горжусь этим!
    1. Владимирец 5 сентября 2015 07:56
      Цитата: Lecha57
      Приятно вспомнить и горжусь этим!

      Это Вы сделали самолёт!? belay
      1. N.O.M.A.D.E. 5 сентября 2015 09:19
        Да, он просто - Донкан Маклауд..))))
        А по теме, конструкция очень оригинальная, особенно компоновка в расположении двигателей. Не знаю, как они вращались, но по идее, должен был уменьшится гироскопический эффект , который был бичём одномоторных самолётов того времени.. Так как сам двигатель с его массой вращался, то были проблемы в управлении, нужно было учитывать данный эффект в управлении и было не естественно. Как пример, рефлекторно поворачиваешь на лево, но машина идёт в верх.

        И при такой схеме, повышалась безопасность, при отказе одного из двигателей.
  2. Штык 5 сентября 2015 07:38
    Оригинальная силовая установка. Путь проб и ошибок довел авиацию до совершенства. hi
    1. Das Boot 5 сентября 2015 15:34
      Цитата: Штык
      Путь проб и ошибок довел авиацию до совершенства.

      ну не зря же аэропорт в Отопени носит имя Коанды)
  3. Арктидианец 5 сентября 2015 08:50
    Заря авиации, время овеяное романтикой, героизмом и ароматом касторового масла.
    1. Das Boot 5 сентября 2015 15:45
      Цитата: Арктидианец
      Заря авиации, время овеяное романтикой, героизмом и ароматом касторового масла.

      да-а-а...И личность замечательная. Отцом гидродинамики почитается)А эффект Коанда даже в болидах F1 применяется. Символ - первый полет "реактивного" аэроплана Коанды в 1910-м окончился аварией - сжег себе хвостовое оперение. Икар....
  4. parusnik 5 сентября 2015 09:28
    Да уж...действительно давненько экзотики не было...Спасибо за фотографии и за статью..Пахнуло теми романтичными годами авиации...
  5. Cap.Morgan 5 сентября 2015 12:33
    Напомню что первый полёт в Европе - Дюпон в 1906, а первый русский аппарат был построен в 1913г. Самое самое начало.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня