Японию бодрит воспоминание о Перл-Харборе?

В минувший четверг в Йокогаме на верфи Japan Marine United был заложен второй вертолетоносец Японии. Первый такой корабль, «Идзумо», пополнил флот островного государства в марте нынешнего года, а 6 августа, в годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, он уже был представлен публике как новый флагман ВМС страны. Событие это для Японии отнюдь не рядовое. Корабли такого класса мало вписываются в послевоенную оборонную концепцию Японии. Её конституция прямо запрещает вводить в эксплуатацию технику и вооружения, позволяющие вести боевые действия на большом удалении от японских островов. Это в первую очередь касается стратегических бомбардировщиков и авианосцев.

Японию бодрит воспоминание о Перл-Харборе?


Морская пехота против подводных лодок


В 2013 году закладка первого вертолетоносца вызвала многочисленные протесты, как в самой Японии, так и за рубежом. В частности, протест против постройки «Идзумо» выразил Китай. Японское правительство тогда разъяснило, что назначение кораблей такого класса — борьба с подводными лодками, а это соответствует оборонной концепции страны. Общество подуспокоилось, хотя у экспертов вопросы остались. «Идзумо» с полным водоизмещением в 27 000 тонн и длиной в 248 метров вполне может выполнять и экспедиционные функции. Ведь кроме авиагруппы в девять вертолётов (возможности корабля позволяют разместить до 14 машин) «Идзумо» может перевозить и войска — до 400 десантников с 50 грузовиками. Как они будут бороться с подводными лодками, японцы не поясняют. Впрочем, и взлетная полоса корабля в 250 метров вертолетам совсем необязательна, зато при необходимости позволяет трансформировать «Идзумо» в легкий авианосец.

Россия публично не прореагировала на изменение оборонной концепции японцев¸ проявившейся в строительстве вертолетоносцев. Однако нельзя не заметить две очевидные вещи: новый класс кораблей появился вместе с усилившейся в последнее время риторикой о так называемых «северных территориях» (островах Японии, перешедших в нашу юрисдикцию по итогам второй мировой войны), а вертолетоносец «Идзумо» назван в честь одноименного броненосного японского крейсера, отличившегося в проигранном русскими Цусимском морском сражении.

Заложенный 27 августа на иокогамской верфи второй вертолетоносец Японии получил название «Кага». Оно тоже унаследовано. Одноименный предок строящегося корабля был тяжелым авианосцем, переделанным из линкора. Он проявил себя в декабре 1941-го во время атаки на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, когда было разом потоплено семь боевых кораблей, в том числе четыре линкора. Еще восемь кораблей получили серьёзные повреждения. Американцы тогда потеряли 2403 человека убитыми и 1178 ранеными. В июне 1942-го, в сражении у атолла Мидуэй палубные бомбардировщики Соединенных Штатов потопят и самого «Кагу».

Название погибшего авианосца теперь дали второму вертолетоносцу. Это прецедент. В Японии впервые новый корабль называют именем корабля времен второй мировой войны. Чем же так дорог «Кага» островитянам? Наверное, это можно объяснить традиционным почитанием погибших в бою воинов или памятью о Перл-Харборе — самой удачной военной операции Японии в годы второй мировой. Только вот как-то не верится, чтобы японцы назвали новый боевой корабль в пику своим нынешним союзникам и покровителям.

Думается, ответ надо искать в другом. У тяжелого авианосца «Кага» большой послужной список. Впервые его самолёты приняли участие в боевых действиях в 1932-м году. То был бой в районе Шанхая. «Кагу» активно использовали во многих боестолкновениях с китайцами. Принял он участие и в полномасштабной войне с Китаем, начавшейся летом 1937-го года. Так что против кого хотят японцы выставить строящийся вертолетоносец очевидно даже из символических манипуляций с присвоением имени новому кораблю. Вертолетоносец с десантной бригадой на борту, якобы предназначенной для борьбы с подводными лодками противника, вполне сгодится, например, в споре за необитаемые острова Сенкаку (Дяоюйдао) в Южно-Китайском море. Точно так же наследника броненосного крейсера «Идзумо» можно использовать на «северных территориях». Векторы применения новых вертолетоносцев (хоть и по-восточному витиевато) обозначены вполне определенно.

Мирный протест как дань демократической традиции

Нельзя сказать, что перспективу новых военных конфликтов и расширительное толкование функций сил самообороны принимает всё японское общество. Оно протестует. 30 августа во многих городах Японии прошли массовые акции протеста против планов премьер-министра Синдзо Абэ принять новую военную доктрину. С этой инициативой японский премьер выступил вскоре после вступления в боевой строй первого вертолетоносца «Идзумо». Он предложил вместо сил самообороны создать в стране полноценную армию, способную выполнять задачи и на зарубежном театре военных действий. Синдзо Абэ оправдывает это усилением военного присутствия Китая в регионе и потенциальной угрозой от Северной Кореи.

Инициативу Абэ одобрил национальный комитет по безопасности. В июле нижняя палата парламента Японии поддержала его и приняла закон, укрепляющий роль армии и позволяющий ей проводить операции за пределами территории страны. Теперь настал черед за верхней палатой. Однако, как отмечает общенациональная японская газета «Асахи», даже если там поправки не поддержат, закон может вступить в силу уже с 14 сентября.

Инициатива премьера расколола японское общество. По сведениям той же «Асахи», число несогласных японцев превысило сорок процентов. Потому в воскресенье «только в Токио в акции протеста приняли участие порядка 120 тысяч человек. В последний раз столько людей выходило на улицы в 2012 году после катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Демонстранты держали плакаты с антивоенными лозунгами и призывали премьер-министра страны Синдзо Абэ подать в отставку».

Здесь надо отметить следующие обстоятельства. Во-первых, цифры показывают, что при всей массовости протеста большинство японцев всё-таки солидарны со своим премьером. Во-вторых, протестное движение Японии в силу национальных традиций чаще всего нацелено не на решение возникшей проблемы, а на заявление своей позиции. Это во многом сформировалось во время привычных для Японии весенних и осенних «наступлений трудящихся».

На массовой акции предъявляют требования к правительству, а потом смотрят: учло оно пожелания трудящихся или нет — такая дань демократической традиции в надежде на возможные перемены. В лучшем случае, диалог продолжится лишь на уровне профсоюзных боссов и чиновников второго-третьего плана. Последнее слово, как принято в «демократических странах», всегда остаётся за правительством.

Так случится и на этот раз. Хоть значительное число островитян еще помнит, чем закончилась милитаризация страны в первой половине прошлого века, но на Японских островах сегодня дуют новые ветры. В декабре 2012 года, заняв пост премьер-министра, Синдзо Абэ предложил проект масштабной реформы вооруженных сил самообороны. Прежде всего, он решил переименовать их в армию, перевооружить, наделить правом нанесения упреждающих ударов по базам противника, создать корпус морской пехоты численностью в три тысячи военнослужащих, повысить эффективность противовоздушной и противоракетной обороны. Было ещё много чего в том проекте. Он реализуется.

Задолго до нынешних протестов в Японии появились новые корабли и самолеты, танки и артиллерийские системы, конвертопланы и амфибии. Бюджет военного ведомства приблизился к $60 млрд. (для сравнения: у России $85 млрд.) и стал седьмым в мире, а вооруженные силы превратились в мощную военную структуру, по мнению экспертов, способную решать практически любые задачи.

…Вертолетоносец «Кага» через два года пополнит флот Японии. Как скажется это на настроении военной элиты страны? Взбодрит её давний успех Перл-Харбора, или горячие головы остудит память о капитуляции, случившейся ровно семьдесят лет назад? Ответ на это даст только время и боевая готовность нашего океанского флота.
Автор: Геннадий Грановский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. svp67 2 сентября 2015 05:37
    Не знаю, не знаю,что их там больше бодрит, воспоминания про Перл-Харбор или о Цусиме. Но то,что этот корабль, это усиление ударной компоненты ВМС Японии, причем и десантной, это точно. И нашей стране стоит сейчас еще и на это направление усилить внимание. Так как ожидавшийся "Владивосток" туда уже не прибудет.
    1. vodolaz 2 сентября 2015 08:37
      Интересно, а японцы не боятся того, что этот агрегат издалека тупо противокорабельными ракетами достанут? Или рассчитывают на американцев? Но те любят быстрые и победоносные войны против маленьких государств.
      1. donavi49 2 сентября 2015 08:59
        У противокорабельных ракет, как и у любой однобокой системы есть вполне себе серьезные недостатки среди которых:

        - ЦУ, при своих средствах и высокой нассыщенности помех, комплексы будут очень близорукими.
        - нужно обеспечивать боевую остойчивость от обстрелов из дальнобойной артиллерии-управляемых ракет-авиации и вертолетов.
        - конечный БК при очень высокой насыщенности СД и БД у противника. К примеру у вас есть 6 машин с 2хП-15М - 4 Бала с 8хХ-35 и 6 Прогрессов. Противник их контрит ордером из Конго (Стандарты и Иджис), 2 Акидзуки (новая РЛС и Морские Воробьи), 4-6 Мурасаме-Танакаме (Морские Воробьи) ну и сами Хьюги и Идзумо тоже обиваются Воробьями. Плотность ракет в СД на таком ордере будет очень большая. Как и число обстреливаемых целей. Вполне возможно что такой ордер поймает 2-6 ракет из залпа вышеописаного. А ведь силы противоракетной обороны могут дополнительно усилиться еще 1-2 Конго (у них их 6), еще 1-2 Акидзуки, еще могут прикрывать ордер Ф-15.


        Любая оборона держится только если она комплексная, то есть в данном случае есть прикрытие с воздуха, поддержка подводных сил, явные угрозы надводных сил, даже москитного флота, растягивание сил противника по другим направлениям (паррирование пусков КР по базам на севере Японии к примеру, или раш на спорные острова от КНР).

        Если же все упирается на некую вундервафлю и уря или один компонент - то такая оборона внезапно рушится с фантастической быстротой.
        1. aleks 62 next 2 сентября 2015 09:47
          ....У противокорабельных ракет, как и у любой однобокой системы есть вполне себе серьезные недостатки среди которых:

          - ЦУ, при своих средствах и высокой нассыщенности помех, комплексы будут очень близорукими.

          ....В принципе согласен....Но не забывайте , что помимо ГСН с РЛС существуют ГСН с оптическим наведением ( по заложенной в память картинке)....Согласитесь,что поменять внешний облик судна за очень короткое время невозможно.... hi
          1. marlin1203 2 сентября 2015 11:18
            Все равно-это летящая железяка с тепловым следом, которую в различных диапазонах видно, а еще.. в бинокль laughing
            1. aleks 62 next 2 сентября 2015 11:23
              ....Все равно-это летящая железяка с тепловым следом, которую в различных диапазонах видно, а еще.. в бинокль...

              ...Ну да....Железяка со скоростью арт снаряда ( около 1 км /сек)....Чет я не слышал об успешном перехвате арт снарядов... lol
              1. marlin1203 2 сентября 2015 23:45
                Наша классика - "Москит" летит со скоростью до 470 м/с, современный "Яхонт" - до 750 м/с. Американский хваленый "Гарпун" - вообще дозвуковой - 290 м/с. Начальная скорость полета снаряда "Мста-С" - 810 м/с. Так что, во-первых снаряд в общем быстрее. А во вторых снаряд еще сильно меньше и не имеет теплового следа, в связи с чем "чет" вы и не слышали об их успешном перехвате. Кстати, почитайте о комплексах активной защиты типа "Арена", "Афганит", перехват снаряда оказывается уже не фантастика. Во - вторых, хоть немного мат.часть изучайте перед тем как замечания в таком виде делать, здесь все-таки люди более или менее разбирающиеся в вопросе собираются, если уж комментируют.
                1. aleks 62 next 3 сентября 2015 09:34
                  ...Наша классика - "Москит" летит со скоростью до 470 м/с, современный "Яхонт" - до 750 м/с.....

                  ...А Х-22 ?????....Кстати древняя как черепаха.... laughing .....А конечная скорость снаряда довольно намного отличается от начальной....У ракеты наоборот.... lol
                  1. marlin1203 3 сентября 2015 11:20
                    Ракета в различных модификациях принималась на воружение с 1971 по 1976 г. Недостаток ракеты: низкая помехозащищённость, ГСН ракеты работает на фиксированных частотах. При радиоэлектронном противодействии противника пуск ракеты вообще невозможен. Так что х-22 - не показатель. Опять же тепловой след, по которому стреляют при необходимости, и размеры металлического корпуса, которые РЛС видят. А скорость ракет комплексов ПВО позволяет перехватывать эти цели. Не убедили.
          2. Alexey RA 2 сентября 2015 12:22
            Цитата: aleks 62 next
            .Согласитесь,что поменять внешний облик судна за очень короткое время невозможно....

            Таки возможно:

            1. aleks 62 next 2 сентября 2015 17:16
              ....Красивая картинка...Но к сожалению немного не по теме....Это всего лишь "последний шанс" - постановка пасивных РЛ помех....Вы бы еще выложили фото применения РБУ для "изменения внешнего вида"....Оно примерно из той же темы ( когда ракетой не успели и малокалиберная "промазала".... hi
        2. dyksi 2 сентября 2015 12:47
          Мда, когда же у нас начнется строительство полноценного надводного флота, включая авианесущий. Внушение людям мысли о том, что отобьемся ракетными катерами и "Бастионам", это путь в никуда. Противник для начала выпустит сотни и тысячи крылатых ракет, БПЛА, уничтожит места базирования флота, ПВО, коммуникации, а потом пойдет все остальное, включая, такие многоцелевые авианесущие корабли. Только хороший, полноценный флот может сковать флоты противника на оперативных просторах и распылить их ударные силы, по другому не получится.
          dyksi
        3. vova1973 2 сентября 2015 17:01
          если с таким ордером реально столкнуться в бою, то просто торпедой с ядерной б/ч запустят даже не в корабль, а в сторону группировки.
      2. Плюмбум 2 сентября 2015 13:10
        Цитата: vodolaz
        тупо противокорабельными ракетами достанут?


        В электронике японцы поболее русских шарят. так что наверно по комплексам обнаружения и комплексам постановки помех у них наверняка все в ажуре. да и по противоракетами тоже. Ну а в ближней зоне к кораблю самое лучшее средство против ракет - это "металлорезки". Интересно есть ли такие на Кага?
      3. Житель Урала 2 сентября 2015 13:52
        Пока что массового применения противокорабельных ракет по группировке противника в истории не было. Были лишь единичные случаи, учения и расчеты. как это будет на практике - одному богу известно, и шапкозакидальство здесь опасно - как бы не вышло как в 1905.
    2. Su24 2 сентября 2015 11:55
      Цитата: svp67
      Не знаю, не знаю,что их там больше бодрит, воспоминания про Перл-Харбор или о Цусиме. Но то,что этот корабль, это усиление ударной компоненты ВМС Японии, причем и десантной, это точно. И нашей стране стоит сейчас еще и на это направление усилить внимание. Так как ожидавшийся "Владивосток" туда уже не прибудет.


      Идзумо не несёт ударного вооружения, следовательно, никак не влияет на ударную компоненту флота джапов. У них вообще нет ударного вооружения.
      При эти стоит отметить, что тип "Идзумо" ("эсминец-19000 тонн) не первые вертолётоносцы Японии. До этого они построили два корабля типа "Хьюга" (эсминец-14000 тонн), которые также обладают сплошной полётной палубой. При этом штатно на них базируются всего по 3-4 вертолёта, а Япония даже не значится заказчиком F-35B (и приспособлены ли корабли для эксплуатации этих самолётов?). Так, что разговоры о, якобы, возрождении авианосного флота Японии преждевременны.

      В Японии впервые новый корабль называют именем корабля времен второй мировой войны.


      Чепуха, эсминцы "Конго", "Атаго", "Мёко", "Харуна"и прочие также названы в честь кораблей императорского флота.

      Точно так же наследника броненосного крейсера «Идзумо» можно использовать на «северных территориях». Векторы применения новых вертолетоносцев (хоть и по-восточному витиевато) обозначены вполне определенно.


      Точно, корабли применяют в зависимости от названия, автор гений.

      Россия публично не прореагировала на изменение оборонной концепции японцев¸ проявившейся в строительстве вертолетоносцев. Однако нельзя не заметить две очевидные вещи: новый класс кораблей появился вместе с усилившейся в последнее время риторикой о так называемых «северных территориях» (островах Японии, перешедших в нашу юрисдикцию по итогам второй мировой войны), а вертолетоносец «Идзумо» назван в честь одноименного броненосного японского крейсера, отличившегося в проигранном русскими Цусимском морском сражении.


      Корабли так называют, потому, что у Японии есть своя военно-морская история, а не потому, что именно с помощью "Идзумо" хотят на Курилы напасть. Курилам (которые находятся под боком у Японии) больше угрожает развитие авиации, десантных войск, десантных катеров и т.д. а не громада с дальностью хода в 10 тыс миль и при этом без значимого вооружения.
      Да, а налёт на Пёрл-Харбор был действительно блистательным wink
  2. Игорь К 2 сентября 2015 06:04
    Усиливая островную группировку войск на Курильских островах пкр наземного базирования можно нивелировать возможности надводного флота Японии, опять же с Сахалина и Приморья Япония не плохо простреливается тактическим ракетными комплексами.
    Но в любом случае необходимо усиление ударной авиации и подводного флота за счёт хотя бы современных дизелюх.
    В общем действовать ассиметрично.
  3. An60 2 сентября 2015 06:06
    Лучше назвали бы "Ханхил-Гол".
    1. svp67 2 сентября 2015 06:49
      Цитата: An60
      Лучше назвали бы "Ханхил-Гол".

      Это нам не мешало бы назвать новый боевой корабль ТОФа так, и еще бы "Волочаевск" и "Озеро Хасан"
    2. Комментарий был удален.
    3. Mera Joota 2 сентября 2015 06:58
      Цитата: An60
      Лучше назвали бы "Ханхил-Гол".

      Какое отношение приграничный конфликт в степях Монголии и Китая относится с военно-морскому флоту?
      П.С: японцы никогда не использовали термин Халхин-гол, для них он Номонхон.
  4. Mera Joota 2 сентября 2015 07:00
    Хотелось бы увидеть здесь статью касающейся технической стороны эсминца-вертолетоносца Кага, а не очередное политическое брюзжание...
    1. wasjasibirjac 2 сентября 2015 07:34
      пусть не полное,нопредставление получить можно:из статьи
      Идзумо» с полным водоизмещением в 27 000 тонн и длиной в 248 метров вполне может выполнять и экспедиционные функции. Ведь кроме авиагруппы в девять вертолётов (возможности корабля позволяют разместить до 14 машин) «Идзумо» может перевозить и войска — до 400 десантников с 50 грузовиками. Впрочем, и взлетная полоса корабля в 250 метров вертолетам совсем необязательна, зато при необходимости позволяет трансформировать «Идзумо» в легкий авианосец.

      в принципе - характеристики близкие к Мистралю.
      1. Кибальчиш 2 сентября 2015 07:57
        "Изумо" вертолётоносец ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ
      2. donavi49 2 сентября 2015 08:47
        У него нету Дока, какой такой Мистраль? Скорее Кречеты первые без СВВП и только с оружием самообороны.

        Десант может высаживаться 2 путями:
        - вертолетным
        - в порт через боковую или заднюю грузовую аппарель.
  5. Saburo 2 сентября 2015 07:23
    В Японии впервые новый корабль называют именем корабля времен второй мировой войны.


    Серьёзно? Думаю перед тем как написать такую статью и сделать такие выводы можно было немного почитать почитать о боевом составе Морских Сил Самообороны. Конго там наверное назван в честь африканского государства.
    1. Кибальчиш 2 сентября 2015 07:56
      Присоединяюсь. Там вообще-то чуть ли не половина кораблей названа по именам предшественников во второй мировой.
      1. Стирбьорн 2 сентября 2015 09:03
        Автор явно любитель черную кошку поискать в темной комнате. Выводы в стиле историй про древних укров. Хоть бы историей военно-морских флотов поинтересовался, называть корабли в честь городов и провинций, принято во всем мире. И Кага, и Идзумо, в первую очередь, исторические провинции Японии, так же как и многие другие. Что тут сакральный смысл искать-то? Так можно и с затоплением последнего "Очакова" вывести витиеватую связь, с восстанием, на одноименном крейсере, времен лейтенанта Шмидта. Названия кораблей, тоже исторически передаются, от старых к новым. После такого бреда, сама статья уже нормально не воспринимается. Не дошедший до нас мистраль "Севастополь" тоже ведь, не в честь линкора назван, а в честь города. fool
    2. SWEET_SIXTEEN 2 сентября 2015 17:12
      Цитата: Saburo
      В Японии впервые новый корабль называют именем корабля времен второй мировой войны.


      Серьёзно? Думаю перед тем как написать такую статью и сделать такие выводы можно было немного почитать почитать о боевом составе Морских Сил Самообороны. Конго там наверное назван в честь африканского государства.

      А предыдущий - Идзумо ?
  6. parusnik 2 сентября 2015 07:24
    Её конституция прямо запрещает вводить в эксплуатацию технику и вооружения, позволяющие вести боевые действия на большом удалении от японских островов...Ну и куда смотрит гарант, автор конституции..в смысле США..? smileа ООН ваще безмолвствует.. smile
  7. Инжeнeр 2 сентября 2015 09:01
    Наивные выводы. Перл-Харбор тут не причем. Они боятся Китай с его наглой экспансией. Потому как с таким союзником как США Японии стоит надеяться только на свои силы. Вот и строят.
  8. aviator1913 2 сентября 2015 10:33
    Почему то никто не заметил скорость с которой был построен данный корабль. Два года на такую махину, причем это первый корабль серии, который априори строится дольше. Все таки японцы хорошие мореходы и промышленность позволяет строить таких гигантов в столь короткие сроки. Нам бы такие мощности...
    1. Saburo 2 сентября 2015 10:50
      Это второй корабль в серии, головной, Изумо, спустили на воду ещё в 2013. Причём его построили даже быстрее, всего за 15 месяцев. И ещё до этого построили два похожих корабля типа Хюга. Изумо, по сути, это потолстевшая Хьюга.
      1. aviator1913 2 сентября 2015 11:05
        Скорость строительства кораблей все таки впечатляет.
        1. Saburo 2 сентября 2015 11:18
          Сложно поспорить. Почти все современные корабли Сил Самообороны построены в среднем за полгода, вне зависимости от водоизмещения. Причём формирование корпуса занимает от силы 5-6 месяцев для эсминцев и 10 для вертолётоносцев. Всё остальное время это ожидание поставки импортного оборудования, вроде итальянских пушек или американских вертикальных пусковых установок. Тот же Изумо построен так быстро потому что почти не несёт импортного оборудования.
    2. marlin1203 2 сентября 2015 11:20
      А качество? Мечта! Не хуже автомобилей, а может и лучше. Вот это-то и пугает.
  9. Александр72 2 сентября 2015 10:44
    "Идзумо", "Кага"... Интересно что будет построено затем: "Микаса" с "Асахи" или же "Ямато" с "Мусаси". Интересные, знаете ли, исторические ассоциации и аналогии напрашиваются.
  10. air wolf 2 сентября 2015 11:19
    А мы когда заложим?
    1. Игорь К 2 сентября 2015 11:45
      Завод "Звёздочка" в Большом Камне после апгрейда должон для КТОФ строить надводные суда, завод в Комсомольске на Амуре теоретически может это делать но практически это делает очень плохо, корвет строил 9 лет.
      1. aviator1913 2 сентября 2015 12:46
        Я бы сказал позорные темпы строительства кораблей для современного предприятия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня