Бронеавтомобили «Трехколеска» Н.М. Филатова

2
С 1915 года Русская императорская армия начала получать новейшие пушечные бронеавтомобили. Подобные броневики по своей огневой мощи превосходили существующую технику, а возможность перемещения по полю боя обеспечивала преимущества перед полевой артиллерией. Одним из первых представителей этого класса техники стал броневик «Гарфорд-Путилов», созданный группой военных специалистов во главе с генерал-майором Николаем Михайловичем Филатовым. Эта машина отличалась достаточно высокими характеристиками, но в ходе эксплуатации военные пришли к выводу о необходимости разработки новой бронетехники с пушечным вооружением.

На практике выяснилось, что броневики «Гарфорд-Путилов» имеют недостаточно мощную силовую установку и не отличаются малым весом, из-за чего их подвижность на бездорожье оставляет желать лучшего. Дальнейшая модернизация техники на базе грузовика Garford 4x2 не представлялась целесообразной. Специалисты Офицерской стрелковой школы (г. Ораниенбаум) во главе с ее руководителем Н.М. Филатовым решили продолжать развитие пушечных броневиков путем создания нового оригинального шасси. Кроме того, на определенном этапе разработке нового проекта было решено разработать оригинальное шасси, которое можно было бы использовать в качестве основы для нового броневика.

Для повышения проходимости, особенно на пересеченной местности, требовалось максимально облегчить перспективную бронемашину. Для этого было решено сократить габариты машины до необходимого минимума, а также использовать нестандартную трехколесную ходовую часть. С целью сокращения веса всей конструкции вместо передней оси предлагалось использовать специальную вилку с колесом и рулевым механизмом. При правильной конструкции подобные механизмы позволяли сократить вес всей машины, а также улучшить маневренность. Оригинальная конструкция шасси привела к появлению соответствующего названия проекта. Все новые броневики Филатова в дальнейшем именовались «Трехколесками».

Бронеавтомобили «Трехколеска» Н.М. Филатова
Броневики "Трехколеска" первой партии, 1916 г.


Ввиду отсутствия готовых шасси с такой конструкцией Филатову и его коллегам пришлось разработать нужную машину самостоятельно. В качестве основы для нового трехколесного шасси были взяты агрегаты существующей техники. Планировалось применять готовые мосты, элементы подвески, двигатели и агрегаты трансмиссии. Как оказалось позже, подобный подход позволил наладить сравнительно массовое серийное производство техники, используя в качестве источника узлов и агрегатов поврежденные машины.

Трехколесное шасси, за исключением некоторых деталей, почти не отличалось от других образцов аналогичного назначения. Все его агрегаты монтировались на прямоугольной раме по классической компоновке. В передней части рамы находился двигатель, соединенный с коробкой передач, в задней – двухколесный ведущий мост с подвеской на листовых рессорах. Среднюю и заднюю часть шасси предлагалось отдать под размещение боевого отделения.

В передней части к шасси крепилась специальная рама, на которой шарнирно устанавливалась вилка переднего колеса. В верхней части рамы предусматривался поворотный механизм, связанный с рулевым колесом в кабине водителя. Привод на переднее колесо не предусматривался. Таким образом, шасси имело нестандартную для автомобилей колесную формулу 3х2.


Базовое трехколесное шасси, разработанное специально для новых броневиков


Поверх шасси предлагалось устанавливать бронекорпус новой конструкции. Он должен был собираться из броневых листов толщиной от 4 до 6 мм. При этом, ввиду предполагаемого способа боевого применения, более толстая броня должна была располагаться в корме. Как и множество других броневиков того времени, «Трехколески» Филатова должны были иметь корпус, собранный на каркасе. Имевшиеся технологии позволяли использовать только такую конструкцию корпуса.

Изначально Филатов и его коллеги занимались созданием пушечного броневика, который мог бы дополнить, а затем и заменить имеющуюся технику этого класса. В дальнейшем появилось предложение разработать и пулеметный вариант машины. В таком случае можно было обеспечить армию бронемашинами различных типов со схожими характеристиками и разным вооружением.

Два варианта броневика должны были оснащаться корпусами различной формы. При этом общая конструкция и компоновка корпусов была одинаковой. Под малогабаритным капотом находился двигатель, а в крупном кормовом объеме размещался экипаж и вооружение. Для доступа к двигателю предусматривались люки в бортовых листах капота. Для посадки в машину двери в бортах обитаемого объема имелись две двери. В крыше корпуса, над рабочими местами водителя и командира, находился дополнительный люк. Для наблюдения за дорогой в лобовом листе обитаемого отсека имелся крупный смотровой люк с крышкой.


Военные осматривают один из бронеавтомобилей


Базовый пушечный броневик должен был получить менее высокий корпус со скошенным кормовым листом, в котором находилась амбразура для орудия. Другой заметной особенностью пушечного броневика было отсутствие защиты шасси за счет нижней части бортов. Короб корпуса устанавливался поверх шасси и не закрывал агрегаты ходовой части.

В пулеметном варианте «Трехколеска» имела защиту ходовой части, а боевое отделение защищалось бортами и кормой, установленными вертикально или под небольшим углом. Вооружение так же предлагалось монтировать в кормовом листе в двух амбразурах.

Броневики новой модели следовало оснащать бензиновыми двигателями мощностью около 20 л.с. Проект предусматривал применение двигателей различных типов, имевшиеся в наличии. Таким образом, авторы проекта учитывали сложное положение с готовой техникой и запчастями, предусмотрев возможность использования доступных комплектующих. Таким же образом предлагалось комплектовать трансмиссию и ходовую часть.


Схема броневиков двух типов


Экипаж «Трехколесок» должен был состоять из трех или четырех человек: водителя, командира и одного или двух стрелков. Состав экипажа прямо зависел от установленного вооружения.

Пушечный бронеавтомобиль конструкции Н.М. Филатова предлагалось оснастить лафетом с 76-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года. Это орудие представляло собой доработанный и облегченный вариант 76-мм горной пушки и уже использовалось на отечественных броневиках. В частности, машины «Гарфорд-Путилов» оснащались именно таким вооружением. Лафет орудия позволял выполнять горизонтальное и вертикальное наведение в пределах некоторых секторов. Боекомплект пушки размещался в укладках у бортов боевого отделения.

Броневик «Трехколеска» должен был иметь минимально возможную боевую массу, из-за чего пушечный его вариант пришлось оснастить некоторым специальным оборудованием. Из-за большой отдачи пушки было предложено установить на днище машины специальный сошник, который следовало опускать на грунт перед стрельбой. Эта деталь позволяла сократить смещение броневика под действием отдачи, а также сохранять наводку после выстрела.

В кормовом листе пулеметного броневика предусматривались амбразуры для установки двух пулеметов «Максим». Ими должны были управлять двое стрелков. Как и в случае с пушечной машиной, боекомплект пулеметов располагался на стеллажах у бортов боевого отделения.


Бронемашины в войсках


К апрелю 1916 года специалисты Офицерской стрелковой школы построили несколько экземпляров новой техники. В ходе их изготовления самым активным образом использовались узлы и агрегаты имеющейся автомобильной техники, получившей повреждения и не подлежащей восстановлению. Это позволило достаточно быстро завершить все нужные работы, но сказалось на характеристиках техники. Так, машины первой партии были оснащены двигателями различных моделей и марок. Кроме того, они отличались мощностью силовой установки: броневики оснащались двигателями мощностью от 16 до 24 л.с. Из-за применения двигателей и других агрегатов разных моделей все броневики первой партии серьезно отличались друг от друга своими характеристиками. Несмотря на некоторые отличия, пулеметные броневики имели схожую боевую массу на уровне 1,8 т. Пулеметный броневик весил около 2,6 т.

Первая партия новой бронетехники состояла из девяти пулеметных «Трехколесок» и одной машины с пушечным вооружением. 22 апреля построенные бронемашины представили Комиссии по броневым автомобилям и другим представителям военного ведомства. Потенциальный заказчик проявил интерес к оригинальным трехколесным машинам, результатом чего стало появление требования о проведении испытаний новой техники. Испытания стартовали в начале мая.

В ходе испытаний было установлено, что пушечная «Трехколеска» имеет недостаточную проходимость. Боевая масса на уровне 2,6 т оказалась слишком большой для уверенного передвижения на трех колесах. Одновременно с этим пулеметный броневик полностью оправдал все ожидания. Легкая машина без особых проблем передвигалась по достаточно сложным трассам и не застревала на них.


Офицер Бельгийского броневого дивизиона (в центре) и персонал Офицерской стрелковой школы на фоне пулеметной "Трехколески", 1916 г.


По результатам испытаний представители военного ведомства решили заказать серийное производство пулеметных бронеавтомобилей новой модели. В соответствии с заказом, Ижорский завод должен был построить два десятка таких машин с пулеметным вооружением. Пушечный броневик не стали ставить в серию. Тем не менее, армия приняла единственный экземпляр такой машины и эксплуатировала его вместе с другой техникой нового проекта.

По некоторым данным, в ходе подготовки к серийному производству генерал-майор Филатов внес в проект некоторые изменения. Было решено отказаться от второго кормового пулемета, а также намного изменить конструкцию корпуса. За счет таких изменений броневик стал легче примерно на 400 кг, что должно было привести к некоторому повышению подвижности и проходимости.

В октябре 1916 года Ижорский завод испытал и передал заказчику первую серийную «Трехколеску» с пулеметным вооружением. До конца года из ворот предприятия вышли еще семь таких бронеавтомобилей. Достоверные сведения о дальнейшем выпуске броневиков отсутствует. По одним данным, все броневики Филатова были построены в 1915-16 годах, но в иных источниках упоминается полное выполнение заказа к концу 1917 года.


Пушечный броневик во время стрельб


Одновременно с началом выпуска серийных машин стартовали войсковые испытания. Проверять новую технику в условиях фронта должны были специалисты четырех соединений: 1-го, 7-го, 8-го и 9-го броневых автомобильных дивизионов. Им были переданы две пулеметные (1-й и 7-й дивизионы), две пулеметные и одна пушечная (8-й) и одна пулеметная (9-й) бронемашины. Войсковые испытания прошли без нареканий и в целом подтвердили правильность решений комиссии, отвечавшей за выбор новой техники.

По разным данным, до 1917 года было построено от 18 до 30 бронеавтомобилей «Трехколеска» в пулеметной и пушечной конфигурации. Часть этой техники использовалась действующей армией в боях на немецком фронте. В целом машины показали себя хорошо и не уступали иным образцам, использовавшимся в то время.

После начала Гражданской войны броневики конструкции генерал-майора Филатова достались обеим сторонам конфликта. Имеются сведения об использовании этой техники как красноармейцами, так и белогвардейцами. К примеру, в августе 1918 года сразу три «Трехколески» были отправлены в Баку для поддержки местных формирований «красных». В это же время в авто-броне-пулеметном отряде охраны Смольного служил, как минимум, один такой броневик. В первых месяцах 1920 года его пришлось отправить на фронт.


Военнослужащие и "Трехколеска" с пушечным вооружением


Подробности эксплуатации броневиков Филатова «белыми» отсутствуют. Известно, что в конце 1918 года Добровольческая армия располагала, как минимум, одной машиной этого типа. Броневик с собственным именем «Фибра» числился в составе 1-го броневого автомобильного дивизиона. В апреле 1919-го эта машина находилась в Екатеринодаре (Краснодар), где вскоре отправилась на разборку. Ввиду изношенности и непригодности к службе с машины демонтировали броню и вооружение. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Несколько броневиков «Трехколеска» дожили до конца Гражданской войны и в течение некоторого времени продолжали службу в Красной Армии. Известно, что в начале 1922 года Управление броневых сил РККА располагало четырьмя такими машинами. Точный тип этой техники неизвестен, но, по-видимому, это были наиболее массовые пулеметные бронеавтомобили.

Вероятно, большая часть построенных броневиков конструкции Филатова была уничтожена в боях либо списана по причине износа или повреждений. Всего несколько таких машин пережило Гражданскую войну и продолжило службу в Красной Армии. Дальнейшая судьба этой техники неизвестна. Скорее всего, в ходе Первой мировой и Гражданской эти машины успели выработать свой ресурс, после чего их эксплуатация не представлялась возможной. Как следствие, их разоружили, разбронировали и утилизировали. Нельзя исключать, что после этого некоторые шасси могли использоваться в качестве автомобильной техники. Тем не менее, в итоге все «Трехколески» Филатова были списаны и утилизированы. До наших дней эта техника не дожила.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +4
    7 сентября 2015 08:31
    wassat Воистину Пушкин наше все . Прям броневики эти классический пример строки - ,, И опыт, сын ошибок трудных."Кириллу спасибо - честно не знал о существовании таких аппаратов.
  2. +2
    7 сентября 2015 13:58
    А я ,чем больше читаю статей с подписью, Рябов Кирилл,тем больше хочу узнать о самом авторе. Если есть информация,поделитесь...