Military Review

Shards of Pandcher

12
The “Soviet” war in Afghanistan was fundamentally different from the NATO


For many people, especially the younger generation, the participation of the Soviet Union in the 1979 – 1989 events in Afghanistan remains a little-known episode. Moreover, the actions of the USSR for many years served in a black light.

The bias was due to the general anti-Soviet ideological attitude that has long dominated our country. It's time to restore justice. For this, the most valuable evidence of the direct participants in the fighting. Rodion Shaizhanov, who served in Afghanistan in 1984 – 1986, shares his memories.

- Can the Afghan war be considered forgotten and slandered?

“My generation is well aware of the Afghan war, and in Soviet times, we, the“ Afghans, ”were treated with respect. But in the era of the collapse of us began to forget, known and attempts to discredit. Much depends on the presentation of information, so you really need to tell young people about that war.

- How does a completely peaceful person change, turning into a soldier?

- I graduated from the Moscow Technical School with honors, and I was offered to go to college without exams. But at that time, all my comrades went into the army - as it was believed in those years, everyone should serve. Therefore, I chose the army, not the institute. I was engaged in parachuting and set myself a goal to get into the Airborne Forces. Then, of course, they heard about the war, but there was very little detailed information. I was sent to Fergana. On the way, they said that there was a school there, after which percent of 40 was sent to the GDR, and the rest to Afghanistan. In fact, we all got into Afghanistan.

In Fergana, soldier life began: physical training, crosses and so on. The heat was depressing. In the study I saw the first death. We ran the cross in full uniform, helmeted, with machine guns, in the backpack of the paratrooper - stones and sand. One guy from Zelenograd, my fellow countryman, suddenly felt ill, lost consciousness, fell and died. Then I was instructed to go to the morgue for him, personally dressed him, and I was only 18 years old!

Then suddenly an epidemic of hepatitis began. They talked about sabotage, because from 120 people in our 90 company got sick, but the disease did not catch me, they sent me to Afghanistan. Arrived in Kabul, on the airfield. At the transit point, we were stripped down to our underpants, and the doctors conducted a physical examination. There were also officers who picked up soldiers in their regiments. I was taken to 357, brought to Bala-Hissar fortress, where they determined AGS-17 in the calculation. At the time of arrival in the fortress there were few people, almost all were on assignments. But the next day, Bala Hissar was filled with the military, everyone returned, and we got acquainted. There turned out to be an old member of Zelenograd, Aleksey Makarov. He forced us, young people, to go in for sports and ran with us, pulled himself up on the bar and so on. I do not know how the others, but we were not bullying. Of course, the guards, outfits and patrols - the young, but no bullying.

And the baptism of fire took place in July 1984, on the eve of my birthday. Near the road to Gardez, along which the supply went, there were shrubs and trees. The vegetation was thick, because a river flowed nearby. And so the dushmans (“spirits”, as we called them), in advance dug up the whole catacomb in Zelenka and hid there. Imagine a clay well, inside of which there are steps made of wood. It is dark in the well, nothing is visible, that is where the dushmans were sitting. I later met many such catacombs, we did not climb them, but threw grenades.

Shards of PandcherSo when our column of KamAZ trucks appeared, the “spirits” struck, the shooting started, and we were immediately sent there. I look - the cars are on fire, one with diesel fuel has blocked traffic and it is impossible to drive through the whole column. Apparently, the driver contusion, he does not understand anything, screaming. The jets of diesel fuel are beating out of the wagon, and it can explode at any moment. Alexey rushed into the car and took her aside, threw her into the river. And to us, the young ones, he said to lie down in the dust and lie down so that no one was hurt. I then fired not from AGS, but from Kalashnikov. Tracers are flying, I have a shock. I do not believe anyone who says that he was never afraid. But fear is dulled with time, and even enter into a rage when it doesn't matter whether they kill you or not, especially when you see a wounded or dead comrade.

By the way, among the wrecked cars one was carrying condensed milk. There was nowhere to overload it, and I took myself a box. Since I was soon to have a birthday, I spread the dry rations of biscuits, made layers of crumb, covered with condensed milk and made a cake. Condensed milk overeat for life, since then I can not look at it. It seems ridiculous, but in fact it was no laughing matter - the guy from my call died in that fight. He had previously sent letters to his home, and when we returned, he received an answer from his parents. It was not possible to read.

- How were the other operations?

- Differently, sometimes almost nothing happened. But in general, in 1984 – 1985, we had the hardest losses, then we cleaned up the whole of Afghanistan. We found warehouses, destroyed the sea weapons and so on. Dushmans were well equipped. Shoes, beautiful sleeping bags that thinly curled, and a lot more American-made. Consider that it is not easy to fight when it seems to be warm, but there is snow in the mountains. For example, we were cold at the height and warmed by dry alcohol.

Somehow they found in the mountains a reserve of Italian mines. They pulled the rope down, let it pass through the handle of the mine, and so they were lowered, after removing the fuses. Then the helicopters were loaded fifteen. Basically, the operations were successful, but when we put our Afghans at the head of the villages, they were killed or they themselves went over to the side of dushmans. We again go to the same village, and the situation repeats, the “spirits” again received a weapon. I fought five times in the same village.

For me, the worst battles happened in Kandahar, Jalalabad and the Pandshir Gorge, where Ahmed Shah Massoud was wielding. I'll tell you about the Pandscher. We returned from a successful operation, captured several "spirits", only one wounded among us. We decided to spend the night. Just in that place were located, but we threw grenades in them and, moreover, sent the sentinels next to these wells. Sit, drink tea. And one of ours, sniper Alexander Suvorkin, suddenly says that he is drinking tea with us for the last time. We did not listen to him then: they say, nonsense, and the next morning we continued on our way to the helicopters, five kilometers remained. No shooting, silence, we go after each other half asleep. Suddenly stumbled on a banner. The first one stopped, and we bumped into each other, as if we were folded into an accordion. And from the place from which we had just descended, “spirits” emerged from these catacombs, shouting: “Shuravi soldier, surrender. We instantly dispersed, and spooks, seeing that we were not giving up, began to blast us with machine guns. We were a 24 man, immediately 12 was injured. One guy from my calculation shot both legs, the other wounded in the head, in the company head - in the neck. The machine gunner shouts: "Throw the tape." He didn’t have a machine-gun belt, and when we threw him, she exploded in flight before our eyes, it just hit her - that was such a heavy fire. I turned the ags, and around the bullet, instinctively jumped over the stone. I cannot return to the AHS, I cannot reach the trigger, because the bullets do not stick out. I decided to press the "keyboard" with my foot. I will not boast that I aimed, in fact, just lucky, but the hit was very clear. Dushmans immediately silenced. A company shouts to me to continue firing. Again, I shake my foot, but the AGS has shifted slightly and there was no more accuracy. And then something completely unusual happened. Suddenly I saw that one of my comrades began to jump in one place. And I also jump, and in the eyes of the mountains move. Well, I think, sausage us from fear, but it turned out that an earthquake began. Here the spotter caused artillery fire, passed the exact coordinates on the radio, and the dushmans covered us with fire. Another company came to our aid and, in short, the battle was over. Look, lies Suvorkin, our sniper. We say: "San, get up," but he does not answer. The bullet passed through his scope and hit his head, that is, he began to take aim, but he was killed. Perhaps among the dushmans there was also a sniper. So it turned out that Suvorkin really did drink tea with us for the last time.

I barely reached the helicopter. I will carry one wounded man on my hands with 200 meters, follow the second one, and still carry a weapon. Moved by rushes and again fell on the stretch. Another was injured. And at that time I was lucky, not even hooked. The company wrote me a presentation on the medal "For Courage". But not approved, I did not get a medal. But for the next operation they gave the Order of the Red Star. Then I blew up on the BMP-2, a fragment in my hand and leg and was also shell-shocked. Dushmans laid mines in "flour", that is, in thick dust, and in Afghanistan there is a lot of it. I was sitting inside the BMP, my legs were numb, I tucked them in, and then there was an explosion. If I hadn't tucked in, I would have torn it off. But still it smeared me very much.

I spent some time in a strange state: neither sleep nor loss of consciousness, it is difficult to say what it was. Then I remembered everything - my parents, my brother, and my school. I opened my eyes, I saw the light from the open hatch, all around it was burning, all black itself. I - in the hospital, sick, vomiting, nerve hurt. They made an injection, it was a completely high state. Treated in Kabul, three weeks lay and again returned to service, but his cheek is still twitching.

Operations began again, escorted, protecting car columns, etc. In one operation, we had to go from one mountain through the gorge and climb to another. See - "spirits" are coming. Stoned, stoned, apparently. Something is bawling. It was dark, and we are not visible, but their moon illuminates well. We immediately tied them up, but behind them came a whole crowd of dushmans - the 30 man. But we didn’t expect it: we sit, someone smokes, and Aleksey and I decided to drink some water and moved forward a little. This is where the main squad of “spirits” appears: it turns out that the first ones that we have already taken are the watch.

And again we see them, they do not have us, but the "spirits" are already very close. How to remove the circuit breaker from the fuse? They will hear a click. What to do? Then the shooting began, our other guys noticed this squad, we immediately began to shoot almost at close range, just like in the movies, instantly released the entire store and ran back to our own. I feel something in my back, I think bullets, but no, these are stones. I did not put on a bulletproof vest then and still survived, but in that battle the spotter about whom I was talking about died.

By the way, the spooks were afraid of paratroopers, we did not retreat. The “spirits” distinguished us in shorts, and this helped us. But I can’t say anything bad about other types of troops.

- What were the interethnic relations in the Soviet army in Afghanistan?

- I am a Tatar, there were a lot of Russians, Belarusians, Ukrainians. In each company - by Tajik and Uzbek, we had translators. We were all very friendly, corresponded when we returned to the USSR. And then the country fell apart, the collapse began, you will not find anyone.

- What do you think about the officers?

- Much depends on the officers. Imagine that the officer makes a mistake on the map and we take the wrong mountain. It's very hard to climb it, and then it turns out that it is not located there. Such cases have been. And for some reason, a young officer during the operation began to demand that we do exercises, run cross-country crosses with a naked torso, and so on. Veterans say to him: “What are you doing? We are on a mission, not on training. ” He does not understand anything.

There are officers from God whom I am grateful for all my life. Once the company commander refused to execute the obviously stupid order of the battalion commander when we were ordered to go with shouts of "Hurray" almost in a frontal attack on the machine gun. The commander of the battalion was then dismissed by the company commander and ordered an ensign to take command. And the ensign was cunning: he still didn’t go to the forehead, the machine gun went around and fulfilled the task. Then we broke off the epaulettes from the company, but then I don’t know what became of him, we never saw him again. The company was right - a good commander would not be a soldier, but he would think over what can be done. It was the company officer who prompted the ensign to bypass the machine gun.

- Curious cases have been?

- We were landed in Jalalabad in Zelenka, around bushes and thorns. We jumped from helicopters from a height of two or three meters and then ran through the thickets. Somehow it happened that I met the dushman face to face, there was no one near ours, but he, too, had no support. We look at each other: I have an automatic on my shoulder, he too. It seemed to me that a lot of time had passed, I speak to him in Russian: turn around and leave, I will not shoot at you and I will also leave. It could have been a duel, who would shoot faster, but I didn’t want to kill him and he didn’t want to shoot me, muttered something. I did not understand anything, though, it seemed to me that I had disassembled one word “Yakshi”, and maybe I didn’t say anything like that, but in any case, we somehow agreed. And turned in different directions. Of course, I was scared, because I did not know where ours are. We both ran at full speed, I rushed, collected all the thorns along the way, and right at the back of my head: isn’t the “spirit” going to shoot in the back? It cost. It was me then 18 years.

- How was your life after Afghanistan?


- Demobilized in 1986, first worked as a driver in a car factory, started a family, graduated from the institute. And now I head the veteran organization of "Afghans". Son 28 years. All is well.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/26818
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Alexey Boukin
    Alexey Boukin 4 September 2015 15: 36 New
    +8
    A deep bow to you guys. The boys had to immediately step into the harsh everyday life of the war from which you emerged with honor.
    1. Eternal Watch
      Eternal Watch 4 September 2015 15: 57 New
      0
      Thanks for the article, as if I had been there again, it’s dying in the face with the heat and dust ....
      Big friendly greetings from the 56th ODBSh
      FOR YOU SHURAVI! drinks
  2. Engineer
    Engineer 4 September 2015 15: 46 New
    +1
    There was always respect for the Afghans among the people. The boys looked at them with sparks in their eyes. And after the collapse of the Union, no one was remembered, so the Afghans are not unique here. Moreover, there was such a thing as someone who went where, and even the nasal television everywhere told me that shaven-headed thugs were all over the place former Afghans. Partly it was. But why not bother with mud? But this policy is such as to expose and dismiss as a negative element.
  3. Freelancer7
    Freelancer7 4 September 2015 16: 02 New
    +3
    In memory of ...
  4. starshina pv
    starshina pv 4 September 2015 16: 05 New
    +3
    in war as in war! it immediately shows who is who! let's not forget Afghanistan and Chechnya!
    1. one
      one 5 September 2015 08: 39 New
      0
      Quote: starshina pv
      in war as in war! it immediately shows who is who! let's not forget Afghanistan and Chechnya!

      Yes. it is visible there.
      and what prevents here from seeing that the author is burning?
      retelling of the film of Bondarchuk, whom dad
      vigorously otmazyvatsya from Afghanistan.
      a movie that makes normal guys sick.
      the story is clearly designed for those
      who didn’t sniff gunpowder.
      And now I head the veteran organization of "Afghans".

      the place is warm.
      as unions ...
      only care about themselves, loved ones.
      and no one would know about them
      if in this way they didn’t remind of themselves.
      no
      the most “heroic” guys in civilian life
      these are former cooks, clerks, etc ..
      bully
      all this is sad ...
  5. tyras85
    tyras85 4 September 2015 16: 07 New
    +2
    Hi brothers! I remember carrying with pride that I was ... there! Children and grandchildren leave the truth! Health and many years, little brothers!
  6. Allex_B
    Allex_B 4 September 2015 16: 19 New
    +3
    All Bochiv VIVAT from 345 OPDP soldier
  7. mik667
    mik667 4 September 2015 17: 55 New
    +3
    Let us recall our best years .. 682 SME Rukha, North Panscher.
    1. Allex_B
      Allex_B 4 September 2015 20: 38 New
      +2
      I have been in Anava for a year hi
      1. Eternal Watch
        Eternal Watch 4 September 2015 23: 04 New
        0
        Kunduz ..... Gardez, Ghazni ....
        Quote: Allex_B
        Allex_B

        and forgot Ferghana, Brother, 2nd company? wink soldier
        1. one
          one 5 September 2015 07: 46 New
          0
          Quote: Eternal Watch
          Kunduz ..... Gardez, Ghazni ....
          Quote: Allex_B
          Allex_B

          and forgot Ferghana, Brother, 2nd company? wink soldier

          Kunduz and Kunduz province - the territory of the Chmrchik brigade, not Ferghana.
          laughing
  8. Consul-t
    Consul-t 4 September 2015 22: 33 New
    +1
    Dushmans were well equipped. Shoes, beautiful sleeping bags that twisted thinly, and much more American-made. Keep in mind that fighting is not easy when it’s kind of warm, but there is snow in the mountains. For example, we were freezing at a height and basking in the fire of dry alcohol.


    I hope the time will come and we will recall to their amers all their deeds.
    May they be rewarded in full for all their meanness ...
  9. tyras85
    tyras85 9 September 2015 14: 50 New
    0
    Hello, Brother, who (----). We are strong by unity, many do not like. But we are not red girls ... Good luck and health personally. Military flight. 978 sorties, 2 wounds.
  10. Pavel Amarok
    Pavel Amarok 13 March 2020 10: 16 New
    +1
    I have a great attitude towards veterans, it doesn’t matter, WWII, Afghanistan, Chechnya. Thank you comrades!

Осколки Пандшера

«Советская» война в Афганистане принципиально отличалась от натовской

Для многих людей, особенно молодого поколения, участие Советского Союза в афганских событиях 1979–1989 годов остается малоизвестным эпизодом. Более того, действия СССР многие годы подавались в черном свете.

Тенденциозность объяснялась общей антисоветской идеологической установкой, которая долгое время господствовала в нашей стране. Давно пора восстановить справедливость. Для этого наиболее ценны свидетельства непосредственных участников боевых действий. Воспоминаниями делится Родион Шайжанов, служивший в Афганистане в 1984–1986 годах.


– Можно ли считать афганскую войну забытой и оболганной?

– Мое поколение прекрасно знает афганскую войну, и в советское время к нам, «афганцам», отношение было уважительным. А вот в эпоху развала о нас стали забывать, известны и попытки дискредитации. Многое зависит от подачи информации, поэтому действительно надо рассказывать молодым людям о той войне.

– Как меняется совершенно мирный человек, превращаясь в солдата?

– Я окончил московский техникум с отличием, и мне предлагали без экзаменов пойти в институт. Но в то время все мои товарищи ушли в армию – как считалось в те годы, каждый должен отслужить. Поэтому я выбрал армию, а не институт. Я занимался парашютным спортом и поставил себе цель попасть в ВДВ. Тогда, конечно, о войне слышали, но подробной информации было совсем мало. Меня отправили в Фергану. По дороге сказали, что там находится учебка, после которой процентов 40 отправляют в ГДР, а остальных – в Афганистан. На самом деле мы все попали в Афганистан.

В Фергане началась солдатская жизнь: физическая подготовка, кроссы и так далее. Жара угнетала. В учебке я увидел первую смерть. Мы бежали кросс в полном обмундировании, в касках, с автоматами, в рюкзаке десантника – камни и песок. Один парень из Зеленограда, мой земляк, вдруг почувствовал себя плохо, потерял сознание, упал и скончался. Потом мне поручили съездить за ним в морг, лично его одевал, а мне было всего-то 18 лет!

Потом вдруг началась эпидемия гепатита. Поговаривали о диверсии, ведь из 120 человек в нашей роте 90 заболели, но меня болезнь не зацепила, отправили в Афганистан. Прибыл в Кабул, на аэродром. На пересыльном пункте нас раздели до трусов, врачи вели осмотр. Там же находились офицеры, которые подбирали солдат в свои полки. Меня забрали в 357-й, привезли в крепость Бала-Хиссар, где и определили в расчет АГС-17. В момент приезда в крепости было мало людей, почти все находились на заданиях. Но на следующий день Бала-Хиссар наполнился военными, все вернулись, и мы перезнакомились. Там оказался старослужащий из Зеленограда Алексей Макаров. Он нас, молодых, заставлял заниматься спортом и сам с нами бегал, на турнике подтягивался и так далее. Не знаю, как у других, но у нас дедовщины не было. Конечно, караулы, наряды и дозоры – молодым, но никакого издевательства.

А боевое крещение прошло в июле 1984 года, накануне моего дня рождения. Около дороги на Гардез, по которой шло снабжение, находились кустарники и деревья. Растительность была густая, потому что рядом протекала речка. И вот душманы («духи», как мы их называли) заранее нарыли в зеленке целые катакомбы и там притаились. Представьте себе глиняный колодец, внутри которого ступеньки из дерева. В колодце темно, ничего не видно, вот там душманы и сидели. Таких катакомб я потом встречал множество, мы в них не лазили, а кидали гранаты.

Осколки ПандшераТак вот когда появилась наша колонна КамАЗов, «духи» нанесли удар, началась стрельба, и нас срочно туда направили. Смотрю – машины горят, одна с соляркой перекрыла движение и проехать всей колонне невозможно. Судя по всему, водителя контузило, он ничего не понимает, кричит. Из фуры бьют струи солярки, и она в любой момент может взорваться. Алексей бросился в машину и увел ее в сторону, скинул в речку. А нам, молодым, он сказал залечь в пыль и лежать, чтобы никого не ранило. Я тогда стрелял не из АГС, а из калашникова. Летят трассеры, у меня шок. Не поверю тому, кто скажет, что никогда не боялся. Но страх притупляется со временем, и даже в раж входишь, когда неважно, убьют тебя или нет, особенно когда увидишь раненого или погибшего товарища.

Кстати, среди подбитых машин одна везла сгущенное молоко. Перегружать его было некуда, и я взял себе коробку. Поскольку у меня скоро должен был быть день рождения, то я растолок галеты из сухого пайка, наделал слоев из крошки, покрыл сгущенкой и получился торт. Сгущенки объелся на всю жизнь, с тех пор смотреть на нее не могу. Вроде смешно, но на самом деле было не до смеха – в том бою погиб парень из моего призыва. Он перед тем отправил письма домой, и когда мы вернулись, ему пришел ответ от родителей. Не довелось прочитать.

– Как складывались другие операции?

– По-разному, иногда почти ничего не происходило. Но вообще в 1984–1985 годах у нас были самые тяжелые потери, тогда весь Афганистан зачищали. Мы находили склады, уничтожали море оружия и так далее. Душманы были хорошо экипированы. Обувь, прекрасные спальные мешки, которые тонко скручивались, да и много чего еще американского производства. Учтите, что воевать непросто, когда вроде тепло, но в горах лежит снег. Например, мы на высоте мерзли и грелись огнем сухого спирта.

Как-то обнаружили в горах запас итальянских мин. Натянули веревку вниз, пропускали ее через ручку мины и так их спускали, предварительно вынув взрыватели. Загрузили тогда вертолетов пятнадцать. В основном операции были удачны, но когда во главе кишлаков мы ставили своих афганцев, то их убивали либо они сами переходили на сторону душманов. Мы вновь идем в тот же кишлак, и ситуация повторяется, «духи» опять получили оружие. Я раз пять воевал в одном и том же кишлаке.

Для меня самые тяжелые бои случились в Кандагаре, Джалалабаде и Пандшерском ущелье, где орудовал Ахмед Шах Масуд. Расскажу про Пандшер. Возвращались мы с успешной операции, взяли несколько «духов» в плен, среди нас только один раненый. Решили заночевать. Как раз в том месте находились катакомбы, но мы в них накидали гранат и к тому же рядом с этими колодцами поставили часовых. Сидим, пьем чай. И вот один из наших – снайпер Александр Суворкин вдруг говорит, что пьет с нами чай в последний раз. Мы его тогда не послушали: мол, ерунда, а наутро продолжили путь к вертолетам, оставалось километров пять. Стрельбы нет, тишина, идем друг за другом полусонные. Неожиданно наткнулись на растяжку. Первый остановился, а мы друг в друга врезались, как в гармошку сложились. И вот с места, с которого мы только сошли, из этих катакомб повылазили «духи», кричат: «Шурави-солдат, сдавайся». Мы мгновенно рассредоточились, а душманы, увидев, что мы не сдаемся, начали нас из автоматов метелить. Нас было 24 человека, сразу 12 ранили. У одного парня из моего расчета прострелили обе ноги, у другого ранение в голову, у ротного – в шею. Пулеметчик кричит: «Кидайте ленту». У него не было пулеметной ленты, а когда мы ему кинули, то она в полете на наших глазах разорвалась, в нее просто попали – вот такой был шквальный огонь. Я развернул АГС, а вокруг пули, инстинктивно прыгнул за камень. Вернуться к АГС не могу, никак до гашетки не дотянусь, потому что пули – не высунуться. Решил ногой нажать на «клавиатуру». Не буду хвастаться, что прицелился, на самом деле просто повезло, но попадание было очень четким. Душманы сразу притихли. Ротный мне кричит продолжать стрельбу. Я опять ногой жму, но АГС немного сместился и уже точности не было. А дальше произошло и вовсе необычное. Вдруг вижу, что один из моих товарищей начал прыгать на одном месте. И я тоже прыгаю, а в глазах горы двигаются. Ну, думаю, колбасит нас от испуга, а оказалось, что началось землетрясение. Тут корректировщик вызвал огонь артиллерии, передал по рации точные координаты, и душманов накрыло нашим огнем. На помощь к нам еще рота подошла и, короче говоря, бой закончился. Смотрим, лежит Суворкин, наш снайпер. Говорим: «Сань, вставай», а он не отвечает. Пуля прошла сквозь его прицел и попала в голову, то есть он начал прицеливаться, но его убили. Может быть, среди душманов тоже был снайпер. Вот и получилось, что Суворкин действительно тогда в последний раз пил с нами чай.

До вертолета я едва дошел. Одного раненого на руках пронесу метров 200, иду за вторым, а еще тащу оружие. Двигались перебежками и опять попали на растяжку. Еще один получил ранение. А мне в тот раз повезло, даже не зацепило. Ротный написал мне представление на медаль «За отвагу». Но не утвердили, медаль я не получил. Зато за следующую операцию дали орден Красной Звезды. Тогда я подорвался на БМП-2, в руке и ноге по осколку и еще контужен. Душманы мины подкладывали в «муку», то есть в густую пыль, а в Афганистане ее очень много. Я сидел внутри БМП, ноги у меня затекли, я их поджал, и тут взрыв. Если бы не поджал, оторвало бы. Но все равно размазало меня очень сильно.

Пробыл некоторое время в странном состоянии: и не сон, и не потеря сознания, трудно сказать, что это было. Вспомнил тогда все – и родителей, и брата, и школу. Открываю глаза, вижу свет из открытого люка, кругом гарь, сам весь черный. Меня – в госпиталь, тошнит, рвет, нерв задет. Сделали укол, наступило совершенно кайфовое состояние. Лечили в Кабуле, недели три пролежал и опять вернулся в строй, но щека дергается до сих пор.

Снова начались операции, занимались сопровождением, защищая колонны автомашин и т. п. В одной операции нам надо было с одной горы через ущелье пройти и подняться на другую. Видим – «духи» идут. Обдолбанные, обкурились, судя по всему. Что-то горланят. Было темно, и нас не видно, а вот их луна хорошо освещает. Мы их тут же скрутили, но следом за ними шла целая толпа душманов – человек 30. Но мы этого не ожидали: сидим, кто-то курит, а я и Алексей решили воды попить и отошли немного вперед. Тут и появляется основной отряд «духов»: оказывается, первые, которых мы уже взяли, – это дозор.

И вновь мы их видим, они нас нет, но «духи» уже совсем рядом. Как снять автомат с предохранителя? Они же услышат щелчок. Что делать? Тут началась стрельба, другие наши ребята заметили этот отряд, мы сразу стали стрелять почти в упор, прямо как в фильмах, выпустили мгновенно весь магазин и побежали назад к своим. В спину чувствую что-то попадает, думаю, пули, но нет, это камни. Бронежилет я тогда не надел и все же остался жив, но в том бою погиб корректировщик, о котором я рассказывал.

Кстати, душманы боялись десантников, мы не отступали. «Духи» нас отличали по тельняшкам, и это нам помогало. Но ничего плохого не могу сказать и про другие рода войск.

– Какими были межнациональные отношения в Советской армии в Афганистане?

– Я татарин, было много русских, белорусов, украинцев. В каждой роте – по таджику и узбеку, они у нас были переводчиками. Мы все очень дружили, переписывались, когда вернулись в СССР. А потом страна распалась, начался развал, никого не найдешь.

– Что скажете про офицерский состав?

– От офицеров многое зависит. Представьте, что офицер ошибется по карте и мы займем не ту гору. Это же очень тяжело на нее взобраться, а потом выясняется, что не там расположились. Такие случаи бывали. А один молодой офицер почему-то во время операции начал требовать от нас делать зарядку, бегать кроссы с голым торсом и так далее. Старослужащие ему говорят: «Ты что творишь? Мы на задании, а не на тренировке». Он ни в какую, не понимает.

Есть офицеры от бога, которым я благодарен на всю жизнь. Как-то ротный отказался выполнить явно глупый приказ командира батальона, когда нам приказали идти с криками «Ура» чуть ли ни в лобовую атаку на пулемет. Командир батальона тогда ротного отстранил и приказал прапорщику принять командование. А прапорщик хитрый: в лоб все равно не пошел, пулемет обогнул и задание выполнили. С ротного потом сорвали погоны, а дальше не знаю, что с ним стало, больше мы его не видели. Ротный был прав – хороший командир подставлять солдат не будет, а продумает, что можно сделать. Именно ротный и подсказал прапорщику обойти пулемет.

– Курьезные случаи бывали?

– Нас высадили в Джалалабаде в зеленке, кругом кусты и колючки. Мы выпрыгивали с вертолетов с высоты два-три метра и дальше бежали по зарослям. Как-то получилось, что я встретился с душманом лицом к лицу, никого рядом не было из наших, но и у него тоже никакой поддержки. Смотрим друг на друга: у меня на плече автомат, у него – тоже. Мне казалось, что очень много времени прошло, я ему говорю по-русски: разворачивайся и уходи, стрелять в тебя не буду и сам тоже уйду. Могла получиться дуэль, кто быстрее выстрелит, но не хотел я его убивать и он не хотел в меня стрелять, что-то бормотал. Я ничего не понял, правда, мне показалось, что разобрал одно слово «якши», а может быть, и не говорил он ничего такого, но в любом случае мы как-то договорились. И развернулись в разные стороны. Конечно, я испугался, ведь я не знал, где наши. Мы оба побежали со всех ног, я несся, собрал по пути все колючки, а у самого глаза на затылке: не собирается ли «дух» стрелять в спину? Обошлось. Было мне тогда 18 лет.

– Как сложилась ваша жизнь после Афганистана?


– Демобилизовался в 1986-м, сначала работал водителем в автокомбинате, создал семью, окончил институт. А сейчас возглавляю ветеранскую организацию «афганцев». Сыну 28 лет. Все хорошо.
Автор: Родион Шайжанов, Дмитрий Зыкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/26818


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. алексей букин 4 сентября 2015 15:36
    Низкий поклон Вам, ребята. Мальчишкам пришлось сразу шагнуть в суровые будни войны из которой Вы вышли с честью.
    1. Вечный Дозор 4 сентября 2015 15:57
      Спасибо за статью, как будто опять там побывал, прямо жарой и пылью в лицо дохнУло....
      Большой дружеский привет от 56-ой ОДШБ
      За ВАС ШУРАВИ ! drinks
  2. Инжeнeр 4 сентября 2015 15:46
    В народе к афганцам всегда было уважение. Мальчишки так вообще с огоньками в глаза смотрели на них. А после развала Союза ни о ком не вспоминали, так что афганцы тут не уникальны. К тому же время такое было, кто куда подался, да еще и телевидение гнусавое везде рассказывала, что бритоголовые отморозки сплошь и рядом бывшие афганцы. Отчасти так и было. Но всех мешать с грязью не зачем было. Но это политика такая, чтоб обличить и отмахнуться как от негативного элемента.
  3. Freelancer7 4 сентября 2015 16:02
    В память...
  4. starshina пв 4 сентября 2015 16:05
    на войне как на войне! там сразу видно,кто есть кто! не забудем Афган и Чечню!
    1. некто 5 сентября 2015 08:39
      Цитата: starshina пв
      на войне как на войне! там сразу видно,кто есть кто! не забудем Афган и Чечню!

      да. там видно.
      а что мешает и здесь увидеть, что автор жжёт?
      пересказ фильма бондарчука,которого папа
      усиленно отмазывал от афгана.
      фильма,от которого нормальных пацанов тошнит.
      рассказ явно рассчитанный на тех,
      кто не "понюхал пороха".
      А сейчас возглавляю ветеранскую организацию «афганцев».

      местечко теплое.
      как профсоюзы...
      заботятся только о себе,любимых.
      и никто о них не знал бы,
      если бы таким образом не напоминали о себе.
      no
      самые "геройские"парни,на гражданке
      это бывшие повара, писарии т.п..
      bully
      грустно все это...
  5. tyras85 4 сентября 2015 16:07
    Привет, братья! Помню, несу с гордостью что был ...там! Детям и внукам правду оставлю! Здоровья и долгих лет, братишки!
  6. Allex_B 4 сентября 2015 16:19
    Всем Бочам ВИВАТ от 345 ОПДП soldier
  7. mik667 4 сентября 2015 17:55
    Вспомним лучшие годы свои.. 682 МСП Руха,Северный Пандшер.
    1. Allex_B 4 сентября 2015 20:38
      Я в Анаве год был hi
      1. Вечный Дозор 4 сентября 2015 23:04
        Кундуз.....Гардез, Газни....
        Цитата: Allex_B
        Allex_B

        а Фергану забыл ,Брат, 2 -ую роту? wink soldier
        1. некто 5 сентября 2015 07:46
          Цитата: Вечный Дозор
          Кундуз.....Гардез, Газни....
          Цитата: Allex_B
          Allex_B

          а Фергану забыл ,Брат, 2 -ую роту? wink soldier

          кундуз и кундузкая провинция - территория чмрчикской бригады , а не ферганской.
          laughing
  8. Consul-t 4 сентября 2015 22:33
    Душманы были хорошо экипированы. Обувь, прекрасные спальные мешки, которые тонко скручивались, да и много чего еще американского производства. Учтите, что воевать непросто, когда вроде тепло, но в горах лежит снег. Например, мы на высоте мерзли и грелись огнем сухого спирта.


    Надеюсь придет время и мы амерам припомним все их деяния.
    Да воздастся им по полной мере за всю их подлость...
  9. tyras85 9 сентября 2015 14:50
    Привет,Братишка,кто (----).Мы единством сильны,многим не нравимся.Но мы не красны девицы...Удачи и здоровья персонально.Военлет.978 боевых вылета,2 ранения.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня