Military Review

War and Schools

8



September 1 is a celebration of timid first-graders and mature high school students. Holiday honors and Losers. Holiday "nerds" and mischievous. Many children are sad about the past summer and holidays and may not want to go to classes, but then they still remember school days as the best in life. And someone over the summer missed merry friends.



In the Donbas, 1 September has another meaning - the children meet friends and are happy that they survived. But there are, unfortunately, those who will never see their school buddies again ...

27 schools in the Donetsk People's Republic do not participate in the celebration of the Day of Knowledge. Because they have either suffered greatly and are difficult to restore, or are located directly near the front line, and it is, of course, impossible to study there. Children and teachers were transferred to other schools. In some of them the windows are tightened with plastic wrap or clogged with plywood - there are no glasses due to the shelling. In such cases, classes can be held, albeit with a stretch.

There are more fatal damage. For example, a huge damage was caused to school number XXUMX in the Leninsky district of Donetsk. Because of the shelling of the ukrokrateley, her roof burned down and almost all classes suffered. By now, the roof has been repaired, but traces of shelling are still very noticeable. There is a restoration. In the city of Donetsk, 33 schools do not start work - mainly in Kiev and Petrovsky districts.



Those schools where pupils came on the morning of September 1 are beautifully decorated with balls, children's drawings, paper cuttings. Elegant schoolchildren with large bouquets of flowers go to study. Meanwhile, bad news comes from Ukraine — there, in many schools, children and their parents are forced instead of flowers to bring donations to the so-called ATO — that is, to kill Donbass children.



However, these days it was possible to reach an agreement on an armistice at least for the first week of the school year. In Donetsk and other cities of the Republic is calmer than usual. Even OSCE observers have decided to take up work and are watching how this fragile cease-fire is being carried out.









Head of the Republic Alexander Zakharchenko visited his native school No. XXUMX in Kalininsky district and congratulated the students on the start of the new school year. He also thanked the teachers for their dedicated work.





There also came the Minister of Education of the DPR Larisa Polyakova. She told reporters that there will be changes in the program - the time for learning Russian will double. And - a severe need - hours will be added to civil defense lessons. In addition, more attention will be paid to items such as drawing and computer graphics.





In Donetsk, after solemn rulers and lessons, it was planned to hold a massive festive event in the park to them. Shcherbakov, but for security reasons he had to cancel. Still, the temporary truce reached too fragile, and decided not to risk the lives of children.

This day is responsible not only for children, but also for students. And also - for adults. For parents and, of course, for teachers.





On this day, I spoke with one Donetsk teacher named Maria (I don’t cite the name for security reasons - after all, no one has canceled sites like Peacemaker, and the opposite side is ready to include in the black lists even representatives of the most peaceful professions).

- Maria, please tell us how your life has changed - the life of an ordinary teacher of Donbass - in connection with the current war.

- I used to see the war only on the TV screen. She perceived it as a kind of computer game. It was as if virtual, until brought harm. But the first time I felt the war on my own skin, I had to while I came under fire. Before that, I hadn’t assumed that shelling was so scary. I didn’t even think that I could recall all my students in a minute. Those who, perhaps, once offended, calling a blockhead or slogger, putting a deuce, making a remark.

I came under heavy shelling last summer. Then I realized that between life and death - too thin line. When death comes to you, you feel fear. It is not clear what will happen to you and what death is like. And then comes the understanding of life.

- How did you manage to escape?

- I have always looked at the slightly unshaven, slightly drunk, "cheerful" men over fifty, not so much with contempt, but with a touch of irony. I did not take such people seriously. This is the category of Donetsk men, rollicking, who like to gather in small companies and spend their time in their own way. And in that bus was driving such a peasant in shabby clothes. Maybe it was the militia who went on leave and slightly podgulyal, slightly relaxed. Our bus was traveling through the Baku Commissioners Square. Began a terrible shelling. The driver was really scared, opened the doors and invited everyone to run where they were looking. And suddenly, the man who had previously behaved not quite correctly and rudely joked - suddenly took himself in hand, quickly found his bearings - and brought our bus out of the shelling. I saw the shells fly. The windows fell down like sand. I remember this rumble. Our bus swung to the left, to the right, as in a Hollywood film. I fell to the floor and asked for forgiveness from all my students and even from the head teacher, whom I had been rude to long ago. And at the same time - from her first teacher, who gave me the first two in my life. And, probably. And the man brought us out of the fire with his skillful, professional, clear driver teams. He saved us. I do not know his name, but I owe him my life.

- What can you say about your students? Probably, their life has also changed ...

- A lot of people left. People scattered like feather grass seeds on our Donetsk steppe. Many went to the Crimea. And when I talk to my girls on Skype - very many of them cry, sob. They want to go home. Often they ask me a question: “What about there, in the village of Oktyabrsky? Are our swings still standing? ”But I can’t answer them that there is no swing, and the houses are twisted. That their childhood was the key to the struggle of adult uncles for non-existent ideas of the “Maidan”. I believe that such ideas cannot exist if children cry, if children's blood is shed. That the first blood of a Donetsk child, which was shed by Ukrainian soldiers, separated them from us. If children are forced to seek shelter for themselves, if they are driven from their native land, this must be judged. Many of my students have left. Someone from the Crimea calls, someone from other regions of Russia. Everyone wants to go home. They really want to go home. I cannot explain to them how it all happened ... The house was standing - and suddenly someone took it and destroyed it.

Russia gave them a helping hand, cherished them. For them, she became the second homeland. But their soul is drawn here - after all, they were born here. They cannot understand that virtual and real war are different. That there was a swing, there was a school, there was a palace of culture and ballroom dancing - and that was all, and now there is none of this.

26 May last year I went to class with my student - a little boy. Then I watched as the Ukrainian plane made a detour and flew towards the airport. He showered heat flares. I did not understand this then - then the students explained everything to me. This was the first shelling of the airport. I still did not fully realize that the war had begun, that it would bring death, destroy houses ... And so I got out of my pupil and sat at the bus stop near the Oktyabrskaya mine. A bus was driving past, stopped. The driver shouted: “What are you sitting? Tikay. Faster tick. And I sit and do not understand, whence so many bees and flies came from. They fly around, whistle and sing. It turned out that it is - fragments. So I am a civilian, a simple teacher, that I did not even understand that this is death

I covered myself with a textbook of mathematics by Galitsky and Goldman and thought that my favorite authors would save me. After all, the textbook was written by people who have already taught more than one generation of schoolchildren. Then I saw destroyed houses on TV ...

- What would you like to wish the students who went to school today?

- I want them to wish the most important thing - faith in their own strength. They are unique children. These are the children of war. These are children whose grandmothers and great-grandmothers survived that terrible 1941-45 war. And today's guys can appreciate life and death. Even sitting in basements, they understand the taste and sweetness of life. Because today you are alive, and tomorrow is unknown.

I think that these children will grow up strong, strong. They will rebuild Donetsk. They will be stronger than those that grew in the era of timelessness. We can’t even imagine what kind of growth this generation will give, how unique it will be. historical experience.

***



So, the new school year began, contrary to the war. Many times it is necessary to repeat these words - “despite the war”. Because this is true - too much in the People's Republics is done against all odds. Even the most ordinary things require considerable courage and mental strength.

(Especially for the "Military Review")
Author:
Photos used:
Elena Gromova
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. The comment was deleted.
  2. strelets
    strelets 2 September 2015 06: 53 New
    +6
    I wish to survive. Hopefully not long left.
    1. The comment was deleted.
    2. oleg-gr
      oleg-gr 2 September 2015 11: 48 New
      +3
      First-graders are pretty. Good luck to them on their life path and so that their further childhood will be more peaceful.
  3. parusnik
    parusnik 2 September 2015 07: 29 New
    +5
    Childhood, under shelling ... Fortitude and courage ..
  4. Sofia
    Sofia 2 September 2015 10: 01 New
    +4
    Yes, terrible. Next to my house there is a refugee assistance center, every day there are the same kids. ..
  5. little girl15
    little girl15 2 September 2015 12: 15 New
    +2
    I am 51 and still remember September 1 and Grade 1. I am very sorry for what these first-graders suffered because of the war unleashed by the Kiev degenerates.
  6. The point
    The point 2 September 2015 14: 22 New
    +1
    It is gratifying to see that not everyone has the bitterness of an early childhood in their eyes. A lot of cheerful faces. Life does not stop no matter what.
    1. padded jacket
      padded jacket 2 September 2015 19: 40 New
      +2
      I am very happy for the children of Donbass and congratulate them on September 1, but still a little scary for them because the Nazis under the leadership of Poroshenko (Valtsman), Groisman, Yatsenyuk and their “company” are capable of any meanness, including shooting children.
  7. Vikmay16
    Vikmay16 2 September 2015 22: 51 New
    +1
    Good, persistent people! Do not give up! Well done first-graders and their parents, trying to overcome the hardships of war! Heroes!

Война и школы

Война и школы


1 сентября – праздник робких первоклашек и повзрослевших старшеклассников. Праздник отличников и двоечников. Праздник «ботаников» и озорников. Многие ребята грустят по ушедшему лету и каникулам и, возможно, не желают идти в классы, но потом все равно вспоминают школьные дни как самые лучшие в жизни. А кто-то за лето соскучился по веселым друзьям.

Война и школы



На Донбассе 1 сентября имеет еще один смысл – дети встречают друзей и радуются, что те остались живы. Но есть, к сожалению, и те, кто больше никогда не увидит своих школьных приятелей…

27 школ в Донецкой Народной Республике не участвуют в праздновании Дня знаний. Потому что они либо сильно пострадали и их трудно восстановить, либо находятся непосредственно около линии фронта, и учиться там, разумеется, нельзя. Детей и учителей перевели в другие школы. В некоторых из них окна затянуты полиэтиленовой пленкой или забиты фанерой – стекол нет из-за обстрелов. В таких случаях занятия проводить можно, хоть и с натяжкой.

Бывают и более фатальные повреждения. Например, огромный ущерб был нанесен школе №33 в Ленинском районе Донецка. Из-за обстрелов укрокарателей у нее сгорела крыша и пострадали почти все классы. К настоящему времени крышу удалось отремонтировать, но следы обстрелов все еще очень заметны. Идет реставрация. В черте города Донецка 7 школ не начинают работу – в основном, в Киевском и Петровском районах.

Война и школы


Те школы, куда утром 1 сентября пришли ученики, - красиво украшены шариками, детскими рисунками, вырезками из бумаги. Нарядные школьники с большими букетами цветов идут учиться. Между тем, из Украины приходят нерадостные вести – там во многих школах детей и их родителей заставляют вместо цветов приносить пожертвования на так называемую «АТО» - то есть, на убийства детей Донбасса.

Война и школы


Впрочем, в эти дни удалось достичь соглашения о перемирии хотя бы на первую неделю учебного года. В Донецке и других городах Республики спокойнее, чем обычно. Даже наблюдатели ОБСЕ решили взяться за работу и следят за тем, как исполняется это хрупкое прекращение огня.

Война и школы


Война и школы


Война и школы


Война и школы


Глава Республики Александр Захарченко посетил свою родную школу №4 в Калининском районе и поздравил учеников с началом нового учебного года. Он также поблагодарил учителей за их самоотверженный труд.

Война и школы


Война и школы


Туда же пришла министр образования ДНР Лариса Полякова. Она рассказала журналистам, что в программе будут изменения – увеличится вдвое время на изучение русского языка. И – суровая необходимость – будут добавлены часы на уроки гражданской обороны. Кроме того, больше внимания будет уделяться таким предметам, как черчение и компьютерная графика.

Война и школы


Война и школы


В Донецке после торжественных линеек и уроков планировалось провести массовое праздничное мероприятие в парке им. Щербакова, но из соображений безопасности его пришлось отменить. Все-таки слишком хрупко достигнутое временное перемирие, и решили не рисковать жизнями детей.

Ответственным этот день является не только для детей, но и для студенческой молодежи. А также – для взрослых. Для родителей и, конечно же, для учителей.

Война и школы


Война и школы


В этот день я побеседовала с одной донецкой учительницей по имени Мария (фамилию не привожу из соображений безопасности – все-таки сайты типа «Миротворца» никто не отменял, и противоположная сторона готова включить в черные списки даже представителей самых мирных профессий).

- Мария, расскажите, пожалуйста, как изменилась Ваша жизнь – жизнь обыкновенной учительницы Донбасса – в связи с нынешней войной.

- Войну я раньше видела только на экране телевизора. Воспринимала ее как некую компьютерную игру. Она была как бы виртуальной, пока не приносила вреда. Но первый раз остро ощутить войну на своей шкуре мне пришлось в тот момент, когда я попала под обстрел. До этого я и не предполагала, что обстрел – это так страшно. Я даже не предполагала, что смогу вот так за минуту вспомнить всех своих учеников. Тех, кого, возможно, когда-то обидела, назвав оболтусом или разгильдяем, поставив двойку, сделав замечание.

Я попала под сильный обстрел летом прошлого года. Тогда я поняла, что между жизнью и смертью – слишком тонкая грань. Когда к тебе приходит смерть, ты ощущаешь страх. Непонятно, что с тобой произойдет и что такое вообще смерть. И тогда приходит понимание жизни.

- Как Вам удалось спастись?

- Я всегда смотрела на слегка небритых, немного подвыпивших, «веселых» мужчин, которым за пятьдесят, не то чтобы с презрением, но с легкой иронией. Не воспринимала таких людей всерьез. Это та категория донецких мужчин, разухабистых, которые любят собираться в маленькие компашки и проводить время по-своему. И в том автобусе ехал такой мужичок в потертой одежде. Может быть, это был ополченец, который ушел в увольнительную и чуть-чуть подгулял, слегка расслабился. Наш автобус ехал через площадь Бакинских комиссаров. Начался жуткий обстрел. Водитель испугался по-настоящему, открыл двери и предложил всем бежать, куда глаза глядят. И вдруг тот мужчина, который до этого вел себя не совсем корректно и грубовато шутил – неожиданно взял себя в руки, очень быстро сориентировался – и вывел наш автобус из-под обстрела. Я видела, как летят снаряды. Сыпались стекла, как песок. Помню этот грохот. Наш автобус качнуло влево, вправо, как в голливудском фильме. Я упала на пол и попросила прощения у всех своих учеников и даже у завуча, которому нагрубила когда-то давно. И заодно – у своей первой учительницы, которая поставила мне первую в жизни двойку. И, наверное. А тот мужчина вывел нас из-под обстрела своими умелыми, профессиональными, четкими командами водителю. Он спас нас. Не знаю, как его зовут, но я ему обязана жизнью.

- Что Вы можете сказать про Ваших учеников? Наверное, их жизнь тоже изменилась…

- Уехали очень многие. Люди рассеялись, как семена ковыля по нашей донецкой степи. Многие подались в Крым. И когда я разговариваю с моими девочками по скайпу – очень многие из них плачут, всхлипывают. Они хотят домой. Часто задают мне вопрос: «А как там, в поселке Октябрьском? Наши качели еще стоят?» Не могу же я им ответить, что и качелей нет, и дома искорежены. Что их детство стало залогом борьбы взрослых дядь за несуществующие идеи «майдана». Я считаю, что такие идеи не могут существовать, если плачут дети, если пролита детская кровь. Что первая кровь донецкого ребенка, которая была пролита украинскими солдатами, размежевала их и нас. Если дети вынуждены искать себе пристанище, если их согнали с родной земли – за это надо судить. Многие мои ученики уехали. Кто-то из Крыма звонит, кто-то из других регионов России. Все хотят домой. Очень хотят домой. Я не могу им объяснить, как же это все произошло… Стоял дом – и вдруг кто-то взял его и уничтожил.

Россия им протянула руку помощи, обласкала их. Для них она стала второй Родиной. Но их душа тянется сюда – ведь они здесь родились. Они не могут понять, что виртуальная и реальная война различаются. Что были качели, была школа, был дворец культуры и бальные танцы – и вот все это было, а теперь всего этого нет.

26 мая прошлого года я поехала на урок к своему ученику – маленькому мальчику. Тогда я наблюдала, как украинский самолет сделал крюк и полетел в сторону аэропорта. Он сыпал тепловые ракеты. Я тогда этого не поняла – мне потом все объяснили ученики. Это был первый обстрел аэропорта. Я еще до конца не осознала, что началась война, что она принесет смерть, разрушит дома… И вот я вышла от своего ученика и сидела на автобусной остановке в районе шахты Октябрьской. Мимо ехал автобус, остановился. Водитель крикнул: «Ты что сидишь? Тикай. Быстрее тикай». А я сижу и не понимаю, откуда вдруг взялось такое количество пчел и мух. Они летят вокруг, свистят и поют. Оказалось, что это – осколки. Настолько я гражданский человек, простая учительница, что даже не поняла, что это – смерть

Я прикрылась учебником математики Галицкого и Гольдмана и подумала, что мои любимые авторы меня спасут. Ведь учебник писали люди, которые обучили уже не одно поколение школьников. Потом по телевизору увидела разрушенные дома…

- Что бы Вы хотели пожелать ученикам, которые сегодня пошли в школы?

- Я хочу им пожелать самого главного – веры в свои силы. Они – уникальные дети. Это – дети войны. Это – дети, чьи бабушки и прабабушки пережили ту, страшную войну 1941-45 годов. И сегодняшние ребята умеют ценить жизнь и смерть. Даже сидя в подвалах, они понимают вкус и сладость жизни. Потому что сегодня ты жив, а завтра – неизвестно.

Я думаю, что эти дети вырастут сильными, крепкими. Они отстроят Донецк. Они будут более сильными, чем те, которые росли в эпоху безвременья. Мы даже не представляем, какую поросль даст это поколение, какой это будет уникальный исторический опыт.

***

Война и школы


Итак, начался новый учебный год, вопреки войне. Много раз приходится повторять эти слова – «вопреки войне». Потому что это действительно так – слишком многое в Народных Республиках делается наперекор всему. Даже самые обыденные вещи требуют немалого мужества и душевных сил.

(Специально для «Военного обозрения»)
Автор: Елена Громова

Использованы фотографии: Елена Громова

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Комментарий был удален.
  2. strelets 2 сентября 2015 06:53
    Желаю выстоять. Надеюсь, недолго осталось.
    1. Комментарий был удален.
    2. oleg-gr 2 сентября 2015 11:48
      Первоклашки - симпатяги. Удачи им на жизненном пути и, чтобы дальнейшее детство было более мирным.
  3. parusnik 2 сентября 2015 07:29
    Детство,под артобстрелами...Стойкости и мужества..
  4. Софья 2 сентября 2015 10:01
    Да, ужасно. Рядом с моим домом работает пункт помощи беженцам, там каждый день такие же детки. ..
  5. вовочка15 2 сентября 2015 12:15
    Мне 51 и до сих пор помню 1 Сентября и 1 класс.Мне очень жаль чего натерпелись эти первоклашки из-за войны развязанную Киевскими дегенератами.
  6. Maksud 2 сентября 2015 14:22
    Отрадно видеть, что не у всех в глазах горечь рано ушедшего детства. Много жизнерадостных мордах. Жизнь не прекращается несмотря ни на что.
    1. ватник 2 сентября 2015 19:40
      Очень рад за детишек Донбасса и поздравляю их с 1 сентября , но всё же немного страшно за них ведь фашисты под руководством Порошенко(Вальцмана), Гройсмана, Яценюка и их "компания" способны на любую подлость в том числе на стрельбу по детям.
  7. Vikmay16 2 сентября 2015 22:51
    Хорошие, стойкие люди! Не сдаются! Молодцы первоклассники и их родители, стараются преодолеть невзгоды войны! Герои!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня