Саперная лопатка для городской самозащиты (часть 1)

47
В цикле материалов, посвященных вопросу городской самозащиты, мы не могли обойти вниманием МПЛ (малую пехотную лопату), более известную, как "саперная лопатка". Наравне с "тельняшкой" МПЛ стала поистине символом советского (а затем и российского) солдата. Как и почему так произошло? Где впервые появилась пехотная лопата? Когда и как ее стали использовать в рукопашных схватках? Как ее можно использовать в целях самообороны?
Ответами на эти и другие вопросы щедро поделился знаток и любитель МПЛ Вадим Шутиков - страстный коллекционер лопаток, автор книги-самоучителя по рукопашному бою "Малая пехотная лопата", инструктор, проводящий семинары и тренировки по обращению с этим внешне безобидным, но смертельно опасным предметом.

Часть 1
История




Когда и как появилась МПЛ?

Малая пехотная лопата изобретена датским офицером Мэдсом Йоханом Бухом Линнеманном (Mads Johan Buch Linnemann, 1830-1889). Он получил высшее военное образо-вание 26 октября 1849 года, и в 1864 году участвовал в войне на Альсе (Датско-Прусская война) как командир роты.
На фронте он изобрел многофункциональную лопату. Она могла использоваться как сковорода, нож, и, конечно, как шанцевый инструмент. Линнеманн был представлен на капитана в 1867, а в 1869 его изобретение было запатентовано, и лопата, сильно упрощенная, была введена в вооружение датской армии в 1870 году. Но было произведено только 256 шанцевых инструментов на батальон, т.е. только каждый третий человек получил лопату.
В 1871 году Линнеманн поехал в Вену, где начал производить австрийскую версию лопаты. Для Российской Императорской армии было заказано 60 000 штук на 30 000 рублей.


Лопата с клеймом «патент капитана Линнеманна»

В какой армии ее впервые стали осознанно использовать для рукопашного боя?

Еще в Русско-Турецких войнах русские солдаты использовали шанцевый инструмент для рукопашного боя. Более массовым явлением это стало в Первую мировую войну.
Одно из первых упоминаний в литературе о малой пехотной лопате, как об оружии, можно встретить в знаменитом романе Э.М Ремарка. «На западном фронте без перемен»:
«...Теперь пошла новая мода ходить в атаку: некоторые берут с собой только ручные гранаты и лопату. Отточенная лопата — более легкое и универсальное оружие, ею можно не только тыкать снизу, под подбородок, ею прежде всего можно рубить наотмашь. Удар получается более увесистый, особенно если нанести его сбоку, под углом, между плечом и шеей; тогда легко можно рассечь человека до самой груди».


Кадры из фильма «На западном фронте без перемен»
All Quiet On The Western Front 1930 год.


Опыт фронтовиков Первой Мировой войны учли военачальники Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Были разработаны соответствующие программы, и армейские инструкторы РККА стали обучать новобранцев рукопашному бою не только с винтовкой со штыком, но и с использованием шанцевого инструмента. Это нашло отражения и в различных наставлениях для Красной Армии, и в публикациях в научно популярной литературе.



Журнал «Техника — молодёжи» № 5, 1941 год.

Были ли у лопатки конкуренты?

Во время Первой мировой войны для рукопашных схваток наряду с малой пехотной лопатой использовались всевозможные окопные ножи, дубинки, кастеты, от самодельных экземпляров до оружия, изготовлявшегося промышленным способом.

Саперная лопатка для городской самозащиты (часть 1)


Дубинку проще использовать в бою, чем лопатку. Лопатку требуется четко ориентировать ребром лотка к месту нанесения удара, и если на противнике надет защитный панцирь и каска, требуются ловкость и умение, чтобы попасть по незащищенному участку тела. Дубинка же берет своей массой. Этим и объясняется огромный ассортимент всевозможных дубин в Первую мировую войну.

Однако, необходимо отметить очень важный нюанс. Лопатка – штатное вооружение солдата, она всегда под рукой и многофункциональна. Спектр ее применения от копания земли и сковородки, до весла и бронещитка, а так же это весьма неплохое подспорье в рукопашной схватке.

Дубина же сугубо утилитарна. Конечно, в позиционной войне, когда фронт стоял на месте месяцами, тяжелую дубинку можно было хранить в блиндаже, используя время от времени. Но во Второй мировой, когда войска перебрасывались на значительные расстояния, никто не соглашался таскать на себе лишнюю тяжесть. Поэтому лопатка на поясе солдата победила в «естественном отборе».

Есть ли российская (советская) школа боя саперной лопаткой, или все армии мира используют одни и те же принципы? Если есть, то в чем ее отличия?

Все школы боя с лопатой примерно одинаковы. Они исходят из естественной логики применения лопаты в рукопашной на поле боя. Если мы посмотрим на любое наставление по рукопашному бою военного периода (СССР, Германии, Англия и т.д.), то увидим универсальные стойки, и примерно одинаковый набор простейших, но эффективных приемов и движений. Эти приемы отобрала сама жизнь на фронтах двух великих мировых войн.

Однако, в современных школах рукопашного боя мы можем увидеть некоторые различия.

Так например, в 80-е года инструкторы ВДВ Германской демократической республики (ГДР) для работы с лопаткой использовали технику каратэ.


Стр 269. Приемы с мпл, на основе техники каратэ. автор Frank Pelny GJOGSUL Militärischer Nahkampf in der NVA

Если говорить о странах НАТО, то в настоящее время там используется трехсекционная малая складная лопатка с широкой треугольной ручкой. В связи с конструктивной особенностью при использовании лопатки в рукопашной схватке солдат должен держать ее двумя руками. В следствие этого боевая стойка становится фронтальной. Соответственно, ухудшается координация движения солдата. Так обучают держать лопатку морскую пехоту США.

Российская школа рукопашного боя – наследница великолепной школы СССР, и на мой взгляд, является самой оптимальной.
В основе этой школы лежит целый сплав боевых направлений: фехтования на штыках, сабельного фехтования, САМБО, бокса.

Есть ли документально запечатленные рукопашные схватки с использованием МПЛ?

Я думаю, что фото рукопашной схватки мы не найдем ни в одном архиве ни одной страны. Мы можем найти фото до рукопашной схватки, или после нее.

Представьте себе: идет рукопашная схватка не на жизнь, а на смерть. Вопли, крики, стоны, людей прокалывают штыками, рубят лопатками, а среди всего этого ужаса, бегает фотограф с «лейкой» и фотографирует. Оцените его шансы выйти целым из этой свалки. Мне думается, они равны нулю. Этим и объясняется отсутствие реальных, а не постановочных фотографий с рукопашными схватками.
Но получить представление о рукопашном бое с лопаткой мы все-таки можем. Тут нам поможет мировой кинематограф. В моем ролике «Краткий исторический обзор малой пехотной лопаты" (см. в начале) с 06 м 20 с по 6 м 42 с приведен отрывок из фильма «На западном фронте без перемен». Это фильм 1930 года: там снимались актеры, которые прошли горнило Великой войны. На мой взгляд двадцать две секунды из этого фильма прекрасно иллюстрируют, что такое рукопашный бой с малой лопатой. Конечно, актеры бьют лопатками плашмя, чтобы не нанести травмы своим коллегам, но некоторое впечатление этот отрывок, безусловно, передает.

Какие варианты применения МПЛ в сочетании с другим оружием существуют?


Немецкий солдат после уличного рукопашного боя в Севастополе.

Вариантов таких сочетаний не очень много, но они существуют. Самый распространенное сочетание: пистолет и лопатка, или нож и лопатка. У Ремарка описаны ручные гранаты и лопатка.
Такие сочетания задаются функциональной необходимостью. Например, штурмовые подразделения сначала забрасывали в определенной последовательности участки окопов ручными гранатами, а потом врывались в окопы и добивали все живое. Если требовалось зачистить блиндаж, то сначала бросали гранату, а потом вели бой с пистолетом в одной и ножом или лопаткой во второй руке.

Вот выдержка из книги Пауля Кареля «Восточный фронт», книга первая «Гитлер идет на Восток»:

«Каждый метр пути наступавшие расчищали себе лопатами. При этом в любой момент справа, слева, впереди или сзади мог появиться противник. Ситуация вынудила Люттвица разработать оригинальную методу ведения боевых действий. Вот как описывает это Шауб: "Головная рота пробивалась через глубокий снег по обеим сторонам дороги к ближайшему селу и, действуя как штурмовое подразделение, атаковала противника узкими глубокими порядками. Атака начиналась с сосредоточенного минометного обстрела. Потом главным орудием становились ручные гранаты или - в рукопашной - шанцевый инструмент».

Лопатка сочетается с любым предметом, который может использоваться как оружие. Есть и техника боя с двумя лопатами одновременно. На семинарах я показываю работу лопатки с брезентовым чехлом, или лопаткой и ножом, а так же палкой, курткой и т.п.

Почему в России МПЛ стала неким символом солдата?

Помните расхожий плакат времен СССР «Лопата - друг солдата»? Так вот, она действительно друг.


Вот, например, воспоминание фронтовика А.Д. Волкова:

«А вот сапёрная лопатка достойна особого внимания! Чего только не восхваляют в стихах, песнях, кино военной темы: табак, чарочку, почту и т.д. Сразу видно, что эти певцы даже и не нюхали фронтового пороху. Самое достойное восхваления - это сапёрная лопатка! Солдат может бросить котелок, ложку, даже винтовку, штык от которой он выбросил уже давно, но с лопаткой его разлучит только смерть. Лопатка спасает солдат не только в ближнем бою. Ведь это топор, нож, сковорода и другое бесчисленное применение... Надо отдать должное: большинство лопаток изготовлено из хорошей стали. Только у сделанных в спешке не заточена на заводе одна из кромок лопаты. Но солдат всё равно заточит сам. А потом наточит её так, что лопатка не только рубит, но хорошо режет, а иные даже брились ею! А вот жарить на ней надо осторожно! Не дай ей отпустить закалку. Конину надо варить очень долго, а вот зажарить на лопате можно быстро. Ведь редко попадается телеграфная проволока, чтобы зажарить на ней шашлык. Можно бы на штыке, да выброшен он: лишняя тяжесть... О лопатке можно говорить много. Ей бы надо памятник поставить».

Остальные воспоминания фронтовиков о малой пехотной лопатке можно почитать здесь : http://zhab.livejournal.com/208006.html

Надо сказать, что лопатка вообще являлась одним из символов и Первой мировой войны. Хочу показать лопатку из моей коллекции, где в память о войне 1914 года сделана памятная гравировка. «В память о наших героях погибших в окопах»


Любой пехотинец любой армии знает, что этот немудреный инструмент действительно друг, который спасет ему жизнь при обстреле. Так что лопатка действительно символ солдата такой же по важности, как автомат или винтовка.

Окончание во второй части
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    8 сентября 2015 07:28
    ДА! Малая саперная лопата это ВЕЩЬ!!!
    1. +5
      8 сентября 2015 09:33
      полностью с вами согласен, в рб даже ката есть с мпл. В учебке ,помню, как затачивали напильником. В лесу и топора потом не нужно.Да и сейчас в багажнике катается. По психологическому эффекту посильнее биты будет,хотя пользоваться приходится по назначению, и слава богу
  2. +4
    8 сентября 2015 07:49
    Спасибо автору, интересная тема..и весьма..
  3. +36
    8 сентября 2015 07:59
    В дополнение к статье выдержка из книги:
    Американский опытный солдат во время банкета откровенно рассказал автору о русских и почему их так боятся в США..........Потом было много разных командировок, следующий раз я столкнулся с русскими в Косово,
    Это была толпа необученных недоносков, с автоматами времен вьетнамской войны, броники, наверное, еще со второй мировой остались, тяжелые, неудобные, никаких навигаторов, ПНВ, ничего больше, только автомат, каска и броник. Они ездили на своих БТР-ах, где хотели и куда хотели, целовались в засос с мирным населением, пекли им хлеб (они привезли с собой пекарню и пекли хлеб!). Кормили всех своей кашей с консервированным мясом, которую сами и варили в специальном котле. К нам относились с пренебрежением, постоянно оскорбляли. Это была не армия, а х*р знает что. Как можно с ними взаимодействовать? Все наши рапорты руководству русских игнорировались. Как-то мы сцепились серьезно, не поделили маршрут, если бы не русский офицер, который успокоил этих обезьян, могло дойти и до стволов. Этих недоносков надо было наказать. Дать п... и поставить на место! Без оружия, нам только русских трупов не хватало, но что бы поняли. Написали записку, по-русски, но с ошибками, вроде серб писал, что собираются ночью славные парни, дать пиз..ы обнаглевшим русским недоноскам. Подготовились мы тщательно, легкие бронежилеты, полицейские дубинки, ПНВ, шокеры, никаких ножей и огнестрела. Подошли к ним, соблюдая все правила маскировки и диверсионного искусства. Эти , даже посты не выставили, ну значит, будем пиз..ить спящих, заслужили! Когда мы почти подошли к палаткам, раздалось сра*ое, РЯ-ЯЯЯ-ААА! И из всех щелей полезли эти недоноски, почему-то одетые только в полосатые рубашки. Я принял первого.
    Очнулся я уже на базе. Легкая контузия. Мне потом рассказывали, что парень меня пожалел, ударил плашмя, если бы бил по настоящему, снес бы голову. Меня, бл..ть! Опытного бойца элитного подразделения морской пехоты США, вырубает за 10 секунд русский, тощий недоносок и чем??? И знаешь чем? Садово-шанцевым инструментом! Лопатой! Да мне в голову бы не пришло драться саперной лопатой, а их этому учат, но неофициально, у русских считалось признаком мастерства знать приемы боя саперной лопатой. Я потом понял, что они нас ждали, но почему они вышли в рубашках, только в одних рубашках, ведь для человека естественно защитить себя, одеть броник, каску. Почему только в рубашках? И их это сра*ое РЯ-ЯЯЯ-ААА!
    Я как-то ждал рейс в аэропорту Детройта, там была русская семья, мама, папа, дочка, тоже ждали свой самолет. Отец где-то купил и принес девочке, лет трех отроду, здоровенное мороженое. Она запрыгала от восторга, захлопала в ладоши и знаешь, что она закричала? Их ср*ое РЯ-ЯЯЯ-ААА! Три года, говорит плохо, а уже кричит РЯ-ЯЯЯ-ААА!
    1. +4
      8 сентября 2015 08:33
      [b] С какой книги цитата?[/b]
      Цитата: Sailor-A
      В дополнение к статье выдержка из книги:

      [b]Ржал до слез.
      1. +6
        8 сентября 2015 09:43
        Если я правильно понял,то это кем-то перефразированная выдержка.И скорее всего из книги
        Сергея Алексеева-"Сокровища Валькирии"
      2. +1
        8 сентября 2015 15:25
        Да, повесилил.
    2. +5
      8 сентября 2015 09:39
      Ага... Американец настолько проникся, что начал материться по-русски? Такой большой, а в сказки веришь. Наши тогда отнюдь не выглядели оборванцами. Вполне нормальное снабжение было. И драться ихних морпехов тоже учат чем угодно. Не надо их детьми считать.
      1. +1
        8 сентября 2015 11:00
        Цитата: RiverVV
        Ага... Американец настолько проникся, что начал материться по-русски?

        А книга на каком языке написана?
        Цитата: RiverVV
        Такой большой, а в сказки веришь.

        Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
        Цитата: RiverVV
        Наши тогда отнюдь не выглядели оборванцами.

        Выглядеть - и быть оборванцами разные вещи.
        Цитата: RiverVV
        Вполне нормальное снабжение было.
        - что не отрицается ни мной, ни Sailor-A.
        Цитата: RiverVV
        И драться ихних морпехов тоже учат чем угодно.

        Морпехов или спецназ?(если придраться), А разве это не видно из текста статьи?
        Цитата: RiverVV
        Не надо их детьми считать.

        С чего вы взяли, что я, или кто либо считает юсовских солдат "детьми"? Опять же читай статью.
      2. +6
        8 сентября 2015 12:34
        Да, ладно коллега Salior-A привел старый "баян", уже неоднократно обсосанный со всех сторон в интернет-баталиях. А МПЛ-50 действительно великая вещь. Правда только в том случае, если не приходится окапываться ею в 30-градусную жару (по Цельсию), в каменистом грунте, в гористой местности. Никакой сауны и тренажеров не надо! И напоследок, для позитива еще один баян: "Работа аэропорта Нью-Йорка была парализована на целый день криком русского туриста своей жене - "Алла! Я в бар!", поднявшем дикую панику среди пассажиров и персонала аэропорта и поставив на уши Департамент полиции и ФБР "Большого яблока". laughing
      3. Комментарий был удален.
  4. +3
    8 сентября 2015 08:20
    Я с ней и в обычной жизни не расстаюсь! Очень удобна и места не занимает. Беру в дальние поездки и так на отдых; можно и дрова наколоть и "холодильник" выкопать в лесу))
    1. 0
      8 сентября 2015 12:56
      Бесспорно, эта лопата больше, чем лопата. Но колоть ею дрова...
      Лучше иметь небольшую пилу для дров.
      1. +2
        8 сентября 2015 13:26
        Цитата: kobussubok
        Беру в дальние поездки и так на отдых; можно и дрова наколоть и холодильник выкопать в лесу))

        Вот ещё одно применение.
        1. +3
          8 сентября 2015 17:31
          Цитата: bionik
          Вот ещё одно применение.



          У китайской саперной лопатки много применений.


        2. 0
          9 сентября 2015 16:18
          Калёную сталь инструмента в огонь? Это же как надо захотеть выпендриться?
  5. +5
    8 сентября 2015 08:29
    Саперная лопатка для городской самозащиты (часть 1)

    Спасибо. Эту статью прочитал полностью, что редко бывает.
    Насколько понимаю, о использовании МПЛ, которую каждый горожанин носит с собой, smile для городской самозащиты, будет в второй части.
    1. +1
      8 сентября 2015 09:40
      Стоит также одеть кирзовые берцы, камуфляж и каску. Но тогда и лопатка не нужна будет. И так никто не пристанет. :)
  6. +3
    8 сентября 2015 08:48
    Служил в разведбате,что то показывали на практических занятиях по рукопашному бою.Вожу всегда с собой в машине.
    1. 0
      8 сентября 2015 09:47
      В разведбате не служил, но в машине (в походе, на даче) тоже всегда собой много лет.
  7. +2
    8 сентября 2015 09:15
    какое мощное фото
    1. 0
      8 сентября 2015 10:00
      Судя по пистолету, маловероятно что рядовой, как подписано в статье. Если только какой-нибудь номер, какого-нибудь расчета. Другого личного оружия не вижу.
      Долгое время считал, что у вермахта МПЛ были только складные. Разъясните у кого были складные, а у кого были обычные.
    2. +6
      8 сентября 2015 15:33
      Цитата: стас57
      какое мощное фото

      Да? А вот такое? Это улица Бреслау, после рукопашной...
      1. -4
        9 сентября 2015 23:12
        Любопытно, а только у советских СМИ был обычай фотографировать убитых врагов? Вроде бы и исламисты этим увлекаются...
        1. 0
          29 сентября 2015 02:05
          В основном у американских, как и у самих американцкев. Всю дорогу...
  8. 0
    8 сентября 2015 10:01
    Были у нас в Отряде на учебном лопатки, ещё до первой мвм выпущенные. С клеймами орлов двуглавых, у меня вроде 1914 года была. Тяжёлые, металл толстый, тупые ... Хрен ей чего откопаешь, особенно в скалистом, мёрзлом грунте. )))
    Потом уже, после учебки обычные наши всем выдали. Но они у нас так и валялись нафиг не нужные в углу, вместе со штык-ножами и касками в куче.
    1. 0
      9 сентября 2015 22:24
      Странно, я что получил от государства сразу в порядок привел, в каске подтулейку настроил, фляжку выправил, котелок тоже чинить пришлось,всю службу что то подштопаешь починишь, никто не жаловался, все усе понимали.
  9. +3
    8 сентября 2015 10:34
    Гибрид малой пехотной лопаты и малокалиберного миномёта. Был разработан в 1938 году М. Г. Дьяконовым.
    В походном положении миномет представляет собой лопату, рукоятью которой служит ствол. В этом положении миномет может быть использован для различного рода земляных работ как обычная малая саперная лопата (самоокапывание, рытье окопов и пр.).
    1. +6
      8 сентября 2015 12:44
      И про это "оружие" красноармейцы говорили: "стреляет как лопата, копает как миномет", т.к. точность стрельбы при отсутствии сколь-нибудь адекватных прицельных приспособлений была понятием более чем относительным, также как и дальность, т.е. никакими, мощность 37-мм мины (значительно уступавшей обычной ручной осколочной гранате) была такой, что ее легкие осколки при разрыве не пробивали даже плотный снег или зимнюю одежду (из печального опыта Зимней войны), а копать этим "минометом" было тяжело из-за толстой и неудобной металлической "рукоятки". Вследствие чего эти минометы-лопаты вскоре исчезли из войск самым естественным образом и затем официально сняты с вооружения Красной Армии.
      Кстати в 90-х шибко умные конструкторы возродили эту идею, создав "шедевр" - лопату, стреляющую 40-мм выстрелами от подствольного гранатомета ГП-25. У этого девайса перед стрельбой из ствола извлекалась рукоять, а сама лопата складывалась на манер опорной плиты. Надо ли говорить о том, что боевая ценность этого "оружия" стремится к нулю!
      Честь имею.
      1. +2
        8 сентября 2015 14:41
        Совершенно согласен. Уже проходили это в ВОВ. Вот стоило ли еще раз создавать подобный гибрид и снова наступать на те же грабли.
        1. +2
          8 сентября 2015 14:59
          "Вариант"- Комплект предназначен для отрытия траншей, окопов, блиндажей и других оборонительных сооружений, а также для стрельбы штатными гранатами ВОГ-25 и ВОГ-25П.
          В варианте гранатомета из лопаты вынимают деревянную заглушку, играющую роль рукоятки. При упоре лопаты в грунт это изделие работает как миномет, но есть вариант ведения огня с упором в плечо или с руки. Вес такой лопаты-гранатомета 2 кг. Эта конструкция так и не пошла в серию.
  10. 0
    8 сентября 2015 14:06
    Побольше Лопаток Саперных!! Простых, Надежных, Удобных!!
    Вещь на самом деле - абсолютно универсальная, удобная и практичная даже в мирное время! В машине и МПЛ у меня катается, и большая саперная в багажнике давно прописалась. Выручала не раз - и из снега выбраться, и в лесу помочь, и много еще где.
  11. 0
    8 сентября 2015 14:07
    Цитата: bionik
    Гибрид малой пехотной лопаты и малокалиберного миномёта. Был разработан в 1938 году М. Г. Дьяконовым.
    В походном положении миномет представляет собой лопату, рукоятью которой служит ствол. В этом положении миномет может быть использован для различного рода земляных работ как обычная малая саперная лопата (самоокапывание, рытье окопов и пр.).


    Абсолютно верно. У меня есть фото, где ополченцы стреляют из этого монстра, а на боку у них нормальная мпл. Странный получился гибрид. "Ни Богу свечка, ни черту кочерга."
    1. 0
      8 сентября 2015 14:12
      [=Vadim_007]

      У меня есть фото, где ополченцы стреляют из этого монстра[/quote]
      Дак выложите,посмотрим.
  12. +3
    8 сентября 2015 14:39
    Вот сие фото. Стоило городить огород, чтобы таскать с собой и нормальную МПЛ и лопату-миномет.
  13. 0
    8 сентября 2015 17:38
    Спасибо, читал с удовольствием. К сожалению, сейчас очень мало статей о холодном оружии.
  14. Комментарий был удален.
  15. +3
    8 сентября 2015 18:20
    Изумительная вещь эта МПЛ. Знал ей цену. Через месяц достал...и не расставался. Умудрялись отделением за сутки окопаться моей МПЛкой и перекрыться на манер блиндажей. Люди приходят, говоришь:" Бери!", ещё и кривятся)). Всё до первого обстрела. А дальше ей цена взлетает до небес))). Черенок ей только поменял, сделал из акации. Оды ей надо слагать!
    1. +1
      8 сентября 2015 18:40
      Ничего не меняется. Многие офицеры и первой и второй мировых войн, писали, что пехотинцы бросали шанцевый инструмент. Лень было носить его в долгих переходах. Та же история, до первого обстрела.
  16. +4
    8 сентября 2015 20:24
    [quote=Glot]Были у нас в Отряде на учебном лопатки, ещё до первой мвм выпущенные. С клеймами орлов двуглавых, у меня вроде 1914 года была. Тяжёлые, металл толстый, тупые..."

    Очень даже верю. Я служил вначале 70-х. У нас в Хабаровске, в Волочаевском городке в учебном Читинском полку были аналогичные лопатки. В каждой части свои традиции. Их никто не красил и рабочая часть лопатки от долго употребления не одним поколением солдат была полирована временем до зеркального блеска. Насчёт клейм правильно. Были и 1913 и 15 и 14 годов. Правда острые. Деревце в предплечье толщиной перерубала в несколько ударов. Сталь была очень качественная...
    1. +8
      8 сентября 2015 20:28
      Они до сих пор в прекрасном сохране :)
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      8 сентября 2015 22:48
      Во, вот она, точно. Я правда не в Хабаровском крае, в Таджике служил. Сталюка там да, хорошая была, мощная. Но у нас их никто не точил, поэтому совсем ничего не перерубали. Впрочем, никто и не пробовал. В том же учебном окапываться мы конечно ими пробовали, это было нереально, всех "убивали" короче. ))) После УП уже если и копали позиции, по возможности то большими лопатами. А то и кирками долбили. Под СПГ помню дня два-три фигачили кирками позицию, так ничего нормального и не выдолбили. А когда туалет на "точке" делали, так вовсе подрывали, и то, ни сразу. Какие уж там МПЛ. ))) Памир - дело "тонкое". )))
      1. 0
        9 сентября 2015 00:43
        Мургаб, Ишкашим - зачетные горы там.
        1. +1
          9 сентября 2015 06:42
          Московский, левый фланг. )) Хотя понятно, что в сторону Хорога горы круче становятся. ))
  17. 0
    8 сентября 2015 23:16
    Цитата: Vadim_007
    Они до сих пор в прекрасном сохране :)

    вышли почтой в тамбов!
  18. 0
    9 сентября 2015 23:42
    А мы лопаткой газоны стригли...
    1. 0
      10 сентября 2015 11:07
      я думал, что знаю о ней все. Но вы открываете новые грани :)
  19. 0
    11 сентября 2015 00:23
    Спасибо автору.Хорошая статья. Один вопрос-откуда вы знаете, что этот немец сфотографирован именно в Севастополе?Я не с претензией Михаил, просто я Севастополец, мне интересно.
    1. 0
      11 сентября 2015 11:37
      Вы правы, тут небольшая ошибка. подпись под фото должна быть: «Немецкие солдаты в уличных боях в Новороссийске»
  20. 0
    27 сентября 2015 18:24
    небольшие уточнения - есть пехотная(т.е. малая) и саперная( как правило крепиться на технике черенок длиной ок. метра) лопаты. Т.е. речь в статье идет о пехотной(просто без всяких) лопате.До 1904 года ПЛ была с прямым лезвием(как большинство старых на фотах) с 1905 пошла со скошенным(заостренная)как на фото с РБ.По ходу дело последствия опыта русско-японской войны.
  21. 0
    7 ноября 2021 16:40
    "Так например, в 80-е года инструкторы ВДВ Германской демократической республики (ГДР) для работы с лопаткой использовали технику каратэ."

    Судя по приведенному скану, не каратэ, а кёксуль - военное единоборство родом из Северной Кореи, на самом документе написано.
    В ГДР кёксульдо появилось в 1988, после того, как генерал-полковник Хорст Штехбарт осуществил трёхнедельный курс в ГДР после переговоров с северокорейской народной армией, во время которого близкие инструкторы борьбы Национальной народной армии (или ННА) обучались кёксульдо. Раньше боевое искусство было уже успешно введено в Польской Народной Республике.
    Далее, видимо, наработки использовались в рамках НАТО, кк минимум западноевропейской части блока.

    Спасибо за статью, интересно. Замечу, что применение мпл в конфликте весьма травмоопасно, и можно налипнуть на причинение тяжких... Ударно-дробящие приспособы в этом смысле менее плачевны.