Core mortars: forgotten forever or not?

6
It often happens that some technical device first comes into fashion, and then comes out of it, as, incidentally, happens with many other things. For example, everyone heard about this weaponlike a mortar. A barrel-pipe, a two-leg support, a plate - these are, in fact, all weapons. The rate of fire comes to 25 shots per minute and this is with manual loading. It is known that, in addition to caliber mortars, there also existed over-caliber, remaining today only in museums and photographs. After the First World War, over-caliber mortars ceased to be used in their classic form. But what do you say about the so-called whip mortars, in which the role of the barrel is played by a metal pin, on which a mine is put on for the shot?

Core mortars: forgotten forever or not?

"Grenade mortar" in action.

They started with the German mortar Granatenwerfer 16, developed by an Austrian priest in 1915, but first of all in the German army. Arranged this weapon was extremely simple: a trunk with a carrying handle, a base plate with a protractor, a barrel clamp and a firing mechanism. The barrel was bottle-shaped in order to better enter the hollow tail of the grenade. The firing mechanism of the shock type was located in the trunk and descended by “pulling the string”. Elevation angles ranged from 45 to 85 degrees. For aiming at the target, a handle was used on the barrel, after which the barrel was fixed with a special clamp. The Germans themselves called him a grenade launcher (a grenade thrower), but the name “grenade mortar” would be quite appropriate for him.


Mina to the German "grenade mortar."

Shooting from it was carried out with a grenade with a notched shell, which gave the same fragments at break in shape and weight. The inertial fuse had a high sensitivity, so that when it hit the ground, the grenade did not have time to go deeper and all the fragments flew in different directions. In this case, in the nose of the grenade there was a special charge of black powder, so that the gap of the grenade could be seen from afar! The longest firing range was achieved at an elevation angle of 45 degrees and was (depending on the type of mine) from 255 meters to 300 meters. At an angle of 85 degrees, the distance was minimal - 50 meters, and you had to pay attention to the wind, so that they did not put a grenade on your head! Although the weight of the system turned out to be about 41 kg, on the battlefield it could easily move the crew, which consisted of only two people and even carry ammunition behind it, and even one soldier if necessary.


Mortar Granatenwerfer 16 arr. 1916

Interestingly, the fire was fired from the base platform, into which a screw located on the mortar plate was screwed. It turned out that the mortar rotated in all directions along with the stove on this basis, that is, it could hit targets 360 degrees! German soldiers liked this weapon. Sit in a trench and “bullet” mine mine by mine! It is not surprising that mines were issued to him in large quantities, and his mines were used even in aviationwhere they were used as light bombs. But the main feature of it, we emphasize, was that a mine or a grenade was put on the barrel, and did not interfere in it.


German 8,9 / 20, see the rod mortar: photo

Years passed, the Stokes-Brand mortars settled in the German army, which was already the Wehrmacht, but the Germans were armed with 8,9 / 20, see the core mortar. The mortar caliber (bar diameter) was 89 mm. Weight 93 kg. The rate of fire was 8 - 10 shots per minute, that is, quite well for a weapon that fired mines weighing 21,27 kg (!) At a distance of about 700 m, while the weight of the explosive that it delivered to the enemy was equal to 7 kg, that is, it was more the weight of the actual projectile Soviet 76,2-mm gun! With the caliber of the warhead, this mortar was used to destroy the enemy’s long-term gun emplacements, his infantry, to install smoke screens, even to destroy minefields.

Well, it consisted of the following parts: a smooth guide rod in (a simple steel pipe), which had a breech with ball support (in addition, a bracket was attached to it), a support plate and an ordinary bipod. Simple, isn't it? But the main thing - the caliber of the warhead - 200 mm. But already for the Soviet caliber 160-mm mortar needed and complex loading system, and the wheel course, that is, it was a really powerful tool, that's just in the trench for its melee was not put! Meanwhile, along with the 89 / 200-mm rod mortar, the Germans also used a rod mortar that fired 380-mm high-explosive and smoke mines. The weight of a mine of this caliber was equal to 150 kg, and the weight of the explosive charge - 50 kg!


Diagram of the 29-mm rod "Blaker bombers".

Well, now it should be said about the British, who at the beginning of World War II were very unlucky. In Dunkirk, they threw so many weapons and military equipment that they simply had nothing to defend the British Isles. Everybody knows history that this is exactly the case, for example, the “dream of a plumber” appeared - the “Stan” submachine gun. However, the need of the mother prompted the British military to adopt even more unusual constructions and, in particular, the “Baker’s bombardment”, and in fact another, already British, type of mortar.


Tests "bombardy".

It was so that Lieutenant Colonel Stuart Blaker became interested in rod mortars, hoping to create a model more efficient than the Stokes system. But then Dunkirk arrived in time, the army lacked anti-tank guns, of which 840 were left in France and only 167 were in England. And the shells to them were so small that even for training purposes they were forbidden to shoot.


Calculation of "bombards" in the "mortar pit" is preparing to fire.

So, Blaker thought, and even offered his design to the Department of Armaments as an anti-tank weapon, promising efficiency no less than that of 42-mm guns! Many servicemen expressed doubts about the fact that this is all the way it will be and “this” in general should be adopted. However, on August 18, the Prime Minister, Winston Churchill, took part in the tests of the new weapon himself, and he ... liked it! He stated that it would be used as a temporary replacement for anti-tank guns and would go into service for the militia. If we consider that the militia of English citizens and farmers at this time was generally armed with hunting rifles (in the funny French - and not completely tolerant comedy "Babette goes to war" this moment was beaten up very well), then such a serious weapon immediately raised his credibility and sense of his own significance. That is, his role as a “weapon of PR” outweighed all other considerations!

However, what to say: outwardly, the bombard looked very impressive. The fact is that Blaker, although he created it as a rod mortar, for some reason still retained on it ... an outer barrel-casing, which did not play any special role, but gave it solidity. Inside is the actual rod with a diameter of 29-mm, on which the mine’s tail was put on. Cross-shaped legs-supports made it possible to fix the bombard on the ground, and the shield protected the calculation from bullets and fragments. The weight of the barrel and the mechanism was 50 kg, the machine weighed 100! The bomb weighed 20 kg and could be sightingly released into the target 100 yards away (91 m). There were two types of ammunition: high-explosive and incendiary. The rate of fire reached 5-8 shots per minute, but actually it was even less.


"Bombard" on a concrete base.

They decided to use them as ... stationary, positional guns! For this, across the coast of Britain, they began to dig “mortar pits” - “mortar pits” with the peculiarity that in the center of each such “pit” a concrete or foundation was installed, on which only the barrel of “Blaker bombers”, loosely attached to all 360 degrees. In such a quality, it was a good weapon with which you could train regularly and increase combat readiness in case of an invasion!

As a weapon of the “battlefield” of the “bombardment,” as they say, “did not go.” Firstly, she bounced high when shooting and strove to break the neck of the gunner. Secondly, these "bombers" followed from ambushes. However, as one sergeant said, “I don’t smile every time I change my pants after I’m waiting for German tank I’ll have to lie in the roadside ditch or in the bushes, and besides, let him go 50 meters! ” True, it was noted that if a bomb from a mortar fell into a tank, then it was guaranteed to disable it. There was a very large explosive charge in it. But ... but a tight fuse that did not work!

However, the Blaker bombers were produced ... 18 919 pieces, and about 250 the bombardment was delivered to 1941 - 1942's. in the USSR under the Lend-Lease program. As a result, only one experience with the use of such bombs became positive, which ultimately led to the creation of a truly effective anti-submarine hedgehog bombs.


US Marine near the mortar "Type 98" on Iwo Jima.

However, even the German 380-mm mines slightly pale before the Japanese 320-mm mines to the rod mortars of their own design, because their weight reached 306 kg! The mortar had the designation "Type 98" and was a rectangular support of bars, from which the launch tube protruded. And ... everything! An even heavier 400-mm mortar had a similar design. For arranging the position, they dug a pit with sloping walls, and one of them was placed on this support, and a mine was put on a rod sticking out of it. Support enough for 5-6 shots, after which the support came into disrepair. The shot was made by electric shock. It is clear that about any rate of fire and the speech did not go, but the weapon was effective. The fact is that the Japanese put such mortars against American landings on the Pacific Islands. Somewhere 12-24 was delivered on Iwo Jima Island, 24 on Batan Island, and they were also on Tarawa and Okinawa. They shot at the water's edge, a place where the landing technique always slows down its course and the paratroopers leave it. Mine explosions left craters in 2,4 m in depth and 4.6 m in diameter and exerted an extremely strong demoralizing effect on the US marines. On Iwo Jima, 12 of such mortars were installed in the mouths of caves and therefore inaccessible to American bombs, while they themselves simultaneously fired their huge shells at the water's edge.


320-mm mine to the Japanese rod mortar.

It should be noted that in modern conditions it is the core mortars that represent the ideal weapon of the guerrilla war, since they are very easy to produce in artisanal conditions. Calibers they can be very different, they can be placed in the car, in trenches, mask in the pits. All this, by the way, was appreciated by the Italians who adopted the AR / AV700 three-barrel rocket launcher, firing conventional rifle grenades that are worn on launch rods, similar to rifle barrels. The shot is made as follows: inside the rod passes a channel through which the bullet of an ordinary rifle cartridge 5,56 or 7,62-mm moves, depending on the modification. Inside the grenade a bullet hits the primer, which ignites the propellant charge and the jet engine. In flight, a grenade stabilizes the plumage. Due to this, the firing range reaches 700 m.


Italian rod grenade launcher AR / AV700.

You can shoot in one gulp or one at a time, with 6-7 rate of fire per minute. Penetration of a cumulative grenade - 120 mm. The length of the stem-barrel 300 mm, the weight of the installation - 11 kg, grenades 920 g, its charge - 460 g. It is clear that by this principle you can make 6,8, 12-t and more chargers again in the car, well rifle grenades in warehouses today are also missing.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +9
    4 September 2015 07: 22
    "The idea has outlived its usefulness" (C). At least in our army, rifle grenades have not received distribution, there are no stocks in warehouses, and there is no point in producing a range of ammunition and means of launching them, there are other systems. Yes, the mobility of such systems causes a certain skepticism - how is it better than an ordinary mortar?
    If you set a goal to utilize the stocks of rifle grenades that were stored by bourgeois in the warehouses, please do it, though you can make 100 barrels in one launcher.
    1. +4
      4 September 2015 11: 29
      This is not quite off topic, but still https://www.youtube.com/watch?v=B6LdQTie1cw
  2. +6
    4 September 2015 08: 09
    Interesting. I have not even heard about this. Thanks to the author!
  3. +1
    4 September 2015 08: 20
    Informative. Of course, such systems could not get wide distribution. It is clear that the effectiveness of the mortar directly depends on its caliber. But with an increase in caliber, the rate of fire decreases. What is the point of dragging ammunition to the front line for a heavy fool who, after 2-3 shots, will be covered with return fire? At the same time, the company mortar will throw ten times more mines, albeit of a smaller caliber, but it will press the enemy to the ground. The Japanese felt good in the caves, but what was it like to load three hundred kilogram mines in a field?

    Therefore, the widespread use of jet mortars on a car chassis, or on a light portable machine, killed the idea right away.
  4. +4
    4 September 2015 13: 33
    And here is the modern embodiment of the idea in Syria:

    https://www.youtube.com/watch?v=8XeEWm0Xz5k
  5. +2
    4 September 2015 20: 13
    Thanks to the author. In general, I had no idea about this type of weapon.

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar people (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned), Kirill Budanov (included to the Rosfinmonitoring list of terrorists and extremists)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; Mikhail Kasyanov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Бывает и часто, что какое-то техническое приспособление сначала входит в моду, а затем выходит из нее, как, впрочем, происходит и со многими другими вещами. Например, все слышали про такое оружие, как миномет. Ствол-труба, двунога опора, плита – вот, собственно, и все оружие. Скорострельность доходит до 25 выстрелов в минуту и это при ручном заряжании. Известно, что кроме калиберных минометов существовали и надкалиберные, оставшиеся сегодня разве что только в музеях и на фотографиях. После Первой мировой войны надкалиберные минометы в их классическом виде использоваться перестали. А вот что вы скажете о так называемых штыревых минометах, у которых роль ствола играет металлический штырь, на который для выстрела как раз и надевается мина?

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

«Гранатный миномет» в действии.

Начало им положил немецкий миномет Granatenwerfer 16, разработанный в 1915 году австрийским священником, но попавший, прежде всего, в германскую армию. Устроено это оружие было на редкость просто: ствол с рукояткой для переноски, опорная плита с угломером, зажим ствола и стреляющий механизм. Ствол был бутылочной формы, чтобы лучше входить в пустотелую хвостовую часть гранаты. Стреляющий механизм ударникового типа находился в стволе и спускался «дерганием за веревочку». Углы возвышения находились в интервале от 45 до 85 градусов. Для наведения на цель использовалась рукоятка на стволе, после чего ствол фиксировался с помощью специального зажима. Сами немцы называли его гранатометом (метателем гранат), но ему вполне подошло бы и название «гранатный миномет».


Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Мина к немецкому «гранатному миномету».

Стрельба из него осуществлялась гранатой с насеченной оболочкой, дававшей при разрыве одинаковые осколки по форме и весу. Инерционный взрыватель имел высокую чувствительность, так что при ударе о грунт граната не успевала в него углубиться и все осколки летели в разные стороны. При этом в носовой части гранаты имелся специальный заряд черного пороха, чтобы разрыв гранаты был виден издали! Наибольшая дальность стрельбы достигалась при угле возвышения в 45 градусов и составляла (в зависимости от типа мины) от 255 метров до 300 метров. При угле в 85 градусов дистанция была минимальной - 50 метров, и нужно было обращать внимание на ветер, чтобы им гранату не нанесло тебе же на голову! Хотя вес системы получился около 41 кг, на поле боя его вполне мог перемещать расчет, состоявший всего из двух человек и даже тащить за ним боеприпасы, а при необходимости даже и один солдат.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Миномет Granatenwerfer 16 обр. 1916 г.

Интересно, что огонь вели с платформы-основания, в которую ввинчивался винт, расположенный на плите миномета. Получалось, что миномет вращался во все стороны вместе с плитой на этом основании, то есть мог поражать цели на все 360 градусов! Немецким солдатам этот оружие понравилось. Сиди себе в траншее и «пуляй» во врага мину за миной! Неудивительно, что и мины к нему выпускались в больших количествах, а его мины находили применение даже в авиации, где их использовали в качестве легких бомб. Но главной особенностью его, подчеркнем, было то, что мина или граната надевались на ствол, а не помешались в него.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Германский 8,9/20 см стержневой миномет: фото

Прошли годы, минометы Стокса-Бранда обосновались и в германской армии, ставшей уже вермахтом, однако немцы имели на вооружении и 8,9/20 см стержневой миномет. Калибр миномета (диаметр стержня) составлял 89 мм. Вес 93 кг. Скорострельность составляла 8 – 10 выстрелов в минуту, то есть вполне прилично для оружия, стрелявшего минами весом 21,27 кг(!) на дальность около 700 м, при этом вес взрывчатого вещества, которое она доставляла к противнику, равнялся 7 кг, то есть был больше веса собственно снаряда советской 76,2-мм пушки! При калибре боевой части этот миномет применялся для уничтожения долговременных огневых точек противника, его пехоты, постановки дымовых завес, даже для уничтожения минных полей.

Ну, а состоял он из следующих частей: гладкого направляющего стержня в (простой стальной трубы), снизу у которого был казенник с шаровой опорой (кроме того на ней был закреплен кронштейн), опорной плиты и обычной двуноги. Просто, не правда ли? Но главное – калибр боевой части – 200 мм. А ведь уже для советского калиберного 160-мм миномета понадобилась и сложная система заряжания, и колесный ход, то есть это было действительно мощное орудие, вот только в траншею его для ближнего боя было не поставить! Между тем немцы наряду с 89/200-мм стержневым минометом применяли также стержневой миномет, стрелявший 380-мм фугасными и дымовыми минами. Вес мины этого калибра равнялся 150 кг, а вес разрывного заряда – 50 кг!

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Схема устройства 29-мм стержневой «бомбарды Блейкера».

Ну, а теперь следует сказать об англичанах, которым в начале Второй мировой войны очень не повезло. В Дюнкерке они побросали так много оружия и боевой техники, что им просто нечем стало защищать Британские острова. Все знают историю о том, что именно так, например, появилась «мечта водопроводчика» – пистолет-пулемет «Стэн». Однако нужда-матушка подвигла английских военных принять на вооружение и более необычные конструкции и, в частности, «бомбарду Блейкера», а по сути дела еще одну, уже британскую разновидность стержневого миномета.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Испытания «бомбарды».

А было так, что подполковник Стюарт Блейкер заинтересовался стержневыми минометами, рассчитывая создать модель более эффективную, чем система Стокса. Но тут подоспел Дюнкерк, в армии катастрофически недоставало противотанковых орудий, 840 из которых были оставлены во Франции и только 167 находились в Англии. Причем снарядов к ним было настолько мало, что даже в учебных целях ими запрещалось стрелять.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Расчет «бомбарды» в «минометной яме» готовится к выстрелу.

И вот Блейкер подумал, да и предложил свою конструкцию Департаменту вооружений в качестве противотанкового средства, обещая эффективность не меньшую, чем у 42-мм орудия! Многие военные выражали сомнения по поводу того, что это все так оно и будет и «это» вообще следует принимать на вооружение. Однако 18 августа 1940 года в испытаниях нового оружия принял участие сам премьер-министр, Уинстон Черчилль, и оно ему… понравилось! Он заявил, что она будет использоваться в качестве временной замены противотанковым орудиям и поступит на вооружение для ополчения. Если учесть, что ополчение английских горожан и фермеров в это время вообще вооружалось охотничьими ружьями (в забавной французской – и совсем не толерантной кинокомедии «Бабетта идет на войну» этот момент обыгран очень хорошо), то столь серьезное оружие сразу подняло его авторитет и чувство собственной значимости. То есть его роль в качестве «оружия PR» перевесило все другие соображения!

Впрочем, что и говорить: внешне бомбарда смотрелась очень эффектно. Дело в том, что Блейкер хотя и создал ее как стержневой миномет, зачем-то еще и сохранил на ней… внешний ствол-кожух, никакой особой роли не игравший, но придававший ей солидности. Внутри находится собственно стержень диаметром 29-мм, на который и надевалась хвостом мина. Крестообразные ноги-опоры позволяли закрепить «бомбарду» на земле, а щиток защищал расчет от пуль и осколков. Вес ствола и механизма составлял 50 кг, станок весил 100! Бомба весила 20 кг и могла быть прицельно выпушена в цель на расстоянии в 100 ярдов (91 м). Было два вида боеприпасов: фугасный и зажигательный. Скорострельность достигала 5-8 выстрелов в минуту, но реально была еще меньше.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

«Бомбарда» на бетонном основании.

Применять их решили в качестве… стационарных, позиционных орудий! Для этого по всему побережью Британии начали копать «mortar pits» – «минометные ямы» имевших ту особенность, что в центре каждой такой «ямы» устанавливалось бетонное или основание, на котором и закреплялся один только ствол «бомбарды Блейкера», свободно наводившейся на все 360 градусов. В таком вот качестве это было хорошее оружие, с которым можно было регулярно тренироваться, и повышать боеготовность на случай вторжения!

В качестве оружия «поля боя» «бомбарда», что называется, «не пошла». Во-первых, она высоко подпрыгивала при стрельбе и норовила сломать шею наводчику. Во-вторых, действовать этими «бомбардами» следовало из засад. Однако, как сказал один из сержантов, «мне не улыбается всякий раз менять кальсоны после того, как я в ожидании немецкого танка должен буду лежать в придорожной канаве либо в кустах, и к тому же еще и подпустить его на 50 метров!» Правда, отмечалось, что если бомба из мортиры попадала в танк, то она гарантированно выводила его из строя. Уж очень большой был в ней разрывной заряд. Но… зато тугой взрыватель, который, случалось, не срабатывал!

Тем не менее, этих блейкеровских бомбард было произведено…18 919 штук, а около 250 бомбард было поставлено в 1941 – 1942 гг. в СССР по программе ленд-лиза. В итоге положительным стал один только опыт применения таких вот бомб, что в итоге привело к созданию действительно эффективного противолодочного бомбомета «Хеджехог».

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Американский морской пехотинец возле миномета «Тип 98» на Иводзиме.

Впрочем, даже германские 380-мм мины несколько меркнут перед японскими 320-мм минами к стержневым минометам их собственной конструкции, ведь вес их достигал 306 кг! Миномет имел обозначение «Тип 98» и представлял собой прямоугольную опору из брусьев, из которой торчала пусковая труба. И… все! Аналогичную конструкцию имел и еще более тяжелый 400-мм миномет. Для обустройства позиции рыли яму с наклонными стенками и на одну из них укладывали эту опору, а на ее торчащий из нее стержень надевали мину. Опоры хватало на 5-6 выстрелов, после чего опора приходила в негодность. Выстрел производился электротоком. Понятно, что ни о какой скорострельности и речи не шло, однако оружие было эффективным. Дело в том, что японцы ставили такие минометы против американских десантов на тихоокеанских островах. Где-то 12-24 было поставлено на острове Иводзима, 24 на острове Батан и еще они были на Тараве и Окинаве. Пристреливались они по урезу воды, месту, где десантная техника всегда несколько замедляет свой ход, а десантники ее покидают. Взрывы мин оставляли воронки в 2,4 м в глубину и 4.6 м в диаметре и оказывали исключительно сильное деморализующее воздействие на американскую морскую пехоту. На Иводзиме 12 таких минометов были установлены в устьях пещер и потому недосягаемы для американских бомб, в то время как сами они одновременно выстреливали по урезу воды свои огромные снаряды.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

320-мм мина к японскому стержневому миномету.

Следует отметить, что в современных условиях именно стержневые минометы представляют собой идеальное оружие партизанской войны, поскольку их очень легко производить в кустарных условиях. Калибры у них могут быть самыми различными, их можно размещать в кузовах автомобилей, в траншеях, маскировать в ямах. Все это, кстати, оценили итальянцы, принявшие на вооружение трехствольный стержневой гранатомет АР/АV700, стреляющий обычными винтовочными гранатами, которые надеваются на пусковые стержни, аналогичные винтовочным стволам. Выстрел производится следующим образом: внутри стержня проходит канал, по которому движется пуля обыкновенного винтовочного патрона 5,56 или 7,62-мм в зависимости от модификации. Внутри гранаты пуля ударяется в капсюль, воспламеняющий метательный заряд и реактивный двигатель. В полете гранату стабилизирует оперение. Благодаря этому дальность стрельбы достигает 700 м.

Стержневые минометы: забыты навсегда или еще нет?

Итальянский стержневой гранатомет АР/АV700.

Стрелять можно залпом или по очереди, со скорострельностью 6-7 выстрелов в минуту. Бронепробиваемость кумулятивной гранаты – 120 мм. Длина стержня-ствола 300 мм, вес установки – 11 кг, гранаты 920 г, ее заряда – 460 г. Понятно, что по такому принципу можно сделать и 6,8, 12-ти и более зарядные устройства опять-таки в кузовах автомобилей, ну а винтовочных гранат на складах сегодня также хватает.
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. inkass_98 4 сентября 2015 07:22
    "Идея себя изжила" (С). Как минимум в нашей армии винтовочные гранаты распространения не получили, запасов на складах не имеется, а плодить номенклатуру боеприпасов и средств их запуска смысла нет, есть другие системы. Да мобильность таких систем вызывает определенный скепсис - чем она лучше обыкновенного миномета?
    Если же поставить цель утилизировать запасы залежавшихся у буржуинов на складах винтовочных гранат - пожалуйста, занимайтесь, хоть 100 стволов можно сделать в одной ПУ.
    1. Светлейший 4 сентября 2015 11:29
      Это не совсем по теме, но всё же https://www.youtube.com/watch?v=B6LdQTie1cw
  2. Pal2004 4 сентября 2015 08:09
    Интересно. Даже и не слышал про такое. Автору спасибо!
  3. RiverVV 4 сентября 2015 08:20
    Познавательно. Широкого распространения такие системы конечно получить не могли. Понятно, что эффективность миномета напрямую зависит от его калибра. Но при росте калибра снижается скорострельность. Какой смысл тащить к линии фронта боекомплекто для тяжеленной дуры, которую после 2-3 выстрелов накроют ответным огнем? За то же время ротный миномет выбросит в десять раз больше мин, пусть и меньшего калибра, но зато прижмет врага к земле. Японцам хорошо было в пещерах, а каково заряжать трехсоткилограммовые мины в поле?

    Поэтому широкое распространение реактивных минометов на автомобильном шасси, или на легком переносном станке убило идею сразу же.
  4. Petrucho 4 сентября 2015 13:33
    А вот и современное воплощение идеи в Сирии:

    https://www.youtube.com/watch?v=8XeEWm0Xz5k
  5. Vladimir 1964 4 сентября 2015 20:13
    Автору спасибо. Я вообще даже не имел представления о подобном типе вооружения.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня