Крылатая легенда: «летающий Калашников»

Крылатая легенда: «летающий Калашников»


Созданный более полувека назад, ветеран войны во Вьетнаме, самолет МиГ-21 пережил всех своих «современников» — и остался в строю
В крупнейшем в мире авиакосмическом музее — Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне — есть примечательный уголок экспозиции. Бок о бок, чуть повернувшись носовыми воздухозаборниками друг к другу, стоят два непримиримых противника: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21. Вечные соперники, давние враги, впервые столкнувшиеся друг с другом на войне во Вьетнаме — и продолжавшие противостояние два с лишним десятилетия.

Но обращает на себя внимание не само соседство, оно-то как раз выглядит совершенно логичным. Примечательно другое: насколько меньше, компактнее и в то же время совершеннее смотрится легкая советская крылатая машина на фоне своего тяжеловесного соперника. Глядя на это соседство, понимаешь, почему именно МиГ-21, у советских летчиков заслуживший шутливо-уважительное прозвище «Балалайка», а в войсках США и блока НАТО — «летающий Калашников», стал самым массовым сверхзвуковым самолетом в мире. Даже на первый взгляд в нем нет ничего лишнего, ничего случайного, ничего сложного или нелогичного — он так же прост и совершенен на вид, как и советский АК. А при более тесном знакомстве понимаешь и то, насколько два этих символа военной мощи СССР — МиГ-21 и АК — похожи между собой простотой и эффективностью применения.


Так что не стоит удивляться, что первый советский реактивный истребитель с треугольным крылом стал самым массовым сверхзвуковым боевым самолетом в истории авиации. В общей сложности в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено почти 11,5 тысячи этих машин! Только этих чисел достаточно, чтобы с полным основанием называть истребитель МиГ-21 рекордсменом. А ведь есть еще как минимум 2500 самолетов, выпущенных по лицензии в Китае под индексом J7 (в экспортном варианте — F7). И это в то время, как самый массовый американский сверхзвуковой истребитель — тот самый американский «Фантом» — произведен в количестве куда меньшем: 5195 машин.

При этом МиГ-21 стал не только самым массовым, но и одним из самых долгоживущих реактивных истребителей третьего поколения. Совершивший первый полет 9 января 1956 года, он и по сей день состоит на вооружении в 18 странах. Больше всего «двадцать первых» остается в строю в Индии: 264 самолета, половина из которых недавно модернизирована и будет служить до 2019 года. На втором месте — страна, ставшая местом боевого крещения самолета: Вьетнам. Там «на службе» еще 124 МиГ-21 последних модификаций. А его главный соперник — «Фантом» — дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.

Крылатая легенда: «летающий Калашников»

МиГ-21 в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне рядом со своими американскими противниками F-4 (слева) и F-105 (на заднем плане, в камуфлированной окраске). Фото: Сергей Антонов

«Двадцать первый» против «Фантома»

Историю МиГ-21 следовало бы начать, пожалуй, с появления двух первых прототипов — Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным. Но чтобы понять, где и как «двадцать первый» заработал свою потрясающую репутацию, мы начнем рассказ с истории первых боев между этими самолетами и их главным противником, «Фантомом».

Два врага впервые встретились в небе Вьетнама 23 апреля 1966 года, а через три дня американские «Фантомы» первыми открыли боевой счет, сбив ракетами МиГ-21. Но, несмотря на столь удачное для тяжелого истребителя начало, именно появление новых МиГ-21Ф-13 (самая массовая модификация первого поколения истребителя) и МиГ-21ПФ-В (снабженный радиолокационным прицелом перехватчик в варианте для тропического климата) заставило американских летчиков резко изменить тактику и утратить ощущение безнаказанности.

«Двадцать первые» существенно превосходили по возможностям своих предшественников — дозвуковые МиГ-17Ф китайского производства и немногочисленные МиГ-15, полученные от СССР. Они имели ракеты класса «воздух — воздух», были гораздо быстрее и маневреннее, а главное, умело пользовались тактикой наведения с наземных радиолокационных постов. Кроме того, новые истребители отлично использовали возможности своих менее скоростных собратьев-«семнадцатых». Им теперь отводилась роль загонщиков, вытеснявших «Фантомы» с малых высот, где они имели преимущество, на средние, где более маневренные МиГ-21 легко заходили F-4 в хвост и сбивали их.

Кстати, именно опыт применения МиГ-21 во Вьетнаме заставил делавшее ставку исключительно на ракетное оружие советское военное руководство пересмотреть взгляды и вернуть на самолеты пушечное вооружение. Из каждых 11 пущенных по цели советских неуправляемых ракет С-5 класса «воздух — воздух» в цель поначалу попадали одна-две, хотя и сам факт пуска ракет из задней полусферы всерьез пугал американских летчиков, заставляя их быстро выходить из боя. А вот пушечные снаряды калибра 30 мм куда реже проходили мимо цели. Когда же вьетнамские летчики начали получать в достаточном количестве советские управляемые ракеты Р-3С, они же К-13, — советский вариант стоявшей на вооружении «Фантомов» ракеты AIM-9B Sidewinder, — ситуация изменилась кардинально.

С учетом этого закономерно, что с мая по декабрь 1966 года американцы потеряли в воздушных боях 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказалось все: и лучшая маневренность МиГ-21 на виражах по сравнению с F-4, и лучшая управляемость советского истребителя, и большая тяговооруженность «двадцать первого». Эти преимущества уравновешивали недостаточный обзор пилота «МиГа», слабость радиолокатора и неотработанность ракетного вооружения. В итоге на первом этапе воздушной войны во Вьетнаме (с апреля 1965-го по ноябрь 1968-го) преимущество осталось за летчиками Северного Вьетнама. В 268 воздушных боях они сбили 244 американских самолета, потеряв всего 85 своих. Среди этих потерь было 27 «Фантомов» — и только 20 МиГ-21. А в течение последнего года войны — 1972-го — в воздухе над Вьетнамом произошел 201 воздушный бой, в которых было потеряно 54 вьетнамских истребителя и 90 американских. Среди них 37 МиГ-21 и 74 «Фантома» — более чем показательное соотношение. А всего в 1972 году «двадцать первым» удалось записать на свой счет 67 самолетов США разных типов и моделей. Примечательно, что в США снято множество фильмов про войну во Вьетнаме, но ни одного хоть сколько-нибудь известного, где главными героями стали бы летчики-истребители. Гордиться американцам в боях за вьетнамское небо явно было нечем.

Крылатая легенда: «летающий Калашников»

Вьетнамские летчики спешат к своим самолетам, чтобы вступить в бой с приближающимся противником. Фото: super-arsenal.ru
Воевать не числом, а умением

В 1973 году американские войска ушли из Южного Вьетнама, страна объединилась под названием Социалистическая Республика Вьетнам, и война закончилась. Но не закончилось противостояние МиГ-21 и «Фантомов». В том же самом году в октябре на Ближнем Востоке разгорелась скоротечная — всего 18 дней! — война, получившая название войны Судного дня. И в ней вновь сошлись уже успевшие узнать и зауважать друг друга противники.

Как говорят специалисты по истории авиации, во Вьетнаме МиГ-21 лучше всего проявил себя как перехватчик — хотя им он, собственно, по первоначальной задумке не являлся. Тем не менее авионика истребителя, его тяговооруженность и скороподъемность, а также скорость вполне позволяли ему играть эту роль. А в войне Судного дня лучше всего раскрылся потенциал «двадцать первых» как маневренных фронтовых истребителей.

Причем раскрывать эти способности МиГ-21 помогли не столько «Фантомы», стоявшие на вооружении израильских ВВС, сколько прикрывавшие их во время вылетов на штурмовку истребители «Мираж» французского производства. И тут, надо сказать, встретились противники, гораздо больше похожие друг на друга. И советский, и французский истребители отличались прежде всего высокой маневренностью, имели очень похожее вооружение — 30-миллиметровую пушку и ракеты «воздух — воздух» с тепловыми головками самонаведения, а самое главное, были близки «идеологически». Ведь и тот и другой создавались как фронтовые истребители, главной задачей которых было ведение маневренного воздушного боя.

Как вспоминают участники тех событий, египетские пилоты были не слишком хорошо подготовлены и не отличались инициативой и смелостью. В частности, они редко могли воспользоваться отличной маневренностью «двадцать первых» и потому ввели в обиход правило «Увидев "Мираж", не становись в вираж». Зато имевшие гораздо более тесные связи с СССР и прошедшие серьезную пилотажную и тактическую подготовку под руководством советских летчиков-инструкторов сирийские пилоты проявили себя с лучшей стороны, использовав все возможности, которые давал им МиГ-21. В итоге всего за 18 суток той краткосрочной войны истребители ВВС Сирии провели над Голанскими высотами и Ливаном 260 воздушных боев, сбив 105 самолетов противника и потеряв всего 57 своих! Согласитесь, показательное соотношение, особенно учитывая, что противостояли им отлично подготовленные и умеющие пользоваться всеми возможностями своих «Фантомов» и «Миражей» израильские пилоты. Но преимущество советских самолетов проявилось в полной мере, что и привело к таким показательным результатам боев.

По словам историков авиации, именно война Судного дня окончательно вернула в тактический арсенал реактивной авиации понятие ближнего маневренного группового боя. Идеология одиночного перехвата, которая господствовала в представлениях о роли реактивных истребителей, потеряла свою доминирующую позицию: пользоваться ею стали только для уничтожения отдельных целей типа высотных самолетов-разведчиков. А для советской авиации главным выводом из событий октября 1973 года стало понимание, что тактические, боевые и модернизационные возможности МиГ-21 еще далеко не исчерпаны и самолет может оставаться в строю еще не один год. Но тогда, конечно, никто не подозревал, что речь идет не о годах — о десятилетиях.

Как рождался «летающий Калашников»


Любое оружие, будь то нож, автомат, танк или самолет, лучше всего раскрывает свои возможности только в бою — для того оно, собственно, и делается. Но закладываются эти возможности вне боя, в тишине конструкторских бюро и грохоте опытных производств. А материалом, основой, на которых они возникают, служит опыт всех предыдущих поколений такого же оружия. Главное, чтобы конструкторам хватило гения осмыслить и отфильтровать их, вычленив самое удачное и отказавшись от ошибочных решений.

Все эти отвлеченные рассуждения становятся более чем конкретными, если речь заходит об истории появления МиГ-21. К работе над ним в ОКБ Микояна приступили в самом начале Корейской войны, в 1953 году. К этому времени в советской авиации вовсю осваивали реактивные истребители второго поколения — дозвуковые МиГ-15 и МиГ-17, на подходе был МиГ-19. Все они имели стреловидное крыло, которое, как уже убедились и конструкторы, и летчики, и руководство страны, давало возможность повысить полетную скорость и маневренность. Именно такое крыло получил и первый прототип будущего истребителя — Е-2. А чуть позже, когда удалось довести до получения практических результатов исследования по возможностям и характеристикам треугольного крыла, дававшего явные преимущества в скорости и маневренности, на свет появился второй прототип — Е-4.

Этот самолет впервые поднялся в воздух 16 июля 1955 года. А спустя почти полгода, 9 января 1956-го, в небо устремился прототип Е-5 — вот он уже практически не отличался внешне от хорошо знакомого военным летчикам всего мира силуэта МиГ-21. Собственно, именно этот самолет вскоре успешно прошел летные заводские испытания и постановлением Совета министров СССР от 11 июня 1956 года был внедрен в малую серию (10 машин) на заводе №31 в Тбилиси под названием МиГ-21.

Но эти первые десять машин были фактически экспериментальной партией, самолеты которой в основном использовались для проведения обширной программы дальнейших исследований новой схемы с треугольным крылом. И эти исследования поначалу дали такие результаты, что военные стали посматривать не в сторону микояновского МиГ-21, а в сторону Су-7 ОКБ Сухого, который на испытаниях показал большую скорость, хотя и меньшую маневренность. Ситуацию решила установка на МиГ-21 нового двигателя — форсированного Р-11Ф-300, сразу улучшившего практически все летные характеристики нового истребителя. Эта машина получила в постановлении Совета министров СССР от 24 июля 1958 года индекс МиГ-21Ф (форсированный, хотя нередко встречается ошибочная трактовка этой литеры как «фронтовой»), а ее выпуск был организован на авиазаводе №21 в Горьком. Именно эти машины в 1959-м вышли на государственные испытания. Так что первой модификацией «двадцать первого», принятой на вооружение, нужно считать именно МиГ-21Ф.

Большая семья МиГ-21

Что же представлял собой фронтовой истребитель МиГ-21Ф, принятый на вооружение в конце 1959 года? Это был аскетичный на вид самолет длиной 13,5 метра и высотой 4,7 метра с размахом крыла, почти вдвое превышающим высоту. Вооружен он был двумя пушками калибра 30 мм и двумя подвесными контейнерами с неуправляемыми ракетами С-5. Управлял самолетом единственный пилот, которому, кстати, для переключения режимов использования оружия приходилось отрывать одну руку от ручки управления, что порой катастрофически сказывалось на исходе воздушного боя.

Крылатая легенда: «летающий Калашников»

Кабина МиГ-21. Фото: Petr Kadlec/wikipedia.org

МиГ-21Ф мог подниматься на высоту 19 км и там нестись со скоростью свыше 2100 км/ч. У земли он был менее скоростным: всего 1100 км/ч. При этом практическая дальность истребителя, предназначенного для использования непосредственно во фронтовой полосе, была небольшой — всего 1500 км. Зато МиГ-21Ф отличался очень небольшим весом: нормальная взлетная масса — 6,9 тонны, масса топлива — 1,8 тонны. Для сравнения: максимальная взлетная масса «Фантома» F-4B, с которым МиГ-21 впервые столкнулся во Вьетнаме, достигала 20,2 тонны, а пустой самолет весил 12,7 тонны!

Следом за МиГ-21Ф появился куда более массовый МиГ-21Ф-13, который отличался от предшественника прежде всего новым типом вооружения: управляемыми ракетами с тепловыми головками самонаведения К-13 (отсюда и цифры «13» в индексе модели). Это было первое поколение легендарного самолета.

Во втором появились такие модификации, как потерявший пушку всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-21П (Ф, ФС), экспортный вариант для Индии МиГ-21ФЛ, модификация МиГ-21ПФМ, на которую вернули пушку в подвесной гондоле, и самолет-разведчик МиГ-21Р. Все эти модификации уже были оборудованы радиолокаторами и аппаратурой командного наведения.

Третьим поколением стали такие модификации, как МиГ-21С с новой радиолокационной станцией и четырьмя ракетами — с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. За ним последовали экспортный вариант МиГ-21М, оснащенный более мощным двигателем МиГ-21СМ, и его экспортный вариант МиГ-21МФ. Наконец, в 1971-м появилась самая совершенная модификация третьего поколения — МиГ-21СМТ, на экспорт выпускавшаяся под индексом МиГ-21МТ.

Четвертым и последним поколением «двадцать первых» стала модификация МиГ-21бис — самая совершенная и самая мощная машина, имевшая идеальное соотношение летных и массогабаритных характеристик. А в 1994 году на базе этой модели была разработана и последняя, наиболее современная модификация МиГ-21-93. В нее и «превращены» 120 индийских «двадцать первых», которым предстоит дослужить до 2019 года.

Ветеран, остающийся в строю


За плечами фронтового истребителя МиГ-21 — служба в военно-воздушных силах 48 стран мира, что представляет собой абсолютный рекорд для боевых реактивных самолетов. На его боевом счету участие во всех крупных локальных конфликтах и войнах, начиная с Вьетнама и заканчивая операцией «Буря в пустыне», включая войну Судного дня, бесконечные войны в Афганистане, конфликты между частями бывшей Союзной Республики Югославия и многочисленные войны в Африке. Одним словом, это самый настоящий ветеран, неоднократно доказавший на деле свои воинские умения.

...А в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне МиГ-21 оказался не случайно. Американские эксперты, как и их многочисленные коллеги из других западных стран, давно и искренне признали этот истребитель одним из самых удачных боевых самолетов в мире. Не случайно же в музее оказалась именно эта машина, и не случайно именно она стоит рядом с «Фантомом». Лучшего свидетельства признания, которое получили за рубежом создатели легендарного «двадцать первого», не найти. Разве что посчитать, сколько таких же самолетов стоит во множестве других авиационных музеев по всему миру. Что и не удивительно: как и автомат Калашникова, МиГ-21 стал символом оружия, которое способно решать любые задачи и в любых условиях — нашлись бы только умелые руки и холодные головы. Тогда и спустя шесть десятков лет после первого полета самолет будет по-прежнему нести эффективную боевую службу.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/kryilataya-legenda-letayuschiy-kalashnikov-18601.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 116
  1. Комментарий был удален.
  2. казак волгский 6 сентября 2015 06:19
    Спасибо за статью! а Самолет правда чудесен............ и красив!
    1. Serg 122 6 сентября 2015 09:27
      Отличная статья! Приятно читать... hi
      1. zyablik.olga 6 сентября 2015 10:55
        Цитата: Serg 122
        Отличная статья! Приятно читать..

        В статье есть многочисленные неточности, даже мне человеку от авиации далёкому это режет глаз, например:
        «Двадцать первые» существенно превосходили по возможностям своих предшественников — дозвуковые МиГ-17Ф китайского производства и немногочисленные МиГ-15, полученные от СССР.
        Автору прежде чем писать такое, было бы не плохо поинтересоваться историей Вьетнамской войны. "Китайских" МиГ-17 во Вьетнаме не было, все 17-е - это машины советского производства. Именно они открыли боевой счёт сбитых американских самолётов. УТИМиГ-15 -это учебно-тренировочные машины в боевых действиях не участвовали. Из КНР поставлялись J-6(МИГ-19).
        Автор не нашел для заставки другого фото, на данном снимке экспериментальная, не серийная модификация.
        1. Bad_gr 7 сентября 2015 13:48
          Цитата: zyablik.olga
          Автор не нашел для заставки другого фото, на данном снимке экспериментальная, не серийная модификация.

          МиГ-21ПД
          ".... Для отработки подъемных двигателей РД36-35 и проверки предложенной концепции будущего МиГ-23 (изделие 23-01) модифицировали один из МиГ-21ПФС в вариант Е-7ПД (изделие 23-31). Для этого удлинили на 900 мм фюзеляж, установив за кабиной пилота пару подъемных ТРД тягой по 2350 кгс. Воздух к двигателям подводился через створки, открывавшиеся на взлете и посадке.


          Несмотря на удлинение фюзеляжа, на машине пришлось значительно ограничить запас горючего, из-за чего продолжительность полета не превышала 15-17 минут. Шасси вынуждены были сделать неубирающимися, поскольку исследования проводились на малых скоростях, свойственных взлетно-посадочным режимам. На нижней поверхности фюзеляжа в месте размещения дополнительной двигательной установки находились жалюзи, отклоняющие газовые струи на углы от пяти градусов вперед, до десяти - назад......"
      2. anokem 6 сентября 2015 19:48
        Не владею данными по вьетнамской войне , касательно Ближнего Востока очень много неправды. Ничего не пишется о шестидневной войне , когда ВВС Сирии и Египта с большим количеством МИГ-21 были разгромлены , в воздушных боях не было сбито ни одного израильского самолета, все израильские потери были причинены огнем ПВО. В июле 1970 года над Суэцким каналом состоялся воздушный бой между МИГ-21 , пилотируемыми советскими летчиками и израильскими Фантомами и Миражами-3. Счет 5:0 не в пользу советских ВВС. Во время войны Судного Дня наши потери составили 102 самолета, из них 97 сбито арабскими ПВО. Потери арабов составили 370 самолетов ( больше 90% процентов сбито в воздушных боях) . В 1982 году МИГи-21 были биты над Ливаном, но этот пример неуместен, потому что Миг-21 относится к истребителям третьего поколения, а в 82-М году ему противостояли истребители 4-го поколения F-15 и F-16
        1. Раздолбай 6 сентября 2015 23:07
          anokem, с СОВЕТСКИМИ ВВС ваши в "шестидневной войне" не сталкивались, как бы вы там перед друг другом не хвалились, это типа,как хохлы сейчас "уничтожают" российские бригады со скоростью света. Воевали вы чисто с арабами, которые, как в той поговорке-"доверь дураку стеклянный х... Многое зависит от противника. Советские летчики практически и не летали, потому-что нельзя, всегда существовала вероятность быть сбитым (война) и оказаться на вражеской территории. А это-суперскандал в политике. Зато как развернулись наши зенитчики, когда летать никуда не надо... Поищи что нибудь про это, мой израильский друг.
          1. anokem 7 сентября 2015 02:06
            Уважаемый Раздолбай, перечитайте внимательно мой пост. Речь идет не о шестидневной войне , а о воздушном бое 30 июля 1970 года, закончившегося со счетом 5:0.
            В бою 30 июля 1970 года погибли:
            Журавлёв Владимир Александрович — капитан, старший лётчик. Награждён (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».
            Юрченко Николай Петрович — капитан, командир звена. Награждён (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».
            Яковлев Евгений Герасимович — капитан, командир звена. Награждён (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

            https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Операция_«Римон_20»
            http://www.waronline.org/IDF/Articles/attrition_war3.htm
            1. Setrac 7 сентября 2015 22:07
              Ссылка на википедию, как это пошло
              1. anokem 7 сентября 2015 23:11
                http://www.hubara-rus.ru/kavkaz/boi-nad-sueczkim-kanalom.html


                Описание сайта ветеранов советских войск на Ближнем Востоке Вас удовлетворит ?
              2. тол100в 8 сентября 2015 21:53
                Цитата: Setrac
                Ссылка на википедию, как это пошло

                Для них это не пошло, это верх достоверности. Архивы для них ничто. А все самые точные сведения только из соц-сетей! Отстать от Госдепа боятся. Но как бы не торопились, а угнаться не смогут. Все новости в соц-сетях пишутся опять-таки в Госдепе! Даже в офис(не к бабке) не ходи!
            2. Koshak 8 сентября 2015 19:09
              Цитата: anokem
              https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Операция_«Римон_20»
              http://www.waronline.org/IDF/Articles/attrition_war3.htm

              Нашли авторитет - ВИКИПЕДИЮ. Статьи там размещают все, кому не лень. В том числе и такие "знатоки" как Вы.
        2. veteran66 7 сентября 2015 11:16
          Цитата: anokem
          В июле 1970 года над Суэцким каналом состоялся воздушный бой между МИГ-21 , пилотируемыми советскими летчиками и израильскими Фантомами и Миражами-3. Счет 5:0 не в пользу советских ВВС.

          Если Вы имеете в виду воздушный бой 30 июня 1970 г., то там было сбито 4 самолёта и погибло 3 пилота, но это при более, чем двукратном преимуществе противника. Единственный плюс евреям, что они грамотно спланировали бой в тактическом отношении, создав "ловушку", но при этом двое советских лётчиков смогли вырваться из неё, практически совершив невозможное благодаря выучке и манёвренности своих самолётов.
          1. anokem 7 сентября 2015 19:47
            Было сбито 5 русских самолетов, 5-й самолет был поврежден совместной атакой Фантома и Миража-3 и разбился при попытке посадки. Потеря пятого самолета была подтверждена президентом Египта Ануаром Садатом через 5 лет. В том то и заключается искусство воздушных бойцов, чтобы быстро создать численное преимущество на ограниченном участке, нанести максимальный ущерб противнику и быстро без потерь выйти из боя
            1. Starik72 7 сентября 2015 23:23
              Ну-ну анокем,кодлой можно и слона оттрахать. А когда один на один,так ВЫ в кусты.
              1. anokem 7 сентября 2015 23:27
                Вы путаете военное искусство с уличной дракой. Военное искусство в том и заключается, чтобы тайно создать численный перевес на нужном участке , а потом внезапно этот перевес использовать. И если можно уничтожить , объект издалека "трусливо и подло не входя в зону действия ПВО " , то именно так и нужно поступать
            2. veteran66 8 сентября 2015 11:41
              Один "Мираж" Ашера Снира, про который известно что он получил боевые повреждения, сумел выйти из боя, сумел дотянуть до базы, дальнейшая судьба машины неизвестна, пилот выжил и вернулся в строй. И один "МиГ" Евгения Каменева, про который известно что он получил боевые повреждения, сумел выйти из боя, неизвестно или сумел дотянуть до базы, дальнейшая судьба машины неизвестна, пилот выжил и вернулся в строй. Так что будьте справедливы или 4:0 или 5:1. А всякие "воспоминания" Анвара Садата, тем более, через пять лет здесь не катят.
            3. VladimirRG 9 сентября 2015 07:48
              Вы тут зря спорите,тут одни "ура патриоты". Конечно "единственный плюс евреев" то что они несколько войн подряд на два фронта на втыкали дикарям которых поддерживал СССР и спасло этих дикарей именно то что Русские военные всякий раз как евреи их громили вступались за них.
              1. veteran66 9 сентября 2015 10:38
                Цитата: VladimirRG
                Вы тут зря спорите,тут одни "ура патриоты".

                насчёт этого я с Вами согласен, но в данном случае эти ура-патриоты бодаются с таким же ура-патриотом, только с той стороны. Данные этого боя я взял с одного специализированного сайта, где в споре принимали участие специалисты с обеих сторон. В частности, цитаты, которые я здесь привёл, были взяты целиком от израильской стороны (видать, там есть адекватные люди). Что касается "дикарей", то проживание в европах или простая принадлежность к "богоизбранному народу" ещё не говорит о цивилизованности некоторых представителей оных.
                1. VladimirRG 10 сентября 2015 06:39
                  разница в том что у в европейцев безучсловно есть некоторые дикари а у в азии есть не некоторые преосвященные вот и все и они общий фон не меняют.
        3. shasherin.pavel 7 сентября 2015 18:35
          Если бы мне кто-то рассказал о таком, только расхваливая победы русской авиации
          Цитата: anokem
          наши потери составили 102 самолета, из них 97 сбито арабскими ПВО. Потери арабов составили 370 самолетов ( больше 90% процентов сбито в воздушных боях)

          я бы у виска повертел: не можно так, когда ты противника сбиваешь десятками, а он только плюётся в ответ. Это так же один утверждал, что шесть "Меркава" противостояли 70 танкам. Потом начал писать, что 6 "Меркава" приняли бой против 70 вражеских танков и пришлось таки вспомнить, что все 6 были сожжены. То что шесть "Меркава" приняли бой ещё не показатель технического совершенства танков "Меркава", а показатель мужества танкистов. Но здесь видимо мозги совсем отсохли.
          1. opus 8 сентября 2015 11:49
            Цитата: shasherin.pavel
            Но здесь видимо мозги совсем отсохли.

            не отсохли.
            Мозги ,как раз работают как надо.
            Показать нам неучам:
            -техника наша никакая,пилоты и бойцы- то же.
            А вот они да.
            самые,самые ,сваренные в абсолютное крутое состояние яйца..
            +доказать себе самому(ну и другим ,если внемлют)
        4. opus 7 сентября 2015 19:43
          Цитата: anokem
          Ничего не пишется о шестидневной войне , когда ВВС Сирии и Египта с большим количеством МИГ-21 были разгромлены



          Цитата: anokem
          . Во время войны Судного Дня наши потери составили 102 самолета, из них 97 сбито арабскими ПВО. Потери арабов составили 370 самолетов


          Вас не напрягает такой дисбаланс( му противостоянием ВВС Вьетнам и ВВС США и ВВС арабов и ВВС Израиля)?

          Вы то оставляея своию ремерку

          В период с апреля 1965 по ноябрь 1968г, над Вьетнамом было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов (в том числе в 46 боях потери составили 27 F-4 и 20 МиГ-21).


          Всего в 1972 году между американскими и вьетнамскими самолетами произошел 201 воздушный бой, в результате было потеряно 54 вьетнамских истребителя (в том числе 36 МиГ-21, и один МиГ-21УС) и 90 американских машин (в том числе 74 истребителя F-4 и два разведчика RF-4C. Таким образом, МиГ-21 уничтожили б7 самолетов противника).
          -----------------------------------------------------
          предлагаю варианты объясняющие сию несуразицу:
          1.Американцы НИкудышные летчики
          2.Арабы НИкудлышные летчики
          3.Израильтяне Сверкудышные летчики
          4.Советские пилоты" помогающие" вьетнамским ВВС были кудышные
          5.Советские пилоты" помогающие" арабским ВВС были Никудышные
          6.Советские пилоты" помогающие" вьетнамским ВВС то же были Никудышны,но им везло,джунгли и муссоны помогали уничтожать славных американских парней,а вот на БВ сухо,зарослей нет
          7.Советская/российская техника барахло,чего взять с ватников
          8.Во Вьтнаме советская техника была ПОЛУкудышная,а в египте,Сирии-отстой,совсем никудышная, 3ий сорт
          9.Во Вьетнаме американская техника была отстой,а вот американская техника переданная (избраным) израильтянам в их гойских(или гейских-как правильно?) руках она стала сверхкудышной(пару мантр),либо израильские пилоты(и не только пилоты)имеют волшебную ауру(богоизбранный народ),которая даже никудышку заставляет творить чудеса.
          10.Прочие варианты? или совокупность всех?

          -----------------------------------
          Вы ,то оставля свою ремарку
          Цитата: anokem
          Не владею данными по вьетнамской войне , касательно Ближнего Востока очень много неправды.

          как поясните сие разногласие?
          п.1,2,особливо п.3 и п.9,а так же как аксиома п.6.
          Верно?
          Вы это хотели услышать?
          1. anokem 7 сентября 2015 23:08
            Есть еще один вариант , о котором вы не упомянули . Данные об американских и вьетнамских потерях в изложении газеты Правда так же не соответствуют действительности , как арабские сказки 1001 ночи вкупе с небылицами политрука группы советских войск в Сирии Бабича об израильских и арабских потерях
            1. opus 8 сентября 2015 00:40
              Цитата: anokem
              Данные об американских и вьетнамских потерях в изложении газеты Правда так же не соответствуют действительности , как арабские сказки 1001 ночи вкупе с небылицами политрука группы советских войск в Сирии Бабича об израильских и арабских потерях

              Конечно есть.
              1.Только это не данные газеты Правда,а АМЕРИКАНСКИЕ данные.
              2.Если использовать семитскую отмазку о газетах,то почему я должен верить данным израильским?
              Едиот Ахронот -чем лучше Правды? Ах да,она же "богоизбранного".Тады ладно
        5. тол100в 8 сентября 2015 21:46
          Цитата: anokem
          , а в 82-М году ему противостояли истребители 4-го поколения

          А Вы в поколениях не заблудились?
    2. dyksi 6 сентября 2015 12:42
      Он и сегодня не плох выглядит, вот учебный бой между МиГ-21 и Ф-16 в Египте, двадцать первый вышел победителем.
      dyksi
      1. Пупырчатый 7 сентября 2015 01:08
        Цитата: dyksi
        Он и сегодня не плох выглядит, вот учебный бой между МиГ-21 и Ф-16 в Египте, двадцать первый вышел победителем.

        Вообще-то это датский Ф-16 на учениях в Польше в 90-х
        http://www.gabnet.internetdsl.pl/admin/admin.htm
    3. тол100в 8 сентября 2015 21:42
      Цитата: казак волгский
      Спасибо за статью! а Самолет правда чудесен............ и красив!

      Еще одно подтверждение Качества МИГ - 21:- Индия продлила срок боевой эксплуатации до 2020 года!
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. VseDoFeNi 6 сентября 2015 06:48
    ЕМНИП, именно МИГ-21 осуществлял перехват "Бурана", когда тот на скорости под 5000 км/час спускался с орбиты, заходя на ВПП, и его сопровождение до посадки.
    1. Игорь39 6 сентября 2015 06:57
      Миг 25 вроде сопровождал с М.Толбоевым,если не ошибаюсь.
      1. VseDoFeNi 6 сентября 2015 07:05
        Цитата: Игорь39
        Миг 25 вроде сопровождал с М.Толбоевым,если не ошибаюсь.

        Да, 25. Тут на кадрах видно.

      2. perepilka 6 сентября 2015 21:43
        Цитата: Игорь39
        Миг 25 вроде сопровождал с М.Толбоевым,если не ошибаюсь.

        Именно. Лис, ставший легендой
        1. Bad_gr 7 сентября 2015 13:53
          Цитата: perepilka
          Цитата: Игорь39
          Миг 25 вроде сопровождал с М.Толбоевым,если не ошибаюсь.

          Именно. Лис, ставший легендой

          На этом фото МиГ-31
          Вот МиГ-25
    2. opus 7 сентября 2015 20:47
      Цитата: VseDoFeNi
      ЕМНИП, именно МИГ-21 осуществлял перехват "Бурана", когда тот на скорости под 5000 км/час

      =520 плюс/минус 60 м/с имхо=18720 км/ч

      9-й: – У него высота 7600.


      955: – Идет со скоростью 580.



      "И тогда я свалил МиГ-25 в штопор. Крутанул его вокруг оси. И через полвитка - рули на вывод. Оказался в задней полусфере "Бурана". Иначе не догнать его. Вышел из штопора на высоте 10 200 метров, а на восьми уже был на траектории догона. Согласно программе, выпустил шасси, щитки. Скорость "Бурана" была на двадцать километров меньше, чем у меня. Постепенно сближались. Старался парировать порывы ветра, но это давалось с трудом..."

      Ветер на высоте был до 200 километров в час.



      ну и не миг-21 ясен пень




      СОТН МиГ-25 (ЛЛ-22) – Магомед Толбоев, позывной – 59995
      резерв СОТН МиГ-25 (борт 9210) – Урал Султанов, позывной – 31062
    3. Алексашка964 8 сентября 2015 20:41
      Вы малость ошиблись! Из МиГ-21 был сделан первый прототип пассажирского Ту-144
      1. Alex 9 сентября 2015 13:09
        Только не прототип, а летающая модель под названием "Аналог"
  6. Аширбакиев Н.Б. 6 сентября 2015 06:51
    Хороший самолет... Как АН-2, но только с реактивным двигателем.
  7. Баракуда 6 сентября 2015 07:12
    А вот про КБ Сухого все забывают. Семейство Су-7 неоправданно забыто.Треугольник родился там-балалайка.
    1. Glot 6 сентября 2015 07:39
      Зато КБ Сухого сейчас в фаворе, а РСК МИГ ( или как они сейчас обзываются ) еле-еле тлеет ... ((
      1. Альджавад 6 сентября 2015 18:17
        КБ Сухого сейчас в фаворе, а РСК МИГ ( или как они сейчас обзываются ) еле-еле тлеет ... ((

        Пока клан Микоянов рулил - Сухому приходилось с боем доказывать свою состоятельность. А как Погосян в Кремль дорогу протоптал - фирма МИГ героически выжывает.
        как во всём мире - лобби.
        1. Glot 6 сентября 2015 21:54
          Да все эти подковёрные игры ясны но, неужели нам истребители не нужны ?! Ведь и МИГ и СУ они все имеют место быть в войсках, и все отличные самолёты.
    2. неглавный 6 сентября 2015 22:43
      Цитата: Баракуда
      А вот про КБ Сухого все забывают. Семейство Су-7 неоправданно забыто.Треугольник родился там-балалайка.

      У Су-7 стреловидное крыло! Вы очевидно перепутали с Су-15!
      1. Bongo 7 сентября 2015 15:21
        Цитата: неглавный
        У Су-7 стреловидное крыло! Вы очевидно перепутали с Су-15!

        Или с Су-9.
        1. iouris 8 сентября 2015 15:58
          ... или с Су-11.
    3. Aqela 7 сентября 2015 18:45
      Просто намёк!
      Про треугольное же крыло...
      Был так же Мираж III - Первый полёт 17 ноября 1956 (до этого ещё экспериментальные Мираж I & II - MD.550 Mirage I, Dassault, Первый полет: 1955 http://www.airwar.ru/enc/xplane/mirage1.html).
      Ещё раньше - «Жерфо» фирмы «Нор авиасьон»-одноместный истребитель-перехватчик – Франция, 1954 г.
      Жерфо фирмы Норд авиасьон


      Вот и выходит, что про КБ Сухого все забыли!
      1. iouris 8 сентября 2015 16:04
        Никто про Сухого не забыл. Про эти самолёты говорили: "Конструктор - Сухой, самолёт - сырой, а техник - мокрый". Справедливости ради, надо сказать, что уже в следующих поколениях суховских самолётов были впервые применены принципы компоновки оборудования, которые по мысли конструктора должны были улучшить характеристики обслуживаемости. Как это получилось, пусть оценят "эксплуатанты".
  8. lilian 6 сентября 2015 07:31
    Раньше в Викеипедии когда читал о послевьетнамском применении истребителей, всегда огорчало что они терпели поражение и ничего не сбивали. Сейчас смотрю, информацию откорректировали:

    В общей сумме индийские МиГ-21 сбили 7-8 пакистанских самолётов и повредили 1. Единственной потерей в воздушных боях составил «миг» сбитый «Сейбром» 17 декабря[


    За время кратковременного военного конфликта между Египтом и Ливией произошло совсем немного воздушных боёв. 22 июля, на второй день войны, ливийский Mirage 5 сбил египетский МиГ-21. На следующий день успех сопутствовал египтянам, в воздушных боях «двадцатьпервые» сбили 3-4 «Мираж 5» и 1 МиГ-23, не понеся потерь.


    10 мая 1980 года патрульный катер HMBS «Flamingo» Багамской береговой охраны заметил чужие рыболовные суда в районе острова Кай Санто Доминго. Ими оказались два кубинских рыболовных судна. После длительной погони патрульный катер открыл стрельбу. Экипаж патрульного катера арестовал и взял на буксир оба рыбацких судна. Кубинские моряки успели сообщить об обстреле своим властям, указав что их атакует неизвестный корабль. На помощь вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним и выполнили предупредительную стрельбу. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. Без лишних слов МиГ-и пошли в атаку и уничтожили патрульный катер, убив четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда. В течение последующих трёх дней Кубинские ВВС устраивали показательные полеты над островами Багамского архипелага. Учитывая то, что HMBS «Flamingo» был потоплен в Багамских территориальных водах, Кубе пришлось выплатить компенсацию за корабль и семьям погибших моряков. Кубинские суда в дальнейшем старались не трогать без особой необходимости[47].
  9. профессор 6 сентября 2015 07:32
    В итоге всего за 18 суток той краткосрочной войны истребители ВВС Сирии провели над Голанскими высотами и Ливаном 260 воздушных боев, сбив 105 самолетов противника и потеряв всего 57 своих!

    Верю. Из всего 102-х потерянных ВВС Израиля самолетов на обеих фронтах той войны только 105 сбили сирийские МиГ-21. Ну и вообще они тогда победили и до сих пор празднуют День Победы в "Октябрьской войне". lol
    1. Нагайбак 6 сентября 2015 09:01
      профессор"Верю. Из всего 102-х потерянных ВВС Израиля самолетов на обеих фронтах той войны только 105 сбили сирийские МиГ-21."
      Вы нам тут не заливайте. Колитесь лучше куда еще три самолета подевали?)))) И вообще, что у вас там с учетом потерь?)))
      1. профессор 6 сентября 2015 09:16
        Цитата: Нагайбак
        Вы нам тут не заливайте. Колитесь лучше куда еще три самолета подевали?)))) И вообще, что у вас там с учетом потерь?))

        Как "куда"? Ясное дело продали. wink
        С учетом потерь в Израиле проблема ужасная. Есть закон запрещающий разглашение потерь. Теперь если кто сообщит в Одноклассниках, что его одноклассник погиб, то сообщившего посадят за разглашение государственной тайны. wassat

        Мне вот интересно, если только МиГ-21 на сирийском фронте сбили 105 израильских реактивных самолетов, то сколько сбили ПВОшники? Сколько сбили египтяне? Ну и сколько тогда вообще было ЛА в составе ВВС Израиля? lol
        1. Нагайбак 6 сентября 2015 10:37
          профессор"Как "куда"? Ясное дело продали."
          Вот так и знал.))) Нисколько не сомневался.))) Что бы евреи и не воспользовались такой коммерческой возможностью.)))
          профессор"С учетом потерь в Израиле проблема ужасная. Есть закон запрещающий разглашение потерь. Теперь если кто сообщит в Одноклассниках, что его одноклассник погиб, то сообщившего посадят за разглашение государственной тайны."
          Одно слово- ПЕЧАЛЬ.)))
          1. 16112014nk 6 сентября 2015 16:29
            Анекдот.
            Как пьют кофе, если в чашку попала муха.
            Немец вылил кофе с мухой.
            Француз выбросил муху, выпил кофе.
            Китаец вылил кофе, съел муху.
            Русский выпил кофе с мухой.
            Еврей продал кофе французу, муху китайцу, на вырученные деньги купил себе ещё чашку кофе.
          2. slavaisrael 6 сентября 2015 21:31
            Он над вами издевался а вы так и не поняли. fellow
        2. 0255 6 сентября 2015 11:14
          Цитата: профессор
          Цитата: Нагайбак
          Вы нам тут не заливайте. Колитесь лучше куда еще три самолета подевали?)))) И вообще, что у вас там с учетом потерь?))

          Как "куда"? Ясное дело продали. wink
          С учетом потерь в Израиле проблема ужасная. Есть закон запрещающий разглашение потерь. Теперь если кто сообщит в Одноклассниках, что его одноклассник погиб, то сообщившего посадят за разглашение государственной тайны. wassat

          Мне вот интересно, если только МиГ-21 на сирийском фронте сбили 105 израильских реактивных самолетов, то сколько сбили ПВОшники? Сколько сбили египтяне? Ну и сколько тогда вообще было ЛА в составе ВВС Израиля? lol

          Профессор, сами не просветите нас, сколько израильских самолётов было сбито МиГами-21 в 1973 году?
          1. профессор 6 сентября 2015 11:23
            Цитата: 0255
            Профессор, сами не просветите нас, сколько израильских самолётов было сбито МиГами-21 в 1973 году?

            Два Фантома и 4 Миража во всех воздушных боях на обоих фронтах. "Арабское" ПВО нанесло не сравнимо больший урон ВВС Израиля. Сколько из 6 было сбито непосредственно МиГами-21 не могу сказать.
            1. tomket 6 сентября 2015 16:41
              Цитата: профессор
              Два Фантома и 4 Миража во всех воздушных боях на обоих фронтах.

              А вроде бы Израиль признавал потерю в воздушных боях 21 самолета в 73 году. Или "профессор" переосмыслил и по новому взглянул на историю?)))))) Может у вас там принято подсчитывать только кошерные истребители?)))
              1. профессор 6 сентября 2015 16:43
                Цитата: tomket
                А вроде бы Израиль признавал потерю в воздушных боях 21 самолета в 73 году. Или "профессор" переосмыслил и по новому взглянул на историю?)))))) Может у вас там принято подсчитывать только кошерные истребители?)))

                Давайте ссылку на то где Израиль признавал потерю в воздушных боях 21 самолета в 73 году. Кашерность обсудим потом.
            2. tomket 6 сентября 2015 16:49
              Профессор, а вы можете предоставить статистику оставшегося парка "Фантомов" и "Скайхоков" на окончание войны 73года?
              1. профессор 6 сентября 2015 17:13
                Цитата: tomket
                Профессор, а вы можете предоставить статистику оставшегося парка "Фантомов" и "Скайхоков" на окончание войны 73года?

                То есть ссылку на то где Израиль признавал потерю в воздушных боях 21 самолета в 73 году я не получу? sad

                Вот все потери включая бортовые номера.
                Yom Kippur Israeli Air Force confirmed losses
                Итого:
                32 F-4E,
                53 A-4,
                12 Mirage III / Nesher,
                6 Super Mystere B.2,
                1 Do.27,
                1 Do.28,
                3 Bell-205A,
                2 S-65.
            3. Cherdak 6 сентября 2015 17:52
              Цитата: профессор
              Сколько из 6 было сбито непосредственно МиГами-21 не могу сказать.


              Анекдот в тему:

              - Если бы у меня были новейшие советские самолеты, - мечтательно проговорил Хаим Герцог, - я бы тогда завоевал весь арабский мир!
              - А если бы у меня тогда была своя газета "ISRAland News", - вздохнула Голда Меир, - мир до сих пор вообще бы ничего не узнал бы о наших потерях в войне Судного дня»!
            4. shasherin.pavel 7 сентября 2015 19:05
              Цитата: профессор
              Два Фантома и 4 Миража во всех воздушных боях на обоих фронтах

              Не, я понимаю, у амёров, если самолёт дотянул до "кладбища самолётов", направил на него свой самолёт, а сам приземлился на парашюте, то это технические потери от катастроф, но не боевые. А вот если американский истребитель попадёт в самолёт противника одним снарядом, то это полная победа. У них просто своя система подсчёта своих потерь и своих побед.
              1. 2ez 8 сентября 2015 01:37
                ТАКАЯ ЖЕ СТАТИСТИКА БЫЛА И У НЕМЦЕВ! Фотопулемет подтвердил попадание - тебе засчитывали победу! Поэтому и был у них Эрих Хартманн... То, что потом "сбитый" русский заваливал немецкого ведомого, это уже не столь важно... Просто найдите воспоминания Попкова, прообраз Быковского "Маэстро", человека, который "завалил" знаменитого Берга и не менее знаменитого Графа...
                2ez
    2. alicante11 6 сентября 2015 09:16
      Из всего 102-х потерянных ВВС Израиля самолетов на обеих фронтах той войны только 105 сбили сирийские МиГ-21.


      Ну, а остальные, конечно, по-тихому продали на металлолом прямо на месте падения. И гешефт и доказательств немае.
      1. Нагайбак 6 сентября 2015 15:17
        alicante11"Ну, а остальные, конечно, по-тихому продали на металлолом прямо на месте падения. И гешефт и доказательств немае."
        Как говорится главное не как считают, а кто считает.)))
    3. Альджавад 6 сентября 2015 18:27
      В итоге всего за 18 суток той краткосрочной войны истребители ВВС Сирии провели над Голанскими высотами и Ливаном 260 воздушных боев, сбив 105 самолетов противника и потеряв всего 57 своих!
      Верю. Из всего 102-х потерянных ВВС Израиля самолетов на обеих фронтах той войны только 105 сбили сирийские МиГ-21. Ну и вообще они тогда победили и до сих пор празднуют День Победы в "Октябрьской войне".


      В любой войне первой гибнет Правда. (сказал кто-то древний и мудрый)
  10. фа2998 6 сентября 2015 07:55
    МиГ-21-самолет-легенда.Вот только немножко поправлю-крыло у него-трапецевидная.У прототипа,действительно было треугольное,но при испытаниях появились непонятные вибрации.Начали разбираться и прямо на аэродроме"на коленке" ножовкой по металлу представители КБ отпилили треугольные законцовки-и вибрации прекратились. winked hi
  11. aleksander07 6 сентября 2015 08:09
    СПА!ЧТО НАПОМНИЛИ!КАЛАШНИКОВ В АВИАСТРОЕНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!ЧТО ТО НЕ ВИЖУ НА ХОХЛЯТСКИХ САЙТАХ ТРАУРА ))))))))))))ЖЕЛТО-БЛОКАДНЫЕ ПРОИГРАЛИ))))))))))
  12. SeAl2014 6 сентября 2015 08:30
    Хорошая статья. Всё правильно.
  13. Oprychnik 6 сентября 2015 08:34
    Миг-21 -грация и изящество в сочетании со стремительностью и мощью.До сих пор считаю этот самолёт самым красивым среди созданных в СССР.
    1. Баракуда 6 сентября 2015 08:58
      А я великовозрастный балбес. Краматорск покидал, в комнате под потолком парили модели Су-7,МиГ-15,17,19,21. лаком вскрытые и раскрашенные. . Жаба давит до сих пор. Еще и Ил-2,Як-7-9-3,Ла-5-фн. и СУ-2 ( забытый всеми )- хрен модель найдешь.
      sad
      1. Нагайбак 6 сентября 2015 10:40
        Баракуда"А я великовозрастный балбес."
        Это нормально.)) У кого охота и рыбалка, кто то марки и монеты собирает, кто то солдатиков и ножи с саблями. Всяко лучше чем запиваться.)))
      2. tomket 6 сентября 2015 11:35
        Цитата: Баракуда
        СУ-2 ( забытый всеми )- хрен модель найдешь.

        А в чем проблема с Су-2? Хочешь "Звезда" в 48м, хочешь Айсем в 72м. Бери не хочу.
        1. samoletil18 6 сентября 2015 12:52
          После окончания 1 класса был отправлен родителями в пионерский лагерь. Около стадиона там стояли МиГ-17 и 21, и Ил-14. За проникновение в кабины самолетов наказание - отречение от бассейна на 3 дня. Я редко посещал бассейн. И родителям накапали. Но какое было счастье, когда после смены, вернувшись домой, я увидел на столе в своей комнате коробку с моделью МиГ-21, ГДРовской! Мы его с отцом тут же и склеили. Друзья так завидовали, что через некоторое время он бесследно исчез. А через пару лет я уже сам полностью модели клеил. И обнаружил, что поршневые собирать сложней, чем реактивные. Сейчас никаких проблем в плане достать модели, но сын как-то не проникся, хотя как увидит модели даже сейчас, ему 17, начинает рассуждать на тему "а где наши? давай соберем".
          Я Баракуде искренне сочувствую. И что дом оставил, и что модели бросить пришлось (есть в них какой-то магнетизм). Но Победа будет за нашими, и всё вернется.
      3. Oprychnik 6 сентября 2015 11:57
        У меня тоже сердце защемило. Первую модель мы , вместе с отцом, сделали в 1968 году. И это был именно МИГ-21. Время делает своё дело. То, что осталось от коллекции, внуки в труху разнесли.(((,))).
      4. АВП 518 6 сентября 2015 12:34
        Цитата: Баракуда
        и СУ-2 ( забытый всеми )- хрен модель найдешь.

        Ну зачем же так трагично. Вот пожалуйста http://modeland.com.ua/zvezda-4805-su-2.html. Если что пишите в личку.
        1. iouris 8 сентября 2015 16:06
          Это первый сбитый самолёт А.И.Покрышкина.
    2. sabakina 6 сентября 2015 11:48
      Это не просто легенда, это что-то большее..Жаль, что младому поколению это не понять...Фиксики на уме...
      1. Haway_Nordik 6 сентября 2015 14:40
        Мне показалось или на 1:51 у бойца на плече MG34 ?
        1. АВП 518 6 сентября 2015 14:58
          Цитата: Haway_Nordik
          Мне показалось или на 1:51 у бойца на плече MG34 ?

          Он самый либо наши поставили (в Чехии он выпускался после 45 года,в Югославии тоже) ,либо у французов отжали.
  14. Magic Archer 6 сентября 2015 10:10
    Кстати,именно после встречи с Мигами американцы вернули пушки на Фантомы!Ведь изначально они расчитывали что пушки это прошлый век и всё будут решать ракеты!А наши им доказали обратное wink
    1. zyablik.olga 6 сентября 2015 10:57
      Цитата: Magic Archer
      Кстати,именно после встречи с Мигами американцы вернули пушки на Фантомы!Ведь изначально они расчитывали что пушки это прошлый век и всё будут решать ракеты!А наши им доказали обратное

      На вьетнамских МиГ-21ПФ пушек тоже не было request
      1. gjv 6 сентября 2015 19:23
        Цитата: zyablik.olga
        На вьетнамских МиГ-21ПФ пушек тоже не было

        Вьетнамский МиГ-21ПФ в 2005 году, пушки действительно не видно, однако летают...
        gjv
      2. gjv 6 сентября 2015 19:23
        Цитата: zyablik.olga
        На вьетнамских МиГ-21ПФ пушек тоже не было

        Вьетнамский МиГ-21ПФ в 2005 году, пушки действительно не видно, однако летают...
        gjv
        1. Vivan 6 сентября 2015 21:58
          Нигде не читал или слышал, чтобы на вьетнамских МиГ-21 были пушки.
      3. iouris 8 сентября 2015 16:07
        После встречи с МиГ-17.
  15. ван-зай 6 сентября 2015 10:42
    Ну не совсем корректно сравнивать МиГ-21 и Ф-4. К МиГ-у ближе Ф-5 и Ф-104. К слову: от "Тайгера" (Ф-5) Советские спецы были в восторге. Учебная модификация Тайгера - Т-38 ещё очень далека к выходу на пенсию. А МиГ-21 не спорю - отличный самолёт, для своего времени и в умелых руках
  16. Fantastic_D 6 сентября 2015 10:47
    Цитата: профессор

    Мне вот интересно, если только МиГ-21 на сирийском фронте сбили 105 израильских реактивных самолетов, то сколько сбили ПВОшники? Сколько сбили египтяне? Ну и сколько тогда вообще было ЛА в составе ВВС Израиля? lol

    Такая мелочь, как реальные факты, правда, логика и т.д местных краеведов не интересует, ведь главное "уря, у нас везде калашникоф")))
    1. alicante11 6 сентября 2015 11:50
      Такая мелочь, как реальные факты, правда, логика и т.д местных краеведов не интересует, ведь главное "уря, у нас везде калашникоф")))


      А от вас, избранных и западников вообще не дождешься реальных фактов. У вас ведь даже СССР уже агрессором стал в 2МВ. Тоже уже непреложный факт. Так что мы уж лучше по сирийским данным. Хотя оптимально взять среднее между вашими и "нашими", думаю, как раз то и на то и выйдет.
  17. фа2998 6 сентября 2015 10:49
    Цитата: Magic Archer
    Кстати,именно после встречи с Мигами американцы вернули пушки на Фантомы!

    О том,что напишу-не умаляет превосходных качеств МиГ-21.Просто противопоставлять Ф-4 и МиГ-21 некорректно.Да ОБА истребители,но один-тяжелый истребитель-бомбардировщик(полезная нагрузка-свыше 7 т.),другой-легкий истребитель ближнего маневренного боя.Мы-же не сравниваем Еврофайтер,Рафаль и Ф-16 (масса ок.10 тонн) с Мигом-31(св.45 тонн).У них предназначение разное.И ВСЕ-ИСТРЕБИТЕЛИ. yes hi
    1. tomket 6 сентября 2015 11:38
      Цитата: фа2998
      О том,что напишу-не умаляет превосходных качеств МиГ-21.Просто противопоставлять Ф-4 и МиГ-21 некорректно.Да ОБА истребители,но один-тяжелый истребитель-бомбардировщик(полезная нагрузка-свыше 7 т.),другой-легкий истребитель ближнего маневренного боя.Мы-же не сравниваем Еврофайтер,Рафаль и Ф-16 (масса ок.10 тонн) с Мигом-31(св.45 тонн).У них предназначение разное.И ВСЕ-ИСТРЕБИТЕЛИ.

      В боях по "весовым категориям" делиться не будут.
  18. Fantastic_D 6 сентября 2015 12:06
    Цитата: alicante11
    А от вас, избранных и западников вообще не дождешься реальных фактов. У вас ведь даже СССР уже агрессором стал в 2МВ. Тоже уже непреложный факт. Так что мы уж лучше по сирийским данным. Хотя оптимально взять среднее между вашими и "нашими", думаю, как раз то и на то и выйдет.

    Ну давайте и дальше по "сирийским данным", только не удивляйтесь потом, что ваше ПВО не работает и самолеты сбиваются десятками...
    1. dyksi 6 сентября 2015 12:49
      Во вас понесло, проветривайте комнату, когда траву курите, а то цифры у вас могут вырасти до тысяч сбитых самолетав. Над Кунейтрой то перестали летать и бомбить армию Сирии, а то ведь и РЭБ уже не помогает.
      dyksi
      1. Fantastic_D 6 сентября 2015 13:06
        Да я тоже думаю, что автор переборщил с травой… а над Кунейтрой сирийцы давно уже перестали летать, боятся…
    2. samoletil18 6 сентября 2015 12:59
      Ага, когда все закончится разгромом Израиля, начнутся сиканья на тему антисемитизма, из-за которого все произшло. И не надо про то, что Израиль никто не победил. Что-то хезболла тоже не разгромленна.
      1. Алло 6 сентября 2015 18:02
        Цитата: samoletil18
        Ага, когда все закончится разгромом Израиля, начнутся сиканья на тему антисемитизма, из-за которого все произшло. И не надо про то, что Израиль никто не победил. Что-то хезболла тоже не разгромленна.

        А стояла ли задача ее разгромить? Насколько мне известно была поставлена задача прекратить обстрелы севера,с 2006 года на севере тишина и покой такие дела fellow
        1. samoletil18 6 сентября 2015 23:55
          Цитата: Алло
          Цитата: samoletil18
          Ага, когда все закончится разгромом Израиля, начнутся сиканья на тему антисемитизма, из-за которого все произшло. И не надо про то, что Израиль никто не победил. Что-то хезболла тоже не разгромленна.

          А стояла ли задача ее разгромить? Насколько мне известно была поставлена задача прекратить обстрелы севера,с 2006 года на севере тишина и покой такие дела fellow

          Прикольный у Израиля генштаб. Какие задачи (?) любой желающий может их узнать. Я понимаю, что мне - урапатриоту, мозгов досталось только на врача выучиться. Видимо, по указаной выше причине я не могу понять процесс финансирования Палестинской Администрациии, включая учебные заведения, в которых про Израиль-кормилец иначе, как в ключе предстоящего джихада, ничего не говорится. Расхерачили Ливан, а потом стали делать дорогущий "купол", который доказал свою эффективность против ракет от "града", запущенных из канализационной трубы соответствующего диаметра или от "тактических ракет", переделанных из С-75. А арабы не нашли способ экономически Израиль подрвать таким способом?
          Ой, ладно, у меня жена еврейка, вдруг, прочтет... Хотя, она она выкрест. Но лучше не создавать дома поводов для антагонизма, мои предки с Хортицы пришли на земли астраханские в начале прошлого века, могли до этого в погромах населения незанятого в производстве материальных благ для Российской Империи участие принять. Тут тоже сложности: казаком мог стать любой, кто решил возделывать землю, а при угрозе Родине взять в руки оружие, и на коня!
          По-ходу, арабы в Израиле казачество создали.
          1. Алло 7 сентября 2015 07:36
            Цитата: samoletil18
            Цитата: Алло
            Цитата: samoletil18
            Ага, когда все закончится разгромом Израиля, начнутся сиканья на тему антисемитизма, из-за которого все произшло. И не надо про то, что Израиль никто не победил. Что-то хезболла тоже не разгромленна.

            А стояла ли задача ее разгромить? Насколько мне известно была поставлена задача прекратить обстрелы севера,с 2006 года на севере тишина и покой такие дела fellow

            Прикольный у Израиля генштаб. Какие задачи (?) любой желающий может их узнать. Я понимаю, что мне - урапатриоту, мозгов досталось только на врача выучиться. Видимо, по указаной выше причине я не могу понять процесс финансирования Палестинской Администрациии, включая учебные заведения, в которых про Израиль-кормилец иначе, как в ключе предстоящего джихада, ничего не говорится. Расхерачили Ливан, а потом стали делать дорогущий "купол", который доказал свою эффективность против ракет от "града", запущенных из канализационной трубы соответствующего диаметра или от "тактических ракет", переделанных из С-75. А арабы не нашли способ экономически Израиль подрвать таким способом?
            Ой, ладно, у меня жена еврейка, вдруг, прочтет... Хотя, она она выкрест. Но лучше не создавать дома поводов для антагонизма, мои предки с Хортицы пришли на земли астраханские в начале прошлого века, могли до этого в погромах населения незанятого в производстве материальных благ для Российской Империи участие принять. Тут тоже сложности: казаком мог стать любой, кто решил возделывать землю, а при угрозе Родине взять в руки оружие, и на коня!
            По-ходу, арабы в Израиле казачество создали.

            Задачи ставит не генштаб а политическое руководство страны,и безусловно в условиях постоянного обстрела оно эти задачи объявляет во всеуслышание иначе это самое руководство может сильно удивиться на следующих выборах.
            Сравнению арабов с казаками сильно порадовался,по этой логике кибуцники вполне казаки good good
            1. samoletil18 7 сентября 2015 08:24
              Молодец, Алло! Вы точно уловили момент с кибуцниками, когда я пмсал о становлении израильского казачества, хотя я их никак не упоминал.
          2. профессор 7 сентября 2015 08:08
            Цитата: samoletil18
            Прикольный у Израиля генштаб. Какие задачи (?) любой желающий может их узнать.

            Именно так. Комиссия под председательством судьи Винограда озвучила все цели. Отчет в открытом доступе. Вам не понять что такое гражданское общество.
            1. samoletil18 7 сентября 2015 09:29
              Куда уж мне, ватнику. Другой момент, что цели свои и поставленные задачи сообщают террористы: ИГ , Аль-Каеда, ИРА, Братья Мвсльмане, Правый Сектор и т.д..
              Я не настаиваю, что в России самое граждансккое общество, но лично меня утраивает.
              А упоминавшиеся жителями Израиля некоторое время назад бензин и импортные моющие средства для мннятоже не трагедия. Если прикапываться, тогда конечно, у нас все плохо, но также можно проделывать это же в Израиле, ЕС, США. Другая сторона этих процессов - обустройтво нужных себе режимов большими ам в маленьких - тут начинается с рассуждений о гражданском обществе и свободах, и я не могу понять уже четверть века что правильнее: равенство ВСЕХ или равенство ПРАВ всех. Простой пример -толерантность. Здорово же, надо тепимо относиться к неграм, геям, психбольным. Или относиться ко всем (и спрашивать) одинаково, как с себя, милиционера, таджика, гея, еврея, военнослужащего, террориста, пешехода, водителя гужевой повозки. И мне кажется, что Россия сейчас начинает медленное, пока едва уловимое движение ко второму, т.е . все равны и ответсственность и права без всякой дискриминации, обозванной толерантностью, гражданским обществом и прочей лабудой, не имеющие отношения к истинной демократии.
              Есть аоенная и гос. тайна - не туда лезть, кому попало. Какие выводы арабы сделают на основе выводв комиссии Винограда? Я как-то не уверен, что однозначно в пользу мирного сосуществования с Израилем.
              1. профессор 7 сентября 2015 09:49
                Цитата: samoletil18
                Куда уж мне, ватнику. Другой момент, что цели свои и поставленные задачи сообщают террористы: ИГ , Аль-Каеда, ИРА, Братья Мвсльмане, Правый Сектор и т.д..

                Ну и? request

                Цитата: samoletil18
                Я не настаиваю, что в России самое граждансккое общество, но лично меня утраивает.

                Рад за Вас.

                Цитата: samoletil18
                А упоминавшиеся жителями Израиля некоторое время назад бензин и импортные моющие средства для мннятоже не трагедия.

                Нет не трагедия. Ведь еще мой дед ездил на бричке, а другой вообще пешком ходил. А бабки мои и не подозревали о существовании стирального порошка и стиральных машин и ходили стирать на Днепр хозяйственным мылом. И ничего. Выжили. fellow

                Цитата: samoletil18
                Есть аоенная и гос. тайна - не туда лезть, кому попало. Какие выводы арабы сделают на основе выводв комиссии Винограда? Я как-то не уверен, что однозначно в пользу мирного сосуществования с Израилем.

                И здесь я с вами не согласен. Гостайна о своего народа вредит исключительно своему народу. Выводы же комиссии Винограда не содержат государственной тайны вообще. Даже наоборот. Теперь и наши враги знают, что мы свои упущения уяснили, виновных наказали и меры приняли. Это одна из причин почему сейчас тишина и спокойствие на северной границе.
                1. samoletil18 7 сентября 2015 15:16
                  На Ваши посты кратко излагать мыли не получается, а статья о МиГ-21. Я только понять не могу за что Вам 7 предупреждений?(!). Культурный с виду человек. Я все 3 за слова нехорошие, например.
                2. Комментарий был удален.
              2. Алло 7 сентября 2015 09:58
                Комисия была создана исключительно для Израиля и к выводам которые сделала для себя хизбалла отношения не имеет. А комиссия на мой не профессиональный взгляд была создана из-за того,что в обществе возник вопрос какого черта наши руководители так долго чесали репу вместо того чтобы делать дело.
      2. slavaisrael 6 сентября 2015 21:36
        В школу, срочно в школу. Видимо кроме патриосайтов ничего не читается. Даже меня в военном училище учили что арабы проиграли все свои войны с Израилем.
        1. pv1005 7 сентября 2015 22:21
          Цитата: slavaisrael
          В школу, срочно в школу. Видимо кроме патриосайтов ничего не читается. Даже меня в военном училище учили что арабы проиграли все свои войны с Израилем.

          Плохо видимо учили, раз переметнулся. hi
  19. Старый26 6 сентября 2015 12:16
    Статья хорошая, но увы есть неточности. В частности, фраза что Фантомы дослуживают свое в ВВС Ирана не совсем точно. Они есть в Греции (34 штуки на 2014 год). в Турции (102 ед.). Наверно еще где-то по мелочам
    1. Rader 6 сентября 2015 19:58
      Да, неточностей бы поменьше надо; еще хотелось бы описание особенностей управления и обслуживания машин... Но и без этого статья интересна, "+".
    2. Bongo 7 сентября 2015 07:49
      Цитата: Старый26
      Наверно еще где-то по мелочам

      В Японии тоже? но совсем "не по мелочам".
      Спутниковый снимок Google earth: F-4EJ Kai Авиабаза Хаякури.
  20. Vivan 6 сентября 2015 13:40
    Cвоеобразный рекорд принадлежит МиГ-21 #4324, установленному на пьедестале в Музее Вооруженных Сил Вьетнамa в Ханое. На его боку 14 красных звездочек, что соответствует 14 сбитым самолетам США (на нем поочередно летали 4 вьетнамских летчика).
    1. Vivan 6 сентября 2015 15:49
      Вот он, наш красавчик-герой 4324 (с 2мин37 до 3мин00): https://www.youtube.com/watch?v=3IT_C5Kmwks

      Немного ошибся. Детальная информация о нем: принадлежал ИАП 921 (дивизии 371), с января 1967г по май 1969г на нем летали 9 летчиков, из которых 6 удостоены звания Героя Вьетнама (5 и более побед в воздушных боях).
      Список вьетнамских асов: https://en.wikipedia.org/wiki/Vietnam_People's_Air_Force
  21. iouris 6 сентября 2015 14:39
    МиГ-21 - это много разных самолётов с очень разными ЛТХ и ТТД. Где-то в 1970-м году из Египта привезли закрытый гроб (53 гв. иап, Шяуляй), тогда я услышал крылатую фразу: "Увидел "Мираж" - не лезь в вираж". А также прозвище "голубь мира" (две неэффективных Р-3С и всё!). Я уже на говорю о примитивном навигационном оборудовании и традиционной для того уровня инженерной культуры низкой приспособленности к техническому обслуживанию (в частности, замена двигателя). Наши специалисты, которые познакомились во Вьетнаме с F-5E, плакали, когда сравнивали в МиГ-21. Также и лётчики, которые имели большую практику на МиГ-21, а впоследствии переходили на МиГ-23 продолжали игнорировать возможности более продвинутого боевого авиационного комплекса.
    Что касается восторженных отзывов аналитиков США о МиГ-21, то их выводы во многом обусловлены результатами моделирования крупномасштабных боевых действий между НАТО и ОВД. Здесь, вероятно, сыграло роль то обстоятельство, что качественное превосходство НАТО на тот период не позволяло преодолеть фактор решающего численного превосходства ОВД. Как образно выражался один преподаватель тактика ВВС "мы их г-ном задавим".
    Однако МиГ-21, безусловно, одна из вершин советской инженерной школы. Без этого самолёта и его "отрицания" МиГ-23 не было бы МиГ-29 и Су-27, которые, к сожалению, сильно запоздали.
    1. vladimir_krm 6 сентября 2015 18:15
      услышал крылатую фразу: "Увидел "Мираж" - не лезь в вираж".

      Сирийцы быстро поняли, что на МиГ-21 можно делать буквально все, не опасаясь сваливания, потому что в устойчивый штопор загнать МиГ-21 затруднительно, а из сваливания он выходит запросто, летали на малых скоростях, теряли скорость до «нуля», падали и на хвост, и «листом». К тому же двигатель Р-11 работал устойчиво на всех «экзотических» режимах полета. Можно сказать, что сирийцы владели МиГом, как «волк зубами», и не боялись ни «Фантомов», ни «Миражей», зная, что эти машины весьма строги в пилотировании, а у «Миража» еще и двигатель помпирует при небольшом скольжении на довольно умеренном угле атаки.
      Б.А.Орлов. «Записки летчика-испытателя» http://kramtp.info/news/64/full/id=22844;
      1. iouris 8 сентября 2015 16:14
        Это смотря о каком поколении МиГ-21 идёт речь. Разумеется МиГ-21МФ или бис были очень манёвренными самолётами, но первые МиГи имели относительно низкую тяговооружённость, поэтому во время боя на виражах скорость падала очень быстро. На "Миражах" же был установлен дополнительный ракетный двигатель, который мог включаться один раз. Но этого хватало. Кроме того противник имел лучший прицел для ведения пушечного огня.
  22. dmit-52 6 сентября 2015 14:55
    Понравилась статья(мне. служившему на этих МиГ-21ПФМ)! Правда, когда служили, завидовали служившим на стратегических бомбардировщиках: у МиГа полёт где-то 30-40 минут. а бомбёр летал часами...
    1. ватник 6 сентября 2015 17:49
      Спасибо за статью понравилась.
      Вот ещё довольно познавательный фильм про МИГ-21.

  23. timyr 6 сентября 2015 17:58
    Профессор а можно вопрос. А было такое:запрет ВВС Израиля в 73 году приближатся к линии фронта ближе 20 км. запрещалось или красная пропаганда. А из арабов как сказал один камрад на сайте летчики и танкисты как из г..на пуля.
    1. профессор 6 сентября 2015 18:00
      Цитата: timyr
      Профессор а можно вопрос. А было такое:запрет ВВС Израиля в 73 году приближатся к линии фронта ближе 20 км. запрещалось или красная пропаганда

      Странно. Посмотрите где Израиль потерял большинство самолетов, именно за линией фронта.
  24. timyr 6 сентября 2015 18:52
    Просто мелькала информация,что Израиль в первую неделю потерял 50 самолетов,поэтому прошел запрет на приближение к линии фронта. Но обстановка была угрожающея поэтому ВВС пришлось атаковать и потери возросли.А потери сколько интересно за первые две недели. Указывалось что Израиль потерял около 100 самолетов. Это правда или потерь нет. Но Израиль вывернулся проявил боевой дух танки форсировали соленное озеро и начали уничтожать ЗРК и уничтожили 40 из 60 египетских ЗРК.
  25. Oprychnik 6 сентября 2015 19:42
    Славный парень Fantastic. То под американским, то под израильским флагом выступает.))) Душенька.)))
    Наш ответ Лорду Керзону:
    "Вам не нужны ни бомбы, ни снаряды.
    Не раздувайте вы войны пожар!
    Мы нанесём им, если будет надо,
    Ответный термоядерный удар.

    И не интересуйтесь нашим бытом,
    Мы сами знаем, где у нас чего.
    Так наш ЦеКа писал в письме открытом, -
    Мы одобряем линию его!"

    В.С. Высоцкий
    1. alex86 6 сентября 2015 21:37
      Цитата: Oprychnik
      Наш ответ Лорду Керзону:

      На самом деле"Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям" (не сочтите за занудство, может быть, у Вас более тонкая мысль, а я не уловил (про Лорда Керзона уловил))...
      1. Oprychnik 6 сентября 2015 22:55
        Ну, как же... Вы правильно уловили мысль, которая не только к китайским товарищам относится...)))
  26. Пупырчатый 7 сентября 2015 01:10
    Куча косяков в статье
  27. arni 7 сентября 2015 10:48
    Кто подскажет,что означает МиГ-21бис, конкретно БИС.
  28. tyras85 8 сентября 2015 11:55
    Цитата: Игорь39
    Миг 25 вроде сопровождал с М.Толбоевым,если не ошибаюсь.

    Не ошибаешься. Именно 25-й!
  29. ODERVIT 8 сентября 2015 12:42
    Не берусь разбирать ЛТХ модификаций МиГ-21. А вот на наземных эксплуатационных характеристиках остановлюсь. МиГ-21смт первый из десятка последующих летательных аппаратов, эксплуатацию которых организовывал. Конечно, первый самый запоминающийся и более того любимый. Но всё же, учитывая последующий опыт, давно сделал вывод, а самолёт-то был не очень продуманный, в плане эксплуатационной пригодности. Понятно, что в те времена не очень и задумывались над этим и всё же..... Примеры, чего стоила замена двигателя, полтора дня как минимум, а на смт ещё надо было демонтировать седьмой накладной топливный бак. Очень не удобно было работать с патрубками СПС, сдува пограничного слоя. Для демонтажа преобразователей и ещё чего приходилось разбирать целые отсеки. Неудобна была и расстыковка фюзеляжа. Это на вскидку, ибо многие детали забыты. В целом же присоединяюсь к мнению, что лучший самолёт МиГ-21-эпохи.
  30. Т62 8 сентября 2015 14:18
    Примечательно, что в США снято множество фильмов про войну во Вьетнаме, но ни одного хоть сколько-нибудь известного, где главными героями стали бы летчики-истребители. Гордиться американцам в боях за вьетнамское небо явно было нечем.


    Согласен, нам есть чем гордиться. Но тогда где наш хоть сколько -нибудь известный фильм просто про наших лётчиков во Вьетнаме, не говоря уже как о главных героях фильма. Назовите или я подзабыл?
    Если нет тогда какой смысл этого "камня в их огород"?
    1. Bongo 8 сентября 2015 14:22
      Цитата: Т62

      Согласен, нам есть чем гордиться. Но тогда где наш хоть сколько -нибудь известный фильм просто про наших лётчиков во Вьетнаме, не говоря уже как о главных героях фильма. Назовите или я подзабыл?
      Если нет тогда какой смысл этого "камня в их огород"?

      Замечание во многом справедливое yes Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в отличии от Ближнего востока, во Вьетнаме наши пилоты непосредственного участия в боевых действиях не принимали.
  31. тезей 8 сентября 2015 14:56
    Цитата: veteran66
    Цитата: anokem
    В июле 1970 года над Суэцким каналом состоялся воздушный бой между МИГ-21 , пилотируемыми советскими летчиками и израильскими Фантомами и Миражами-3. Счет 5:0 не в пользу советских ВВС.

    Если Вы имеете в виду воздушный бой 30 июня 1970 г., то там было сбито 4 самолёта и погибло 3 пилота, но это при более, чем двукратном преимуществе противника. Единственный плюс евреям, что они грамотно спланировали бой в тактическом отношении, создав "ловушку", но при этом двое советских лётчиков смогли вырваться из неё, практически совершив невозможное благодаря выучке и манёвренности своих самолётов.

    Это верно.Сильная сторона Израильских ВВС это великолепная подготовкка пилотов,тщательное планирование воздушных операций позволяющее по максимому использовать возможности техники и вооружения.Однако Израиль часто не признает потерь или занижает их.
    1. iouris 8 сентября 2015 16:28
      Все этим занимаются. Правда во время войны сильно от этого страдает (как уже отмечено выше). Но победа в одном бою и в воздушной войне в целом - не одно и то же. Советские лётчики не обязательно были лучше израильских, пока не имели боевого опыта. В 1982 году с самолётами МиГ-23мл в Сирию были направлены наши "специалисты" учить боевых сирийских лётчиков. А надо было учиться. Сирийцы, например, не боялись пилотировать в бою при угле крыла 16, что вызывало ужас у "великих методистов". Также выяснилось, что МиГ-23мл в некоторых случаях имеет преимущества перед F-16 и F-15, о которых советские пилоты не знали по понятным причинам.
  32. DPN 8 сентября 2015 21:38
    Спасибо за статью ,нравятся мне МИГИ лучше чем сухие. наверное роднее рядом собирались. Плохо то что все его секреты достались бывшим друзьям СССР.по этому сейчас и не в милости.
    DPN
  33. oberon 1 15 сентября 2015 14:01
    Миг-21 легенда Авиации drinks

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня