«Чирок»: летательный аппарат на воздушной подушке

52
Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в состав Ростеха, представила на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015, который прошел в конце августа в подмосковном Жуковском, полноразмерный прототип летательного аппарата «Чирок». Данный летательный аппарат может управляться в двух режимах: пилотом или дистанционно оператором, который находится на наземном пункте управления. Особенностью разработки является необычное шасси на воздушной подушке, которое позволяет ему подниматься в воздух без привычной взлетно-посадочной полосы. Аппарат может взлететь практически с любой поверхности, включая снег, песок и рыхлый грунт с препятствиями.

Макет беспилотного летательного аппарата «Чирок», выполненный в масштабе 1:5, был представлен общественности в 2014 году на выставке «Иннопром», которая прошла в Екатеринбурге. В настоящее время готова полноразмерная модель аппарата, размах крыльев которой составляет 10 метров. Аппарат готовится к проведению летных испытаний, сообщают в Объединенной приборостроительной корпорации, которая разрабатывает БЛА. Официальная презентация полноразмерной модели беспилотника состоялась на авиационно-космическом салоне МАКС в этом году. Ровно год спустя мы, как и обещали, привезли на выставку полноразмерный образец, который в настоящее время находится в стадии летных испытаний, подчеркнул гендиректор Объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин. Он заявил, что серийное производство беспилотника может начаться в России уже в 2016 году.



«Чирок» (водоплавающая птица семейства утиных) — это аппарат двойного назначения, он разрабатывается Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом. Беспилотник предназначен для мониторинга водной и земной поверхности, а также перевозки определенной нагрузки. Предполагается, что российские военные смогут использовать данный аппарат для разведки и в качестве ударного беспилотника. В настоящее время над БЛА «Чирок» в составе Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) работают Московский научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ) и концерн «Вега».

Размах крыльев аппарата составляет 10 метров, максимальная взлетная масса — до 750 кг. При этом «Чирок» может взять на борт до 300 кг полезной нагрузки и совершать полеты на высоте до 6 тысяч метров, преодолевая по воздуху расстояние в 2,5 тысячи километров. По словам генерального директора ОПК, «Чирок» уникальная по мировым меркам машина, которая отлично характеризует возможности отечественных разработчиков и уровень развития беспилотных технологий в России. Сегодня разработка аппарата носит инициативный характер, его испытания — это долгий и кропотливый труд. В будущем эту разработку, безусловно, ждет большой потенциал с точки зрения восстребованности как среди представителей Минобороны, так и среди гражданских заказчиков.



Основная особенность беспилотника — это нетипичная для самолета конструкция шасси, а также силовая установка, которая в состоянии на старте поднять воздушную подушку над землей, а уже потом перейти в иной режим работы и обеспечить набор высоты. При этом летательному аппарату не нужна взлетно-посадочная полоса, он может подниматься в небо практически с любой местности, преодолевая пески, снега, болота, кочки и ямы. Воздушная подушка, которая выполнена из двумерно растяжимого композиционного материала собственной разработки, в состоянии выдержать многочисленные порезы, проколы и прострелы, сохраняя все свои качества. Во время совершения полета мембрана за счет оригинального конструктивного решения плотно облегает днище фюзеляжа, позволяя обеспечить летательному аппарату высокое аэродинамическое качество. Несмотря на то, что аппарат обладает довольно широким фюзеляжем, проведенные в аэродинамической трубе испытания показали, что он отличается хорошим аэродинамическим качеством, которое составляет 17 единиц.

Именно конструкция шасси на воздушной подушке является уникальной особенностью беспилотника под названием «Чирок». Благодаря этой воздушной подушек он может взлетать практически с любых пригодных для этого площадок, а длина разбега аппарата не превышает 100 метров. Полная взлетная дистанция до высоты 15 метров составляет 200 метров, отмечает производитель аппарата. При этом «Чирок» в состоянии передвигаться по поверхности, которая имеет существенные неровности, к примеру, кочки высотой до 20 см и ямы, ширина которых не превышает одного метра. Внутри беспилотного летательного аппарата находится специальный центробежный вентилятор, который имеет механическую связь с двигателем. Непосредственно перед взлетом через муфту сцепления вентилятор начинает вращаться, нагнетая воздух через отверстия (8 мм), которые находятся между замкнутой кольцевой мембраной и днищем беспилотника. В результате мембрана раздувается, приобретая форму «тора-бублика», давление внутри которого составляет около 100 килограмм на квадратный метр. Выходящий из мембраны воздух в состоянии поднять беспилотник на высоту, которая исключает трение между днищем аппарата и поверхностью.



После отрыва аппарата от земли и набора высоты в 15 метров вентилятор просто выключается и двигатель начинает полностью работать на вращение тянущих винтов. После того, как подача воздуха прекращена, мембрана (масса около 16 кг, толщина 2 мм) за счет собственного натяжения и под воздействием потоков набегающего воздуха «прилипает» к днищу летательного аппарата. Начиная с высоты 15 метров, «Чирок» совершает полет как обычный самолет.

По словам Александра Якунина, прототип может управляться не только в беспилотном, но и в пилотируемом режиме. Наличие пилота на стадии проведения испытаний позволяет страховать летательный аппарат, на котором впервые отрабатываются новые технологии построения и управления беспилотниками такого типа. В настоящее время в рамках проведения программы летных испытаний осуществляется проверка всех систем беспилотника.



По замыслу разработчиков данного летательного аппарата, он сможет брать на борт различную целевую нагрузку. Среди военных задач, которые сможет решать «Чирок», называют ведение ближней и дальней разведки, электронной разведки, радиоэлектронной борьбы, насыщения зон ПВО ложными целями, целеуказание системам современного ракетного оружия с лазерной системой наведения, а также поражение наземных целей. По сути, речь идет о разведывательно-ударном беспилотнике, который может нести и оптико-электронную аппаратуру для различного мониторинга, и высокоточное оружие. Вооружение аппарата может располагаться внутри корпуса, что делает беспилотник менее заметным, а также положительным образом сказывается на его аэродинамических характеристиках.

Обнаружение беспилотного аппарата с помощью радиолокационных средств затруднено тем, что его корпус выполнен полностью из композитных материалов. А бесшумность полета аппарата достигается за счет использования тихих поршневых двигателей с винтами изменяемого шага. Контроль полета и передача данных осуществляются путем двунаправленного обмена информацией с наземной станцией управления аппаратом по защищенному радиоканалу. В гражданских целях данный беспилотный летательный аппарат может использоваться для осуществления видео- и фотосъемки, контроля за территорией и объектами, экологического мониторинга, поисково-спасательных работ, транспортировки небольших грузов.



Беспилотный аппарат «Чирок» объединяет в себе последние достижения отечественной инженерной мысли из различных областей: авиастроения, радиоэлектроники, химической промышленности. Реализованные в нем технологии позволили создать действительно современный летательный аппарат: прочный, легкий, обладающий хорошими характеристиками, несмотря на довольно большие размеры. При размахе крыла в 10 метров максимальная взлетная масса аппарата не превышает 750 кг. Аппарат обладает цельнокомпозитным (карбоновым) корпусом, а мембрана его воздушной подушки выполнена из суперсовременного материала, созданного отечественными специалистами, технология производства данного материала — российское ноу-хау. В настоящее время инженеры ОПК ведут работу по дальнейшему усовершенствованию технических характеристик беспилотника.

По словам Александра Якунина, данный тип аппарата хорошо подойдет для эксплуатации в тяжелых условиях: в регионах, в которых просто нет взлетно-посадочных полос. Машину можно будет использовать для решения широкого круга задач практически в любом уголке нашей огромной страны. Якунин отметил, что проект будет предлагаться заказчикам как на военном, так и на гражданском рынке. По его мнению, он может вызвать большой интерес не только у представителей Минобороны, но и в топливно-энергетическом комплексе.

Источники информации:
http://rostec.ru
http://opkrt.ru
http://nevskii-bastion.ru/chirok
http://naked-science.ru/article/tech/russan-uav-chirok
http://igor113.livejournal.com/630616.html
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 сентября 2015 06:20
    Удачи в испытаниях!
  2. -5
    4 сентября 2015 06:24
    А "юбка" то где, коль на воздушной подушке?? неувязочка.... wink
    1. -1
      4 сентября 2015 07:35
      Тут видимо имеется в виду эффект экранирования, т.е. при посадке самолет переходит в режим экраноплана в котором максимально снижает скорость без потери в высоте и уже садится на обыкновенное шасси .
      1. 0
        4 сентября 2015 07:57
        Но это ведь не воздушная подушка. И как разгонять экраноплан на земле? Вообще-то эта штука не выглядит способной создать экранный эффект. И бесшумный поршневой двигатель с пропеллером - это как? Даже Карлсон не умел бесшумно сзади подкрадываться. :)

        Такое ощущение, что ежа скрестили с ужом и пытаются под это дело поднять бабла.
        1. +1
          4 сентября 2015 08:16
          Не воздушная подушка , но принцип схож , возможно автор статьи ошибся написав термин какой посчитал нужным .
          Взлет довольно прост , на 100 метровой ВВП аппарат набирает 50км/ч скорости после чего появляется экранный эффект и самолет уходит в небо .
          Я вот только что просматривал информацию по этому поводу и нарыл такую вот картинку
          1. +3
            4 сентября 2015 08:42
            ...но в этом варианте юбка имеется!а значит и воздушная подушка....
            1. +8
              4 сентября 2015 13:56
              Если простите гандом накачать он большим становится, если просто одеть то вроде как то и незаметно. Чем спать в комментах статью лучше перечетайте.
              1. +7
                4 сентября 2015 15:09
                Всем добрый день!)
                Смотрел этот "Чирок" на МАКСе и общался об устройстве с разработчиками, поэтому немного дополню.

                Подушка (мембрана) на нем снята, спрашивал.
                На экранном эффекте он не летает.
                Движки - Ротаксы, т.к. наших аналогов нет.
                По фото двигателя сзади есть пара интересных моментов: 1. под осью винта видна та самая гидромуфта шлицевого вала отбора мощности на нагнетатель подушки.
                2. Слева на крыле - темная полоса, это край закрылка, при взлете он опускается, меняя профиль крыла. При этом образуется щель через которую и идет забор воздуха на подушку.

                Со слов разработчиков дули его во всех трубах и спереди и сзади, и с подушкой и без, вроде все в порядке.
                Но... тем не менее.. эта машина ни разу не летала..
                И когда полетит - непонятно.((
                1. +3
                  4 сентября 2015 18:48
                  Цитата: Thor
                  Но... тем не менее.. эта машина ни разу не летала..
                  И когда полетит - непонятно.((

                  Аппарат ещё ни разу не летал, а господин Якунин говорит о запуске в производство в 2016 году! Вот так нам и вешают лапшу на уши! wink
              2. -1
                7 сентября 2015 04:17
                Alex_Rarog
                Если простите гандом накачать он большим становится


                .....гандону садится на землю при скорости 90км\час не надо! Если он будет слабо надут-удар придется на корпус, а если надуть сильно-скапотирует......как футбольный мяч.
                1. 0
                  7 сентября 2015 12:03
                  Вообще-то не является новостью , что вместо таковой "воздушной подушки" которую создают повсеместно сейчас , можно использовать более эффективный метод . При этом можно манипулировать не только уровнем плотности, вызывающим эту, удерживающую силу , но и притягивающим вектором. Всем известны общие принципы "прыгающего мячика "отскакивающего от воды. Но абсолютно никто не развивает эту методику. При этом в ней весьма значимый позитивный эффект, и особенно для экранопланов и таких суден как в статье.
          2. +1
            4 сентября 2015 09:10
            Дык опять же не очень похоже на конструкцию на стартовой фотке. Ну не те крылья у этого чирка, чтобы на экранном эффекте его поднять. Я вообще-то тоже вначале подумал, что он должен с воды стартовать. Но только как обычный гидроплан.
      2. 0
        4 сентября 2015 08:02
        Размах крыльев аппарата составляет 10 метров, максимальная взлетная масса — до 750 кг. При этом «Чирок» может взять на борт до 300 кг

        При этом вес машины 700 кг, а груз 300 кг - вопрос ?
        1. +2
          4 сентября 2015 08:21
          Цитата: viktorrymar
          При этом вес машины 700 кг, а груз 300 кг - вопрос ?

          Максимальная взлетная - это вес аппарата + вес топлива + вес полезной нагрузки...
          1. +1
            4 сентября 2015 08:48
            Что-то слабо верится, что при массе аппарата с топливом 450 кг он летает на 2500 км....
            1. +3
              4 сентября 2015 09:57
              Цитата: инженер74
              Что-то слабо верится, что при массе аппарата с топливом 450 кг он летает на 2500 км....

              Крейсерская - 250 км/ч, может 10-12 ч в воздухе... Скорее всего, моторы маложрущие...
              1. +4
                4 сентября 2015 10:07
                Цитата: ССИ
                Цитата: инженер74
                Что-то слабо верится, что при массе аппарата с топливом 450 кг он летает на 2500 км....

                Крейсерская - 250 км/ч, может 10-12 ч в воздухе... Скорее всего, моторы маложрущие...

                Два двигателя Rotax-582UL мощностью по 64,4 л.с. Расход топлива 10 л/100 км.
                Ну не может он и
                - весить 700 кг.(максимальная взлётная)
                - летать на 2500 км.
                - брать полезную нагрузку в 300кг.

                П.С.: Вес топлива будет у него не 450кг. (я уже так ошибся, посчитав керосин с удельным в 0,84), а 370кг. (А-92 с удельным 0,74).
                1. +4
                  4 сентября 2015 10:21
                  2500/10=250 л, 250*0,74=185 кг... Откуда вес топлива 370??? Ну, добавим 15 кг (20 л) топлива, тогда вес аппарата 750-300-200=250 кг... Это вес корпуса и моторов, вполне похоже. А... понял - моторов два, тогда, вес аппарата - 65 кг, маловато будет, маловато...
                  1. 0
                    4 сентября 2015 11:39
                    Производиели уже сами запутались, какая же у аппарата маскимальная взлётная масса.

                    Размах крыльев аппарата составляет 10 метров, максимальная взлетная масса — до 750 кг. При этом «Чирок» может взять на борт до 300 кг полезной нагрузки и совершать полеты на высоте до 6 тысяч метров, преодолевая по воздуху расстояние в 2,5 тысячи километров.

                  2. Комментарий был удален.
                2. +3
                  4 сентября 2015 13:02
                  Полезная нагрузка ДО 300 кг. Т.е. либо максимальная полезная нагрузка и минимум топлива, либо наоборот. Соответственно, сухая масса аппарата около 350 кг.
                3. Комментарий был удален.
              2. +2
                4 сентября 2015 11:07
                ...или мало пьющие.... drinks
    2. +10
      4 сентября 2015 10:04
      Цитата: EGOrkka
      А "юбка" то где, коль на воздушной подушке?? неувязочка....


      Вы, видимо, невнимательно прочитали статью. Читаем:
      После отрыва аппарата от земли и набора высоты в 15 метров вентилятор просто выключается и двигатель начинает полностью работать на вращение тянущих винтов. После того, как подача воздуха прекращена, мембрана (масса около 16 кг, толщина 2 мм) за счет собственного натяжения и под воздействием потоков набегающего воздуха «прилипает» к днищу летательного аппарата. Начиная с высоты 15 метров, «Чирок» совершает полет как обычный самолет.

      Вот и всё. Фотограии сделаны на стоянке. Вентилятор выключен, поэтому мембрана натянута.
      Натянутая мембрана не создаёт сопротивление в полёте, поэтому не страдает аэродинамика.

      Очень злит тот факт, что некоторые комментаторы, не прочитав толком статью, начинают говорить, что "подушки нет, эта фсё роспелили, попелили, карупция, враньё!!! ааа!!!11111"
      1. 0
        4 сентября 2015 10:45
        ...я все прочитал....потому и засомневался....bully drinks bully
    3. +2
      4 сентября 2015 11:12
      Цитата: EGOrkka
      А "юбка" то где, коль на воздушной подушке?? неувязочка.... wink


      Народ, вы хотя бы прочитайте статью, а потом критикуйте
      ....Воздушная подушка, которая выполнена из двумерно растяжимого композиционного материала собственной разработки, в состоянии выдержать многочисленные порезы, проколы и прострелы, сохраняя все свои качества. Во время совершения полета мембрана за счет оригинального конструктивного решения плотно облегает днище фюзеляжа, позволяя обеспечить летательному аппарату высокое аэродинамическое качество....

      ....Непосредственно перед взлетом через муфту сцепления вентилятор начинает вращаться, нагнетая воздух через отверстия (8 мм), которые находятся между замкнутой кольцевой мембраной и днищем беспилотника. В результате мембрана раздувается, приобретая форму «тора-бублика», давление внутри которого составляет около 100 килограмм на квадратный метр. Выходящий из мембраны воздух в состоянии поднять беспилотник на высоту, которая исключает трение между днищем аппарата и поверхностью.....

      ....После отрыва аппарата от земли и набора высоты в 15 метров вентилятор просто выключается и двигатель начинает полностью работать на вращение тянущих винтов. После того, как подача воздуха прекращена, мембрана (масса около 16 кг, толщина 2 мм) за счет собственного натяжения и под воздействием потоков набегающего воздуха «прилипает» к днищу летательного аппарата.

      1. -12
        4 сентября 2015 11:44
        Да чепуха это. Ну обмотайте любому самолету нижнюю часть фюзеляжа прорезиненной тряпкой - у него что от аэродинамики останется? Да еще и тряпка в виде бублика. А ведь аппарату потом еще и садиться нужно. Значит он в воздухе должен эту тряпку, которую к корпусу прижимает, снова надуть. Как???
        Бред и сказки про Калсона на пердячьей тяге, короче. Вера школоты в технический прогресс умиляет.
      2. 0
        4 сентября 2015 12:12
        Bad_gr
        Народ, вы хотя бы прочитайте


        ....да мы много читали...и про чудо-таблетки и......лучше раз поглядеть- http://video.bigmir.net/show/523779/ good
    4. +2
      4 сентября 2015 13:49
      А попробовать развеять свое невежество поиском информации в интернете лень? Изучайте:
      1. -2
        4 сентября 2015 15:06
        Инженер, ты не врубился в тему. Если этот пепелац стоит на земле, то юбку надуть не проблема. Но если летит с приличной скоростью, то как ее надувать? Резина прижата к корпусу встречным потоком воздуха так, что якобы даже не мешает полету. Реверсировать пропеллеры? Тогда тяга исчезнет.
        Обрати внимание: нигде не опубликовано снимков "Чирка" в полете. Странно, правда? Но хомячки верят в технику. :)
        1. 0
          5 сентября 2015 12:24
          Но он же не на полной крейсерской садится!!! что бы резина прилипла...а садится то он скорее на брюхо....только потом его "бублик" снижает скорость...и держит над землей. wink
    5. +1
      4 сентября 2015 13:53
      Читаем внимательно! Юбка в обычном состоянии как и состаянии полёта плотно прилегает к фезюляжу.
      1. -1
        5 сентября 2015 15:01
        ...воздушная подушка подразумевает как раз ....что юбка не плотно прилегает к корпусу!!!! а создает воздушный "мешок" между корпусом и поверхностью....
  3. +1
    4 сентября 2015 07:14
    хорошее такси
  4. +4
    4 сентября 2015 08:19
    Винты у "Чирка" толкающие, а не тянущие, как в статье указано...
  5. +2
    4 сентября 2015 08:30
    Очень хочется увидеть полёт этого самолётика, и фотографии днища аппарата!
    1. 0
      4 сентября 2015 08:52
      AndreyS
      Очень хочется увидеть полёт этого самолётика, и фотографии днища аппарата!


      ...навряд ли в ближайшее время...в этом видимо и есть ноу хау! см выше (материал мембраны воздушной подушки создан по современной закрытой российской технологии*)
      1. +2
        4 сентября 2015 10:20
        Вы опять ошибаетесь. 1 год для Вас очень большой срок?
        Цитата: http://nevskii-bastion.ru/chirok/
        Летные испытания разведывательно-ударного беспилотника на воздушной подушке «Чирок» завершатся летом 2016 года, сообщил РИА Новости во вторник гендиректор компании-разработчика БПЛА (Объединенная приборостроительная корпорация) Александр Якунин. «Мы приступили к летным испытаниям, в рамках программы этих испытаний сейчас ведется поэтапная проверка всех систем БПЛА. Мы планируем завершить их лету 2016 года», — сказал он. Собеседник агентства также сообщил, что впервые летные возможности «Чирка» продемонстрируют в ходе гидроавиасалона в Геленджике летом следующего года.

        Источник: http://nevskii-bastion.ru/chirok/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko
  6. +2
    4 сентября 2015 09:42
    хАчу такую пилотную!!! на рыбалку по мещёрским озёрам рассекать =)...а скоки киросину анА жЖёть если на ней не летать а плавать?
  7. +6
    4 сентября 2015 10:02
    Вот, тоже неплохой аппарат:
    Летно-технические характеристики летательного аппарата «ЭКИП Л2-3»

    Полный взлетный вес 9 т
    Грузоподъемность 2.5 т /24 пасс.
    Скорость полета 470-610 км/ч
    Высота полета 5.5-6 км
    Дальность полета 2 000 км
    Топливо 1.5 т
    Длина 11 м
    Размах 14.4 м
    Высота 3.1 м
    Двигатели 2 × PW 305A, PW 206
    Тяга 2 × 2.35
    Тяговооруженность 0.31
    Расход топлива в крейсерском режиме 14 гр./пасс. км
    Площадь воздушной подушки 23.8 м2
    Нагрузка на крыло 102 кг/м2
    Удельное давление на грунт 380 кг/м2
    Длина разбега 400 м
    Взлетно-посадочная полоса грунт, вода
    1. +2
      4 сентября 2015 13:43
      Это совсем другое. Тут ламинарный профиль фюзеляжа, т.е. безвихревое течение газов и фюзеляж работает сам как крыло, создавая подъемную силу. К тому же работает эффект экрана как у экранопланов. Недостатки: высота полета и низкая скорость.
  8. -3
    4 сентября 2015 10:32
    Нет демонстрации, значит все слова в статье это хотелки. ЕМНИП: что-то подобное уже хотели.
    1. 0
      4 сентября 2015 11:12
      Вот ещё. http://igor113.livejournal.com/630616.html
  9. +2
    4 сентября 2015 11:48
    Скажем так это давно забытое старое,во время войны была эскадрилья и-16 на воздушной подушке (шасси)использовалась как разведывательная,взлет и посадка происходили не только на воду,но и на заболоченные участки,данный аппарат найдет свое примирение,все правильно нужны не "традиционные"подходы,и для себя и для рынка
  10. +1
    4 сентября 2015 12:11
    Успеха в испытаниях и доводке машины.
  11. +1
    4 сентября 2015 13:39
    Чирок - сторожила уже МАКСов. Это уже вроде 4 МАКС где его показывают.
  12. -1
    4 сентября 2015 13:55
    Беспилотный аппарат «Чирок»...
    Это только мне показалось, что на фотографиях кабина оборудована креслом и приборной панелью?
    1. 0
      4 сентября 2015 13:58
      Цитата: Ctrannik
      Это только мне показалось..


      Цитата: статья
      По словам Александра Якунина, прототип может управляться не только в беспилотном, но и в пилотируемом режиме. Наличие пилота на стадии проведения испытаний позволяет страховать летательный аппарат, на котором впервые отрабатываются новые технологии построения и управления беспилотниками такого типа.
      1. 0
        4 сентября 2015 19:01
        О каких новых технологиях может идти речь?
  13. +2
    4 сентября 2015 13:57
    Поражают люди, которые вроде бы только что прочитали статью, и начинают нести ахинею типа «где на фотке юбка, сказали же, что воздушная подушка?», «а здесь она есть, это развод, это ежи с ужами!»

    В статье всё объяснено, что юбка прижимается к днищу за счет свойств материала и набегающего потока воздуха, но нет, найдутся товагищи, которые… даже не берусь определить причины, как можно не понять, что написано.
    1. 0
      6 сентября 2015 15:43
      Ментат
      прижимается к днищу за счет свойств материала и набегающего потока воздуха...


      ...на русский.....как это чудо садиться???? на землю....при скорости 90 км/час , если ниже...за счет чего снижается скорость? площадь крыльев и отсутствие автоматизации крыла-не способствуют этому! .....ощущение такое что в этой машине ....чего то не хватает!!! ....теперь понятно?
  14. +2
    4 сентября 2015 14:39
    В советское время подобные "аэролодки-сани" почту развозили на Северах, причём не в самых удалённых!
    1. +2
      4 сентября 2015 16:58
      "Ротаксы" не на керосине, "Ротаксы" на бензине работают.
  15. +2
    4 сентября 2015 17:47
    Впервые "Чирок" еще в виде модели продемонстрировали в 2013 году,
    А именно в ходе Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2013» Московский научно-исследовательский институт (МНИРТИ) продемонстрировал модель легкого многоцелевого самолета-лаборатории «Чирок». Тогда же сообщалось, что в дальнейшем на базе модели будет создан беспилотный летательный аппарат с уникальными свойствами. Об этом в интервью «Росинформбюро» рассказал Алексей Смирнов, начальник отделения беспилотных летательных аппаратов МНИИРТИ.
    Вот ссылка на видео, в котором рассказывается об этой модели.
    https://youtu.be/J84fY3ipz7k
    Тогда же Смрнов рассказал следующее:
    "Благодаря уникальному шасси на воздушной подушке длина разбега «Чирка» не превышает 100 м, а полная взлетная дистанция до высоты 15 м – 200 м. Аппарат способен осуществлять полеты на высотах до 6000 м с максимальной (крейсерской) скоростью 350 (250) км/ч в течение 10-12 часов. При максимальном взлетной массе до 700 кг БЛА способен нести до 275 кг полезной нагрузки. В качестве полезной нагрузки могут использоваться различные оптико-электронные средства, а также целевая сбрасываемая нагрузка. Сегодня ведутся активные работы по дальнейшему увеличению длительности полета и др. характеристик БЛА «Чирок».
    Несмотря на достаточно большую массу нашего аппарата, мы отказались от традиционных способов пуска БЛА и использовали шасси на воздушной подушке.
    Такое шасси позволяет использовать БЛА в условиях отсутствия удобных площадок и значительно снижает требования к качеству поверхности. Особенно это актуально, когда местность в районе применения БЛА имеет неровную (кочки высотой до 200 мм) поверхность с мягким и вязким грунтом. Давление нашего аппарата на грунт значительно ниже указанных и он способен взлетать и садиться практически с любой площадки, протяженностью не менее 100 м. Кроме того, «Чирок» может двигаться по водной (заболоченной) поверхности и рыхлому снегу.
    После набора высоты 15 м и более БЛА осуществляет полет как обычный самолет. При этом уникальная мембрана (масса 16 кг, толщина около 2 мм) за счет особой конструкции как бы «прилипает» к днищу аппарата. Это обеспечивает высокие аэродинамическое качество и др. характеристики беспилотника."
    Будем надеяться, что это не просто реклама.
    Честь имею.
  16. +2
    4 сентября 2015 21:06
    Чирок-трескунок :) А если на реактивную тягу поставить, будет чирок-свистунок. (Больше разновидностей чирков не знаю).
    По теме: интересно было бы посмотреть на летающий вариант, на земле конечно смотрится любопытно, но...