Victory Parade in Harbin

September September 3 Soviet newspapers published an appeal by I.V. Stalin to the people. The document said the end of the war with Japan1945. On the same day, the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR was issued, which on September 1 was declared the day of a nationwide celebration - the Victory Day over Japan and a non-working day3. And on September 2, the capitulation act of Japan was signed. The ceremony took place aboard the American battleship Missouri. Soviet representative, Lieutenant-General K.N. Derevianko, put his signature fourth, after the American, Chinese and English representatives.


Impressions of Marshal Meretskov


The highest Soviet military command arrived in Harbin that day. TASS special correspondent reported: “On September 2, the commander in chief of the Soviet armed forces in the Far East arrived Marshal of the Soviet Union Vasilevsky, commander of the first Far Eastern Front Marshal of the Soviet Union Meretskov and chief marshal aviation Novikov. Representatives of the Soviet military command, led by the head of the Harbin garrison twice Hero of the Soviet Union, Colonel General Beloborodov met the arrivals at the airport ... Harbin residents warmly welcomed the glorious commanders of the Red Army "3. Soviet commanders examined the captured Japanese equipment, which will soon be exhibited on the embankment of Moscow -Rivers for all to see.

Marshal K.A. Meretskov recalled: "The Harbinzinzia Square, decorated with flags, was overcrowded. There were about 20 thousand Russian residents of the city, as well as many Manchus and Chinese. Colonel-General T. Shtykov opened the rally and gave the floor to the representative of the Soviet troops, Major General K. Y. Ostroglazov, who spoke about the collapse of the Kwantung Army and the great role that the Soviet Union played in World War II ... Lawyer Berdyakov spoke from the city’s intelligentsia, Lyudmila Zakharova-Penzhukova from the intelligentsia, Archbishop Nest from the clergy Then, speeches were made by representatives of academics, students, artists, merchants. In conclusion, a big concert was held by local artists and our Red Army Song and Dance Ensemble 1 of the Far Eastern Front "4.

September 7 in Soviet newspapers published the latest operational report for September 5 from the Soviet Information Bureau. The Soviet leadership generously rewarded the participants of the war. Over 2 100 000 people were awarded orders and medals, including 308 000 - fighting. 93 soldiers and officers were awarded the title Hero of the Soviet Union, more than 300 formations, units and ships were awarded orders, 25 received the title of the Guard. The honorary names of the Khingan, Amur, Ussuri, Harbin, Mukden, Port Arthur, Sakhalin, Kuril and other names were assigned to more than 220 compounds and parts of 5.

By the decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR from 30 of September 1945 was established the medal "For the victory over Japan." High awards were awarded to the High Command, including Marshal of the Soviet Union K.A. Meretskov, awarded the Order "Victory".

Victory Parade in Harbin

Soviet-Japanese War
Parade ... will be held only in Harbin

Since antiquity, the symbol of victory was the parade of winners. For unknown reasons, on the territory of the USSR they did not hold parades in honor of the victory over Japan. The country's leadership decided to confine itself to one parade in China. General A.P. Beloborodov recalled: "Vasilevsky told me that, by order of the Supreme Commander IV Stalin, a parade in honor of Victory Day over Japan would be held only in Harbin. Comrade Stalin ordered him to take the parade ... As Marshal of the Soviet Union AM Vasilevsky was I was urgently called to Moscow, they assigned me to take the parade of the troops, and the command of the parade was to lieutenant-general of artillery KP Kazakov "6.

The Victory Parade took place in Harbin on Sunday, September 16 1945. His description was presented in Soviet Far Eastern newspapers7. On the pages of newspapers printed photos of the parade. September 20 in the "Pacific Star" was placed photo N. Ozersky, 7 November 1945, in the "Buryat-Mongol truth" was placed photo S. Savenko.

This celebration of the capital of Manchuria did not know


A TASS report by 18 September from the Khabarovsk Pacific Star newspaper said: "Harbin awoke unusually early, excited by the upcoming Soviet military parade in honor of the victory over Japan. Hundreds of thousands of people took to the streets. The main thoroughfares of the city are Chinese and Diagonal streets and the station Dressed in the best dress, people stood on a trellis along sidewalks, each holding two flags — Soviet and Chinese. A sea of ​​flowers, thousands of slogans in Russian, Chinese and Korean, glorifying greatness and beauty. s soldiers of the Red Army and its commander Generalissimo of the Soviet Union of Stalin IV. Such huge gatherings, such celebrations have never seen and did not know Harbin.

Long before the start of the parade, the station square and adjacent streets were filled with guests. The area is decorated with red panels, slogans, banners, portraits. At 10 hours 30 minutes in the morning, representatives of the military command of the Red Army, the Soviet government, the Republic of China, the clergy and the public of the city occupy the places on the main podium.

In 11 hours, the Hero of the Soviet Union, Colonel-General Beloborodov, arrived twice in the square where the troops of the Harbin garrison lined up for the parade. Having received a report on the readiness of the Harbin garrison for the parade, Colonel-General Beloborodov, accompanied by the parade commander, Lieutenant General Kazakov, toured the troops. “Hurray!” Rattles, then Colonel-General Beloborodov rises to the rostrum and addresses the troops with a speech. The solemn sounds of fanfare announce the beginning of the parade. The first to enter the square are the units commanded by Hero of the Soviet Union, Major General Cherepanov. Solid chased step go shelves. In a monolithic order, warriors move - heroes of the Manchu battles. Following them, columns of fighters pass by the stands, the first to ram the defenses at the border ridge. Their leader is the Hero of the Soviet Union, Major General Batrakov. Thunder applause greeted those present on the square of the famous general and his soldiers.

The parade has been going on for an hour, and the victorious troops are marching through the square in continuous columns. Marines are replaced by signalmen, sappers, mortar men.

Shouting “Hurray!”, Enthusiastic exclamations in honor of the great Stalin are greeted by the assembled entry into the square of the Guard mortars. Small and large "Katyushas" are moving with two ribbons. Thunder of applause does not subside for a minute.

Following the guards mortars through the area passes motorized infantry. On huge machines, warriors participate in battles for the largest Japanese resistance centers. For motorized infantry stands artillery - anti-aircraft guns, anti-tank artillery of various calibers, howitzers, heavy artillery. Long-range cannons with raised up vents evoke universal admiration.

For a moment, the station square was empty. Colored rockets heralded the entrance to the tank parade. At full speed, the T-34 tank flies under the command of the illustrious commander of the tank units of Onishchik. It was his armored vehicles that paved the way through the impenetrable Manchu taiga, overtook Japanese columns and crushed them. These Tanks Onishchik took the city of Mudanjiang. And cut off the retreat to the main Japanese forces. Two columns pass light and heavy tanks past the stands. Crews drive their cars in a clear line. Here tanks sweep named Suvorov, Kutuzov, Minin, Dmitry Donskoy. Here is a car with the slogan: "For our Soviet Motherland!". In her open hatch - Captain Novinsky. During one of the last battles, the Novinsky tank defeated the enemy military echelon and destroyed more than a hundred Japanese soldiers. Then follow the machines of junior lieutenants Pavlovsky and Smirnov. Their crews, when taking one of the enemy strongholds, destroyed seven heavy Japanese guns and shot a lot of enemy infantry.

The parade of the unshakable power of the Soviet military forces is over. Leaving the square, the troops march in the same immaculate ranks across the city. Vokzalny Avenue, Diagonalnaya, Chinatskaya streets are completely covered with fresh flowers.

Verse rumble tank engines, and poured into the square columns of demonstrators.

The demonstration lasted about two hours. "8.

The Soviet-Japanese war put an end to the whole of the Second World War. Military trains with victorious soldiers headed back - to the west.

Notes

1 Transbaikalian worker. 1945. 3 September.
2 ibid.
3 Transbaikalian worker. 1945. 6 September.
4 Meretskov K.A. When the shots died down // Liberation mission in the East. M., 1976. C. 138-139.
5 History World War II 1939-1945. T. 11. M., 1980. C. 321.
6 Beloborodov A.P. Breakthrough on Harbin. M., 1982. C. 187.
7 Amur truth. 1945. 21 September.
8 Pacific Star. 1945. 20 September.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Kibalchish 6 September 2015 17: 11 New
    • 0
    • 0
    0
    Photos are needed, but no, as I understand it crying wassat
  2. erased 6 September 2015 20: 49 New
    • -2
    • 0
    -2
    One can see from one time the Japs did not understand. They require a repetition of the lesson.
  3. 89067359490 6 September 2015 23: 27 New
    • 1
    • 0
    +1
    And at this time, tens of thousands of Russian immigrants, the Smerševites were taken to the gulag.

Парад Победы в Харбине

3 сентября 1945 года советские газеты опубликовали обращение И.В. Сталина к народу. В документе говорилось об окончании войны с Японией1. В тот же день вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым 3 сентября объявлялось днем всенародного торжества - праздником Победы над Японией и нерабочим днем2. А 2 сентября состоялось подписание акта о капитуляции Японии. Церемония произошла на борту американского линкора "Миссури". Советский представитель, генерал-лейтенант К.Н. Деревянко, поставил свою подпись четвертым, вслед за американским, китайским и английским представителями.

Впечатления маршала Мерецкова


Высшее советское военное командование в этот день прибыло в Харбин. Спецкор ТАСС сообщал: "2 сентября сюда прибыли главнокомандующий советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза Василевский, командующий первым Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза Мерецков и главный маршал авиации Новиков. На аэродроме прибывших встретили представители советского военного командования во главе с начальником харбинского гарнизона дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Белобородовым... Жители Харбина горячо приветствовали славных полководцев Красной армии"3. Советские военачальники осмотрели захваченную японскую технику, которая вскоре будет выставлена на набережной Москвы-реки для всеобщего обозрения.


Маршал К.А. Мерецков вспоминал: "Площадь Харбинзинзя, украшенная флагами, была переполнена. Здесь находилось около 20 тыс. русских жителей города, а также много маньчжур и китайцев. Открывавший митинг генерал-полковник Т.Ф. Штыков предоставил слово представителю советских войск генерал-майору К.Я. Остроглазову, который рассказал о крахе Квантунской армии и о той великой роли, какую сыграл во Второй мировой войне Советский Союз... От интеллигенции города выступил юрист Бердяков, от молодежи - Людмила Захарова-Пенжукова, от духовенства - архиепископ Нестор. Затем речи произносили представители научных работников, студенчества, деятелей искусства, торговцев. В заключение состоялся большой концерт силами местных артистов и нашего красноармейского ансамбля песни и пляски 1го Дальневосточного фронта"4.

7 сентября в советских газетах была опубликована последняя оперативная сводка за 5 сентября от советского Информбюро. Советское руководство щедро наградило участников войны. Свыше 2 100 000 человек были награждены орденами и медалями, в том числе 308 000 - боевыми. 93 солдата и офицера удостоены звания Героя Советского Союза, более 300 соединений, частей и кораблей удостоены орденов, 25 получили звание гвардейских. Почетные наименования Хинганских, Амурских, Уссурийских, Харбинских, Мукденских, Порт-Артурских, Сахалинских, Курильских и других присвоены более 220 соединениям и частям5.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 г. была учреждена медаль "За победу над Японией". Высоких наград удостоено высшее командование, в том числе Маршал Советского Союза К.А. Мерецков, награжденный орденом "Победа".

Парад Победы в Харбине

Советско-японская война
Парад... будет проведен только в Харбине

С древности символом победы был парад победителей. По неизвестным причинам на территории СССР не стали проводить парадов в честь победы над Японией. Руководство страны решило ограничиться одним парадом на территории Китая. Генерал А.П. Белобородов вспоминал: "Василевский сказал мне, что по распоряжению Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина парад в честь дня победы над Японией будет проведен только в Харбине. Принимать парад товарищ Сталин поручил ему... Поскольку Маршал Советского Союза А.М. Василевский был срочно вызван в Москву, принимать парад войск поручили мне, а командовать парадом - генерал-лейтенанту артиллерии К.П. Казакову"6.

Парад Победы состоялся в Харбине в воскресенье, 16 сентября 1945 года. Описание его было представлено в советских дальневосточных газетах7. На страницах газет печатались фотографии парада. 20 сентября в "Тихоокеанской звезде" было помещено фото Н. Озерского, 7 ноября 1945 г. в "Бурят-Монгольской правде" была помещена фотография С. Савенко.

Такого торжества столица Маньчжурии не знала


В сообщении спецкора ТАСС от 18 сентября из хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" говорилось: "Харбин проснулся необычайно рано, возбужденный предстоящим парадом советских войск в честь победы над Японией. Сотни тысяч людей вышли на улицы. Главные магистрали города - Китайская и Диагональная улицы и вокзал заполнены. Одетые в лучшее платье, люди стояли шпалерами вдоль тротуаров. Каждый держал в руках два флажка - советский и китайский. Море цветов, тысячи лозунгов на русском, китайском и корейском языках, прославлявших величие и доблесть воинов Красной армии и ее полководца Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина. Такого огромного скопления народа, такого торжества никогда не видел и не знал Харбин.

Задолго до начала парада вокзальная площадь и примыкающие к ней улицы были заполнены гостями. Площадь разукрашена красными полотнищами, лозунгами, транспарантами, портретами. В 10 часов 30 минут утра места на главной трибуне занимают представители военного командования Красной армии, Советского правительства, Китайской Республики, духовенства и общественности города.

В 11 часов на площадь, где ровными прямоугольниками выстроились для парада войска Харбинского гарнизона, прибыл дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Белобородов. Приняв рапорт о готовности Харбинского гарнизона к параду, генерал-полковник Белобородов в сопровождении командующего парадом генерал-лейтенанта Казакова объезжает войска. Гремит "ура", затем генерал-полковник Белобородов поднимается на трибуну и обращается к войскам с речью. Торжественные звуки фанфар возвещают о начале парада. На площадь первыми вступают подразделения, которыми командует Герой Советского Союза генерал-майор Черепанов. Твердым чеканным шагом идут полки. В монолитном строю движутся воины - герои маньчжурских сражений. Вслед за ними мимо трибун проходят колонны бойцов, первыми протаранивших оборону у пограничного хребта. Во главе их - Герой Советского Союза генерал-майор Батраков. Громом аплодисментов встречают присутствующие на площади прославленного генерала и его воинов.

Парад длится уже час, а через площадь непрерывными колоннами идут войска-победители. Пехотинцев сменяют связисты, саперы, минометчики.

Криками "Ура!", восторженными возгласами в честь великого Сталина встречают собравшиеся вступление на площадь гвардейских минометов. Малые и большие "катюши" движутся двумя лентами. Гром оваций не стихает ни на минуту.

Вслед за гвардейскими минометами через площадь проходит мотопехота. На огромных машинах воины - участники боев за крупнейшие узлы сопротивления японцев. За мотопехотой выступает артиллерия - зенитки, противотанковая артиллерия различных калибров, гаубицы, тяжелая артиллерия. Дальнобойные пушки с поднятыми кверху жерлами вызывают всеобщее восхищение.

На мгновение вокзальная площадь опустела. Цветные ракеты возвестили о выходе на парад танкистов. На полном ходу проносится танк "Т-34" под командованием прославленного командира танковых подразделений Онищика. Это его бронированные машины первыми проложили дорогу через непроходимую маньчжурскую тайгу, настигали японские колонны и давили их. Эти танки Онищика взяли город Муданьцзян. И отрезали пути отхода главным японским силам. Двумя колоннами проходят мимо трибун легкие и тяжелые танки. Экипажи ведут свои машины в четком строю. Вот проносятся танки имени Суворова, Кутузова, Минина, Дмитрия Донского. Вот машина с лозунгом: "За нашу Советскую Родину!". В открытом люке ее - капитан Новинский. Во время одного из последних боев танк Новинского разгромил вражеский воинский эшелон и уничтожил больше ста японских солдат. Затем следуют машины младших лейтенантов Павловского и Смирнова. Их экипажи при взятии одного из опорных пунктов противника уничтожили по семь тяжелых японских орудий и расстреляли множество вражеских пехотинцев.

Парад несокрушимой мощи советских военных сил закончен. Покидая площадь, войска идут в таком же безупречном строю через весь город. Вокзальный проспект, Диагональная, Китайская улицы сплошь усыпаны живыми цветами.

Стих гул танковых моторов, и на площадь хлынули колонны демонстрантов.

Демонстрация длилась около двух часов"8.

Советско-японская война поставила точку во всей Второй мировой войне. Воинские эшелоны с солдатами-победителями направились в обратный путь - на запад.

Примечания

1 Забайкальский рабочий. 1945. 3 сентября.
2 Там же.
3 Забайкальский рабочий. 1945. 6 сентября.
4 Мерецков К.А. Когда отгремели выстрелы // Освободительная миссия на Востоке. М., 1976. С. 138-139.
5 История Второй мировой войны 1939-1945. Т. 11. М., 1980. С. 321.
6 Белобородов А.П. Прорыв на Харбин. М., 1982. С. 187.
7 Амурская правда. 1945. 21 сентября.
8 Тихоокеанская звезда. 1945. 20 сентября.
Автор: Владимир Дацышен
Первоисточник: http://www.rg.ru/2015/09/02/rodina-harbin.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Кибальчиш 6 сентября 2015 17:11
    Фото нужны, но нету, я так понимаю crying wassat
  2. стер 6 сентября 2015 20:49
    Видно с одного раза япош ки не поняли. Требуют повторения урока.
  3. 89067359490 6 сентября 2015 23:27
    А в это время десятки тысяч русских эмигрантов смершевцы вывозили в гулаг.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня