Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

«В тот день Ёсицуне из Кисо облачился в красный парчовый кафтан… а шлем он снял и повесил через плечо на шнурах».
«Повесть о доме Тайра».
Автор - монах Юкинага. Перевод И.Львовой


После публикации серии статей о вооружении самураев Японии, многие из посетителей сайта ВО выражали пожелание, чтобы в рамках этой темы был также дан материал о японских шлемах. И, конечно, было бы странно, если бы о доспехах статьи были, а вот о шлемах – нет. Ну, а задержка имела место в связи с… поиском хорошего иллюстративного материала. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз… прочитать! Итак, японские шлемы… Прежде всего отметим, что шлем у всех народов и во все времена считался важнейшей принадлежностью снаряжения воина и почему это так неудивительно, ведь он закрывал человеку голову. Каких только их видов и разновидностей не придумали люди за свою тысячелетнюю боевую историю, причем самых разных и оригинальных. Это и простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян, и богато украшенный шлем вождя с маской из Англии, захоронения в Саттон-Ху, простые по форме сфероконические шлемы и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей. Их и окрашивали в разные цвета (для защиты от коррозии и чтобы его обладателя спутать с кем-то другим было бы невозможно!), и украшали конскими хвостами и павлиньими перьями, а также фигурками людей и животных из «вареной кожи», папье-маше и раскрашенного гипса. Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!


Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Типичный японский кабуто с синодарэ и кувагата.

Впрочем, судите сами. Уже самые первые шлемы кабуто, которые самураи носили с доспехами о-ёрой, харамаки-до и до-мару, были совсем не похожи на те, что применялись в Европе. Прежде всего, они практически всегда выделывались из пластин, а во-вторых, полностью лицо воина они обычно никогда не закрывали. Пластинчатыми были уже шлемы V – VI вв. а дальше это стало уже традицией. Чаще всего на шлем шло 6 – 12 выгнутых пластин, сделанных в форме клина. Друг с другом они их соединяли с помощью выпуклых полусферических заклепок, размеры которых уменьшались от тульи к верхушке шлема. Но на самом деле это были никакие не заклепки, а… футляры, похожие на котелки, их прикрывавшие. Сами заклепки на японских шлемах были не видны!

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Кабуто вид сбоку. Хорошо видны выпуклые «котелки», закрывающие заклепки.

На самой маковке японского шлема красовалось… отверстие, называвшееся тэхэн или хатиман-дза, а вокруг него шел декоративный ободок – розетка из бронзы тэхэн-канамоно. Отметим, что особенностью японских шлемов была большая декоративность, и вот уже в этих деталях она проявила себя в полной мере. Спереди ранние шлемы украшали полосы в виде накладных стрел синодарэ, которые обычно золотили, так, чтобы они были хорошо видны на фоне металлических полос, традиционно покрытых японским черным лаком. Под стрелами находился козырек, называвшийся мабидзаси, который к шлему крепился заклепками санко-но бё.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Деталировка шлемов хоси-кабуто и судзи-кабуто.

Шею воина сзади и по бокам была закрыта назатыльником сикоро, который состоял из пяти рядов пластин кодзанэ, которые соединялись между собой при помощи шелковых шнуров того же цвета, что и доспехи. Сикоро прикреплялся к косимаки – металлической пластине – венцу шлема. Самый нижний ряд пластинок в сикоро называли хисинуи-но ита и переплетали шнуровкой крест-накрест. Четыре верхних ряда, считая с первого, назывались хати-цукэ-но ита. Они шли на уровне козырька и затем выгибались наружу почти под прямым углом слева и справа, в результате чего получались фукигаэси – отвороты «U» образной формы, предназначенные защищать лицо и шею от боковых ударов мечом. Опять-таки кроме защитных функций они использовались для опознавания. На них изображали фамильных герб – мон.

Три верхних ряда фукигаэси, обращенные наружу, покрывали той же кожей, что и кирасу. Благодаря чему достигалось стилевое однообразие в оформлении доспеха. К тому же и медный позолоченный орнамент на них был повсюду одинаковым. На голове шлем закрепляли при помощи двух шнуров, называвшихся кабуто-но-о. Внутреннюю поверхность шлема обычно красили в красный цвет, который считался самым воинственным.

В XII веке количество пластинок стало расти, а сами они сделались значительно уже. А еще на них появились продольные ребра, что увеличило прочность шлема, хотя вес его и не увеличился. Тогда же кабуто получил и подкладку с ремнями, вроде той, что применяют сейчас на касках монтажников или шахтеров. До этого удары по шлему смягчались только повязкой хатимаки, завязывавшейся перед тем, как был надет шлем, шапочкой эбоси, конец которой выправляли наружу, через отверстие тэхэн, и волосами самого самурая.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Судзи-кабуто XV – XVI вв. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

А всего до появления в Японии европейцев, шлемов у самураев было всего лишь два вида: хоси-кабуто – шлем, на котором заклепки выступали наружу, и судзи-кабуто, у которого они крепились впотай. Как правило, судзи-кабуто имели большее число пластинок, чем хоси-кабуто.

Конец XIV – начало XV в. ознаменовалось ростом числа пластин в кабуто, которое стало достигать 36 (на каждую пластину при этом приходилось по 15 заклепок). В результате этого шлемы приобрели такие размеры, что уже весили более 3 кг – примерно столько же, сколько и знаменитые европейские рыцарские шлемы топхельм, имевшие форму ведра или горшка с прорезями для глаз! Носить столь большую тяжесть на голове было просто неудобно, и некоторые самураи нередко держали свой шлем в руках, используя… в качестве щита, и отражали им летящие в них стрелы противника!

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Кувагата и диск с изображением цветка павлонии между ними.

На шлеме часто укреплялись различные нашлемные украшения, причем чаще всего это были рога кувагата из тонкого позолоченного металла. Считается, что появились они еще в конце эпохи Хэйан (конец XII в.), причем тогда они имели форму буквы «V» и были довольно тонкими. В эпоху Камакура рога по форме стали походить на подкову или букву «U». В эпоху Намбокутё рога на концах стали расширяться. Наконец в эпоху Муромати они стали просто непомерно огромными, а между ними добавили еще и вертикально стоящий клинок священного меча. Вставляли их в специальный паз, находившийся на козырьке у шлема.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

О-ерой XVIII века с кувагата в стиле эпохи Намбокутё. Метрополитен музей, Нью-Йорк.

Считалось, что они служат не только для украшения доспеха и устрашения врагов, но могут оказать самураю в бою и реальную помощь: поскольку делались они из тонкого металла, то отчасти смягчали удары, наносимые по шлему, и выступали в качестве своего рода амортизаторов. Между ними мог также крепиться герб владельца доспехов, устрашающие лица демонов и разные символические изображения. Нередко на козырьке между «рогами» (а часто и вместо них) укреплялась и круглая позолоченная и отполированная пластинка – «зеркало», которой следовало отпугивать злых духов. Считалось, что, увидев в ней свое отражение, подступающие к самураю демоны испугаются и убегут. В задней части тульи шлема находилось специальное кольцо (каса-дзируси-но кан), к которому привязывали вымпел каса-дзируси, позволявший отличать своих воинов от чужих сзади.

То есть, очевидно, что шлем кабуто был очень декоративной, и к тому же прочной конструкцией, вот только при всем своем совершенстве и наличии сикоро и фукигаёси лица воина он не защищал совершенно. В странах Востока и в Западной Европе существовали шлемы с лицевыми масками, выполнявшими функцию забрала, но они крепились непосредственно к шлему. У более поздних европейских шлемов бундхугель («собачий шлем») и армэ, имевших открывающееся забрало, оно могло подниматься на петлях или открываться наподобие окна. То есть оно так или иначе, но соединялось со шлемом, даже в тех случаях, когда его делали подвижным. А вот как обстояло дело с кабуто?

Что ж – для этого у японцев существовали свои собственные защитные приспособления, а именно защитные маски хаппури и полумаски хоатэ, получившие общее название мэн-гу. Маску хаппури, которая под шлемом, воины начали использовать с периода Хэйан (конец VIII в. – XII в.), и она прикрывала им лоб, виски и щеки. Для слуг эта маска и вовсе часто заменяла шлем. Затем в эпоху Камакура (конец XII в. – XIV в.) знатные воины стали носить полумаски хоатэ, которые закрывали не верхнюю, а напротив – нижнюю часть лица – подбородок, а также щеки до уровня глаз. В доспехах о-ёрой, харамаки-до и до-мару горло ничем не защищалось, поэтому для его прикрытия придумали латное ожерелье нодова, которое обычно надевали без маски, так как те имели своё собственное прикрытие для защиты горла, называвшееся ёдарэ-какэ.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Типичная маска мэмпо с ёдарэ-какэ.

К XV веку маски и полумаски мэн-гу стали очень популярны и подразделялись на ряд типов. Маска хаппури не изменилась и по-прежнему закрывала лишь верхнюю часть лица и не имела прикрытия для горла. Полумаска мэмпо, напротив, закрывала нижнюю часть лица, но лоб и глаза оставляла открытыми. Особая пластина, которая защищала нос, имела шарниры или крючки и могла сниматься или устанавливаться по желанию.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Маска мэмпо XVII века.

Полумаска хоатэ в отличие от мэмпо нос не закрывала. Самой открытой была хамбо – полумаска на подбородок и нижнюю челюсть. Но была и маска, закрывающая все лицо целиком – сомэн: в ней были отверстия для глаз и рта, а лоб, виски, нос, щеки, и подбородок полностью закрывались. Впрочем, защищая лицо, маски мэн-гу ограничивали обзор, поэтому чаще всего их носили полководцы и богатые самураи, которые сами уже почти не сражались.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Маска сомен работы мастера Миочина Мунеакира 1673 – 1745 гг. Музей Анны и Габриэль Барбье- Мюллер, Даллас, Техас.

Интересно, что на той же маске сомэн предусматривалось крепление на петлях её центральной части, позволявшее отсоединить от неё «нос и лоб» и таким образом превратить её в более открытую маску хоате или в просторечии – сару-бо – «морду обезьяны». У многих масок, закрывающих подбородок в его нижней части, предусматривалась одна или даже целых три трубочки для пота и все они имели на своей внешней поверхности крючки, позволявшие закрепить их на лице при помощи шнуров.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

На подбородке отверстие для пота.

Внутренняя поверхность лицевых масок так же, как и шлем красилась в красный цвет, а вот отделка внешней поверхности могла быть удивительно разнообразной. Обычно маски, изготовленные из железа и кожи, делали в виде человеческого лица, и мастера нередко стремились воспроизвести в них характерные черты идеального воина, хотя очень многие мэн-гу были похожи на маски японского театра Но. Хотя они часто делались из железа, на них воспроизводились морщины, прикрепляли к ним бороду и усы, сделанные из пеньки, и даже вставляли в рот зубы, которые вдобавок еще и покрывали золотом или серебром.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

Очень редкое украшение – между рогами кувагата укреплена маска с лицом женщины.

Шлем Кабуто и маски Мэн-гу (часть первая)

А вот ниже была эта маска!

В тоже время портретное сходство маски и ее обладателя всегда было очень условным: молодые воины обычно выбирали маски стариков (окина-мэн), а вот пожилые напротив – маски юношей (варавадзура), и даже женщин (онна-мэн). Маскам нужно было еще и устрашать врагов, поэтому очень популярными были маски леших тэнгу, злых духов акурё, демониц кидзё, а с XVI века еще и маски экзотические намбанбо (лица «южных варваров»), или европейцев, приходивших в Японию именно с юга.

Автор выражает признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленные фотографии и информацию.

Рис. А Шепса
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. vrach 14 сентября 2015 07:19
    Бесспорно искусство. И наличие устрашающего декора. А как с функциональностью?
    1. kalibr 14 сентября 2015 07:58
      Обилие шнуров намокало. Замерзало! Ломалось! В них заводились вши и муравьи! Можно было захватить копьем с крюком.На показе известны (описаны) случаи когда мечом шлем разрубался. В бою вряд ли...
      1. abrakadabre 14 сентября 2015 12:19
        Все растет от тактики.
        Для Европы - это таран копьем. Потому и гораздо более "скользкие" части доспеха, чтобы максимально повысить вероятность соскальзывания наконечника копья противника. Отсутствие всяких прочных рогов для того же. Потому что прочная ветвистая конструкция на шлеме - это своего рода ловушка для клинка или алебарды. Которые вместо соскальзывания будут передавать всю силу удара в шлем. Все примеры вычурных нашлемных украшений для Европы - это весьма непрочные штуки, что отваливались от первого же даже легкого удара.
        У самураев же это в первую очередь обстрел из луков. Так что для вычурного украшательства возможностей побольше.
  2. Вольный ветер 14 сентября 2015 08:31
    Смешные причиндалы
  3. агент 008 14 сентября 2015 09:00
    Да уж, в театральности японцам не откажешь! Так как, самураи были не только умелыми фехтовальщиками, но и разбирались в искусстве, и даже хорошо рисовали, что считалось хорошим тоном, то тягу к украшательству понять можно! Но гораздо забавнее выглядят наши "дембеля" (не хочу их обидеть) с самодельными аксельбантами и кучей значков на форме...
  4. Egor65G 14 сентября 2015 10:04
    Отличная статья, очень обстоятельная и довольно подробная. Впрочем, как и предыдущие smile
    Спасибо hi
  5. отто меер 14 сентября 2015 12:41
    Не согласен с автором по некоторым "пунктам". Вот к примеру:
    "простейший шлем – полусфера с козырьком, как у римлян" - я так понимаю, это апуло-коринфский? или касис?, впрочем не важно. Оба этих шлемофона отнють не просты, один цельнотянутый, второй каркасный с развитой защитой, максимально продуманные и заточенные под тактику. Самый простой на мой взгляд - обод с пластинами крест-накрест.
    "и очень сложные из нескольких пластин на заклепках шлемы топхельм западноевропейских рыцарей" - ни чего не путаете? Топхельм - по нашему "ведро", в изготовлении, да и конструктивно, совсем не сложен.
    "Тем не менее, можно вполне доказательно утверждать, что именно японский шлем к доспехам о-ёрой – кабуто превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности и это – несомненно!" - Сомненно! По защите он и рядом не стоял с европейскими шлемами, а по оригинальности.... в Европе тоже оригиналов хватало, тут и личины (и с усами, и с зубами, и даже с очками), и крылья, и рога, и перья и... много короче чего.
    И вообще вижу, Вы довлеете к японским вооружениям, сужу по подробному и с любовью выполненному описанию, (это дело я очень уважаю, заинтересованность, в смысле), но не стоит так уничижительно отзыватся о Западе. Все таки по технологии, эффективности, качеству Запад на голову выше Востока, если сравнивать самурая и какого нибудь риттера, в этом плане.
    1. kalibr 14 сентября 2015 16:20
      Насчет сложности "ведра" можно поспорить - "ведра" тоже были разные. Но доказано, что в японских шлемах деталей больше на порядок. Посчитайте заклепки в шлеме из 120 пластин? С очками шлем Генриха 8-ого - подарок, рога были из вареной кожи - до первого удара. А тут и красота и функциональность в одном изделии. В Европе нет. Кулус это полусфера - чего проще, пусть даже и цельнотянутая."Превзошел все прочие образцы, если не по своим защитным качествам, то… в оригинальности" - чего Вам еще? Про европейские шлемы материал будет - даже название скажу - "Крепость для головы". Все есть, просто нельзя все вывалить сразу. Я же тут не один...
      1. отто меер 15 сентября 2015 12:37
        Цитата: kalibr
        Насчет сложности "ведра" можно поспорить - "ведра" тоже были разные.
        И о чем тут спорить? Мы же говорим о классическом топпельхейме, а он простой. Дальнейшие модификации и новые типы, произошедшие от поппеля, те да сложнее, а подчас и очень сложнее, а исходный топпельхейм простой. Даже "норманка-пилотка" и то сложнее.
        Цитата: kalibr
        Но доказано, что в японских шлемах деталей больше на порядок.
        А я с этим и не спорю, но что это доказывает? То что он лучше?
        Цитата: kalibr
        Посчитайте заклепки в шлеме из 120 пластин?
        А посчитайте прочность этого шлема. 120 пластин, мильен заклепок, это как раз и говорит об отсталости в технологии востока. Клепанный танк или литой (сварной) какой крепче?
        Цитата: kalibr
        Кулус это полусфера - чего проще, пусть даже и цельнотянутая
        Не всегда цельнотянутая, может быть сварной, каркасной, но не важно. Ни когда не пробовали вытянуть сферу? Это не так просто.
        Но ладно это все частности, я что сказать хотел то, своим комментом. Считаю не правильно превозношение японского военного искуства. По сравнению с западом (если отбросить мифы и досужие домыслы) японцы находились в глубокой опе. Причем буквально по всем позициям. Да они создали свою, ни на что не похожую, культуру. Но если оценивать объективно... Оружие - плохо, доспехи - плохо, тактика - в зачаточном состоянии, дисциплина - очень плохо, фехтование - плохо, службы тыла - катастрофа, замки - скворешники. Я вот про что. Не в укор Вам. Статью прочел на одном дыхании. Подробно, обстоятельно, со знанием дела.
        Цитата: kalibr
        Про европейские шлемы материал будет - даже название скажу - "Крепость для головы".
        Если качество не упадет, ждемс! весьма ждемс!
        1. abrakadabre 15 сентября 2015 14:37
          Ни когда не пробовали вытянуть сферу? Это не так просто.
          Пробовал, проще пареной репы. Это же не для оптических приборов допуски. Тут точность изготовления в несколько мм вполне достаточна.
          Образцы кирас вполне сложной формы эпохи до ё-рой (танко, эпоха Кофун) говорят о нормальном уровне развития кузнечного дела. Образцы различных богато украшенных изделий говорят о том же. И кстати, выковать лицевую маску из железа, подобную тем что на фото, гораздо сложнее чем купол для шлема.
          Тут больше стоит говорить о высокой степени традиционности заказчиков. И об отсутствии необходимости ввиду консервативности военного дела. Японцы полторы-две тысячи лет варились в собственном соку без серьезных нашествий извне. Вторжение Хубилая ввиду провальности никак не подтолкнуло японское военное дело к эволюции. Как и корейские завоевательные походы самих японцев. Для тяжеловооруженного лучника ламеляр удобнее жестких сплошных конструкций. Вот он и распространился повсеместно. А потом сыграла свою роль крайняя традиционность японского общества. Военного сословия в том числе.
          Оружие - плохо, доспехи - плохо, тактика - в зачаточном состоянии, дисциплина - очень плохо, фехтование - плохо, службы тыла - катастрофа, замки - скворешники.
          Справедливости ради:
          Оружие - нормально, не лучше не хуже других стран сопоставимого развития. Остальное - положительный (японский) или черный (противной стороны, например ваш) пиар, не более.
          Доспехи - вполне... так же, ни лучше ни хуже. Отвечают своему функционалу. Но стоит уточнять конкретный век - на 11-13 века о-ёрой - на порядок лучше европейского комплекса с хауберком, на 15-16 века - на порядок хуже.
          Тактика - а то французы при Кресси или при Азенкуре проявили чудеса тактического маневрирования. Ню-ню... Тупая лобовая атака кучей-малой. В общем все то же самое что и у всех, от Чукотки до Сахары.
          Дисциплина - ммм... эээ... у рыцарского ополчения очень нежно выражаясь, мягко говоря ху...вая. Тоже никаких отличий от Японии. Образцом дисциплины и доступной и этом тактической управляемости войск стоит подавать монголов периода Чингизхана и его первых преемников.
          Службы тыла - тоже не вижу особой принципиальной разницы.
          Фехтование - сложно сказать о преимуществе той или другой традиции. Одинаковая физиология, схожее вооружение рождает универсальные принципы фехтовальных движений. Много ли вы найдете отличий в технике владения европейским двуручным гроссмессером и японским тати? Я вот очень мало.
          Замки - если бы в Европе была такая же сейсмическая активность как в Японии, черта с два бы мы увидели фортификационную архитектуру в стиле готики. Первые европейские же замки в виде холма с донжоном и деревянным частоколом вокруг конструктивно не отличаются от японских замков. Если же посмотреть на поздние крепостные фортификации лучевой организации с бастионами и равелинами, то они словно близнецы-братья походят на японские. Как это ни странно.
          Что в сухом остатке? На момент объединения страны, в Японии с военным делом и амуницией было вполне себе на уровне. Европа начала свой отрыв с огнестрельным оружием, но еще не успела уйти недосягаемо. А вот последовавшая самоизоляция в Новое время все испортила. Совсем.
          1. kalibr 15 сентября 2015 22:31
            Первый раз встречаю такое трезвое оценочное суждение - хотя нет,было о мечах у одного немца. Полностью согласен со всем, что Вы написали!
        2. kalibr 15 сентября 2015 22:36
          Насчет тактики... тоже не надо так круто. В Японии она была из Китая, а там уровень военной теории был таков, что ее и сейчас изучают. И там вся верхушка была не просто грамотной, а образованной. А в Европе... ох... "Король не делает, чтобы мочились на лестнице!" - это 1327 год, кажется. И Дрпюон это не придумал.
          1. отто меер 16 сентября 2015 00:26
            Цитата: kalibr
            В Японии она была из Китая, а там уровень военной теории был таков, что ее и сейчас изучают.
            Да, а еще китайцы придумали вообщевсенасвете. И кстати в китайских военных училищах изучают Русскую/Советскую тактику, а не наоборот.
            Цитата: kalibr
            А в Европе... ох... "Король не делает, чтобы мочились на лестнице!" - это 1327 год, кажется. И Дрпюон это не придумал.
            Это да, только китайцы до сих пор так делают. Уж простите если задел, вижу Вы китайцев очень почитаете. hi
    2. abrakadabre 15 сентября 2015 14:55
      Все таки по технологии, эффективности, качеству Запад на голову выше Востока, если сравнивать самурая и какого нибудь риттера, в этом плане.
      Когда делаете столь смелые заявления, всегда указывайте более менее точный исторический период. Потому что, результат сравнения может радикально отличаться в обе стороны. На период до 4-го крестового похода - вторжения монголов, ничего няшного в европейском доспехе по сравнению с другими странами и Японий в частности не было. На следующий период до первой трети 15-го века - примерно одинаково. Следующие 150 лет - таки да. Максимиллиан рулит.
  6. отто меер 16 сентября 2015 00:19
    Цитата: abrakadabre
    Когда делаете столь смелые заявления,
    Не знаю что такого смелого в моем заявлении, это факт, вспомним в каком состоянии было японское военное дело на момент "открытия" этой страны европейцами в 18 веке.
    Цитата: abrakadabre
    всегда указывайте более менее точный исторический период. Потому что, результат сравнения может радикально отличаться в обе стороны.
    Это признаю, это справедливое замечание.
  7. JääKorppi 17 сентября 2015 09:59
    Особенно веселит сериал Викинги, который имеет отношении к исторической правде как собака к боевому скакуну! Там герои без шлемов шляются совсем. Хотя воин мог не иметь меча, кольчуги, сапог, но шлем, щит и топор как и любой русич имел обязательно!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня